Сведения об образовательной организации. Где помещалась Костромская духовная семинария? Костромская духовная семинария

Костромская духовная семинария была основана при Ипатьевском монастыре в 1747 году Костромским епископом, выдающимся богословом Сильвестром (Кулябкой). За время существования семинарии из ее стен вышло немало видных деятелей РПЦ: митрополитов, архиепископов, ректоров Духовных Академий и семинарий, богословов, церковных историков, просветителей, огромное количество рядовых служителей Церкви - городских и сельских священников. (Диограмма с изображением растущего из здания семинарии ветвистого дерева, на ветвях которого обозначены имена наиболее прославленных её выпускников).Наряду с основными предметами: литургикой, гомилетикой, богословием, Св.Писанием, церковным пением, иконописанием, церковной историей семинаристы изучали латинский, греческий, древнееврейский, немецкий и французский языки, гражданскую историю, философию, словесность, математику, психологию, логику. Фундаментальная библиотека считалась одной из самых богатых в Костромском крае. С 1887 г. при семинарии действовала образцовая церковно- приходская школа, хор духовной семинарии считался одним из лучших в епархии. Семинария была центром епархиальной жизни: здесь проходили епархиальные съезды духовенства, собрания Церковно-Исторического общества. Семинарию посещали приезжавшие в Кострому видные деятели Церкви. (5окт. 1902 г. семинария принимала в своих стенах протоиерея Иоанна Кронштадтского). В июле 1918 г. семинария была закрыта. Многие преподаватели и выпускники приняли в советское время мученическую смерть в лагерях и тюрьмах.
Возрождение семинарии началось в результате потепления церковно-государственных отношений после перестройки, благодаря заслугам Архиепископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва), назначенного 1 сент.1989 г. на костромскую кафедру. 1 окт. 1990г. при соборной церкви Воскресения Христова на Н. Дебре открылось епархиальное училище-прообраз будущей семинарии. Ректором училища стал протоиерей Александр Андросов, выпускник Ленинградской Духовной Академии 1984г., под руководством которого прошли первые годы становления училища. (с1996г.о.Александр Андросов работает в представительстве РПЦ в США). В 1991г. духовное училище разместилось в здании Богоявленско-Анастасииного женского монастыря (бывший трапезный корпус). 17 июля 1996г., решением Святейшего Патриарха и Священного Синода РПЦ училище было преобразовано в семинарию. Первым её ректором стал архимандрит Геннадий (Гоголев), выпускник С-Петербургской Духовной Академии 1994г. Основу учебного процесса в семинарии составляют программы, принятые в С.-Петербургской Духовной семинарии и Академии: догматическое, основное, нравственное и сравнительное богословие, литургика, история Русской Церкви, общая церковная история, история Поместных Церквей, история России, гомилетика, практическое руководство для пастырей, философия, церковное пение, катихизис, библейская история, церковное краеведение, церковно-славянский, древне-греческий, латинский, английский, русский языки, логика.Но есть и особые дисциплины: курс русской литературы читает известный во всей России, костромич, профессор Ю.В.Лебедев.С 2000г. введён курс педагогики. К семинарии причислен храм прп. Алексия, человека Божия. (ул. Катушечная,14, контактный телефон:55-95-73) На пастырском отделении в настоящий момент обучается 65 чел., на регентском отделении - 25 воспитанниц. Преподавателей - 40 чел., из них кандидатов богословия - 4.

(Историко-археологический экскурс)

Судьбы Костромской духовной семинарии от основания ее доныне небезынтересны в отношении тех нередких перемещений, каким по различным обстоятельствам подвергалась она в разные времена в период свыше полуторавекового существования своего.

С открытием Костромской епархии, по утвержденному императрицей Елизаветой Петровной от 16 июля 1744 года докладу Святейшего Синода, оказалась настоятельная потребность в учреждении духовной школы для образования будущих пастырей церквей новоучрежденной епархии. В конце 1747 года уже вторым епископом Костромским Сильвестром Кулябкой (1745–1750 годы) {а} открыта духовная школа для детей духовного звания, которая и была помещена в Ипатьевском монастыре, в иноческих кельях близ покоев епископа. Этой скромной архиерейской школе епископ Геннадий (1753–1757 годы) придал первоначальный характер духовной семинарии введением классов грамматического, поэзии и риторики {b}.

За недостатком хороших помещений в Ипатьевском монастыре и отчасти вследствие оказавшихся за неисправностью, иногда же невозможностью переправы чрез реку Кострому неудобств для посещения семинарии городскими школярами, духовная семинария при епископе Геннадии (1753–1757 годы) перемещена в самый город в пустовавший тогда Симеоновский монастырь (основан между 1630–1666 годами), который находился на Мшанской улице вблизи нынешней церкви Богоотцов и упразднен в 1764 году.

При последующем епископе Дамаскине Аскаронском (1758–1769 годы) «епаршеская» семинария из Симеоновского монастыря вынесена за город, быв помещена в северо-восточном пустынном углу города Костромы на берегу речки Запрудни, около Спасо-Запрудненского монастыря (упраздненного в 1764 году), где к 1760 году были выстроены собственные просторные помещения для классов (деревянный двухэтажный дом), для общежития воспитанников с общей столовой, дом для квартиры префекта и учителей.

С крайним обветшанием деревянных семинарских зданий в Запрудне к началу девятнадцатого столетия семинария вынуждена была по распоряжению епископа Павла Зернова (1778–1800 годы) снова поселиться временно в Ипатьевском монастыре, при чем низшие классы и квартиры учителей помещены были в особом здании, ранее назначенном под духовную консисторию, а богословские классы и квартира ректора – в старинном доме царя Михаила Феодоровича, капитально реставрированном к концу сентября 1863 {с} года.

С построением в 1802 году в Запрудне большого, состоявшего из восьми обширных помещений деревянного одноэтажного дома на каменном фундаменте духовная семинария возвращена при епископе Евгении Романове (1800–1811 годы) в Запрудню, где вскоре к 1806 году были устроены деревянные дома для префекта, учителей, для общежития воспитанников и даже каменная кухня с ученической столовой.

Принявшая теперь благоустроенный вид в новых зданиях своих в Запрудне, духовная семинария сгорела в 1813 году, после чего она по распоряжению епископа Сергия (1812–1817 годы) нашла себе приют в древнем (основанном около половины XV века) Богоявленском, тогда мужском, монастыре. Здесь семинария, согласно новому уставу 1814 года, состояла только из трех высших классов, из низших же трех классов образовано духовное училище, которое поместилось отдельно от семинарии в ограде Успенского собора, в каменном корпусе.

В большой пожар 6 сентября 1847 года нещадным пламенем истреблены в Богоявленском монастыре как настоятельские и братские кельи со службами, так и те четыре здания монастыря, в которых доселе с удобствами привитала духовная семинария. По распоряжению епископа Иустина (1845–1850 годы) семинария по этому случаю переведена в здания Успенского собора, в коих вместе с духовным училищем временно поместилась в том двухэтажном обширном корпусе, который по производстве капитального ремонта с 1904 года отведен для соборных священно-церковнослужителей.

Ввиду стесненности помещения семинарии в соборном корпусе и за решением в Святейшем Синоде (13 марта 1861 года) начавшегося еще с 1850 года дела о постройке зданий для духовной семинарии в Богоявленском, уже с 5 декабря 1847 года упраздненном монастыре не в пользу означенного проекта, возник в 1864 году проект устройства духовной семинарии в Песошенском монастыре (на другой стороне реки Волги в 17 верстах от города Костромы), находившемся под управлением ректоров семинарии, – но проект оказался крайне непрактичным. При безвыходном и беспомощном своем положении в отношении помещения духовная семинария нашла для себя помощь и опору в лице костромского архиепископа Платона, который так сумел расположить в пользу устроения собственных зданий для семинарии все епархиальное духовенство, что оно с любовью отозвалось на горячий призыв своего владыки и, принесши для блага и просвещения своего юношества обильные материальные средства, не замедлило у купцов Стригалевых приобрести, по купчей от 24 июня 1866 года, известный значительный по объему участок земли с каменным трехэтажным во дворе домом с принадлежащими к нему тремя каменными корпусами и прочими каменными и деревянными строениями – за двадцать тысяч рублей, и еще за пустопорожнюю, за дорогой против дома и строений, береговую землю – за две тысячи рублей. В собственные помещения здесь духовная семинария переселилась из соборного дома в 1878 году по капитальном переустройстве означенных каменных корпусов и устроении вновь хозяйственных служб.

{Примечания редактора – в фигурных скобках:}

b. В тексте статьи – реторики .

c. Исправлена опечатка в статье – 1868 .

  • Статьи 29 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 №273-ФЗ
  • 10 июля 2013 г. №582 г. Москва «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. №575 г. Москва «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  • Приказа Рособрнадзора №785 от 29.05.2014 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2017 г. № 1968 «О внесении изменений в требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785″

Основные сведения

Дата создания образовательной организации



Вверх