Житие иконописца алипия. Житие иконописца: меж двух образов Успения. Иван Воронов вырос в деревне, выучился живописи, делал на заводе бомбы

Монаха Алипия те, кто видел написанные им лики святых, называют "современным Рафаэлем". Сейчас у возрожденной после длительного перерыва Валаамской иконописной мастерской, где он трудится, сформировался свой стиль. Специалисты считают его каноническим.

25.08.2017 Трудами братии монастыря 3 905

Валаамского иеромонаха Алипия (+1901 год) те, кто видел написанные им лики святых, называют "современным Рафаэлем" . Сейчас у возрожденной после длительного перерыва Валаамской иконописной мастерской, где уже трудится другой монах Алипий - наш современник, сформировался свой стиль. Специалисты считают его каноническим. Он был принят еще в древней Византии: с некоторыми условностями, схематичностью, без лишних деталей. Небольшое помещение, где рождаются образа, расположено на втором этаже Владимирского скита. Корреспонденту РИА Новости Юлии Чичериной удалось встретиться с иконописцем и разузнать тонкости его ремесла.
- Отец Алипий, расскажите о своей работе, сколько человек трудятся в этой мастерской?

Всего четыре человека. Но главное - не количество людей и размер помещения, а то, что на Валааме начали возрождать иконопись, которая в тяжелые для нашей страны времена прекратила свое существование. Отрадно, что сейчас она возрождается.

В своей работе мы используем те технологии, которые применяли еще в XII веке. Пишем в основном темперой - натуральной природной краской. Все делаем сами: растираем ее и перетираем с яичным желтком. Главная ее особенность - она не выгорает. Это проверено веками, чего не скажешь о современных красках. Конечно, писать настоящей темперой тяжело - только набивать руку надо минимум года четыре. Темпера - краска прозрачная, и чтобы она смотрелось ярко, надо, набирая цвет, проходить не менее пяти слоев, а бывает, и больше. Доски под икону - липа и сосна.

Каждая икона имеет свой характер, свою историю и свой внутренний свет, который мастер старается передать с помощью своего видения того или иного образа.

- Какой путь вы прошли до того момента, как попали на Валаам?

- На Валааме я только год. Когда мне было 22 года и за плечами у меня уже было художественное образование, я принял решение уйти в монастырскую жизнь. И уже более 30 лет тружусь на благо монастырей. Больше 19 лет прожил во Пскове - вначале моей обителью стал Псково-Печерский монастырь, потом трудился в Мирожском монастыре. А вот иконописью стал заниматься не сразу.

Не всегда те, кто поступают в монастырь, занимаются "близким" для них делом. Так и случилось с Алипием: после прихода в монастырь его спросили о том, что он больше всего любит делать, на что он рассказал о живописи. Услышав восторженный рассказ трудника о живописи, его отправили на работу в… коровник, осваивать новое ремесло. Оказалось, что "все, что около тебя, необходимо любить", и только тогда человек сможет открыть новый мир и познать свои возможности.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы написать лики святых, что в этом деле самое сложное?

Самое главное - это молитва, которая сопровождает человека в любом занятии, а особенно в таком деле, как написание икон. Одна из главных сложностей - в том, что ты передаешь образ не с натуры, а из своего сердца. Он выглядит так, как его представляет твоя душа. Ты переносишь на доску всю любовь и все благолепие, почерпнутые в молитве. Поэтому перед тем, как приступить к работе, мы всегда молимся.

- А какая самая сложная иконописная работа была в вашей жизни?

- Это икона Божией Матери "Всецарица". Она сейчас находится в алтаре Свято-Преображенского собора, в Благовещенском приделе. На ее создание ушло семь лет. Она довольно большая: высотой около более двух метров, шириной - два. Конечно, такая работа была сложной.

Одной из легких считается работа над "окном" - иконой, которая находится в раме. Не ошибусь, если скажу, что сложно расписывать "небо" - своды храма. Не каждый мастер берется за такую работу: она достаточно кропотливая, не терпит ошибок и сложная в физическом плане. К примеру, сейчас я занимаюсь "окном" - пишу лик Ксении Петербургской. Эта икона будет находиться в одном из храмов Пскова.

- Отражаются ли в ваших работах красоты Валаама?

Роспись - это мистика. Все, что находится во время работы вокруг художника, вызывает прямой отголосок в его творчестве. И природа святого острова обязательно присутствует в образах и настроении, которое передается ликам святых. Мне, кстати, очень нравится японская графика: пятно, силуэт и линия - все эти детали очень близко подходят к иконописи.

- Каждая ваша работа имеет свой характер. А бывают ли повторения?

Икона не может повторяться, она не штамп. Вот перед вами два образа Ксении Петербургской (показывает на свои работы. - Прим. авт.), всмотритесь: лик один, а все же они разные. Здесь играют свою роль много факторов: колорит, настроение, душевный порыв, переживания или, наоборот, ликование в сердце, солнце - бездна чувств. А были случаи, что перед написанием святого лика мне он являлся во сне. Проснувшись, торопился в мастерскую, чтобы уловить и передать этот образ.


- Можно ли разделить вашу жизнь на до и после того, как вы стали монахом?

В 1990-х годах я окончил Симферопольское художественное училище и решил уйти в монастырь. Тогда я часто пребывал в "безпомыслии", то есть без помыслов - не двигаясь вперед, постигая и узнавая что-то новое… Будто останавливалась жизнь, и я замирал вместе с ней.

В этом есть минусы, но есть и плюсы. Иногда мне это состояние помогает: стоишь "внутрь себя", без всяких помыслов, пишешь работу, а твою руку кто-то ведет. Это состояние блаженное. Ты отключаешься, а потом видишь результат и восхищаешься каждым штрихом.

Попал в монастырь. Могу сказать, что моему становлению как иконописца помогла молитва старцев - протоиерея Николая Гурьянова и насельника Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). При встрече с ними я просил у них молитв в помощь.

- А какая, на ваш взгляд, главная цель иконы?

В иконописи самое главное - это основа: чистота сердца. Икона же выступает в роли помощницы в достижении главной цели - любви, добра и сердечного тепла. Икона есть искусство из искусств, это больше, чем творчество. Во время работы мы непрестанно молимся.

Монашеское дело - передать внутреннюю чистоту сердца. Человек должен узреть ее в себе - там есть бездна, в которой ты найдешь ответы на все вопросы. Насколько человек очистит свое сердце, настолько икона становится чудотворной.

Материал РИА новости

Полное собрание и описание: преподобный алипий печерский молитва для духовной жизни верующего человека.

Преподобне отче Алипие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Алипие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Преподобному Алипию Печерскому

Зраки изобразуя святых на дщицах, сих благодеяния спешно, яко искусен художник, всехвальне Алипие, нарисовал еси на скрижалех твоего сердца и сего ради, аки образ, благолепне украшен, священства благодатию, аки златом, обложился еси от Христа Бога и Спаса душ наших.

Пустынный житель, и во плоти ангел, и чудотворец явился еси, Богоносне отче наш Алипие, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Алипие, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире Управи живот наш.

От юности Божественное в себе имея начертание, вдан был еси в научение иконнаго писания; и внегда небеси подобная Богородицы писашася церковь, ты таможде пособствовал и видел еси Духа Святаго осияние, от Негоже приял еси чудес действо, яко иконы твоя чудотворяху, тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Ублажаем тя, преподобне отче Алипие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Икона Преподобному Алипию Печерскому, иконописцу

Популярные молитвы:

Молитвы Пантелеимону великомученику и целителю

Молитва преподобному Ипатию Печерскому, целебнику

Молитва преподобному Александру, игумену Свирскому

Молитва святому преподобному Спиридону Печерскому

Молитвы преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким Чудотворцам

Молитва преподобному Афанасию Афонскому

Молитва священномученику Киприану и мученице Иустинии

Молитва Пресвятой Богородицы Умягчение злых сердец или Семистрельная

Молитвы Святому Архангелу Иегудиилу

Молитва преподобному Симеону Столпнику, икона

Молитва святой великомученице Евфимии Всехвальной

Молитва праведному Евдокиму Каппадокиянину

Молитвы Оптинских старцев

Молитвы в продолжении дня

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

Преподобный алипий печерский молитва

Официальный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии

«Приступающим к изучению техники иконописного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись - это не просто искусство, это искусство церковное.

Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.»

Канон прп. Алипию Печерскому

Тропарь, глас 8-й

Зраки изобразуя святых на дщицах, сих благодеяния спешно, яко искусен художник, всехвальне Алипие, написовал еси на скрижалех твоего сердца и сего ради, аки образ, благолепне украшен, священства благодатию, аки златом, обложился еси от Христа Бога и Спаса душ наших.

Канон, глас 8-й

Ирмос: Песнь возслем, людие, чудному Богу нашему, свободившему Израиля от работы, песнь победную поюще и вопиюще, поим Тебе, Единому Владыце.

Припев:

Песнь возслати подаждь, Христе, помощь свыше рабом Твоим, да принесем от теплыя любве хваление в памяти угодника Твоего Тебе, Единому Владыце.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Благодати умножившейся, процветаше вера, и умножашеся полк преподобных на горе Печерстей, имже сообщник в житии хотя быти преподобный, прииде послужити Единому Христу и Владыце.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

От юности твоея вдался еси родители своими, преподобне, в научение иконнаго писания, емуже усердно прилежа, написовал еси в сердце своем целомудрие и чистоту, яко от обоих был еси раб своему Владыце.

Слава: Чудное твое послушание дивнаго тя чудесе зрителя показа, отче, видел бо еси образ Владычицы, изображен нерукотворенне, и, от сего видения большею любовию к богомыслию разгоревся, сердце свое уготовлял еси, аки скрижаль, к написанию памяти о Христе Владыце.

И ныне: Скрижале, имущая Духом Святым написанный несказанно Образ Ипостаси Отчия, мое злообразие, Мати Дево, во благообразие благих деяний претвори, да отныне уготовлюся послужити Христу, Богу моему и Владыце.

Ирмос: Несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш, Егоже поет вся тварь: несть праведен, паче Тебе, Господи.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Несть Тебе подобен в бозех, Христе, действом бо Твоего Пресвятаго Духа изобразил еси икону Матере Твоея нерукотворенне, и бысть чудо велие, емуже самовидец бе преподобный Твой, Господи.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Иже чудеса действоваше, Тойжде излете от уст иконы нерукотворенныя во образе голубинем, Егоже видев облетающа внутрь церкве, преподобный Твой, Христе, вся презре и ничтоже в мире сем возлюби, паче Тебе, Господи.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Образ славы Божия видев, преподобне, абие изменил еси мирский образ, быв черноризец, добре написуя добродетели изображение, еже и нам вообрази теплыми молитвами твоими.

Слава: От иконнаго художества своего, отче, навыкл еси духовныя детели воображати, добре бо убелив свиток сердца своего слезными потоки, написал еси памяти о Бозе помышление.

И ныне: Радуйся, свитче, Богоневестная Дево, на Немже перстом Божиим написася Отчее Слово, напиши на свитце сердца моего память Страшнаго суда и грядущими мучении удержи е от злых, молюся.

Господи, помилуй (трижды ).

Седален, глас 4-й

Божия славы зрителя и иконнаго делателя премудра, кто с нами песньми тя не восхвалит, преподобне, видел бо еси от части чувственне Святаго Духа, – ныне же, предстоя Вышняго Престолу, не зерцалом, но лицем к лицу присносущную зриши славу Божию, еяже и мы да причастимся, отче Алипие, молитвами твоими.

Слава, и ныне: Предстательнице Святей Троице, предстани нам скоро, в днешний день собравшимся в храме Твоем пречестнем, и даждь славу преподобных Твоих зрети славящим Тя, Дево, молитвами Твоими.

Ирмос: Из горы приосененныя, Слове, пророк, единыя Богородицы, хотяща воплотитися Боговидно усмотри и со страхом славословяше силу Твою.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Из горы призвал еси вслед Тебе тещи преподобнаго Твоего, Христе, тойже, мирския молвы отвергся, всею душею приложися Тебе и во уме изображаше присно силу Твою.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Яко светлая звезда, возсиял еси, отче, на горе Печерстей, добродетели бо от тебе, яко лучи, прострошася, блаженне, и освещают днесь тя величающих, темже и мы прославляем благодать твою.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Не мзды ради, но ревностию движим, прилежал еси делу своему и от сего во благолепие нещадно раздавал еси церквам Божиим, яко да вси, зряще на иконы твоя, в любовь Божию сердца своя обращают.

Слава: Добр делатель явился еси, блаженне, винограда Христова, яко свойственно Тебе со апостолом глаголати: не туне хлеб ядох, ибо руце мои мне и инем послужисте, темже приял еси от Бога динар и с благими рабы славу присносущную зриши.

И ныне: От чистаго сокровища чрева Твоего Динар явившая миру, искупила еси тем всех от первороднаго долга, Мати Божия, к Тебе прибегаю, искупи мя от мысленных заимодавец, да присно славлю благость Твою.

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, иного не вемы.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Утренюющих славословием к тебе от уныния возстави, отче, и от мрачных дел к свету богоразумия молитвами твоими возведи умы наша, скораго бо тебе на помощь поспешника знаем.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

От дела руку твоею, отче, в честь Единаго Бога в тричастное отлучал еси разделение: иконному требованию, в монастырское делание и в милостыню нищим, и сим стяжал еси лучшее, присножелаемое рая селение.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

День ручным деланием, нощь же бдением, молитвою и поклонением провождал еси всегда, блаженне, и тако, возложив руку на рало, управлен был еси в Царство Божие. Тамо помяни и нас ходатайством твоим к Богу.

Слава: Возсия солнце и виде твоя труды, святе, ибо смирение, нестяжание, чистоту, терпение, пост любовию ко всем растворял еси, и сим восхождением возшел еси на высоту богомыслия и Небеснаго дарования сподобился еси.

И ныне: Утро мысленное, произведшая в мир великое Солнце, озари наш ум и сердце и сыны Свету покажи ны, молимтися, Безневестная Дево, Ты бо еси просвещение и упование наше.

Ирмос: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Ризу ангельскаго образа украсив шарами иноческих трудов, возшел еси на высокий степень священства советом наставника своего и, на том стоя, аки светило, светом твоих дел многих просветил еси.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Ризу Крещения окалявшему мне греха калом, даждь умиление, святе, молитвами твоими, да в нем испиру и чист явлюся лицу Божию: се бо предстою, песнословя хвалу твою бренными устнами.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Одежду священства приемь, по подобию Великаго Архиерея, Сына Божия, вшел еси, отче, во внутренняя завесы, приносити жертву Пожершемуся за грех всего мира, твоими молитвами ныне, аки жертвою, и о нас, святе, Творца умилостиви.

Слава: Одеян сый одеждею священства, больших дарований сподобился еси, яко и одеянных прокажением молитвами твоими исцелил еси, и нас, мысленне недугующих, сими исцели, молимтися, преблаженне.

И ныне: Уязвивших нас грехолюбия стрелою, уязви, Пречистая Дево, и побегнут, студом поражени, демонския полки, Ты бо еси бесом струп неисцельный.

Господи, помилуй (трижды ). Слава, и ныне:

Кондак, глас 2-й

От юности Божественное в себе имея начертание, вдан был еси в научение иконнаго писания; и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь, ты таможде пособствовал и видел еси Духа Святаго осияние, от Негоже приял еси чудес действо, яко иконы твоя чудотворяху, тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Детски играюща сумнением в вере праведно казнь Божия постиже, покры бо проказа лице его, сего ты, отче, исцелил еси и отыде, поя: благословен Бог отец наших.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Исповедавшему грех неверствия своего первее приложил еси, блаженне, покаяния пластырь, и, души исцелевшей, исцеле и лице помазанием вап твоих, и той о тебе воспет: благословен Бог отец наших.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Иже первее обоняния грехом острупився, по совету диаволю отчаяся спасения надежды. Се той паки, твоим, святе, учением к Богу обратився, исцелен бысть и, избыв обоих струпов, воззва: благословен Бог отец наших.

Слава: Твоим, преподобне, дивящеся чудесем многим, взываем согласно: радуйся, Елисее новый, неверующаго исцеливый от проказы, яко Неемана, и о тебе песнь отроческую воспет: благословен Бог отец наших.

И ныне: Безобразие души моея кто исправит, аще не Ты, Мати Божия, шарами благости Твоей тоя лице в благообразие претвориши? И, благолепие прием, воспою: радуйся, Образующая живописательне человеческий образ.

Ирмос: На горе святей прославльшася и в купине огнем Приснодевы Моисеови тайну явльшаго, Господа пойте и превозносите во вся веки.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Яви тя, отче, всех Создатель на горе Печерстей доброцветущее ко исцелению древо, плоды бо твоих молитв всем к тебе приходящим подавал еси исцеление неоскудно, и отхождаху здравы, превозносяще Господа во веки.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Незлобие сердца твоего не лиши тя, преподобне, великих дарований, никогдаже бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси зло за зло, тем и прослави тя Христос зде и тамо во веки.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Сребролюбия омраченнии тьмою обличаху тя пред человеки, но Бог изведе, яко свет, правду твою и незлобие твое, яко полудне, ископавшии же тебе яму впадоша в ню, и студ их поминают вси во веки.

Слава: Седми даровании действуяй в Троице Единый Боже, изобразитися седмим иконам повелел еси нерукотворенне и явил еси преподобнаго, имущаго седмь Параклита Твоего даров, сия и нам подаждь, Всещедрый Царю, да превозносим Тя во веки.

И ныне: От всех дарований приемшая истканную ризу, рясны златыми одеяна предстала еси Троице Живоначальней. Стани убо, воздевши пречистеи руце Твои, и о нас, благотворения обнаженных, помолися, Ты бо еси, Пренепорочная, покрывающая грехи наша.

Ирмос: Тя, Неискусобрачную Матерь Бога Вышняго, Тя, паче ума рождшую словом воистинну Бога, вышшую пречистых Сил, немолчными славословлении величаем.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Тя, отче, прославляющаго, прослави Бог, яко твоего писания иконам никогдаже огнь одолеваше, но пребываху целы от пожара невредимы, яже чудодеющия видяще, о тебе немолчно славословлении Христа величаем.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Отвсюду стекахуся людие видети преславное чудо, яко вся иныя пояде пламень огненный, твоегоже писания икон никакоже вреди. Еже и мы, слышаще чудодействующаго в тебе Бога, славословлении величаем.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.

Хранил еси незлобие и видел еси правоту, житие свое провождая во всяцей святыни, темже отвсюду Бог тя прославляше и изымаше от всякия напасти; сея и нас избави твоими молитвами, святе, да выну тя песньми величаем.

Слава: Радуется град Ростов, содержай икону, манием Божиим написану, и яко многоценным сокровищем искупуется от всех страстей, юже лобызающе, поминает, колико Бог действоваше тобою, блаженне. Сие чудодействие и мы днесь чтуще, удивляемся и славословлении величаем.

И ныне: Столп крепости имущие Тя, раби Твои, Богородице Дево, от лица враг наших гоними, к Тебе прибегаем и, припадающе, молимся: сохраняй нас, в бедах сущих, Ты бо еси столп нам крепок от лица вражия и стена необорима.

Запись на стене

Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ написовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.

От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Old-Cherdak

Алипий Печерский, Иконописец, прп.

Молитвы Преподобному Алипию Печерскому, иконописцу

Преподобне отче Алипие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Алипие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и поклоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа - Иерея по чину Мелхиседекову, то возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был поставлен как светильник на свещнице (Мф. 5, 15) или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубой красотой добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса.

Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказой. Он искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал в еще худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Когда больной был приведен в монастырь, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного Феодосия (память 3/16 мая и 14/27 августа), а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносить смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом и не выходил из дома многие дни по причине исходившего от него смрада и каждый день ожидал своей смерти. Однако, придя в себя, сей муж решил исповедать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь Печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему: «Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством, так свидетельствует о себе и пророк, взывая во Господу: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5). Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лице его, помазав гнойные места; после этого святой повел больного в церковь, причастил его Божественных Таин и повелел ему умыться тою водою, которой обычно умывались священники после принятия Святых Таин. Вскоре же гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.

Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлян, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Все пришли в ужас и с трепетом пали ниц на землю и поклонились нерукотворенным тем образам - Господню, Пречистой Его Матери и святых Его.

Случилось однажды, по попущению Божию, сгореть всему Подолу в Киеве. Сгорела и церковь, в которой хранились те иконы. После пожара, однако, иконы были найдены целыми и невредимыми. Князь Владимир Мономах (1113-1125), узнав об этом, сам приходил смотреть таковое чудо и, видя оставшиеся неповрежденными иконы, слыша о них, что в одну ночь они были написаны мановением Божиим, избавляющим преподобного Алипия, прославил Бога, содеявшего толикое чудо ради преподобного Алипия. Князь, взяв одну из тех икон - икону Успения Пресвятой Богородицы, послал в город Ростов, в каменную церковь, которую построил сам. Но и это здание церкви рухнуло - икона же осталась без вреда. Тогда она была внесена в деревянную церковь, но и та вскоре сгорела. Икона же, впоследствии получившая наименование Владимирской-Ростовской (празднование 15/28 августа), опять осталась нетронутой, даже без малейших следов влияния огня. Все это удостоверяло добродетельную жизнь преподобного Алипия, ради которого же и изобразились нерукотворно те иконы.

После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою. Вместе они отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его: «Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?» Алипий передал им все, что видел, и сказал: «Икону ту написал Ангел, и он же предстоит здесь, намереваясь взять душу мою». Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа, в 17-й день месяца августа в 1114 году. Братия, покрыв пеленами тело, отнесли его в церковь и, сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последних пригнуты к ладони - в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Так сей святой чудотворный иконописец украсил небо и землю. Небо - тем, что взошел туда добродетельной душой, землю же - своим пречистым телом.

Одна из икон преподобного Алипия - Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими - хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3/16 мая и 17/30 августа). Память преподобного Алипия совершается 17/30 августа и 28 сентября/11 октября в Соборе святых преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей

Луч солнца скользнул по мозаике, и от разноцветных кусочков смальты полилось радужное сияние. И белый голубь, неизвестно откуда появившийся в храме, закружился в по­токе этого света. И разом стихли шумные греческие моза­ичисты, глядя на сверкающий Лик Пречистой, и худощавый мальчишка-подмастерье завороженно смотрел на это незем­ное торжество цвета и света...

В Ближних пещерах древней Киево-Печерской лавры покоятся мощи преподобного Алипия (по другому - Алимпия), которого по праву считают родоначальником всех русских иконописцев. И хотя до настоящего времени не дошла ни одна из икон, о которой с полной достоверностью можно сказать, что она принадлежит кисти преподобного, жизнь и служение Алипия являются образцом для всех пос­ледующих поколений изографов. Отроком он помогал греческим изогра­фам готовить мозаичные плиточки и расти­рать краски, юношей писал палаты и одеж­ды, а когда стал взрослым - ему доверили писать лики. И он, инок Печерской обите­ли, умудренный опытом мастер, понял, что не это самое главное в его жизни. Что икон­ное письмо - только послушание, а мо­нашеское делание, молитва за стражду­щих - истинный смысл его земного сущес­твования. Достоверных исторических сведений о жизни преподобного Алипия не сохрани­лось. «Житие преподобного Алипия, ико­нописца печерского, в Ближних пещерах почивающего», со­ставленное святителем Димитрием Ростовским, и «Киево-Печерский патерик» в большинстве основаны на устных источниках о первом русском иконописце.

Известно, что отроком он был отдан родителями для «на­учения иконного воображения» к византийским мастерам, которые были приглашены для работ в киевских храмах. Там «учася мастером своим помогаше» Алипий постигал основы иконописного ремесла. Затем, приняв постриг, до конца сво­их дней «писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, пре­подобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью остав­лял себе. Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и пок­лоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестя­жанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божест­венной службы» (из жития преподобного Алипия).

Согласно «Киево-Печерскому патерику», иноческий по­стриг преподобный принял при игумене Никоне, который позднее возвел Алипия в степень иеромонаха. Вся монашеская жизнь иконописца была неразрывно связана с величайшей духовной святыней - Свято-Успенской Киевопечерской лав­рой - первым пещерным монастырем на Руси.

Основание Киево-Печерской лавры связывают с 1054 годом. Именно в этом году преподобный Антоний поселился в Варяжских пещерах, которые впоследствии станут называться Дальними. К 1057 году вок­руг преподобного собралась община, состоящая из 12 иноков. Стремясь к полному уединению, преподобный Антоний назначает главой общи­ны преподобного Варлаама (первого игумена Киево-Печерской лавры), а сам удаляется в новую подземную келию, которая дала начало буду­щим Ближним пещерам.

В1060-1062 годах, когда игуменом Дальних пещер был преподобный Феодосий, на поверхности земли был построен деревянный монастырь, куда перешла братия. Тогда же, на основании устава Студийского мо­настыря, создается собственный Печерский устав. В 70-х годах XI века идет активное строительство наземных сооруже­ний: церквей, келий и хозяйственных корпусов. Пещеры становятся местом уединения отдельных подвижников и местом погребения. Первым погребенным в Ближних пещерах был преподобный Антоний (1073 г.), а в Дальних - преподобный Феодосий (1074 г.). Лавра домонгольского периода явилась сосредоточением духовных сил Киевской Руси. В монастыре совершали свое служение летописцы, ученые, зодчие и врачи. Здесь около 1113 года летописцем Нестором был составлен выдающийся памятник древнерусской письменности - «Повесть временных лет».


Свято-Успенская Почаевская Лавра

В1240 году монастырь был разорен ордынцами хана Батыя, но жизнь обители не прервалась. Во второй половине XIV века монастырь попал под власть Литовского княжества, а затем и шляхетской Польши. К сожалению, о длительном периоде истории монастыря (со второй по­ловины XIII века до конца XVI века) почти не сохранилось никаких письменных источников.

В XVII веке в Киево-Печерской лавре основывается собственная типог­рафия, тогда же появляется книга «Тератургима», в которой содержать­ся детальные описания пещер и схематические планы. Именно с этого времени начинается картография пещер Киево-Печерской лавры. В XVII- XVIII веках заканчивается формирование архитектурного ансамбля лавры, который сохранился до наших дней. К 1000-летию Крещения Киевской Руси, в 1988 и 1990 гг.) прави­тельство УССР приняло решение о передаче части территории Киево- Печерского государственного историко-культурного заповедника Ук­раинскому Экзархату Русской Православной Церкви.

За свою монашескую жизнь преподобный Алипий написал достаточно большое количество икон, а по мнению некоторых историков, таких как крупнейший византинист и знаток древнерусского искусства Д.В. Анайлов, первый русский изограф вполне мог принимать участие в живописном убранстве Ми­хайловского монастыря в Киеве (XII в.).

Сегодня нельзя с достоверностью сказать, что иконы, на­писанные преподобным Алипием, дошли до нашего времени. Долгое время считали, что кисти Алипия принадлежит список с иконы Божией Матери Владимирской. Эта икона несколь­ко столетий находилась в Успенском соборе Ростова Велико­го, а в советское время была помещена в экспозицию Ростов­ского музея изобразительных искусств.

Согласно Киево-Печерскому патерику, «взял Владимир одну из икон, святую Богородицу, и послал в город Ростов, в тамошнюю церковь, которую он сам создал. И вот что при произошло в Ростове: церковь рухнула, а та икона осталась неповрежденной и перенесена была в деревянную церковь, которая сгорела от пожара, а икона опять осталась невредима, и признаков огня нет на ней».

На самом деле икона, находящийся в Ростове, написана в конце XVII века. Изучив стилистические особенности письма иконы, к такому мнению пришли академик Н. П. Кондаков, известный искусствовед Н.Э. Грабарь и другие специалисты по древнерусской живописи.

Что касается иконы преподобного Алипия, судьба ее неизвестна. Историками, в частности Д.В. Анайловым, было высказано предположение, что упомянутая в Киево-Печерском патерике икона находится в Третьяковской галерее и известна под именем «Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Эта икона была найдена в 1919 году в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославля, куда в 1788 году была переведена Ростовская кафедра. По характеру письма большая (почти 2 метра в высоту) «Великая Панагия» при­надлежит домонгольскому периоду и датируется современ­ными исследователями началом XIII века. А преподобный Алипий окончил свое земное существование в 1114 году. Сле­довательно, первый русский иконописец не мог быть автором «Великой Панагии».

Так же и Свенская икона Божией Матери не может быть безоговорочно признана вышедшей из-под кисти этого изог­рафа. С именем преподобного Алипия данный образ свя­зывают потому, что на иконе изображены основатели Киево-Печерской лавры: преподобные Антоний и Феодосий. Датируют же Свенскую икону 1288 годом, когда князем Романом Черниговским был основан Успенский Свенский монастырь под Брянском. По преданию, икона была явлена слепому князю на дубе у берега реки Свены. Прозревший после чудесного явления образа Пречистой князь основы­вает в память об этом событии обитель. Однако в «Сказа­ниях о чудотворных иконах Богоматери и Ее милостях роду человеческому» говорится о том, что Свенская икона до ее обретения находилась в Печерском монастыре и была на­писана преподобным Алипием. В ответ на просьбу потеряв­шего зрение князя печерские монахи отправили в сопровож­дении иноков прославленную чудотворениями икону на лодке по реке к Брянску, где находился в это время князь. В какой-то момент лодка остановилась, и икона перемести­лась на другой берег, где и была обретена Романом Черни­говским.


Икона "Великая Панагия" ("Ярославская Оранта"). 13 в.

Суть этого сказания, носящего скорее всего ле­гендарный характер, за­ключается в том, что иконы преподобного Алипия вы­соко ценились и по прошес­твии большого периода времени после его кончины, а также в том, что многие чудотворные иконы припи­сывали кисти преподобно­го, в виду его высочайшего статуса среди первых рус­ских иконописцев. Но если иконы преподобного Али­пия не дошли до наших дней, если он не оставил после себя заметной иконописнои школы, то возникает вопрос: как мы можем составить представление о его творчестве? И, отвечая на этот вопрос, в первую очередь следует заметить, что слово «творчество» мало применимо к иконописанию. С точки зрения церковного человека, иконопись - не самовы­ражение автора, а служение и аскетическое делание.


Икона Божией Матери "Свенская". 13 в.

Автор (художник) создает образ, порожденный его творческой фан­тазией и являющийся формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, ко­торое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца-мировоззрение Церкви. Икона-вне времени, она-отоб­ражение инобытия в нашем мире.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произве­дение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь мес­та. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, намеренно лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов про­исходят на духовном уровне. <…>

История оставила нам имена многих древнерусских иконо­писцев. Помимо преподобного Алипия, можно вспомнить его ученика, преподобного Григория. Затем, в XIII веке, появля­ется имя святителя Петра, митрополита Московского, который, по свидетельству современников, был «искусным иконопис­цем». Далее идут имена Феофана Грека, преподобного Анд­рея Рублева, Даниила Черного, Прохора с Городца, Алексы Петрова. В XVI веке как иконописцы были известны Симон, митрополит Московский, Варлаам, Макарий, Дионисий. Пи­сали иконы преподобный Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх, святитель Феодор Ростовский, а также преподобные Игнатий Ломский, Дионисий Плушницкий и Анания.

Но суть их жизни (как мирян, так и монашествующих) зак­лючалась не только в благоукрашении храмов. Иконописание для них было лишь служением, опорой - своеобразным посо­хом на трудном пути духовного становления.

Поэтому не столь важно, что иконы преподобного Алипия недоступны для наших современников. Первый русский изог­раф известен как человек высочайшей духовности, как иеро­монах, цель жизни которого - молитва за людей.

В Киево-Печерском патерике приводится описание следу­ющего события:

«Некто из богатых киевлян был прокаженным. И много лечился он у волхвов и у врачей, и у иноверных людей искал помощи и не получил, но лишь сильнее разболелся. И один из его друзей уговорил его пойти в Печерский монастырь и упро­сить кого-нибудь из отцов, да помолятся о нем. Когда привели его в монастырь, игумен повелел напоить его из колодца свято­го Феодосия и помочить ему голову и лицо. И вдруг покрылся он весь гноем за неверие свое, так что все стали избегать его из-за исходящего от него смрада. Он же возвратился в дом свой плача и сетуя и не выходил оттуда много дней, стыдясь смрада. И говорил он друзьям своим: "Покрыл стыд лицо мое. Чужим стал я для братьев моих и незнакомым для сынов матери моей, потому что без веры пришел к святым Антонию и Феодосию". И каждый день ожидал он смерти.

Наконец, со временем, образумился он, размыслил о своих согрешениях и, придя к преподобному Алимпию, покаялся ему. Блаженный же сказал ему: "Чадо, хорошо сделал, испо­ведав богу грехи свои пред моим не достоинством, ведь пророк Давид сказал: "Исповедаюсь в преступлениях моих пред гос­подом, и он простит нечестие сердца моего". И много поучив его о спасении души, взял преподобный вапницу и разноцвет­ными красками, которыми писал иконы, раскрасил лицо боль­ного и гнойные струпья замазал, придав прокаженному прежний вид и благообразие. Потом привел его в божественную церковь Печерскую, дал ему причаститься святых тайн, и велел ему умыться водой, которой умываются священники, и тотчас спали с него струпья, и он исцелился.

Все удивились такому скорому исцелению. Преподобный же Алимпий сказал им: "Братья! внимайте сказавшему: "Не может раб служить двум господам". Вот этот прежде служил врагу, пытаясь исцелиться чарованием, а потом пришел к Богу, не веря в душе о спасении своем, и сильнее проказа напала на него за его неверие. "Просите,- сказал Господь, - и не просто просите, но с верою просите, и получите". Когда же он покаялся перед Богом, поставив меня свидетелем, тот, скорый на милость, его исцелил". И отошел исцелившийся в дом свой, славя Бога и родившую его Пречистую Матерь, и преподоб­ных отцов наших, Антония и Феодосия, и блаженного Алимпия. Это нам новый Елисей, который Неемана Сириянина от проказы исцелил».

Имя иконописца Алипия для нас является полулегендар­ным. Имя же преподобного Алипия Киевопечерского уже несколько столетий ежегодно почитается 30 августа (17 ав­густа по старому стилю) в церковном календаре, и Церковь в этот день возносит преподобному молитвы, прося его хода­тайства за ныне живущих перед Богом.

Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение матери­алов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и поклоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа - Иерея по чину Мелхиседекову, то возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был пос­тавлен как светильник на свещнице (Мф. 5, 15) или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубой красотой добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса.
Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказой. Он искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал в еще худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Когда больной был приведен в монастырь, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного Феодосия (память 3/16 мая и 14/27 августа), а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносить смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом и не выходил из дома многие дни по причине исходившего от него смрада и каждый день ожидал своей смерти. Однако, придя в себя, сей муж решил испове­дать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь Печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему: «Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством, так свидетельствует о себе и пророк, взывая во Господу: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5). Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лице его, помазав гнойные места; после этого святой повел больного в церковь, причастил его Божественных Таин и повелел ему умыться тою водою, которой обычно умывались священники после принятия Святых Таин. Вскоре же гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.
Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлян, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Все пришли в ужас и с трепетом пали ниц на землю и поклонились нерукотворенным тем образам - Господню, Пречистой Его Матери и святых Его.
Случилось однажды, по попущению Божию, сгореть всему Подолу в Киеве. Сгорела и церковь, в которой хранились те иконы. После пожара, однако, иконы были найдены целыми и невредимыми. Князь Владимир Мономах (1113-1125), узнав об этом, сам приходил смотреть таковое чудо и, видя оставшиеся неповрежденными иконы, слыша о них, что в одну ночь они были написаны мановением Божиим, избавляющим преподобного Алипия, прославил Бога, содеявшего толикое чудо ради преподобного Алипия. Князь, взяв одну из тех икон - икону Успения Пресвятой Богородицы, послал в город Ростов, в каменную церковь, которую построил сам. Но и это здание церкви рухнуло - икона же осталась без вреда. Тогда она была внесена в деревянную церковь, но и та вскоре сгорела. Икона же, впоследствии получившая наименование Владимирской-Ростовской (празднование 15/28 августа), опять осталась нетронутой, даже без малейших следов влияния огня. Все это удостоверяло добродетельную жизнь преподобного Алипия, ради которого же и изобразились нерукотворно те иконы.
При кончине преподобного Алипия, дабы видеть, как дивно сей человек перешел из жизни временной в жизнь вечную, совершилось еще чудо преславное. Один благочестивый человек дал преподобному Алипию написать наместную икону Успения Пресвятой Богородицы, умоляя его приготовить икону к празднику Успения. Прошло немного дней, как преподобный Алипий разболелся и, приближаясь к смертному своему успению, не мог исполнить поручения, и икона оставалась ненаписанной. Человек тот печалился и негодовал на святого, но Алипий сказал ему: «Чадо, не печалься, приходя ко мне; но возверзи на Господа печаль твою и Той сотворит, якоже хощет - икона в свой праздник станет на своем месте». Муж поверил словам преподобного, отошел в дом свой, радуясь. И придя снова, уже в навечерие праздника Пресвятой Богородицы, увидев икону ненаписанной, а преподобного Алипия еще более разболевшимся, стал досаждать ему, говоря: «Почему не возвестил ты мне о таковой своей немощи, и я бы другому поручил написать икону, дабы праздник был светел и честен, а теперь ты посрамил меня». Отвечал ему кротко преподобный: «Чадо, ужели по лености я это сделал? Помни, что возможно Богу икону Своей Матери словом единым написать, ибо я уже отхожу от мира сего, как явил мне Господь, тебя же не оставлю скорбным». Муж ушел в сильной печали. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию вошел некий светлый юноша, который и начал писать икону. Прп. Алипий же, подумав, что разгневавшийся на него заказчик прислал другого писца, усумнился в его умении писать иконы. Но скорость и красота дела показали в пишущем Ангела, ибо, то золото полагая на икону, то краски различные растирая на камне и употребляя их для письма, пишущий в три часа написал дивную икону. А затем сказал преподобному: «Отче, чего еще не достает здесь, и в чем я погрешил?» Преподобный же отвечал: «Хорошо сделал ты, Бог тебе помог, столь благолепно написал. Он Сам Собою исполнил это». Когда же настал вечер, писец тот вместе с иконой стал невидим. Заказчик иконы всю ночь пребывал в печали, что икона не поспеет к празднику. Поутру он встал и отправился в церковь, чтобы плакать там о своем согрешении, вследствие которого храм не удостоился иметь икону к празднику Успения. Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение. Придя в себя и немного поднявшись от земли, он со вниманием посмотрел на икону и понял, что это была его икона. Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику. Он пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние же его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидев здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостной душой.
После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему
о чуде, случившемся с иконою. Вместе они отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его: «Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?» Алипий передал им все, что видел, и сказал: «Икону ту написал Ангел, и он же предстоит здесь, намереваясь взять душу мою». Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа, в 17-й день месяца августа в 1114 году. Братия, покрыв пеленами тело, отнесли его в церковь и, сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последних пригнуты к ладони - в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Так сей святой чудотворный иконописец украсил небо и землю. Небо - тем, что взошел туда добродетельной душой, землю же - своим пречистым телом.
Одна из икон преподобного Алипия - Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими - хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3/16 мая и 17/30 августа). Память преподобного Алипия совершается 17/30 августа и 28 сентября/11 октября в Соборе святых преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих.

Тропарь преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

Тропарь глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ написовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.

Кондак глас 2

От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.



Вверх