Конечным бенефициаром является. Кто такой бенефициар: определение, особенности и права. Сведения о бенефициарах. Банковская гарантия: бенефициар и принципал

Сведения о бенефициарном владельце - образец заполнения этого документа в форме, требуемой законом, должен быть в каждой организации. Особые цели представления этой информации диктуют и специальные способы ее получения.

Где используется понятие бенефициарного владельца

Законодатель не первый год предпринимает меры, направленные на реализацию возможности привлечения к имущественной ответственности не только юрлица, но и физических лиц, в интересах которых оно действует и совершает сделки. В нашей статье мы рассмотрим, когда, каким образом и в каком виде формируются сведения о бенефициарных владельцах, которые обязано представлять юрлицо.

Наряду с этим понятием, введенным законом «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ), «поднятию корпоративной вуали» способствуют разные системы норм:

  • Об аффилированных лицах. Подробнее здесь: Образец заполнения списка аффилированных лиц в 2018 - 2019 году , Список аффилированных лиц акционерного общества (нюансы) .
  • Взаимозависимых лицах. Читайте в статье на сайте по ссылке: Какие лица признаются взаимозависимыми по НК РФ? , и немного о соотношении понятий: Аффилированные и взаимозависимые лица - что это? .
  • Контролирующих и подконтрольных лицах (ст. 189.23 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, ст. 2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ) и др.

Особенность каждого из понятий такого рода — его строго целевое (телеологическое) наполнение, которое определяется законом. Из этого вытекает, что аффилированность или подконтрольность лица, если они доказаны, имеют значение для определения бенефициарности только при соответствии полученной информации закону № 115-ФЗ.

Бенефициарный владелец, таким образом, устанавливается только по закону № 115-ФЗ. Его нужно отличать от выгодоприобретателя.

В чем отличие бенефициарного владельца от выгодоприобретателя

Этимологически термины «бенефициар» и «выгодоприобретатель» практически тождественны, т. к. бенефит — это также выгода, а бенефициар — тот, кто ее получает. Но в законе № 115-ФЗ эти 2 термина содержательно различны:

  • Бенефициарный владелец — это физлицо, которое определяется исходя из его возможности прямо или косвенно контролировать действия проверяемого лица на документально подтвержденном основании. Это может быть владение более 25% уставного капитала или иной способ влиять на принимаемые решения.
  • Выгодоприобретатель — физлицо или юрлицо, которое является получателем дохода от операции, проводимой лицом. Это может быть принципал по агентскому договору или иной субъект, в данном случае возможность контролирующего воздействия не рассматривается. Его особая характеристика — то, что он извлекает выгоду из действий проверяемого лица только по конкретной проводимой операции, а не от всей его деятельности (см. информационное сообщение о типовых вопросах…, опубликованное на сайте Росфинмониторинга).

Из приведенных понятий видно, что они могут пересекаться, одно и то же лицо может выполнять одновременно 2 роли по отношению к проверяемому.

Кто и для чего выявляет бенефициаров, как сведения о бенефициарных владельцах предоставляются через ФНС РФ

Цели получения информации о бенефициарах определяются назначением норм закона № 115-ФЗ — противодействие вводу в законный оборот денежных средств, полученных преступным способом. Это вытекает из понятия легализации (ст. 3 закона № 115-ФЗ).

Своих бенефициарных владельцев обязано выявлять каждое юридическое лицо на основании ст. 6.1 закона № 115-ФЗ. Кроме того, эти сведения собирают банки и другие организации (подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Им в помощь разработаны специальные Методические рекомендации (письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57).

В обязательном порядке сведения подлежат представлению по запросам в уполномоченные органы, к числу которых в первую очередь относятся ФНС РФ и специально созданный государственный орган — Росфинмониторинг, образованный Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808.

Учитывая, что все организации имеют телекоммуникационные каналы связи (ТКС) с налоговыми органами, было принято решение о том, что запросы и ответы на них должны направляться по ТКС через ФНС РФ (пп. 1-4 Правил предоставления юрлицами информации о своих бенефициарных владельцах…, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, далее — Правила). Формат представления сведений утверждается ФНС РФ. На их представление юрлицу отводится 5 рабочих дней.

Форму документа, который составляется в организации, можно скачать по ссылке: Образец заполнения сведений о бенефициарных владельцах .

Какие сведения должен содержать список бенефициарных владельцев

Физлицо признается бенефициарным владельцем, если имеет возможность контролировать действия организации при наличии следующих признаков:

  • владение прямо или косвенно (через участие в юрлицах) более 25% уставного капитала или голосующих акций;
  • возможность влиять на решения организации на основании договора или иных документов, определяемых организацией самостоятельно.

Если установить бенефициара не представляется возможным, в этом качестве признается руководитель исполнительного органа. Это же правило применяется в отношении юрлиц — участников или управляющего юрлица.

Состав сведений о бенефициарном владельце (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • паспортные данные;
  • данные миграционной карты;
  • адрес регистрации;
  • ИНН и др.

Банки могут затребовать ряд дополнительных сведений, предусмотренных прил. 1 к положению ЦБ РФ «Об идентификации…» от 15.10.2015 № 499-П, например номер СНИЛС.

Отметим, что п. 2 Правил предусмотрено, что представлению в ФНС РФ и (или) Росфинмониторинг подлежат документально подтвержденные сведения о бенефициарах либо информация о мерах, предпринятых для получения этих сведений, в рамках выполнения обязанностей, предусмотренных законом. Передача такой информации не является нарушением законодательства о защите персональных данных (п. 5 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ).

Обязанности юридических лиц по закону № 115-ФЗ

Каждая организация обязана:

  • иметь в наличии документально подтвержденную информацию о своих бенефициарах и регулярно, не реже 1 раза в год, обновлять ее;
  • хранить полученные документы и сведения в течение 5 лет;
  • представлять информацию и документы по запросу уполномоченных органов или ФНС РФ.

От сбора информации освобождаются субъекты с преобладающим государственным участием, а также международные и некоторые иностранные организации (п. 2 ст. 6.1, абз. 2-5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

Для выполнения этих обязанностей юрлицо запрашивает у своих участников и контролирующих лиц необходимые сведения, которые обязательны к представлению. Каким образом следует поступить в случае отказа или уклонения от их представления со стороны адресатов запросов, в законе не раскрывается.

Специальная административная ответственность для обязанных лиц отсутствует, поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ (неосуществление внутреннего контроля), может быть только лицо, указанное в ст. 7 закона № 115-ФЗ (операторы по приему платежей и др., см. решение Липецкого облсуда от 21.09.2017 по делу № 21-152/2017).

Итак, сведения о физлицах, являющихся бенефициарными владельцами юрлиц, представляются по запросам в органы государственной власти и иные организации, действующие в соответствии с законом № 115-ФЗ, и включают информацию о гражданах, на которую в этой ситуации не распространяется законодательство о защите персональных данных.

Кто такой бенефициар? Возможно вы слышали это слово в новостях по телевидению или в кино. Однако сам этот термин недостаточно популярен, даже учитывая особенности развития экономики, бизнеса и предпринимательства, а также эпоху Интернета.

Постараемся ответить на вопрос, кто такой бенефициар, максимально развёрнуто. При этом стоит осветить некоторые детали, так как слово имеет несколько значений, а потому существуют некоторые сложности с их определениями, например, в сферах бизнеса и права.

Термин

Само слово бенефициар имеет французские корни (от. benefice - доход, прибыль) и переводится как выгодоприобретатель . Возможно, что оно также произошло от английского benefit, что переводится как богатство . В любом случае, контекст связан с денежной сферой и ценностями.

Определение

В самом широком смысле бенефициар - это лицо, которое владеет каким-либо ценным имуществом и извлекает из него выгоду, например, путём передачи в пользование своей собственности. Характер ценностей при этом может быть совершенно различный: недвижимость, транспорт, ценые бумаги, производственные мощности и иные активы. Самый простой пример - это арендодатель квартиры: очень часто людей, сдающих недвижимость, называют рантье. Также сюда можно отнести и субаренду, то есть снятие недвижимости с целью сдать её по более высокой цене.

Однако у термина бенефициар есть и другие области применения, так как он используется во многих сферах, связанных с юриспруденцией и экономикой. В частности, страхование, брокерское обслуживание и бизнес. Об этом будет сказано более подробно.

Почему вы могли не слышать о данном термине

Несмотря на такие логичные вещи, как распространение Интернета, появление множества различных порталов и сайтов, посвещенных юриспруденции, экономике и бизнесу, само слово бенефициар используется достаточно редко.

Чаще всего употребляются такие слова, как, например, учредитель бизнеса, арендодатель, собственник, владелец, однако описываемый термин почти не применяется и является узкоспециализированным. Причина кроется в том, что данное иностранное слово непривычно, а также имеет множество синонимов и схожих по контексту выражений, примеры которых вы можете видеть выше.

Более широкое распространение слова, которому посвещена данная статья, произошло с появлением редакции федерального закона, вступившего в силу 21 декарбря 2016 года, который обязывает юридические лица раскрывать сведения о бенефициарах. Речь о данном нововведении пойдёт далее, после освещения некоторых фактов.

Кто может быть бенефициаром

Бенефициарами могут быть как юридические, так и физические лица. В качестве примера можно привести владельцев производственных мощностей, транспорта и помещений, которые сдаются в аренду, и ими пользуются предприятия.

Однако данная терминология применяется в различных сферах: даже несмотря на схожий смысл, значения могут немного отличаться, в зависимости от контекста, из-за чего могут возникать недопонимание и трудности. Далее самые распространенные примеры из различных областей, где широко фигурирует описываемый термин.

Страховые компании

В страховой сфере бенефициаром называют лицо, которое может претендовать на получение выплаты. Важно отметить, что это не обязательно собственник страхуемого имущества. Например, получателем средств может являться банк.

Если речь идёт о страховании жизни, то бенефициаром может выступать не только страхуемое лицо, но и, к примеру, супруг или наследник.

Кредитование

В кредитной сфере вышеописанный механизм носит название банковской гарантии. Он подразумевает трёхсторонее соглашение, при котором банк будет являться бенефициаром и получит выплату от страховщика (гаранта) при наступлении соответствующего случая у клиента. Подобная практика позволяет снизить различные риски, связанные с непогашением долга, в связи с несчастными случаями и иными негативными факторами, которые могут затронуть заёмщика.

В целом в данной сфере много своих нюансов и особенностей, например, в соответствии с Гражданским кодексом гарант может отказаться удовлетворять требование бенефициара по выплате в случаях, которые предусматриваются законодательством. Например, это могут быть явные нарушения условий предоставления гарантии, проблемы с некоторыми документами и т.д.

Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ

Данный нормативно-правовой акт и его последние редакции содержат в себе пункт, смысл которого в том, что юридические лица обязаны предоставлять государственным органам сведения о бенефициарных владельцах. Даже исходя из названия данного нормативного документа можно сделать вывод, что цель изменений - противодействие различным преступлениям и правонарушениям.

Примерный перечень данных включает в себя:

  • паспортные данные;
  • адрес;
  • ИНН (если есть);
  • информация о гражданстве, документ, подтверждающий законность пребывания в стране (для иностранцев).

Информация о бенефициарах может запрашиваться не только государственными органами, но также банками и кредитными организациями. Для этого существуют специальные формы и бланки, кроме того, некоторые данные могут уточняться путём запроса дополнительных документов и сведений.

В обязанности юридических лиц входит сбор и хранение информации о бенефициарных владельцах, а также документальное подтверждение полученной информации. Кроме того, юридические лица должны обновлять полученные сведения о бенефициарах раз в 12 месяцев. Хранение информации осуществляется в течении 5 лет после получения.

Сбор данных осуществляется посредством запросов в отношении участников фирмы, которые обязаны предоставить имеющуюся у них информацию. Правами на получение подобной информации обладают уполномоченные государственные органы и кредитные организации. Документ, который содержит подобную информацию, называется "Справка о бенефициарах" и содержит информацию о собственниках.

Соответствующие бланки и формы, в которых указываются собственники, можно найти в различных источниках. Кроме того, они часто присутствуют на официальных сайтах банков и кредитных учреждений.

Бенефициарный владелец

Данный термин имеет более точное значение, так как фигурирует в вышеуказанном федеральном законе и более чётко конкретизирован. Речь идёт о таких лицах, которые имеют реальную власть при принятии различных решений в фирмах за счёт владения долями (более 25 %) в уставном капитале. Ключевые действия могут осуществляться как напрямую, так и через третьих заинтересованных лиц.

В качестве примера можно привести учредителей организаций, держателей крупных пактов акций (в случае с акционерными обществами), а также участников, имеющих большую долю в капитале предприятий.

Кроме того, федеральный закон имеет трактовку термина выгодоприобретатель . Под последним подразумевается субъект, который получает доход от деятельности фирмы.

Таким образом, бенефициары юридического лица - это субъекты, имеющие более 25 % активов предприятия и возможность принятия решений, а выгодоприобретатели - это лица, получающие прибыль от деятельности фирмы, например, на основе различных договоров, комиссий и т.д.

Конечный бенефициар

Под данным термином понимается только физическое лицо. Это истинный собственник какой-либо компании. Если не вникать в сложные конструкции и юридические термины, а дать краткую характеристику, можно воспользоваться самым простым примером. Например, есть общество с ограниченной ответственностью, которое получает прибыль за счёт того, что является учредителем другой организации. В свою очередь владелец первой фирмы будет являться конечным бенефициаром, так как может получать выгоду от деятельности нескольких предприятий.

Таким образом, данное определение описывает именно физическое лицо, которое имеет больше всего влияния и самое большую долю среди участников организации.

Права

Если рассматривать бенефициаров как учредителей, участников и акционеров, то возможности будут достаточно стандартными. К ним относят такие возможности как распоряжение своими активами, контролирование работы руководства организации, участие в собраниях, принятие решений в соответствии со своими долями, получение прибыли, диведендов. Очень важно документировать деятельность и заключать договоры, связанные с управлением имуществом или ценными бумагами.

Итоги

Таким образом, мы ответили на вопрос, кто такой бенефициар. В общем смысле - это лицо, обладающее какими-либо источниками дохода, которые могут быть представлены в совершенно различных формах: ценными бумагами, недвижимостью, различными производственными мощностями и т.д.

В качестве подведения итогов можно сделать вывод, что недавние изменения в федеральном законе обязывают юридических лиц осуществлять раскрытие бенефициаров. Последние, в свою очередь, обязаны предоставлять необходимую информацию. Кроме того, данные могут собирать различные банковские учреждения и кредитные организации.

Данное законодательство может способствовать не только профилактике правонарушений, но и защите самих бенефициаров, так как предполагает фиксировать сделки и операции на договорной основе, что может стать опорой в защите прав собственников и учредителей.

Кроме того, вышеуказанный федеральный закон содержит в себе наиболее точное юридическое определения того, кто такой бенефициар.

Важно отметить, что статья носит лишь познавательный и ознакомительный характер: вышеуказанная информация может изменяться в соответствие с действующим законодательством и будущими поправками.

Если читателю требуется больше данных, то лучше полностью изучить указанный в статье федеральный закон самостоятельно или обратиться за помощью к квалифицированными юристам.

В конце июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - закон № 134-ФЗ). Этот закон затронул более двадцати действующих нормативных актов, в том числе внес поправки в Федеральный закон от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - закон № 115ФЗ). Самая обсуждаемая новая норма - это появление у компаний обязанности предоставлять по запросу банка информацию о бенефициарных владельцах. Включение в национальное законодательство этого положения связано с рекомендациями, которые подготовлены Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и настоятельно рекомендованы для государств, входящих в ООН, в том числе и для России. Об этом указано в резолюции Совета Безопасности ООН № 1617 (2005).

Банки уже начали применять новые положения, хотя и с осторожностью, поскольку пока отсутствуют какие-либо разъяснения Банка России и Росфинмониторинга. Например, банки уже рассылают клиентам письма с требованием раскрыть бенефициарных владельцев. Также появились случаи отказов в открытии банковского счета из-за непредоставления этих сведений.

Раскрытие сведений о бенефициарах

До внесения поправок в закон № 115-ФЗ банки запрашивали информацию только о самих клиентах и их выгодоприобретателях. По новым правилам они обязаны еще и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов (абз. 14 ст. 3, подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Росфинмониторинг может в любой момент запросить у банка сведения о бенефициарах конкретного клиента, а банк обязан предоставить эту информацию (подп. 5 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). В противном случае ему грозит существенный штраф - от 300 до 500 тыс. рублей (ч. 2.3 ст. 15.27 КоАП РФ).

В качестве лиц, которые вправе требовать раскрытия бенефициарных владельцев, в законе № 115-ФЗ названы не только банки, но и другие организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. К ним относятся любые кредитные организации, страховые компании (за исключением тех, которые работают исключительно в сфере медицинского страхования), ломбарды, лизинговые компании и профессиональные участники рынка ценных бумаг и др. (ст. 5 закона № 115ФЗ).

В связи с этим на клиентов банка возложена обязанность предоставить по запросу банка информацию о своих бенефициарах (п. 14 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Но проблема в том, что ни в законе № 115-ФЗ, ни в каком-либо ином нормативно-правовом акте нет списка мер, которые могут считаться обоснованными и доступными. Поэтому есть определенные сложности с пониманием того, какие меры нужно предпринять банкам для идентификации бенефициара клиента, чтобы не получить штрафные санкции, и какие именно сведения нужно подавать в Росфинмониторинг, если он запросит эту информацию. Сейчас закон № 115-ФЗ в новой редакции предусматривает, что объем, характер и порядок предоставления банками информации о бенефициарных владельцах устанавливает Банк России. Но на данный момент такой порядок еще не установлен. Тем не менее сейчас действует Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное Банком России 19.08.04 № 262-П. Конечно, в нем идет речь о предоставлении информации только о клиенте и выгодоприобретателе. Но в отсутствие каких-либо иных разъяснений это положение можно взять за ориентир, чтобы хотя бы примерно понимать, какие документы может затребовать банк.

«Новое понятие должно включать в себя только конечных собственников бизнеса»

Какова была цель введения в законе № 115ФЗ понятия «бенефициарный владелец»?
— Изменения в части контроля со стороны кредитной организации конечных получателей денежных средств - это результат целенаправленной многолетней политики государства по раскрытию информации о крупных собственниках акций и бенефициарных владельцах российских компаний крупного и среднего бизнеса. Так, история данного вопроса начиналась еще с общей концепции реформирования и уточнения понятия «аффилированное лицо», которое было изложенно в Стратегии развития финансового рынка на 2006–2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.06.06 № 793-р.

У самих банков сейчас уже сложилось четкое представление о том, кого следует понимать под бенефициарным владельцем компании?
— На сегодняшний день банковская практика в отношении однозначного толкования понятия «бенефициарный владелец» не сформирована. Но совершенно очевидно, что новый правовой термин в своем толковании в значительной степени сужен, чем первоначальное понятие «выгодоприобретатель». Рассматривая практическую сторону определения бенефициарного владельца, закрепленного в абзаце 13 статьи 3 закона № 115-ФЗ, в рамках общих стандартов корпоративного управления в России можно сказать, что новое понятие должно включать в себя только конечных собственников бизнеса, имеющих долю в уставном капитале головных холдинговых компаний более 25 процентов, а также владельцев управляющих организаций клиентов - юридических лиц (абз. 3 п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ«Об акционерных обществах», ст. 42 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Попадают ли автоматически в бенефициарные владельцы члены совета директоров только потому, что они имеют некую возможность контролировать действия компании именно в силу своей непосредственной функции?
— Автоматически нет, не попадают. Члены совета директоров могут быть признаны бенефициарными владельцами только в определенных случаях. До настоящего времени инвестиционно-банковская практика при проведении Due diligence клиента шла именно по этому пути и запрашивала наряду со списками аффилированных лиц, списками участников (для обществ с ограниченной ответственностью), списками зарегистрированных лиц по реестру акционеров (для акционерных обществ) клиентов еще и протоколы годовых общих собраний, а также внеочередных собраний, на которых был избран актуальный состав совета директоров (так как раньше нужно было идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент кредитной организации). Это делалось, чтобы установить аффилированность члена совета директоров и конечных собственников компаний, так как понятие «выгодоприобретатель» можно толковать гораздо шире, нежели «бенефициарный владелец». Но нужно иметь в виду, что члены совета директоров избираются и подотчетны общему собранию участников (акционеров) и не выступают от имени компании, а лишь участвуют во внутреннем управлении обществом, контролируя при этом деятельность исполнительного органа (генерального директора и (или) членов правления). Иными словами, при определении бенефициарных владельцев необходимо четко понимать, что степень контроля членов совета директоров за деятельностью компании - клиента кредитной организации всегда опосредована волей акционеров (участников) компании.

Бенефициарный владелец. Для реализации требований закона № 115-ФЗ в нем теперь закреплено понятие бенефициарного владельца.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (абз. 13 ст. 3 закона № 115-ФЗ).

Из этого определения следует, что бенефициаром считаются не только определенные участники (акционеры), но и формально не связанные с компанией лица, которые каким-то образом контролируют действия клиента. При этом бенефициарным владельцем может быть признан не любой участник (акционер), а только тот участник (акционер), который владеет долей (акциями), превышающей 25 процентов уставного капитала. Например, если в обществе с ограниченной ответственностью одному участнику принадлежит 60 процентов, а у оставшихся двух - по 20 процентов, то совершенно очевидно, что в этом случае бенефициаром будет являться участник с долей в размере 60 процентов.

Причем уже сейчас есть банки, которые автоматически признают бенефициаром генерального директора, если в анкете в графе «сведения о бенефициарных владельцах» ничего не указано. Хотя есть и те, которые рассматривают каждую ситуацию отдельно.

Также бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган юридического лица. Такое право предоставлено банку на случай, если в результате всех предпринятых мер бенефициарного владельца выявить не удастся (абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Например, если компания не ответит на запрос банка с требованием предоставить своих бенефициаров. Или если компания предоставила все сведения, но выявить бенефициара невозможно. Речь идет о ситуации, когда, к примеру, в обществе с ограниченной ответственностью пять участников, каждый из которых владеет долей в размере 20 процентов. В этом случае никого из них нельзя считать бенефициаром (так как для признания бенефициаром доля должна превышать 25 процентов). Поэтому банк может сделать вывод, что, поскольку в результате принятия всех возможных мер выявить бенефициара не удалось, им является единоличный исполнительный орган.

Если компания не заполнит в анкете графу о бенефициарах, то банк может на этом остановиться (ведь он предпринял все доступные меры для выявления бенефициара) и признать бенефициаром единоличный исполнительный орган. Но возможен и другой вариант - банк обратит внимание, что в цепочку участия входят иностранные компании, или увидит другие подозрительные признаки. Тогда он будет использовать любые методы, чтобы клиент раскрыл бенефициаров либо сменил банк.

Возникают и другие спорные вопросы. Например, непонятно, кого считать бенефициарным владельцем, если одно физическое лицо имеет преобладающее участие в капитале юридического лица, а другое физическое лицо имеет возможность контролировать его действия. Представляется более логичным, что возможность контролировать действия юридического лица имеет более существенное значение для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поэтому бенефициаром можно считать именно физическое лицо, которое контролирует действия компании. Также не совсем ясно, может ли у компании быть более одного бенефициарного владельца. В законе № 115-ФЗ определение бенефициарного владельца сформулировано таким образом, что можно сделать такой вывод - он должен быть только один. Но тогда возникают сложности с определением бенефициара в ситуации, когда в компании два физических лица и у каждого из них доля участия (опосредованно) в капитале - 50 процентов.

Риски при раскрытии бенефициаров. У некоторых компаний не возникает рисков при предоставлении сведений о бенефициарных владельцах. В частности, если ими являются участники (акционеры). В этом случае нечего скрывать, поскольку такая информация и так известна банку. Другое дело, если компания использует различные схемы налогового планирования с участием компаний, находящихся в офшорных зонах. Существует риск, что на каком-то этапе налоговое законодательство может ограничить возможность использования двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. А такой тренд сейчас прослеживается во многих странах, в том числе и в России. В этом случае налоговым органам будет предоставлен доступ, например, к накопленной банками информации в отношении бенефициарных владельцев клиентов. Тогда компании, использующие так называемое налоговое планирование (а возможно, и не только они), могут в одночасье лишиться всех преимуществ внедренной ими схемы, предусматривающей использование большого количества иностранных компаний.

Правда, нужно учитывать, что банк обязан соблюдать банковскую тайну и не вправе передавать третьим лицам сведения о клиенте, а значит, и о его бенефициарах (п. 1 ст. 857 ГК РФ). Информация, содержащая банковскую тайну, подлежит раскрытию только в предписанных законом случаях.

Также раскрытие информации о бенефициарных владельцах может потенциально ухудшить положение компаний в некоторых судебных делах. В частности, в контексте банкротства подконтрольных компаний. Дело в том, что термин «контролирующее должника лицо», используемый в Федеральном законе от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - закон № 127-ФЗ), в целом схож с понятием «бенефициарный владелец», используемым в законе № 115-ФЗ. Отличие лишь в том, что в законе № 127-ФЗ установлен более высокий порог владения (50 процентов) в качестве определяющего фактора наличия контроля. Если же суду, рассматривающему дело о банкротстве, будет предоставлена анкета банка, в которой клиент (должник в данном случае) указал своих бенефициарных владельцев, а также соответствующие подтверждающие документы, это может послужить существенным доказательством наличия контроля таких лиц над должником. И тогда возникнет риск того, что должник будет признан банкротом вследствие действий или бездействия контролирующих должника лиц (по сути, его бенефициаров), что грозит им привлечением к субсидиарной ответственности по его обязательствам в случае недостаточности имущества должника (п. 4 ст. 10 закона № 127-ФЗ).

Процедура идентификации бенефициарных владельцев

В законе № 115-ФЗ указано, что банки обязаны предпринимать меры, в том числе по установлению сведений о бенефициарах, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ (о запросе сведений о клиенте, его выгодоприобретателях). Таким образом, банк вправе запросить о бенефициаре (физическом лице) следующую информацию: фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии).

Некоторые компании уже не в первый раз сталкиваются с требованием предоставить сведения о цепочке собственников. Подробнее в статье «Особенности договоров с госкомпаниями. Как реагировать на требование раскрыть бенефициаров» (№ 12, 2012).

Идентификация бенефициаров клиентов. Банки проводят идентификацию бенефициарных владельцев дважды: перед открытием банковского счета, а также при очередном обновлении информации о клиенте. При первичной идентификации, то есть когда компания обращается в банк для заключения договора банковского счета, банк предоставляет анкету, в которой нужно заполнить графу о бенефициарах компании. Отталкиваясь от этих сведений, банк будет принимать решение об открытии счета.

Если же речь идет об уже существующем клиенте банка, установить бенефициарного владельца такого клиента банк обязан при очередном обновлении информации о нем. Такое обновление информации осуществляется не реже чем один раз в год (подп. 3 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Таким образом, не позднее одного года с даты вступления в силу закона № 134-ФЗ (то есть не позднее 30.06.14) банки должны завершить выявление бенефициарных владельцев своих текущих клиентов. Если же у банка возникнут сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации, то он обязан направить запрос с требованием предоставить эти сведения в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений (подп. 3 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Например, если ему покажется подозрительной какая-либо из проведенных операций с денежными средствами.

Случаи, когда банк не проводит идентификацию бенефициаров. В законе № 115-ФЗ перечислено несколько случаев, когда банки могут не выявлять бенефициаров своих клиентов. Во-первых, если клиент - физическое лицо обращается в банк, чтобы произвести оплату или перевод (в том числе электронных денежных средств) на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей, а также если он приобретет или продаст наличную иностранную сумму на эту же сумму. Хотя это правило не будет действовать, если у сотрудника банка появятся подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

Из формулировки абзаца 13 статьи 3 закона № 115-ФЗ следует, что банки обязаны идентифицировать бенефициаров не только компаний, но и физических лиц - клиентов банка. Ведь в ней идет речь о лице, которое контролирует любого клиента (независимо от того, компания это или физическое лицо). Скорее всего это сделано намеренно: чтобы исключить отмывание средств через подставных индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, идентификация бенефициарных владельцев не проводится в случае принятия на обслуживание клиентов, которые являются органами государственной власти или местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых РФ, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале. Также под идентификацию не попадают международные организации, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, обладающие самостоятельной правоспособностью. И еще эмитенты ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах (подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Правда, в этом же подпункте предусмотрено исключение - когда Росфинмониторинг отправляет запрос о предоставлении сведений о бенефициарах.

Риски непредоставления сведений о бенефициарных владельцах

В законе № 115-ФЗ предусмотрена только обязанность клиента предоставлять банку информацию о бенефициарном владельце. Ни административной, ни уголовной ответственности в отношении клиента, не выполнившего такую обязанность, пока не предусмотрено (соответствующих законопроектов тоже пока нет). Несмотря на это, у компаний возникают другие риски непредоставления сведений о своих бенефициарных владельцах.

Отказ в заключении договора банковского счета. Если компания только обратилась в банк для начала банковского обслуживания, но в анкете не указала своих бенефициаров, она может столкнуться с отказом банка принять ее на обслуживание. Так, согласно пункту 5.2 статьи 7 закона № 115-ФЗ, у банка есть такое право при наличии подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и одновременно если такая возможность предусмотрена в правилах внутреннего контроля банка. Естественно, речь идет о том случае, когда у банка действительно есть сомнения в отношении деятельности потенциального клиента. Тот факт, что в силу объективных экономических причин банк заинтересован в открытии счета клиенту, позволяет делать вывод, что банки, вероятно, будут прибегать к таким отказам, только если действительно считают, что обслуживание такого клиента создает риск применения санкций к банку со стороны контролирующих органов.

Отказ в проведении платежа. Согласно пункту 11 статьи 7 закона № 115-ФЗ, банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении денежной операции в двух случаях. Во-первых, если не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями закона № 115-ФЗ. Во-вторых, если в результате реализации правил внутреннего контроля у сотрудника банка возникнут подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Правда, банк не сможет отказать в зачислении денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица. Таким образом, если компания не предоставит информацию о бенефициарах, есть вероятность, что банк сможет использовать любое из этих оснований и откажет в совершении денежных операций клиента. Причем если в течение календарного года банк дважды отказывал клиенту в проведении операций вследствие непредставления клиентом документов, требуемых банком, то банк вправе расторгнуть с ним договор банковского счета (п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Но представляется, что это будут крайние меры, учитывая, что банку невыгодно терять клиентов.

«Сведений об участниках (акционерах) недостаточно для определения конечного бенефициара»

Определение бенефициарного владельца, закрепленное в законе № 115-ФЗ, давно известно как международной финансовой практике, так и российским финансовым организациям, прежде всего банкам. Некоторые из них (в первую очередь «дочки» иностранных организаций) уже истребуют сведения о бенефициарных владельцах в рамках процедуры KYC («Знай своего клиента»). Банк России также уже несколько лет запрашивает информацию о бенефициарных владельцах российских банков. Поэтому определенное представление по этому вопросу у российских банков точно есть. Четким его назвать сложно в силу расплывчатости формулировки «косвенное владение» и как следствие неизбежности неоднозначности ее толкования. Но совершенно понятно, что сведений об участниках (акционерах) компании, особенно если это юридические лица, недостаточно для определения конечного бенефициара. Члены совета директоров в бенефициарные владельцы автоматически тоже не попадают, поскольку возможности контролировать действия клиента у них ограничены как законодательно, так и положениями учредительных документов. Тут надо смотреть каждый конкретный случай в отдельности. Очевидными ситуациями косвенного участия в компании представляется цепочка акционерного владения, подтверждаемого информацией из доступных источников - например, торговых и иных реестров и не обремененного, например, трастовыми соглашениями. На практике такая очевидность в чистом виде встречается редко - например, если цепочка заканчивается публичной компанией и конечного бенефициара установить не представляется возможным. Более распространена ситуация, когда физические лица - реальные владельцы бизнеса являются бенефициарами траста.

Бенефициар (от франц. benefice - выгода, прибыль или лат. beneficium - благодеяние) - это выгодоприобретатель, то есть получатель денежного платежа, доходов, прибыли и других преимуществ и выгод согласно долговому документу или договору. Бенефициаром может быть как юридическое, так и физическое лицо. Встречается написание «бенефициарий».

Бенефициарами называют:

1. Лиц, которые получают доход от своей собственности, находящейся в доверительном управлении или используемой третьими лицами. Например, при сдаче внаем или аренду движимого и недвижимого имущества, либо передаче акций в пользование брокерам.

2. Назначенных страхователем получателей страховых выплат. В этом случае бенефициар указан в страховом полисе (возможно страхование имущества в пользу стороннего лица). Если указанный в договоре страхования бенефициар не доживает до наступления выплат, выгодоприобретателем становится лицо, унаследовавшее права.

3. Лиц, указанных банком банком-эмитентом в качестве владельца документарного аккредитива.

4. Лиц, получающих финансовую выгоду от траста.

5. Получателей денежных средств в инкассо.

6. Получателей банковского сертификата.

Что же оно обозначает?

Бенефициар - это лицо, которое получает выгоду, прибыль, доходы от бизнеса. Так называют конечных получателей платежа. В зависимости от ситуации значение может быть разным.

Владение компанией

Чаще всего при открытии предприятий регистрируются акционеры, директора и пр., но имена реальных собственников остаются негласными. В этом случае бенефициар - это человек, который на самом деле является владельцем и получает выгоду и прибыль от деятельности предприятия. Эту роль может играть физическое лицо, которое через участие в других компаниях или напрямую контролирует акции предприятия. При этом юридически право собственности может быть закреплено за другими людьми или компаниями. Информация о бенефициарах конфиденциальна, предоставляется исключительно банку или регистрационному агенту.

За счет использования номинальных директоров и акционеров в оффшорных компаниях часто скрывается, кто является конечным бенефициаром. Эта схема заключается чаще всего при использовании номинального соглашения или трастовой декларации. Изредка применяется акт учреждения доверительной собственности.

Таким образом, цепочка собственников, включая бенефициаров, крайне редко становится достоянием общественности.

Владение банковским счетом

В этом случае бенефициар - это владелец который имеет контроль над активами или денежными средствами на этом счету. Этот человек может косвенно или напрямую распоряжаться финансами. Причем понятие применяется исключительно к лицам, которые имеют полный контроль над указанными средствами, даже если бенефициар напрямую не совершает никаких операций, но они проходят по его указанию. При открытии счета кредитные учреждения всегда запрашивают информацию о конечных бенефициарах.

Доверительное управление

В этом случае бенефициар - это лицо, которое получает доходы от переданного в доверительное управление или отданного в пользование третьим лицам имущества.

Страхование

В данном случае термин применяют в отношении человека, который получит страховую сумму. Если лицо застраховано на случай смерти, первичным (или условным) бенефициаром может выступать любое другое лицо.

Наследство

Бенефициаром является наследник в соответствии с завещанием.

Сдача имущества в наем или в аренду

Термин применяется в отношении физического лица, которое получает или ренту.

Аккредитив

Если деньги оформляются по аккредитиву, бенефициаром по называют человека, на имя которого банк-эмитент открывает его.

Возможности и права бенефициаров

Если бенефициару принадлежат акции предприятия, он имеет право передать свои права владения другому лицу. Конечный владелец принимает участие в решении вопросов, касающихся уставного капитала. Также бенефициар имеет опосредованное на собраниях акционеров. Владелец может принимать участие в выборе правления компании.



Вверх