Святогорский монастырь пушкинские горы иконы. Познай свой край родной. Особенности посещения монастыря

Монастырь Святогорский в Псковской области является не только православной святыней, славной своими чудотворными иконами. Его с интересом посещают даже те люди, которые далеки от религии. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в стенах монастыря покоится прах великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Эта деталь помогла обители избежать судьбы многих других религиозных объектов, которые были взорваны или разрушены в годы советской власти. Конечно, монастырскую братию революционеры разогнали как буржуазно чуждую пролетариям, но сами постройки оставили. В них до девяносто второго года прошлого столетия располагался Государственный мемориальный музей А. С. Пушкина. Потом монастырь был передан в ведение Русской Православной Церкви. Но это место охраняется и государством как объект культурного наследия Российской Федерации. В этом коротком очерке мы расскажем о Святогорском монастыре. У обители интересная история. А почему там был похоронен А. С. Пушкин, который, как известно, умер в Санкт-Петербурге? Об этом вы тоже узнаете из нашей статьи.

История Святогорского монастыря

Основанию обители предшествовали два явления Божьей Матери. И по странному стечению обстоятельств, в обоих случаях единственным свидетелем чуда стал пастух Тимофей, получивший позже, согласно церковной традиции, статус «блаженного отрока». Вначале Богородица явилась в 1563 году в деревне Луговке. Позже на этом месте была выстроена часовня. А спустя три года блаженный отрок Тимофей вновь увидел Богородицу, на этот раз на Синичьей горе. Место для явления Святая Дева выбрала весьма удачное. В те времена город Воронич был пограничным с независимым княжеством Новгородским. Московский царь Иван Грозный счел чудо на Синичьей горе удобным поводом поставить фортификационное сооружение на своих рубежах (а заодно и засвидетельствовать свою набожность). Он дал приказ наместнику Псковскому князю Юрию Токмакову построить монастырь Святогорский. Но начался он с церкви, алтарь которой находится над пнем той сосны, где блаженный пастушок узрел икону Богоматери.

Постройка обители. Пушкинские горы

Уже в 1569 г., спустя три года после последнего чуда, была выстроена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Поскольку храм строился не просто как религиозное сооружение, но и как фортификационная крепость, он сразу же воздвигался в камне. Удивленный такими скорыми работами царь Иван Грозный пожаловал новому монастырю колокол весом в пятнадцать пудов. Этот благовест в народе прозвали «Горюном», потому что «пел он жалостно». А Синичью гору, где случилось явление иконы Богоматери отроку Тимофею, позже переименовали в Святую. В конце шестнадцатого столетия при обители возникло поселение Тоболенец. Оно получило название по одноименному озеру неподалеку. К началу восемнадцатого столетия эта слобода разрослась в настоящее село. Его назвали Святые Горы. Советской власти такое имя претило. Поэтому в 1925 году было дано другое название населенному пункту, окружающему Святогорский монастырь, - Пушкинские горы.

Зенит славы и закат

Все русские цари, начиная от Ивана Грозного и вплоть до Петра Первого, делали обители богатые подношения и дары. Это были и драгоценные ризы, и первопечатное Евангелие 1628 года (пожалованное государем Михаилом Федоровичем), и редкий по содержанию серебра колокол весом в 151 пуд. Но хотя основание Святогорского монастыря имело стратегическое значение, это не уберегло его от разрушения. Обитель пострадала от войск Стефана Батория, в Ливонской войне, во времена смут. Но монастырь каждый раз вновь воскресал. И обрастал землями! Монахи были владельцами деревень и угодий. Но все изменилось с восхождением на престол Екатерины Второй. По ее указу обитель была причислена к третьеразрядным, а большинство монастырских земель отошло казне.

Святыня

Волей-неволей братии пришлось приблизиться к образцу христианской жизни в бедности. Но совсем нищенствовать инокам не позволял набожный народ. Монастырь Святогорский привлекал паломников иконами Богоматери Одигитрия и «Умиления» - теми самыми образами, которые явились отроку Тимофею. Кроме того, у стен обители дважды в год - в Девятую пятницу после Пасхи и на Покрову проводились ярмарки. Монастырь продолжал пользоваться славой святого места. Многие состоятельные люди хотели бы быть похороненными на ее кладбище. Среди таких была и семья Ганнибалов - предков Александра Сергеевича Пушкина. Ведь совсем недалеко находилось и родовое имение Михайловское.

Святогорский монастырь и А. С. Пушкин

Так, волей Осипа Абрамовича Ганнибала, оплатившего землю под родовую усыпальницу, обитель стала тесно связана с именем выдающегося русского поэта. Сам Пушкин любил приходить в монастырь. Он посещал ярмарки, слушал местный говор, собирал истории о днях минувших (в Михайловском был написан «Борис Годунов»). Приходил поэт и в родовую усыпальницу, где были похоронены его дед и бабушка, а также умерший во младенчестве родной брат Платон. В 1836 году Пушкин похоронил здесь и мать. Тогда же он уплатил монастырю десять рублей серебром за право быть похороненным здесь самому. И это случилось за год до смерти поэта. Теперь могила А.С. Пушкина в Святогорском монастыре может поспорить по количеству паломников с иконой Одигитрия. Именно этот скромный памятник уберег обитель от уничтожения во времена советской власти.

Как проехать в Святогорский монастырь

Пушкинские горы располагаются в 95 километрах от Пскова по прямой, в 113 км по автотрассе. Из областного центра доехать сюда проще простого. Есть и прямой автобус Псков - Пушкинские горы, через поселок следуют машины на Новоржев и Великие Луки. Сюда приезжают экскурсионные группы из Санкт-Петербурга и Москвы. Монастырь Святогорский находится в самом центре Пушкинских гор, по адресу: улица Пушкинская, 1.

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням - чудотворным иконам Богородицы - обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова". Так, здесь поэт услышал присказку "Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит", вошедшую в сцену "Корчмы у Литовской границы". В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное - здесь ежедневно возносится молитва "об упокоении боярина Александра со сродники". В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

Святогорский Успенский монастырь в Пушкинских Горах - это одно из значимых мест для российской истории, архитектуры, религии и светской культуры. Каждая эпоха привнесла сюда значительные изменения. Несколько веков прилагались усилия для сохранения его в первозданном виде. Церкви, построенные на местах чудесных явлений, могучие крепостные стены, природа - все это привлекает сюда верующих и просто туристов.

История

В современном поселке под названием Пушкинские Горы Святогорский монастырь был основан еще в 16 веке на месте произошедших чудес. Узнав о явлении юному пастуху чудотворной иконы Божией Матери и исцелениях, Иван Грозный приказал построить церковь на Синичьей горе. На этом месте был возведен храм Успения Пресвятой Богородицы, престол его устроен как раз над пнем от сосны, где явилась икона. При монастыре была основана слобода Тоболенец, со временем разросшаяся и переименованная в село Святые Горы.

Известно, что Иван Грозный пожаловал Святогорскому монастырю пятнадцатипудовый колокол, изготовленный на заводе Тюленева. А царь Федор Михайлович пожертвовал Евангелие. Огромный колокол был прозван в народе «Горюном» за жалобный голос. До наших дней сохранился лишь осколок его, находящийся во дворе. До 18-го века монастырь был перворазрядным и имел много земель. Во время правления Екатерины он стал третьеклассным и был лишен большей части владений, но значение для России не потерял.

Храм и Пушкин

Недалеко от монастыря находится родовое имение А.С. Пушкина - село Михайловское. Оно было выстроено дедом поэта по материнской линии - Осипом Абрамовичем Ганнибалом.

Бабушка и дед Пушкина (Мария Алексеевна Ганнибал и Осип Абрамович Ганнибал) делали храму существенные пожертвования. Это дало семейству право быть похороненными рядом с монастырем. Пушкин бывал в этих местах после окончания Лицея.

Особенно тесная связь с монастырем у него появилась во времена ссылки за атеизм. Тогда Иона назначен был для духовного наблюдения за Пушкиным. В результате у них сложились близкие доверительные отношения. Также Пушкин подружился и со всей монастырской братией.

Игумен Иона положительно отзывался о наблюдаемом. Поэт же здесь собрал образы персонажей, присказки, поговорки, заключающие в себе народную мудрость. Они стали материалом для знаменитых и значимых произведений «Борис Годунов», «Повести Белкина». И, в конце концов, великий поэт нашел в монастыре упокоение. Здесь погребен он сам, его мать, бабушка, дедушка и погибший в младенчестве брат. По легенде, Пушкин, когда хоронил мать, заплатил и за свою могилу, будто бы предчувствовал свою скорую смерть.

Так, в 19 веке поселок Святые Горы был переименован в Пушкинские горы. Святогорский монастырь, в отличие от него, сохранил свое название. И в наши дни можно приехать и посетить могилу великого поэта, оставить цветы. А служители церкви ежедневно в молебнах поминают Пушкина и его родственников.

Храм в 20 веке

Еще до войны, когда пришла советская власть, храм был закрыт. Помещение использовалось как хлебопекарня, типография, клуб. В Отечественную войну Святогорский монастырь (Пушкинские Горы) очень пострадал в бомбежках, Никольский храм и другие строения оказались полностью разрушенными. Фашисты стремились уничтожить и религиозный памятник, и По их замыслу взрыв этих объектов культурного наследия должен был подорвать дух русского солдата. К счастью, наши соотечественники успели перейти в наступление и разминировать памятник на могиле поэта. В память об этих событиях был построен мемориал, посвященный освобождению Пушкинских Гор.

В 1949 году Успенский собор был восстановлен Академией наук, а затем открылась музейная экспозиция. Но неизвестно, было бы это сделано, не будь здесь могилы поэта.
И только в 1992 году храм был обратно передан РПЦ и возродился сам Святогорский монастырь (Пушкинские Горы), максимально повторяя облик времен жизни великого поэта.

Расписание богослужений

В поселке Пушкинские Горы Святогорский монастырь расписание богослужений имеет следующее.

Рядовые утренние богослужения по будням начинаются с 6:30 - Полунощница, Литургия, Часы, Братский молебен.

Воскресные и праздничные утренние богослужения начинаются в 9:00 - Литургия, Часы.

Вечерние богослужения в будние, воскресные и праздничные дни - с 17:00.

Каждое первое воскресенье в месяце по завершении Литургии служат соборный молебен на Призвание Святого Духа на всякое доброе дело.

Каждое четвертое воскресенье месяца служат Благоденственный молебен Спасителю нашему Господу Иисусу Христу.

В каждую Воскресную службу входит один из акафистов Пресвятой Богородице.

Другие достопримечательности

Выше говорилось о Святогорском монастыре и родовой усадьбе в селе Михайловское, ставшей музеем-заповедником. Но это не единственные достопримечательности. включает в себя усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, Савкину Горку.

В поселке Пушкинские Горы Святогорский монастырь и могила А.С. Пушкина пользуются конечно большой популярностью. Но кроме них здесь находится Храм Казанской Иконы Божьей Матери и Научно-культурный центр. В окрестностях Пушкинских Гор также интересны: мельница в деревне Бугрово, Музейная почта, орнитологический питомник и частный дом-музей имени Сергея Довлатова.

Туризм и паломничество

Как видно, данная местность в является средоточием различных памятников и популярна в наши дни. Местные отели предлагают свои номера и услуги, туристические агентства - выбор различных туров. А верующих ожидают различные паломнические поездки в храмы, в том числе и Святогорский монастырь (Пушкинские Горы).

Фото, сделанные в этих старинных местах, сохранивших свой дух с пушкинских времен, тоже весьма впечатляют. Каждый заинтересовавшийся Псковщиной может подобрать что-то по своему вкусу.

Из Санкт-Петербурга или Пскова доехать можно автобусами, следующими по направлениям Псков - Великие Луки, Псков - Новоржев, Псков - Пушкинские Горы (Святогорский монастырь).

На автомобиле из Санкт-Петербурга в Пушкинские Горы нужно ехать по трассе Е95, М20.

Из Москвы идет поезд до Великих Лук, оттуда пересадка на автобус до Пушкиногорья. Автомобилем из Москвы - по трассе Е22, М9, после города Пустошка следует повернуть на автодорогу Е95, М20.

Красивая легенда Святых гор - Святогорская Лавра

Есть красивая легенда — первый надземный монастырь Святогорья однажды утром якобы сам «вырос» из земли и поразил своей красотой всех очевидцев этого небывалого явления. Красота божественная

Церковь святителя Николая Чудотворца

Из истории Свято-Успенской Святогорской обители Точной даты основания обители история не сохранила. А посему на этот счет сегодня бытуют десятки самых разных версий, и наиболее распространенные среди них две. Одна связывает появление храмов с бегством в русские края византийских иноков в XIII-IX веках, другая гласит, что после разорения Киево-Печерской Лавры часть ее братии ушла в Святые Горы.

Вид на Лавру от памятника Артёму


Вид на Лавру от Церкви святителя Николая Чудотворца


Церковь святителя Николая Чудотворца

Комплекс храмов, который появился здесь со временем, стал настоящим чудом, сотворенным природой и людьми, и вдохновлял мастеров пера и кисти разных эпох. Летописцы оставили описания тех дней, когда здесь происходило, казалось бы, просто невозможное: обитель перестояла масштабные набеги крымских татар, поляков и все ужасы времен Батыя и Тамерлана. В те непростые времена, как утверждают исследователи, местные монахи неплохо знали военное дело, умело стреляли из пушек, защищая родные стены. А при случае, по словам современников, святые отцы поражали даже бывалых вояк: то отбивали у атакующих крымцев и нагайцев коней, то пускались в погоню верхом по суше да на ладьях по реке, возвращая своих полонянников.


Успенский собор и Покровская церковь

Неожиданным поворотом в истории Святогорья стало решение Екатерины II подарить этот «рай на земле», как выражалась сама императрица, своему фавориту — князю Григорию Потемкину. Одним росчерком ее пера святое место, где веками рос и развивался уникальный духовный центр, стало обыкновенной светской дачей.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Гостиница для паломников

При этом любопытно, что даже к упраздненной здесь обители в праздничные престольные дни стекались многотысячные толпы народа. Второе дыхание монастырь обрел в 1844 году, а за следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской Империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса Лавры.

Трапезная церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1922 году монастырь был снова закрыт, а на его территории обустроен дом отдыха. И опять же 70 лет он ждал восстановления. «Обитель была вновь открыта в 1992 году, как и предсказывали многие Святогорские старцы, однако для полного восстановления требовались солидные капитальные вложения. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

Изображение Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Лавру

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году":

"Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная, на правом берегу реки Северного Донца, в местности «Святые Горы», в 5 верстах от железнодорожной станции Святогорской, в 20 верстах от города Славянска, в 30 верстах от города Изюма.

Основана в XIV веке; в 1679 году и в 1737 году была разоряема татарами; в 1787 году была упразднена; в 1844 году восстановлена. По своему местоположению обитель представляет очаровательный вид, возносясь от светлых вод Донца до вершины горы; величественны, под навесом вековых дубов, уступы горняго ее крыльца, которое ведет на освященный утес, избранный жилищем для отшельников, хотя, казалось, природа создала его только для орлиного гнезда.

С берега обитель представляет дивные ландшафты: среди зелени от горы, называемой «Фавор», спускается монастырь к берегу, и храмы его виднеются среди деревьев то на возвышенностях, то в пропастях. Горы, окружающие обитель Святогорскую, представляют разнообразие формаций: гипс, известь, мел и чернозем, покрытый сухим торфом, составляют верхний или наружный слой горы. На гору Фавор устроена довольно удобная лестница, именуемая «Кирилло-Мефодиевскою». Эта лестница начинается аркою и разделяется в своем протяжении башнями и крытыми площадками, висящими над непомерно-глубоким обрывом. К верхушке горы, увенчанной храмом, ведут 511 ступеней и имеются скамьи для отдыха. Близ монастырского соборного Успенского храма находятся пещеры.

Вход в пещерник

и над ним первая из семи, каскадом рссположенных, Кирилло-Мефодиевских часовен.Ход в пещеры начинается небольшим притвором с одним окном над дверью. Отсюда, за железною дверью, идет узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь зигзагами до самой скалистой вершины горы, где он и сообщается с наружной лестницей. Кроме этого хода есть четыре: два — через церкви: святого Иоанна Предтечи и святого Алексия человека Божия, один — под церковью святого Николая чудотворца и один — среди горы, обращенный к Северному Донцу.

Высота пещерных ходов — 3 1/2 аршина, ширина 11/4 аршина. Между пещерными кельями есть немало затворов, а в стенах пещерных входов до 12 ниш, т.е. углублений, где по единому в мире Афонскому обычаю, складывались кости святогорских отшельников, через 3 года после их кончины.

К достопримечательностям монастыря относятся: полученная в Палестине послушником Глинской пустыни, впоследствии архимандритом монастыря Арсением, в благословение от иерусалимского патриарха Мисаила икона Успения Божией Матери, древней арабской живописи, украшенная бриллиантами, сапфирами, рубинами и бурмитскими зернами (крупный жемчуг); она висит в Успенском соборе над царскими вратами и каждую неделю, в среду, спускается и перед ней читается акафист; находящаяся в иконостасе монастырского Покровского храма чудотворная Святогорская икона Божией Матери, украшенная сребропозлащенной ризою и драгоценными камнями; Грузинская икона Божией Матери, украшенная позлащенным серебром с эмалью и драгоценными камнями; известная с 1540 года древняя чудотворная икона святого Николая чудотворца в сребропозлащенной ризе, украшенной бриллиантами, яхонтами и рубинами; перед нею по четвергам читается акафист; иногда, по просьбе богомольцев, подымают и несут эту икону на скалу, где в монастырской Николаевской церкви читается акафист святому Николаю чудотворцу; как туда, так и оттуда, шествие сопровождается молебным пением. Немало здесь находится и других икон, замечательных по живописи и украшению.

В соборной Успенской церкви также находится ковчег, сребропозлащенный, с частицами животворящего креста Господня и мощей: святого Иоанна Предтечи и преподобной мученицы Анастасии Римляныни; в монастыре хранятся также части мощей святых апостолов, евангелистов и других угодников Божиих.

Ежегодно 14 августа совершается из монастыря крестный ход на лодках, по реке Северному Донцу, в скит, а 15 августа, по окончании Божественной литургии, — на скалу. Близ монастырских святых ворот устроена книжная и образная лавка, где можно найти весьма многие духовные книги и священные предметы. Святогорская обитель безвозмездно ежедневно кормит сотни богомольцев, по праздничным же и воскресным дням — тысячи.

В двух верстах от обители, на правой стороне Северного Донца, находится принадлежащий пустыни скит преподобного Арсения Великого, называемый «Святым местом»

Всехсвятский скит

Этот скит окружен с трех сторон скалистыми горами, увенчанными густым лесом, и только со стороны реки Донца вход в него освобожден.

В церкви преподобного Арсения хранится мраморный белого цвета ковчег, в виде саркофага, найденный в развалинах одного храма в Анатолии, близ Тарса, где родился апостол Павел; эту редкость пожертвовал сюда путешественник А. Н. Муравьев. Доступ в скит разрешается мирянам только на третий день Рождества Христова, в пятницу Светлой седмицы, 8 мая и 14 августа. В остальные дни вход дозволяется по особому распоряжению настоятеля обители. На юг от Святогорской обители находится Больничный скит, называемый хутором. Здесь в церкви во имя Ахтырской иконы Божией Матери находится образ ее, источающий обильные милости прибегающим к нему, и образ великомученицы Варвары, с частицами ее мощей. На больничной паперти, у алтарной стены, погребен затворник этой пустыни Иоанн (+1867), над могилою которого ежедневно в 3 часа пополудни совершается панихида.

В больничном скиту врачуются не только монашествующие, но и миряне. Пустынь имеет три школы, мастерские — слесарную, столярную, бондарную, колесную, малярную, портняжную и сапожную, кузницу, свечной завод и пасеку."

P.S. Святогорск. Украина. Донецкая область. Город-курорт на реке Северский Донец. В XV-XVIIIBB. был пограничной крепостью и духовным центром края. Впоследствии владельцем этих земель стал кн. Потемкин. Он построил здесь дворец с купальнями и основал популярный курорт. Чехов назвал его "Донецкой Швейцарией". Главная достопримечательность - Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра). В XVI-XVII вв. монастырь служил укрепленным пограничным постом и дозорным пунктом Московского государства.

Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Антония и Феодосия печерских, Церковь Николая Чудотворца, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Часовня Кирилла и Мефодия, Часовня Андрея Первозванного, Часовня Всехсвятский скит, Церковь Всех Святых.





Вверх