Как люди переживают эмоциональные состояния. Эмоциональное состояние человека: диагностика, виды, регуляция и саморегуляция. Эмоциональные состояния детей и подростков. Основные физиологические признаки эмоциональных состояний

Понятие «Эмоциональных состояний»

Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоции это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

  • 1. Радость (удовлетворение, веселье);
  • 2. Грусть (печаль, депрессия);
  • 3. Гнев (агрессия, озлобление);
  • 4. Страх (тревога, испуг);
  • 5. Удивление (любопытство);
  • 6. Отвращение (презрение, брезгливость).

Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффект, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение - наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. п. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно.

Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент.

У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное нестроение, они всегда боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т. д.

Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям (А.И. Кравченко «Психология и педагогика» учебное пособие).

Аффект - представляет собой стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действий. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками - потрясениями, связанными с дезорганизацией деятельности, что выражается в дезорганизации двигательных реакций и заторможенности сознательной деятельности (Э.В. Островский, Л.И. Чернышова «Психология и педагогика» учебное пособие).

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением.

Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет.

Устранить или затормозить аффект невозможно.

Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное.

Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек придет в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, не умеющих управлять своими чувствами и поступками.

Стресс - эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения.

Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеют свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу.

Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность.

Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стресса устойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Фрустрация - глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т. д.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть - глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало (Р.С. Немов «Общие основы психологии» учебник).

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная.

Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. д., делает жизнь человека содержательной и интенсивной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Эмоциональные состояния могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой. Эмоциональные процессы вызывают изменения в организме человека: в нервной системе, сердечнососудистой деятельности, органах дыхания, пищеварения. Эмоциональные состояния вызывают изменения пульса, давления, расширение зрачков, повышение потоотделения, изменение цвета кожного покрова, усиление притока крови к органам человека.

Проведение электрофизиологических исследований показало значение особых образований нервной системы для эмоциональных состояний, которые определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы.

Там обнаружены центры положительных и отрицательных эмоций. От состояния ретикулярной формации, этой совокупности нервных структур, расположенных в центральных отделах стволовой части мозга (продолговатом и среднем мозге, зрительных буграх) зависит эмоциональный тонус человека, его реакции на раздражители.

Одной из форм нарушения нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности.

Эмоция – это одно из нескольких психологических состояний человека. Эмоционально-психическое состояние человека зависит от окружающей обстановки и выглядит как душевное переживание.

Эмоции

Чувства – это последствия переживаний от эмоций человека. К примеру, если человеку нравится другой человек – это эмоции, когда он его полюбил – это уже чувства.

Эмоции делятся на несколько состояний:

  • настроение;
  • аффекты;
  • стресс;
  • фрустрация;
  • страсть.

Настроение – основное самое сильное эмоциональное состояние, человек испытывает его определенный отрезок времени. Эмоция настроения возникает внезапно, неожиданно, резко или медленно, постепенно. Настроение бывает хорошее или плохое, длительное или кратковременное.

Хорошее настроение создает положительный энергетический баланс для человека. Он с готовностью приступает к работе, домашним заботам или другим обязанностям. В итоге все получается, и процесс активно выполняется с высоким процентом качества. Плохое настроение имеет противоположный результат. Энергетический тонус понижен, желание действовать отсутствует, качество выполненной работы плохое.

Настроение имеет индивидуальный показатель. Кто то испытывает хорошее настроение постоянно, у кого-то оно меняется с хорошего на плохое очень часто.

Смена настроения зависит от темперамента, который подразделяется на несколько видов:

  • сангвиник;
  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик.

Оказывается, что сангвиники более позитивные личности и их настроение всегда находится в положительном тонусе.

Холерики подвержены частым переменам и эмоциональным скачкам своего настроения. В течение дня его настроение может поменяться несколько раз.

К хладнокровным и спокойным людям можно отнести флегматиков. Их уверенность в себе позволяет контролировать смену эмоций, все время держать себя в руках и практически никогда не выходить из себя.

И самые отрицательные эмоции испытывает меланхолик. Смена жизненных ситуаций и обстановки плохо сказывается на их настроении. Это выбивает их из равновесия и нарушает покой.

От чего зависит настроение? Факторов влияющих на это может быть очень много. Основными могут быть успехи на работе, достижение целей, сюрпризы, подарки, известия, состояние здоровья.

Испытывая положительные или отрицательные эмоции человек, может передать их и другому человеку.

Аффект

Следующее эмоциональное состояние – это аффек (резко возникающая эмоция). Она оказывает сильную реакцию на психику человека. Это состояние имеет отрицательный характер, при котором поведение человека меняется в худшую сторону, делает его нервным и неуправляемым. Это приводит к разрушению психики и нарушает душевное состояние индивидуума.

Выполнять разумные действия человек в таком состоянии неспособен и потом может сожалеть о своих поступках. Остановить аффект невозможно, но можно попробовать контролировать свои действия и поступки, чтобы это состояние не наступило. Для этого нужно переключить свое внимание с ситуации, из-за которой возник аффект, на нейтральные действия. Психологи рекомендуют отвлечь себя счетом чисел. Этот процесс помогает направить умственную активность в другое русло и забыть возникшие проблемы.

Чаще всего аффекту подвержены холерики и люди с низким уровнем интеллекта, неспособные справиться с эмоциями.

Дальше идет стресс. Это состояние возникающие при опасных факторах, во время которых появляется вероятность потерять жизнь или получить травму и увечья. Стресс эмоция похожая на аффект. Он оказывает высокое психическое воздействие на нервную систему человека. Но стресс имеет много отличий от аффекта. Если аффект возникает неожиданно, стресс появляется во время экстремальной ситуации. Аффект выключает мозговую деятельность организма, а стресс наоборот может помочь принять правильное решение в ответственный момент.

Стресс влияет положительно и отрицательно на организм человека. Плохое воздействие обусловлено нагрузкой на нервную систему, что приводит к понижению иммунитета и угрозе заболевания. Хорошее воздействие обусловлено повышением активности всего организма.

Поведение человека под стрессом может быть различное. Человек может быть потерянным и не способным бороться с возникшей проблемой, кто-то же, наоборот, становиться более активным, готовым действовать.

Фрустрация

Еще одна эмоция это фрустрация. Это очень эмоциональное переживание, возникающие на фоне плохих успехов. Выражается в виде злобы, отчаяния, апатии. Вывести из этого состояния помогут активные действия, которые принесут успех.

Страсть

Что такое страсть? Оказывается, это состояние, которое полностью поглощает и начинает управлять всеми желаниями и потребностями человека. Страсть требует постоянного удовлетворения своих потребностей. Бывают материальными и духовными, положительными и отрицательными.

Если человек охвачен страстью создать и выразить свои желания, то это считается нормальным проявлением эмоций. Но если индивидуум не с кем не хочет считаться и делает поступки выгодные только для него. Кроме того, все желания человека связаны со стремлением удовлетворить свои потребности, т, в этом случае, говорят об отрицательном действии страсти.

Переживая, люди испытывают чувства. Чувства бывают:

  • моральные;
  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • познавательные;
  • эстетические.

Человек испытывает моральные чувства, когда переживает за мнение, которое складывается у людей о нем.

Нравственные чувства это любовь, честь, дружба, благодарность, ответственность. Эти чувства формируют индивидуальность человека в обществе.

Познания окружающего мира происходит с помощью познавательных и интеллектуальных чувств. Туда же можно отнести и чувства юмора.

Понимание и оценка всего прекрасного, что нас окружает, происходит с помощью эстетических чувств.

Весь этот набор эмоций и чувств делают из индивидуума неповторимую личность. Наполняют каждого из нас духовной жизнью, без которой представить себе человека невозможно.

Которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Они не статичны и имеют различную силу выраженности. Такие состояния определяют и зависят от данных его характера и психотипа.

Основные эмоциональные состояния: характеристика

Эмоции характеризуются по трем параметрам:

  1. Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций выделяют гораздо больше, чем положительных.
  2. Интенсивность. Здесь оценивается сила эмоционального переживания. Внешние физиологические проявления имеют тем большую выраженность, чем сильнее эмоция. Этот параметр тесно связан с и ЦНС.
  3. параметр влияет на активность поведения человека. Он представлен двумя вариантами: стеническим и эмоции способствуют парализации действий: человек вял и апатичен. Стенические, наоборот, побуждают к действиям.

Виды

Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и длительности проявления:

  1. Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми.
  2. Аффективные эмоциональные состояния. Это группа кратковременных эмоций, которые внезапно охватывают человека и характеризуются ярким проявлением в поведении. Несмотря на кратковременность, влияние аффектов на психику очень велико и имеет деструктивный характер, снижая ее способности к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей.
  3. Стрессовые эмоциональные состояния. Они возникают, когда человек попадает в с субъективной точки зрения. Сильный стресс может сопровождаться аффектом, если был понесен большой эмоциональный урон. С одной стороны, стресс - негативное явление, которое пагубно влияет на нервную систему, а с другой стороны, он мобилизует человека, что иногда позволяет сохранить ему свою жизнь.
  4. Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне зависимости от их характера.
  5. Эмоциональные состояния страсти. Эта категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем стремление к объекту, которое трудно преодолеть. В поведении наблюдается активность, личность ощущает подъем сил и чаще всего становится более импульсивной и инициативной.

Вместе с этой классификацией существует и более детальная, которая разделяет все эмоции на 2 категории.

Психологи выделяют 7 основных эмоций:

  • радость;
  • гнев;
  • презрение;
  • удивление;
  • страх;
  • отвращение;
  • печаль.

Суть основных эмоций в том, что их испытывают все люди, которые имели гармоничное развитие без патологий со стороны нервной системы. Они одинаково проявляются (хоть и в различной степени и количестве) у представителей разных культур и социальной среды.

Это обусловлено наличием определенных мозговых структур, которые отвечают за ту или иную эмоцию. Таким образом, определенный набор вероятных эмоциональных переживаний заложен в человеке изначально.

Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее – астеническими.

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других – плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.

Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало.

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

Моральные чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.

Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и поступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарности, солидарности и др. побуждают человека совершать высоконравственные поступки по отношению к другим людям. В чувствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не допускать их повторения.

В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственных действий. Удивление, любопытство, любознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество – чувства, которые побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.

К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у человека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в общественной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой сатирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.

Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичевание недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой характер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебрежительного и неуважительного отношения к объекту.

Юмор – самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыносимой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные моменты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех сквозь слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмора стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает какие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии. Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказался другой ящик, а в нем другой ящик, и т.д. Когда он наконец добрался до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было написано: «Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)». Гейне это позабавило, настроение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, открыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была прикреплена записка: «Дорогой друг! Этот камень свалился с моего сердца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих».

Эстетические чувства возникают в процессе восприятия природы и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комического. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства личность одобряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Прекратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, занимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств.

Воспитание чувств начинается с развития способности управлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Конечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает косвенное устранение его посредством аутогенной тренировки.

Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывавшем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещением вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может возникнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чувства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить своего обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После многократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокойным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.

ПСИХОЛОГИЯ

Е. А. Пырьев

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, МОТИВИРУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Настоящая статья посвящена авторской позиции о мотивационных возможностях эмоциональных состояний. Эмоциональная мотивация внешнего поведения человека представлена на двух уровнях - побудителя и мотива. Эмоциональное состояние как побудитель толкает поведение к активности вообще. Эмоциональное состояние в форме мотива направляет человека на конкретные объекты и явления.

Ключевые слова: эмоции, побудитель, мотивация, эмоциональные процессы, состояния и свойства.

Emotional Conditions Motivating Humans Behavior

This article regards motivational possibilities of emotional states. Emotional motivation of the human external behaviour has two levels: activator and motive. The emotional condition as an activator pushes the behaviour to activities in general. The emotional condition in the form of the motive directs the human to particular objects and phenomena.

Keywords: emotions, activator, motivation, emotional processes, conditions and features.

«Эмоция» - одна из немногих психических категорий, которую признают важным побудителем поведения человека, но исследовательских работ, где раскрывалась бы данная функция эмоций в мировой психологии очень мало. Один из авторитетных отечественных исследователей эмоций В. Вилюнас пишет: «Вопрос о причинах поведения, родоначальный для проблематики мотивации, всегда был в компетенции психологии эмоций, что позволяло в качестве непосредственных причин поступков называть желания, чувства, страсти, аффекты». Однако, подчеркивает автор, «много-обязывающие признания мировой исследо-

вательской мысли в последующем не реализовались в фактических разработках проблем мотивации» .

Следует отметить, что под мотивацией понимается совокупность множества факторов, которые обусловливают, направляют и поддерживают усилия, затрачиваемые на поведенческие акты. В качестве причин, направляющих поведение человека, рассматриваются внешние и внутренние явления. Элементы окружающей человека среды относят к внешним побудителям его поведения. В свою очередь, внутренними, или психическими, побудителями поведения

выступают потребности человека, его желания, намерения и эмоции.

Если потребностям в психологии уделено очень много места, то эмоции в исследовательском плане считаются обойденными. Основным препятствием в изучении мотивационных возможностей эмоций является их динамический характер, т. е. считается, что они не задерживаются долго в психике. Бессознательный характер эмоций считается еще одним препятствием в рассмотрении их в качестве побудителя поведения человека. Кроме этого многие исследователи не видят разницы между эмоциями и потребностями, т. е. отождествляют эти явления.

В отечественной психологической литературе эмоции признаются побудителем поведения, которое носит в большей степени рефлекторный характер. В качестве фактора направленного поведения эмоции отечественными исследователями не признаются. Такое видение во многом объясняется позицией А. Н. Леонтьева, который происхождение эмоций считал следствием успешности удовлетворения потребностей. Соответственно если эмоция является следствием поведения человека, удовлетворяющего потребности, то мотивом могут быть потребности, а не эмоции .

В настоящей статье эмоции признаются полноправным, специфичным побудителем активности, отличным от многих других. Также эмоции рассматриваются универсальным побудителем, накладывающим отпечаток на мотивационные возможности самих потребностей, а также намерений, желаний, влечений и т. д.

Сторонников у теории эмоциональной мотивации достаточно много, во всяком случае, сегодня, т. е. в начале XXI века. Однако весь XX век прошел «под знаменем» когнитивной и диспозиционной мотиваций. В первой теории важную роль отводили мышлению. Во второй - потребностям, инстинктам и драйвам («влечения» в зарубежной терминологии). Вопросам эмоцио-

нальной мотивации в психологии места не нашлось.

Но так было не всегда. Например, в XIX веке вопросы эмоциональной мотивации рассматривались очень широко. По этому поводу известный отечественный ученый прошлого Л. И. Петражицкий высказался достаточно определенно, отметив, что гедонистический подход к мотивации окончательно победил интеллектуальный и эклектический подходы .

Считается, что основная идея гедонистического подхода в мотивации - это стремление человека (во всех своих делах) к переживанию эмоции удовольствия. Однако суть этого подхода шире. Гедонистический подход в мотивации объясняет психические механизмы поведения человека, основанные на эмоциях, и не только положительных, - радость, блаженство, восторг, но и отрицательных - страх, злость, страдание. При их достижении человек переживает удовольствие. «Случается, что люди злятся не без удовольствия, а иногда тоже ради удовольствия подвергают себя разным страхам (например, туристы, искатели приключений и т. д.)» .

Сторонниками эмоциональной мотивации сегодня и в прошлом в ретроспективе по годам следует назвать: С. Л. Рубинштейна (эмоции мотивируют, но представляют собой специфическую форму потребностей) (1946); Р. У. Липера (эмоции - это доминирующая мотивация в психике человека) (1948); П. М. Якобсона (поведение человека мотивируют очень сильные эмоции) (1961); Б. И. Додонова (эмоции для человека - это ценности, к которым он стремится) (1978);

О. К. Тихомирова (эмоции - первичная форма отражения, которая также выполняет мотивационную функцию) (1980); К. Э. Изар-да (эмоция переживается как чувство, которое мотивирует) (1980); Н. П. Бехтереву (эмоции мотивируют тем, что приводят организм к гомеостазу) (2008); Д. Гоулмана (эмоции являются бессознательными побудителями поведения человека) (2008).

Обобщение литературы по вопросу эмоциональной мотивации позволяет выделить положения, на которых строится данная теория:

Эмоции являются не только побудителем активности человека, но и мотивом, т. е. тем, на что активность направлена;

Люди стремятся к переживанию эмоций так, как будто испытывают в них потребность. В свою очередь, предметы окружающего мира выступают средством достижения эмоций;

Мотивационные возможности эмоций реализуются в их стремлении к эмоциональному балансу или гомеостазу;

Эмоции являются и сознательным и бессознательным побудителем внешнего поведения человека.

Эмоциональная регуляция психики и поведения человека осуществляется в форме процессов, состояний и свойств. Каждый из этих явлений обладает разным мотивационным потенциалом. Так, побудительную функцию на «нижних», физиологических этажах осуществляют эмоциональные процессы различной модальности: радость,

гнев, печаль, злость, восторг, горе и т. д. Они воздействуют на нейронные, эндокринные и мышечные системы, активируя потребностную сферу человека.

В свою очередь, эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация, настроение) выражены внешне, т. е. в поведении. Также в поведении выражены эмоциональные свойства личности. Если эмоциональные процессы преимущественно бессознательны, то эмоциональные свойства часто осознаются человеком. В свою очередь, эмоциональные состояния занимают промежуточное положение, проходя путь от бессознательных форм к осознанным. Данные явления, помимо тенденции к осознанности, обладают характеристиками временного существования в психике человека. Этого времени достаточно для направленного поведения и достижения цели человеком.

Особенностью внешней активности, детерминированной эмоциями, и, в частности, эмоциональными состояниями, является ряд авторских положений, которые хорошо просматриваются в сравнении с потребностями:

1. Эмоции беспредметны. В свою очередь, потребность может быть удовлетворена только с помощью определенных вещей. Например, потребность в пище не будет довольствоваться восприятием художественных картин. Эмоции в этом смысле не так однозначно привязаны к объекту, т. е. они, как правило, «разряжаются» в самых неожиданных предметах.

2. Эмоции направлены на получение других эмоций. Если потребность получает удовлетворение в предмете, то эмоции - в получении другой эмоции. В свою очередь, предметы и объекты служат средством достижения искомой эмоции.

3. В эмоциях заложена их противоположность. Например, на смену положительным эмоциям приходят отрицательные, и наоборот. В свою очередь, на смену биологическим потребностям приходят духовные, т. е. потребности более высокого уровня.

Традиционно в психологии рассматривается достаточно ограниченное количество эмоциональных состояний. Чаще всего - это «стресс», «фрустрация», «аффект» и «настроение». В отличие от эмоциональных процессов, которые трудно в психике дифференцировать по времени, эмоциональные состояния - более устойчивые явления. Например, настроение может длиться часами и даже днями. То же можно сказать о стрессе, который переживается в течение месяца и более. Пожалуй, самым кратковременным следует назвать аффект. Он переживается от нескольких минут до нескольких часов. Справедливости ради надо сказать, что стресс на индивидуальном уровне также может быть кратковременным, т. е. осуществляется в течение нескольких часов.

Еще одной особенностью эмоциональных состояний является переживание посредством разнообразных эмоций. Так, настроение может быть радостным, горестным, печальным. Аффект также переживается посредством разнообразных эмоций. Например, радость в состоянии аффекта - это безудержная радость, а страдание в состоянии аффекта - сродни безумию. С помощью разнообразных эмоций переживается стресс. Как правило, с помощью положительных эмоций - ликования, восторга, удовольствия и т. п. и отрицательных, когда переживается дистресс. В состоянии фрустрации эмоциональный фон, как правило, отрицательный: злость, гнев, ярость, неудовольствие и т. д.

Таким образом, устойчивость и протяженность во времени эмоциональных состояний в психике позволяет рассматривать их с мотивационных позиций. Эмоциональные состояния являются и побудителем активности человека, и мотивом. Если в первом случае поведение человека носит поисковый характер, то в ситуации мотива эмоциональное состояние в определенной степени целесообразно, т. е. имеет направленный характер. Поведение человека, побуждаемое эмоциональным состоянием, направлено на получение эмоций. Это могут быть эмоции, идентичные исходным, другие эмоции или противоположные.

Фрустрационное состояние возникает в ситуации неудачи. Отрицательные эмоции, возникающие в этой ситуации, толкают человека на преодоление препятствий. В этом смысле фрустрация выступает причиной или мотивом активности, способной трудности преодолеть и достичь цели. Например, если целью человека является установление добрых отношений с партнером, то конфликт между ними будет выступать препятствием на пути реализации этой цели. Поведение человека разворачивается в сторону преодоления разногласий с партнером. Однако впечатление, что фрустрация находит удовлетворение в «преодолении разно-

гласий», обманчивое. На самом деле это поведение - всего лишь средство достижения мотивационных эмоций. Фрустрация стремится к преодолению себя и к получению более благополучных эмоций. Человек организует действие, чтобы снять фрустрацию и пережить удовольствие. «Преодоление разногласий» является средством на пути снятия фрустрации и получения более благополучных эмоций.

Механизм эмоциональной мотивации всегда разворачивается на двух уровнях функционирования человека - физическом и психическом. На уровне физики, или физиологии, переживание отрицательных эмоций приводит к нарушению гомеостаза, т. е. внутреннего баланса сил. В частности, нарушается привычный обмен веществ, происходит гормональный сбой, поднимается или опускается артериальное давление. Организм, запрограммированный на баланс, пытается освободиться от фрустрации и соответственно подает сигналы «бедствия». Стремление к гомеостазу или балансу на физиологическом уровне заставляет действовать уровень психический.

Гомеостаз на психическом уровне также существует и проявляется в нейтральных эмоциях - таких, как спокойствие и удовлетворенность. В состоянии фрустрации, когда человек переживает отрицательные эмоции, «психический гомеостаз» нарушается. Начинаются поиски выхода из состояния переживания негативных эмоций. Мотивом поведения в данном случае выступает стремление освободиться от эмоций, мешающих «психическому гомеостазу». Мотивом также является стремление к переживанию позитивных эмоций.

Оба уровня - и психологический и физиологический - в состоянии фрустрации испытывают потребность в позитивных эмоциях. Эти эмоции помогают преодолевать дисбаланс и способствуют достижению комфорта на уровне организма и психики.

Фрустрационное состояние является одновременно и побудителем, и мотивом. В

ранге побудителя фрустрация инициирует поисковую активность, а будучи мотивом - направляет поведение на преодоление препятствий. Активность, инициированная фрустрацией, рассматривает разрешение трудностей как средство достижения позитивных эмоций.

Таким образом, в отрицательных эмоциях и, в частности, во фрустрационном состоянии, заложено стремление к переживанию положительных эмоций. То есть в самой эмоции заложено стремление к своей противоположности. С другой стороны, не только отрицательные эмоции стремятся к положительным, но и положительные эмоции сменяются отрицательными. По этому поводу в народе говорят так: «Если смеялся, то будешь плакать и, наоборот, плач, как правило, сменяется смехом».

Теорию эмоционального стресса первым начал разрабатывать канадский психиатр Ганс Селье. В своем представлении о данном явлении он прошел путь от физиологического стресса до психологического. Если на стадии физиологического стресса он фиксировал изменения в сторону увеличения частоты сердечных сокращений, повышения артериального давления... то психологический стресс проявлялся в неадекватной эмоциональной реакции на воздействие окружающей среды. Например, смена работы, учебы или места жительства должны приводить к упадку активности, а в реальной жизни у человека наблюдалось переживание положительных эмоций (радость и эйфория), увеличение объема памяти, концентрация внимания и т. д. Стресс, переживаемый таким образом, имеет много положительных моментов. К такому состоянию люди стремятся и вызывают его искусственно, т. е. люди сами стремятся к переживанию стресса. Мотивом поведения для людей становится желание пережить радость и эйфорию. Физиологической основой данных положительных эмоций является повышение резервных сил организма.

Развитие теории психологического стресса привело Г. Селье к разработке про-

блемы дистресса . Это оборотная сторона стресса, т. е. со знаком «минус». Радость и эйфория при стрессе сменяются унынием, хандрой, сплином и даже депрессией. На уровне физиологии при дистрессе происходит истощение жизненных сил организма. На психическом уровне падает концентрация внимания, ухудшается память, возникают трудности речи, позитивные эмоции сменяются негативными.

В состоянии дистресса человеку некомфортно и он стремится уйти от этого состояния. Уходит в пассивность и ничегонеделание, что помогает пережить время отрицательных эмоций и восстановиться.

Если стресс мотивирует на продолжение положительных эмоций, то дистресс - на преодоление отрицательных. Если средством «удержания» стресса и положительных эмоций является ситуация (новая работа, люди, место жительства), то человек старается продлить ситуацию. Наоборот происходит при дистрессе. Для того чтобы его преодолеть, необходимо изолироваться от ситуации, которая еще недавно доставляла массу положительных эмоций. Дистресс мотивирует на уход от травмирующей ситуации. В данном случае изоляция человека является средством, позволяющим восстановиться и в перспективе переживать положительные эмоции.

Под аффектом понимают бурное эмоциональное переживание в форме различных эмоций. Например, в форме аффекта может переживаться злость, гнев, горе, радость и т. д. В своем проявлении любая эмоция в состоянии аффекта характеризуется высокой активацией и отсутствием сознательного контроля за характером протекания. Если в состоянии стресса и фрустрации человек может отдавать отчет о происходящем с ним, то аффект отключает сознание человека. Также аффект, в отличие от стресса и фрустрации, - относительно кратковременное явление. Аффект в форме радости существует больше нескольких минут очень редко. Чуть дольше аффект существует в форме злости и гнева, и на не-

сколько дней может задержаться сильное переживание эмоций страдания и горя.

Почти во всех формах проявления, будь то злость или радость, аффект направлен на разрушение. Например, в состоянии радости можно «задушить в объятиях»; в состоянии сильного гнева - удалить, переместить, убрать препятствие, человека или предмет. В состоянии горя и страдания разрушительная сила аффекта направлена на самого человека. То есть в ситуации длительного аффективного переживания эмоции горя происходит разрушение психики человека, а также его здоровья.

Направленность аффекта на разрушение не является основной сущностью его мотивации. Передвижение, изменение и даже разрушение предметов и объектов является для аффекта средством достижения более глубоко спрятанных мотивов. У аффекта нет направленности на конкретные эмоции, так как основная задача данного состояния

Это снятие эмоции. В свою очередь, изменение и разрушение является средством погашения и снятия аффективных эмоций.

В эмоциях заложена не только их противоположность, но и их противоречие. Так, сильная эмоция в состоянии аффекта направляет поведение человека на снятие (погашение) этой самой эмоции. В свою очередь, поведенческие реакции являются средством погашения аффективных эмоций и достижения эмоций нейтральных - удовольствия, покоя, умиротворения.

Физиологический механизм в состоянии аффекта работает так же, как и при других эмоциональных состояниях, т. е. направлен на получение гомеостаза.

Настроение, пожалуй, - самое нейтральное эмоциональное состояние из рассмотренных в этой статье. Особенностью этого состояния является пониженная интенсивность переживаемой эмоции. Например, будь то радостное настроение или грустное, эмоциональный фон - преимущественно нейтральный. Как правило, такой фон не является для человека раздражающим. И

настроение, в отличие от других эмоциональных состояний, не оказывает серьезного влияния на успешность текущей деятельности, однако сказывается в выборе характера деятельности. Так, в грустном настроении человек предпочитает уединиться или наводить порядок на своем рабочем месте и в своих делах. Радостное настроение, наоборот, побуждает к творчеству и к общению с людьми. Печальное настроение заставляет человека разобраться в себе и в своих мыслях.

Настроение относительно аффекта, стресса и фрустрации - более естественное для человека состояние. Эмоциональный фон настроения человека - дружелюбного, агрессивного, печального, радостного и т. д.

Зависит от индивидуальной особенности каждого человека. Один преимущественно печальный, другой веселый, третий грустный и т. д.

Настроение направлено на эмоции. В качестве мотивационных эмоций рассматриваются те, которые нравятся человеку. Как правило, это эмоции, отвечающие его психотипу. Например, «агрессивный» человек будет стремиться к активным эмоциям (злость, радость, гнев, ликование). Как правило, он будет искать способы активизации именно этих эмоций. В свою очередь, «тревожный» - будет мотивирован на нейтральные эмоции (удовольствие, покой, блаженство).

В настроении, так же как и в других эмоциональных состояниях, предметы, ситуации и обстоятельства выступают средством достижения мотивационных эмоций.

В заключение следует отметить, что особенностью эмоциональных состояний человека, как и всей его эмоциональной сферы, является положение о направленности на эмоции. Так, обнаруживается стремление к повторению эмоции, желание пережить похожую эмоцию, а также стремление к своей противоположности. Эмоции в таком видении представляются самодостаточным психическим явлением, что характеризует их

не просто побудителем, а мотивационной доминантой в психике человека. Данная роль позволяет переместить эмоции из следствия психических процессов к их началу, т. е. к причине. В этой позиции эмо-

ции представляются источником, лежащим в основе многих известных психических побудителей активности поведения человека, таких как потребности, намерения, желания и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БехтереваН. П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. 383 с.

2. ВилюнасВ. Психология эмоций. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2007. 496 с.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Хранитель, 2008. 478 с.

4. ДодоновБ. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

5. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1975. 486 с.

6. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. С. 210-224.

7. Петражицкий Л. И. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1907, 2-изд. С. 331.

8. Петражицкий Л. И. Теория и политика права: Избранные труды / Научн. ред. Б. В. Тимошина. СПб.: Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2010. 1032 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. 698 с.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992.

11. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. 269 с.

12. Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков: психология чувств. М., 1961. 213 с.

1. Behtereva N. P. Magija mozga i labirinty zhizni. M.: AST; SPb.: Sova, 2008. 383 s.

3. Goulman D. Emotsional"nyj intellekt. M.: Hranitel", 2008. 478 s.

4. Dodonov B. I. Emotsija kak tsennost". M.: Politizdat, 1978. 272 s.

5. Leont"ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii. M., 1975. 486 s.

6. LiperR. U. Motivatsionnaja teorija jemotsij // Psihologija emotsij. SPb.: Piter, 2007. S. 210-224.

7. Petrazhitskij L. I. Osnovy emotsional"noj psihologii. SPb., 1907, 2-izd. S. 331.

8. PetrazhitskijL. I. Teorija i politika prava: Izbrannye trudy / Nauchn. red. B. V. Timoshina. SPb.: Uni-versitetskij izdatel"skij konsorcium «Juridicheskaja kniga», 2010. 1032 s.

9. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii. M.: Prosveshchenie, 1946. 698 s.

10. Sel"e G. Stress bez distressa. Riga: Vieda, 1992.

11. Tihomirov O. K. Psihologija myshlenija. M.: MGU, 1984. 269 s.

12. Jakobson P. M. Izuchenie chuvstv u detej i podrostkov: psihologija chuvstv. M., 1961. 213 s.

Ю. В. Макаров

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ТРЕНИНГОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

В статье раскрывается содержание основных социально-психологических характеристик личности, живущей в современных социокультурных условиях. Автор рассматривает проблему изучения влияния личностного своеобразия на поведенческую активность субъекта. Особое внимание уделяется проблеме выявления внутренних детерминант, своеобразия представленности ценностно-смысловых компонентов соци-



Вверх