Религия иудаизм – основные идеи. Какая вера у евреев? Религия евреев Добавить свою цену в базу Комментарий

Иудаизм — национальная религия еврейского народа. Последователи этой веры называют себя иудеями. Считается, что иудаизм возник в городе Палестина. Богословы уверены, что время его возникновения исчисляется со времен Адама и Евы.

О существовании этой религии знают даже школьники. Зачастую учителя истории просят своих учеников подготовить сообщение о иудаизме. В нем учащемуся нужно рассказать кратко о иудаизме, уделяя внимание лишь основным моментам. Прежде всего необходимо отметить, что основным источником изучения иудаизма служит Библия и книги Ветхого завета.

Эта религия признает три вида книг: книги закона (Тора) , исторические книги и пророческие. Происхождение этой древней литературы до сих пор доподлинно не известно.

Но все иудеи чтят священное для них писание. Иудаизм известен всем в том числе и многочисленными запретами, которые связаны с работой в определенные дни, с употреблением определенной пищи.

Евреям запрещено есть мясо некоторых животных. Список «нечистых продуктов» устанавливают раввины на основе изучения Тора. В этот список входит мясо свиней, верблюдов, зайцев, лошадей. Также евреям запрещено употреблять в пищу креветки, устрицы и многие другие продукты. Правильная пища на языке иудеев называется «кашерной».

Интересно то, что последователям данной религии запрещено употреблять в пищу мясные продукты совместно с молочными. В еврейских ресторанах, столовых, кафе соблюдается это правило.

В столовых существуют даже отдельные окошки, предназначенные для молочной и мясной пищи. Запреты касаются не только пищи, но и одежды, а также многих других аспектов жизни.

Уже на 8 день жизни новорожденный мальчик должен быть подвергнут обрезанию. определенные требования предъявляются и к внешнему виду верующих. Мужчины должны носить длинную одежду, а голова должна быть всегда покрыта, даже когда они спят.

Религиозные евреи отпускают бороду. Во время молитвы нужно надевать поверх своей одежды специальное покрывало. В субботу людям запрещено не только работать, но и давать и брать в долг, зажигать огонь, прикасаться к деньгам. В Израиле чтят традиции, поэтому по субботам у них закрыты практически все магазины, не говоря уже о предприятиях.

Верующий иудей должен соблюдать все религиозные праздники. Примечательно то, что израильский народ чтит все иудейские традиции.

В этой стране весь уклад жизни рассчитан на то, чтобы ни в коем случае не оскорбить чувства верующего человека. Все это достигается путем очень правильного религиозного воспитания. В еврейских школах большое внимание уделяется изучению религии, ее истории, ее основных принципов.

На них ученикам рассказывают о священных книгах, о пророках, обо всех существующих праздниках. И это очень правильно. В этом и есть одно из отличий данной религии от других вероисповеданий. К сожалению, во многих странах совершенно не развито духовное воспитание молодежи.

Дети и подростки не знают ничего о своей вере, о грехе, о тех традициях, которые они должны соблюдать. Возможно, это и является одной из причин того, что в мире столько зла, насилия, преступности и других человеческих пороков.

Некоторые ученые считают, что говорить кратко об иудаизме очень сложно. Это великая вера со своими особенностями, которые требуют определенного подхода. Понять ее, узнав о ней всего лишь ряд общеизвестных фактов, невозможно.

Иудаизм возник во II тыс. до н.э. на основе политеистических обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания Палестины в XIII в. впитал религиозные представления местных земледельческих народов.

Древнейший период: происхождение верований и архаические культы.

К архаическим культам в иудаизме можно отнести:

Родовые культы.

Погребальный культ.

Скотоводческий культ.

Многочисленные табу.

О родовых культах свидетельствует почитание духов предков. Так, в книге Бытие описано как одна из жен Иакова во время бегства похитила идолов отца. Идолы (терафим) были родовыми покровителями. Отец разгневался не столько за бегство дочерей и зятя, сколько за похищение, догнал и требовал возвращения идолов. В Книге Царств Давид произносит: "У нас в городе родственное жертвоприношение". Также родовые культы прослеживаются в преданиях о патриархах, их образы рассматриваются как персонификация родоплеменных делений. В древности предкам отдавались религиозные почести.

Погребальный культ у древних иудеев был простым. Умерших зарывали в землю. Представления о загробном мире были очень смутные. Не было веры в загробное воздаяние: за грехи бог наказывал людей в этой жизни, либо их потомство. В Библии есть эпизода в которых бог наказывает вину отцов в детях до третьего и четвертого рода. Верили в возможность вызывать тени (души) умерших и беседовать с ними, например, царь Саул приказал волшебнице вызвать тень умершего Самуила.

Со скотоводческим культом связывают происхождение Пасхи (Песах), которая, как считают, имеет тотемистическое происхождение и первоначально посвящалась весеннему жертвоприношению первого приплода стада (позднее Пасха стала ассоциироваться с исходом евреев из Египта). Также кочевой образ жизни древних иудеев отражает мифический образ Азазела, в жертву которому приносили козла ("козел отпущения") - прогоняли живым в пустыню, возлагая на его голову все грехи народа (искупительная жертва). В кочевую эпоху существовал и лунный культ, с которым связывают празднование субботы, происходящего из праздника полнолуния.

Для иудейской религии характерно множество запретов (табу), связанных с пищей и половой жизнью, в которых усматривают отражение древнейших культов. Например, запрет есть мясо отдельных животных (свинина, верблюжатина, зайчатина, мясо тушканчика и некоторых птиц) существовал с кочевых времен, как и запрет употреблять в пищу кровь, которую считали душой тела. Обряд обрезания возник из инициаций - посвящений во взрослую жизнь. Он представлял собой освящение супружества, а позднее стал рассматриваться как знамение завета.

Моисей и исход в Израиль

Собственно возникновение иудаизма как религии принято связывать с именем Моисея (отсюда одно из названий этой религии - мозаизм), а также Ягве - центральными фигурами всей религии. Происхождение Ягве спорно: некоторые исследователи считают, что первоначально это - тотем, бог грозы, олицетворение пустыни и т.п. Вначале Ягве был богом только иудеев (племя Левитов), а затем стал общенациональным богом всех евреев-израильтян. При этом не исключалось существование других богов: у каждого народа был свой бог-покровитель (генотеизм).

Оформление образа Ягве и его культа происходило в период завоевания Палестины. Ягве выступает прежде всего как воитель и предводитель в борьбе против всех врагов (Саваоф - бог воинств). Он помогал в битвах, повелел завоевать Палестину. Характерными чертами его в это время являются беспощадность, кровожадность и жестокость: "побили все дышащее", "ибо от господа было то, что они ожесточили сердце свое", "истреблены были так, как повелел господь Моисею" и т.п. Ягве дал Моисею законы - заповеди (Исход 20.1-17), которые представляют собой этический кодекс иудеев. Эти же заповеди положены в основу христианских заповедей.

Формирование концепций единобожия и богоизбранничества в палестинский и послепленный периоды

Завоевание Палестины привело к изменению всей жизни древних иудеев - от кочевой к оседлой - и религии. В это время происходит оформление государственности. Смешение с местными жителями привело к почитанию местных божеств ваалов (общинные и городские покровители). Ягве почитали, но, хотя Соломон в Х в. до н.э. и построил в Иерусалиме роскошный храм, централизации культа еще не было. В жизнь иудеев вошли земледельческие культы и праздники: маццот (весенний праздник опресноков, который слился со скотоводческой пасхой), шеббуот - пятидесятница (праздник жатвы пшеницы), суккот (праздник кущей в честь сбора плодов и др.

Весь культ был сосредоточен в руках обособленной и наследственной группы жрецов из левитов. Существовали также волшебники и гадатели (упоминаются в Библии). Особую роль играли назореи - люди, посвященные или посвятившие себя богу. Они соблюдали строгие правила ритуальной чистоты: ограничивали себя в пище, не пили вина, не прикасались к телу умершего, не стригли волос. Их считали святыми, и им приписывали вещие знания и необычайные способности. Правила назорейства были изложены в Книге Чисел Библии. Там же фигурируют легендарные личности, например, Самсон.

С VIII в. до н.э. в среде иудеев появляются пророки. Первоначально - это гадатели с шаманскими чертами (приходили в исступление, раздевались догола). Со временем пророки стали выразителями народного недовольства: выступали как обличители грехов народа, ратовали за восстановление культа Яхве, проповедовали идею морального греха, а не ритуального, как ранее (Исаия 1:16-17). Некоторые выступали как политические публицисты и составляли оппозицию официальному храмовому жречеству.

В 621 г. до н.э. царь Иосия провел религиозную реформу, направленную на резкую централизацию культа. Из Иерусалимского храма были удалены предметы культа всех других богов кроме Яхве, по приказу царя были перебиты все жрецы-служители этих культов, а также заклинатели, волшебники и т.п., официально был восстановлен праздник Пасхи. С помощью религиозной централизации царь стремился достичь централизации политической.

Однако в 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоноссор захватил Иерусалим и разрушил Иерусалимский храм. Иудеи были подвергнуты на полвека вавилонскому пленению. Это оказало влияние и на религию. Иудеи заимствовали вавилонскую космологию и мифологию: херувимы - из крылатых быков (керубы), библейские персонажи Мардохай и Эсфирь - из Мардука и Иштар (праздник пурим в честь спасения), миф о сотворении мира имел вавилонские черты, сюжет о грехопадении - искаженный вариант вавилонского мифа о происхождении смерти, миф о потопе из вавилонского мифа об Утнапиштиме, из маздаизма - образ злого духа-сатаны (первоначально у иудеев считалось, что зло происходит от бога, как наказание).

В 538 г. до н.э. иудеи были возвращены из плена персидским царем Киром. Был восстановлен Иерусалимский храм. Однако после возвращения начались острые внутренние противоречия. Иерусалимское жречество использовалось для обуздания народа. Не допускались никакие культовые центры, жертвы Яхве можно было приносить только в Иерусалиме, очистительные жертвы требовались на каждом шагу. Жречество было строго замкнутой кастой.

В этот период формируются основные черты иудаизма: строгий монотеизм (впервые в истории!) и централизация культа, происходит канонизация священных книг. Племенной бог Яхве становится единым богом-творцом мира и вседержителем. В духе монотеизма редактируется Библия (окончательная редакция была создана к V в. до н.э.). Важную роль начинает играть концепция богоизбранничества, которая становится основой утешения вместо идеи загробного воздаяния. Суть ее состоит в следующем: если евреи страдают, то виноваты они сами, потому что грешат и нарушают заповеди бога, поэтому бог их и наказывает. Но, несмотря на это, они остаются избранным народом. Яхве их все равно простит и вознесет выше всех народов на земле. Это способствовало отделению евреев от всех других народов, включая запрет на браки.

Таким образом, в послепленный период сформировалось 7 основных элементов иудаизма:

Учение о Боге, сущности Вселенной и человеке.

Концепция богоизбранности.

Священное писание.

Свод религиозных законов, охватывающих и область светского права.

Порядок религиозного ритуала.

Система религиозных институтов.

Кодекс морально-нравственных отношений.

Период диаспоры и образование сект.

В эллинистическую эпоху (с конца IV в. до н.э.) начинается период рассеяния (диаспоры) евреев по античному миру и происходит формирование синагогальной организации. Синагога (от греч.сходка, собрание) - это не только молитвенный дом, но и средоточие общественной жизни, а также центр управления еврейской общиной за пределами Иудеи. В ней хранилась общая казна, имущество, синагога занималась благотворительностью, в ней читались молитвы и Священное писание, но в ней не приносились жертвоприношения, которые делались только в иерусалимском храме. Распространение евреев по миру способствовало преодолению национальной замкнутости и ограниченности. Появились поклонники иудаизма среди неевреев - прозелиты.

Большое значение имел перевод Библии на греческий язык - Септуагинта (III-II вв. до н.э.). Это способствовало сближению эллинистической религиозной философии и иудаизма и возникновению синкретических религиозно-идеалистических систем, одну из которых создал Филон Александрийский (10-е годы I в. до н.э. -- 40-е I в. н.э.) -- иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет.

Филон, воспитанный на эллинской культуре, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие. Он строго различает сущность Бога и его существование, и развивает в связи с этим как негативную (апофатическую), так и положительную теологию: о том, что существует Бог-творец, всякий человек может заключить из созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека. В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество - Иегова Пятикнижия Моисея -- абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого (или Монады). Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы -- «Бог» и «Господь» -- указывают на две соответствующие этому силы: первое обозначает его творящую силу, второе -- его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам. Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение -- Логос-Слово, которое является «инструментом» творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно Логос-Слово творит духовный и материальный мир и человека, благодаря его активности идеи-логосы создают мир. Человек создан по образу и подобию Божию, и это значит, что он разумен. Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона, как «уподобление Богу», и это «уподобление» означает «богопознание». Однако до конца познать Бога невозможно, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением. Цель, достижимая человеком в этой жизни -- стать мудрым. Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных (дарованных от Бога) благородных задатков («добродетель Исаака»), образование («добродетель Авраама») и упражнение-аскезу («добродетель Иакова»). Воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов. иудаизм талмуд религиозный

Лишение Иудеи политической самостоятельности и установление чужеземной власти способствовало появлению веры в сверхъестественную помощь для освобождения от угнетателей и веры в избавителя-мессию. С учением о мессии появилось и учение о грядущем веке - эсхатология, о будущем блаженстве, ином мире, где праведники получат заслуженную награду. Появляется смутная вера в загробную жизнь и в воскресените мертвых. Под влиянием изучения пророков создается апокалиптика.

Во II-I вв. до н.э. в иудаизме появляются течения и секты, основными из которых были саддукеи, фарисеи и ессеи.

В составе течения саддукеев были члены священнических родов, а также военной и земледельческой аристократии. Основателем этого направления был Садок - первосвященник в царствование Соломона. С конца II в. до н.э. саддукеи являлись опорой правящей династии. Они скрупулезно придерживались храмового культа, строго следовали религиозной традиции, соблюдали обряды, но только на основании писаной традиции, отвергая устное учение. Всякие попытки нового истолкования "Закона" рассматривались как протест и посягательство на их монопольные права. Стремились к концентрации духовной и светской власти. В философско-теологическом учении саддукеи отвергали предопределение судеб, отрицали загробную жизнь и воскресение мертвых, бытие ангелов и злых духов, учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей. В Библейской энциклопедии о саддукеях написано: "Учение этих скептиков-материалистов было не особенно распространено". После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. саддукеи сошли с исторической арены.

Секта фарисеев (с евр. "отлучать", "отделять") возникла после вавилонского плена. По одной из версий фарисеи во II в. до н.э.отделились от хасидов ("благочестивые"), которые держались национальной обособленности и требований закона. В составе секты в основном были средние слои населения, но, прежде всего, "ученые-мудрецы" (профессиональные законоведы). Общее их число было довольно значительным: так, на рубеже старой и новой эры 6 тыс. фарисеев отказались принести присягу римскому императору Августу. Фарисеи считались авторитетными истолкователями законов и, в отличие от саддукеев, применяли их толкование к новым историческим условиям. В связи с этим они выработали стройную систему герменевтики (способ извлечения из текста тайного смысла) и логические приемы дедукций и силлогизмов (умозаключение, состоящее из двух суждений-посылок, из которых следует третье суждение - вывод). При помощи этих приемов из Пятикнижия выводились новые законы или видоизменялись старые применительно к новым условиям. Фарисеи признавали божественное предопределение, верили в бессмертие души, в ангелов и духов, в воскресение мертвых и в загробное воздаяние. Они активно участвовали в политической жизни, и в период римского господства большая их часть составила партию "мира с Римом". Поэтому слово "фарисей" со временем стало ассоциироваться с демагогией, ханжеством, лицемерием. Наивысшего расцвета фарисеи достигли после разрушения Иерусалимского храма и действовали в синагогах в диаспоре. Создали первую и основную часть Талмуда.

Ессеи или эссены (от арамейс.хасайя - "благочестивый") существовали со второй половины II в. до н.э. В основном жили общинами в районе западного побережья Мертвого моря. У них были особые принципы социальной организации: отвергали частную собственность, рабство, торговлю. Практиковали коллективный быт и общую собственность (общей была не только касса, но даже одежда). Отказывались от брака и половой жизни, считая, что это разрушает их общность, хотя некоторые признавали брак как средство продолжения человеческого рода. Прием в члены общины происходил только после специального испытания. Ессеи верили в единого бога, в бессмертие души, но также и в переселение душ после смерти. Главной своей задачей они считали сохранение и возвышение чистоты нравов и благочестия. Поэтому они были весьма религиозны и вели строгую нравственную жизнь.

Существовали и другие, менее распространенные секты. Так, терапевты (от греч. "врачевание") считали себя врачевателями на службе бога, занимались лечением больных, презирали чувственные удовольствия, проповедовали пацифизм. Зелоты (с греч. "ревнители") в религиозных взглядах имели сходство с фарисеями, но расходились с ними в политической программе - им были свойственны патриотизм и антиримская направленность. Любовь к свободе зелоты возводили на уровень религиозной догмы: бог - один владыка мира, поэтому не следует платить налоги римскому императору. Сикарии ("кинжальщики") были религиозно-террористической группировкой и физически уничтожали римлян и проримски настроенных иудеев.

В эллинистический период формируются предпосылки христианства, которое возникает из иудаизма и эллинистически-римской культуры в начале I в.н.э.

Иудаизм после возникновения христианства.

В 70 г.н.э. после антиримского восстания был разрушен Иерусалимский храм, а в 133 г. - Иерусалим, и были уничтожены последние остатки иудейской государственности. Евреи были окончательно изгнаны из Палестины и расселились по всему Средиземноморью. Основой жизни евреев становится синагога. Составляется Талмуд, содержащий и религиозные, и правовые, и общественные предписания. Талмуд становится основой всей жизни еврейских общин - не только религиозной, но и правовой и общественной. Ввиду отсутствия государства и светской власти главную роль играют руководители общин - талмид-хахамы, а позже раввины. К ним обращались во всех случаях жизни, отсюда появление в иудаизме мелочных религиозных предписаний, сохранение замкнутости и изоляции евреев. Раввины были безапелляционными судьями и в религиозных, и в мирских делах евреев, которые объединялись вокруг синагогог (синагогальная общинная организация - кагал).

В Талмудический период в развитии иудаизма возникают 2 тенденции - консервативная и модернизаторская. С ними в средние века было связано возникновение новых сект. Так, секта караимов отвергала Талмуд и требовала вернуться к чистому учению Моисея. Попытки рационального толкования иудаизма возникли под влиянием ислама. Так, Моисей Маймонид (1135-1204), опираясь на учение Аристотеля и мусульманских рационалистов мутазилитов, пытался рационально или аллегорически истолковать Библию. Он выдвинул 13 основных положений иудаизма, стремясь освободить ее от мелочных предприсаний.

Большое распространение получило мистическое учение - Каббала (по евр. Принятие или традиция). Главное сочинение Зогар (сияние) появилось в XIII в. Основу этого учения составляет пантеизм: бог бесконечное, неопределенное существо, лишенное всяких атрибутов. Приблизиться к богу можно только через таинственное значение имен, букв, составляющих имена, и чисел, составляющих буквы. В связи с этим в практике Каббалы большое место занимает комбинирование чисел и магических формул. Сторонники этого учения считают, что в мире нет зла, а зло - это внешняя оболочка добра, то есть бога. Каббалисты верили в переселение душ: душа грешника возрождается в другом теле, человека или животного, и так продолжается до тех пор, пока душа не очистится от грехов. После очищения душа возносится и переходит в царство чистых духов. Каббалисты изгоняли нечистых духов из больных.

В новое время распространяется еще одно течение - хасидизм (хасид - благочестивый). Основоположник Израиль Бешт. Он учил, что ритуальные правила и предписания раввинов не нужны, а надо стремиться к непосредственному общению с богом, которого можно достигнуть в молитвенном экстазе. Такого общения могут достигнуть только праведники-цадики - хранители божественных тайн.

Возникает и рационалистическое движение, направленное на ослабление религиозного законодательства - Гаскала. Одним из широко распространенных течений в ХХ в. стал сионизм - политический иудаизм, направленный на восстановление еврейского государства в Палестине (основоположник Теодор Герцль).

Многие знают, что ислам и христианство являются наиболее распространенными религиями в мире, но не каждому известно их происхождение от давних традиций другого мировоззрения – иудаизма.

Это вероучение считается одним из древнейших на нашей планете и неразрывно связано с еврейским народом, с его менталитетом, национальными и этическими взглядами. Что такое иудаизм? Во что верят иудеи и кому поклоняются?

Что означает слово «иудаизм»?

Понятие «иудаизм» связано с древнегреческим словом Ἰουδαϊσμός , используемым для обозначения еврейской религии как противопоставления греческому язычеству. Термин происходит от имени библейского персонажа Иуды, в честь которого было названо Иудейское царство, а впоследствии – весь еврейский народ.

Иуду, сына патриарха Иакова, не стоит путать с другим Иудой, продавшим Иисуса за 30 серебренников, поскольку они являются двумя разными личностями.

Что такое иудаизм?

Иудаизм относится к монотеистическим религиям, признающим единственность Бога. Его история насчитывает около 3000 лет и охватывает несколько важных этапов. Зарождение вероучения началось примерно в X столетии до н. э. среди кочевых семитских народов, которые почитали бога Яхве и активно практиковали жертвоприношения на алтарях.

На втором этапе развития, охватившем период с VI века до н. э. до II столетия современного летоисчисления, иудаизм строился на идеях Второго храма и приветствовал соблюдение субботы и обрезание. В западных странах этот этап хорошо известен благодаря Новому Завету, описывающему жизнь и деяния Иисуса Христа.

Третий этап, называемый «талмудический иудаизм», начался в VI веке и длился до XVIII столетия. В это время Вавилонский Талмуд был признан самым авторитетным толкованием Торы, а на первый план вышли традиции иудейских раввинов.

В отличие от ислама и христианства, современный иудаизм является не мировой, а национальной религией, то есть, по мнению иудеев, его нельзя исповедовать, не являясь потомком праотцов еврейского народа.

Кто такие иудеи?

Иудеями называют этнорелигиозную группу, в которую входят люди, рожденные евреями, либо те, кто обратился в иудаизм. По состоянию на 2015 год, в мире насчитывается свыше 13 миллионов представителей этой религии, причем более 40 % из них живет в Израиле.

Большие иудейские сообщества сосредоточены также в Канаде и США, остальные находятся преимущественно в европейских странах. Изначально под иудеями понимали жителей Иудейского царства, существовавшего с 928 по 586 год до нашей эры. В дальнейшем этим термином называли израильтян из Иудова колена, а теперь слово «иудей» практически тождественно национальности «еврей».

Во что верят иудеи?

Верования иудеев строятся на монотеизме и обозначены в Моисеевом Пятикнижии (Торе), которое, по легенде, было передано Моисею Богом на горе Синай. Часто Тору называют Еврейской Библией, поскольку в христианстве она соответствует книгам Ветхого Завета. Помимо Пятикнижия, Священное Писание иудеев включает в себя еще две книги – «Невиим» и «Ктувим», которые в совокупности с Торой носят название «Танах».

У иудеев существует 13 принципов , согласно которым Бог един и совершенен. Он является не только Творцом, но и Отцом человека, а также выступает источником любви, благости и справедливости. Все люди равны перед Богом, поскольку являются его творениями, однако непосредственного у еврейского народа имеется великая Миссия, которая состоит в донесении до человечества Божественных истин.

Иудеи свято верят, что в конце дней все умершие воскреснут и продолжат свое существование на этой земле.

Течения иудаизма

На современном этапе иудаизма, начавшемся примерно в 1750-х годах, из основной религии (ортодоксального иудаизма) отделилось несколько течений. Так, в начале XIX столетия в Европе зародился реформистский иудаизм, последователи которого считают, что с течением времени еврейские традиции развиваются и приобретают новое содержание.

В середине того же века в Германии появился консервативный иудаизм, строящийся на более либеральных взглядах, нежели ортодоксальная религия, а в первой половине XX столетия возник реконструктивистский иудаизм, основанный на идеях нескольких еврейских раввинов, в частности Мордехая Каплана.

Всем приветище! Иудаизм — одна из древнейших монотеистических религий, то есть такой, в которой существует только один Бог — творец всего сущего. Само название религии происходит от имени Иуды. Только это не тот человек, который предал Христа. Это ветхозаветный Иуда, о котором мало информации в источниках. Тем не менее его дети стали называться “коленом Иуды”, что дало название народу иудеям — евреям.

В этом посте расскажем кратко об этой религии

Основные книги Иудаизма

Иудаизм — ветхозаветная религия, основной книгой которой является “Ветхий завет” Библии. В этом творении особо почитаются иудеями два текста: “Тора” и “Пятикнижие”. Эти тексты происходят непосредственно от Моисея (в иудейской транскрипции — Мойши). Эти два текста полностью регламентируют жизнь правоверного еврея (иудея). При этом для он должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, в то время как для нееврея достаточно исполнения семи:

  • Идолопоклонство — грех! Надлежит верить только в единого Бога.
  • Богохульство — грех! Негоже осквернять имя Всевышнего.
  • Грех убийства (“Не убий”),
  • Грех воровства (“Не укради”)
  • Грех прелюбодеяния (“Не прелюбодействуй”)
  • Грех употребления плоти живого животного.
  • Суд должен быть справедлив.

Как нетрудно догадаться, эти грехи (запреты) вошли и в христианскую систему ценностей под названием “смертные грехи”, то есть те, которые оскверняют саму душу.

Основные религиозные принципы Иудаизма

  • Существует только один-единственный Бог, которому надлежит поклоняться.
  • Бог — это не просто некий высший разум или что, он — абсолютный источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости, высшее начало — так сказать.
  • Все равны перед этим Богом независимо от расы, пола, вероисповедания.
  • Вместе с тем миссия иудеев — просвещение человечества о божественных законах.
  • Жизнь — это диалог Бога и человека. Этот диалог ведется как на индивиудальном уровне, так и на уровне наций (национальной истории), так и на уровне всего человечества.
  • Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, потому как человек признается бессмертным существом (на уровне души), которое Бог создал по своему образу и подобию.
  • Иудаизм — в чем-то идеалистическая религия, поскольку предполагает примат духовного начала над материей.
  • Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии — пророка Бога, задача которого возвращение заблудшего человечества на божьи законы.
  • В Иудаизме наличествует также учение о воскресении мертвых в конце истории человечества. Это учение получило название “эсхатология”.

Как видно, между Иуадаизму, Христианством и даже Исламом — существует серьезное сходство, которое просто нельзя игнорировать. Можно даже утверждать, что эти мировые религии появились благодаря Иудаизму. И в этом смысле миссия иудеев весьма рьяно реализуется! Как Вы считаете?

Немного истории

История этой вкратце представляет собой смену следующих стадий развития Иудаизма:

  1. Библейский иудаизм, которые имел место быть с 10 по 6 века до новой эры. Бог там называется Яхве, и он довольно жесток: вспомните как он говорил Иосифу убить своего сына Авраама, а затем смилостивился — так проходил проверку один из последователей веры в одного Бога.
  2. Храмовый иудаизм — это период с 6 века до новой эры по 2 век новой эры. Он также в себя включает эллистическую (античную) версию этой веры. Эта ветвь, как и предыдущая, связана с историей иудейского (еврейского народа) и оформилось, когда они вернулись в Палестину и отстроили второй главный храм. В этот период появился обряд обрезания и почитание субботы. Именно с этой версией этой религии и столкнулся сам Иисус из Назарета, когда говорил, что не суббота для человека, а человек для субботы.
  3. Талмудический иудаизм господствовал со 2 века новой эры по 18 век, точнее до 1750 года. Другое название — раввинизм. Именно поэтому правоверных евреев иногда называют раввинами. Эта версия вероучения известна возвеличиванием Талмуда: дескать Мишна чуть чуть отстранила евреев от Бога, поэтому следует теперь почитать изначальную версию учения, которая дана в Торе и Пятикнижии.
  4. Современный иудаизм — это версия вероучения с 1750 года по настоящее время.

Как нетрудно заметить, история евреев — это самый реальный признак всевластия духа над материей. Это доказывает тот факт, что этот народ с самого своего появления четко знал, где должно быть их государство. И это государство образовалось, пусть и не мирным путем в 1948 году. Более детально смотрите тут.

С уважением, Андрей Пучков

Народ Израиля всегда вызывал зависть, ненависть и восхищение у европейцев. Даже утратившие свое государство и вынужденные скитаться без малого две тысячи лет, его представители не ассимилировались среди других этносов, а сохранили как свою национальную идентичность, так и культуру, основанную на глубокой религиозной традиции. Какая вера у евреев? Ведь благодаря ей они пережили множество держав, империй и целых народов. Они прошли все - власть и рабство, периоды мира и раздора, социальное благополучие и геноцид. Религия евреев - иудаизм, и именно благодаря ему они все еще играют важную роль на исторической сцене.

Первое откровение Яхве

Религиозная традиция евреев является монотеистической, то есть признает только одного бога. Имя его - Яхве, что буквально означает «тот, кто был, есть и будет».

Сегодня иудеи верят, что Яхве - творец и создатель мира, а всех прочих богов они считают ложными. Согласно их вероучению, после грехопадения первых людей сыны человеческие забыли истинного бога и стали служить идолам. Чтобы напомнить людям о себе, Яхве призвал пророка по имени Авраам, которому предрек стать отцом множества народов. Авраам, который происходил из языческой семьи, получив откровение Господа, отрекся от прежних культов и отправился странствовать, руководимый свыше.

В Торе - Священном - писании евреев рассказывается о том, как бог испытывал веру Авраама. Когда у того родился сын от любимой жены, Господь повелел принести его в жертву, на что Авраам ответил беспрекословным подчинением. Когда он уже занес нож над своим чадом, Бог остановил его, расценив такую покорность как глубокую веру и преданность. Поэтому сегодня, когда у иудеев спрашивают о том, какая вера у евреев, они отвечают: «Вера Авраама».

Согласно Торе, бог исполнил свое обещание и от Авраама через Исаака произвел многочисленный еврейский народ, также известный под именем Израиля.

Зарождение иудаизма

Почитание Яхве первыми потомками Авраама еще не было, собственно, иудаизмом и даже монотеизмом в строгом смысле слова. На самом деле боги библейской религии евреев многочисленны. Что отличало евреев от прочих язычников, так это нежелание поклоняться каким-либо другим богам (но, в отличие от монотеизма, они признавали их существование), а также запрет на религиозные изображения. Много позже времени Авраама, когда его потомки уже размножились до масштаба целого народа, и оформился как таковой иудаизм. Кратко об этом повествуется в Торе.

Волею судеб народ евреев попал в рабство к египетским фараонам, большинство из которых обращались с ним довольно дурно. Чтобы освободить своих избранных, Бог призвал нового пророка - Моисея, который, будучи евреем, воспитывался при царском дворе. После совершения ряда чудес, известных как Египетские казни, Моисей вывел евреев в пустыню, чтобы затем привести их в Во время этого странствования на Моисей получил первые заповеди и другие указания по поводу организации и практики культа. Так возникла оформленная вера евреев - иудаизм.

Первый храм

Находясь на Синае, Моисей в числе прочих откровений получил от Всевышнего руководство по устройству скинии Завета - переносного храма, предназначенного для принесения жертв и отправления других религиозных обрядов. Когда годы странствия по пустыне закончились, евреи вошли в обетованную землю и утвердили на ее просторах свою государственность, вознамерился заменить скинию полноценным каменным храмом. Бог, однако, не одобрил энтузиазма Давида, а миссию по строительству нового святилища возложил на его сына Соломона. Соломон, став царем, принялся исполнять божественное повеление и отстроил внушительный храм на одном из холмов Иерусалима. Согласно традиции, этот храм простоял 410 лет, пока в 586 году его не разрушили вавилоняне.

Второй храм

Храм являлся для иудеев национальным символом, знаменем единства, силы духа и физическим гарантом божественного покровительства. Когда храм был разрушен, а евреи уведены в плен на 70 лет, вера Израиля пошатнулась. Многие стали вновь поклоняться языческим идолам, и народу грозило растворение среди других племен. Но нашлись и ревностные сторонники отеческих преданий, которые ратовали за сохранение прежних религиозных традиций и социального устройства. Когда в 516 году евреи получили возможность вернуться в родные земли и восстановить храм, эта группа энтузиастов возглавила процесс возрождения израильской государственности. Храм был восстановлен, стали снова проводиться богослужения и жертвоприношения, а попутно и сама религия евреев обрела новое лицо: кодифицировалось Священное писание, были упорядочены многие обычаи, оформилась официальная доктрина. С течением времени среди иудеев возникло несколько конфессий, отличавшихся по вероучительным и этическим воззрениям. Тем не менее, их духовное и политическое единство обеспечивал общий храм и богослужение. Эпоха второго храма продлилась до 70 года н. э.

Иудаизм после 70 г. н. э.

В 70 г. н. э., в ходе боевых действий во время Иудейской войны, военачальник Тит начал осаждать, а впоследствии и разрушил Иерусалим. В числе пострадавших построек оказался и иудейский храм, который был полностью уничтожен. С тех пор евреи были вынуждены, исходя из исторических условий, видоизменять иудаизм. Кратко эти изменения затронули и вероучение, но преимущественно касались субординации: иудеи перестали подчиняться священнической власти. После уничтожения храма священников вообще не осталось, а роль духовных лидеров взяли на себя раввины, учителя закона - миряне, обладающие высоким социальным статусом среди иудеев. С того времени и до сего дня иудаизм представлен только в такой раввинистической форме. На первое место вышла роль синагог - локальных центров еврейской культуры и духовности. В синагогах совершаются богослужения, читается писание, произносятся проповеди и совершаются важные обряды. При них устраиваются иешивы - специализированные школы по изучению иудаизма, еврейского языка и культуры.

Важно иметь в виду, что вместе с храмом в 70 г. н. э. евреи потеряли и свою государственность. Им запретили жить в Иерусалиме, в результате они оказались рассеянны по другим городам Римской империи. С тех пор еврейские диаспоры присутствуют практически в каждой стране на всех континентах. На удивление, они оказались довольно устойчивыми к ассимиляции и смогли пронести свою идентичность через века, несмотря ни на что. И все-таки нужно помнить, что с течением времени иудаизм менялся, эволюционировал и развивался, поэтому, отвечая на вопрос «Какая религия у евреев?», необходимо делать поправку на исторический период, ведь иудаизм 1-го века до н. э. и иудаизм 15-го века н. э., например, это не одно и то же.

Вероучение иудаизма

Как уже было сказано, вероучение иудаизма, по крайней мере современного, классифицируется как монотеизм: на этом настаивают как религиоведы, так и сами евреи. Вера исповедания иудеев состоит в признании Яхве единым богом и творцом всего сущего. Себя самих при этом евреи видят в качестве особого избранного народа, детей Авраама, на которых лежит особая миссия.

В какой-то момент времени, вероятнее всего, в эпоху вавилонского плена и второго храма, иудаизм воспринял концепцию воскресения мертвых и Страшного суда. Вместе с этим появились и представления об ангелах и демонах - персонифицированных силах добра и зла. Обе эти доктрины происходят из зороастризма и, скорее всего, именно через контакты с Вавилоном иудеи интегрировали эти учения в свой культ.

Религиозные ценности иудаизма

Говоря о еврейской духовности, можно утверждать, что иудаизм - религия, кратко характеризуемая как культ традиций. В самом деле, традиции, даже самые незначительные, имеют в иудаизме огромную значимость, и за их нарушение полагается суровое наказание.

Важнейшей из таких традиций является обычай обрезания, без которого еврей не может считаться полноценным представителем своего народа. Обрезание делается в знак Завета между избранным народом и Яхве.

Еще одна немаловажная черта иудейского образа жизни - строгое соблюдение субботы. Субботний день наделяется чрезвычайной святостью: запрещена любая работа, даже самая простая, вроде приготовления пищи. Также в субботу нельзя просто развлекаться - этот день предусмотрен только для покоя и духовных упражнений.

Течения иудаизма

Некоторые считают, что иудаизм - мировая религия. Но на самом деле это не так. Во-первых, потому что по большей части национальный культ, путь в который для неевреев довольно затруднен, а во-вторых, число его последователей слишком мало, чтобы говорить о нем как о мировой религии. Тем не менее, иудаизм - это религия с мировым влиянием. Из лона иудаизма вышли две мировые религии - христианство и ислам. А многочисленные, разбросанные по всему миру общины иудеев всегда оказывали то или иное влияние на культуру и жизнь местного населения.

Однако важно то, что сам иудаизм сегодня внутри себя неоднороден и поэтому, отвечая на вопрос о том, какая религия у евреев, нужно также уточнять ее течение в каждом конкретном случае. Таких внутрииудейских групп несколько. Основные из них представлены ортодоксальным крылом, движением хасидов и иудеями-реформатами. Существуют также прогрессивный иудаизм и небольшая группа мессианских евреев. Впрочем, последних еврейская общественность исключает из иудейского сообщества.

Иудаизм и ислам

Говоря об отношении ислама к иудаизму, нужно, во-первых, отметить, что мусульмане также считают себя детьми Авраама, хотя и не от Исаака. Во-вторых, евреи считаются народом книги и носителями божественного откровения, хотя и устаревшего, с точки зрения мусульман. Размышляя о том, какая вера у евреев, приверженцы ислама признают факт поклонения одному и тому же богу. В-третьих, исторические взаимоотношения евреев и мусульман всегда были неоднозначными и требуют отдельного анализа. Важно то, что в области теории между ними много общего.

Иудаизм и христианство

С христианами у иудеев всегда отношения складывались непросто. Обе стороны недолюбливали друг друга, что часто приводило к конфликтам и даже к кровопролитию. Сегодня, тем не менее, отношения между двумя этими авраамическими религиями понемногу налаживаются, хотя все еще далеки от идеальных. Иудеи обладают хорошей исторической памятью и помнят христиан как притеснителей и гонителей на протяжении полутора тысяч лет. Со своей стороны, христиане ставят в вину евреям факт и связывают с этим грехом все их исторические невзгоды.

Заключение

В небольшой статье невозможно всесторонне рассмотреть тему о том, какая вера у евреев в теории, на практике и в отношениях с приверженцами других культов. Поэтому хочется верить, что этот небольшой обзор подтолкнет к дальнейшему, более глубокому изучению традиций иудаизма.



Вверх