Охарактеризуйте расстановку сил на международной арене. Расстановка сил на международной арене после крыма. а) Создание ООН

Международная обстановка после 2-ой мировой войны характеризовалась усилением позиций Советского Союза. В сферу советского влияния вошли Финляндия, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, Югославия, Албания.

Из шести великих государств западного мира сохранили свое положение только две – Великобритания (хотя и пережила распад колониальной системы) и США.

В центральной и восточной Европе происходят народно-демократические революции в ходе которых, при поддержке СССР, к власти приходят коммунистические партии. В течении первых трех-четырех послевоенных лет объединился блок коммунистических государств Восточной и Юго-Восточной Европы. Возникает мировая социалистическая система.

В 1949г. Китайские коммунисты одержали победу в многолетней гражданской войне и провозгласили создание Китайской Народной Республики. На границах СССР появилось огромное централизованное китайское государство с населением, превосходящим население СССР более чем в три раза.

Последовательно решается задача, связанная с закреплением победы над расизмом. В первые послевоенные годы идет подготовка мирных разговоров с бывшими союзниками Германии. Окончательное согласование текстов мирных договоров были осуществлены на Парижской Мирной конференции (июль-октябрь 1946г.). Участвовало 21 государство. Главной проблемой, которая рассматривалась на этой конференции – это искоренение фашизма, не допустить возрождение фашизма. В договоре были включены статьи, запрещающие деятельность фашистских организаций. Мирные разговоры устанавливали послевоенные территориальные изменения. Ряд статей мирных договоров устанавливал ограничения вооруженных сил побежденных государств и обязывал их частично возместить ущерб, нанесенный экономике сторон – победительниц.

5 марта 1946г. Бывший глава правительства Черчилль выступил с речью в американском городе Фултоне с призывом объединиться англоязычным государствам, что символизировало начало “холодной войны”. В мире началась бешеная гонка вооружений, т.к. каждая из сторон (социализм, капитализм) хотела обеспечить свое военное преимущество. Советский Союз мобилизовал огромные средства для создания атомной бомбы и быстро сровнялся в этом с США. Гонка вооружений, политическая конфронтация по всем вопросам между двумя противоположными системами создавали крайне напряженную и опасную ситуацию, грозящую военными конфликтами.

В апреле 1949г. Был создан Североатлантический союз (НАТО) – военно-политический блок, в который вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия и др. государства Западной Европы.

Вся политика НАТО была направлена на то, чтобы подорвать усиливающееся влияние социалистических стран, расширить господство США и западных стран в мире. Создание этого блока значительно осложнило международную обстановку, содействовало усилению “холодной войны”.

В послевоенное время одним из самых острых вопросов в международной политике оставался германский вопрос. Советский Союз последовательно осуществлял программу трех “Д”: демилитаризации, демократизации, денацификации.

Западные страны отказываются то выполнения согласованного решения германской проблемы. В западных зонах Германии не реализовывалась программа трех “Д”. В нарушение принятых обязательств США и Англия заключили 2.12.1946г. соглашение об объединении своих зон оккупации. Это привело к расколу германского государства, а 7 сентября 1949г. Состоялось провозглашение Федеративной Республики Германии. В мае 1952г. Был подписан договор о создании Европейского оборонительного сообщества с участием ФРГ и западных государств, что означало создание в ФРГ своей армии и включение ее в состав ”европейской армии”. Этот шаг означал демилитаризацию Западной Германии.

После второй мировой войны начался распад колониальной системы. США начали проникать в регионы, которые до войны находились под контролем Англии, Франции и др. государств. Острое соперничество развернулось на Ближнем и Среднем Востоке. Обостряется соперничество между Израилем и Арабскими странами.

В 1947г. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН было решено создать на территории Палестины два государства – арабское и еврейское. 14.05.1948г. часть Палестины была провозглашена еврейским государством Израиль. Вскоре возникает конфликт между Израилем и арабскими государствами. В ходе военных действий Израиль захватывает часть арабской территории Палестины.

Одним из итогов второй мировой войны стало освобождение Кореи от Японской оккупации. Советский Союз отвел в 1945г. Свои войска из Северной Кореи, где образовалась Корейская Народно-Демократическая республика. Южнее 38-й параллели (по соглашению между США и СССР границ военных действий на Дальнем Востоке проходила по 38-й параллели) было провозглашена Корейская Республика с проамериканским

правительством. На 38-й параллели непрерывно проходили вооруженные столкновения, которые вылились в войну между Севером и Югом.

Военной трибуной борьбы за мир и международную безопасность после войны становится ООН, которая начла свою работу в январе 1946г.

После войны зародилось и развивалось организованное движение борцов за мир. Движением сторонников мира были охвачены все континенты и страны земного шара.

Таким образом, расстановка политических сил в мире характеризовалась конфронтацией двух систем (социализма и капитализма), региональными конфликтами, созданием механизма урегулирования очагов напряженности.

а к России стало не только триумфом воссоединения русской нации. Оно открывает новую эпоху, означающую неизбежный геополитический передел мира. В первую очередь, это касается Европы. Как заметил филолог и геополитик Вадим Цымбурский, мир не делится на различные цивилизации без остатка. Между цивилизациями, то есть между странами, не сомневающимися в своей цивилизационной принадлежности, расположены народы, которые колеблются и не могут определить, в какое цивилизационное объединение им следует войти.
Теперь, после Крыма, судьба «буферных» государств оказалась под вопросом. Для них возможны два сценария. Или они сохраняются в рыхлом, нейтральном, федеративно-конфедеративном статусе. Или же разделяются на зоны, относящиеся к разным цивилизациям, - к той, что образует Россия, и той, что создает Евро-Атлантика. Такое мнение в «Известиях» политолог и философ Борис Межуев.
Причем, Европой геополитический передел не ограничится. На очереди «буферные» страны Средней Азии – Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. И не только они.
Присоединение Крыма стало, по сути, позиционированием России как одного из ключевых центров многополярного мира, который складывается на наших глазах. Крымский прецедент меняет силы притяжения между этими центрами.
Неслучайно в своем «крымском» послании президент Владимир Путин особо отметил, что «мы с благодарностью относимся ко всем, кто с пониманием подошел к нашим шагам в Крыму, признательны народу Китая, руководство которого рассматривало и рассматривает ситуацию вокруг Украины и Крыма во всей её исторической и политической полноте, высоко ценим сдержанность и объективность Индии». Другими словами, Крым означает ослабление притяжения по линии Россия-Запад, и его усиление на азиатском направлении.
Присоединение Крыма, возможно, меняет геополитический расклад и для стран Латинской Америки. Аргентинский президент Кристина Фернандес де Киршнер уже осудила отказ Запада признать итоги референдума в Крыму, и сравнила его с референдумом, который был проведен в 2013 году на Фолклендских островах. Фолкленды, напомним, являлись спорной территорией, на которую претендовали Аргентина и Великобритания. В 1982 году Британия отстояла свое право на острова с помощью войск, а в марте прошлого года за членство в британском королевстве высказались на голосовании и жители этих территорий. Как напомнила Киршнер, тогда ООН не стала оспаривать законность этого голосования.
«Многие крупные державы, которые закрепили за народом Фолклендов право на самоопределение, сейчас не хотят сделать то же самое в отношении Крыма. Как вы можете называть себя гарантами мировой стабильности, если не применяете ко всем одни и те же стандарты? Получается, крымчанам нельзя изъявлять свою волю, а жителям Фолклендов можно? В этом же нет никакой логики!», – заявила она после встречи с Папой Римским Франциском.
Словом, Москва начала очень большую игру. «Риск велик, а возможный куш представляется немалым. Старый мировой порядок совсем перестает функционировать, новый скоро должен начать формироваться. У Михаила Горбачева, который первым еще в 1986 году заговорил о необходимости нового мирового порядка, ничего не вышло. Владимир Путин возвращается на развилку, чтобы попробовать еще раз», – отметил главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Что стоит за этими переменами, и какое место в этом новом мире может занять Россия?

– Присоединением Крыма Россия окончательно заявила, что ее политика будет носить самостоятельный характер, – считает Федор Лукьянов. – В том смысле, что если РФ полагает, что некие ее интересы настолько важны, что требуют обязательного отстаивания, она не будет обращать внимания на издержки в отношениях с Западом.
До сих пор было не так. Россия довольно активно старалась отстаивать свои интересы, но всегда оставляла пространство для того, что по-английски называется damage control («контроль повреждений», – «СП» ) – минимизации ущерба, который наносит российское решение отношениям с Европой и США.
Сейчас Россией обозначаются, как минимум, темы и цели, которые не подлежат переговорам, и не содержат пространства для компромисса.
Это крупное изменение, поскольку после холодной войны еще не было стран, которые бы так жестко ставили вопрос. Китай придерживается похожей линии, но он пассивен, и старается не столько наступать, сколько обороняться. Китай, скорее, не позволяет чего-то делать Америке, но сам не предпринимает наступательных демонстративных шагов.
Появление державы, которая не боится бросить вызов США – в полном смысле термина – это существенный фактор. Правда, к чему именно это приведет – пока не очень понято. Проблема в том, что Россия не предлагает себя как системную альтернативу – просто как самостоятельную и сильную державу.
«СП»: – Путин в своей «крымской» речи отдельно поблагодарил Китай и Индию. О чем это говорит?
– Если наши отношения с Западом будут ухудшаться, и дойдет до экономической и дипломатической войны, у России нет другого направления, кроме как на Восток, и нет другого опорного партнера, кроме как Китай. Это несет с собой очень серьезные перемены в геополитическом позиционировании.
Отчасти такие перемены были неизбежны и до украинских событий. Путин еще в декабрьском послании Федеральному собранию сказал, что наши приоритеты на XXI век – это Сибирь, Дальний Восток, и вообще азиатский вектор. Но теперь ситуация осложняется. Мы можем оказаться в положении, когда у нас нет выбора, кроме как опираться на Китай, и Китай с радостью нас поддержит – но, естественно, не просто так.
Китай заинтересован привязать Россию к себе таким образом, чтобы через какое-то количество лет, когда может возникнуть ситуация его резкого конфликта с США, у России не было бы возможности занять нейтральную позицию. В итоге, сближение с Китаем дает нам пространство сейчас, но в долгосрочной перспективе к этому надо относиться очень осторожно.
«СП»: – Крымский прецедент может повлиять на геополитические ориентиры Латинской Америки?
– Заявление по Крыму Аргентины – это, скорее экзотика. Понятно, почему президент Киршнер его сделала – она, действительно, видит параллели крымской ситуации с референдумом на Фолклендских островах. Но не думаю, что ее позиция может серьезно повлиять на международную расстановку сил. Аргентина – страна не самая значительная, и ситуация в ней не самая прочная. Ее голос поддержки приято услышать, но невозможно использовать.
«СП»: – Как будет теперь развиваться ситуация в «буферной», как ее называет Борис Межуев, зоне Восточной Европы, ее действительно могут разделить на зоны влияния?
– Я, в отличие от Бориса Межуева, скептически отношусь к идее существования цивилизационных разломов. Я, как минимум, не очень понимаю, какую цивилизацию предлагает Россия. На мой взгляд, РФ предлагает проект чисто инструментальный – Таможенный союз. А по части цивилизации мы не предлагаем ничего такого, что принципиально отличается от цивилизации западной. Россия была и, скорее всего, будет страной европейской культуры и истории – хотя и со своей спецификой.
А что касается ситуации в области безопасности – да, в условиях конфликта Россия-Запад «буферным» странам приходится очень тяжело. Мы видим, к чему привела попытка заставить Украину определиться с ориентирами развития. Понятно, украинский кризис зрел давно, но непосредственным поводом к нему стала попытка подтолкнуть Украину к решающему, последнему выбору между РФ и ЕС.
Думаю, нечто подобное может случиться с Молдавией – теперь уже ей предстоит подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Но там, слава Богу, ситуация проще, в Молдове уже есть четкий раздел – Приднестровье – и в случае внутреннего конфликта страна миро разделится по этой линии. Правда, для Кишинева вхождение в ЕС представляет большую проблему, поскольку Молдова может оказаться в Европе не как отдельная страна, а как провинция Румынии.
В целом, у всех «буферных» стран сейчас сложная ситуация. Думаю, все они были бы заинтересованы в совместном проекте Россия-Европа по контролю над этим пространством. Но, к сожалению для них, пока не видно ни малейшего стремления – ни России, ни особенно ЕС – обсуждать такого рода конфигурацию.
«СП»: – Что все-таки будет с Юго-Востоком Украины? В своем послании Путин сказал, что мы не хотим раздела Украины. Но, с другой стороны, он подчеркнул, что «мы против того, чтобы военный альянс, а НАТО остается при всех внутренних процессах военной организацией, мы против того, чтобы военная организация хозяйничала возле нашего забора, рядом с нашим домом или на наших исторических территориях». Между тем, Киев запросил помощь НАТО в обеспечении безопасности Украины, в мае под Львовом состоятся учения НАТО Rapid Trident 2014, в которых примут участие Армения, Азербайджан, Болгария, Канада, Грузия, Германия, Молдова, Польша, Румыния, Великобритания и Украина. Означает ли это, что де-факто граница НАТО сдвигается на Восток, и альянс начинает именно «хозяйничать возле нашего забора»?
– Речь идет о том, что Украина должна представлять собой максимально свободную конфедерацию, что-то вроде швейцарских кантонов, плюс иметь статус нейтрального государства.
Сейчас Украина готовится подписать политический блок соглашения об ассоциации с ЕС. Но это, по большому счету, ничего не означает – военным сотрудничеством Евросоюз не занимается. Такое подписание, скорее, символ, что Европа бросать Украину не станет.
Что же касается НАТО, то с точки зрения альянса нужно быть безумным, чтобы подписывать какие-то договоренности с нынешней Украиной – малоуправляемой страной, обязательства по защите которой заведомо невыполнимы. Так что, думаю, о тесном сотрудничестве Украина-НАТО пока речи быть не может, и угроза такого сотрудничества, скорее, инерционный фактор торга между Россией и Западом.
Думаю, спустя время, начнутся закулисные попытки Евросоюза и России понять, что реально можно сделать с Украиной – страной, которая для всех стала чемоданом без ручки…
– Основная геополитическая проблема после присоединения Крыма по-прежнему заключается в Украине, – уверен политолог Анатолий Эль-Мюрид. – Уже нынешней осенью в «незалежной» может сложиться тяжелейшая экономическая ситуация. Судя по всему, на посевную новые киевские власти плюнули, на промышленность – тоже. Зато собираются повысить тарифы на газ – в 1,4 раза для промышленных предприятий, и в 2 раза – для населения. Украинцы начнут просто массово бежать из страны, а нам этого совершенно не нужно.
У России остается буквально месяц-другой, чтобы что-то сделать с восточными областями Украины. Нам необходимо создать буфер между РФ и нацистской Украиной, а затем этот буфер можно использовать как украинский Бенгази (альтернативный центр, который в свое время создали западные страны в Ливии). И уже этот украинский Бенгази будет освобождать остальную территорию Юго-Востока Украины.
«СП»: – То есть, военное вмешательство со стороны России исключено?
– Нам нельзя вмешиваться в украинские дела непосредственно, России война с Украиной действительно не нужна. Тем более, нельзя допускать ситуацию, при которой украинцы на Юго-Востоке сидели бы и ждали, что кто-то к ним придет и их освободит. Если сами украинцы допустили такой бардак у себя в стране, им с этим бардаком и разбираться.
Другое дело, что жители Восточной Украины – это сейчас очевидно – не могут сами создать структуры сопротивления. Причина понятна: это обычные, нормальные люди, которые попали в ненормальную ситуацию. У них нет ни теоретической подготовки, ни организационной, ни ресурсов. Со всем этим им надо помочь.
Если структуры сопротивления на Юго-Востоке будут созданы, в ближайшие месяц-два Киев не сможет ничего им противопоставить – как не смог в Крыму. Нужно, чтобы эти силы взяли под контроль, как в Крыму, органы власти, милицию, возможно, армию, и постарались освободить Киев. Только после этого можно вести переговоры с Западной Украиной о конфедерации или о разделе страны.
Если России удастся решить проблему восточных регионов Украины – это будет новой крупной геополитической победой. Если же мы пустим ситуацию на самотек, – мы получим гуманитарную катастрофу на Украине, в результате чего киевское правительство сможет обратиться к НАТО с просьбой взять под контроль всю территорию «незалежной».
Этот процесс – установления контроля России над соседними территориями – может пойти и дальше, на другие страны постсоветского пространства. Но только при условии, что удастся решить проблему материковой Украины – без этого нам новых приобретений не потянуть.
Андрей Полунин

История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый Коллектив авторов

1. НОВАЯ РАССТАНОВКА СИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. БОРЬБА СССР ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

1. НОВАЯ РАССТАНОВКА СИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. БОРЬБА СССР ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

Самая разрушительная из всех пережитых человечеством войн - вторая мировая война, охватившая более четырех пятых населения планеты, оказала огромное влияние на судьбы десятков стран и сотен миллионов людей разных государств. Именно поэтому победоносное завершение этой войны и освобождение человечества от угрозы фашистского порабощения, решающую роль в котором сыграл Советский Союз, вызвали у всех народов чувство глубокой благодарности советским людям за их великую освободительную миссию, невиданный героизм и самоотверженность.

В разгром германского фашизма и японского милитаризма внесли свой вклад и народы других стран. С героической борьбой советского народа сливались партизанские действия и народные восстания в Болгарии, Чехословакии, Польше и Румынии, освободительная борьба народов Югославии и Албании, движение Сопротивления во Франции, Италии и других странах. Страны антигитлеровской коалиции - США и Англия - также внесли свой вклад в разгром фашизма и милитаризма. Однако решающую роль в победоносном завершении войны сыграли героизм и мужество советских людей. Из 13 млн. 600 тыс. убитых, раненых и взятых в плен гитлеровцев 10 млн. вермахт потерял на советско - германском фронте.

Своим беспримерным героизмом советские люди спасли мировую цивилизацию и многие страны от катастрофы.

В этой связи нельзя не вспомнить, что в дни победоносного завершения второй мировой войны никто не мог отрицать решающей роли СССР в этой войне. Даже английский премьер - министр Уинстон Черчилль, у которого никогда не было симпатий к Советскому Союзу, вынужден был в феврале 1945 г. признать, что победы Красной Армии «завоевали безграничное восхищение ее союзников и решили участь немецкого милитаризма. Будущие поколения будут считать себя в долгу перед Красной Армией так же безоговорочно, как и мы, которым довелось быть свидетелями этих великолепных подвигов». Аналогичными были признания и других глав государств антигитлеровской коалиции.

Победа, одержанная советским народом в Великой Отечественной войне, была вторым, после Великого Октября, эпохальным событием всемирной истории, оказавшим огромное революционизирующее воздействие на все дальнейшее мировое развитие. В смертельной схватке с империализмом социализм как общественный строй проявил высокую жизнеспособность и доказал свое неоспоримое превосходство над капитализмом.

Встречаясь с советскими людьми - воинами и тружениками, ощутив их гуманизм, глубокий интернационализм и безграничную преданность идеям мира и социализма, трудящиеся других стран проникались симпатиями к стране социализма и к социализму как общественному строю. Именно эта моральная победа Советского Союза была главнейшим результатом второй мировой войны, сделавшим бесповоротным процесс возрастания его международного авторитета. Если до Великой Отечественной войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, то уже в конце войны - с 52 странами. Ни одно сколько - нибудь значительное событие в мировой истории не могло в дальнейшем решаться без участия Советского Союза.

Важнейшие политические последствия второй мировой войны . Победа СССР в Великой Отечественной войне, освободительная миссия Красной Армии, полный разгром фашистской Германии и милитаристской Японии бесповоротно подорвали силы мировой империалистической реакции. В таких условиях в странах Центральной и Юго - Восточной Европы начала складываться революционная ситуация. Правящая буржуазная верхушка этих стран предала национальные интересы народов, став прислужником фашистских агрессоров, а среди широких народных масс наблюдалось резкое полевение. Коммунистические и рабочие партии сумели правильно оценить и учесть благоприятные внутренние и внешние факторы, возглавили борьбу рабочих и всех трудящихся масс за социальное и национальное освобождение и повели их по пути народно - демократических и социалистических революций. В результате этих революций от системы капитализма в Европе в середине 40–х годов отпали Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. Разгром германского фашизма позволил коммунистам Германии повести трудящихся восточной части страны, освобожденной Красной Армией, по демократическому пути развития и в 1949 г. образовать Германскую Демократическую Республику. Коммунистические партии как наиболее преданные и последовательные защитники национальных и социальных интересов народных масс сумели сплотить трудящихся и все прогрессивные силы своих стран в единые народные фронты и, опираясь на них, уже в первые послевоенные годы провели глубокие революционно - демократические преобразования. В ходе этих преобразований старый государственный аппарат был сломлен и заменен новым, народно - демократическим, ликвидированы финансовые и промышленные монополии, принадлежавшие гитлеровцам и их пособникам, осуществлена национализация крупных предприятий, банков, транспорта, проведены аграрные реформы.

В зависимости от конкретной расстановки классовых и политических сил, исторических традиций и иных факторов все эти революционные преобразования в каждой из стран имели свои специфические черты и особенности, но своим основным и главным содержанием подтверждали общие закономерности перехода от капитализма к социализму.

Революционно - демократическое переустройство проходило в ожесточенной борьбе со свергнутыми силами старого строя, поддерживаемого международным империализмом. Верный своему интернациональному долгу, Советский Союз оказывал всемерную братскую помощь и поддержку молодым народно - демократическим государствам, строго придерживаясь принципов невмешательства в их внутренние дела. К концу 40–х годов ряд европейских государств - Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия и Германская Демократическая Республика стали на путь строительства социализма.

В ходе разгрома японского милитаризма и изгнания японских захватчиков развернулись народно - демократические революции во Вьетнаме и Корее. На азиатском континенте, наряду с Монгольской Народной Республикой, образовались Демократическая Республика Вьетнам и Корейская Народно - Демократическая Республика, вскоре подвергшиеся, однако, империалистической агрессии. Разгром Красной Армией совместно с Монгольской народно - революционной армией Квантунской армии и освобождение Манчжурии от японских захватчиков создали благоприятные условия также для развертывания революционной борьбы в Китае, завершившейся образованием в 1949 г. Китайской Народной Республики.

Таким образом, к концу 40–х годов, наряду с СССР и МНР, в Европе и Азии образовалось еще 11 новых народно - демократических государств, ставших на путь строительства социализма. От капиталистической системы отпала группа государств с населением более чем 700 млн. человек. Социализм превратился в мировую систему, ставшую самой влиятельной силой мирового развития. Капитализм оказался бессильным помешать этому процессу.

Образование мировой системы социализма явилось главнейшим политическим следствием второй мировой войны.

Еще одним важным следствием победы Советского Союза были громадные позитивные сдвиги, произошедшие в мировом коммунистическом и рабочем движении. В годы войны коммунистические партии капиталистических стран возглавили борьбу народов против фашизма, за свободу и национальную независимость, за демократию и социальный прогресс, чем неизмеримо подняли свой авторитет в массах, укрепили связь с ними. Несмотря на огромные жертвы, понесенные в борьбе с фашизмом, количество коммунистов на всей планете в 1945 г. по сравнению с 1939 г. возросло в 5 раз и составляло 20 млн. человек. Только в странах Западной Европы в 1946 г. по сравнению с довоенным временем число коммунистов выросло с 1,7 млн. до 5 млн. человек.

Добились выхода из подполья и развернули легальную деятельность компартии Германии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Норвегии, Ирана, Турции, Сирии, Ливана, Японии, Кубы, Колумбии и других стран.

Парламентские выборы 1945–1946 гг. показали возросший авторитет коммунистов во многих странах. Более 5 млн. голосов получили на выборах в Учредительное собрание коммунисты Франции, пятая часть избирателей отдала голоса за коммунистов в Италии.

В 13 капиталистических странах (Франции, Италии, Бельгии, Дании, Австрии, Финляндии, Норвегии, Исландии, Люксембурге, Чили, Кубе, Иране, Индонезии) в первые послевоенные годы коммунисты вошли в состав коалиционных правительств.

В некоторых из них они сумели провести ряд демократических преобразований. Трудящиеся ряда капиталистических стран активной политической борьбой под руководством коммунистов добились проведения важных социальных реформ, национализации некоторых отраслей промышленности. Произошло полевение масс в целом, возросла политическая активность, роль и организованность рабочего класса в национальных и международном масштабах.

В сентябре - октябре 1945 г. в Париже представители 67 млн. организованных в профсоюзы рабочих из 56 стран создали Всемирную федерацию профсоюзов (ВФП) - прогрессивную организацию мирового профсоюзного движения, выступившую важной организующей силой в борьбе за демократические права трудящихся, их насущные жизненные интересы. Создается ряд других международных демократических организаций: Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) (октябрь - ноябрь 1945 г., Лондон), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) (декабрь 1945 г., Париж), объединивших усилия юношей, девушек, женщин в борьбе за демократические права и свободы.

Важным актом в сплочении коммунистических и рабочих партий стран Европы на общей антиимпериалистической и демократической платформе было создание в сентябре 1947 г. в Варшаве на Совещании представителей компартий девяти стран (СССР, Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Италии и Франции) Информационного бюро коммунистических партий с его печатным органом - газетой «За прочный мир, за народную демократию». Создание этих и других международных организаций и органов способствовало активизации борьбы за дело мира и социализма, обмену опытом работы компартий, коллективной разработке ими стратегии и тактики мирового коммунистического движения, установлению единства рабочего класса и всех демократических сил в международном и национальных масштабах.

Третьим важным политическим следствием второй мировой войны была активизация национально - освободительного движения, приведшего к распаду колониальной системы империализма. Развернувшись в первые послевоенные годы прежде всего в странах Юго - Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, национально - освободительное движение вскоре охватило и другие регионы. Уже в 40–х годах, кроме Китая, Вьетнама и Северной Кореи, национальную независимость завоевали народы Сирии, Ливана, Индии, Бирмы, Цейлона, Индонезии и других стран. Сбывались пророческие слова В. И. Ленина о неизбежном пробуждении колониальных народов Востока, за которым наступит «период участия всех народов Востока в решении судеб всего мира, чтобы не быть только объектом обогащения».

Национально - освободительное движение сливалось с революционной борьбой рабочего класса и становилось все более важной частью мирового революционного процесса. Молодые независимые государства активно включались в мировую политику, играя прогрессивную роль в международной жизни. Особое значение в этом отношении имела провозглашенная правительством Индии, возглавляемым Джавахарлалом Неру, политика неприсоединения, имевшая в своей основе антиимпериалистическую направленность. Сбывалось и второе пророческое предвидение В. И. Ленина о том, что «в грядущих решающих сражениях мировой революции движение большинства населения земного шара, первоначально направленное на национальное освобождение, обратится против капитализма и империализма и, может быть, сыграет гораздо большую революционную роль, чем мы ожидаем». К Дальнейшее развитие мирового революционного процесса полностью подтвердило эти ленинские мысли.

Кардинальные изменения произошли и в самом лагере империализма. До второй мировой войны шесть империалистических держав - США, Англия, Франция, Германия, Япония, Италия - занимали доминирующее положение в мире и представляли главную мощь мирового империализма. В ходе войны три последние были разгромлены и низведены до ранга второстепенных государств. Англия и Франция также были ослаблены в военном, экономическом и политическом отношении и попали в зависимость от США. Так, государственный долг Англии за годы войны возрос более чем в 3 раза, а объем экспортируемых ею товаров сократился более чем в 3 раза. Роль французского капитала на мировом рынке была сведена до минимума. Доля Франции в экспорте капиталистических стран в 1945 г. составляла менее 1 %.

Из шести главных империалистических держав только США вышли из войны окрепшими. Ни одна бомба не упала на территорию этого государства, а чистые прибыли американских монополий в военной промышленности за 5 лет составили 117 млрд, долларов.

Разбухшие от перманентной милитаризации в годы войны американские военные монополии и в мирное время не желали сократить свое производство, толкали страну на путь гонки вооружений, агрессивных военных авантюр. Обладая временной монополией на атомное оружие, США пустили в ход так называемую атомную дипломатию, рассчитанную на шантаж и запугивание других стран и народов, встали на путь создания военных баз вдоль границ СССР и стран народной демократии, сколачивания агрессивных блоков и безудержного стремления к мировому господству.

Еще в конце войны правящие империалистические круги США взяли курс на преднамеренный и сознательный срыв общих договоренностей с СССР и развязывание американо - советских конфликтов. По словам одного из военных руководителей США генерала А. Арнольда, высказанным весной 1945 г., США стали считать своим главным врагом Россию и потому полагали, что им нужны базы по всему миру, расположенные так, чтобы с них можно было атаковать любой объект СССР. Пришедшее на смену правительства Рузвельта правительство Трумэна начало проводить эти идеи в жизнь и заняло откровенно антисоветский курс. 6 и 9 августа 1945 г. без всякой военной необходимости была совершена атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки, главная цель которой, по признанию государственного секретаря Бирнса, состояла в том, чтобы «сделать Россию более сговорчивой в Европе». Провозглашенная английским премьер - министром Черчиллем 5 марта 1946 г. в Фултоне в присутствии Трумэна речь, изобиловавшая открытыми выпадами против Советского Союза, послужила, по существу, началом сколачивания англо - американского военно - политического блока, направленного против СССР в других сил мира, демократии и социализма, началом политики «холодной войны» против них.

В этих условиях Советский Союз, опираясь на дружбу и поддержку стран народной демократии и других молодых независимых государств, проводил политику справедливого послевоенного устройства мира, ликвидации новых очагов войны, мирного сосуществования и взаимовыгодного международного сотрудничества со всеми странами.

Борьба СССР за справедливое послевоенное устройство мира . Еще в годы второй мировой войны Советский Союз предпринимал конкретные меры по предотвращению войн путем создания для этой цели эффективной международной организации. При самом активном участии СССР уже в октябре 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии были осуществлены первые практические шаги по созданию такой организации. В совместно принятой на этой конференции декларации не только подчеркивалась важность сотрудничества этих держав для обеспечения разгрома фашистских агрессоров, но и признавалась «необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей Международной организации для поддержания международного мира и безопасности, членами которого могут быть все такие государства - большие и малые». Таким образом, провозглашался принцип суверенного равенства государств независимо от их социального строя в деле отстаивания и сохранения мира.

Тегеранская конференция руководителей трех держав, состоявшаяся в конце ноября - начале декабря 1943 г., подтвердила намерения этих государств «работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время» и таким образом одобрила идею создания международной организации по поддержанию послевоенного мира и безопасности народов. На конференции в Думбартон - Оксе (под Вашингтоном) в августе - октябре 1944 г. и Ялтинской конференции руководителей трех союзных держав в феврале 1945 г. благодаря настойчивой позиции представителей СССР были положительно решены основные принципиальные вопросы по созданию международной организации под названием Организация Объединенных Наций. Важное значение имело, в частности, достижение принципиальной договоренности руководителей трех союзных держав - СССР, США и Англии - на конференции в Крыму о включении Украинской и Белорусской ССР в число стран - основателей ООН в знак признания выдающегося вклада украинского и белорусского народов в победу над общим врагом - германским фашизмом.

Открывшаяся 25 апреля 1945 г. конференция в Сан - Франциско приняла Устав ООН, подписанный 51 государством - учредителем этой организации, в том числе СССР, УССР и БССР, а также Чехословакией, Югославией, Польшей, Китаем и др.. Опираясь на поддержку этих и прочих демократических государств, используя ООН и другие дипломатические пути, Советский Союз решительно добивался установления подлинно справедливого послевоенного устройства мира. Неукоснительно следуя ранее принятым согласованным решениям на Ялтинской, Потсдамской и других конференциях, СССР придавал первоочередное значение справедливой расстановке политических сил в Европе, где на протяжении трех десятилетий были развязаны первая и вторая мировые войны. В этом, как и в других вопросах, Советскому Союзу пришлось преодолевать ожесточенное сопротивление империалистических сил и их стремление во что бы то ни стало не допустить демократического развития ряда государств Европы.

Д. З. Мануильский от имени Украинской ССР подписывает Устав ООН, июнь 1945 г.

Острая борьба двух противоположных политических курсов: СССР и народно - демократических государств - с одной стороны, западных государств - с другой, развернулась вокруг заключения мирных договоров с бывшими союзниками фашистской Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Финляндией и Болгарией. В соответствии с решением Потсдамской конференции трех держав подготовка мирных договоров поручалась специально созданному для этой цели органу - Совету министров иностранных дел (СМИД) государств, подписавших условия капитуляции с этими странами.

На проходивших с сентября 1945 г. до конца 1946 г. в Лондоне, Москве, Париже и Нью - Йорке сессиях Совета министров иностранных дел, а также на Парижской мирной конференции (июль - октябрь 1946 г.) Советский Союз решительно и настойчиво отстаивал интересы народно - демократических государств Европы, защищал их от попыток западных государств вмешиваться в их внутренние дела, неуклонно проводил курс на обеспечение прочного мира в Европе, стремясь сохранить сотрудничество на основе принципов мирного сосуществования с государствами - участницами антигитлеровской коалиции. В эту борьбу вносила достойный вклад и Украинская ССР как одна из основательниц ООН».

Члены делегации Украинской ССР в зале заседаний Парижской мирной конференции 1946 г.: первый ряд (слева направо) Н. Н. Петровский, В. А. Тарасенко, А. К. Касименко

На многочисленных заседаниях СМИД, проводимых с целью выработки проектов мирных договоров с бывшими союзниками Германии, отчетливо обнаружилось стремление представителей США и Англии использовать подготовку мирных договоров для вмешательства во внутренние дела Болгарии, Румынии и других стран, ставших на демократический путь развития, для восстановления в них прежних капиталистических режимов. На первых же заседаниях делегация США выступила с клеветническими нападками на демократические правительства Болгарии и Румынии и отказалась обсуждать мирные договоры с этими странами, пока в них не будут созданы правительства, «которые могут быть признаны США». Встретив решительный отпор СССР и других демократических сил, представители США и Англии в дальнейшем пытались навязать требования если не замены, то проведения угодной для них реорганизации правительств в этих странах, настаивали на создании неких «инспекционных комиссий» или «европейского международного суда», якобы для наблюдения за выполнением условий мирных договоров, выдвигали другие несостоятельные требования и претензии.

Основная борьба двух противоположных курсов разгорелась на открывшейся 29 июля 1946 г. Парижской мирной конференции, созванной для рассмотрения и принятия мирных договоров с Болгарией, Румынией, Венгрией, Италией и Финляндией, то есть решения по существу вопросов, связанных с судьбами мира в Европе. Наряду с делегациями СССР и БССР в этой конференции активно участвовала делегация Украинской ССР во главе с министром иностранных дел, видным государственным и политическим деятелем Д. З. Мануильским. Эти делегации настойчиво добивались, чтобы заключение мирных договоров с Болгарией, Румынией, Венгрией, Италией и Финляндией способствовало демократическому развитию этих стран в соответствии с волей их народов, навсегда искоренило бы в них возможность возрождения нацистской идеологии и порядков и решало бы все спорные территориальные вопросы таким образом, чтобы укрепился длительный и прочный мир в Европе. Они решительно осудили стремление западных государств навязать восточноевропейским государствам такие территориальные решения, которые возрождали бы в этом районе атмосферу конфликтов и напряженности.

В ряде выступлений на конференции Д. З. Мануильский и другие члены украинской делегации, опираясь на исторические факты, раскрыли всю несостоятельность претензий тогдашнего реакционного греческого правительства на значительную часть болгарских и албанских территорий. «По какому праву, - говорил Д. З. Мануильский, - греческая делегация предъявляет претензии на исконную болгарскую землю, где на 300 тыс. населения приходится всего 150–200 человек греческой национальности». Если уж и говорить об изменении болгаро - греческой границы, то единственно верным, подчеркнул при этом глава делегации УССР, было бы возвращение Болгарии Западной Фракии с выходом к Эгейскому морю, незаконно отторгнутой у нее в 1919 г. по Нейискому мирному договору. Благодаря твердой позиции советских делегаций и представителей ряда других демократических государств территориальные претензии Греции к Болгарии и Албании были отклонены. В телеграмме на имя Д. З. Мануильского по случаю 30–летия Советской Украины заместитель председателя Совета Министров и министр иностранных дел НРБ тов. В. Коларов передал сердечные приветствия украинскому народу и выразил горячее желание, чтобы и дальше укреплялась братская дружба народов обеих стран, столь ярко проявившаяся на Парижской мирной конференции, «где, - как подчеркнул он, - представители Украины так решительно и блестяще защищали справедливое дело болгарского народа».

Острая борьба на Парижской мирной конференции разгорелась и по определению итало - югославской границы. Советский Союз отстаивал требование Югославии исправить допущенную после первой мировой войны несправедливость и возвратить Югославии всю Юлийскую Крайну, с г. Триест, освобожденную от фашистских захватчиков югославской народно - освободительной армией. Западные государства настаивали на разделе этой территории между Италией и Югославией. Украинская делегация твердо защищала интересы Югославии. В это время на имя правительства УССР поступали многочисленные телеграммы и письма от населения различных населенных пунктов и районов Юлийской Крайны (Монфалькоме, Панзанор, Ариса и др.) с просьбами поддержать их желание и исконные стремления объединиться со своей Родиной - Югославией. «Такой героический народ, как украинский, который в борьбе против фашизма столько выстрадал, - писали они, - не сможет не понять борьбу, которую сегодня ведет наш народ, который хочет, чтобы признали наше право принадлежать Югославии».

Выполняя волю своего народа, делегаты Украинской ССР решительно отстаивали законные требования славянского населения Юлийской Крайни. Выступая на конференции по этому вопросу, Д. З. Мануильский гневно осудил позицию западных государств, добивавшихся расчленения Юлийской Крайны, и поддержал компромиссное предложение югославской делегации об установлении свободного порта Триеста с небольшой территорией.

Столь же решительно защищала делегация УССР совместно с другими советскими и народно - демократическими делегациями справедливые положения мирных договоров по проблемам репараций и другим экономическим вопросам. Благодаря этой совместной деятельности демократических сил во главе с Советским Союзом удалось заключить в целом справедливые мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Впервые в истории возникла ситуация, когда великая страна - победитель настойчиво добивалась справедливых решений по отношению к побежденным странам, руководствуясь гуманными чувствами и заботой о мирном будущем Европы.

Все участники Парижской мирной конференции, в том числе СССР, УССР и БССР, 10 февраля 1947 г. заключили в Париже мирные договоры с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией, ставшие действительными с 15 сентября 1947 г., после ратификации их 29 августа 1947 г. Президиумом Верховного Совета СССР, распространившим действие этого акта на УССР и БССР. В подписанных мирных договорах с этими странами были исправлены отдельные несправедливые территориальные решения версальской системы, в частности закреплены новые границы СССР с учетом национальных интересов соответствующих государств. Эти договоры не ущемляли политическую и экономическую независимость и национальное достоинство побежденных государств, не препятствовали их мирному развитию. Содержащиеся в них важные политические положения о полной и окончательной ликвидации фашизма в этих странах, об обеспечении прав человека и основных демократических свобод для всех их граждан и др. открывали новые возможности для дальнейшего прогрессивного развития и укрепления международных позиций этих стран.

Вместе с делегацией СССР и других придунайских стран делегация Украинской ССР провела значительную работу на Дунайской конференции 1948 г., где рассматривался вопрос о правах судоходства на реке. Справедливое решение дунайской проблемы имело важное политическое и экономическое значение для всех придунайских стран.

Империалистические силы во главе с США во что бы то ни стало пытались сохранить установленный договорами версальской системы несправедливый режим судоходства на Дунае, по которому США, Англия и Франция, не являясь придунайскими странами, осуществляли бы контроль над рекой и использовали его для вмешательства во внутренние дела прилегающих к ней стран. Еще на Парижской мирной конференции при обсуждении венгерского вопроса Д. З. Мануильский, решительно разоблачая эти планы США и Англии, заявил, что для небольших придунайских стран такой режим был бы равносилен самоубийству, ибо он означал бы, что «хозяевами на Дунае были бы не придунайские страны, а те, кто проживает на Гудзоне и на Темзе».

Глава украинской делегации на Дунайской конференции А. М. Барановский вместе с делегатами СССР и других придунайских стран твердо заявил, что их государства не допустят никакого диктата и вмешательства извне в решении вопросов о судоходстве по реке. Выступая единым фронтом, придунайские страны отбросили устаревшую конвенцию 1921 г., которая позволяла империалистическим странам - США, Англии и Франции - фактически контролировать судоходство на Дунае, и приняли новую, возобновлявшую суверенные права прилегающих к нему стран на режим судоходства по реке. Эту конвенцию вместе с другими придунайскими странами подписали делегации СССР и УССР.

Одним из центральных в послевоенные годы был также вопрос о справедливом демократическом решении германской проблемы. Выполняя волю миролюбивых народов, зафиксированную в решениях Потсдамской конференции, Советский Союз настойчиво добивался искоренения фашизма в Германии и создания условий для развития страны как единого демократического миролюбивого государства. Вся общественность Украины горячо поддерживала эту политику Советского Союза, требуя полного уничтожения фашизма и всех условий для его возрождения. «Фашистская чума будет угрожать человечеству до тех пор, - предостерегающе писал в дни Нюрнбергского процесса пламенный писатель - интернационалист Ярослав Галан, - пока не будут ликвидированы очаги фашизма, все до последнего».

Вместе с тем советские люди никогда не руководствовались чувством мести. Они добивались заключения с Германией справедливого мирного договора, превращающего ее в единое миролюбивое государство. Однако западные державы отказались от своих союзнических обязательств и взяли курс на раскол Германии и возрождение в ней милитаризма, создав в сентябре 1949 г. сепаратное государство Федеративную Республику Германию (ФРГ). В таких условиях демократические силы Восточной Германии 7 октября 1949 г. провозгласили создание Германской Демократической Республики, ставшей на путь строительства социализма. Семья социалистических государств росла и крепла.

Становление новых, социалистических международных взаимоотношений и участие в них Украинской ССР. Разгром фашизма и милитаризма во второй мировой войне и осуществление великой освободительной миссии Красной Армией, создавшие благоприятные условия для победы народно - демократических и социалистических революций в ряде стран Европы и Азии, открывали также широкие возможности для установления и развития совершенно новых международных взаимоотношений стран и народов, основанных на ленинских принципах социалистического интернационализма.

Уже с первых дней победы Великой Октябрьской социалистической революции молодое Советское государство устами своего вождя В. И. Ленина провозгласило основными принципами своей внешней политики стремление к миру и дружбе со всеми народами и достижение добровольного и честного союза народов на основе их полного взаимного доверия. Этот курс Советское правительство проводило последовательно и неуклонно на всех этапах развития нашего государства. Но условия капиталистического окружения и политика империалистических правящих кругов сильно тормозили и ограничивали возможности его осуществления. Победа народно - демократических революций в ряде стран Европы и Азии создавала новые, благоприятные условия для проведения в жизнь ленинских принципов взаимоотношений между странами и народами.

Установление и развитие качественно новых международных отношений между странами, ставшими на путь строительства социализма, является важнейшим компонентом и одной из закономерностей формирования мирового социалистического содружества как нового социального феномена мировой истории.

Еще во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы КПСС и Советское правительство предприняли ряд шагов, чтобы заложить прочный фундамент для новых взаимоотношений с молодыми народно - демократическими государствами. Учитывая, что с первых дней существования их важнейшей жизненной задачей было преодоление внешнеполитической изоляции, а также упрочение суверенитета и международных позиций, Советский Союз первым из великих держав без всяких предварительных условий установил дипломатические отношения с новыми демократическими правительствами Польши (4 января 1945 г.), Югославии (11 апреля 1945 г.), Румынии (6 августа 1945 г.), Болгарии (14 августа 1945 г.), Венгрии (25 сентября 1945 г.), Албании (10 ноября 1945 г.). Этот акт был важной политической поддержкой для молодых народно - демократических государств. Он открывал также новые возможности для расширения торгово - экономических связей и сопровождался оказанием необходимой им экономической, технической и другой помощи. В 1945 г. СССР заключил и первые торговые соглашения с Болгарией, Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией и другими странами, положившие начало новым внешнеэкономическим отношениям с ними.

Особо важное значение имело подписание договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и другими народно - демократическими странами, а также между ними. Первые договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи были заключены Советским Союзом еще в годы войны: с Чехословакией 12 декабря 1943 г., Югославией 11 апреля 1945 г. и Польшей 21 апреля 1945 г.

С другими государствами был подписан ряд торговых соглашений, а позднее - договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи: с Румынией -4 февраля 1948 г., Венгрией - 18 февраля 1948 г., Болгарией - 18 марта 1948 г., а также соглашение с Албанией 10 апреля 1949 г. В 1947–1949 гг. и между самими европейскими странами народной демократии были подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. К концу 40–х годов они заключили между собой 35 различных двусторонних союзнических договоров. Таким образом, создалась целая система договорных отношений между СССР и этими странами, юридически закрепивших новые взаимоотношения стран социализма и сыгравших важную роль в защите завоеваний социализма и в его успешном развитии. Важнейшей особенностью этих договоров было заключение их на принципиально иной основе, чем существовавших до того договоров между капиталистическими странами. Характерными чертами новых соглашений было полное равноправие сторон, взаимное уважение независимости и суверенитета, братская взаимопомощь и сотрудничество. Они предусматривали тесное военно - политическое сотрудничество и взаимопомощь в защите завоеваний социализма, совместную борьбу против повторения агрессии со стороны Германии и Японии или государств, объединившихся с ними. Главная же цель договоров - братская взаимопомощь в строительстве социализма путем развития всестороннего сотрудничества в экономической, политической, культурной и других областях.

Украинская ССР, непосредственно граничащая с рядом европейских народно - демократических государств, приняла самое активное участие в установлении и развитии дружественных отношений с ними, и в частности в решении на добрососедской основе всех пограничных и иных вопросов.

Так, в духе полного взаимопонимания и искренней дружбы были решены вопросы о взаимном обмене населением между Советской Украиной и Польшей. После освобождения Польши от фашистской оккупации многие украинцы, белорусы и литовцы, проживающие на ее территории, и поляки, проживающие в СССР, стали изъявлять желание о переселении на родину. В соответствии с заключенным 9 сентября 1944 г. в Люблине соглашением между правительствами УССР и Польши, предоставлявшим право добровольного взаимного переселения граждан, с октября 1944 г. по август 1946 г. с территории Польши на Украину выехали 482 880 человек, а с территории Украины в Польшу - 810415 человек.

Таким образом, около 1 млн. 300 тыс. человек украинской и польской национальностей смогли воспользоваться предоставленным им правом возвратиться на родину и включиться в созидательный труд своего народа по строительству новой жизни. Такое справедливое решение вопроса стало возможным лишь после установления в Польше народной власти и на основе новых взаимоотношений двух соседних стран.

Аналогичное решение было принято Украинской ССР и Чехословакией. После освобождения в октябре 1944 г. Закарпатской Украины в селах и городах Закарпатья развернулось всенародное движение за воссоединение с Советской Украиной. В соответствии с волей населения Закарпатья 29 июня 1945 г. в Москве был подписал Советско - Чехословацкий договор о выходе Закарпатской Украины из состава Чехословакии и воссоединения ее со своей родиной - Украинской ССР. Этим актом завершалось воссоединение всех украинских земель в единой Украинской Советской Социалистической Республике. Идя навстречу просьбе правительства Чехословакии, 10 июля 1946 г. Советское правительство подписало соглашение, по которому предоставлялось право оптации чехословацкого гражданства и переселения в Чехословакию советским гражданам чешской и словацкой национальностей, проживавшим на территории бывшей Волынской губернии, и право оптации советского гражданства и переселения в СССР чехословацким гражданам украинской, русской и белорусской национальностей.

В соответствии с этим соглашением из СССР в Чехословакию переехали 33 077 человек, а из Чехословакии в СССР - 8556 человек. Обе стороны сделали все необходимое, чтобы эта гуманная акция прошла организованно, при строгом соблюдении принципов добровольности и в духе искренней дружбы и добрососедства. Аналогичным путем, на добровольной основе и в соответствии с принципами новых братских взаимоотношений были решены и другие вопросы, связанные со взаимным возвратом различных материальных и культурных ценностей Советской Украины и соседними с ней народно - демократическими государствами - Польшей, Чехословакией, Венгрией и Румынией.

Трудящиеся УССР с большим вниманием следили за всеми процессами революционных преобразований в братских соседних странах, щедро делились с ними своим опытом в строительстве новой жизни, оказывали им всемерную помощь и поддержку. Особое значение имели взаимные обмены парламентскими и правительственными делегациями, а также делегациями производственников, культурных и общественных деятелей и др.

Уже в 1946–1947 гг. на Украине побывали депутаты Национального собрания Чехословацкой Республики и Народного собрания Болгарии, знакомившиеся с опытом работы высших государственных органов Украинской ССР. Укреплению братской дружбы и сотрудничества способствовали также пребывание в эти годы на Украине руководителей Польши и Чехословакии, а также посещение Украины в 1948 г. правительственной делегацией Венгрии.

В целях изучения опыта колхозного строительства в УССР неоднократно приезжали польские, чехословацкие, болгарские, румынские крестьяне и специалисты сельского хозяйства. Только в течение февраля - июля 1949 г. в республике побывали три делегации польских крестьян общей численностью около 600 человек. Они посетили большое количество колхозов, совхозов, МТС, промышленных предприятий и научных учреждений Киевской, Черкасской, Харьковской, Полтавской, Сумской, Днепропетровской, Винницкой, Житомирской, Черниговской и других областей, где подробно знакомились с организацией производства, жизнью и бытом тружеников сельского хозяйства. В июне - июле этого же года в Киевской, Харьковской, Полтавской и Кировоградской областях знакомилась с опытом сельскохозяйственного производства делегация крестьян Румынской Народной Республики, а в ноябре - в пяти областях Украины изучала опыт тружеников полей делегация крестьян Чехословакии. В свою очередь, украинские мастера сельскохозяйственного производства Ф. И. Дубковецкий, Е. С. Хобта, М. X. Савченко и др. выезжали в братские страны, где делились своим опытом и новаторскими достижениями.

Несмотря на большие трудности и лишения, связанные с огромными потерями и разрушениями в ходе войны, Советский Союз, верный своей интернациональной политике, оказывал весьма существенную помощь молодым народно - демократическим государствам в восстановлении и развитии экономики и в осуществлении всех процессов по созданию нового общества. В эту братскую помощь достойный вклад вносила также Украинская ССР.

Так, в январе 1945 г., сразу же после освобождения столицы Польши, правительство Украинской ССР передало голодающим жителям Варшавы значительное количество продуктов, направило специалистов и технику для возрождения разрушенного города.

В столицу Польши прибыла авторитетная комиссия советских экспертов. СССР отправил в братскую страну 500 сборных жилых домов, 500 автомашин, большое количество различных строительных материалов и техники, оборудование для фабрик и заводов. Из руин и пепла поднималась новая Варшава. И в ее возрождении принимали участие многие сыны Украины. «История человечества не знает подобного факта сердечной отзывчивости и бескорыстной дружбы, - говорил по этому поводу мэр Варшавы, - которую проявляет советский народ в отношении братского польского народа. Паши братья - украинцы, белорусы, литовцы, которые сами так много пострадали от гитлеровских варваров, первыми протянули нам руку помощи, чтобы в кратчайшие сроки залечить раны, нанесенные нам гитлеровскими палачами».

Аналогичную братскую помощь трудящиеся Украины оказывали народам Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Румынии и других стран. Заключив в 1945 г. первые торговые соглашения с Болгарией и Венгрией, Советский Союз сразу же начал поставлять туда необходимые товары, материалы, топливо, сырье, машины и оборудование. Только за семь месяцев этого года в Болгарию было ввезено 30 тыс. т черных и цветных металлов, около 10 тыс. т нефтепродуктов, около 10 тыс. т хлопка, более 20 тыс. сельскохозяйственных машин и много другого оборудования и материалов. Как писала тогда газета «Работническо дело», это имело «решающее значение для спасения нашего народного хозяйства от угрожающей ему катастрофы». Особую роль играли для Болгарии, Чехословакии, Румынии, Венгрии поставки советских товаров, сырья и материалов в засушливые 1946–1947 гг., когда население этих стран переживало серьезные трудности, связанные с неурожаем. С 1948 г. СССР начал ввозить туда машины и оборудование, что способствовало успешному строительству в этих странах материально - технической базы социализма.

Важное значение для молодых народно - демократических стран имела и планомерная помощь СССР в подготовке кадров специалистов, которая начала осуществляться с 1946 г., а также другие формы научного и научно - технического сотрудничества, обмен опытом в культурном строительстве, в которых активное участие принимала и Украина.

Таким образом, во второй половине 40–х годов благодаря мудрой интернационалистской политике КПСС и Советского государства складываются новые, социалистические международные отношения, в которых принимают активное участие не только государственные органы, но и широкие массы трудящихся. Формирование новых, социалистических международных отношений является неразрывной и важнейшей составной частью процесса становления и развития мировой социалистической системы. Всестороннее сотрудничество СССР с народно - демократическими государствами росло и развивалось по мере осуществления в них социалистических преобразований, восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства, возникновения новых отраслей производства и новых процессов в общественной жизни.

Достигнутые успехи в развитии народного хозяйства народно - демократических государств в 40–е годы и накопленный опыт двусторонних связей и сотрудничества продиктовали им необходимость и целесообразность перехода к многостороннему сотрудничеству. В январе 1949 г. в Москве состоялось экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, на котором обсуждался вопрос об организации между ними более широкого экономического сотрудничества на многосторонней основе. Совещание приняло решение о создании общего экономического органа - Совета Экономической Взаимопомощи - на принципах равноправного представительства участвующих в нем стран. Главными целями СЭВ провозглашались обмен хозяйственным опытом, оказание друг другу технической помощи, взаимной помощи сырьем, материалами, машинами, оборудованием и др.

При этом СЭВ объявлялся открытой организацией, в которую могут вступить также другие страны, разделяющие его принципы и желающие сотрудничать с государствами, входящими в него.

На собственном опыте страны, ставшие на путь строительства социализма, убедились, что сплоченность, единство действий, сотрудничество и взаимопомощь умножают их силы, повышают эффективность внешнеполитических акций каждой из них и способствуют росту их экономического и политического могущества, их совместного воздействия на мировой революционный процесс.

В борьбе за международное сотрудничество и социальный прогресс народов. По мере роста международного авторитета СССР и упрочения народной власти в ряде стран Европы и Азии в послевоенные годы, с одной стороны, и ослабления позиций империализма в мире в целом - с другой, империалистические круги США и других западных государств все более усиливали курс так называемой «холодной войны» против СССР и молодых народно - демократических государств. Этот курс наиболее отчетливо проявился в пресловутых «доктрине Трумэна» и «плане «Маршалла», провозглашенных официальными кругами США в 1947 г.

«Доктрина Трумэна», изложенная в послании президента США конгрессу 12 марта 1947 г., предусматривала предоставление «помощи» в 400 млн. долларов Греции и Турции якобы для защиты их от «агрессии», объявляла борьбу против коммунизма как линию государственной политики США. Выдвигалась откровенная цель - всячески противодействовать революционным переменам в мире, поддерживать реакционные режимы, военные диктатуры как бастионы антикоммунизма, сколачивать военные блоки вокруг СССР и молодых народно - демократических государств.

Вторая программа «долларовой дипломатии», изложенная 5 июня 1947 г. государственным секретарем США

Из книги Против всех автора Суворов Виктор

Виктор Суворов ПРОТИВ ВСЕХ Кризис в СССР и борьба за власть в руководстве страны в первое послевоенное десятилетие Первая книга трилогии «Хроника Великого десятилетия», приквел бестселлера «Кузькина мать» Татьяне Бездарный и беспрецедентно жестокий маршал Жуков не

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядка. Созданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Перемены в соотношении сил на международной арене в XIV-XV вв. В XIV-XV вв. соотношение сил на международной арене существенно изменилось. Германская империя после Гогенштауфенов (1254) и наступившего затем периода междуцарствия перестала играть сколько-нибудь значительную

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

ПОСЛЕВОЕННОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО МИРА Когда победоносная Красная армия вступила в Европу, Сталин и Молотов смогли диктовать Западу свои условия. В январе 1944 года на пленуме ЦК был одобрен закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о

Из книги Тегеран 1943 автора Бережков Валентин Михайлович

Послевоенное устройство Участники тегеранской встречи лишь в общих чертах коснулись проблемы послевоенного устройства мира. Несмотря на противоречивость интересов держав, представленных на конференции, уже на этом этапе войны делались попытки найти общий язык в

Из книги «За Сталина!» Стратег Великой Победы автора Суходеев Владимир Васильевич

Геополитическая ситуация в Европе и в мире после Первой мировой войны претерпела существенные изменения. Систему мирового равновесия послевоенного периода нарушали два фактора: Версальский мир, поставивший Германию в унизительнейшие условия, и революция 1917 г. в России. Оба фактора станут источником новых социальных потрясений и Второй мировой войны: первый потому, что подобное унижение целой нации не могло не подтолкнуть её к реваншистским настроениям; вторая - из-за политики большевиков, приведших Россию к международной изоляции (вследствие отказа от уплаты долгов царского правительства и сепаратного выхода из войны) и провозгласивших курс на мировую пролетарскую революцию.

Версальский договор поставил Германию в крайне тяжёлое положение, фактически - в международной изоляции. Этому способствовали как политика держав-победительниц, поставивших её в неравноправное положение в европейском сообществе, так и политика Советской России, находившейся в сходном положении и потому ставшей как бы «естественной союзницей» Германии, которая воспользовалась ситуацией и, шантажируя страны-победительницы возможностью складывания немецко-советского союза, заставляла их идти на определённые уступки. Другой причиной для Франции, Англии и США желать экономического возрождения Германии было то, что нищая страна, в которую превратилась Германия, просто не могла выплатить возложенные на неё огромные репарации.

В наиболее тяжёлом состоянии оказалась Франция: потеряв своего естественного континентального союзника - Россию, она получила по- соседству потенциально более опасного, нежели до войны противника - Германию. К тому же французов тревожило советско-германское сближение. На протяжении 20 - 30-х гг. Франция будет пытаться исправить ситуацию, создав систему союзов с «малыми» странами Европы (Польшей, Чехословакией, Югославией, Румынией). Всё это - вместе с позицией Англии, имевшей более умеренные взгляды на положение Германии (вызванные нежеланием со стороны Великобритании французского преобладания на континенте), - очень затрудняло достижение основной цели внешней политики Франции - сохранения ситуации в Европе в том виде, в котором она сформировалась после мировой войны.

Единственной страной, которой война принесла положительные изменения, были Соединенные Штаты Америки, превратившиеся из европейского должника в крупнейшего кредитора. В американской внешней политике возникло два направления: традиционное - изоляционистское, - и новое, интернационалистское. Сторонники первого настаивали на отказе от «автоматического» участия в европейских делах и крайней осторожности в вопросах принятия на себя международных обязательств. Сторонники же второго говорили об «исторической миссии» США, называя их первой в мире свободной страной и оплотом демократии, чья миссия состоит в том, чтобы нести свет либеральной идеи всем странам и народам. Борьба этих направлений закончилась победой интернационалистов. В итоге межвоенный мир оказался устроен так, что практически ни одна серьёзная проблема европейской политики не могла решаться без американского участия. США продолжали и в мирное время вкладывать средства в Европу, что, в сочетании с политикой протекционизма в отношении европейских товаров, закрывавшей им доступ на внутренний рынок США, также неблагоприятно сказывалось на европейской ситуации.

Естественно, США не могли не предложить своего варианта решения германского вопроса. Таким планом стал репарационный план Дауэса, который должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций (и попутно максимально открыть немецкий рынок для Америки). Важнейшей его задачей была стабилизация немецкой марки путём предоставления Германии займа в 200 млн. долларов (из которых больше половины приходилось на американские банки). Этот план устанавливал размеры платежей Германии и контроль союзников над германским государственным бюджетом, финансами и железными дорогами. В 1929 г. из-за медленного восстановления германской экономики этот план был переработан. Новый план (план Юнга) предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей и ликвидацию иностранных контрольных органов. Принятие плана Юнга имело одно отдалённое, но очень важное следствие: именно во время его утверждения была достигнута договорённость о выводе союзных войск из Рейнской области. Это произошло летом 1930 г. и позволило Гитлеру в марте 1936 года ввести туда немецкие войска.

Первая мировая война вывела в число активных игроков мировой политической арены Японию, ставшую мощной доминантой в Азии и на Тихом океане. На десятилетия отставая от стран Запада в технологическом плане, она нуждалась в колониях, куда могла бы экспортировать свою продукцию, не опасаясь конкуренции западных товаров. Столкновение интересов с США и Великобританией привело к разрыву англо-японского союза в 1921 г.; что же касается США, то для них Япония никогда и не переставала быть потенциальным врагом. Всё это привело к сближению Японии с Германией, следствием чего стал их союз во Второй мировой войне.

Все 20-е годы прошли под знаком проблемы долгов союзников друг другу и репарационных выплат, которые они должны были получить с Германии. Главным кредитором были США, а основными должниками - Франция, Италия, Бельгия и Великобритания. И когда США потребовали возвращения долгов, союзники предложили полностью или частично списать свою задолженность, утверждая, что предоставление кредитов и было американским вкладом в дело победы над Германией. И хотя США понимали определённую справедливость подобных заявлений, подобное решение проблемы их никак не устраивало. Переговоры по этому вопросу продолжались четыре года (с 1922 по 1926 г.) и завершились соглашением, предусматривавшим возвращение 2,6 млрд. долл., то есть чуть более четверти изначально запрошенной суммы.

Что касается проблемы репараций, то и здесь между союзниками существовали серьёзные противоречия, и, прежде всего, в вопросе зависимости межсоюзнических долгов от выплат немецких репараций: Франция считала их жёстко взаимосвязанными и предполагала выплачивать свои долги из того, что она получит с Германии, а США и Британия считали германские репарации отдельной проблемой. Более того, Великобритания полагала более важным, что разорение и так уже сильно пострадавшей от войны Германии при помощи репараций тормозит восстановление европейской промышленности в целом и сокращает международные товаропо- токи. Однако Франция категорически настаивала на получении репараций. Подобную жёсткую позицию Франции можно объяснить тем, что, в сравнении с Великобританией и США, она гораздо сильнее пострадала от Германии - хотя бы только потому, что на её территории непосредственно велись военные действия.

Многочисленные попытки добиться компромисса в этом вопросе к успеху не привели, и 26 декабря 1922 г. репарационная комиссия тремя голосами против одного констатировала факт невыполнения Германией её репарационных обязательств и вследствие этого объявила Германии дефолт, что (по Версальскому договору) давало право Франции оккупировать Рейнскую зону и Рур. Тем временем в Германии росли социальное неравенство и безработица. На обычную в таких условиях социальную напряженность накладывались антиверсальские настроения: немцы обвиняли великие державы в намерении окончательно разорить страну репарациями. Разрядке ситуации не способствовало и стремление коммунистов подчинить эти антиправительственные и антииностранные настроения себе и направить их в революционное русло. Всё это сопровождалось ростом антисемитизма, отчасти спровоцированного притоком в Германию богатых еврейских эмигрантов из Польши (где при режиме Пилсудского антисемитизм стал едва ли не государственной политикой). Поскольку эта эмиграция совпала с ухудшением экономической ситуации в Германии, в этом обвинили приехавших.

Оккупация Рейнской зоны накалила ситуацию до предела, что вылилось в вооруженные восстания и выступления как левых, так и правых сил, которые, впрочем, были плохо подготовлены и подавлены. В итоге в стране было введено чрезвычайное положение. Великобритания и США обвинили в обострении ситуации в Германии Францию и поставили её перед угрозой изоляции, подписав с Германией в конце 1923 г. соглашения о предоставлении ей займов. Отныне в своём противостоянии с Францией Германия твёрдо могла рассчитывать на помощь Лондона и Вашингтона.

Потрясения, вызванные последствиями Первой мировой войны, улеглись к 1924 г. В это время в мире начинают происходить важные перемены, связанные с изменением роли и места социал-демократического движения в общественно-политической жизни государств. Это проявлялось «вхождением во власть» социал-демократических партий, либо вошедших в состав ряда коалиционных правительств, либо даже сформировавших их самостоятельно, и усилением влияния идей реформизма в рядах социал-демократии. Оба эти момента являлись как следствием, так и причиной того, что теория и практика социал-демократических партий всё больше приобретали реформистскую направленность с акцентом на постепенное мирное преобразование капиталистического общества в социалистическое. Своей главной задачей лидеры социал-демократии считали участие в работе парламентской системы и перестройку капиталистической экономики путём «равноправного делового сотрудничества» между рабочими и предпринимателями, а также с помощью принятия социального законодательства.

Представители же коммунистических партий абсолютизировали тенденции острого кризиса капитализма, на основании чего требовали немедленной вооружённой и бескомпромиссной борьбы за власть. Большинство этих партий, объединённых в Коммунистический интернационал (Коминтерн), находились под сильным влиянием ВКП(б), что служило причиной подобной позиции.

Изменение роли социал-демократии в политической жизни европейских государств было свидетельством нарастающего кризиса традиционных форм государственности в послевоенном процессе развития Европы. Однако если в странах со сложившимися традициями буржуазной демократии этот процесс шел достаточно мирно, то в странах, где демократические традиции ещё не успели укорениться, либерально-реформистский путь изменения политической структуры общества оказался крайне затруднённым, или и вовсе невозможным. Здесь место социал-демократии часто занимали реакционные массовые движения, что в итоге привело к ликвидации буржуазной демократии и установлению тоталитарной диктатуры различного толка (фашизма) или других, более традиционных форм авторитарных диктаторских режимов.

В целом можно сказать, что в 20-е годы наметились две тенденции в политическом развитии государств: либерально-реформистская (основанная на дальнейшем развитии парламентской демократии, осуществлении реформ и привлечении в высшие органы власти лидеров социалистических или социал-демократических партий); тоталитарная, связанная с установлением фашистских и других диктаторских режимов.



Вверх