Образ ларисы огудаловой и катерины кабановой сравнение. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы ("Гроза" и "Бесприданница"). Любовь в судьбах героинь

Роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - это не просто красивое произведение о любви. Поэт поднимает важные вопросы, которые волновали общество в его эпоху. И написан роман изящным и красивым слогом. В пушкинскую эпоху главной проблемой прогрессивного молодого поколения было разочарование в окружающей действительности. К группе этих людей следует отнести и центрального персонажа. Но образ Ленского в романе "Евгений Онегин" - это полная противоположность центральному персонажу. И тем удивительнее казалась окружающим их дружба. О личности поэта-романтика и будет рассказано ниже. Далее, для более полного раскрытия образа, будет использовано несколько цитат о Ленском из "Евгения Онегина".

Связь с личностью поэта

Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" - это автопортрет Пушкина-романтика, хотя пушкинисты отмечают, что прототипами для данного персонажа являлись и другие и личности из окружения поэта. Это идеалист, для которого честь и высокие идеалы, чистые чувства были превыше всего. Эти качества были присущи и самому Александру Сергеевичу.

Внешне поэт скептически относился к проявлениям романтизма. Он, подобно Онегину, стремился быть на шаг впереди всего общества. Но Пушкин так и не смог полностью отказаться от романтической стороны своей натуры.

Краткая биография героя

Чтобы полностью раскрыть образ Ленского в романе "Евгений Онегин", нужно дать краткое описание его биографии. Это был молодой помещик, богатый, а потому считался завидным женихом. Ему было 18 лет, и он недавно вернулся в свое поместье, которое находилось в Красногорье. Ленский рано лишился родителей, а с семьей Лариных был знаком с детских лет.

Поэту были чужды светские развлечения. Поэтому он не был испорчен светским обществом, как главный герой. Он умел ценить внутреннюю красоту и видеть прекрасное. Ему было неинтересно с соседями, которые видели в нем лишь выгодную партию для дочерей.

Он много времени провел за границей и закончил Геттингенский университет, известный в то время тем, что являлся центром либерализма в Европе. Поэтому юноша вернулся оттуда вольнодумцем, идеалистом и поклонником романтизма. Ленский всегда рассуждал о высоком, поэтому речь его была эмоциональна. Таким образом, он был полной противоположностью главному герою.

Внешность Ленского в романе "Евгений Онегин"

В произведении дается краткое описание молодого поэта. Он был красивым молодым человеком:

"Красавец в полном цвете лет".

"И кудри черные до плеч".

Такая длина волос (в то время молодые люди редко отпускали свои кудри до плеч) является приметой человека-вольнодумца, либерала. Эта мода пришла из таинственной Германии, где учился Владимир Ленский.

Дружба со светским денди

В описании образа Ленского в романе "Евгений Онегин" обязательно нужно рассказать об его отношениях с самим Онегиным. На фоне циничного равнодушного Евгения сильнее выделяется чувствительная и возвышенная натура поэта-романтика, идеализирующего окружающих.

Несмотря на то что в их разговорах всегда было место спорам (потому как их суждения были отличны во всем), молодым людям было приятно их общение. Большое значение этой дружбе придавал Ленский. Воспитанный в лучших традициях романтизма, идеалист, ставящий выше всего любовь и дружбу, поэт искренне был привязан к Онегину.

Ленскому был нужен верный друг, с которым бы он мог делиться своими мечтами, рассуждать на философские темы. Пылкий поэт жил в своем особенном мире и искренне считал, что и другие люди ему ответят тем же.

Для Онегина все в Ленском было ново. Разочарованному в жизни, уставшему от развлечений, ему интересно было слушать вдохновенные речи поэта. Он со снисхождением слушал его откровения. Для Владимира же Онегин выгодно отличался от всех его соседей своими суждениями и манерами, он был непохож на остальных. Поэтому романтичный Ленский идеализировал своего друга.

Любовь к Ольге

Большое значение в характеристике Ленского в романе "Евгений Онегин" имеет описание его отношения к младшей сестре Татьяны - Ольге. Живя в своем особом мире, идеализируя окружающих, он создал романтический образ своей возлюбленной. Владимир был не искушен в делах сердечных, поэтому нет ничего удивительного в том, что его сердце пленила прелестная сельская девушка с ангельской внешностью.

"Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена".

Он со всей пылкостью и страстностью натуры отдался этому первому светлому чувству. Ольга была для него целым миром, его идеалом. Лишь только такие возвышенные и мечтательные люди способны испытывать такое чувство. И Владимир совсем не замечал недостатков своей избранницы. Потому что он верил, что его любимая обладает всеми качествами романтичной и возвышенной героини.

Драма юного поэта

Характеристика Ленского в романе "Евгений Онегин" - это описание идеалиста, впечатлительной и возвышенной романтичной натуры. Поэтому Владимир не мог иначе отреагировать на злую шутку своего друга. Живя в своем мире, считая всех своих близких идеальными людьми, он не замечал их недостатков.

Поэт не придавал значения тому, что Онегин - это равнодушный циничный человек, со снисхождением и покровительством относившийся к нему. Ольга, как и большинство молодых девушек, была кокеткой, которая легкомысленно относилась к воздыханиям своего поклонника.

Поэтому Ленский расценил как предательство шутку Онегина и поступок Ольги. Разрушились все его представления о высоких идеалах, дружбе и любви. И Владимир вызвал Евгения на дуэль, где тот, испугавшись мнения общества, застрелил молодого поэта. Но, возможно, для Ленского была страшна не сама дуэль, а то, что все его иллюзии и мечты разрушились в один миг на балу.

Роль Ленского в сюжете

Так кто такой Ленский в романе "Евгений Онегин"? Какую роль он сыграл в произведении? Гибель юного поэта символична: она показывает, что романтик, живущий только своими иллюзиями, гибнет при столкновении с реальностью. А. С. Пушкин на примере Владимира показал, что в светском обществе нет места возвышенным идеалам Ленского.

С помощью этого персонажа Пушкин показал, что искренние чувства были не в моде, в обществе ценились напускные манеры и равнодушие. Александр Сергеевич создал яркий образ интеллигентного дворянина, поэта-лирика, романтика, который высоко ценил любовь, дружбу и честь.

В своих произведениях великий драматург Александр Николаевич Островский часто говорит о нелегкой, подчас трагической судьбе женщины. Примером могут служить героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А.Н. Островского - Лариса Огудалова из «Бесприданницы» и Катерина Кабанова из пьесы «Гроза». Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Основанием для их сравнения являются стремление обеих к свободе, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, их объединяют равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале.
В пьесе «Бесприданница» молодая, красивая, талантливая девушка становится игрушкой в руках окружающих. Жестокость, эгоизм, бессердечность и равнодушие окружающих сводят в могилу молодую Катерину Кабанову из «Грозы». В разное время написаны эти две пьесы, поэтому так различаются героини Островского. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы этих девушек.
Катерина — романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувства, порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина — купеческая дочь, выданная замуж без любви за богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Девушке приходится подчиняться свекрови, нелюбимому мужу и терпеть все нападки и унижения. Ее душа стремится к счастью, рвется на волю. Потому, что она была воспитана в другой среде:
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле».
Птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей. Она будет бороться за свою свободу до конца, даже ценой жизни. Катерина внутренне не могла смириться со своей жалкой участью, она с каждым днем чувствовала себя все более и более несчастной.
Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, — цельности характера, способности на решительный поступок. В Ларисе нет простой, естественной цельности Катерины, напротив, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест. Но нет, она слабая во всех отношениях натура, слабая даже для того, чтобы не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Эта прекрасная, всесторонне одаренная девушка становится приманкой для богатых женихов. Ведь мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна «удачно» выйти замуж. И желающих развлечь себя забавной и красивой «игрушкой» находится предостаточно. Это и блистательный франт Паратов, и Кнуров, разыгрывающий со своими соперниками девушку в орлянку. Даже влюбленный в Ларису Карандышев - и тот воспринимает девушку не как личность, а как вещь:
«Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека… они смотрят на вас как на вещь».
Лариса привыкла к веселой жизни - вечеринкам, музыке, танцам. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно, она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню.
Конфликт в пьесе «Бесприданница» строится иначе, чем в «Грозе». Там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. Судьба же Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, неукротимо преследующий человека. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В “Бесприданнице” же другой мотив - мотив денег. Именно он формирует основной конфликт драмы. Лариса - бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Девушка ищет возвышенно-красивой любви и такой же жизни. Для этого ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов в конечном итоге оказался совсем не тем, кто был ей нужен.
После разочарований в Паратове и Кнурове, Лариса думает о том, чтобы броситься в Волгу, но у девушки не хватает решимости:
«А если упасть, так, говорят... верная смерть. Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться! … Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! Ох, нет... Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…»
Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает.
Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Катерина Кабанова всегда знала, что, если станет вовсе невыносимо, сможет «уйти» из ненавистного ей «темного царства»:
«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь. В Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Ее самоубийство - это искупление греха. Катерина прекрасно понимает, что самоубийство - еще больший грех, но ее это не останавливает: тут-то и проявляется сила ее характера.
Разве мог автор оставить такой характер в доме Кабановой? Нет. Я считаю, что вполне оправдано решение автора так закончить жизнь Катерины. Своим самоубийством девушка бросила вызов всему самодурству, она больше не будет жертвой бездушной свекрови, она не будет больше томиться взаперти. Она свободна! Безусловно, грустно и горько такое освобождение, но другого выхода просто не было. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавшего Ларисе жизнь и, тем самым, освободившего от страданий. Девушка благодарит убийцу за то, что избавил ее от жизни в мире, где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Между этими героинями пьес А.Н. Островского - Ларисой Огудаловой из «Бесприданницы» и Катериной Кабановой из пьесы «Гроза» есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина — натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

Сочинение по литературе.

Пьесы "Гроза" и "Бесприданница" А. Н. Островского схожи по своему содержанию, как и судьбы героинь - Ларисы и Катерины.

Обе героини различны во многом - и по своему происхождению, и по воспитанию, и по социальному положению, и образование у них разное.

Жена Кабанова - Катерина родилась в купеческой семье, и образование Катерины типично для её круга - умение вышивать, знание литературы, большое влияние церкви на её мировоззрение.

У Ларисы Огудаловой образование носит другой характер.

Как представительница другого круга, она читает романы, запрещённые для девушек, играет на музыкальных инструментах, поёт.

Образ жизни героинь также различен: жизнь Катерины скучна, она всегда находится в сопровождении своей свекрови. У Ларисы же жизнь проходит более весело: мать Огудаловой приглашает множество гостей, в их доме часто музыка и веселье.

Но сходств в героинях намного больше. Честность и искренность являются одними из общих их характеристик. Катерина говорила Варваре: "Обманывать-то я не хочу, скрыть-то ничего не могу". Так же и Ларисе не свойственна ложь. Вожеватов говорил о ней: "...Да ведь она простовата...Не глупа, а хитрости нет..."

Для героинь внутренний мир человека имеет большое значение. Ещё одно их сходство в том, что обе они испытывают потребность в любви. Но, как выясняется, что свою любовь отдать и получить её взамен они не могут, потому что их мужчины на высокие и глубокие чувства не способны.

Муж Катерины - Тихон - безвольный и слабохарактерный человек, который находится под гнётом своей матери.

Борис, возлюбленный Кабановой Катерины, относится к происходившему несерьёзно. Он говорил: "...погуляли..., пока муж в отъезде". Ему не приходило в голову то, что Катерина, как честная женщина, боящаяся божьей кары, не сможет скрыть секрет от своего мужа.

Любимый человек Ларисы, Паратов, целый год не напоминал о себе, пренебрегая чувствами героини. Ради своего обеспечения он сватается к богатой невесте. Но, приехав в Бряхимово, увидав то, что Огудалова собирается выйти замуж, не может смириться с тем, что женщина, которая прежде была с ним, забыла о нём. Из мести он решается разыграть ревность к жениху Ларисы, что, конечно же, влияет на Огудалову, и она, поверив его любви, уходит с ним.

Таким образом, не получив ответной любви, не находя понимания от окружающих, и Катерина, и Лариса оказываются один на один с трудным выбором. Для Ларисы выбор был таким: либо она остаётся падшей женщиной и содержанкой богатого купца, либо она выходит замуж за нелюбимого человека - Карандышева.

У Кабановой Катерины выбор намного сложнее: либо неволя дома, либо смерть.

Различие героинь в том, что к смерти они относятся по-разному. Ларисе не хватает смелости убить себя. Катерина намного решительнее: смерть для неё единственный выход, и даже боязнь божьей кары её не останавливает: "...Мне что домой, что в могиле - всё равно...в могиле лучше..."

В обоих случаях в смертях девушек виновно общество, в котором они жили. Люди, окружавшие их, ценили только материальный достаток. Ни любовь, ни доброта, ни духовные ценности они не ставили выше материального блага. Именно того, что не ценили люди, не хватало героиням пьес А. Н. Островского.

Катерина Кабанова и Лариса Огудалова - две женщины, две героини Островского, две трагические судьбы, которые на первый взгляд совершенно непохожи. Что общего у Катерины, изменившей мужу и осудившей себя на смерть женщины, и юной девушки Ларисы, которую убивает жених? Чем схожи «темное царство» Калинова и городок Бряхимов? Разве что несчастная любовь к недостойному избраннику объединяет этих двух женщин, и трагический финал их жизней. В данной главе нашей работы, мы проведем сопоставительный анализ образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой, и выявим, что объединяет этих героинь, почему именно они являются ключами к пониманию пафоса всего творчества Островского, в комедиях и драмах которого с одинаковой скорбью описан бездуховный мир, в котором люди редко обретают счастье.

Главные героини двух, пьес Островского внешне, по социальному положению и воспитанию различны: Катерина в «Грозе» - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери, Лариса в «Бесприданнице» - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, эгоцентричной и жадной женщиной.

Катерина религиозна и романтична одновременно, она «признает религиозно-моральные нормы не потому, что этого хочется автору, а потому, что действует в соответствии с понятиями, воспитанными в ней ее средой», но при этом она наделена внутренней твердостью, стремлением к свободе; выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости, которая не дает человеку право на личное счастье, и погибает от недостатка искренней любви. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью, и этого небольшого отличия от остальных жителей города Калинова хватает пылкой Катерине, чтобы увидеть в нем свою любовь. Но такая любовь, противоречащая ее внутренним нравственным убеждениям, не приносит ей счастья. Она страдает от того, что ее любовь преступна по отношению к морали, что она не может одновременно быть любимой и быть честной перед самой собой и людьми. Внутренняя борьба, нежелание преступать свои собственные (отнюдь не общественные), законы морали, становится причиной трагического положения героини. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Катерина совершает самоубийство потому, «что чувство человеческого достоинства, выросшее у нее на основе романтических стремлений, оказывается сильнее рабской покорности, которой требуют от Катерины патриархальные формы жизни, уже утерявшие свое содержание».

Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса - это не просто ограниченная мещанка - героиня «жестокого романса», это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она воспитывалась не в мире, где гармония природы, религиозного сознания и человеческой души дают человеку внутреннюю силу и развивают духовность, как Катерина, а в мире, глее слабого унижают, где выживает сильнейший, где религией становятся деньги, а мерилом нравственности - способность прикрыть свои грехи: недаром, пьеса «Бесприданница» открывается сценой, где два «барина» пьют шампанское из чайных чашек, чтобы соблюсти внешние приличия. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность собственного положения, Лариса не приемлет мир, в котором она живет и любой ценой хочет из него вырваться, но в итоге единственным путем к освобождению становится смерть.

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса - «чайка» по-гречески, Катерина - «чистая». Лариса - жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает «птиц» - «Ласточку» (пароход) и потом Ларису - «чайку». Катерина - жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Стоит отметить, что и Харита, и Марфа (в «Бесприданнице» и в «Грозе») обе Игнатьевны, то есть «незнающие», а в контексте пьес скорее даже «слепые» - ни та, не другая не видят своей вины в гибели дочери и снохи.

Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие «умом сердца», мечтающие о любви, идеализирующие мир, творящие его заново в своем воображении: обе они наделяют своих возлюбленный несуществующими чертами, обе верят в возможность счастья, и обе гибнут. Каждая из них так или иначе связана с символом птицы: Лариса именем, а Катерина - постоянной мечтой о полете, - а птица является символом духа и души, свободы и мечты.

Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества в целом, на «спасение рода человеческого» покинули драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса: автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.

Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален: действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - также жительница небольшого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870-х годов, когда бурно развивается капитализм, а прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря предпреимчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с «сильными мира сего», и мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. Воспитанная в духе романного, а точнее даже «романсного» отношения к действительности, Лариса принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника.

Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности -- Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, но при этом глубоко религиозна: в юности ее любимыми занятиями становятся работа и молитва, а в церкви она видит ангелов. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в любви и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых, но это ее желание также основано на романтических представлениях о сельской жизни, как очищении, а в целом она - человек иной среды. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, даже «книжна», хотя и не менее искренна.

Катерина - жительница Калинова, хоть и воспитана в относительной свободе, все же вынуждена выйти замуж за нелюбимого человека, потому что так велит традиция. Ей «все равно, кого любить», потому что ей нужно само ощущение любви, она способна на искренне чувство даже к безвольному Тихону, но тот находится под гнетом матери, которая считает любовь недопустимой в отношениях между мужем и женой, не находит в себе сил на любовь к ней. Катерина ищет понимания, такого же восторженного и светлого восприятия мира, ей чужда светскость, для нее истинным наслаждением может быть и работа, и любование природой, и молитва.

Лариса - мечтательная натура, она живет в придуманном ею самой мире, в котором есть изящная «красивая» любовь, «приправленная» богатством и лоском, но этот мир разрушается, и это делает ее несчастной. Катерина же, живет в реальности, которая на нее давит, и от которой она пробует спрятаться через любовь к Борису. Катерину губит внутренний диссонанс, тогда как Лариса страдает из-за разрушенных иллюзий.

Мечтательность Ларисы делает более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами, чем Катерину, которая наделена упорством и смелостью, и способна к сопротивлению. Катерина в детсве совершает бунт, против мира, несправедливого к ней, Лариса на такой бунт неспособна, сталкиваясь с цинизмом и жестокостью своего избранника, она готова пойти на компромисс со своим внутренним миром, и стать содержанкой, отказаться от этого ее заставляет только тот факт, что право обладания ею разыграли в «орлянку».

Нельзя назвать Катерину бунтаркой, так как она воспитывалась в строгом соответствии с законами «домостроя» (в их изначальном понимании), но она способна на бунт: Кабаниха, извратившая понятие о традиционном семейном патриархальном укладе, становится катализатором этого бунта. Лариса же не может протестовать, стихийной народной силы в ней нет, она - утонченная барышня, героиня романса, которая не способна на решительные действия, на открытый вызов.

Обе героини в финале умирают, но смерть они воспринимают неодинаково: «Катерина и в тяжелом замужестве не утеряла романтических стремлений, которые, питая ее смутные мечты о свободе, вместе с тем заключают наивную, но крепкую религиозно-нравственную убежденность в бессмертии души. Для нее смерть -- не уничтожение личности, но освобождение ее от невыносимого существования. У Ларисы этого нет. Она воплощает в своем характере не конец эпохи семейных авторитетов, а начало эпохи обнаженной власти чистогана. У нее есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев, нет целеустремленности. Она слаба, полна колебаний и поэтому легко подвержена соблазнам». Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, стать частью земли, войти в Царствие Небесное (несмотря на грех самоубийства, Катерина верит в свое спасение на небесах, так как самоубийством она карает себя, а не спасается от кары). Ларисе же, в ее решение о самоубийстве не хватает решимости. Она не может представить себе, что после смерти, ей будет лучше, чем при жизни: она до конца сохраняет надежду на земное счастье, ей не за что себя карать, и смерть для нее не кажется единственно возможным выходом, пока она полностью не разочаровывается в окружающих и себе. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она надеется, что ей, как героине романса, поможет умереть какая-то высшая сила: вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть, или проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе, и без греха самоубийства. Лариса перед смертью с христианским смирением говорит, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто стал причиной ее гибели; Катерина же не прощает никого, она скорее бросает миру вызов, нежели оставляет его тихо, как Лариса.

В беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, жизнь Катерины невыносима, невозможна, и поэтому она должна закончиться трагически. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». Положение Ларисы более сложное, она теряет веру в возможность любви и счастья, поняв, что она в глазах людей не более, чем красивая вещь, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть, но первое для нее не отличается от второго. Выбрав «блеск золота» она умрет духовно; автор показывает неизбежность ее гибели, заставляя не саму героиню совершить самоубийство, а Карандышева закончить жизнь невесты выстрелом.

У Катерины противоречивый характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Лариса же, не борется с миром денег, она уходит от него в иллюзию любви, и если Катерина - творец, отчаянным последним усилием толкающий все-таки мир к переменам, то Лариса - романтик, судьба которого разбивается о реальность, но не воздействует на нее. Характер Ларисы более целен, но не так силен, как характер Катерины.

Воля Катерины сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места, Лариса же героиня романтическая, тонкая, и поэтому более уязвимая. Катерина, совершая самоубийство, показывает силу русского национального женского характера, Лариса - его тонкость, чуткость, слабость. Эти героини - две стороны одной медали - женского характера девятнадцатого века, в котором сочетаются высокая духовная чистота, и жертвенность, сила и слабость, бунтарство и покорность судьбе, решимость и тонкость, стихийный порыв и романтическая утонченность. Именно это позволяет Катерине и Ларисе, женщинам, созданным силой одного автора, стать воплощением женственности, войти в галерею женских образов русской классической литературы. По словам Лотмана: «Смерть героини «Бесприданницы» и Катерины в «Грозе» знаменуют приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество пошлости и посредственности».

«Гроза» и «Бесприданница» так похожие сюжетно, создают цельную картину мира, раскрывают идейный пафос всего творчества Островского в целом: на примере своих героинь, драматург показывает, какой силой обладает человек, силой бунта и прощения, и как духовность и нравственность обесцениваются в мире, а их носители умирают либо по собственной воле, как Катерина, либо под гнетом обстоятельств, как Лариса.



Вверх