Марина влади продает посмертную маску и последнее стихотворение высоцкого. Посмертная маска Посмертная маска высоцкого как делали

Яркой звездой вспыхнул и погас в прошлом веке талант замечательного советского актера, поэта, композитора и исполнителя В. С. Высоцкого. Жизнь этого удивительно способного человека стала символом целого поколения. Сегодня благодаря видео- и аудиозаписям можно вновь услышать его голос и увидеть его лицо. Сохранилась и посмертная маска Высоцкого.

Однако именно она и стала сейчас предметом громких споров.

Когда и как был сделан слепок с лица Высоцкого?

Высоцкого была сделана в день его смерти, 25 июля 1980 года, по инициативе его последней жены актрисы Марины Влади.

По свидетельству очевидцев, Влади вызвала художника Ю. Васильева, который, при ее помощи, сделал три слепка: один должна была забрать жена, вторая оставалась для семьи, а третью предполагали отдать в театр.

Слепок руки актера художнику Васильеву сделать не удалось.

Однако в целом вопрос о том, как делали посмертную маску Высоцкого, остается до конца не раскрытым, потому что свидетели этого процесса сегодня говорят о разном.

Следует заметить, что само изображение и копии делались в спешке. Возможно, поэтому судьба их сложилась очень по-разному.

Что произошло с тремя "посмертными лицами"?

Посмертная маска Высоцкого, увезенная во Францию Мариной Влади, долго хранилась в ее доме.

Судьба двух остальных доподлинно не известна.

Дело в том, что, судя по воспоминаниям очевидцев, одна из них досталась сначала не семье, а друзьям Высоцкого, потом ее, по некоторым источникам, все-таки передали прямым наследникам поэта.

История с третьей копией лица еще более запутана: она была передана режиссеру Театра на Таганке Юрию Любимову, который убрал ее в сейф. Однако вскоре режиссер оказался за границей, а гипсовая копия загадочно исчезла. Ее долго потом искала мать Высоцкого, однако до сих пор судьба маски неизвестна.

Копии, сделанные художником Васильевым

Дело в том, что еще существовали копии маски, которые сделал сам художник Васильев. Некоторые из них он подарил друзьям Высоцкого, в частности, В. Золотухину. Потом эта копия была передана в музей.

Позже стали появляться копии, называемые «ленинградскими», так как были впервые обнаружены в Ленинграде. Сделаны они были профессионально, однако у них была перепутана левая и правая части лица, по сравнению с оригинальной маской. Это говорило о том, что скульптор, который их изготовлял, имел доступ только к плохой и перевернутой копии лица выдающегося поэта и композитора.

Решение Марины Влади о продаже вещей умершего мужа

Посмертная маска Высоцкого снова стала предметом разговоров и толков уже в 2015 году, когда стало известно, что последняя жена поэта и композитора француженка Марина Влади выставила ее, автограф стихотворения и некоторые личные вещи своего умершего мужа на продажу.

Поступок актрисы стал активно обсуждаться в русскоязычной среде. Некоторые друзья и коллеги Высоцкого достаточно критично оценили подобный жест со стороны Влади.

В своем интервью одной из российских газет сама актриса объяснила свое решение просто: она хотела бы переехать из частного дома в маленькую квартиру, поэтому часть вещей ей необходимо продать. Также Влади заметила, что решала расстаться со своим прошлым, чтобы смело смотреть в будущее.

Почему Марина Влади решилась на продажу?

Решение актрисы и вдовы Высоцкого настолько поразило наших сограждан, многие из которых являются поклонниками таланта В. С. Высоцкого, что сразу вызвало множество домыслов и пересудов.

Однако некоторые коллеги по цеху Высоцкого пришли к выводу, что решение продать вещи поэта пришло к его вдове после того, как сын Высоцкого Никита снял фильм под названием «Спасибо, что живой», где на весь мир рассказал о том, что его отец был законченным наркоманом. Вторая жена Высоцкого - Людмила Абрамова (мать его сыновей Аркадия и Никиты) - изображена в этом фильме сугубо положительно. А вот Марина Влади (которая стала третьей женой великого актера и композитора) является, скорее, персонажем отрицательным: вместо того чтобы помочь своему мужу, алкоголику и наркоману, она уезжает домой во Францию и тревожит его надоедливыми телефонными звонками.

Безусловно, это фильм не мог понравиться актрисе Марине Влади. Она оценила работу весьма критично, кроме того, ее не устроил факт того, что на актере, исполнявшем роль Высоцкого, была надета маска ее покойного мужа. Лицо актера (эту роль сыграл Сергей Безруков) буквально до мелочей повторяло облик Высоцкого.

Так что использовать копию лица покойного поэта и певца в своих целях и делать это весьма привольно первым решился сын Высоцкого.

Возможно, поэтому актриса Марина Влади продала посмертную маску Высоцкого. Ведь тем самым она как бы напомнила миру о том, что именно она является вдовой Высоцкого и хранительницей его вещей и документов.

Что было выставлено на аукцион?

На аукцион актриса выставила около 200 экспонатов, которые связаны с ее жизнью вместе с Высоцким. Это фотографии, сделанные в разные годы в Европе и в СССР, фото с кинопроб Высоцкого, автограф стихотворения поэта, посвященного Влади. Посмертная маска Высоцкого на аукционе заняла также важное место.

Так или иначе, актриса решила продать большую часть своего архива и семейного фотоальбома. Единственное, что сохранила она для себя - это личные письма Высоцкого.

Кто купил посмертную маску Высоцкого?

Журналисты, узнав о приближающемся аукционе, живо заинтересовались им. Самые проворные тут же обратились к сыновьям Высоцкого Никите и Аркадию, его второй жене Людмиле Абрамовой и друзьям поэта с вопросом о том, не хотят ли они приобрести вещи, выставленные Мариной Влади на аукционе.

Многие отказались от интервью и каких-либо комментариев по этому поводу, сославшись на то, что Влади продает принадлежащие ей вещи, поэтому имеет право делать все, что ей угодно.

Сын Владимирович говорил журналистам о том, что хотел бы выкупить автограф стихотворения своего отца.

В итоге аукцион состоялся без участия других родственников поэта. Вопрос о том, кто купил посмертную маску Высоцкого, был самым интригующим.

Покупателем оказался наш соотечественник - уральский бизнесмен и почитатель таланта барда Андрей Гавриловский. Бизнесмен заплатил за слепок лица Высоцкого 55 тысяч евро.

О том, что посмертная маска Высоцкого продана, передали даже новостные каналы российского телевидения. Это говорит о том, что Высоцкий до сих пор остается любимым актером и исполнителем многих наших соотечественников.

Как сложится судьба копии лица поэта и композитора?

Когда маска была приобретена русским бизнесменом на торгах, состоявшихся 25 ноября, это вызвало широкий общественный резонанс. Поклонники таланта Высоцкого искренне заинтересовались личностью покупателя - однако об этом человеке известно очень немногое.

Так, фактом является то, что Андрей Гавриловский основал в Екатеринбурге огромный музей Высоцкого, даже назвал его именем небоскреб. При этом сегодня до конца не известно, появятся ли купленные им вещи в его музее, так как бизнесмен живет за границей, а на Родине против него пытаются возбудить уголовные дела.

Мнение Людмилы Абрамовой

Разговоры о состоявшемся аукционе, на котором были проданы вещи Высоцкого, достаточно долго не умолкали. Журналисты писали о том, за сколько продана посмертная маска Высоцкого, кто стал ее новым владельцем, вспоминали слова покойного художника и скульптора Васильева о том, что с изображениями лица нужно обращаться очень бережно и т. д.

Журналисты взяли интервью по этому поводу и у второй жены Высоцкого, проживающей в России, Людмилы Абрамовой. К чести этой мужественной женщины, она вела себя очень достойно. Призывала журналистов не осуждать поступок Марины Влади, которая решилась на эту продажу. Указывала на то, что журналисты не могут знать тех причин, которые побудили Влади на это.

Говорила о Влади, что та еще много лет назад передала в музей Высоцкого на добровольной и безвозмездной основе множество фотографий и других документов. Абрамова объяснила, что она даже рада, что эти вещи выкупил русский бизнесмен, который искренно любит наследие ее мужа. Музей же Высоцкого не мог позволить себе таких трат, но это несущесвенно, так как в нем уже имеется много экспонатов, связанных с жизнью и творчеством замечательного русского барда.

В целом следует отметить, что история с продажей вещей Высоцкого не является чем-то негативным. Не стоит осуждать поступок Марины Влади, которая похоронила своего мужа 35 лет назад и имеет право на забвение и покой. Свои трудные отношения с Высоцким Марина Влади описала в автобиографических книгах.

А сегодня наступает новая эпоха - людей, которые уже не знали Высоцкого лично, но от всей души полюбили его песни, кинофильмы и спектакли.

Крупнейший французский аукционный дом Drouot накануне распродал личные вещи Владимира Высоцкого, которые выставила на торги его супруга, актриса Марина Влади. Последнее стихотворение знаменитого советского барда, написанное любимой жене на клочке проездного билета (продано за рекордные 200 тысяч евро), посмертная бронзовая маска поэта (стартовая цена – от 30 до 50 тысяч евро), фотография Владимира Высоцкого, сделанная на съемках фильма «Екатерина II и Пугачев» (продана за 9500 тысяч евро), и еще 35 лотов.

Едва общественность прослышала об аукционе, поклонников Высоцкого буквально захлестнула волна негодования: имеет ли право 77-летняя вдова прощаться с вещами своего знаменитого супруга? Эту тему один из первых в своей программе «Сегодня вечером» поднял главный редактор «СтарХита» Андрей Малахов. Как оказалось, у Влади в последнее время возникли трудности с деньгами - актриса решили продать загородный дом и переехать в небольшую квартиру в Париже. Туда, в скромные апартаменты, Марина Влади решила не брать с собой все добро, нажитое мужем.

Для почитателей творчества Высоцкого каждый из выставленных на аукционе предметов - бесценен. Однако минувший вечер все-таки доказал: у всего есть своя цена. 365 тысяч евро - именно на такую сумму стало меньше состояние уральского бизнесмена Андрея Гавриловского, хозяина музея в Екатеринбурге и 54-этажного бизнес-центра, названного именем поэта. Мужчина приобрел большую часть артефактов легендарного барда. После окончания аукциона, правда, стало известно, что в настоящее время бизнесмен находится за границей из-за возбужденного против него на родине уголовного дела.

Пустила с молотка вдова Высоцкого и самые ценные вещи из личной коллекции - посмертную маску поэта (стартовая цена 50 тысяч евро). Именно этот экспонат вызвал настоящий ажиотаж среди коллекционеров, и был продан за 55 тысяч евро.

// Фото: Пресс-материалы аукционного дома Drouot

Свое отношение к подобному поступку и к самому Владимиру Высоцкому высказали многие деятели искусства. Так, Андрей Ургант в эфире программы «Сегодня вечером» поделился, что гордится и благодарен судьбе, что «родился у такой мамы, которая дружила с Владимиром Высоцким». Не остался в стороне и Андрей Соколов, который давно дружит с Мариной Влади.

«Что касается аукциона, надо бросить клич, собрать деньги и выкупить все, что можно, для музея Высоцкого. Знаю, его директор, сын Владимира Семеновича - Никита, будет со мной солидарен», - заявил артист.

Посмертная маска

26 июля художник Юрий Васильевич Васильев вместе со своим сыном Михаилом, студентом Строгановского училища, по просьбе Ю. Любимова снимает посмертную маску Владимира Высоцкого. Васильев был хорошо знаком с Высоцким. Он был художником спектаклей «Павшие и живые» и «Пугачев», был знаком со скорбным ремеслом создания посмертных портретов. В свое время он делал посмертную маску турецкого поэта Назыма Хикмета…

В 14 часов 10 минут Васильев по всем правилам наложил маску, как это делал всегда. Когда же он попытался ее снять – это оказалось невозможным. Как будто какая-то сила прижала ее к лицу. Юрий Васильевич вспоминал, что он обратился к Высоцкому: «Володенька, отпусти». Неожиданно легко маска снялась.

М. Влади помогала при этой работе художнику. В своих воспоминаниях она напишет: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску».

Конечно же, романтичнее и таинственнее снимать посмертную маску самой и ночью, тем более когда тебе «помогает скульптор»…

И с меня, когда взял я да умер,

Живо маску посмертную сняли

Расторопные члены семьи…

Одновременно с маской был сделан слепок левой руки Высоцкого. Этот слепок Ю. Васильев передал в Музей Высоцкого. Решением фондовой комиссии музея слепок был принят на хранение во вспомогательный фонд. Музейные правила предполагают включение предметов в основной фонд лишь при гарантированной возможности их хранения сколь угодно долго. Материал слепка – гипс. По мнению работников фондового отдела, этот материал не обеспечивает длительной сохранности без надлежащих условий.

По первому слепку маски была изготовлена разъемная форма, по которой были изготовлены три гипсовые копии и три отливки из металла. Отличительной особенностью масок работы Юрия Васильевича было наличие на обратной стороне по мягкому материалу надписи «Вл. Высоцкий», подписи скульптора «МОН» (это было его детское прозвище) и римских цифр – порядкового номера маски: I, II, III. Первичный же слепок не был заполнен гипсом изнутри (полый), находился в мастерской скульптора (с застывшими в гипсе ресничками) и пропал из мастерской, когда Юрий Васильевич был болен и в мастерской жила его дочь.

Гипсовая маска с номером «один» была подарена Васильевым своему другу, профессору Ю. Делюсину, который долгое время входил в художественный совет Театра на Таганке; вторая маска была выполнена мастером по личной просьбе В. Золотухина и находится у него; третью маску 13 июня 1991 года жена Ю. Васильева Елена Петровна передала в музей.

Потом были заказаны бронзовые копии, тоже в трех экземплярах. Для качественной отливки Юрий Васильевич отдал свои серебряные ложки.

Одна из них – во Франции у М. Влади, вторую Васильев отдал лично Ю. П. Любимову, который положил маску в сейф, третья маска, которая предназначалась для семьи, Васильев передал Артуру Макарову.

В 1983 году Ю. Любимов уезжает в Лондон ставить там спектакль «Преступление и наказание», и вторая маска исчезает из сейфа… Противоречивая информация от разных лиц судьбу этой маски так и не раскрыла.

В. Янклович: «Скульптору Распопову, который делал фигуру Высоцкого, понадобилась маска, понадобилась для работы. Распопов решил обратиться к Дупаку (раз в театре – значит у директора). Дупак ответил, что маски у него нет, Любимов увез ее за границу… Но Петрович никакой маски за границу не увозил, она должна быть у Дупака…» Семья беспокоится тоже. Нина Максимовна Высоцкая приезжает в театр… Где маска? «Дупак повел нас в кабинет… Нет ключа от сейфа! Долго искали ключ. Открыли сейф в кабинете Любимова – маски нет. А Дупак говорит: «Я ничего не знаю. Маска была». – «Как же так, Николай Лукьянович!» – «Я буду искать». Звоню на следующий день: “Вы знаете, Нина Максимовна, обратитесь к Марине… Мы и вторую отдали ей…”»

Бронзовую маску не нашли, зато массово обнаружились гипсовые подделки. В 1990 году ленинградцем Александром Кисиленко в музей была передана гипсовая маска Высоцкого. Людмила Абрамова, работавшая в то время в музее, рассказала, что они с вдовой Ю. Васильева положили рядом оригинал посмертной маски Высоцкого и «ленинградскую версию»: «У «ленинградской копии» перепутаны правая и левая стороны. У настоящей маски на одну сторону уголок рта опущен, а у копии – на другую. Но вполне возможно, что это делал скульптор, причем скульптор неплохой, потому что определенное сходство там есть… Но делал по фотографиям. Вдова Васильева говорит, что это самостоятельная работа… Воссоздание, которое выдают за посмертную маску… Ведь Васильев снимал только лицо, потому что был сильный отек шеи, и он сделал только до подбородка… А на «ленинградской» работа очень глубокая: шея, уши, волосы… Причем волосы сделаны совершенно не так…»

Из книги Эдуард Мане автора Перрюшо Анри

Посмертная судьба Мане похоронили 3 мая 1883 года на кладбище Пасси.12 мая «La Vie moderne» писала: «По тому шуму, который вызывает смерть человека, можно очень точно определить, какое место занимал он при жизни. На следующий же день после смерти Мане вся пресса отозвалась на это

Из книги Сезанн автора Перрюшо Анри

Посмертная судьба Сезанн оставил 800 с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков. В каталоге работ Сезанна, составленном Лионелло Вентури, автор относит около 130 полотен к началу деятельности художника (до 1871 г.), 160 – к так называемому

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

Посмертная усталость «С Новым годом! С новым горем!» – написала в начале 1940-го Ахматова.Так он и начался, этот год: с нового горя, с провала наступления на Финляндию, с новых жестокостей, с новых смертей: 17 января расстрелян Бабель, 2 февраля – Кольцов и Мейерхольд… (Ирина

Из книги Жизнь Тулуз-Лотрека автора Перрюшо Анри

Из книги Шекспир автора Морозов Михаил Михайлович

XXVIII. ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА Пьесы Шекспира, как мы знаем из многочисленных источников, пользовались шумным успехом у зрителей «общедоступных» театров. Напомним уже цитированные нами слова современника Шекспира, Антони Сколокера, писавшего в 1604 году о том, что пьесы Шекспира

Из книги Запрещенный Тесла автора Горьковский Павел

Посмертная маска ученого Достигнув почтенного возраста, изобретатель продолжал жить в мире тайных встреч, резидентов конкурирующих разведок и паролей. Среди его новых знакомых были даже анархисты - люди, не признающие ни эксплуатации, ни иерархии, ни государства, зато

Из книги Скобелев: исторический портрет автора Масальский Валентин Николаевич

Глава VII. Последние дни. Смерть и посмертная судьба Когда до Петербурга дошла весть о парижской речи Скобелева, это вызвало к нему новый взрыв интереса и сочувствия, питавшийся как сенсационностью новости, так и содержанием речи. «В Петербурге только и разговору, что про

Из книги Великий Мао. «Гений и злодейство» автора Галенович Юрий Михайлович

Посмертная оценка Сталина и Мао Цзэдун Хрущев вспоминал: «На XX съезде КПСС мы осудили Сталина за его эксцессы, за то, что он произвольно репрессировал миллионы честных людей, и за его единоличное правление, которое нарушало принципы коллективного руководства. Сначала Мао

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Посмертная судьба ВСТУПЛЕНИЕ Потомством взвесится, Кто сколько утаил… Н.Гумилев Стихотворение гения возможно анализировать и через сто лет после его смерти, а что касается биографии - тут многое зависит от современников. Ответственность современников в том, чтобы

Из книги Александр Галич: полная биография автора Аронов Михаил

Из книги Роден автора Шампиньоль Бернар

Часть четвертая Посмертная судьба Последний путь 1В первом номере журнала «Посев» за 1978 год был напечатан редакционный некролог: «Отпевали Галича 22 декабря в переполненной русской церкви на рю Дарю. Присутствовали руководители, сотрудники и авторы “Континента”,

Из книги Пифагор автора Суриков Игорь Евгеньевич

ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА Почти до конца жизни Родена его искусство вызывало ожесточенные споры. Но время всё расставило на свои места. То, что казалось скандальным, постепенно стало восприниматься иначе, позволяя увидеть гениальность новатора. В XX веке не было другого такого

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Глава пятая. ПОСМЕРТНАЯ СУДЬБА

Из книги Рихард Зорге. Джеймс Бонд советской разведки автора Соколов Борис Вадимович

168. Моя посмертная судьба Ни там, где песня ангельских кларнетов Под меди звон встречает утро дня, Когда умру, не сыщете меня Среди присноблаженных силуэтов; Ни там, где ярким блеском самоцветов Под светочем небесного огня Горит на Божьем воинстве броня, - Но только в

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Посмертная слава Американцы, оккупировав Японию в сентябре 1945 года, получили доступ к документам японских спецслужб, в том числе, касающимся Рихарда Зорге и его группы. Документы эти сохранились не полностью. Часть их сгорела во время пожаров во время одного из

Из книги автора

Посмертная история трудов Леонардо Согласно завещанию Леонардо да Винчи все бумаги, книги и инструменты достались его ученику Франческо Мельци. Почти сорок лет Леонардо заносил в свои записные книжки схемы и рисунки изобретений, расчеты, научные гипотезы. Рисунки

Черновик последнего стихотворения Владимира Высоцкого, посвященного Марине Влади, стал самым дорогим лотом аукциона, на котором продавались вещи из личной коллекции актрисы. Лирическое стихотворение п оэт записал на двух сторонах бланка парижского туристического агентства 11 июня 1980 года, за полтора месяца до своей смерти. Черновик был продан за €200 тыс., при том что изначально оценивался экспертами в €10-15 тыс .

Последнее стихотворение Владимира Высоцкого, проданное на аукционе Drouot за €200 тыс.

Вторым по стоимости лотом аукциона стала п осмертная маска Владимира Высоцкого. Она была продана за €55 тыс.

Выполненная из сплава бронзы и серебра, эта маска была сделана другом Высоцкого, скульптором Юрием Васильевым, сразу после смерти поэта. Маска существует всего в трех экземплярах: первая до сегодняшнего дня принадлежала Марине Влади, вторая хранится в музее Высоцкого в Москве, а судьба третьей неизвестна — в свое время она пропала из сейфа художественного руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова .

Посмертная маска Владимира Высоцкого, проданная на аукционе Drouot за €55 тыс.

Среди других экспонатов, проданных с аукциона, — несколько фотографий Влади и Высоцкого, выполненных разными фотографами в разные годы. В частности, на торги была выставлена известная серия из четырех портретов барда, сделанных Валерием Плотниковым в 1975 году, портрет Марины Влади и Высоцкого в Нью-Йорке авторства Леонида Любяницкого и уникальная цветная фотография обнимающихся Влади и Высоцкого на одной из площадей Рима работы неизвестного автора.

Заинтересовали коллекционеров и фотографии с кинопроб Высоцкого. Например, серия портретов, сделанных Валерием Плотниковым на тестовых съемках фильма «Екатерина II и Пугачев» (Высоцкий пробовался на роль Пугачева), ушла за €9500 .

Владимир Высоцкий на съемках фильма «Екатерина II и Пугачев», €9500

Всего Марина Влади выставила на аукцион около 200 предметов, значительная часть которых так или иначе была связана с Высоцким. Кроме того, в ходе торгов были проданы некоторые ювелирные украшения актрисы, рисунки Михаила Шемякина (самой дорогой оказалась акварель «Волкодав и женщина » с автографом художника «Для Володи Высоцкого с любовью и восхищением», € 7500) , книги из личной библиотеки Влади. Среди книг наибольший интерес покупателей вызвал толковый словарь с иллюстрациями Пабло Пикассо, который был продан за € 4000.

Акварель Михаила Шемякина «Волкодав и женщина» с автографом «Для Володи Высоцкого с любовью и восхищением», €7500

По сообщению РИА Новости, вскоре после появления информации об аукционе член общественного совета при министерстве культуры России Григорий Заславский обратился к своим коллегам с предложением привлечь меценатов для участия в аукционе, чтобы некоторые лоты были выкуплены и переданы в российские музеи. « Но меня поддержала только Галина Маланичева (председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — «РБК Стиль») , больше никто не откликнулся. Это же общественный совет, значит, у них какие-то другие более серьезные заботы », — отметил Заславский.

Поcле окончания аукциона стало известно, что большую часть лотов, связанных с именем Высоцкого, купил предприниматель из Екатеринбурга Андрей Гавриловский. Он является поклонником поэта, открыл в Екатеринбурге музей Высоцкого, установил памятник. Именем Высоцкого назван и 54-этажный небоскреб, построенный фирмой Гавриловского. Однако, как сообщает Интерфакс, в настоящее время бизнесмен находится за рубежом из-за возбужденного против него в России уголовного дела.

В парижском аукционном доме "Друо" прошел аукцион вещей из личной коллекции знаменитой французской актрисы с русскими корнями Марины Влади. Часть предметов связана с именем ее мужа - легендарного советского актера, поэта и барда Владимира Высоцкого.

Как рассказал организатор аукциона Эли Моранж, с которым довелось побеседовать в аукционом зале "Друо" номер 2, где были выставлены все 197 лотов коллекции Марины Влади, на многие предметы заранее поступили заочные биды - предложения о приобретении за определенную сумму. На вопрос о количестве таких заявок, эксперт ответил: "Порядка восьмидесяти".

Самым дорогим лотом оказался тот, что шел под номером 48. Это одно из последних стихотворений Владимира Высоцкого, посвященное Марине Влади. Оно написано его рукой на визитной карточке агентства путешествий "Viazur" размером 13,4 х 10 сантиметров и в нем есть такие строчки: "Вернусь к тебе как корабли из песни, все помня, даже старые стихи…". На картонке стоит дата - 11 июня 1980 года. До смерти поэта, всколыхнувшей всю страну, оставалось полтора месяца.

После долгой и довольно напряженной борьбы, когда в нее попеременно вступали как люди, присутствовавшие в зале номер 2 аукционного дома, так и те, кто делал свои предложения по интернету и телефону, лот при стартовой цене в восемь тысяч евро сначала поднялся до ста тысяч, а потом медленно добрался до отметки в 200 тысяч.

Законный вопрос: кто приобрел этот раритет? Это супруга Андрея Гавриловского - основателя музея Владимира Высоцкого в Екатеринбурге и совладельца небоскреба "Высоцкий". Чета специально прилетела в Париж, чтобы приобрести автограф стихотворения, который станет музейным экспонатом. Помимо автографа, Гавриловские купили также еще несколько предметов, связанных с Высоцким и Влади, в том числе несколько икон.

Сюрпризом нынешнего аукциона стал и другой лот, шедший под номером 90. Считалось, что именно он, а речь идет о посмертной маске Владимира Высоцкого, выполненной из сплава бронзы и серебра, станет самым успешным. Не только потому, что у этого лота была самая высокая оценочная стоимость в пределах 30-50 тысяч евро, но и из-за оживленных дискуссий вокруг посмертной маски, на внутренней стороне которой красной краской обозначен год смерти барда - 1980-й и инициалы Марины Влади - MV.

И, тем не менее, на торгах особо ажиотажа этот лот не вызвал, хотя накануне Эли Моранж был убежден в том, что его эстимейт будет перекрыт многократно. Однако этого не произошло. Посмертная маска ушла по цене на 10 процентов выше верхнего предела ее оценки - за 55 тысяч евро.

Этот лот приобрел также россиянин. Правда, узнать его имя пока не удалось. Этого инкогнито на торгах представлял искусствовед, специалист по старинным рукописям Артур Гамалей, который вот уже свыше пяти лет живет в Париже и организует аукционы русского искусства во Франции.

Я независимый эксперт, часто советую коллекционерам и помогаю им в покупках, когда они ко мне обращаются, - поделился он с "Российской газетой". -Приобретение посмертной маски Высоцкого - как раз такой случай. Ко мне обратился россиянин, проживающий за рубежом, с просьбой принять участие в аукционе Марины Влади и постараться купить посмертную маску. Откровенно говоря, я думал, что цена будет гораздо выше. Но, знаете, в этом и особенность аукционных продаж. В них всегда есть место для неожиданностей. В данном случае для меня и моего клиента неожиданность оказалась счастливой. Что касается Высоцкого, то он для русской культуры второй половины ХХ века являлся, скажем так, Александром Блоком своего времен и все, что с ним связано, для нас свято.

Среди других экспонатов коллекции Влади были несколько десятков черно-белых и цветных фотографий актрисы и Высоцкого. Некоторые сделаны мастерской рукой фотографа Валерия Плотникова. При средней оценочной стоимости в пределах 100 - 1200 евро, многие их них были проданы в пять, а то и шесть раз дороже.

То же самое произошло с работами таких художников, как Михаил Шемякин, Рональд Сирл, старинными иконами и другими предметами. В общей сложности Марина Влади должна выручить за свою коллекцию, как считают эксперты, свыше 600 тысяч евро.

Кстати, актриса также выставила на продажу свой просторный двухэтажный дом в Мезон-Лафите, что в двадцати километрах к западу от французской столицы, где последние годы жила в одиночестве. В конце декабря она планирует перебраться в небольшую квартиру поближе к Парижу, где часто бывает, снимаясь в разных кино- и телевизионных проектах.

На свой аукцион в "Друо" Марина Влади не явилась. По словам Эли Моранжа, ей, мягко говоря, "не пришлась по вкусу шумиха, возникшая вокруг торгов".



Вверх