Принятие обета трезвости в обществе «Трезвение. Что такое «обет трезвости»

Говорят, лучше не давать обещание, чем дать и не исполнить. Действительно, так ты просто чего-то не сделал для человека, а так - не сделал да еще и обманул. Насколько же страшнее обмануть Бога - не исполнить данный Ему обет! Не касаюсь обетов супружеских или монашеских, а частных обетов, которые человек может дать - строго по благословению духовника! - желая принести Богу сугубое покаяние или благодарение.

Юрик

Юрик - наш коллега и друг, по профессии режиссер монтажа, а в сущности - целая киностудия в одном лице, совмещающем в себе специалиста по съемочной технике, звукорежиссера, оператора, а при необходимости - кого угодно. Человек талантливый и успешный во всем, за что бы ни брался, самоотверженный труженик, незаменимый в любом коллективе. И просто - добрая душа.

Сейчас он давно разменял пятый десяток, но все по-прежнему зовут его Юрик - по-другому назвать как-то невозможно: кажется, будто тогда это уже и не он вовсе. Вот и я хотела поменять в рассказе имя, да не смогла.

Мы познакомились около пятнадцати лет назад в одной небольшой православной киностудии и во время совместной работы очень подружились. Единственной странностью Юрика (а был он тогда совсем молодым человеком, не достигшим и тридцати), которая особенно бросалась в глаза, оказалась его трезвость. Он не употреблял алкоголь. Принципиально, совсем, ни капли.

Нужно знать обстановку в съемочных группах - а это многолетняя, вернее, многодесятилетняя традиция выпивать до и после, а иногда и во время работы над фильмом, - чтобы понять удивление всех, кто слышал от Юрика: «Я не пью». Не сразу, но все привыкли к этой его особенности, и всегда для Юрика на столе оказывалась бутылка газировки или кваса. Случалось, что ничего такого не было: мы много ездили по командировкам - Псков-Печоры, Псков-Елиазарово, Горелец, Чечня (задолго до окончания войны), Греция и так далее. Но даже если кроме алкоголя пить было нечего, Юрик не отступал от принципа: «Не пью».

Мне было очень интересно, как это он может проявлять такую твердость. И все как-то недосуг было спросить. Но однажды разговор зашел именно об этом.

История обета

Когда мы только познакомились с Юриком, сразу узнали, что жена его Маша - милая, умная, одухотворенная, глубоко верующая - тяжело больна. Через несколько лет семейной жизни у нее неожиданно случился истерический приступ, Машу забрали в больницу, и диагноз «шизофрения» мрачной тенью лег на их жизнь. Приятная в общении, красивая молодая женщина время от времени попадала в больницу в периоды обострения, а все остальное время была абсолютно нормальной, замечательной. Детей у Юрика и Маши тогда не было.

В период, когда Маша только-только заболела, Юрик работал на съемках серии фильмов об отце Димитрии Дудко. Отец Димитрий - личность выдающаяся, и было бы неправильным не сказать здесь о нем несколько слов.

Отец Димитрий происходил из далекой деревни в Брянской области, из многодетной семьи. Мама поднимала детей одна, потому что отца раскулачили и арестовали, дальнейшая судьба его неизвестна. Во время войны семья Дудко оказалась на оккупированной территории, после освобождения деревни Дмитрий был призван в армию и воевал до 1944 года, когда получил тяжелое ранение.

В год победы он поступил в только что открытую семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, из которой был переведен в духовную академию. Но закончить академию Дмитрию Дудко не пришлось: в 1948-м его арестовали и осудили по статье 58-10 («антисоветская агитация и пропаганда») на десять лет лагерей и пять так называемого «намордника» - поражения в гражданских правах. Но в связи с развенчанием культа личности Сталина Дмитрий Дудко был освобожден немного раньше, в 1956-м.

Закончив курс академии, он принял священный сан и последовательно служил в нескольких московских храмах. Проповеди отца Димитрия были простыми, доходчивыми, обращенными к сердцу каждого. Естественно, за это он подвергался преследованиям в атеистическом государстве, каким был СССР, запрещению в служении и даже новому аресту - в 1980-м!

Но пришло другое время, отец Димитрий смог не только свободно проповедовать, но даже открыто проводить евангельские беседы, издавать книги, организовывать общества трезвости. Трезвости он посвящал много времени, отдавал много сил. Кому, как не ему, происходящему из глубоко народной среды, знать, сколько бед и слез приносит русским людям ! Практиковал отец Димитрий и обеты трезвости: тех, кто хотел воздержаться от алкоголя на какое-то время, он благословлял дать обед - на год, два и так далее - по выбору самого человека.

На одной из съемок наш Юрик стал свидетелем, как отец Димитрий - а был он уже тогда седовласым старцем с доброй, отеческой улыбкой - благословлял некоторых людей дать обет трезвости.

Он со многими говорил об этой своей практике, - рассказывает Юрик, - и все переспрашивали: ну, по праздникам-то или если застолье большое немного-то можно выпить? Отец Димитрий всегда твердо отвечал: нет, совсем не пить, совсем, весь обещанный срок… Это, конечно, пугало.

И все-таки Юрика стала тревожить мысль: может быть, взять такой обет и мне? Ведь душа его болела нестерпимо, почему-то именно себя винил он в болезни жены. Хотя в чем заключалась его вина, сам не понимал. В связи с приемом нейролептиков Маше запретили употреблять спиртное, и Юрику так хотелось сделать хоть что-то для любимого человека, разделить тяжесть испытания болезнью, вместе понести…

Отец Димитрий посмотрел на него пронзительно: «Раз сам попросил, благословляю на максимальный срок - 15 лет»

Как раз в составе съемочной группы Юрик приехал снимать отца Димитрия в день очередной годовщины его священнической хиротонии. И вот подходит он к батюшке и говорит: «Благословите и меня не пить». Отец Димитрий посмотрел на него пронзительно и отвечает: «Хорошо, очень хорошо! Раз сам ты попросил, благословляю тебя на максимальный срок». И с радостью перекрестил его широким крестом, обещая, что за тех, кого благословил, будет обязательно молиться. Когда Юрик поинтересовался у окружающих, сколько это - максимальный срок, то сначала был шокирован. 15 лет! Это казалось вечностью.

Плоды

Непросто, ох как непросто дались Юрику первые годы трезвости. Он ведь житель ближайшего Подмосковья, которое теперь стало большим районом Москвы. Здесь он родился, закончил школу, здесь живут все его друзья, и дружба их всегда включала в себя посиделки с выпивкой. Так было заведено - и как могло быть иначе?

Труднее всего было то, - признается Юрик, - что некоторые близкие друзья просто перестали заходить в гости, да и вообще перестали общаться. А некоторые привыкли, и наша дружба через такое испытание вроде бы стала даже еще крепче.

В то же время, - добавляет Юрик, - очень чувствовались молитвы отца Димитрия, его незримая помощь, а после его кончины помощь как будто стала приходить еще чаще. Очень чувствую его - оттуда.

В декабре 2017-го закончился для Юрика срок обета, но он по-прежнему не пьет.

«Оказывается, это дает силы - просто тем, что ограничиваешь себя», - признается Юрик

Не хочется, - говорит, - привык без этого, и даже понравилось. Интересно, когда оглядываешься назад, думаешь: странно, необязательно же было давать этот обет, не критично выпивал, не спивался ведь. Но пришла беда, с которой толком ничего сделать не мог, и нужно было за что-то простое зацепиться и держать себя в руках во многом… Кому-то такое решение казалось полуприхотью, полубезумием, а это, оказывается, дает какие-то силы просто тем, что ограничиваешь себя. Хотя признаюсь честно: усилия мои были минимальными - видимо, отец Димитрий все брал на себя. Спасибо ему!

А за эти пятнадцать трезвых лет в жизни Юрика многое произошло.

Четверо близких друзей умерли от пьянства. Кто знает, остался бы жив Юрик, не дай он свой обет?

У Юрика с Машей родился замечательный сын, обладающий уникальными разносторонними способностями - в математике, рисовании и спорте. Назвали сына Дмитрием… А Маша после рождения ребенка больше ни разу не лежала в психиатрической больнице. Это ли не чудо?

И папа Юрика - мастер с золотыми руками, - склонный к употреблению спиртного, не спился, не опустился. Кто знает, не Юрик ли своим примером остановил падение отца?

Конечно, не нам делать выводы: что, отчего да почему. Но в жизни нашей все связано воедино той Любовью, которой любит нас Господь. И даже маленькое незначительное наше стремление принести Богу что-то от себя, а не только просить, а порой - и требовать от Него, не остается без ответа.

И сейчас, в преддверии , думая над этим жизненным уроком, невольно понимаешь, что, лишая себя чего-то малого из пищи и пития в знак покаяния за содеянные грехи, обретешь гораздо большее - щедрые благодеяния Божии не только для себя, но и для своих близких. Ведь Господь рад дать нам всю полноту благ, но не может сделать этого насильно. Дадим Ему такую возможность своим малым подвигом.

17. р.Б.Дмитрий : Re: Что такое «обет трезвости»?
2019-02-28 в 15:05

Не сказать что я алкоголик, но в свое время тоже хотел дать обет трезвости, однако старец не благословил, рекомендовал просто не прикасаться к алкоголю, без обета. А то, говорит, если нарушишь, вообще со стакана не слезешь))). Не пью уже шестой год, слава Богу. Пьянство осуждаю, но к людям, употребляющим алкоголь умеренно не пристаю и в душу не лезу. И вообще не навязываю своей позиции никому, ну кроме тех кого обязан воспитывать - жена, дети)))
К трезвенническим движения, обетам и всяким пробежкам отношусь крайне положительно! Очень полезное и богоугодное дело! Молодцы!

16. Шевчук Денис : Ответ на 14., М.Яблоков:
2019-02-28 в 13:45

По вашей логике и Христос был наркоман и таинство евхаристии установил для наркоманов. Вы - богохульник, Денис.


Гражданин яблоков, вы - не только богохульник, вы нарушили 9 заповедь "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего", вы - клеветник, как и ваш отец диавол, так как именно диавол отец лжи и клеветник. Именно про вас сказал уважаемый батюшка Священник Георгий Балакин:
«Проповедь трезвости - миссионерское служение», «… трезвость, как воздержание от употребления спиртного тоже традиционна для православных. И эта традиция освящена трудами и молитвами подвижников благочестия: святого Иоанна Предтечи, апостола Иакова, священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Андроника (Никольского) и многих других святых мужей и жен.
… всевозможные недруги и хулители Церкви, построив свою лживую антицерковную пропаганду на утверждении, что якобы Церковь является противником трезвости, обвиняет любого трезвенника в гнушении и насаждает обязательное питие для верующих». Так что по мнению батюшки некто явблоков - недруг и хулитель Церкви. По мнению сектанта-раскольника яблокова богохульники и весь наш Священный Синод, с которым мое мнение абсолютно тождественно: В Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятой на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года говорится:




… Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма».

13. Александр Шунин : Ответ на 11., Шевчук Денис:
2019-01-13 в 01:24

алкоголь - легальный наркотик


"Ужели вино... причиною такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед за тем сказать: ...пропади ночь - потому что есть воры, пропади свет - потому что есть клеветники; да погибнут жены - потому что есть блудницы. Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить" Свт. Иоанн Златоуст.

12. Кирилл Д. : Ответ на 11., Шевчук Денис:
2019-01-12 в 22:50

А что, на Тайной Вечере тоже компания бухариков собралась?

11. Шевчук Денис : Ответ на 10., М.Яблоков:
2019-01-12 в 21:25

Не умеешь пить - не пей. Не все же такие как ты. Зачем всех по себе судить?


По вашей логике: не умеешь наркоманить - не наркомань, не умеешь грабить - не грабь, не умеешь воровать - не воруй, не умеешь насиловать - не насилуй. Не пытайтесь навязать всем вашу зависимость от алкоголя, народ хочет жить трезво. Есть 3 причины потребления алкоголя и табака:
запрограммированность (в основном через СМИ, фильмы-сериалы, заказные статьи)
доступность (территориальная и ценовая)
наркотические свойства (алкоголь - легальный наркотик)
Никакой речи о свободе выбора нет - при ежедневном навязывании-впаривании и сверх-доступности. Самая популярная у алко-мафии и самая лживая реклама - «культура» пития-пьянства (именно она направлена на спаивание молодежи и детей).
«Культурно-отравляющихся» нет смысла учить отравляться «культурно» - куда ж еще! Пьяницы обычно начинают более чем "культурно", это в конце они нахрюкиваются.
А вот дети и молодежь, от природы трезвые, должны приучаться постепенно к этому наркотику (по мнению производителей алкоголя и табака). Тогда гарантированный сбыт и уничтожение этноса. Лже-теория «культуропитейства» направлена на спаивание несовершеннолетних. "Пропаганда культурного пития... - преступление", митрополит Тихон (Шевкунов), Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, член Высшего Церковного Совета РПЦ.
Про это же говорит Евангелие от Марка,9:42: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (самая популярная у алко-мафии и самая лживая реклама - «культура» пития-пьянства, именно она направлена на спаивание молодежи и детей).

9. Шевчук Денис : Ответ на 7., Ник Ликашин:
2018-11-28 в 10:40

Так же и мирянин.По типикону, три красовули (три бокала по триса)- не возбраняется, или я не так понял?


Не возбраняется и обязан бухать - прямо противоположное. Пьяницы Царствия Небесного не наследуют и часто прикрываются Типиконом, не получается у них правда. Большинство Святых - трезвенники, они не прикрывались Типиконом или еще чем-то ради выпивки, они жили трезво.

8. Шевчук Денис : Ответ на 6., М.Яблоков:
2018-11-28 в 10:38

ради подвига воздержания


ради подвига воздержания - речь именно про это, и эту цитату целиком часто приводят пьяницы которые идут прямо в ад - пьяницы Царствия Небесного не наследуют, автор цитаты "забыл" прочитать в своей же цитате про подвиг воздержания

6. М.Яблоков : Ответ на 5., Шевчук Денис:
2018-10-04 в 18:22

Апостольское правило.

51. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин.

5. Шевчук Денис : Ответ на 4., Silvio63:
2018-10-04 в 17:01

Пусть в стакане гранёном...


А зачем на православном портале реклама стихов нехристя? Не обманывайтесь... пьяницы... Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9-10).
Апостол Павел говорит, что Христиане не должны даже общаться с пьяницами: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, ... или пьяницею, ... с таким даже и не есть вместе" (1. Кор. 5:11).
«Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет злой воли его, как пьяница. Убегай от вина, как от змея», святитель Иоанн Златоуст
В Ветхом Завете священникам дана была заповедь: «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10, 8-10).
«…Итак, трезвость пусть будет священной и обязательной для всех служащих алтарю Господню», «Прежде всего, всякий будет сам благим примером трезвости… Горе нам – пастырям, если соблазняем на вино наших верных. Тут дело даже не в пьянстве, а только в том, что «и батюшка пьет», если он даже только одну рюмку выпьет. Нужно считаться с народной психологией и с народной слабостью, ищущей себе всякого оправдания. А, кроме того, кто поручится, что выпивающий только по рюмочке не будет и горько пить и не сделается пьяницей? Ведь никто не родился пьяницей, а пьяницами делались, начиная только с «умеренного и разумного» выпивания», – Священномученик Андроник (Никольский), епископ Пермский.

В Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятой на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года говорится:
«Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней.
… долг Церкви - возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни...
Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости. Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».
… Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
Работа по утверждению трезвости... имеет целью... утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.
… Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма».

Полный отказ от спиртных напитков необязателен для православного человека. Но поскольку алкоголизм стал серьезной социальной проблемой, во многих православных общинах возрождаются традиции обетов трезвости.

Как личный выбор полное воздержание от алкоголя не противоречит нашей вере, а для людей, имеющих алкогольную зависимость, это, по мнению наркологов, единственная возможность вернуться к нормальной жизни, сохранить семью и работу. А поскольку алкоголизм, и в советское время бывший серьезной социальной проблемой, в последние десятилетия стал национальным бедствием, ежегодно уносящим сотни тысяч жизней, число сторонников такого выбора в православной среде постоянно увеличивается.

История обетов


Судя по всему, традиции принятия обетов трезвости нет ни в одной другой Поместной Церкви. Практика обетов в России возникла стихийно в 1858-1861 гг. Началось все с протеста против откупной системы. В тридцати четырех губерниях крестьяне и городские жители в знак протеста перестали пить водку, закрывали кабаки, а иногда и громили их. И некоторые из протестовавших приходили в храмы и говорили священнику, что хотят дать обет Богу в течение определенного времени всем миром не пить водки, целовали крест, а священник удостоверял, что такие-то прихожане дали обет трезвости.

Правительство отнеслось к этой практике негативно и даже просило Священный Синод выяснить, не было ли случаев принуждения к обетам со стороны священников. В ответ на это Синод в августе 1859 года издал постановление, в котором указал, что считает необходимой обязанностью священника «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина». Но в 1862 году была отменена откупная система, и постепенно сошло на нет стихийное трезвенное движение.

Второй этап этого движения начался с деятельности педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Профессор Московского университета, заведовавший кафедрой физиологии растений, в 1872 г. он вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где построил сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Современники называли Рачинского апостолом трезвости. В 1882 г. он утвердил общество трезвости в узком кругу своих учеников, и в июле все члены общества дали в церкви обет трезвости. Но история имела продолжение, о котором мало кто знает. О принятии обета сообщили епископу Смоленскому Нестору (Метаниеву), и он выразил Рачинскому свое неудовольствие, сославшись на отсутствие таких обетов в церковном уставе. Рачинский обратился к своему давнему другу, обер-прокурору Синода Константину Победоносцеву, с просьбой разрешить эту проблему. По инициативе Победоносцева Синод выработал официальную форму принятия обета, принял постановление, узаконившее ее, и издал брошюру «Чин обета трезвости».

Обет трезвости и дух Евангелия


Наверное, ни одного священника, практикующего в своей общине обеты трезвости, нельзя обвинить этим в нарушении церковного устава. Но все же указ Синода – не решение Вселенского и даже Поместного Собора. В Синодальный период в церковной истории было много спорного. Сам факт, что чин обета узаконен по воле обер-прокурора, которого об этом попросил друг (великий педагог и благочестивый христианин, но не безусловный церковный авторитет), скорее вызовет недоумение и уж точно не может быть веским аргументом в пользу обета. Неудивительно, что об этой истории почти нигде не пишут. Но в дореволюционных обществах трезвости, которые все, кто изучал историю социальной деятельности Церкви, считают одним из лучших церковных социальных проектов, этот обет получил широкое распространение. Благословляли давать обеты трезвости святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие замечательные пастыри. То есть это канонически небезупречное решение принесло добрые плоды.

Современные противники обетов вспоминают слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37). Так можно усомниться и в каноничности монашеских обетов или присяги, которую приносят диаконы, священники и епископы при хиротонии. Но в предыдущих трех стихах есть уточнение, как именно не надо клясться: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5, 34-36). По мнению многих уважаемых современных богословов, в традиции обетов, в том числе и обетов трезвости, нет ничего, противоречащего духу Евангелия. «Понятие обета было в ветхозаветные времена и никогда не отменялось в новозаветные», – говорит заведующий кафедрой догматического богословия ПСТ ГУ протоиерей Борис Левшенко.

Смысл и польза обета


«Я убежден, что когда в трезвую жизнь входит религиозная составляющая, трезвость становится более устойчивой, долговременной и, главное, радостной», - утверждает клирик Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, духовник общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин. Отец Игорь убежден, что подлинную радость приносит человеку трезвость, избранная не только ради себя и близких, но и ради Бога. Сам он, крещенный в детстве, сознательно пришел в Церковь в начале девяностых. В мае 1995 года было создано Екатеринбургское первое православное общество «Трезвение», в работе которого Игорь принял активное участие. В 2002 году он принял сан и вскоре после рукоположения стал духовником общества. Первые обеты в обществе давали 18 мая 1998 года, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Игорь хотел принять обет, но духовник «Трезвения» не благословил его. «Зачем, когда ты и так трезво живешь?», – удивился он. Тогда православные трезвенники Екатеринбурга делали первые шаги, опыта не было, и священники, работавшие в обществе, считали, что давать обет имеет смысл только зависимым людям. Но ровно через год, 18 мая 1999 года, Игорь Бачинин дал обет трезвости до конца жизни.

«Огромную радость испытал тогда от осознания ответственности перед Богом», – вспоминает отец Игорь. Сегодня в «Трезвении» обеты трезвости дают не только зависимые люди, но и их родственники, и просто сочувствующие, и, что особенно радует отца Игоря, многие подростки, никогда не пробовавшие алкоголь. Это, считает священник, поможет им удержаться от незнакомого греха, что легче, чем бороться со своей страстью. Зависимых же людей он благословляет на обеты не сразу. «Я предлагаю им сначала пожить трезво для себя. Если не получается, беседуем, пытаемся понять, почему не получилось. А если получилось, человек регулярно исповедуется и причащается, можно говорить о следующем шаге – обете Богу», – делится опытом отец Игорь.

По статистике последних лет обеты трезвости в «Трезвении» дают в среднем двести человек в год. Большая часть давших обет их выдерживает. «Если человек нарушил обет, моя пастырская задача – разобраться в причинах. Конечно, он глубоко переживает, но кто был искушен, может потом искушаемым помочь. Как правило, люди после падения глубже раскрываются, еще серьезнее настраиваются на трезвую жизнь и возвращаются к обету».

Зависимые люди начинают с небольших сроков – от нескольких месяцев до года, потом либо дают на тот же срок, либо его немножко увеличивают, но были единичные случаи, когда после нескольких лет трезвости они давали обет на всю жизнь. По словам отца Игоря, процент ремиссии и ее качество выше у тех, кто давал обеты.

То же самое говорит сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, доктор медицинских наук, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревни Юкки Ленинградской области, диакон Григорий Григорьев. С 1988 года в обществе лечились около 125 тысяч человек. Всем им сразу предлагали сходить в храм, но никого не принуждали. Примерно 40 процентов идут на исповедь, некоторые из них потом воцерковляются. Отец Григорий утверждает, что качество ремиссии у тех, кто воцерковился, выше, чем у тех, кто захотел получить только медицинскую помощь. А из воцерковившихся качество ремиссии выше у тех, кто дал обет. Правда, в Александро-Невском обществе обеты дают только те, у кого нет зависимости от алкоголя. Обещания не пить, данные Богу зависимыми людьми, отец Григорий называет зароками. Это, по его мнению, более грамотное определение. Обет – обещание сделать доброе дело, а обещание не совершать дурных поступков – зарок. Что касается практики обетов (зароков), то если в «Трезвении» и большинстве других православных общин трезвости зависимых людей к ним готовят, в Александро-Невском обществе многие дают зароки на первой же исповеди. Отец Григорий убежден в эффективности такого подхода: «Я всех, кто чувствует свою немощь, нужду в помощи Божьей, призываю давать зарок. Именно нужду, а не веру («Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24)). Это первое покаянное состояние, самое сильное. Потом мы с ними работаем, а с результатом приходит и вера.

Обет трезвости для наркоманов


Сам отец Григорий начал выпивать еще в старших классах, а на подводных лодках, где служил военным врачом, всерьез пристрастился к алкоголю, но в 24 года решительно завязал. Было это в 1980 году. Только через два года он крестился, в 1988 году организовал Александро-Невское общество, где в 1990 году дал зарок трезвости на всю жизнь. Убежденный в эффективности зароков, он никого к ним не принуждает. Но когда он работал с героиновыми наркоманами, брал на лечение только тех, кто соглашался дать зарок трезвости. «Для наркоманов это обязательно, потому что пока они принимают наркотики, пьют мало, а когда перестают принимать, начинают увеличивать дозы алкоголя и в итоге возвращаются и к наркотикам».

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев) также практикует обеты трезвости при работе с наркоманами. «Любой наркоман – потенциальный алкоголик. Ему ни в коем случае нельзя пить. И мы в процессе реабилитации им это объясняем. Когда до них доходит, предлагаем дать обет трезвости. В рамках профилактики сопутствующего потенциального заболевания», - объясняет он. Отец Мефодий считает обеты трезвости именно профилактической мерой, которая не подходит для алкоголиков: «Система обетов изначально распространилась как первичная или хотя бы вторичная профилактика, но не третичная, как сегодня. В деревне или поселке пьяниц было немного (чаще один-два человека), и тогда остальное население, чтобы предотвратить алкоголизацию, принимало обет. Принимали его люди мало пьющие или немножко злоупотребляющие, но не спившиеся. И эти люди определяли жизнь в данной местности. Если же в сегодняшней спившейся и гибнущей деревне один непьющий даст обет трезвости, будет профанация. А сами алкоголики вряд ли готовы выдержать обет. Они тяжело больны и нуждаются в серьезном и длительном лечении. Кому-то, возможно, этот обет поможет удержаться от срыва, но в целом это не панацея. Обет – хорошая профилактическая мера для лечения общества (предотвращения его алкоголизации), но не алкоголиков. Если в какой-то церковной общине люди немножко злоупотребляют, могут дать обет. Алкоголика же надо лечить».

Зачем давать обет, если нет зависимости?


Многие не понимают, какой смысл принимать обет трезвости людям, не имеющим зависимости. Владыка Мефодий и отец Игорь Бачинин уже ответили на этот вопрос. Отец Григорий Григорьев напоминает слова апостола Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим. 14, 19-20). Он не отрицает, что православная вера допускает умеренное употребление алкоголя, но это употребление, по его глубокому убеждению, может стать большим соблазном для зависимых людей, сидящих с нами за одним столом. И особенно если эти сотрапезники – наши близкие (а у кого в России нет зависимых родственников?), лучше, по мнению отца Григория, подать им пример воздержания. Во многом именно по этой причине заместитель председателя Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» диакон Иоанн Клименко в июне 2006 года отказался от алкоголя. Он любил выпить иногда бокал хорошего вина, но ни разу в жизни не напился, и в его семье никто не имел проблем с алкоголем. Но его брат, строивший храм в Якутии, там женился на якутке, у них родилась дочь. Известно, что у северных народов другой генотип, алкоголь противопоказан им даже в минимальных дозах – они сразу спиваются. Отец Иоанн, кандидат химических наук, прекрасно понимал, что в смысле алкогольной зависимости его племянница с рождения в группе риска.

Три раза он давал обет трезвости на год, а в 2009 году дал на всю жизнь. «Отказаться от вина как от удовольствия мне было нетрудно. Но в нашем обществе трезвость не понимают. Приходишь на праздник, тебе наливают, а когда отказываешься, недоумевают, спрашивают, не сектант ли ты. После того, как дал обет Богу, проще стало объяснить людям свою позицию, не осуждая при этом других», – говорит отец Иоанн.

От редакции:

В православных обществах трезвости, действующих при приходах Тобольской митрополии, также практикуется принятие обетов трезвости. Дающий обет испрашивает у Бога помощи и обязуется воздерживаться от употребления алкоголя, табака и прочих наркотических средств; не употребляя самому, не предлагать этого и другим; воздерживаться от сквернословия и участия в азартных и прочих предосудительных играх. Чаще всего обет трезвости дается на ограниченный срок – от нескольких месяцев, до нескольких лет

2 февраля в реабилитационном центре “Радуга” при кимрском храме Вознесения Господня состоялась очередная лекция диакона Иоанна Клименко. В этот раз темой встречи стал обет трезвости.

Как профессор студентов перевоспитал

Из библейской истории нам известен обет назорейства. Исповедующие иудаизм назореи добровольно отрекались от употребления винограда и его производных, а также не стригли волос и не прикасались к умершим. Многие новозаветные и древнерусские святые тоже воздерживались от употребления спиртных напитков (Мария Египетская, Антоний Киево-Печерский, Сергий Радонежский). Сперва это был их личный подвиг, затем в практику священников вошел отказ от винопития, чтобы не соблазнять к этому прихожан. Обязательный обет трезвости стали включать в уставы монастырей.

А вот общественное трезвенное движение, когда обет трезвости стали давать обычные люди православного исповедания, зародилось в 1882 году. Инициатором его стал профессор Московского государственного университета, преподаватель математики и ботаники, Сергей Александрович Рачинский. Он дал обет трезвости, чтобы послужить положительным примером для своих студентов - он видел, что многие из его талантливых учеников буквально спиваются. Пока он ограничивался увещеваниями, ничего не менялось. Но как только он дал обет трезвости, это послужило таким мощным положительным примером, что многие студенты и преподаватели стали его сподвижниками, тоже полностью отказались от спиртного и стали вести активную общественную работу. Это привело к тому, что вскоре общества трезвости стали открываться и в других городах России.

Что такое обет трезвости и кому он нужен

Обет трезвости относится к малым таинствам православной церкви. Как и всякий другой обет, это обещание человека Богу сделать что-то хорошее. В данном случае - помочь самому себе быть здоровым и счастливым через отказ от употребления спиртных напитков и наркотических веществ, а также не склонять к этому других. Очень важно, что обет трезвости может дать только искренне верующий человек, осознающий свое желание сделать важный шаг в жизни. Поэтому он и хочет испросить на это Божьей помощи и благословения.

Обычно обет трезвости дают те, кто страдает зависимостью, их родственники и просто верующие, которые хотят жить трезво. Что касается табака и энергетических коктейлей - отказ от их не входит в официальную формулу обета, часто бывает, человек не готов отказаться сразу и от алкоголя, и от курения, но все-таки рекомендуется по возможности воздерживаться и от этого.

Почему происходят срывы

Чаще всего слушателей лекций об обете трезвости беспокоит вопрос о срывах. Что будет, если вдруг не удержаться и нарушить? Насколько часто бывают срывы у тех, кто уже принял обет? Что делать и как противостоять, если желание “принять” становится навязчивым?

Практика показывает, что срывы бывают не так уж редко, хотя не так уж и часто. Самые распространенные причины срывов - ослабление молитв, отказ от участия в таинствах исповеди и причастия, а также уход из общины трезвости. Именно поэтому обет может давать только истинно верующий человек, регулярно посещающий храм и регулярно обращающийся к Богу в молитвах, а не тот, кто бывает в церкви раз в год, чтобы поставить свечку. Важно помнить, что сам срыв не отменяет обета. Если все-таки сорвался - нужно проанализировать свое поведение, выяснить, почему произошел срыв и скорректировать поведение, чтобы в дальнейшем не совершать ту же самую ошибку.

Заключительное слово отца Иоанна:

Обет трезвости нельзя считать панацеей. Он существует для поддержки тех, кто хочет и готов работать над собой, кто стремится изменить себя в лучшую сторону. Это обращение к Богу за помощью, это начало борьбы за трезвость, а не успешный волшебный “хэппи-энд”. Путь к Богу очень сложен и пройти его без Божьей помощи невозможно. К бесовской силе не нужно обращаться, бесы приходят сами, а Бог ждет, когда мы к нему обратимся. Через обет трезвости Господь подает человеку особую помощь в сохранении трезвости и преображении себя. И многие, кто принял обет, подтверждают, что им стало проще удерживаться от соблазна. Сам профессор Рачинский говорил: “Когда я говорил о трезвости, меня только слушали, но когда я принял обет, за мной пошли тысячи”.

Надежда Титова,

Приход Вознесенской церкви г. Кимры



Вверх