«Удавитесь» — главный принцип индийских железных дорог. Железные дороги индии глазами российского путешественника

Так как большую часть наших перемещений между городами Индии мы совершили по железной дороге, настало самое время рассказать о ней подробнее.

Я думаю любой, человек на планете Земля, когда слышит словосочетание «индийские железные дороги» представляет себе примерно то, что мы видим на фотографии выше. Хочу вас расстроить, а может и обрадовать, что это не совсем так, я бы даже сказал — совсем не так.

Конечно, при желании и некотором везении вы можете себе устроить нечто подобное, но, в целом, индийские железные дороги производят довольно положительное впечатление. Хотя, возможно, у нас это было вызвано изначально заниженными ожиданиями.

По мне, лучше использовать азиатский — он чище, так как в нем проще поддерживать порядок, плюс индусы пользуются гигиеническим душем, а не туалетной бумагой, а это так же благотворно сказывается на чистоте помещения.

Попутчики

Как мы уже не раз говорили, индусы — это большие дети, поэтому готовьтесь к бесцеремонному вниманию с их стороны. Никакой агрессии или неприязни — только детское любопытство, все с вами будут хотеть знакомиться, общаться и так далее. В Мумбаи, например, мы не успели ещё погрузиться в вагон, а нам на помощь уже пришёл простой индийский парень. Вообще, помощь была нам не нужна, но его это совершенно не беспокоило ☺.

Дело в том, что списки пассажиров вывешивают прямо у входа в вагон, и всегда можно убедиться ваш ли это поезд перед вами, или просто такой же, но опаздывающий на сутки.

Так вот парень «помогал» нам искать наши фамилии в списке, хотя давалось ему это с трудом. Зато, когда, мы сели в вагон, он с удовольствием поменялся со мной местом, что бы мы с Оксаной ехали рядом. Ну а как иначе, мы же уже знакомы — почти родственники, можно сказать.

Вообще, это конечно всё очень мило, но иногда порядком утомляет. Хотя, согласитесь, уж лучше так, чем если бы на тебя всю дорогу волком смотрели.

Вокзалы

В большинстве своем вокзалы в Индии, довольно утилитарные сооружения. Т.е. никаких вам украшательств и изысков — дешево и сердито. Вот бетонная коробка — это будет зал ожидания, тут вот перрон с навесом из профнастила, тут надземные переходы через пути с решетками, что бы никто не выпал, и так далее.

Из любого правила, конечно, есть исключения, например, в Мумбаии. Но на то оно и исключение, что бы подтверждать правило.

Видимо, осознавая это, вокзалы всё таки пытаются как-то оживить. Вот, например, посмотрите какие в Джайпуре на вокзале забавные рисунки, по моему, очень мило.

И всегда можно, договориться встретиться у колонны с коровкой ☺. Детям, опять же, проще запомнить где остались сидеть родители. В общем, симпатично и функционально.

Особенности

В индийских поездах нет проводников в привычном нам понимании, т.е. никто у вас при посадке в вагон проверять билет не будет, вместо этого на каждом вагоне вывешивают список пассажиров с указанием всей маршрутной информации — никакой приватности, ага ☺. Билет проверяет контролер, уже в пути, так же по списку. Из этой особенности вытекает ещё две. Первая, как такового билета на руках можно и не иметь, достаточно чего-нибудь из этого:

  • распечатки
  • электронного билета, например, в телефоне
  • просто номера (так называемого PNR)
  • Скорее всего, если у вас не будет ничего из выше перечисленного, ничего страшного не произойдет, вряд ли с вами в вагоне едет ещё один Василий Пупкин, но я бы проверять такую возможность не стал ☺. Кстати, о том как покупать билеты на индийские поезда вы можете прочитать .

    И вторая, на вашем законном месте, вполне может сидеть другой пассажир, который перепутал поезд, вагон, дату или собственную фамилию. Кстати, то же самое легко может произойти и с вами, поэтому скандалить сразу не нужно — лучше подождать контролера.

    Будьте готовы, что каждую минуту через через вагон будет проходить торговец чем либо, а иногда и не один. Так же из торговцев могут возникать пробки прямо около вашего места, плюс к этому они все громко выкрикивают наименование своего товара. К сожалению, никакого рецепта против этого не существует, но: «Предупрежден — значит вооружен!»

    Если в вагонах без кондиционеров можно легко схватить тепловой удар, то в вагонах с оными можно и замерзнуть. Плюс к этому в вагоне установлены вентиляторы, которые теоретически можно выключить, но Индусы их тут же включают опять — видимо, им жарко ☺.

    Очень понравилось, что в вагонах есть розетки, правда в AC 3-Tier Sleeper была всего одна розетка на купе, но это всяко лучше чем одна на вагон. Чтобы не следить за телефоном, мы поставили туда заряжаться наш Power Bank, а уже потом заряжали от него телефоны — очень удобно.

    Вот кстати, про слежение за вещами. Везде пишут, что вещи без присмотра лучше не оставлять, на это так и хочется ответить: «Спасибо, капитан!» Но что бы обезопасить себя ещё больше, можно пристегнуть свой багаж к специальным тросикам, которые в изобилии представлены под каждым сидением.

    Так же, на просторах интернета можно встретить рассказы об опозданиях индийских поездов. В самых жутких историях описываются опоздания чуть ли не на сутки. Так это ли на самом деле, нам проверить, к счастью, не удалось. Все три наших переезда проходили точно по расписанию, видимо, карма у нас хорошая ☺.

    Вот, вроде всё, если ещё что вспомню — обязательно допишу. Да, может у вас возникли какие вопросы? Спрашивайте, постараемся ответить. И главное, не бойтесь индийских поездов, конечно, до они не дотягивают, но это очень удобный и экономичный вариант для перемещений по Индии.


    Индийские железные дороги - один из наиболее популярных видов транспорта в Индии. В год железные дороги в Индии перевозят около 6-7 миллиардов людей и 350 миллионов тонн грузов, а их сеть охватывает практически каждый уголок этой страны. Это одна из самых больших и оживленных железнодорожных сетей в мире.

    Фотограф агентства Рейтер Navesh Chitrakar три месяца путешествовал по индийским железным дорогам, чтобы сделать этот репортаж.

    В Индии ходят 9 000 пассажирских поездов, которые перевозят 20 миллионов человек каждый день. Вот один из них спешит не опоздать на поезд на вокзале в Мумбаи, 5 декабря 2012. Фотография сделана из вагона. Не сильно комфортно.

    Гостиница для машинистов. Этот водит поезда уже более 40 лет. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Машинист показывает свою фотографию, когда 40 лет назад приступил к работе. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Диспетчерская. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Железные дороги в Индии начали свое развитие в 1853 году, и к сегодняшнему дню их общая протяженность составляет 63 140 километров. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Локомотивы индийских железных дорогах не самые свежие и не блещут техническими наворотами. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Владельцем практически всей индустрии железнодорожных перевозок является государственная компания Indian Railways.

    Железнодорожный вокзал Чхатрапати Шиваджи. Находится в нижнем Мумбаи, перед въездом в Колабу. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Между прочим, за прекрасную архитектуру в 2004 году здание вокзала Чхатрапати Шиваджи было признано ЮНЕСКО как объект «Всемирного наследия». (Кликабельно, 2040×1360 px) . (Фото greenwood100):

    Красивая архитектура некоторых вокзалов сильно контрастирует с элементами интерьера других станций. Например, вот так выглядит окошко с расписанием поездов на станции в штате Уттар-Прадеш. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Окошко железнодорожной кассы в штате Уттар-Прадеш, 24 октября 2012. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Поездки на индийских железных дорогах часто носят экстремальный характер. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):



    Вагоны внутри тоже не отличаются особым шиком. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Велосипедов. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    …и бидонов. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Опаздывающий пассажир. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Это не продавцы, это женщины сушат свою одежду на перроне, 31 октября 2012. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Расписание поездов. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Самая любимая спортивная игра Индии - крикет. В него играют все и везде, даже на перронах. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Очень часто можно видеть детей, после школы играющих в галли крикет - уличный крикет. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Поезд проходит через трущобы в Мумбаи. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Индия является мировым лидером по числу железнодорожных аварий. Ежегодно на железных дорогах страны фиксируется около 300 серьёзных аварий и несчастных случаев. Согласно статистике, с 1995 по 2005 годы в железнодорожных катастрофах в Индии погибли более 4 000 человек. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    В электричке. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Час-пик на железнодорожной станции в Мумбаи. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

    Индия одна из крупнейших стран в мире по площади, а по населению так вообще занимает второе место. Пока что.

    Страна простирается от на западном побережье до восточных штатов, куда иностранцем требуется спецразрешение для посещения. От Каньякумари — самой южной точки на карте до самой северной точки близ ледника Сиачен в спорных территориях — Джамму и Кашмир.

    Самый популярный в Индии транспорт — это поезда. Во-первых это одна из самых больших железно-дорожных сетей в мире, а во-вторых Ж/Д транспорт доступен по ценам для самых широких слоёв населения.

    Сеть дорог связывает все самые крупные города, а также представлена в каждом штате.

    Немного статистики:

    Indian Railways — это государственное предприятие, которому и принадлежит система железных дорог. Интересно что в обслуживании занято почти два миллиона человек.

    Билеты

    Индия имеет одни из самых низких тарифов в мире. Продажа билетов онлайн была широко внедрена уже в 1995 году — билеты можно заказывать через интернет и мобильные устройства. Со скидкой продают билеты для пенсионеров (кому больше 60-ти), студентов, для людей болеющих серьезными болезнями.

    Для иностранных туристов тоже есть приятный бонус — это так называемый Indrail Pass — Ж/Д абонемент, который разрешает неограниченное число поездок на определенный период (бывают от 1 до 90 дней).

    Бронирование открывается за 60 дней до даты поездки.

    Классы вагонов

    Классы вагонов в Индии — это как у нас плацкарт, купе, св. Только больше хардкора.

    Общий вагон

    Аналог нашего общего вагона — количество людей зависит только от того сколько физически смогут поместиться. Люди будут стоять, лежать, сидеть в проходах и друг у друга на головах.

    Цена примерно 3-5 доллара за 1000 километров.

    Спальный вагон

    Это наш плацкарт, только вместо двух этажей полок — три. Кто занял верхние — тот и лежит, остальные сидят на нижних полках. Людей уже правда поменьше чем в общем классе.

    Цена примерно 8-10 долларов за 1000 километров.

    Первый класс / First class Non-AC

    Это наше урезанное купе — вместо четырех две полки, одна над другой.

    Третий класс

    Тот же спальный вагон — те же трехэтажные полки, но людей в проходах и сидящих по 10 человек на нижней уже не будет — у каждого своё место. По плану должно быть 72 человека в вагоне.

    Цена 16-20 долларов за 1000 километров.

    Второй класс

    Аналог третьего класса, только два яруса полок, вместо трех.

    Цена 25-28 долларов за 1000 километров.

    Первый класс

    Это уже Люкс. Два места — друг напротив друга, изолированная комната, мягкие спинки — всё чтобы чувствовать себя белым человеком.

    Цена — 50-60 долларов за 1000 километров.

    Поезда в Индии очень сильно опаздывают. Если вы берете билет на поезд, у которого ваша станция не начальная, а транзитная, то не удивляйтесь что когда выйдете на перрон, а поезда не окажется. Вполне придётся подождать ещё несколько часов. Так что если вы едете с Гоа, например, в Дели на самолёт, то лучше выезжать, чтобы в запасе как минимум оставалось у вас часов 15-20, с заявленного времени прибытия. Поезд опоздает гарантировано.

    Поезд на водопаде Дудхсагар в ГОА:

    Поезда в Индии. Взгляд изнутри:

    Индия занимает второе место в мире по длине железнодорожных путей. И каждый пассажир мог бы путешествовать по стране Будды с комфортом, если бы их, этих самых пассажиров, было не так много. Ежедневно поездами Индии пользуются 23 миллиона пассажиров. В России, к слову, это цифра составляет всего 2,75 миллионов.

    В итоге такое количество людей не помещается в вагоны в привычном для нас виде (то есть внутри). Индийские граждане решают эту проблему довольно просто: они облепляют транспорт снаружи и искренне радуются, если вообще хоть пальцем за обшивку зацепиться удалось.

    Поезда в Индии - самый что ни на есть традиционный транспорт. Между Нью-Дели и Раджастханом до сих пор курсирует самый старый поезд в мире, построенный в 1855 году.

    Сегодняшнее население Индии - 1,2 миллиарда человек. И все они нежно любят поезда.

    Индийские железные дороги - самый крупный работодатель в стране. По официальным данным, сегодня на благо самого популярного транспорта трудятся полтора миллиона человек.

    Ежедневно индийские депо покидают 11 тысяч составов.

    Протяженность индийских железных дорог - 114 тысяч километров.

    Скорость самого быстрого поезда Индии, который следует по маршруту Нью-Дели - Бхопал, составляет 140 км/ч.

    А вот скорость самого медленного - 9 км/ч. На такой скорости человек успеет спрыгнуть с поезда и вернуться обратно.

    Не стоит думать, что проезд на индийских поездах никак не регулируется правилами. Например, в каждом вагоне обязательно должно быть четыре окна, которые послужат аварийными выходами в случае происшествия.

    Самый проблемный маршрут в Индии - Гувахати - Тривандрам. Поезд могут задержать аж на 12 часов.

    Железнодорожная станция Нью-Дели признана самой большой железнодорожной развязкой в мире и внесена в Книгу рекордов Гиннесса.

    Самый длинный перегон без остановок в стране - на линии Тривандрам - Низамуддин. Между соседними остановками Вадодара и Кота - шесть с половиной часов пути.

    По горным железным дорогам Индии стоит путешествовать хотя бы потому, что там ходят настоящие игрушечные поезда, которые спроектировали и установили более 130 лет назад британские инженеры. Справедливости ради надо сказать, что именно в Индии вы увидите выдающиеся образцы железных дорог в горах, построенные с учетом тяжелейших условий горного ландшафта и буйной тропической растительности.

    Первые направления для движения такого вида транспорта были открыты между 1881 и 1908 годами. В процессе создания удивительных железнодорожных кружев и серпантинов применялись очень смелые и остроумные инженерные решения. Вследствие реализации проекта Индия получила эффективные железнодорожные линии, проложенные в горной местности необычайной красоты.

    Сегодня они по-прежнему работают, перевозя пассажиров в полном объеме. Подвижный состав также сохранен с тех незапамятных времен и служит живым примером того, как работали машиностроительные предприятия в конце XIX - начале XX в.в. Согласно задумке проектантов и инженеров, горные железные дороги Индии должны соединять высокогорные климатические курорты с предгорьями, прокладывая свои извилистые пути через изрезанные долинами и реками живописные горные ландшафты. Реализация таких грандиозных планов в тот период стала воплощением выдающихся планов британских технических специалистов,примером инженерных чудес и колоссальных изменений в технологии.

    Всего в Индии проложено семь маленьких железнодорожных линий, шесть из которых - узкоколейки (ширина колеи - 2 фута т.е. 610 мм) и одна - шириной 1 м. На сегодня во всем мире насчитывается всего около 20 аналогичных железных дорог, которые до сих пор остаются в эксплуатации. Все дороги, о которых пойдет речь, построены в девятнадцатом и начале двадцатого века по приказу британцев, руководивших в то время страной.

    Три из семи вышеперечисленных дорог находятся в очень труднодоступных местах, в их числе:

    • Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway, 1881 г.)
    • Калка-Шимла железная дорога(англ. Kalka Shimla Railway, 1898 г.)
    • Кангра Вали(англ. Kangra Valley Railway) Патанкот (1924)

    Четвертая - Масрен Хилл железная дорога (англ. Matheran Hill Railway) находится в Махараштре.

    Следующая, Ламдинг-Селчер(англ. Lumding-Silchar) - построена на рубеже XX века, железнодорожная ветка лежит глубоко внутри штата Ассам, в долине реки Барак и гор Качар.

    В 2005 году была сдана в эксплуатацию еще одна горная железная дорога в Индии - Кашмир, ее ветка пролегает в труднодоступных горных районах в Гималаях на севере Индии.

    Горные железные дороги Индии, включенные в список ЮНЕСКО

    Согласно списку Всемирного наследия ЮНЕСКО, на территории страны функционирует три старинных линии, включенных в его перечни:

    1. Дорога Калка-Шимла (англ. Kalka Shimla Railway) - проложена в предгорьях Гималаев, в штате Химачал-Прадеш (север Индии, столица город Шимлла), ее протяженность 96,6 км. Ветка была спроектирована в середине XIX века, ее эксплуатация началась в 1903 году. Пассажиры, пользовавшиеся этим маршрутом, утверждают, что масштабность строительства, осуществлявшегося в те годы, действительно впечатляет до глубины души. Очевидно, что трудности, которые преодолевали инженеры и строители этой дороги, тоже были огромными.

    Город Шимла, отправной пункт железнодорожной ветки, в середины XIX века выполнял роль летней столицы британского колониального правительства Индии, поскольку был расположен на самом севере страны, в Гималаях, благоухающих летом прохладным и чистым горным воздухом. На юге Индии аналогичную роль все той же летней обители для правительства выполнял штат Тамил Наду(Тамилнад) и его столица Ченнаи.

    Необходимость строительства горной железной дороги в направлении Шимлы была вызвана именно перемещением правящих чиновников. На лето они, как правило, уезжали из Дели в горы, за комфортным климатом, а к осени возвращались обратно - в офисы и конторы столицы. В настоящее время по маршруту Калка-Шимла-Калка ходят четыре поезда, два из них -исторические раритеты, занесенные в список ЮНЕСКО, - Shivalic Express и Himalayan Queen. Третий - современный представитель ж.д.транспорта, Rail Motor, четвертый - самый дешевый транспорт Simla Express.

    Время в пути исторических игрушечных поездов - примерно 5 часов. Shivalik Delux по уровню комфорта более роскошный, чем Гималайская Королева(Himalayan Queen), Rail Motor имеет средний уровень комфорта, т.е. менее удобный, чем Shivalik Delux. В соответствии с уровнем сервиса определяется и стоимость проезда в этих поездах.

    Цена билета на горных железных дорогах Индии

    Прокатиться из Шимлы в Калку можно:

    • за 415 рупий($6) - на Shivalic Delux
    • за 305 рупий($4,15) - на Rail Motor
    • за 255 рупий($3.8) - на Queen
    • за 65 рупий($1) - на Simla Express

    График движения поездов на горной железной дороге Калка-Шимла-Калка

    Первый рейс из Калки (Rail Motor) - в 5.10 утра, Shivalic Express - в 5.30, Simla Express - в 6.00, Himalayan Queen отправляется из Калки в 12.10. Shivalick Express - более комфортный и более удобный поезд, что видно и по цене билета.

    2. Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway)

    Эта Гималайская железная дорога расположена в предгорьях Гималаев в Западной Бенгалии (штат на северо-востоке Индии), ее протяженность - 88 км. Дарджилинг Гималайская железная дорога, также известная как Toy Train - узкоколейка шириной 2 фута (610 мм), проложенная между Новой Джалпайгури и Дарджилинг в индийском штате Западная Бенгалия. Ее создали в период с 1879 по 1881 годы, протяженность - около 78 километров(48 миль). Поезд в процессе движения по маршруту преодолевает перепад высот от 100 метров (328 футов) в Нью-Джалпаигури до около 2200 метров (7,218 футов) в Дарджилинг.

    3. Нилгири (Nilgiri Hills) - железнодорожная горная ветка расположена в горном массиве Нилгири-Хиллз(Голубые горы) в штате Тамилнад (Южная Индия), ее протяженность - 45,88 км. Особенность этого региона - принадлежность к территории биосферного заповедника Нилгири, также включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    В начале XIX века эти места были очень популярны летом и на выходные дни как отличные оазисы для отдыха британцев. В 1827 году городок Ути стал официальной летней санаторной столицей провинции Мадрас. С тех пор началось строительство местных горных дорог, а в 1899 году была завершена огромная работа - горная железная дорога Нилгири. По рельсам старинной железнодорожной ветки поезда ходят до сих пор.

    Раритетный Нью-Дели Экспресс - известная далеко за пределами Индии поезд-игрушка, курсирующий по ветке Нилгири, он также включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Игрушечный паровоз с пассажирскими вагонами ходит по маршруту один раз в день - из Меттупалайям (Mettupalayam) отправляется в 07.10 и достигает Ути в полдень. Обратный рейс из Ути - в 14.00, в Меттупалайям пассажиры прибывают в 17.35.

    Согласно новым планам, поезд по маршруту Меттупалайям-Ути планируется присоединить к Нилгири Экспресс, который курсирует из Меттупалайям в Ченнаи через Коимбатур.

    В летний период для увеличения количества перевозок планируется дополнительный рейс, который будет функционировать в апреле и мае. Из Меттупалайям он будет отправляться в 09.30 (AM), аиз Ути в 12.15 (PM). Между станциями Кунур и Утакаманд(Udagamandalam) также курсируют ежедневные поезда, они осуществляют по четыре рейса в каждую сторону. Нилгири экспресс покрывает по горной железной дороге расстояние 26 км (16,2 миль), при этом проходит через 208 кривых, 16 туннелей и 250 мостов. В гору путешествие занимает около 290 минут (4,8 часа) , спуски длятся 215 минут (3,6 часа). Ветка Nilgiri Hills имеет самый крутой трек в Азии, ей максимальный градиент 8,33%.

    Хотите побывать в мифическом путешествии, ощутить дыхание Гималаев или Голубых гор Индии? Рекомендуем сделать это хотя бы раз в жизни!

    Расписание поездов найдете на сайте железных дорог Индии - indiarailinfo.com.



    Вверх