Набережная обуховской обороны. Проспект обуховской обороны Длина проспекта обуховской обороны

Место расположения этой набережной - левый берег Невы. Протянулась она на 2,4 км от моста Александра Невского до Речного вокзала.

Из уникальных особенностей набережной стоит отметить сохранение естественных очертаний берегов реки. Это единственная подобная набережная в городе. Название ей дал проспект, выходящий на нее. С 18 в. вдоль Невы шел тракт, названный Архангельским, а с 1830 г. - Шлиссельбургским. Постепенно дорога оказалась в городской черте, поскольку северная столица росла и расширялась. В середине 19 в. здесь появились проспекты. Один из них (между пл. А. Невского и Большим Смоленским проспектом (в прошлом - Прогонным переулком), получил название Шлиссельбургского. В 30-40-е годы 20 в. его переименовали в проспект Обуховской Обороны. Впоследствии один длинный проспект Обуховской Обороны объединил в себе все проспекты, которые шли вдоль набережной.

Надо сказать, что до 20-х годов прошлого века набережная эта была неухоженной. И спуски, и берега не блистали благоустроенностью и красотой. Однако в 1926 г. группа архитекторов и инженеров (Орлов, Витман, Васильев и Тумилович) предложили властям города проект двухъярусной набережной. Ее возвели на участке Фарфор – Пролетарский завод. По нижнему предполагалось перевозить грузы, а по верхнему был спроектирован променад. Однако так получилось, что оба яруса петербуржцы облюбовали для прогулок.

Облицовка камнем, гранитные лестничные спуски к воде, смотровые площадки с великолепными видами на реку - все это сделало набережную любимым местом горожан и гостей Санкт-Петербурга. Работы велись 2 года, в течение которых было благоустроено 880 м набережной. В 1932-36 гг. построили вертикальные стенки. В 1965 г. Обводной канал и Монастырскую реку разделили стеной из железобетона. Набережную украшает Троицкая церковь, возведенная в 1975 г. (арх. Н.А.Львов).

Набережная проспекта Обуховской Обороны находится на левом берегу Невы. Она берет начало от моста Александра Невского и на 2.4 километра тянется до Речного вокзала. Сегодня это единственная набережная Санкт-Петербурга имеющие естественные очертания берегов.

Названием набережной послужил одноименный проспект, выходящий на эту набережную. В XVIII столетии в этом районе вдоль берегов Невы проходила дорога на Архангельск и Шлиссельбург, поэтому местные жители называли ее Архангельской или Шлиссельбургской. С 1830 года она именовалась Шлиссельбургский тракт. В середине XIX веке в Петербург строился, расширялся и в том месте, где проходил Шлиссельбургский тракт, начали появляться проспекты. Участок, который протянулся от площади Александра Невского до Большого Смоленского проспекта (ранее носивший название Прогонный переулок) назывался Шлиссельбургским проспектом.

В 30-е года XX века проспект получил новое название - проспект памяти Обуховской Обороны. В 1940 году - проспект Обуховской Обороны. Через 12 лет властями города было принято решение все проспекты, находящиеся вдоль набережной, объединить и дать общее название - проспект Обуховской Обороны.

Вплоть до 20-х годов прошлого столетия спуски и берега набережной были неблагоустроенны. Ситуация коренным образом изменилась в 1926 году, когда по проекту архитекторов М.А. Орлова и В.А. Витмана и команды инженеров Е.В. Тумиловича и Б.Д. Васильева на участке набережной между Фарфором и Пролетарским заводами была построена двухъярусная набережная. По плану архитекторов нижний ярус был предназначен для передвижения грузов, а верхний - для прогулок местных жителей. Однако сегодня оба яруса используются для прогулок.

Набережную облицевали камнем, а спуски к воде - гранитом, появились многочисленные лестничные спуски. Вдоль берега появились смотровые площадки, откуда открывалась удивительная панорама на речную гладь. Строительные работы велись на протяжении двух лет и в 1928 году благоустроено 880 м. набережной.

С 1932 по 1936 г. были возведены вертикальные стенки.
В 1965 году между Обводным каналом и Монастырской рекой была сооружена железобетонная стена.
Среди достопримечательностей набережной проспекта Обуховской Обороны можно выделить Троицкую церковь, построенную по проекту Н.А. Львова в 1975 года.

Набережная Обуховской обороны находится на левом берегу Невы в Невском районе Санкт-Петербурга. Она протянулась от устья реки Мурзинки вниз по течению до реки Монастырки. Своё окончательное название набережная получила в 1952 году в честь забастовки рабочих Обуховского завода в 1901 года.

Местность в районе Шлиссельбургского проспекта (нынешний проспект Обуховской обороны) была богата глинами, песками, пригодными для производства кирпича и черепицы, на берегу стояли лесопильные мельницы. Большая часть береговой линии проходит по фабрично-заводским территориям, где имеются участки укреплённого берега. Из всей 10-километровой береговой линии укреплёнными, находящимися в ведении городской администрации, оказались около 2,5 км набережной.

После Пролетарского завода проспект вплотную подходит к берегу. Здесь в 1926-1928 годах возник первый участок набережной. Высокий шестиметровый берег был превращён в двухъярусную набережную с лестницами и террасой. Нижний ярус - грузовая площадка длиной 880 метров имеет железобетонный банкет на свайном основании с циркульным откосом, укреплённым крупным камнем. Второй ярус - отдельно стоящая стенка с большой террасой с вертикальными гранитными стенками напротив главного корпуса Фарфорового завода. Вначале набережная получила название Фарфоровской, сейчас это составная часть набережной Обуховской Обороны.

В 1938 году во время строительства Володарского моста сооружены примыкающие участки набережной с верховой и низовой стороны общей длиной 420 метров.

В 1958 году была построена замыкающая стенка набережной, между Фарфоровской и набережной у Володарского моста.

В 1970 году был открыт Речной пассажирский вокзал. На берегу устроены широкая гранитная терраса и протяженная стенка причала. Высокий берег Невы между причалом и стенкой набережной у Володарского моста всё время подвергался размыву, угрожая обрушить полотно проезжей части и трамвайной линии. В 1991 году была построена высокая стенка набережной, остановившая разрушение берега. Конструкция стенки - высокий свайный ростверк со сборными навесными блоками, облицованными гранитом.

В 1992 году была сдана в эксплуатацию часть строительного комплекса нового металлического Володарского моста, включая спуск у береговой опоры.

Что касается участка береговой линии, заключённого между Обводным каналом и рекой Монастыркой, то он начал укрепляться ещё в 1930 году. В примыкании к Обводному каналу была построена железобетонная массивная набережная уголкового типа на деревянном свайном основании. В 1960-1966 годах вся площадь у моста Александра Невского благоустраивается. Помимо строительства мостов сооружается стенка набережной, замкнувшая берегоукрепление этого участка - на высоком свайном ростверке со сборными навесными блоками с гранитной облицовкой.

Проспект Обуховской обороны – самый длинный в Санкт-Петербурге. Но он не всегда был таковым. В 18-19 века от площади Александра Невского начиналась дорога на Шлиссельбург и далее на Архангельск, которая долгое время именовалась Шлиссельбургский тракт. В те времена это была ещё преимущественно загородная территория, где было построено несколько фабрик и мануфактур, а далее находились деревни.

В 19 веке южные территории начали развиваться и застраиваться, а на месте Шлиссельбургской дороги возникло несколько проспектов, названных по деревням и селам, по которым они проходили. И только в 1953 году они были объединены в один проспект, протяженность которого составила около 11 км.

Привыкнув к закованным в гранит питерских набережных берегам Невы, кажется несколько неожиданным увидеть реку, свободно плещущуюся о пологую землю и камни. Набережная проспекта Обуховской обороны проходит вдоль естественного берега Невы, к которому ведут многочисленные спуски.

Сама набережная начала застраиваться только в 1920-х годах, когда по проекту Витмана В.А. и Орлова М.А. в районе Фарфорового и Пролетарского заводов построили двухуровневую набережную. Верхний ярус предусматривался как пешеходный, а нижний, тот, что ближе к Неве, – как транспортный.

Достопримечательности набережной проспекта

На всем своем протяжении проспект то проходит по берегу Невы, превращаясь в набережную проспекта Обуховской Обороны, то прячется в жилые и промышленные кварталы. Туристы могут найти здесь несколько значимых достопримечательностей.

Во-первых, это Александро-Невская Лавра – культурный, религиозный и архитектурный объект мирового значения.

Во-вторых, целый квартал фарфорового дела:

  • Императорский фарфоровый завод, основанный ещё в 1974 году;
  • музей при фарфоровом заводе (подразделение Эрмитажа);
  • галерея современного фарфорового искусства;
  • магазин фарфорового завода.

В-третьих, Троицкая церковь «Кулич и Пасха» – архитектурный памятник 18 века. Он была построена по проекту Львова Н.А.

С точки зрения истории интерес представляют здания Обуховского сталелитейного и пролетарского заводов, Карточной фабрики. В 1901 году рабочие этих предприятий организовали масштабную стачку, не обошедшуюся без кровопролития, с требованиями улучшить условия их труда. Название завода-зачинщика и дало в последствии название проспекту.

Его длина составляет 11 километров (для сравнения: пр. Энгельса - 10 км, Московский пр. - 9,2 км, Бухарестская ул. - 8,5 км, Суздальский пр. - 7,7 км). На ряде участков фактически является набережной.

Проспект Обуховской Обороны

Проспект Обуховской Обороны рядом с пересечением с улицей Ольги Берггольц
Общая информация
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Район Невский , Центральный
Протяжённость ≈ 11 км
Метро Площадь Александра Невского-2
Площадь Александра Невского-1
Елизаровская
Ломоносовская
Пролетарская
Рыбацкое

История

На месте нынешнего проспекта Обуховской Обороны в XVIII веке проходила почтовая дорога на Шлиссельбург - Ключ-город и Архангельск . С 1733 до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога (с 1799 года также Архангелогородская дорога ), с 1830-х годов - Шлиссельбургский тракт (название Архангелогородский тракт перестало употребляться в 1880-е годы).

В середине XIX века на месте Шлиссельбургского тракта возникли проспекты:

  • Шлиссельбургский проспект - от площади Александра Невского до Прогонного переулка (ныне - часть Большого Смоленского проспекта).
  • проспект Села Смоленского - от Прогонного переулка до Московской улицы (ныне - улица Крупской).
  • проспект Посёлка Михаила Архангела - от Московской улицы до Владимирского переулка (ныне - часть Фарфоровской улицы). В 1930-х годах переименован в проспект Крупской (назван в честь Н. К. Крупской).
  • проспект Села Фарфорового завода - от Владимировского переулка до небольшой Леснозаводской улицы , переходящей в Куракину дорогу которая соединяла Неву со Средней Рогаткой. В 1920-е годы в честь В. Володарского был переименован в проспект Села Володарского .
  • проспект Села Александровского - от Куракиной дороги до Церковного переулка (ныне - часть улицы Грибакиных). 19 мая 1931 года переименован в проспект Памяти Обуховской Обороны , а 1940-е годы получил современное название - проспект Обуховской Обороны .
  • проспект Деревни Мурзинки - от Церковного переулка до современного Рыбацкого проспекта.

Проспект Села Александровского, находившийся у бывшего Обуховского завода (в советское время завод «Большевик»; Первоначальное название заводу было возвращено в 1992 году - ФГУП «Государственный Обуховский завод»), получил название проспект Обуховской Обороны в память о столкновении рабочих завода с полицией 7 мая 1901 года , которая вошла в историю под названием Обуховской обороны .



Вверх