Святой Даниил Московский: Миролюбивый князь. Князь даниил александрович и его братья

Даниил Александрович - первый Московский удельный князь, родоначальник линии Рюриковичей, московских царей и князей.

Даниил был назван в честь святого Даниила Столпника, день которого отмечается 11 декабря. В связи с этим, князь родился где-то в ноябре - декабре 1261 года, год рождения упоминается в Лаврентьевской летописи.

Тверская грамота, датированная 1408 годом, ведает о воспитании Ярославом Ярославичем, тверским князем и братом , маленького Даниила. Она также говорит об управлении в течение 7 лет тиунами князя Ярослава, пока тот занимал до своей смерти великокняжеский стул во : с 1264 по 1271 год.

Даниил Московский участвовал в борьбе между своими братьями - Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Эта борьба велась за великое княжество. Сам неизбежно вовлеченный князь Даниил Александрович, показал себя очень миролюбивым.

В 1282 году он соединил Московские войска с войсками Андрея вместе с тверским князем Святославом Ярославичем. Был заключен мир без кровопролития. С 1283 года Даниил Александрович Московский пребывал на стороне князя Дмитрия.

Москва в 1293 году была взята татарским царевичем Туданом. А в 1294 году после смерти князя Дмитрия князь Даниил Московский возглавил известный московско-переяславско-тверской союз, который выступал против князя Андрея. Но после того как Андрей стал великим князем Владимирским, снова в 1296 открылись разногласия между русскими князьями.

Здесь Даниил Александрович вместе с Тверским князем Михаилом провели переговоры, после чего братья снова заключили мир. Даниил Московский в 1301 году принимал участие в Дмитровском съезде русских князей.

князь Даниил Александрович

Женой князя была Овдотья, родом из . Она была в близком родстве с княгиней, супругой Бориса Васильковича. Сыновья князя Даниила Александровича: Юрий Даниилович, Александр Даниилович, Афанасий Даниилович и Борис Даниилович.

Князь Даниил основал монастырь в Москве, построенном на месте деревянной церкви во имя Св. Даниила Столпника. Этот храм стал началом . О месте погребения князя Московского существуют две версии. Первая гласит о том, что Даниил был похоронен в Архангельском Соборе (Московском Кремле).

Н.М. Карамзин в свое время сделал выписку о смерти князя из сгоревшей 1812 году Троицкой летописи. Эта выписка гласила: положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ. Вторая версия изложена в Степенной книге, где утверждается, что Даниил Александрович Московский был захоронен возле на братском кладбище.

Русский народ с великой благодарностью вспоминал праведную жизнь князя. И потому уже в 1791 году его канонизировали в Русской Православной Церкви для почитания как святого благоверного князя Даниила Московского.

Святой благоверный князь Даниил Московский является родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Он жил в конце XIII века, в один из самых мрачных периодов русской истории, когда не столько Золотая Орда, сколько междоусобные войны за княжеские престолы опустошали родину и губили народ.

Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце (Нижегородской губернии) 23 ноября 1262 года ). Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной ). Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего.

Мальчик рос кротким и незлобивым. В храм он всегда брал горсть монет и с щедростью раздавал их после службы нищим и страждущим на паперти. Подобно отцу своему, святому князю Александру Невскому, Даниил возлюбил Божий храм, молитву и церковное пение. Как будущий правитель Даниил был обучен светским наукам, воинскому искусству и делу управления подданными.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 году, его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество — худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами. Но отрок — князь и сим уделом оставался доволен, не домогаясь большего.

Уже в 1272 году он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла. Затем благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм во имя своего покровителя, преподобного Даниила Столпника и при нем монастырь. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам он стал первым Великим Князем Московским.


Князь Даниил Московский. А.М. Васнецов (1864-1933)

Неспокойно было на Руси. В те времена, когда разгромленная и порабощённая татарами Русь, раздираема ещё была и княжескими междоусобицами. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.

Великим миротворцем был Даниил, но по нужде, доблестно защищал своё княжество.

В 1283 году его старшие братья Андрей и Димитрий схватились за право княжения во Владимирской земле. Дело дошло до столкновения: войска братьев сошлись у города Дмитрова. Князь Даниил поспешил со своим войском в лагерь брата Андрея, и князь Димитрий, почувствовав силу, согласился на заключение мира.

К сожалению, Андрей забыл этот урок и в 1293 году предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Тогда святой князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.

Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире. Вскоре, ссоры вновь разгорелись между князьями. Князь Андрей пошёл с войском на Переяславль-Залесский. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1296 г. выступить сильной ратью в союзе со своим дядей, тверским князем Михаилом, против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило, и кровопролития удалось избежать. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду — и благодушно простил ему его злой поступок. Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя.

В 1301 году в городе Дмитрове собрался съезд всех князей русских. Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей — князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы. А его племянник, князь Переяславля-Залесского, Иван Димитриевич так любил своего дядю Даниила, что не только не оспоривал у него титула Великого Князя, но и свою отчину — Переяславскую область — одно из сильнейших тогда княжеств — в 1302 году, умирая бездетным, завещал в собственность своему любимому дяде Даниилу Александровичу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.


Московское княжество в при Данииле Московском

В 1301 году, когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Московский князь оказал милость своему пленнику: Константин жил в Москве, словно гость, ему присылались угощения с княжеского стола, воздавались почести согласно его титулу. Победа над рязанским князем ещё раз показала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. По примеру своего отца святого Александра Невского он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на братском монастырском кладбище.

После кончины его преемниками великокняжеской власти и титула был не брат или племянник его, но сын Иоанн Даниилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году — в течение 300 лет. Царствующий благословенный Дом Романовых не совсем чужд роду Святого Даниила, имея роднёю супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну; так в благословенном роду Святого и блаженного Даниила сохраняется царственное достоинство более 600 лет.

Святые мощи св. Даниила Московского

Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645-1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта - в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября - в день обретения нетленных мощей.

Святые мощи угодника Божия Даниила со времени перенесения их в церковь открыто почивают в особой раке. (В особом золотом ковчежце на груди св. Даниила почивает и частица святых мощей отца его, святого благоверного Великого Князя Александра Невского ).

Ныне существующая рака устроена в 1817 году из серебра, весом более двух пудов и в клеймах правой стороны имеет тропарь и кондак святым. Прежняя же рака святых мощей была похищена в 1812 году французами, святые же мощи не были повреждены. В 1917 году мощи святого Даниила были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северно — восточного столпа, в 1929 году рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов.

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних. 7 октября 1930 года во время всенощного бдения мощи святого Даниила были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 году неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоирей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д. С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку.

В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей святого Даниила Александровича находится в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя святого Даниила Александровича ), над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей святого князя Даниила.

Свято-Даниловский монастырь

Особую славу и почитание принёс блаженному князю Даниилу основанный им Свято-Данилов монастырь . По Божию Промыслу именно Свято-Данилов монастырь стал первым монастырём, возрождённым после тяжких лет большевистских гонений на Церковь.

Во второй половине XVII века монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями.

В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия.

На территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ, на котором обрели упокоение многие церковные иерархи, а также деятели культуры.

С 1917 по 1930 год настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор, вокруг которого группировались клирики и верующие, не принимавшие новой безбожной власти. Но официально монастырь был закрыт уже в 1918 году.

В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних.

В 1983 году монастырь в ужасном состоянии был возвращен Церкви.

Всего за 5 лет там были проведены колоссальные строительно-реставрационные работы, и к 1988 году, к празднованию тысячелетия Крещения Руси, Свято-Данилов монастырь вновь засиял во всей красе.

Сейчас монастырь является одним из крупнейших духовных центров России. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси. На территории обители располагается резиденция Его Святейшества Патриарха Кирилла.

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о благостоянии града Москвы и о всей России, а также о благополучии в собственном доме, о благословении жилища, об улучшении жилищных условий.

Молитва святому князю Даниилу
О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих.
Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Программа студии «Неофит» «Тесные врата» о святом князе Данииле Московском (2002)

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 - 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".

Князь Даниил рос кротким и незлобивым мальчиком, помогал нищим и страждущим. Как и отец, Александр Невский, любил Божий храм, молитву и церковное пение. В детстве, как и положено будущему правителю, обучался светским наукам, воинскому искусству и управлению государством.

Только в 1272 году братья выделили ему для княжения самое бедное и незначительное (по тем временам) Московское княжество. Выделенным княжеством князь остался доволен и претензий не высказал.

Город очень понравился юному князю. В нем было все и для охоты, и для торговли, и для сельскохозяйственной деятельности. Не было только хозяина. Все последние годы князья в Москве не жили, а управлялся город наместниками. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадство и воровство.

Начал князь со строительства в городе монастыря. Князь сам объезжал окрестные села, принимал отчеты старост. В городе началось расширение кремля. Возведением стен и укреплений Даниил руководил лично.

Благодаря князю мы имеем Красную площадь, которая при нем стала главными торговыми рядами.

Новый московский князь Даниил своей политикой много сделал для того, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва, и сам он стал первым великим князем Московским.

Времена Даниила Московского были особенно тяжелыми для Руси. Мало того что Русь не могла оправиться от монголо-татарского нашествия, так и свои князья раздирали страну в междоусобной вражде. И здесь большое влияние оказала политика князя Даниила Московского, который неустанно стремился к единению и миру на русской земле. Именно ему удавалось предотвращать надвигающиеся кровопролития.

Особенно кровавым уроком стало предательство старшего брата, Андрея: тот привел на Русь татарскую орду во главе с Туданом (Дюденем), который опустошил и разграбил множество русских городов, в том числе Муром, Суздаль, Тверь, Можайск, Коломну. Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, так как сил для отпора не было. После ухода захватчиков, оставивших после себя пепелище, князь раздал все свое имущество пострадавшим горожанам.

Важным моментом в биографии Даниила Московского и в целом переломным для судьбы страны стал съезд всех русских князей в городе Дмитрове в 1301 году. Именно здесь Даниил Московский убедил всех помириться и прекратить внутреннюю вражду.

В 1302 году умер племянник Даниила Московского Иван Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского. Иван Дмитриевич был бездетным и очень любил и уважал своего дядю, которому и завещал все свое княжество в собственность.

Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Еще одним результатом этого присоединения стало начало объединения русских земель в единую мощную державу.

Тем не менее в 1301 году рязанский князь Константин Романович при содействии татар напал на Московское княжество. Даниил Александрович разбил неприятеля, взял рязанского князя в плен и уничтожил большое количество татар. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая.

Великий князь не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли, и побежденному рязанскому князю в Москве оказал соответствующие почести. Победа над рязанским князем продемонстрировала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году великий князь тяжело заболел. Накануне смерти он принял монашество. Даниила Александровича похоронили в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены повелением царя Алексея Михайловича в храм Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.

После смерти Даниила Александровича титул великокняжеской власти наследует его сын Иоанн Данилович, и после него данное достоинство переходит от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до смерти Федора Иоанновича в 1598 году.

Даниил Александрович - младший . В историю вошел благодаря не только княжению, но и созданию Свято-Даниловского монастыря. Кроме того, Даниил Александрович считается одним из почитаемых московских святых. Сегодня мы познакомимся с его биографией и заслугами.

Детство

Князь Александр Невский и сыновья сделали довольно весомый вклад в благополучие Руси. Даниил родился в 1261 году. Когда великий умер, Данилу было всего 2 года. Первые годы мальчик проживал в Твери, у своего дяди Ярослава Ярославича. Последний был сначала тверским князем, а затем и Владимирским. Москва тогда была в составе великокняжеского удела и находилась под руководством «тиунов» - наместников тверского князя.

Княжество

В какое время и от кого младший сын Александра Невского получил в свой удел Москву, в точности неизвестно. Историки полагают, что произошло это в 70-х годах XIII века. В летописи Даниил впервые фигурирует в 1282 году. В это время он уже был полноценным князем Москвы. Стоит отметить, что это было в летописи после ужасного Батыевого разорения, которое произошло в 1238 году. Столь длительное умолчание было очень знаменательным. Дело в том, что в летописи того времени заносились упоминания о городах только в том случае, если в них происходили какие-либо бедствия, междоусобицы, крупные пожары, нашествия татар и прочее.

Таким образом, есть основания полагать, что в Москве тех времен дела обстояли более или менее спокойно. По мнению многих историков, именно эта тишина, затянувшаяся более чем на сорок лет, и предопределила будущее величие Москвы. В спокойные времена город и его округа набрались сил. Сюда переселилось много беженцев из разоренных областей Руси, преимущественно южных: Рязанские, Киевские и Черниговские земли. Среди переселенцев встречались и ремесленники, и земледельцы, и воины.

Согласно «Повести о зачале великого града Москвы», князь Данило возлюбил жизнь в Москве и поэтому старался заселить город и расширить его границы. Также говорится о том, что он был добродетелен и старался помочь нищим. Говоря о Данииле Александровиче, нельзя обойти вниманием тот факт, что он всегда был глубоко верующим человеком.

Междоусобные войны

Русскую землю тогда часто потрясали Несмотря на миролюбие, которым славился московский князь, младший сын Александра Невского, он был вынужден принимать в них участие. Большинство конфликтов, в которых он участвовал, заканчивались миром и не доходили до кровопролития.

В 1281 году началась война между старшими братьями Данила - Дмитрием и Андреем. Оба князя хотели найти поддержку в Орде. Андрей просил помощи у Туда-Менгу - законного хана, а Дмитрий пытался заручиться поддержкой Ногая - главного соперника Туда-Менгу. В разные времена Даниил поддерживал то одного брата, то другого. Его единственным интересом в данном конфликте была максимальная безопасность Москвы и предотвращение очередного разгрома.

В 1282 году московский князь ступил на сторону Андрея. По данным летописи, он, вместе с новгородцами, москвичами и тверичами пошел войной на князя Дмитрия к Переяславлю. Узнав об этом, Дмитрий пошел к ним навстречу. Он остановился у Дмитрова, а противники не дошли до города пять верст. Там войска обоих сторон простояли пять дней, общаясь через посыльных. В конечном итоге они решили помириться. Вскоре помирились также старшие сыновья Александра Невского. Биография Даниила Московского в дальнейшем будет тесно связан с одним из них - Дмитрием.

Дружба с Тверью

В 1287 году, три брата Александровича вместе пошли войной против Михаила Александровича - новоиспеченного тверского князя. Подойдя к Кашину, они остановились в нем на девять дней. Войско князей опустошило город, сожгло соседний Кснятин и оттуда решило выдвигаться на Тверь. Князь Михайло Тверской послал им навстречу своих посыльных, братья ответили. После непродолжительных переговоров стороны решили, что война им ни к чему. В дальнейшем Даниил будет то дружить с Тверью, то вновь соперничать. С кем его отношения будут крепнуть, так это со старшим братом, князем Дмитрием Александровичем. Стоит отметить, что благодаря дружбе с Дмитрием, а позже и его сыном Иваном Данил Московский получит серьезную политическую выгоду.

Конец перемирию

В 1293 году шаткое перемирие между князьями Андреем и Дмитрием нарушилось. В очередной раз Андрей отправился в Орду к новоиспеченному хану Токту, чтобы попросить его о помощи. В результате на Русь пошло огромное войско татар, которое возглавил брат хана, Тудан. В сопровождении татар было много русский князей. Узнав о нашествии татар, Дмитрий принял решение бежать. Бежали также жители Переяславля. В тот раз татары завоевали и разгромили Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский и некоторые другие города. Москву беда также не обошла стороной. Обманув Даниила, татары вошли в город и нанесли ему непоправимый вред. В результате они взяли Москву полностью, вместе с селами и волостями.

Смерть Дмитрия

В 1294 году князь Дмитрий скончался. Переяславль перешел к его сыну Ивану, с которым Даниил поддерживали хорошие отношения. В 1296 году, во время съезда князей, который состоялся во Владимире, между братьями возник очередной конфликт. Дело в том, что Андрей Городецкий, который теперь был великим князем, решил вместе с некоторыми другими князьями захватить Переяславль. Даниил с Михаилом воспрепятствовали ему.

Действуя то убеждениями, то силой и неистово веря в свое дело, младший смог укрепить свое княжество и расширить его пределы. На короткий период он даже сумел утвердиться в Великом Новгороде. Там князем стал его малолетний сын Иван, которого в будущем прозовут Иваном Калитой.

Смена приоритетов

В 1300 году, на очередном съезде князей в Дмитрове, Даниил Московский подтвердил договор с князьями Андреем Иваном. Однако при этом его союз с Михаилом Тверским пришлось разорвать. В последующие годы между сыновьями Данила и тверским князем будет лютая вражда. В том же году Даниил воевал с князем Константином Рязанским. Тогда войско московского князя разбило много татар, ставших на защиту Рязани, и даже умудрилось взять в плен Константина. Согласно распространенному предположению историков, именно в результате похода на Рязань, к Московскому княжеству удалось присоединить Коломну, расположенную около впадения Москвы-реки в Оку.

Расширение территории

В 1302 году умер переяславский князь Иван, который приходился Данилу Московскому племянником. Боголюбивый, кроткий и тихий Иван Дмитриевич не успел завести детей, поэтому завещал свое княжество Даниилу Александровичу, которого любил сильнее всех. На тот момент Переяславль считался одним из основных городов на северо-востоке Руси. Его присоединение сразу же усилило Москву в несколько раз. Летописи и "Житие" князя Данила с особым вниманием подчеркивают, что Переяславль был присоединен к Москве абсолютно законным путем.

На княжение Переяславлем пытался посягнуть и князь Андрей. Узнав о решении Ивана касательно престолонаследия, Даниил, сын Александра Невского , не стал мешкать и сразу же отправил в Переяславль своего сына Юрия. Когда тот прибыл в город, то увидел, что там уже начали хозяйничать наместники князя Андрея. По всей видимости, они появились в городе сразу после смерти Ивана Дмитриевича. Юрий прогнал незваных гостей. К счастью, все решилось мирным путем. Осенью 1302 года князь Андрей вновь отправился в Орду в надежде заручиться поддержкой в походе на брата. Но очередной войне не было суждено состояться.

Смерть князя Даниила

5 марта 1303 года московский князь Даниил, сын Александра Невского, умер. Перед смертью он принял пострижение в монахи. Касательно места захоронения великого князя источники расходятся. По одним сведениям, князя похоронили в церкви Архангела Михаила, на месте которой сейчас стоит Архангельский собор Московского Кремля. А по другим - в Даниловском монастыре, который князь сам же и основал.

Монастырь

Еще во время княжения младший основал на юге Москвы монастырь в честь преподобного Даниила Столпника - своего небесного покровителя. Это монастырь стал первым из известных истории московских монастырей. В "Житие" святого говорится, что благоугодно господствуя в Московской области, князь Даниил возвел за Москвой-рекою монастырь и назвал его в честь ангела своего Даниила Столпника.

Судьба монастыря сложилась удивительным образом: спустя 27 лет после смерти князя его сын Иван Калита перенес монастырь вместе с архимандритией на свой княжеский двор в Кремль и поставил при нем церковь во имя Преображения Спаса. Так был основан Спасский монастырь. Как рассказывает "Житие" Даниила Московского, спустя много лет по нерадению Спасских архимандритов Даниловский монастырь обнищал настолько, что и след от него сгладился. Осталась лишь одна церковь - церковь Даниила Столпника. А место, где она стояла, прозвалось сельцо Даниловское. О монастыре же вскоре все забыли. При правлении Ивана Третьего Спасский монастырь вновь перенесли за пределы Кремля, через Москва-реку, на гору Крутицы. Этот монастырь стоит там до сих пор и называется Новоспасским.

Чудеса

На месте древнего Данилова монастыря не раз случались чудеса, подтверждающие святость его основателя. Познакомимся с описанием некоторых из них.

Однажды князь Иван Васильевич (он же Иван Третий), находясь в древнем Даниловском монастыре, проезжал мимо места, в котором покоились мощи князя Даниила. В это момент у одного знатного юноши из княжеского полка споткнулся конь. Юноша отстал от остальных и остался на том месте один. Внезапно ему явился незнакомец. Чтобы спутник князя не испугался, незнакомец тот сказал ему: «Не бойся меня, я христианин, господин сему месту, зовут меня Даниил Московский. По божьей воле положен я здесь». Затем Данил попросил юношу, чтобы тот передал от него послание князю с такими словами: «Ты всячески себя утешаешь, а зачем меня предал забвению?» После этого облик князя исчез. Юноша тотчас догнал великого князя и рассказал ему все до мельчайших подробностей. С тех пор Иван Васильевич велел петь панихиды и вести божественные службы, а также раздал милостыню по отошедшим душам своих родственников.

Спустя много лет сын Ивана Третьего, князь Василий Иванович, проезжал мимо того же места с множеством приближенных, среди которых был и князь Иван Шуйский. Когда последний наступил на камень, под которым хоронились мощи Даниила Московского, чтобы сесть на своего коня, случившийся тут крестьянин помешал ему. Он попросил его не осквернять камень, под которым лежит князь Даниил. Князь Иван пренебрежительно ответил: «Мало ли тут князей?», и закончил задуманное. Вдруг конь стал на дыбы, упал на землю и умер. Князя с огромным трудом вытащили из-под коня. Он раскаялся и повелел служить молебен по поводу своего прегрешения. Вскоре Иван выздоровел.

Во времена царствования Ивана Грозного купец из Коломны поплыл в Москву в одной лодке со своим юным сыном и татарами. В дороге юноша сильно заболел, так что отец уже не верил в его выздоровление. Когда лодка приблизилась к церкви, в которой покоились мощи князя Даниила, купец с сыном подошли к гробу святого. Велев священнику петь молебен, купец принялся с великой верой молиться Богу, призывая князя Даниила помочь. Внезапно его сын, будто пробудившись от сна, выздоровел и набрался сил. С тех пор купец всем сердцем уверовал в святого Даниила и ежегодно приезжал к его гробу, чтобы совершить там молебны.

Александр Невский - названный сын Батыя

Еще одним интересным фактом, который, безусловно, отразился на жизни детей Александр Невского, является его названное братство с царевичем Сартаком. Информация о том, что Александр Невский - сын Батыя , воспринимается историками противоречиво. Одно известно точно - решение о служении Золотой Орде и названном братстве с царевичем Сартаком Александр Невский принял сугубо в интересах государства. В то время кровное родство ценилось мало: князья соперничали друг с другом за уделы и не брезговали предательством. А вот названное родство незыблемо почитали как святыню. Поэтому, идя на такой шаг, Александр Невский, сын хана Батыя Сартак и сам хан действовали сугубо в политических интересах.



Вверх