Мощи апостолов. Житие апостола павла. Послание к Галатам

Изображенным на иконе святым Петру и Павлу можно молиться и вместе, а можно обращаться к ним по отдельности.

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу в первую очередь молятся о том, чтобы утвердиться в вере. Святым апостолам молятся при необходимости помочь в обращении к Христовой вере иноверцев и в помощи тем людям, кто утратил веру во Христа.
Святые Петр и Павел могут помочь в исцелении от физических и душевных недугов, им еще при их жизни были даны чудесные способности исцеления людей.
Апостол Петр является покровителем рыбаков, 12 июля считается у них праздником «День рыбака». А молитвы перед иконой святого Павла могут помочь в учебе, он был очень образованным для того времени человеком.

Первоверховные апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле и они, конечно же, могут помочь в любых Ваших богоугодных начинаниях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За их труды их назвали первоверховными.

У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.

Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
В 4 веке в тогда еще православных городах Риме и Константинополе святой равноапостольный Константин воздвиг храмы, которые были освящены в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в день их памяти 12 июля (по новому стилю).

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА

До призвания к Христу святой жил в Капернауме, был женат и тогда его звали Симоном. Увидев Иисуса Христа во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, Симон пошел за Господом и стал самым преданным Его учеником.
Он первым исповедал Иисуса Христа Мессией — Иисус есть

«Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16)

и тогда же от самого Господа он получил имя Петр, что в переводе с греческого языка означает камень или скала, на которой Иисус Христос пообещал создать Церковь

«Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18).

Об апостоле Симоне-Петре говорили, что он был нетерпеливым и чистосердечным, как ребенок и вера его во Христа была сильной и безоговорочной. Однажды, будучи на море в лодке, Петр попробовал по призыву Господа пойти по воде, как по земле.

Петру, вместе с Иаковом и Иоанном, выпала честь своими глазами увидеть Преображение Господне на горе Фавор. Это были его слова:

«Господи! Хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4).

Петр со всей своей горячностью защищал Господа в Гефсиманском саду, он отсек своим мечем ухо человеку, пришедшего арестовать Учителя.

В Евангелие написано, как Петр три раза отказался от того, что он является последователем Иисуса Христа. По своей сути, он отрекся от Господа, но потом он глубоко раскаялся в этом, после чего Иисус Христос снова «восстановил» его в апостольском достоинстве, когда поручил ему (тоже три раза) пасти Свое стадо:

«Паси агнцев Моих».

Господь применил к апостолу Петру самое сильное оружие – прощение. Именно в прощении, а не в наказании, человек остается со своим стыдом и может быть, благодаря этой ситуации, апостол Петр стал настоящим пастырем, поводырем на пути людей к вере в Бога.

По истечении пятидесяти дней после Воскресения Господа, после сошествия Святого Духа на апостолов, святой Петр произнес первую в своей жизни проповедь. Собравшимся людям глубоко в души запали слова Петра о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти.

« Что нам делать? » — спрашивали его.

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38)

Послушав его речь, в тот день около трех тысяч человек стали христианами. Прошло совсем немного времени, Петр, с Божией помощью, исцелил хромого,

«которого носили и сажали каждый день при дверях храма»

Больной встал, начал ходить, восхваляя Бога. Увидев такое чудо и услышав, что Петр сказал во второй своей проповеди о том, что исцеление было не от него, а от Бога, к вере обратились еще 5000 человек. И снова иудейские священники восстали против веры в воскресение мертвых, но в этот раз их ненависть была направлена не на Иисуса, а на Его учеников Петра и Иоанна, которые были схвачены и отправлены в темницу. Члены синедриона попытались поторговаться с ними, пообещав им свободу в обмен на то, что они не будут проповедовать о Христе. На это им был ответ от Петра:

«Судите, справедливо ли пред богом слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

Побоявшись народного заступничества за апостолов, вскоре они были выпущены на волю и с новой силой продолжили свидетельствование о воскресении Господа.
Новая вера во Христа стала очень популярна в народе, многие люди стали продавать свои земли, имения и приносили деньги для апостолов на помощь нуждающимся. Так учил Господь Иисус Христос. Но делать это нужно было добровольно, без сожаления, тогда деньги пойдут на благое дело. «Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою » тоже продал свое имение, но сговорившись, они решили не все деньги отдать апостолам. Когда Анания пришел к Святому Петру, тот сказал ему, что такая жертва Богу не нужна — это ложь не перед «человекам, а Богу ». Анания объял страх, и он умер от испуга. А через три часа пришла его жена и, еще не зная о случившемся, тоже подтвердила меньшую сумму денег, за которую была продана земля. Святой спросил:

«что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала и испустила дух».

Так, в самом начале установления жизни по Христовым законам, проявился Божий гнев на его нарушителей.
В 42 году Ирод Агриппа, который был внуком Иродом Великого, начал гонения на христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Заведеев, а Петр был заключен под стражу. Находясь в темнице, по молитвам Господу, ночью к Петру явился Божий Ангел, освободил узника и вывел его из заточения.
Много трудов приложил святой Петр в деле распространения Христовой веры. Он проповедовал в Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил первого епископа Александрийской церкви Марка. Потом в Греции, Риме, Испании, Карфагене и в Англии.

По преданиям, именно со слов святого Петра, было написано Евангелие апостолом Марком. Из новозаветных книг до нас дошли два Соборных послания апостола Петра, которые были обращены к христианам Малой Азии. В Первом послании апостол Петр обращается к своим братьям во время их гонений со стороны врагов Христовых, тем самым помогает им, утверждая их веру. Во Втором послании, которое было написано незадолго до его кончины, апостол предостерегает христиан от появившихся в отсутствии Петра лжепроповедников, искажающих суть христианской морали и нравственности, которые проповедовали распущенность.
Находясь в Риме, апостол Петр обратил двух жен императора Нерона в христианство, чем сильно обозлил правителя. По его приказу апостола заключили в темницу, но Петру удалось убежать из-под стражи. И вот, по преданиям, апостолу, который шел по дороге, встретился Христос, которого он спросил:

«Куда идешь Господи?»

и услышал ответ:

«Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».

После этих слов апостол Петр повернул и пошел обратно в Рим.
Это произошло в 67 году (по некоторым исследованиям в 64-м) от Рождества Христова. Когда святого Петра повели на казнь, то он попросил казнить его вниз головою, так как считал, что должен быть преклоненным под Его ноги. Апостол так и не простил себе тройного отречения от Господа в Гефсиманском саду.
Тело святого апостола Петра было похоронено на месте казни на Ватиканском холме христианами во главе со священномучеником Климентом Римским.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

В отличие от апостола Петра, святой Павел сначала был ярым противником христовой веры. Он был из фарисеев, его имя тогда было Савл. Он получил прекрасное образование и был твердо убежден, что преследование христиан было угодно Богу. Ведь христианское учение восстало против Иеговы Ветхого Завета и оскорбляло любимый им Моисеев закон.
Савл был среди гонителей веры Христовой, он был с теми, кто казнил первомученика Стефана, лживо обвиненного в хуле на Моисея и Бога.
Но однажды, по пути в Дамаск, около полудня вдруг возсиял великий свет с неба и, как позже рассказывал об этом сам Павел:

Ослепшего от этого света, Савла под руки привели в Дамаск. По истечении трех дней, в течение которых Савл находился в молитве, к нему пришел один из учеников Господа, Анания, возложил на него руку, крестил его и Савл прозрел. Анания сначала не хотел идти к Савлу, но Господь в видении сказал ему:

«… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями».

Апостол позже так писал об этом:

«что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»

По воле Божией Савл стал ревностным проповедником того учения, которого он раньше был яростным гонителем. В Дамаске именно на том месте, где раньше стремился искоренить христианство, он начал свидетельствовать о Мессии. Бывшие соратники Савла (Павла), иудеи, «согласились убить » его, услышав новые проповеди и стали подстерегать его при выходе из городских ворот. Но ученики ночью спустили Савла в корзине с городской стены и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году. Савл хотел познакомиться с апостолами и прежде всего с Петром, но те сначала не поверили, что он тоже стал учеником Господа до тех пор, пока за него не стал свидетельствовать Варнава. Пятнадцать дней жил Савл у Петра и однажды, в молитве ему было видение в том, что Господь отсылает его «далеко к язычникам ». После чего он отправился на родину в город Тарс, а оттуда, вместе с присоеднившимся Варнавою в Антиохию, где учили немалое число людей, которые приняли Христианство. После Антиохии Савл и Варнава отправились на Кипр, где слово Божие пожелал услышать проконсул Сергий Павел. После проповеди, несмотря на противление волхвов, проконсул

«уверовал, дивясь учению Господню».

После этого случая, в Святом Писании, Савл начал называться Павлом. Около 50 года святой прибыл в Иерусалим, чтобы решить спор между обращенными христианами из иудеев и язычников о соблюдении обрядов. Разрешив этот спор, Павел, по решению Апостольского Собора, вместе со своим новым спутником Силой, отправился в новое апостольское путешествие в «Сирию и Киликию, утверждая церкви »
В Македонии святой апостол исцелил одержимую духом прорицательства служанку, «которая через прорицание доставляла большой доход господам своим ». Ее хозяева страшно обозлились на Павла, схватили его и повлекли к начальникам. Обвинив в возмущении народа, Павел и Сила были заключеены в темницу. Ночью, после их молитв Господу, сделалось великое землетрясение, двери открылись, а их узы ослабли. Охранник, увидев это чудо, сразу же уверовал во Христа. После случившегося ночью, наутро воеводы решили отпустить «тех людей », но апостол Павел отвечал:

«Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас».

Римское гражданство выручило Павла , воеводы пришли к ним и с честью освободили из заключения.
После Македонии святой Павел проповедовал в греческих городах Афинах и Коринфе, здесь было написано его послания к Солунянам. В третьем своем апостольском путешествии(56-58 гг.), им было написано послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам.

12 глав Нового Завета посвящены трудам Апостола Павла, а еще 16 — это рассказ о подвигах святого, о его трудах в деле строительства Церкви Христовой, о перенесенных им страданиях. Святой Павел считал, что он

«недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9).

Как и святой Петр, до конца жизни страдавший от отречения от Господа, Павел тоже до конца своих дней помнил о том, что в прошлом он был гонителем своего возлюбленного Христа, которого Божия благодать вытащила из разрушительного заблуждения:

«Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Как возмутитель спокойствия, первоверховный апостол Павел был казнен. Петр был распят на Ватиканском холме, а Павла, как римского гражданина нельзя было предать такой позорной смерти, поэтому он был обезглавлен за пределами Рима.

Такие разные личности, такие различные судьбы!

Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский:

«Радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением… Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».

Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит:

«Поминайте наставники ваша, подражайте вере их».

12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний:

«Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

ВИДЕОФИЛЬМ

Св. апостол Петр. Мозаика Ломоносовской мастерской.

Апостол Пётр – один из самых почитаемых святых. В его память освящено множество соборов и храмов. Но очень долгое время доподлинно не было известно, где покоится светоч христианского мира. Предание гласило, что апостол Пётр похоронен на Ватиканском холме близ цирка Нерона, где его казнили приблизительно в шестьдесят седьмом году. Знаменитый собор святого Петра в Риме строили исходя из сведений, что более ранние церкви на этом месте возводились над гробницей апостола. В двадцатом веке церковная археология доказала, что это действительно так.

В тысяча девятьсот тридцать девятом году, после смерти папы Пия Одиннадцатого, в подземельях собора святого Петра началась подготовка места для его погребения. В ходе работ был обнаружен мраморный пол самой первой церкви, воздвигнутой на этом месте Константином Великим. Было решено поднять мраморные плиты.

Раскопки велись более десяти лет в строгой секретности. Их результаты были опубликованы лишь в начале пятидесятых годов. Учёные сообщили, что обнаружили множество захоронений. Среди мавзолеев язычников они нашли склепы и саркофаги христиан, причём, их становилось заметно больше вокруг толстой красной стены, огораживающей небольшой участок. Складывалось впечатление, словно верующие стремились быть похороненными как можно ближе к некоей святыне. Красная стена оказалась испещрена христианскими символами. К ней примыкала мраморная крыша-навес, опиравшаяся на высокие колонны. В стене были обнаружены три тщательно скрытые ниши В одной находились останки мужчины преклонного возраста. Рядом с нишей было написано по-гречески “Пётр здесь”.

Учёные попытались реконструировать события. Они предположили, что апостола Петра похоронили на кладбище близ цирка Нерона. Христиане тайно ухаживали за могилой, а когда гонения утихли, очевидно, купили этот участок и возвели вокруг святыни ограду. Во втором веке была построена толстая красная стена и сделана гробница для мощей святого. В триста двадцать восьмом году император Константин повелел возвести над гробницей апостола базилику. Через сто лет Рим пережил разрушительные набеги готов и вандалов. Завоеватели не пощадили христианских святынь, поэтому верующие постарались скрыть мощи первоверховного апостола в тайной нише в стене.

Так гипотеза о том, что собор святого Петра построен над гробницей апостола, получила своё подтверждение.

В наши дни мощи святого Петра хранятся в ковчеге, в часовне Папского дворца. Известны случаи, когда служители Ватикана выносили ковчег, чтобы всехвальному апостолу могли поклониться православные паломники из России.

Нижний уровень собора святого Петра, так называемые Ватиканские гроты, доступен для всех посетителей. Там находиться мраморная часовня “Исповедальня святого Петра”. Она расположена над гробницей апостола. Существует и паломнический маршрут по древнеримскому некрополю. Чтобы своими глазами увидеть гробницу святого Петра, нужно подать заявку за несколько недель до визита.

В России тоже есть можно поклониться святому Петру. Ковчежцы с частицами мощей апостола есть, например, в Петропавловском храме Саратова, в Москве, в храме Воскресения Христова в Кадашах.

Одной из самых главных тайн Ватикана является фактическое местонахождение могилы апостола Петра. С этим захоронением связана интересная история, произошедшая уже в XX веке. В 1939 году после смерти понтифика, которого звали Пий XI, собралось огромное количество верующих в соборе Святого Петра; люди пришли помолиться за упокой души священнослужителя. В тот момент, когда в соборе проходили похороны, в подземелье происходили работы. Там с пола начали снимать огромные плиты из мрамора. Рабочие под ними обнаружили земляной пол и начали его копать, как вдруг, их лопаты уперлись во что-то твердое.

Расчистив площадку, люди обнаружили еще несколько плит, а под ними огромную нишу. Рабочие знали историю создания собора, что он в свое время был построен на сваях, установленных в рыхлый грунт, дальше копать они побоялись, так как дальнейшие работы могли повлиять на равновесие обители. Но почему во время похорон рабочие копали подземелье собора? Оказывается, эти люди исполняли последнюю волю почившего на тот свет понтифика, который пожелал быть похороненным в стенах древнего подземелья, рядом с гробницей святого. Кардинал Пачелли должен был стать новым папой римским. Именно он и распорядился похоронить предшественника, согласно его последней воле. Рабочие, обнаружив плиты, позвали священника Людвига Кааса, который являлся профессором истории церкви. Некогда покойный приказал ему изучить подземелье под собором, этим Каас и занимался на продолжении всей своей религиозной службы Ватикану.

Найденная ниша наводила священника лишь на одну мысль: там должна быть могила апостола Петра. Будущий папа Пий XII, кардинал Пачелли всю свою жизнь стремился разгадать тайну знаменитой гробницы апостола Петра. Как только он был избран конклавом на высший духовный пост, то первым же делом понтифик спустился в помещение подземелья, чтобы своими глазами увидеть найденную плиту. Папа долго размышлял, а потом все-таки решился на то, что было под запретом долгие годы: он приказал начать проведение археологических работ под собором. Понтифик считал, что там должна находиться могила апостола. Конечно же, религиозный деятель сильно рисковал, подвергаясь всеобщей насмешке со стороны других священнослужителей в том случае, если бы оказалось, что на самом деле под плитой ничего нет. Да и отсутствие могилы Петра подставило бы под удар саму легенду. Плиты, на которые наткнулись рабочие, оказались полом базилики, она была построена на этом месте в IV веке. Это здание было построено по приказу императора Константина. По некоторым данным, под алтарем найденного древнего храма, как раз и могла находиться могила апостола. Собор же был построен на месте разрушенной базилики. Алтарь новой обители был построен в аккурат над старым, в его полу даже имелось отверстие, чтобы верующие смотрели в него и мысленно обращались к Петру с молитвами. Но со стороны это выглядело довольно нелепо, так на самом деле никто доподлинно не знал, где может находиться могила апостола.

О том, что под собором Святого Петра должны были проводиться своеобразные археологические раскопки, не должна была узнать ни одна живая душа, кроме самого понтифика и рабочих, с которых он взял клятву о молчании. Однако, несмотря на все усилия Пия XII после Второй Мировой войны об его задумке узнал весь мир. Папа в своих многочисленных выступлениях стал говорить о том, что раскопки должны принести уверенность в том, что на территории Ватикана есть священная реликвия. Но разговоры свои он вел в слегка завуалированной форме, что только подстегивало интересы общества. Рабочие копали и откапывали с каждым днем все новые и новые артефакты. Раньше было принято считать, что южные стены катакомб опирались на находившийся там в далекие времена цирк Нерона, в котором было принято проводить массовые казни христиан. Бытует мнение, что в цирке был распят и апостол Петр, но раскопки показали совсем иную картину. Рабочие под базиликой обнаружили целое кладбище, состоящее из множества мавзолеев, склепов. Когда рабочие оценили примерные размеры некрополя, то обнаружили, что он является самым большим из имеющихся в Риме. Расшифрованные записи показали, что погост предназначался для язычников, но на нем было немало могил и христиан. Очевидно, что люди были похоронены в этом месте на самой заре возникновения религии. А уже позже Константин приказал построить на этом месте храм. Языческое кладбище оказалось последним пристанищем для многих христиан. Почему христиане были похоронены среди язычников? Ответ прост: они стремились быть ближе к апостолу.
На одном из мавзолеев была найдена мозаика, на которой был изображен Петр, галилейский рыбак. Пий XII начал постепенно восстанавливать все события. Петр был казнен в 67 году в цирке, а затем захоронен на местном кладбище. С 80-х годов его могилу стали защищать и охранять адепты христианства. Скорее всего, что участок с могилой был впоследствии выкуплен, а затем обнесен забором, а затем и построили стену, которую назвали красной. Место, обнесенное забором, и посчитали захоронением Петра, но вскрытое захоронение оказалось пустым. Понтифика такой результат ничуть не расстроил. Исследователи в области католицизма упоминали, что ими был найден обезглавленный скелет человека непреклонных лет. Есть все основания полагать, что данные останки могут принадлежать апостолу. Папа Пий XII всю свою жизнь с надеждой, что он отыщет святые мощи, можно полностью утверждать, что он добился своей цели и умер со спокойной душой.

Сегодня многие задаются вопросом: где находятся мощи Петра и Февронии? В действительности эта удивительная история с торжественным перемещением мощей святого благочестивого семейства из соборного храма Благовещенской лавры в Свято-Троицкую женскую обитель благополучно завершилась 19 сентября 1992 года. С благословения Архиепикопа Владимирского и Суздальского Евлогия впервые за прошедшие безбожные семьдесят лет прошел великий Крестный ход, на котором собралось огромное количество православный людей.

Муром: мощи Петра и Февронии, монастырь

Это событие для города Мурома стало ознаменованием начала духовного возрождения церковной жизни после долгого запретного периода. Под перезвон колоколов вся торжественная процессия двигалась по городским улицам от Благовещенского монастыря к воротам Свято-Троицкого женского монастыря, где был сооружен специальный помост для гробницы, куда впоследствии доставили мощи святых Петра и Февронии. Под открытым небом рядом со стенами монастыря Архиепископ Евлогий отслужил праздничный молебен и выступил с проповедью. В уютной монастырской обители в конце концов обрели покой святые супруги Петр и Феврония. Мощи их покоятся в должном месте, так как наконец-то завершили свои скитания, длившиеся на протяжении всего XX-го столетия.

Город древний, город славный

Старинный город Муром впервые упоминается у в его культурно-историческом литературном наследии - «Повести временных лет». В 862 году вместе с другими городами после он подчинялся князю Рюрику.

Свято-Троицкой монастырь расположился в самом центре Мурома, в месте, имеющем название Старое Вышнее Городище. Несколько столетий назад там находился первый городской кремль. А теперь здесь можно увидеть Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри. Это место в городе считается одним из самых намоленных, поэтому не зря здесь были похоронены святые Петр и Феврония. Мощи их святые теперь стали настоящим сокровищем не только для монастыря, но и для всего города.

Святой Константин

По преданию в XII века крестителем земли Муромской стал благоверный князь Константин, который стал строить здесь первые православные храмы. Он упомянут в «Повести о водворении христианства в Муроме» как строитель первоначальной церкви

Иконография святого Константина посвящена князю и его двум сыновьям - Михаилу и Федору, которые всегда изображены вместе в духовном и молитвенном соединении в Святой Троице Единосущной. Таким образом, прослеживается мотив сопоставления с Ней святой четы.

В Вышнем городище князь Константин возвел потом и Борисоглебский храм, который впоследствии, а точнее через пятьсот лет, превратился в обитель Святой Троицы.

Тарас Цветнов

В XVI веке городской кремль передвинули к ближе к Оке. С этого момента Вышнее Городище стало частью городского поселения. Прошло еще немного времени, и вместо Борисоглебского храма здесь уже стояла деревянная Свято-Троицкая церковь.

В 1642 году, когда церковь уже изрядно обветшала, купец Т. Б. Цветнов решил построить на этом месте красивую и величественную каменную церковь со всевозможными декоративными нарядами, с тем же названием, с крестами кованными и золоченными, представляющими шедевры кузнечной работы того века.

Когда собор был готов, Цветнов обратился к епископу Рязанскому и Муромскому с прошением об основании на этом месте девичьего монастыря. Для монастырского хозяйства он даже пожертвовал свой участок земли, находящийся рядом с церковью, и вдобавок выкупил соседские. Новой обители он подарил драгоценные вклады: Евангелие, водосвятную чашу, кадило и т.д.

Время забытья

При советской власти о святых чудотворцах Петре и Февронии мало кто знал, даже в церковных кругах они были мало популярны. Требовались большие усилия, чтобы раздобыть их иконку или акафист. Но в Муроме православные жители не могли не знать и не почитать своих святых земляков. Когда мощи находились в советском религиозном музее, так сказать, «под спудом», верующие старались любыми способами приложиться к святому месту, где покоились преподобные Петр и Феврония. Мощи действительно помогали всем, кто приходил со своими добрыми и искренними молитвами, ведь в этом Богом сотворенном мире все связано незримыми узами.

Сегодня на торжество, посвященное памяти святого семейства, съезжается много гостей в Муром. Петр и Феврония - святые, которые во всем дополняли друг друга, поэтому и для верующих они стали великолепным примером идеальной супружеской пары. Их покровительство сейчас, как никогда, необходимо для всех нас, немощных, ведь семья - это остаток рая на нашей грешной земле.

Золотошвейная мастерица монахиня Феврония

Одной из первых золотошвейных муромских мастериц была наша святая и праведная княгиня Феврония. В своей уединенной келье она вышивала церковные воздухи и пелены, такие специальные облачения на престол. Перед тем как предстать перед Господом, она как раз и заканчивала вышивать воздух. Но ее супруг Петр прислал ей весточку о том, что умирает, и поторопил ее. Она же попросила его подождать немного, но потом пришло еще два известия, в последнем он сказал, что у него уже нет сил ждать ее. И тогда она, воткнув иглу в свою работу, отставила ее и отошла в мир иной в один день со своим благочестивым супругом.

После многих лет современный монастырь все так же живет своей тихой молитвенной жизнью. Взяв пример со святой Февронии, инокини вышивают иконы лицевым шитьем. Игуменья Тавифа благословила своих матушек к началу возрождения этого декоративно-прикладного искусства с самых первых дней открытия женской обители. Теперь память святых Петра и Февронии отмечается в Православной Церкви дважды в год - 8 июля и 19 сентября.

Всегда был богат на историю и святых подвижников Муром. Мощи Петра и Февронии теперь находятся в Свято-Троицком женском монастыре, и святых почитают в России как покровителей семьи и брака. На территории обители есть и часовня, построенная в честь благоверных Петра и Февронии. В обители также хранится Виленский крест-мощевик.

Краткая история жития

История любви князей Петра и Февроньи за многие века уже больше представляет собой какую-то красивую легенду о любви. Еще во времена Иоанна Грозного по заданию митрополита Московского Макария ее впервые услышал в Муроме и записал священник Ермолай Прегрешный.

Когда-то очень давно землей Муромской правил князь Павел. В одно время к его жене повадился на блуд прилетать Змей Нечистый, перед ней он представал в облике мужа. Она немедленно поведала об этом мужу, который повелел ей нежными речами выведать у того, от чего он ждет своей смерти. Смиренная жена при следующей встрече узнала, что убьет его Петр Агриковым мечом. У Павла действительно был брат Петр, и он рассказал ему о Змее. Петр готов был сразиться с коварной нечистью, но вот где же взять меч Агриков?

Меч

Однажды Петр молился в храме, и тут к нему подошел отрок и указал на кладку в монастырской стене, где был спрятан заветный меч. Петр взял его и оправился к брату, и неожиданно застиг Змея в его колдовском обличии возле невестки. Тогда он нанес ему мечем смертельный удар, от которого нечистый и скончался, однако его кровь попала на Петра. После этого он заболел, и на его теле появились зловонные струпья. Ни один лекарь не брался за его лечение. Но нашлась одна деревенская знахарка и мудрая дева из деревни Ласково Рязанской земли, которую звали Феврония. Она пообещала ему исцеление, если он женится на ней. Князь не мог позволить себе жениться на простолюдинке, однако Феврония все-таки смогла устроить все так, что он был вынужден взять ее в жены.

Счастливое княжение

Когда умер брат Павел, престол занял Петр. Но бояре невзлюбили его жену, они предложили ей откуп для того, чтобы она удалилась из города. Феврония же пообещала покинуть город, но только обязательно со своим мужем. Петр же был верен своей жене и, не раздумывая, решил идти с ней. Бояре были этим сильно обрадованы, однако с этого момента у них начались междоусобные брани, эта борьба за престол довела их до убийств, которым не было конца. Тогда они с большим раскаянием пришли на поклон к князю Петру и Февронии, которые на своих ладьях еще не успели отплыть далеко от города. Они вернули их обратно. После этого город зажил спокойно и мирно.

Развязка истории

Когда благочестивая чета состарилась, Петр и Февронья решили принять постриг с именами Давид и Ефросинья. Будучи в монашестве, они начали молиться Господу, чтобы он послал им кончину в один день, и даже приготовили себе общий гроб со специальной перегородкой. Почили святые действительно в один день, но священники не стали монахов хоронить в одном гробу, боясь гнева Божьего. Их покойные тела были расставлены на ночь по разным церквям. Когда наступило утро, все увидели, что святые каким-то необыкновенным образом оказались в одном гробу. И их опять разъединили, но они опять оказались вместе, и тогда было решено никогда более не разлучать Петра и Февронию. Святые отошли к Господу в 1228 году, 25 июня (8 июля).

В 1547 году были канонизированы святые Петр и Феврония, мощи их до определенного времени хранились в Свято-Троицком монастыре.

Праздник ромашки

Благодаря их праведной жизни, каждый теперь имеет возможность посетить знаменитый город Муром. Петр и Феврония, если помолиться их святым мощам и попросить покровительства в семейной жизни, всегда помогут, нужно только делать это с глубокой верой.

Теперь установлен как праздник семьи и любви, в 2008 году его официально утвердили. Инициатором стала жена тогдашнего президента Светлана Медведева. Символом праздника стала ромашка.

Мощи Петра и Февронии в Москве

Адрес женского Свято-Троицкого монастыря: Муром, Владимирская обл., пл. Крестьянина 3-а.

Однако сегодня многих также интересует вопрос: есть ли мощи Петра и Февронии в Москве? Если говорить именно об этом городе, то сразу необходимо отметить храм Вознесения Господня на ул. 18; храм Сергия и Германа Валаамских на ул. 2-й Тверской, 52, и храм Знамения иконы Божией Матери на Петровке при ГУМВД, пер. 1-й Колобовский, д. 1.

Сегодня иконы и частицы мощей Петра и Февронии можно встретить во многих церквях России. И это не удивительно, потому что союз этого святого семейства стал для всех верующих людей образцом православного христианского брака, и поэтому они с большим откликом в душе и в сердце встретили этот светлый праздник. Не вызывает сомнений и то, что об этих святых уже знают везде, можно даже встретить мощи Петра и Февронии в Нижневартовске. И можно не удивляться тому, что их и в Антарктиду привезут, святая божья благодать - она только спасает.

Рим был основан в 753 году до Рождества Христова. Когда-то этот город являлся столицей Великой Римской Империи, простирающей свои владения на огромную территорию. «Все дороги ведут в Рим» — так гласит латинское выражение.
После пришествия на землю Спасителя и Его Воскресения, в этот огромный языческий центр устремились святые апостолы с проповедью о воскресшем Христе. По улицам Рима прошли стопочки первоверховных апостолов Петра и Павла. Не случайно жители Рима называют камушки, которыми вымощены улицы, святыми камушками: «santi pietrini». Святые апостолы Петр и Павел проповедовали в Риме, а затем претерпели здесь мученическую кончину. Вслед за ними проливали кровь за Христа на Римском Колизее многочисленные мученики и мученицы.
Став христианским, Рим дал миру много святых, которые проповедовали веру Христову по всему свету. Среди них преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, устраивавший монастыри в Галлии (Франция), и преподобный Макарий Римлянин, потрудившийся на ниве Христовой в Великом Новгороде, и еще много других святых преподобных и праведников.
В Риме собрано много святынь, привезенных из Крестовых походов на Константинополь и Святую Землю.
Рим насчитывает огромное количество церквей, среди которых церкви открытые для посещения и закрытые под реставрацию, несколько катакомб, растянувшихся не на один десяток километров. Рим по праву может называться святым городом.
Собор Святого Апостола Петра в Ватикане

В центре Рима стоит огромная базилика святого Петра. Площадь, носящая имя святого Петра, ключника Рая, имеет форму замочной скважины. На паперти собора по двум сторонам стоят статуи двух первоверховных апостолов Петра с ключами и Павла со свитком. Если языческий Рим был основан на братоубийстве, то христианский — двумя братьями во Христе. Там, где начинаются портики этой базилики, начинается новое государство - Ватикан - оплот католического христианства и резиденция его главы - папы Римского. Территория этого государства насчитывает огромное количество душ: католики всего мира. Собор стоит на месте погребения святого апостола Петра.
Священномученик Климент I (99), епископ римский, после снятия святого Петра с креста взял тело апостола и с почестью похоронил его. В 90 году над местом упокоения апостола был устроен надгробный памятник. В 324 году император Константин над этим надгробием начал строительство базилики, посвященной святому первоверховному апостолу Петру. В течение многих веков базилика перестраивалась, пока не приобрела современный величественный вид - Собор святого апостола Петра превосходит своим богатым убранством все существующие храмы в мире.
В самой середине собора возвышается главный престол. Под этим престолом в крипте почивают мощи святого апостола Петра. Вокруг него неугасимо горят 44 лампады. Рядом с ракой святого Петра почивают святые папы, которые наследовали кафедру и стали епископами Рима, среди них святой Лин, апостол от 70-ти, папа Римский (67-79), папы Римские Анаклет (76-88), Еварист (97-105), Телесфор (125-36), священномученик Сикст II (257—58) и некоторые другие.
В центральной апсиде изображены учители церкви: два восточных — святитель Иоанн Златоуст и святитель Афанасий Великий и два западных — святитель Амвросий и святитель Августин.

Вдоль левой стороны собора расположились восемь приделов:
Первый придел носит название придела Крещения. В середине стоит богатая порфирьевская купельь, предназначенная для крещения детей. Когда-то в ней хранился пепел императора Адриана (117-138). Все три мозаики изображают крещение: Крещение Господне, крещение Столом Петром темничных стражей Прокесса и Мартиниана, крещение апостолом Петром Корнилия сотника. В капелле сохраняются частички Креста Господня и колонна из храма Соломона.
Второй придел назван в честь Введения Божией Матери во Храм, что и изображает мозаика на стене. Здесь погребен папа Пий X (1903— 1914).
Третий придел называется приделом Хора, потому что именно здесь совершаются воскресные праздничные богослужения. В престоле этого придела стоит рака, где почивают мощи Святителя Иоанна Златоустого (ок. 347-407).
Четвертый придел является приделом святого папы Римского Григория Двоеслова (590— 604). В престоле почивают мощи святого папы Григория Двоеслова.
Пятый придел - в память распятия апостола Петра, что изображает мозаичная картина на стене. Сохраняются реликвии папы Льва IX (1049-54).
Шестой придел — во имя праведного Иосифа, Обручника Девы Марии. Внутри престола стоит черная мраморная рака, где почивают моши святых апостолов Симона Зилота и Иуды Фаддея.
Седьмой придел во имя апостола Фомы. Мозаичная картина изображает момент вложения перста Фомы в раны Воскресшего Господа. В алтаре находятся мощи папы Вонифатия IV (608—615).
Восьмой придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «на столпе». Эта икона сохранилась со времен прежней базилики святого Петра и находилась там над одной из колонн, отчего и произошло ее теперешнее название. В алтаре погребены папы Лев II (682-683), Лев III (795-816), Лев IV (847-855).

Вдоль западной стороны собора, напротив главного входа, располагаются три придела.
Первый придел посвящен святителю Льву Великому (San Leone Magno), папе Римскому. Внутри престола стоит мраморная рака, в которой почивают мощи святителя Льва Великого (440—461) — защитника православного учения о двух естествах в Господе нашем Иисусе Христе.
Второй придел, напротив главного престола, носит имя Кафедры апостола Петра. Здесь сохраняется древний трон. По одной из версий, трон был привезен королем Карлом для своей коронации в 875 году, а затем подарен папе римскому. По другой версии, кафедра принадлежала сенатору Пуду, в доме которого жил святой апостол Петр в Риме.
Третий придел во имя святой преподобной Петрониллы девы, ученицы апостола Петра. Внутри престола стоит гробница, где почивают ее святые мощи, привезенные сюда из катакомб святой Домитиллы в VIII веке. Святая дева является местночтимой святой города Рима.

Вдоль правой стороны собора располагаются девять приделов. Описание их мы начнем от западной стены собора.
Первый придел во имя святого Архангела Михаила, с настенным мозаичным изображением поражения сатаны святым Архистратигом Михаилом.
Второй придел во имя святого мученика Еразма с изображением страданий сего мученика на мозаичной картине. Святой почитается западной католической церковью. В этом же приделе мы увидим современные мозаичные изображения святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, крестителя Руси.
Третий придел во имя мучеников Прокесса и Мартиниана, которых крестил святой Петр в Мамертинской темнице. Мозаичная картина изображает их страдания. Внутри престола стоит порфирьевая рака, где почивают мощи этих святых мучеников.
Четвертый придел во имя святого Вячеслава, князя Чешсского, с мозаичной картиной, изображающей этого святого. В этом же приделе находятся современные мозаичные изображения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Пятый придел Григория XII (1572-1585), папы римскоко. На стене находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Внутри престола почивают мощи святителя Григория Богослова Назианзина, патриарха Константинопольго (329-389).
Шестой придел Святых Тайн с двумя престолами: один во имя Святых Тайн, с изображением святой Троицы на стене, а другой в честь Франциска Ассизского — многочтимого святого католической церкви.
Седьмой придел во имя святого мученика Севастиана с мозаичной картиной, изображающей его мученическую кончину. Мощи сего святого находятся в Риме в церкви его имени. В этом приделе покоится тело папы Иннокентия IX (1676-89), почитаемого католической церковью.
Восьмой придел Распятия Господня с двумя престолами: один в честь Распятия Господня и с мозаичной иконой святителя Николая Чудотворца - копией иконы святителя, находящейся в Бари, где почивают его святые мощи; другой престол во имя Иосифа Обручника с изображением сего святого. В четырех углах данного придела устроены высокие шкафы, где хранится множество святых реликвий.
Девятый придел носит название Пьеты. Он получил свое название от мраморной статуи, выполненной Микеланджело: Божия Матерь с усопшим Спасителем на коленях.

Главный купол собора поддерживается четырьмя столбами. На этих столбах имеются изображения четырех Евангелистов: Луки, Матфея, Марка и Иоанна. В каждом из этих столбов устроено по два придела.
В первом столбе (с изображением святого апостола Матффея) один придел во имя святых апостолов Петра и Иоанна с мозаичной картиной, изображающей исцеление святые Петром хромого, сидящего у Иерусалимского храма (Деян. 3, 1-10); другой придел во имя святых апостолов Петра и Павла с настенной картиной, изображающей падение Симона-волхва.
Во втором столбе (с изображением святого апостола Марка) один придел во имя святых апостолов Петра и Андрея с мозаичной картиной, изображающей поражение Петром Анании и Сапфиры (Деян. 5, 1-10); другой придел в честь Преображения Господня с иконой этого праздника.
В третьем столбе (с изображением святого апостола Луки) один придел во имя блаженного Иеронима Стридонского с картиной, изображающей последнее причащение сего святого; другой придел во имя святителя Василия Великого с картиной, изображающей совершение литургии Василием Великим в Праздник Богоявления Господня в 372 году в присутствии императора Валента. В алтаре придела покоится тело украинского митрополита Иосифа (1580-1623), перенесенного сюда после Второй мировой войны в знак объединения церквей.
В четвертом столбе (с изображением святого апостола Иоанна Богослова) один придел «Кораблика» святого апостола Петра с изображением Петра, утопающего в море и протягивающего руки ко Господу; другой придел в память воскрешения Тавифы святым апостолом Петром с картиной, изображающей это событие (Деян. 9, 36-41).

С правой стороны находится бронзовая статуя святого апостола Петра. Верующие прикладываются к ступне первоверховного апостола.

С левой стороны, напротив столба с изображением святого апостола Марка, древняя чудотворная икона Божией Матери «Исцеление от лихорадки», прославленная многочисленными исцелениями. Здесь хранится белая мраморная колонна, к которой прислонялся Спаситель в Иерусалимском храме.

В средокрестии базилики устроены ниши с четырьмя реальными статуями.

Первая — святой Лонгин, римский воин, проткнувший бок Спасителя и уверовавший в Сына Божия. Здесь хранится наконечник копья, которым Лонгин прободил ребро Спасителя. Наконечник был подарен султаном Баиазет II папе Иннокентию VIII в 1492 году.
Статуя святой равноапостольной царицы Елены, она привезла в Рим Крест Господень, который обрела на Голгофе. Здесь сохраняется часть Честного Животворящего Креста Господня.
Статуя святой Вероники, которая отерла лик Спасите ля своим платком. Копия плата Вероники с Нерукотворным Образом Спасителя выносится на поклонение верующим в Страстную седмицу. Сам плат сохраняется в Манопелло в церкви Нерукотворного Образа.
Статуя святого апостола Андрея Первозванного, с 1460 года здесь сохранялась глава святого апостола, а в 1964 году честная глава была возвращена в Патрос.

Под собором находятся огромные подземелья, именуемые Священными гротами. Вход в гроты устроен около статуи святого Лонгина-сотника, стоящей у столба с изображением святого Марка. Основой возникновения их послужили ватиканские катакомбы, где погребались мученики за Христа. В этих гротах погребены почти все римские папы первых веков. Гроты разделяются на Древние, которые занимают место под древней базиликой Петра, и Новые, расположившиеся под главным куполом, поддерживаемым четырьмя столбами. В гротах устроено несколько приделов: один из них придел исповедания святого апостола Петра, где престол находится над частью гробницы с мощами первоверховного апостола.



Вверх