Русские игральные карты история и стиль. Секрет самой известной русской колоды карт. Судьбы дам, валетов, королей

"РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ (История одной фабрики)"

"Русские игральные карты "("История одной фабрики") - иллюстрированный каталог-альбом, посвящённый деятельности Петербургской Карточной фабрики (впоследствии, Комбинат Цветной Печати) в период с 1817 по 2001 годы.Собраны практически все серии (изображения) игральных карт, выпущенные в этот период времени в Петербурге и изложена история становления и развития фабрики.Ограниченным тиражом вышла в свет книга-альбом «Русские игральные карты» - первое в нашей стране исследование, посвященное истории одного из интереснейших видов прикладной графики. Особенно приятно отметить, что в создании книги принял участие известный коллекционер игральных карт Евгений Григоренко.Кроме эстетической ценности, альбом «Русские игральные карты» представляет собой, как говорилось раньше, «большой интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей». К примеру, из книги можно узнать, что в годы Великой Отечественной войны советское командование использовало игральные карты в пропаганде. Для изготовления специальной «антифашистской» колоды в блокадном Ленинграде зимой 1942 года была собрана горстка специалистов, ранее работавших на карточной фабрике. Они в тяжелых условиях, без сна и отдыха, вручную напечатали антифашистские карты. Вскоре их, погрузив на самолеты, маршрут которых лежал за линию фронта, разбрасывали в районах сосредоточения вражеских войск. К нашему времени сохранилось только две колоды «антифашистских карт». Фигуры на них представляют собой карикатурные изображения нацистских деятелей: Короли - Гитлер, Муссолини, Хорти, Маннергейм; валеты - Геббельс, Гимлер, Риббентроп, Геринг…









В царствовании Екатерины Второй и окончательно при Александре Первом была введена государственная монополия на производство игральных карт. Доход от производства карт шел на содержание Ведомства Императрицы Марии, опекавшее детей-сирот . Производство карт было развернуто на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика. Отличительной особенностью русских игральных карт являлся их самобытный дизайн, выгодно отличавшийся от колод европейских карточных фабрик. Темы рисунков королей, дам и валетов зачастую отражали события современной культурной жизни Российской империи. Например, известная колода «Русский стиль», которой многие россияне играют до сих пор, была создана в 1911 году по мотивам национальных костюмов XVII века, показанных во время известного «Исторического бала» в Кремле. Прообразом червового короля послужил сам российский император Николай II, а дамы - императрица Мария Федоровна. Эта традиция сохранилась и в советское время. На колоде 1925 года фигурные карты одеты в костюмы народов первых советских республик: Белоруссии, Украины, России и Закавказья.


В первые годы Советской власти популярность игральных карт также широко использовалась в политической пропаганде. В 1934 году начался выпуск «антирелигиозных» игральных карт, на которых в сатирическом виде были напечатаны служители культа различных конфессий. Был изготовлен и экспортный вариант «антирелигиозной» колоды, которую поставляли за рубеж, что вызвало многочисленные протесты Ватикана и религиозных деятелей. Кроме прочего, игральные карты использовали в обучающих целях: в 1927 году была издана колода - инструкция «Винтовка», предназначенная для малограмотных бойцов Красной армии.


Однако самыми массовыми и популярными на протяжении уже более чем 150 лет остаются хорошо всем известные карты «Атласные », - рассказывает Евгений Григоренко. - Но немногие знают, что рисунки этих карт были созданы в 1862 году академиком живописи Адольфом Шарлеманем. Причем необходимо сказать, что и другие известные русские художники не чурались рисовать игральные карты. Достаточно назвать такие имена, как популярнейший график начала ХХ века Иван Билибин, создатель памятника «Тысячелетия России» Владимир Микешин. К сожалению, карточная фабрика «Комбинат цветной печати» в Санкт-Петербурге, не выдержав испытание временем, в 2004 году прекратила свое почти двухвековое существование. Впрочем, традиции русских карточных художников и графиков в современной России продолжают небольшие полиграфические предприятия в разных регионах страны.


Посмотрите на эти привычные всем с детства карты. Наверняка такая колода до сих пор имеется дома у Вас или Ваших родителей? Эти рисунки нам настолько знакомы, что никто и не догадывался, раскладывая пасьянс или затевая игру в дурака, что держит в руках портреты членов царской
семьи?

Участники последнего костюмированного императорского бала

В феврале 1903 года состоялся один из самых пышных в российской истории придворных балов. Это было костюмированное действо, которое сам Николай II рассматривал не в качестве обычного маскарада, но как первый шаг к восстановлению обычаев московского двора. И все 390 участников бала были одеты в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича, то есть XVII века.


Очевидцы вспоминали: «Впечатление получилось сказочное, от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Блеск карнавальных костюмов был столь ослепителен, что они стали эталоном для театральных художников и кинематографа, обращавшихся впоследствии к историческим темам. Кстати, несколько из этих роскошных костюмов сохранились в фондах Эрмитажа.


По желанию последней русской императрицы Александры Федоровны лучшими фотографами Петербурга были сделаны снимки всех участников костюмированного действа. В 1904 году по заказу Императорского двора ограниченным тиражом выпустили специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший эти фотографии, напечатанные в технике гелиогравюр и фототипий.


Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в царском наряде

Николай II одет в «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл сегодня хранятся в
Оружейной палате Кремля.


Великий князь Сергей и его супруга в нарядах а-ля рюсс

Так выглядел первый выпуск карт в русском стиле

Видимо, эти фотографии настолько впечатлили всех, кто их видел, что в 1911 году немецкая фирма Дондорф даже разработала на их основе эскизы для особой колоды игральных карт. И к 300-летию дома Романовых колоду «Русский стиль» выпустили в свет.

Короли здесь снабжены всеми регалиями царской власти, одеты в золотые шапки и горностаевые меха. В образе любого из валетов видим снаряженных для охоты молодых удальцов: с копьем, луком или ловчим соколом. Дамы изображают русских красавиц в соболях и кокошниках, в богатых украшениях со множеством драгоценных камней...

Все рисунки проработаны до мелочей и повторяют роскошные детали русских костюмов, созданных для высшего общества: кафтаны и опашени из алой парчи; сарафаны и кокошники расшиты золотыми нитями и жемчугом; мантии подбиты горностаем.


На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами. Впоследствии художник-иллюстратор Юрий Иванов перерисовал карты «Русский стиль» - приспособив их для офсетной печати.


Для сравнения - выпущенная той же фабрикой Дондорф колода игральных карт по мотивам драм Шекспира.

Эту колоду карт можно по праву назвать классической не только потому, что ее видел и держал в руках практически каждый русский человек.

Игральные карты или даже карты для пасьянсов с изображением фигур гораздо ближе русскому человеку, чем вы могли бы подумать. Швейцарская, французская или немецкая колода, например, довольно сильно отличается внешне, и сейчас вы скорее встретите обычные рисованные карты. Но эта колода была практически в каждом доме.

Привычные глазу короли, дамы и валеты - это люди, которые существовали на самом деле! Мало того, они действительно были королями и дамами.

На самом деле на картах запечатлены члены царской семьи, которые однажды собрались на костюмированный бал-маскарад. Это был один из последних роскошных балов - вскоре империя пала под натиском революции, однако память о торжестве сохранилась вот таким чудесным образом!

Императорский бал состоялся в 1903 году в Петербурге, а дресс-кодом стала эпоха XVII века. Знатные особы нарядились в роскошные стилизованные костюмы, а фотографы всё это запечатлели. Карточные изображения точно повторяют образы гостей.

Следует отметить, что гостей собралось 390 человек и все они были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской Руси. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а сшили их лучшие портные Российской империи.

Самое интересное, что колоду карт «Русский стиль» отпечатали и выпустили к 300-летию дома Романовых на Александровской мануфактуре. После революции ее закрыли, а чуть позже фабрика снова возобновила работу и продолжила выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже колоду для офсетной печати адаптировал советский художник Юрий Иванов.

Удивительно, что именно эта колода стала в бывшем СССР самой популярной - никакие другие не смогли с ней конкурировать, хотя были и антирелигиозные, антифашистские и многие другие. Кроме прочего, оказывается, все мы знаем, что собою являет «Русский стиль».

Карточные масти. Версии происхождения

Как таковой, «официальной» версии происхождения карточных мастей не существует. Есть несколько гипотез.

Согласно одной из них, карты изобрели китайцы. Согласно другой, египетские жрецы нарисовали 78 табличек, - карт Таро. На 56 табличках (так называемые «Младшие Арканы») были нарисованы современные карты (где ещё четыре достоинства?! прим.вред.) и ещё 22 таблички («Старшие Арканы») составляли карты Таро. Гипотезу озвучил в 1785 г. оккультист из Франции Эттейла, а продолжили её продвигать англиканцы Кроули и Мэзерс, француцы Леви и доктор магии Папюс.

Согласно ещё одной, у Карла 6-го (больного шизофренией) был шут Жак Грингонер, который в 1392-м году развлекал короля колодой из 32-х карт: без дам.

Ещё одна гипотеза гласит, что в индии на картах многорукий Шива, в своих руках держал жезл, кубок, монету и меч. Точно также рисовались масти и в итальянских карточных колодах.

У германцев до сих пор масти называются копья, цветы, квадраты и сердца. Ещё встречаются листья, жёлуди, колокола и сердца.

Черва, бубна, креста и пика. По-английски черви - hearts, сердца. Бубны diamonds, диаманты. Трефы (кресты) - clubs, клубни. Пики так и будут - spades.

Карточные масти и кресты на храмах

Обратим внимание на кресты православных церквей:

На старых крестах, не новоделах, сделанных до революции 1917-го года, в оформлении орнамента присутствуют и чётко выделяются карточные масти.

Один из вариантов смыслового прочтения - согласно принципу вложенности. «Окончание» луча на кресте выполнено в стиле червовой либо пиковой масти. На каждом луче одного креста, может располагаться более мелкий «крестик» из какой-нибудь из этих двух мастей. И этот мелкий «крестик» сливается в масть бубен (см. рисунок).

Издалека весь узор креста сливается собственно в крестовую масть.

Исходя из такого расположения элементов креста можно сделать вывод, что чёрный (пика) и/или червоный (черва) элементы являются составными частями более крупного червоного элемента (бубен), который, в свою очередь, является составным элементом более крупного чёрного ансамбля - треф, собственно креста.

Некоторые исследователи, например, утверждают, что, на самом деле, масти символизируют миры в древних ведических верованиях бытовавших на Руси и доживших в таком виде до наших времён. Это миры яви, нави, слави и прави. По мнению исследователя, явь - это пик, славь - бубен, навь - треф, правь - черви. Мир яви - это наш явный мир. Миры нави и слави - тёмный и светлый потусторонние миры. И, наконец, мир прави - высший божественный мир.

В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в.

Трефовая дама и ее прототип - княгиня Елизавета Федоровна.

Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») - во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных. Ничего необычного на первый взгляд в них нет; мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.

Червовая дама и ее прототип - княгиня Ксения Александровна.

В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России. Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.


Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.



Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.

В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.

После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.


Костюмированный бал, состоявшийся во время Масленицы 1903 года в Зимнем дворце, был грандиозен. А его изюминкой стала идея императрицы Александры Федоровны - запечатлеть для потомков участников, облаченных в исторические костюмы XVII века. Причем силами лучших фотографов Санкт-Петербурга. На основе дворцовой съемки Экспедиция заготовления государственных бумаг издала роскошный "Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце", состоявший из десяти увражей (папок) большого формата. 21 гелиогравюра и 174 фототипии!

Но этим дело не ограничилось.

В 1913 году, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, появится колода игральных карт "Русский стиль". А на них - участники того самого бала. Эта карточная колода переживет всех участников костюмированного праздника в Зимнем, вынесет смену политических режимов и благополучно доживет до наших дней. Однако и сегодня любители острых ощущений, играя в "дурачка" или преферанс, вряд ли догадываются, какая захватывающая история идет к ним в руки.

Расследование "Родины" привело к неожиданным результатам.

Эмоции царя

Вспоминает баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина императрицы Александры Федоровны:

"Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора. ... Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, - зрелище было поистине завораживающим" 1 .

Усилим зрелище зарисовками из недавно изданного дневника последнего русского царя. Не склонный к сантиментам император

Николай II не скрывал радостных эмоций по поводу бала, растянувшегося на три (!) вечера.

"11-го февраля. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцовали русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 21/2.

13-го февраля. Четверг. В 91/2 начался бал в костюмах времен Алексея Михайловича в Концертной зале - повторение предыдущего для Мама (вдовствующая императрица Мария Федоровна. - С.Э . ). Миша (великий князь Михаил Александрович, младший брат царя. - С.Э. ) тоже приехал. Бал прошел весело, красиво и дружно. Русская пляска была очень удачна. Ужинали в Николаевской зале.

14-го февраля. Пятница. В 10 2 поехали на бал к графу А.Д. Шереметеву (Александр Дмитриевич, шталмейстер Двора Е.И.В., меценат и музыкант-любитель, начальник Придворной певческой капеллы. - С.Э. ). Половина общества была "наша" - в исторических костюмах. Было повторение вчерашней русской пляски" 3 .

Конечно, спустя годы многое стало восприниматься иначе. Великий князь Александр Михайлович, удачно избежав гибели в Смуту и оказавшись в эмиграции, через десятилетия представит веселье в Зимнем роковым знамением: "Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки (Николай II. - С.Э.) хотел вернуться к славному прошлому своего рода. ... Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке" 4 .

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Но в 1903 году двор веселится, не задумываясь о будущем.

Судьбы дам, валетов, королей

В колоде "Русский стиль" у некоторых карточных фигур были реальные и вполне узнаваемые прототипы. Создатель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович был женат на сестре царя Ксении Александровне - ее фотография в костюме боярыни XVII века послужила основой для создания червовой дамы.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века, - это не кто иная, как дама треф.

В пиковой даме проявилось сходство с княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой графиней Сумароковой-Эльстон, представшей на балу в костюме боярыни.

Бубновый валет - великий князь Андрей Владимирович (сокольничий в праздничном одеянии).

Трефовый валет - великий князь Михаил Александрович, младший брат царя, в полевом наряде царевича XVII века.

Прототипом бубновой дамы стала графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, в костюме боярышни. Впрочем, на эту карту могут претендовать и княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, урожденная графиня Нирод, и София Петровна Дурново, урожденная светлейшая княжна Волконская. Очевидно, что в данном случае неизвестный автор эскиза не стремился добиться портретного сходства, а создавал выразительный обобщенный образ. И ему это удалось.

Неординарна ситуация и с червовым королем. Его костюм - это маскарадное одеяние Николая II. "На императоре была одежда, в точности воспроизводившая ту, которую носил в свое время царь Алексей, - "малиновая и белая с золотой вышивкой", писала императрица" 5 . Однако король лишь отдаленно напоминает царя Николая: придать большее портретное сходство с императором было бы непозволительной дерзостью и оскорблением верховной власти.

Зато пиковый король вне всякого сомнения похож на царя Ивана Грозного - достаточно взглянуть на известную картину художника Александра Дмитриевича Литовченко "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею". Кстати, на этой исторической картине можно обнаружить щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами, - точь в точь, как на тузах в нашей колоде.

Прообразом трефового короля стал адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Николаевич Граббе 6 в одежде жильца 1647 года. Оттолкнувшись от образа действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Николаевича Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века, неизвестный художник нарисовал бубнового короля.

А пиковый валет - это штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.

Одним из прототипов червового валета послужил адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков 7 в костюме боярина XVII века. А еще - подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Романович Тиздель в наряде сокольничего...

Костюмированный бал на масленицу 1903 года стал последним радостным событием времен царствования императора Николая II. Следом непрерывной чередой пошли лишь горести и печали: неудачная война с Японией, Кровавое воскресенье, Смута...

Чем потчевали гостей на этом костюмированном балу - читайте в разделе "Кухня Родины".

А карты "Русский стиль" остались в нашей жизни красивым напоминанием о самом зрелищном бале Российской империи.

Ах, какие это были дамы!..

Эскизы для карт "Русский стиль" были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911 году.

В 1913 году карты были отпечатаны на Императорской Карточной фабрике (до 1860 года - Александровская мануфактура).

Фабрика с 1819 года осуществляла монопольный выпуск игральных карт в Российской империи: ввоз карт из-за границы был запрещен, чем устранялась всякая конкуренция.

Самовольная выделка карт частными лицами преследовалась по закону и влекла за собою конфискацию орудий производства и выделанных карт и денежный штраф от 100 до 500 рублей (ст. 1351 Уложения о наказаниях).

Если в 1901 году фабрика выпустила 5460 тысяч колод, то в 1912м - свыше 12 миллионов. Дюжина колод обходилась фабрике примерно в 98 копеек, а продавалась, в зависимости от сорта, по цене от 5 рублей 50 копеек до 12 рублей.

После революции карточная фабрика была закрыта на несколько лет. В 1923 году фабрика снова стала выпускать карты по дореволюционным эскизам.

КРАПЛЕНАЯ КАРТА

Бедные,бедные дети...

На картах колоды "Русский стиль" первого выпуска было изображение пеликана, кормящего детей мясом своего сердца. Этот аллегорический знак сопровождался надписью: "Себя не жалея питает птенцов". Подразумевалось, что правительство вовсе не думает о собственной выгоде, а печется исключительно о благе детей-сирот.

Считалось, что доход, получаемый от продажи карт, правительство обращает в доход Воспитательного дома и его несовершеннолетних питомцев - сирот и подкидышей.

Азартные карточные игроки были убеждены в том, что они своей пагубной страстью помогают детям. В рассказе Николая Семеновича Лескова "Интересные мужчины" один из героев так говорит: "... а сами - чтобы не заскучать - сели под вечерний звон "резаться", или, как тогда говорилось, "трудиться для польз Императорского Воспитательного дома".

Примечания
1. Цит. по: Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 776.
2. Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 711, 712, 713.
3. Александр Михайлович, великий князь. Книга воспоминаний. Глава XIII. Гроза надвигается // http://militera.lib.ru/memo/russian/a-m/13.html.
4. Цит. по: Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 776.
5. С 1911 г. - командир лейб-гвардии Сводно-казачьего полка, с которым вступил в Первую мировую войну. Был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Позднее командовал 3-й бригадой 1-й гвардейской кавалерийской дивизии (1915), 4-й Донской казачьей дивизией (1915-1917). В мае 1916 года был назначен наказным атаманом области Войска Донского. Донской атаман в эмиграции. Председатель Союза Георгиевских кавалеров.
6. Командиром императорской яхты "Нева" (1909-1910) и канонерской лодки "Хивинец" (1910-1911). В 1912-1913 гг. - флаг-капитан штаба начальника бригады линейных кораблей эскадры Балтийского моря. В июле 1913 г. назначен военно-морским агентом в Англии и одновременно - членом русского правительственного комитета в Лондоне. В 1916 г. получил чин контр-адмирала и одновременно зачислен в Свиту Его Императорского Величества. После революции оставался в Лондоне морским агентом белых русских правительств.
7. Гарин Л.Ф. Художник и карты // Панорама искусств. Вып. 11: [Сб. статей и публикаций]. М.: Советский художник, 1988. С. 252-265 // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=986.



Вверх