Молитвы святому евангелисту матфею. Апостол и евангелист матфей (†60)

29 ноября Православная Церковь отмечает день памяти апостола и евангелиста Матфея. В храмах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на вечернем и утреннем богослужениях вспоминали труды и подвиги святого, молитвенно просили его заступления. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Никоновском приделе Троицкого собора хранится частица мощей апостола Матфея. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранятся Царские врата из Троицкого собора Лавры . Одним из образов, составляющих их композицию, является икона апостола и евангелиста Матфея.



Икона ап. Матфея. Фрагмент.

Царские врата из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1420-е гг .,

Сергиево-Посадский музей-заповедник

Предание хранит подробности жизни святого. В житиях Димитрия Ростовского описаны его труды и подвиги. О нем повествуют еванигелия. Известно, что Матфей - сына Алфея, иначе называемый Левием (Мк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему:

Иди за Мной!

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:

Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

Господь же, услышав слова их, сказал им:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк. 5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мк. 3:13-19; Лк. 6:13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими Апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Перед отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане просили его оставить для них письмена дел и учение Иисуса Христа. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.


Святой апостол Матфей

Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедывал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума Евангельского. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. И явился ему Господь в образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл. Отдавая святому жезл, Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.

Жезл этот, - говорил Господь, - силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, князя Эфиопского именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами:

Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?

Апостол запретил духам нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, войдя в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было велено: водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня.

Все видевшие это были поражены. Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедовал собравшимся людям слово Божие на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их Апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового человека - Христа. Узнав о случившемся, правитель сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Но в ту же ночь Апостолу явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. Когда наступило утро, и Апостол в церкви вместе с верующими воспевал хвалу Богу, правитель послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад. Когда же их спросили, почему они не привели Матфея, - они отвечали:

Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли.

Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще больше воинов с оружием, повелев им силою привести Матфея, а кто будет противиться и защищать Матфея, - тех убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, ибо когда они приблизились к храму, небесный свет осиял Апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, пришли в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые от страха. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих, желая сам схватить апостола. Но едва он успел приблизиться к апостолу, как внезапно ослеп. Тогда он стал умолять апостола простить ему согрешение его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только - телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за руку апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его, а в сердце лукаво замышляя сжечь апостола Господня,как волхва. Но апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы, обличил правителя, говоря:

Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною? Делай то, что сатана вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов всё перенести за Бога моего.

Тогда князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху, а руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги собрали, по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив всё это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим пламенем и все думали, что апостол Христов уже сгорел, внезапно огонь охладел и пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу апостола. Но Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил на праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом.

Волхвованием, - говорил он, - погасил Матфей огонь и остался в нем жив.

Затем он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, - зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести двенадцать своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол же в пламени молился Господу, чтобы Он показал непобедимую силу Свою, явил бессилие богов языческих и посрамил надеющихся на них.

И внезапно пламень огненный с ужасным громом устремился на золотых идолов и они растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал со смиренной мольбою к апостолу об избавлении от погибели.

Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, - предал святую свою душу в руки Божии. Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе со своими вельможами и внес в свой дворец. Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при этом сказав своим вельможам:

Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то воистину Он есть Единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне.

После того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью явился епископу Платону, говоря:

Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу.

Утром епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении.

Узнав об этом, пришел и правитель со своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, крестился, приняв в крещении имя апостола, князь старался быть подражателем и жизни апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался совершенно от мирской суеты, предался молитве в церкви Божией и епископом Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении святой апостол Матфей и увещал его принять епископский престол после блаженного Платона. Приняв епископство, Матфей добре потрудился в благовестии Христовом и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем и сам отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя со святым евангелистом Матфеем престолу Божию, молить о нас Господа, дабы и мы были наследниками вечного царствия Божия. Аминь.

Архимандрит Матфей (Мормыль) за богослужением

29 ноября – день Ангела приснопамятного насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля), музыкальной души Лавры преподобного Сергия на протяжении многих десятилетий XX и начала XXI века.

Объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ под управлением архимандрита Матфея звучал на всех праздничных церковных событиях в России; многократно выступая за рубежом, представлял миру русское церковно-певческое искусство. Эти выступления имели огромное миссионерское значение. В годы советских гонений, когда Церковь представлялась как нечто архаичное, как какое-то суеверие и предрассудок, высочайшие образцы церковной культуры, церковного пения свидетельствовали как раз о том, что Церковь - это самое живое и самое творческое, что есть на земле.

В день памяти апостола и евангелиста Матфея, своего небесного покровителя, главный регент объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрит Матфей всегда возглавлял богослужение как священник.

Обладая незаурядным музыкальным и организаторским талантом, отец Матфей старался делать церковное пение таким, чтобы оно приводило души верующих в молитвенное и благоговейное состояние. Уйдя из жизни, он оставил после себя целое направление в церковном пении, свой стиль, свою школу. Оставил после себя последователей, учеников, с которыми поделился своим удивительным даром, приумножив таким образом данные ему Господом таланты.


Вечная память приснопамятному нашему отцу архимандриту Матфею!

Ко дню тезоименитства легендарного регента лаврского хора архимандрита Матфея (Мормыля) представляем вашему вниманию фотографии из архива Троице-Сергиевой Лавры.

Икона Матфея апостола имеется в каталоге нашего сайта.
Святой Матфей был одним из двенадцати апостолов. До этого Матфей был сборщиком податей для Рима, то есть служил мытарем. Когда к нему явился голос Господа и сказал: «Иди за мной», Матфей оставил свою работу и отправился вслед за Господом. Проповедовать святой Матфей начал в Палестине, после того как принял дары Духа Святого. Вначале своего проповеднического пути он написал Евангелие, по просьбе оставшихся в Иерусалиме иудеев. Новый Завет Евангелие от Матфея стоит в ряду первых книг. Книга была написана на еврейском языке. Матфей изложил в книге все деяния и речи Спасителя в трех сторонах служения – в роли Пророка и Законодателя, Царя над видимым и невидимым и Первосвященника, который принес жертву за грехи всех людей.

Святой Матфей с проповедью и благовестием обошел Персию, Мидию, Сирию и Парфию, а в Эфиопии его проповеднический труд был закончен из-за мученической кончины. В то время в стране жили племена каннибалов с жестокими обычаями. Проповедь святого Матфея повлияла на многих язычников, и они приняли христианскую веру. Он основал Церковь в городе Мирмены, где епископом был поставлен Платон. Апостол Матфей усердно молил о том, чтобы эфиопы приняли веру Господнюю, и ему во время молитвы явился Господь в образе юноши, который в руках держал жезл. Он повелел Матфею водрузить жезл у дверей храма. Господь сказал Матфею, что этот жезл превратится в дерево приносящее плоды, а у корней будет истекать источник воды. Когда эфиопы вкусят плоды и омоются этой водой, они станут кроткими и добрыми. Святой Матфей взял жезл и пошел к двери храма, чтобы посадить его. По пути ему встретились жена и сын императора, которые были одержимыми нечистым духом. Матфей их исцелил. Узнав об этом чуде, многие язычники обрели веру в Господа. Но император не желал, чтобы его народ перестал поклоняться языческим божествам, он отдал приказ схватить святого Матфея и казнить его.

Святого положили лицом вниз и на его тело насыпали хворост и подожгли. Все увидели, что огонь не вредит святому. Император Фулвиан сказал добавить еще хвороста. Матфея облили смолой и поставили вокруг него 12 идолов. Пламя разгорелось и опалило идолов и Фулвиана. Испуганный император кинулся с просьбой о пощаде к святому. Молитвой святой Матфей успокоил огонь и пламя улеглось. Тело святого не повредилось в огне. Вскоре он отошел к Господу и его тело положили в железный гроб и кинули в море по приказу императора. Фулвиан сказал, что если тело святого не повредилось в огне и не повредится в воде, то стоит все же верить в истинного Бога. Ночью епископу Платону явился святой Матфей и сказал, чтобы его тело обрели на берегу моря. Гроб вместе с телом был вынесен волной и его с почестями перенесли в храм. Император попросил у Матфея прощения и принял крещение с именем Матфей, после чего он стал просвещать народ Эфиопии.

Икона святой апостол Матфей отображает лик великомученика, который своей проповедью смог обратить в христианство много народа.

August 22nd, 2014 , 06:16 pm

Два апостола с похожими, но разными именами. Разными в одну букву, Матфи й и Матфе й. Разные апостолы, разные судьбы...

Святой апостол и Матфий родился в том же городе в котором родился Христос, в Вифлиеме ещё до Рождества Христова. Происходил из еврейского рода. Уже в раннем детстве изучал Ветхий завет, а его учителем был сам святой Симеон Богоприимец .

К сожалею, больше ни чего о жизни этого апостола достоверно сказать нельзя.

Есть только некоторые сведения из жизни уже после того, как Христос вознёсся на небо. Тогда апостол Матфий ходил с проповедью по странам вместе с апостолами Петром и Андреем Первозванным и прошли они города Сирии и Турции. в частности известно, что на берегу Чёрного моря в самом северном современном городе Турции Синоп апостол был заключён в тюрьму, но апостол Андрей Первозванный чудным образом его спас и вывел из тюрьмы.


Далее Матфий посетил с проповедями современный турецкий город Амасья, это город в котором родился святой мученик Фёдор Тирон . Далее апостол направился в Эдессу , это ранний центр христианства, более 300 монастырей насчитывалось в городе, а ныне город расположен в Турции на границы с Сирией. В Эдессе жил такой великий учитель Церкви, как святой Ефрем Сирин . В XIX веке группы христиан из Эдессы переселялись на территорию Российской империи. В частности, ими было основано село Эдиссия в современном Ставропольском крае , население которого, будучи армянским, довольно долго сохраняло турецкий язык.

Современное название Эдессы, Шанлыурфа . В этом же городе жил святой христианский аскет, Алексий человек Божий и здесь же родился пророк Авраам и жил пророк Иов . Здесь же родился и святой апостол Фаддей . Вот какой значимый для христианского мира этот вот современный городок Шанлыурфа (в прошлом Эдесса).


Так же апостол Матфий проповедовал ещё в одном городе Турции, в современном городе Сивас .

После современной Турции , апостол Матфий посещал современную Грузию , где как сказано "претерпел за веру во Христа многие муки" и побывал в Македонии .

Потом апостол вернулся в Иудею.
В преданиях говорится, что в Иудее жил иудейский первосвященник Аннан, он уже являлся виновником смерти святого апостола Иакова Брата Господня . Вот и сейчас Аннан очень хулил и поносил Христа как обманщика и апостол Матфий вступил с ним в спор. В итоге как богоотступника иудейской веры Верховный иудейский суд приговорил апостола Матфия к смертной казни и по иудейским законам он был забит до смерти камнями примерно в 60 году первого века. Однако это убийство было совершено без одобрения Рима, чем иудеи сами нарушали закон. А потому уже мёртвому апостолу Матфию иудеи отрубают голову чтобы скрыть своё преступление и доносят в Рим, что апостол казнён за непокорность Римскому Императору. На такое "преступление" разрешение от Рима на казнь ждать не требовалось . .

Матфий один из учеников Иисуса Христа , по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота.За проповедь христианства Матфий был осуждён синедрионом на смерть и побит камнями в Иудее . Однако согласно греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Смерть Матфия относят к 63 году.

Мощи Матфия, по преданию, перенесённые в Германию императрицей Еленой, почитаются в Трире (в римскую эпоху одна из императорских резиденций) в аббатстве св. Матфия .

И здесь не стоит путать апостола Матфия чей день памяти отмечается 22 августа с апостолом и евангелистом Матфеем у которого день памяти 16 ноября.

О жизни святого апостола нам известно очень мало. Есть только один достоверный факт, что Матфей был мытарем . Мытарь - это так в то время назывался человек, который для Рима и Римской Империи в которую входила и тогдашняя Иудея, у людей собирали налоги. Люди, особенно иудеи, очень не любили мытарев считая их предателями еврейского народа, изменниками иудейской веры и родины в целом. Ведь мытари отнимали у людей их деньги в пользу не Израиля, а Рима, и порой богачи ненавидели мытарей, что они отнимают у них часть богатства, а бедные люди, которые жили в бедности и растили в бедности и голоде детей, тоже должны были последние деньги отдавать через мытаря государству. А потому святой апостол Матфий как и другие мытари был презираем народом, тем более он был самым старшим сборщиком податей в крупным в то время городе Капернауме , этот город тогда был подвластен царю Ироду .


В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. Тогда город представлял собой рыбачий поселок и таможню на пути из Кесарии в Дамаск. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов — Петра , Андрея , братьев Зеведеевых Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфия . Во II веке в Капернауме образовалась община евреев, перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь, и он стал оплотом христианства в районе .

Греческая Православная церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Македонии .

Известно, что Матфей, это имя христианское, а первоначальное имя апостола было, Левий . Его так даже порой в евангелие называют, Левий Алфеев , то есть Левий сын Алфея.

Однажды когда Левий (Матфей) ходил так и собирал пошлины, он присел отдохнуть и увидел идущего Иисуса Христа. Господь подошёл к Матфею и сказал "Иди за мной" и апостол пошёл за Христом и стал его верным учеником-апостолом.

Ни каких особо важных евангельских событий с этим апостолом не связано и в перечне апостолов его упоминают на 7-8 местах.

Известно, что апостол Матфей проповедывал после вознесения Христа на небо, в Эфиопии.



Там на родине он написал Евангелие, которое нам известно, как "Евангелие от Матфея". В нём он писал о земной жизни Христа и рассказывает много фактов, которых нет у других евангелистов, а в частности о царской родословной Христа, о Рождестве Христовом, о Восточных волхвах, о бегстве во Египет и избиении Вифлиемских младенцев, о хождении по водам апостола Петра... так же он рассказывает об исцелениях людей Христом, практически пересказывает все притчи и речи Христа народу. Всё это нам известно только из Евангелия апостола и евангелиста Матфея .

Иисус Христос не оправдал политических чаяний своих соотечественников. Он не изгнал римлян из Израиля и не вступил на престол Израильского Всемирного Царства, как от него ожидали иудеи. Собственный народ оттолкнул Христа и предал его смерти как преступника. И вот апостол Матфей через свой письменный труд даёт всем сомневающимся ясный ответ, что Христос есть Мессия. Показывает это через отчёт фактических событий земной жизни Христа .

Нет достоверных сведений и о месте смерти апостола. Известно только, что эта смерть была мученическая и произошла она на земле Эфиопии.

Однако в Турции эта версия отвергается и там верят, что апостол Матфей пострадал в Турции, где и проповедовал. Православные турки верят, что апостола убили за слово во время проповеди в 17 км. от города Денизли в современном местечке Памуккале в котором ещё видны руины города Иераполиса . Вот в том Иераполисе по мнению турецкой стороны и был умерщвлён апостол Матфей .

То, что город Иераполис сыграл важную роль в распространении христианства, этот факт бесспорен. В Иераполисе был распят на кресте вниз головой и мучительно погиб один из 12 апостолов — святой Филипп . Но вот погиб ли там апостол Матфей, это вопрос спорный, да и мест связанных с апостолом Матфеем в отличие от апостола Филиппа там ни кто туристам не показывае т.


Ещё одна версия говорит о казни апостола в римской крепости Апсарос , которая находится в Грузии, в городе Гонио . Могила апостола по одной версии и находится в Гонио, в 15 км. к Югу от Батуми и в 5 км. от Турецкой границы.

Город Гонио также был известен своим театром и ипподромом. Могила Апостола Матвея, одного из двенадцати апостолов предположительно может быть в крепости Гонио. Однако, грузинское правительство в настоящее время запрещает проводить раскопки возле могилы. Другие археологические раскопки проводятся в крепости, уделяя особое внимание римским временам.

В скором времени, если господь сподобит, то в моих планах посетить это место, крепость Гонио с предположительной могилой апостола и евангелиста Матфея.

Гонио в настоящее время испытывает туристический бум. Множество туристов из Тбилиси в летние месяцы пользуются пляжами, которые обычно рассматриваются в качестве более экологически чистых, чем пляжи около Батуми (расположен в 15 км к северу от крепости).

Бытует мнение, что могилу апостола надо искать не в Турции, не в Грузинской Аджарии и вообще на в Азии, а в Африке! Есть мнение, что апостол бывал в Эфиопии и именно там и был убит. Однако Эфиопией ранее называлась не конкретная страна, а все дикие земли, а потому Понтийской Эфиопиею в древности называли западную Грузию включая все окрестности Батуми .

Да и официально Православная Церковь не сомневается, что могила апостола Матфея может быть в западной Грузии, ведь в то время здесь находилась легендарное царство Колхида граничащее с Иверией , где мог принять смерть и быть похоронен апостол.


Ну и наконец последняя версия таинственного места смерти и захоронения апостола Матфея, это не Азия и не Африка, а Европа. В частности город Салерно.

Город расположен в 56 км от Неаполя.

Первыми обитателями территории современного Салерно были этрусские племена. Затем город был колонизирован римлянами. Но настоящий его расцвет пришелся на 11-й век, когда здесь появились норманны во главе с Робертом Гвискаром. Именно он сделал Салерно столицей своего герцогства в 1076-м году и открыл знаменитую медицинскую школу Скуола Медика Салернитана, которая в Средние века была одной из самых крупных в Европе и которая известна по сей день. Из-за наличия этой школы Салерно часто называют «городом Гиппократа».

В 16-м веке во время правления семейства Сансеверино, одного из самых могущественных в южной Италии, Салерно стал важным культурным и образовательным центром, в котором жили и работали выдающиеся люди своего времени. Позднее, в 1694-м году, город серьезно пострадал во время нескольких разрушительных землетрясений и эпидемии чумы, а затем, вплоть до 18-го века, находился под властью испанского королевского дома. В годы Второй Мировой войны Салерно на несколько месяцев стал столицей Италии.

Сегодня Салерно - это важный культурный центр Кампании и всей Италии. Город разделен на три сектора: средневековый, спланированный в 19-м веке и более населенный послевоенный. Исторический центр Салерно - это разнообразие средневековых церквей , старинных домов и роскошных Палаццо, между которыми снуют толпы туристов.



В версию, что в этом городе пострадал апостол Матфей верит весь западный Католический мир . Ведь город Салерно, это Италия. Город и порт на Тирренском море, в Южной Италии, административный центр провинции Салерно. Население составляет немногим больше 146 тысяч жителей.


Но главное, в городе есть Католический собор святого апостола и евангелиста Матфея, а в нём и... мощи святого !
Собор расположен в исторической части города, он очень раскошный и называется итальянцами Сан-Маттео с «Воротами Львов», колоннадой, выполненной в исламском стиле, фонтаном классической эпохи, а также колокольней 12 века. В 1099 году собор украсили бронзовыми вратами, изготовленными в Константинополе и покрытыми орнаментом из множества православных крестов . Мощи апостола Матфея находятся в крипте посвященного ему собора.

Однако под громким названием МОЩИ СВЯТОГО, исторически подразумевается ни больше, ни меньше, как один зуб святого апостола . Как мы помним, апостола уже мёртвого обезглавили, а значит тело апостола и его голова после смерти могли быть христианами как святыни унесены в разные части света и вполне возможно, что зуб и дошёл до города Салерно!
Сегодня зуб святого Матфея, самая большая святыня собора, который кстати освещён был ранее в честь святого Григория Богослова . А святой апостол и евангелист Матфей стал небесным покровителем города Салерно.

Святой Матфей - одна из самых загадочных фигур христианства. Местонахождение его могилы остается загадкой на протяжении двух тысячелетий . Несколько стран претендует на право обладания святыми мощами апостола. Итальянцы, в частности, утверждают, что мощи евангелиста еще в I веке нашей эры, то есть сразу после смерти, попали на Апеннинский полуостров и сейчас якобы хранятся в соборе Сан-Маттео в городе Салерно. По словам представителей католической церкви, тело апостола якобы было найдено при раскопках одного из лангобардских замков и нашла их женщина, который апостол явился во сне. Мощи при обретении замироточили и Папа Римский Георгий Шестой объявляет найденные останки мощами святого апостола и заповедует их положить в этот собор, а заодно и его похоронить в соборе рядом, после его смерти, что и было исполнено спустя год. Сейчас кафедральный собор Сан-Маттео занесен во все католические путеводители для паломников и во все туристические проспекты по Италии. Однако никаких документальных свидетельств в пользу этой гипотезы на сей день не имеется . Официальный Ватикан по этому поводу дипломатично заявляет буквально следующее: "По старой католической традиции считается , что мощи, находящиеся в Салерно, принадлежат апостолу, евангелисту Матфею" Таким образом, Ватикан не утверждает однозначно , что мощи из Салерно принадлежат евангелисту .

Однако город Салерно известен не только мощами святого апостола Матфея. Среди Салернских святых: святитель города Ночеры Приск, святитель Салернский Валентиниан, священномученик Валентиниан пресвитер, святой мученик Роман, святой мученик Кионис, священномученик Елпидий епископ, священномученик Елпикий пресвитер, святой мученик Евгений, святой мученик Викентий, святой мученик Стефан, святая мученица Марина, святой мученик Оверин, святой мученик Овенчезий . В другом храме (Св.Григория Победоносца) города находятся мощи святых преподобномучениц Феклы, Архелаиды и Сусанны, пострадавших в Диоклетиановы гонения (они были обезглавлены в г. Нола в 293 г. ), Мощи же святого апостола Матфея были привезены в Салерно лонгобардским принцем Жизульфом в 954 г., а положены в крипту в 1081 г., после освящения храма .

Ну и вот самое новое Церковное предание гласит: после того как апостол Матфей принял мученическую смерть, его последователи укрыли тело святого от поругания. Якобы останки одного из четырех евангелистов захоронили в краю, где не ступала нога римского легионера. По ещё одной из версий, нетленные мощи Матфея нашли посмертное упокоение на территории.... современной Киргизии - на берегу озера Иссык-Куль . "Иссык-кульская версия" вовсе не церковный апокриф. Многие христиане убеждены в том, что легендарный евангелист был похоронен в Центральной Азии. Например, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о неоспоримом факте: "Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении" . В последнее время дискуссия вокруг места захоронения евангелиста разгорелась с новой силой. В прошлом году МИД Киргизии даже пригласил в Бишкек представителя Ватикана. Дело в том, что несколько серьезных исследователей одновременно, независимо друг от друга, пришли к выводу, что тело апостола Матфея скорее всего было погребено именно на берегу озера Иссык-Куль.


В середине XIX века известный русский ученый Семенов-Тян-Шанский , оказавшись в Венеции, получил возможность изучить так называемую каталонскую карту мира, составленную в 1375-1377 годах Авраамом и Иегуди Крескесами. Ученый обратил внимание на изображение здания с крестом, которое, если верить карте, располагалось на северном берегу озера Иссык-Куль. Рядом имелась надпись: "Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста". На карте здание с крестом было соединено прямой линией с Иерусалимом. В 1857 году Семенов-Тян-Шанский отправился исследовать Туркестан. Во время своего путешествия он пытался найти следы "монастыря братьев армянских". Но от иссык-кульских киргизов он услышал только многочисленные легенды о затонувших городах: мол, некогда на месте озера была обширная равнина с многолюдными и богатыми поселениями, но бог покарал людей за грехи, и города ушли под воду. В доказательство своих слов местные жители демонстрировали гостю находки, выброшенные на берег волнами. И добавляли, что недалеко от берега озеро прячет в глубинах руины подводных дворцов. Практичные иссыккульцы частенько доставали со дна озера кирпичи и строили из них мавзолеи для своих умерших родственников.

Любопытно, что неподалеку от того места, где, по мнению известного путешественника, мог находиться древний армянский монастырь, спустя несколько лет - в 1882 году - был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Монастырь этот тоже не сохранился, от него остались лишь здания трапезной и молельни, выполненные из такого прочного дерева, что их и топор с трудом берет. Сегодня на месте Свято-Троицкого монастыря стоит детский дом. И женщины, работающие здесь, уверяли корреспондентов "Итогов", что часто по ночам над заливом можно наблюдать необычное явление: на несколько минут будто светящийся крест начинает возвышаться над водой.

Но ничего похожего на развалины монастыря до сих пор обнаружить не удалось. Вышло так, что из всех затопленных городов на сегодняшний день самым малоизученным остается город Тюп, расположенный как раз в Курментинской бухте. Археологи не спешили в Тюп, считая его неперспективным. Если в начале ХХ века, по свидетельствам очевидцев, подводные развалины Тюпа были четко видны под водой, то уже к 50-м годам они не просматривались. Причиной тому могло стать медленное, но неуклонное повышение уровня озера. Интересно, что тогда же, в середине 50-х, поисками исчезнувшего монастыря в Курментинской бухте пытались заняться сотрудники МВД СССР и КГБ Киргизской ССР. Их интересовали прежде всего не мощи святого, а якобы спрятанные в том же монастыре сокровища. Поверить в существование клада силовиков заставило одно происшествие: в 20-х годах из китайской эмиграции в Страну Советов вернулся некто Успенский - бывший офицер-белогвардеец. С собой он привез план-схему, переданную ему за границей умиравшим православным священником. На карте было отмечено место укрытия сокровищ - где-то на северо-восточном побережье Иссык-Куля, недалеко от Тюпа. Карта попала в руки чекистов, и четверть века спустя они взялись за лопаты - но так ничего не нашли. Может быть, просто плохо искали?

Согласно священному Преданию, святой апостол Матфей принял мученическую кончину от рук язычников, проповедуя Евангелие в Эфиопии. Здесь первоначально и хранились его нетленные мощи. Когда в середине III века император Деций объявил гонения на христиан, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли честные мощи в Среднюю Азию, в армянский монастырь близ Иссык-Куля. Впоследствии город, где находился монастырь, был затоплен. Считается, что это было Божией карой горожанам за отказ в гостеприимстве и оскорбление праведного странника.

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Миланского художника Микела́нджело Меризи да Карава́джо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Святой апостол и евангелист Матфей по прежнему оставляет много неразгаданных загадок связанных со своей могилой и мощами.

Он является покровителем всех банковских и финансовых работников, банкиров и бухгалтеров. А так же таможенников.

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, /
явльшуся на земли человеком за благость, /
Тому последовав, апостол избранный явился еси /
и благовестник Евангелия вселенней велегласен. /
Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, /
моли милостиваго Бога /
да грехов оставление подаст душам нашим.

29 ноября православные отмечают день памяти апостола Матфея, автора первого Евангелия. Кем был этот ученик Христов? Как он последовал за Иисусом? С какой целью написал Евангелие? В каких странах он проповедовал и где умер? В каком городе находятся его святые мощи? О чем принято молиться евангелисту? Об этом читайте далее.

Как Матфей стал апостолом

До нашего времени дошли лишь скупые сведения о том, кем был апостол Матфей до того, как последовал за Христом. Евангелист Лука пишет, что Матфея звали Левием и он был мытарем — сборщиком подати для Римской империи. Как известно, евреи с большим презрением относились к мытарям, считая их великими грешниками. Но Христос, пришедший спасти отнюдь не праведников, обратился к Левию со словами «Следуй за Мною». И мытарь услышал призыв.

Евангелист Лука описывает это так:

После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними (Лк. 5:27-29).

Чем Евангелие от Матфея отличается от других книг Евангелия?

После Пятидесятницы, исполнившись Святого Духа, апостол отправился на проповедь в Палестине. Приблизительно в это время святой Матфей написал свой вариант Евангелия на просьбу иерусалимских верующих. Ознакомиться с его переводом вы можете в разделе «От Матфея святое благовествование ».

Благая Весть была адресована евреям, о чем свидетельствует манера повествования. Апостол писал на еврейском языке, много внимания уделял воссозданию связи с Ветхим Заветом.

Именно поэтому в тексте очень часто используются цитаты. Евангелист показал, как выглядела земная жизнь Спасителя. Апостол Матфей описал три стороны служения Христа:

  1. Пророка;
  2. Царя над всем миром;
  3. Первосвященника, искупившего каждого человека от грехов ценой Своей Крови.

До нашего времени дошел не оригинал Евангелия на еврейском языке, а перевод на греческий.

Просвещение эфиопов

После Палестины евангелист Матфей проповедовал в Сирии, Персии, Мидии, пока, по некоторым данным, не дошел до Эфиопии. Именно с этой территорией связанны многочисленные легенды и рассказы о святом.

Своей проповедью апостол обратил некоторых эфиопов в христианство, затем выстроил храм и поставил епископа Платона.

Но все же население страны оставалось преимущественно языческим. Однажды, когда святой усердно молился об обращении эфиопов, ему явился Господь и вручил жезл. Посох предстояло водрузить в землю возле храма. На этом месте должно было вырасти дерево с необычными плодами, а из корней этого дерева — истечь источник. Как говорит легенда, эфиопам предстояло сначала омыться в этом источнике, а затем вкусить плод дерева. Эти символические действия привели бы людей не только ко внешней, но и внутренней перемене.

Как эфиопский князь стал святым

С жезлом в руках апостол Матфей отправился к храму, но на пути его встретили жена и сын эфиопского правителя Фулвиана. Мать и сын страдали от беснования, и евангелист исцелил их. Увидев чудо, Фулвиан вместо благодарности обвинил апостола в колдовстве и приказал его убить.

Святого закопали в хворост и подожгли. Но тело праведника осталось невредимым. Многие, увидев чудо, поверили и затем крестились. Но правитель не остановился, а приказал сверху на хворост вылить смолу, поджечь ее, кроме этого, со всех сторон окружить святого 12 идолами. К всеобщему удивлению и ужасу, апостол Матфей остался невредим, а огонь уничтожил всех божков и обжег Фулвиана. Правитель испугался и попросил святого остановить огонь. Святой так и сделал.

После пережитого евангелист мирно упокоился. Фулвиан же никак не мог преодолеть сомнения. Поэтому он приказал запечатать тело апостола в железный гроб и пустить по воде. Если не потонет, а пристанет к берегу — Фулвиан без сомнений поверит в Бога Матфея. На следующую же ночь епископу Платону явился евангелист Матфей. Он требовал забрать на берегу гроб с его телом. Епископ вместе с правителем и другими представителями власти отправились к морю. На берегу они нашли гроб.

После этого Фулвиан, как мог, раскаивался в своем грехе, просил у святого прощения. Господь и евангелист Матфей приняли его покаяние. Вскоре епископ Платон крестил Фулвиана. Интересно, что в таинстве князь получил новое имя — Матфей. Его жизнь полностью поменялась: он даже стал епископом и продолжил дело евангелиста — проповедовал эфиопам.

Все это очень напоминает выдумку, но оказывается, что правитель Фулвиан — отнюдь не легендарная личность. О его реальности свидетельствует даже… православный календарь. Церковь канонизировала святого и чтит его память в один день вместе с евангелистом Матфеем.

Где пребывают мощи евангелиста?

Многие верующие задаются вопросом: а где находятся мощи святого Матфея? По одной версии, могила апостола находится в Эфиопии. Существует и вторая версия, согласно которой евангелиста казнили на территории современной Грузии, в городе Гонио. Там якобы он и похоронен.

Но наиболее распространенным считается третий вариант: мощи святого были вывезены еще в Х веке в итальянский город Салерно, где пребывают и по сей день. Многие паломники специально приезжают в этот город, чтобы помолиться на гробнице праведника.

О чем молятся апостолу Матфею?

Сложилось ошибочное мнение, что святые имеют свою специализацию: один помогает от головной боли, второй — удачно выйти замуж, третий — найти работу, четвертый — родить здорового ребенка.

По такому бытовому принципу апостола Матфея назвали покровителем бухгалтеров и финансовых институций (он же был в земной жизни мытарем, имел дело с деньгами!). Так что это значит? Если вы врач или учитель, то не имеете права обращаться к этому святому?

Такой подход в корне не верный. Если вы хотите помолиться евангелисту Матфею, обязательно сделайте это. Святые не подвластны земным законам, они могут сделать все, что будет на пользу человеку, который к ним обращается.

А обратиться к евангелисту Матфею вы можете своими словами или текстом специальной молитвы, приведенной ниже.

Молитва апостолу Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Предлагаем вам также посмотреть видео о житии святого:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Апостол и евангелист МАТФЕЙ (†60)

Святой Апостол и Евангелист Ле́вий Матфе́й, сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме (небольшой город в Галилее на северо-западном берегу Геннисаретского озера) . Был братом другого апостола, Иакова. Он был человек состоятельный и занимал должность мы́таря (сборщик податей и налогов) . Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.

Мы́тарь - лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле — таможенник) . Мы́тари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты римлян, мы́тари считались Иудеями за предателей и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь — у них значили одно и то же; говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними — осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

Фарисеи — одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.Х. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону.

И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мы́таре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей) Матфея. И сказал ему:

— Иди за Мной!


Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мы́таря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мы́тари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле, как-то ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе, так называемые раввины и законоучители; законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности; писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах. Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в то же время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям и, не понимая духа Закона, ложно толковали его и были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ, ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мы́тарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых».

Господь же, услышав слова их, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

«Смотри, - говорит Иоанн Златоуст, - как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал.»

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных - малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10:6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это — первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся тогда арамейском наречии, и переведено на греческий.

Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сравниваются события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, показывая, что Иисус — не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Проповедь в Ефиопии

О дальнейшей жизни самого апостола мы знаем из церковного предания. Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран) , Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. С ам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. Во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, кторого звали Фулвиан, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним.

Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Вошедши в город и приблизившись к церкви, апостол Матфей сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, — и тотчас, на виду у всех, жезл сделался великим деревом и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. В есь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.

Кончина апостола Матфея

Узнав о случившемся, местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но Фульвиан еще более разозлился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он обвинил его в колдовстве. Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолой и зажечь. Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве апостола, пламя улеглось. Его тело осталось невредимым. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончина апостола Матфея последовала около 60 года по Р. Х.

Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловом и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело, вынесенное на сушу. На утро епископ, в сопровождении множества верующих и правителя Фулвиана со своей свитой, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Эфиопия - одна из африканских стран, где христианство является основной религией. Там уже в V веке Библия была переведена на местный язык. Эфиопские христиане свято хранят память об апостоле Матфее, их первом евангелисте.

Храм св. Апостола и Евангелиста Матфея в Солерно (Италия)


Мощи святого евангелиста апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе Гизульфе I они были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно - во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.

Крипта - подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея

В крипте (подземном храме) - мощи Святого Апостола Матфея. На гробнице стоят свечи.

Апостол Матфей в искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства.


Бартолоцци, Франческо. Апостол Матфей. По рисунку Гверчино (1591-1666).

Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias) , поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий - последним. (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею:
О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. А ми́нь.



Вверх