Ирина печерникова - биография, личная жизнь, фото, фильмография и последние новости. Актриса Ирина Печерникова: биография, личная жизнь Театральная биография Ирины Печерниковой

Ирина Викторовна Печерникова. Родилась 2 сентября 1945 года в Грозном. Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1988).

Ее родители познакомились, когда учились на геофизическом факультете Ленинградского университета. По распределению попали Чечено-Ингушетию. Там родилось трое детей - сын и две дочери. Ирина была самой младшей.

Затем с семьёй переехала в Москву. Жила на Ленинском проспекте.

По ее словам, в детстве была взбалмошным ребенком, постоянно вредничала. Ее даже выгоняли из детского сада. "Класса с третьего я верховодила во дворе, дралась часто. Все время что-то придумывала, какие-то игрища устраивала. То мы на плоту куда-то плыли: рядом стройка была, котлован с водой, и мы по уши в грязи, потому что плот перевернулся. То были марсианами на той же стройке: «летали» среди балок второго-третьего этажей. И периодически к маме с папой приходила делегация родителей и сообщала, что детям запрещено со мной водиться", - вспоминала она.

Соседкой была актриса Малого театра Руфина Нифонтова. Ирина тайком подкладывала ей под дверь цветы, а однажды набралась смелости и позвонила. "Что нужно, чтобы стать актрисой кино?", - спросила она. "Все", - услышала в ответ, после чего актриса закрыла дверь перед ее носом.

В школьные годы Ирина занималась фигурным катанием, фехтованием, гимнастикой, стрельбой, мотоциклом, лошадьми. А затем записалась в театральную студию.

Ирина Печерникова - Наедине со всеми (25.02.2016)

С первого раза поступила в театральный, и уже на втором курсе Школы-студии МХАТ Печерникову пригласили на интересную и сложную роль в спектакле «Зима тревоги нашей».

Там же она впервые узнала, что такое театральные интриги, когда случайно услышала (между гримерками были тонкие перегородки) разговор двух артисток: "Конечно, кому же, как не ей, дать роль в этой пьесе? Наша девочка не промах. Успевает жить сразу с двумя - с Массальским и с Пузыревым". Ирина Печерникова тогда забилась в декорации и долго плакала. Но утешил педагог: "Запомни, навсегда запомни, если о тебе говорят, значит, ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Плакать будешь, когда перестанут".

Впоследствии Печерникова уже не обращала внимания, когда ей приписывали, что она любовница того или иного режиссера (хотя романов в ее жизни было много).

В 1966 году окончила Школу-студию МХАТ и стала работать в Московском театре им. Ленинского комсомола, а с 1968 года - в Академическом театре им. Вл. Маяковского.

В 1978-1990 годах играла в Академическом Малом театре.

Печерникова вспоминала, что когда Михаил Иванович Царёв брал её в Малый театр, сразу предупредил: «Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: вас будут есть как минимум два года. А вы, по-моему, съедобная». И она действительно забрала в театре все репертуарные роли.

Роли Печерниковой в театре:

1966 - «Мольер» М. Булгакова - Арманда Бежар (Театр «Ленком»)
1969 - «Два товарища» (Театр им. Маяковского)
1990 - «Джазмен» (Театр на Малой Бронной)
1977 - «Заговор Фиеско в Генуе» - Леонора (Малый театр)
1977 - «Маленькая эта земля» - Снежа (Малый театр)
1978 - «Ревнивая к себе самой» - донья Магдалена (Малый театр)
1979 - «Король Лир» - Корделия (Малый театр)
1979 - «Красавец мужчина» - Зоя Окоёмова (Малый театр)
1980 - «Вызов» - Софья (Малый театр)
1983 - «Дети Ванюшина» - Инна (Малый театр)
1983 - «Утренняя фея» - Адела и Анжелика (Малый театр)
1984 - «Накануне» - Елена Стахова (Малый театр)
1985 - «Федра» - Арикия (Малый театр)
1986 - «Человек, который смеётся» - Дея (Малый театр)
1987 - «Игра» - Ирина Скворцова (Малый театр)

В кино судьба Ирины Печерниковой складывалась удачно. Уже первые картины принесли успех, всесоюзную славу и звание одной из главных красавиц Советского Союза.

Её партнёрами были выдающиеся актёры - , Иннокентий Смоктуновский, Олег Даль и другие.

С Печерникова находилась в дружеских отношениях.

Актриса много снималась во второй половине 1960-х и в 1970-е годы.

В 2010-е годы актрису вновь стали приглашать в кино и на телевидение, она стала участницей телешоу «Формула красоты». Благодаря таланту пластических хирургов она помолодела лет на двадцать, и именно преображение известной актрисы расценивалось как главный успех шоу.

Личная жизнь Ирины Печерниковой:

Трижды была замужем.

С первым мужем - польским музыкантом Збигневом Бизоном - познакомилась благодаря личной трагедии.

Тогда Ирина только стала знаменитой на всю страну - после роли в фильме "Доживем до понедельника". Однако на очередных съемках актриса прыгнула в сугроб, а приземлилась на огромный пень - сломала обе ноги. Врачи сказали, что теперь она будет хромать на правую ногу всю жизнь.

Ей было всего 23 года. Она лежала в гипсе, и друзья, чтобы встряхнуть Ирину, решили устроить ей культурную вылазку на концерт польской джаз-группы "Бизоны".

Печерниковой понравилась не только музыка "Бизонов", ей приглянулся солист ансамбля - Збигнев Бизон. К середине первого концерта она уже поняла, что влюбилась в него по уши. Збигнев тоже сразу заметил Ирину в зрительном зале: маленькая, худенькая, с тростью в руке, но такая веселая, и глаза блестят. Певец часто гастролировал, восторженными поклонниками его было не удивить, но здесь Збигнев почувствовал, как между ним и Ириной пробежала искра.

Вечером Ирина и Збигнев уже вместе пили чай в кафе. Печерникова забыла про все свои болячки. Она так быстро пошла на поправку, что удивила тогда всех своих врачей. Збышек вдохнул в нее новую жизнь.

Когда группа "Бизоны" вернулась в Польшу, Ира и Збышек продолжали общаться. Каждый день она получала от него красивую открытку и сама писала ему письма по-русски. Они очень скучали друг по другу. Когда захотели снова увидеться, выяснилось, что выехать за границу Ира может только к родственнику или к жениху. "Ах нельзя, да? Пожалуйста – мы жених и невеста!" - решила она. На свадьбу Збигнев приехал в Москву. А после регистрации Печерникова уехала с мужем в Польшу. Бросила все: и театр, и кино.

В Польше Ира очень скучала по родителям, по друзьям, по театру и однажды отпросилась у мужа: "Збышек, отпусти меня в Москву. Я через месяц приеду" . А когда она вернулась, счастливая, полная впечатлений, Збигнев понял: Ирина должна вернуться на родину. "Когда в очередной раз он меня посадил на поезд (я ехала на съемки), - вспоминает Печерникова, - он шел вдоль вагона, и я поняла, что он прощается со мной" .

Печерникова уезжала на месяц, но обратно так и не вернулась. "Мы пришли к выводу, что Ирина будет жить в Москве, а я останусь здесь, и посмотрим, что будет" , - рассказывал Збышек. Сейчас он живет в Швеции, преподает, у него взрослые дети.

Вторым мужем Печерниковой был актер .

Она познакомилась с ним, когда служила в Малом театре. Он на тот момент - студент-выпускник, ставил дипломный спектакль. А влюбился в Ирину еще до знакомства - в ее портрет, который висел в театре. Через пару месяцев знакомства он пришел к ней с предложением руки и сердца. Печерникова впоследствии говорила, что и сама не знает, зачем согласилась. "Мне не надо было выходить за него замуж , - уверена она. – Можно было бы просто побыть влюбленными" .

С Галкиным они прожили год. Борис Галкин жил Печерниковой, а Печерникова жила театром. Она очень быстро поняла, что не любит Бориса по-настоящему - в тот момент ей не нужна была семья, ей нужна была только сцена. Ирина подала на развод.

Главной любовью своей жизни Печерникова считает актера , который ждал ее почти 30 лет.

Их первое знакомство произошло в 1969 году в театре Маяковского на премьере спектакля "Два товарища", в котором Ирина играла главную роль - Соловьев принес ей цветы, когда артисты вышли на поклоны.

Ради Печерниковой Соловьев устроился служить в Малый театр. Но она долго его не замечала.

Главная любовь Ирины Печерниковой

В 90-е годы у Ирины началась черная полоса - ролей не было. Вместе с работой ушел смысл жизни. Ирина стала забываться только после бокала шампанского, потом - только после пары бутылок. Так продолжалось два года.

Печерникова решила лечиться. Ирина узнала адрес одной из клиник в Украине. Приехала, заняла место в очереди. И именно там она столкнулась с Александром Соловьевым - он приехал в клинику с той же бедой, что и Печерникова.

В 1997 году в маленькой церкви на Арбате они тихо обвенчались.

Ирина Печерникова и Александр Соловьев

Они не расставались ни на минуту, старались все делать вдвоем. Вместе убирались по дому, ходили по магазинам и обеды с ужинами всегда готовили вместе. Как говорила Печерникова, они как будто предчувствовали, что отведенное им вместе время на исходе.

26 декабря 2000 года в 68-е отделение милиции Москвы заглянул прохожий и сообщил, что за углом на цветочной клумбе валяется прилично одетый мужчина. Его лицо показалось знакомым дежурному оперуполномоченному, но где именно он его видел, вспомнить так и не смог. Мужчину оформили, как неизвестного и отправили в Институт Склифосовского. После недельной реанимации, не выходя из комы, он умер. Это был Александр Соловьев.

Случилось то, чего Печерникова боялась больше всего на свете: Соловьев выпил и то ли подрался, то ли просто упал, но нашли его в бессознательном состоянии.

Печерникова приехала домой только 30 декабря. Ее не было в Москве пять дней. Дома Ирину никто не ждал. Она решила, что Саша обиделся на нее и ушел из дома. Так бывало и раньше, Александр мог вскипеть из-за пустяка и неделю скитаться по друзьям, а потом ворваться домой с огромной охапкой цветов и подарков и на коленях вымаливать прощение.

31 декабря в десять вечера Печерникова накрыла стол, поставила две свечи, бокалы и села ждать мужа. Но Александр не приходил. Ирина уже начала терять терпение. "Ну ладно, может, ровно в 12 придет с подарком", - успокаивала она себя. С первыми ударами курантов Ирина поняла: с любимым что-то случилось. Она упала в обморок.

Ира начала обзванивать друзей, знакомых, но никто Александра не видел. День за днем Печерникова искала Соловьева. Смутно помнит, как проходили дни: звонки друзьям, беседы с участковым, поездки в больницы и морги. Она завела знакомых среди санитаров травмпунктов и реанимаций. А вечера проводила в церкви, где молилась, чтобы любимый вернулся.

После недельной реанимации, не выходя из комы, неопознанный больной, которого привезли в Институт Склифосовского прямо с улицы, умер от кровоизлияния в мозг. Это произошло 1 января 2000 года. А через две недели после всех новогодних празднеств в 68-м отделении милиции вспомнили про незакрытое дело. Оперуполномоченный приехал в морг оформить бумаги. Милиционер посмотрел на Соловьева: "Где же я все-таки его видел... Вспомнил! Он же в кино снимался! "Зеленый фургон" с Харатьяном".

Через два дня после похорон Ирину Печерникову увезли в больницу, там ей поставили диагноз: тяжелое нервное расстройство. Она провела в больнице полгода. Ее пытались вернуть к жизни, а главное - научить спать. Потом последовало несколько лет депрессии и одиночества. Печерникова пила снотворное, проваливалась в тяжелый сон, а потом наступало еще одно ненужное утро. Жить не хотелось. Печерникова не могла улыбаться, говорить и даже находиться рядом с людьми, она уходила в лес и там рыдала до хрипоты. Уезжала в деревню, старалась забыться в работе, выкорчевывала пни на заросшем участке, полола сорняки, сажала цветы. Постепенно Ирина смогла вернуться к нормальной жизни.

Фильмография Ирины Печерниковой:

1967 - Каменный гость - донна Анна
1968 - Первая любовь - Зинаида Засекина
1968 - - Наталья Сергеевна Горелова, учительница английского
1968 - Щит и меч
1970 - Любовь к трём апельсинам - Смеральдина
1973 - Города и годы - Рита Старцова
1973 - Открытие (Рукопись академика Юрышева) - Лиза
1973 - По собственному желанию - Полина Рязанова
1975 - Вариант «Омега» - Елена Ивановна Скорина, жена Сергея
1976 - Сказ про то, как царь Пётр арапа женил - графиня Луиза де Кавеньяк
1976 - Птицы наших надежд - Дина
1976 - Два капитана - Мария Васильевна Татаринова, мама Кати
1977 - Первые радости - Лиза Мешкова
1978 - Личное счастье - Ирина Замятина, актриса местного театра, жена Ильи
1978 - Однокашники - Тоня, любовница Лобанова
1978 - Человек меняет кожу - Валентина
1979 - Необыкновенное лето - Лиза Мешкова
1979 - Голубой карбункул - Катарина
1981 - 34-й скорый - Лёля
1985 - Набат на рассвете - Наталья Егоровна
1991 - Анна Карамазофф - узбечка
2001 - Не покидай меня, любовь - Тася, жена Геннадия
2007 - Последняя репродукция - Васса Андреевна


Ирина Печерникова известна зрителям с советских времен. Теперь она нередко появляется в телешоу по российским каналам. Она признана одной из красивейших актрис со времен поколения восьмидесятых.

Первые шаги актрисы

Ирина появилась на свет в Грозном в послевоенном 1945 году. Семья будущей артистки надолго там не оставалась и переселилась в столичную квартиру. Маленькая Ириша грезила о деятельности и славе.

В Москве, где поселились Печерниковы, их соседкой была известная актриса театра Руфина Нифонтова . С трепетом спросив как-то у дивы о том, что необходимо для становления актрисы, девочка получила ответ: «Все».

С того момента Печерникова стала стремиться к признанию и успеху. Она занималась фигурным катанием, была гимнасткой, фехтовала, овладела верховой ездой, стрельбой, посещала любительский театральный кружок.

По окончании школы барышне повезло: ее тотчас зачислили в Московский художественный театр , а уже в следующем году она отлично сыграла в постановке «Зима тревоги нашей». С триумфом возникли и завистливые коллеги и распустились злые языки. Девушка узнала, что такое театральная интрига.

За тоненькой стеночкой гримерки она услышала, как ее, еще ни разу не целованную девушку, обсуждают. Из-за ее юности и стремительного успеха коллеги заподозрили ее в любовных отношениях с двумя режиссерами.

Ира рыдала, укрывшись в театральных декорациях. Она всхлипывала, когда прозвучали слова директора. Он дал молодой актрисе совет: «Помните, если о Вас постоянно кто-то болтает, Вы или женщина-обаяние, или талантливейшая актриса!». С тех пор такого рода сплетни за спиной Печерникова слышала не раз.

Но, играя в спектаклях, Ирина скоро осознала, что ее признание в искусстве стремительно растет. Красивая барышня с глазами грустного олененка сразу сыграла все важные роли, о которых ее коллеги-женщины только лишь мечтали.

Кинопартнеры Ирины Печерниковой

Героиня нашей истории стала появляться на киноэкранах. Впервые в фильме «Каменный гость» она сыграла Донну Анну – один из основной персонажей. Карьера актрисы быстро развивалась. Эта тургеневская девушка смогла свести с ума таких корифеев, как Смоктуновский, Высоцкий, Тихонов.

Эти знаменитые люди стали партнерами юного дарования, а ловкие публицисты по окончании всякой телесъемки предоставляли ложную информацию о неистовых романтических отношениях Ирины с ее сослуживцами. Но это было неправдой.

С Вячеславом Тихоновым молоденькая талантливая студентка снималась в кинокартине «Доживем до понедельника». Вместе с именитым корифеем она смотрелась девчушкой, но играла великолепно. Ее полюбила публика и лицо актрисы стало узнаваемым. При сотрудничестве с Высоцким , Смоктуновским и иными знаменитыми кинозвездами Печерникова выглядела достойно, демонстрируя свое актерское мастерство.

Личное пространство

У Ирины Печерниковой было много обожателей. И не мудрено: с таким-то очаровательным внешним видом и дарованием. Она была замужем трижды. Впервые барышня создала семью с польским тенором-саксофонистом Збигневом Бизоном.

Супружество продолжалось недолго: юные, несдержанные супруги не ладили. Вторично сердце прекрасной женщины затрепетало от настойчивости известного артиста Бориса Галкина. Снова супружество и упование на счастливый брак, но супружеская чета вскоре распалась.

Потом наступил трудный актерский период. Печерникова, наряду со многими российскими актерами поколения девяностых, лишилась работы и средств к существованию. Стараясь побороть уныние, Ирина начала злоупотреблять спиртными напитками. Неизвестно, что бы было дальше, если бы не возникла новая любовь.

В 1997 году Александр Соловьев признался Ирине в своих чувствах и предложил ей руку и сердце. Они сочетались браком и счастливо зажили вместе. Спиртное оказалось в прошлом. Но счастье оказалось непродолжительным – в 2000 году Александр Соловьев умер. Ирина не смогла родить ребенка ни в одном браке и снова осталась в одиночестве.

Второе рождение

Наступила пустота. Казалось, что Ирине уже не дано восстановиться, но произошло чудесное событие: фортуна улыбнулась и представила Ирине Викторовне Печерниковой еще один шанс. Отчаявшейся женщине среднего возраста предложили поучаствовать в телепроекте «Формула красоты» , и женщина снова воспряла духом.

Специалисты по эстетической хирургии подарили актрисе ее былую красоту: Ирина помолодела на 20 лет и вновь ожила.

Кинематография отдала должное изменениям, произошедшим с Ириной Печерниковой. Ей стали поступать интересные предложения. Но актриса не жалует сериальные истории и отказывается в них сниматься, считая, что лучше исполнить одну стоящую роль, чем десятки ничего не значащих.

Ирина Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в городе Грозном. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Ленинском проспекте по соседству с актрисой Малого театра Руфиной Нифонтовой. Девочка тайком подкладывала ей под дверь цветы, а однажды набралась смелости и позвонила: "Что нужно, чтобы стать актрисой кино?" "Все", - прозвучало коротко, и дверь захлопнулась. Но этого оказалось достаточно. "Все" – было понято в буквальном смысле. Ирина как одержимая стала заниматься всем подряд: фигурным катанием, фехтованием, гимнастикой, стрельбой, мотоциклом, лошадьми, записалась в театральную студию.

Она с первого раза поступила в театральный и уже на втором курсе Школы-студии при МХАТе Печерникову пригласили на интересную и сложную роль в спектакле "Зима тревоги нашей". Это было престижно, ответственно и молодая актриса впала в детскую эйфорию, наивно полагая, что в театре все безумно рады ее приходу. Но однажды она случайно услышала - между гримерками оказались тонкие перегородки - разговор двух артисток: "Конечно, кому же, как не ей, дать роль в этой пьесе? Наша девочка не промах. Успевает жить сразу с двумя - с Массальским и с Пузыревым".

Ирина Печерникова тогда забилась в декорации и долго плакала. От отчаяния ее спас педагог, тогда он сказал слова, которые придали актрисе силы: "Запомни, навсегда запомни, если о тебе говорят, значит, ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Плакать будешь, когда перестанут". И Ирина Печерникова запомнила и уже не рыдала, когда ее записывали то в жены, то в любовницы и к Тихонову, и к Смоктуновскому, и к Богатыреву, и к Высоцкому…

Театр

В послужном списке Ирины Печерниковой значатся МХАТ, "Ленком", Театр имени Маяковского, Малый театр... Когда Михаил Иванович Царев - ангел-хранитель актрисы, брал ее в Малый, сразу предупредил: "Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: вас будут есть как минимум два года. А вы, по-моему, съедобная". И ели...

А за что любить-то, вспоминает актриса, она ведь пришла и забрала все репертуарные роли. Актрис ее возраста в труппе было достаточно, а Ирина Печерникова у них не просто работу отняла - надежду. Взяла, и все хапнула! Конечно же, Царев защищал, а когда его не стало - многое изменилось, да так, что в театр не хотелось идти и Ирина Печерникова ушла. Ушла из отношений, из театра - просто так, в никуда. Наверное, это непросто, но и очень важно, ведь процесс умирания зачеркивает то хорошее, что было.

Великие партнеры в кино

В кино впервые Ирина Печерникова снялась в заглавной роли Донны Анны в музыкальной драме режиссера Владимира Гориккера "Каменный гость" по опере Даргомыжского вместе с гениальным Владимиром Атлантовым. Красочные, незабываемые съемки. Зрителям сразу же полюбилась красивая девушка. Похоже, Ирина Печерникова все же была любимицей судьбы. Свою кинокарьеру она начала с фантастического успеха. Да и партнерами Бог не обидел: Тихонов, Высоцкий, Смоктуновский, Даль...

В культовой картине Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника" юная Печерникова и немолодой Вячеслав Тихонов сыграли нетипичных учителей советской школы. Появление на экране Ирины Печерниковой стало сенсацией. В актрисе было природное обаяние, пленительная женственность, особая эмоциональная притягательность. В дуэте с Вячеславом Тихоновым, безусловным кумиром публики, ее героиня - Наталья Сергеевна Горелова - учительница английского языка, не потерялась, а стала его достойной партнершей.

Лучшие дня

С Иннокентием Смоктуновским Ирина Печерникова снималась в фильме "Первая любовь" по Тургеневу режиссера Василия Ордынского. Она его очень боялась и, честно говоря, плохо воспринимала. Он постоянно ворчал, нервничал, желчно подшучивал над молодой актрисой. Работать было трудновато. Обстановку разрядил огромный лось, который однажды стал с аппетитом пожирать наряд героини Печерниковой – Зинаиды. А в кустах корчился от хохота Иннокентий Михайлович, это и сблизило актеров. Уже потом Смоктуновский признался, что очень стеснялся жокейского костюма, который излишне подчеркивал и обтягивал его мужские достоинства. Поэтому-то и отрывался на своей прелестной партнерше.

С Олегом Далем Ирина Печерникова впервые снялась в многосерийном фильме про советских разведчиков "Вариант "Омега", где для нее и роли-то не было - так, эпизоды. Пошла только потому, что там играл ее любимый артист и она очень давно хотела с ним познакомиться. Перед Далем Печерникова преклонялась, но они чем-то были и похожи. Чем-то, что трудно и словами-то выразить. Второй раз они встретились в телевизионном спектакле Анатолия Эфроса "Страницы дневника Печорина". Даль - Печорин, Печерникова - княжна Мэри. А потом был телевизионный фильм "Личное счастье" Леонида Пчелкина. Очень слабый. Его скоро все забыли. Но именно на нем актеры и сдружились.

С Владимиром Высоцким Ирина Печерникова сдружилась давно и относилась к этой дружбе трепетно и очень серьезно. Наверное по этой причине и произошел в одно прекрасное время между ними разлад, они расстались навсегда. Потом актеры встретились на съемках "Сказ о том, как царь Петр арапа женил", но самое забавное, что им пришлось в фильме изображать в постели безумную страсть. Сцена задумывалась как гротеск, все должно было выглядеть очень смешно, Владимир Семенович носил Ирину на руках с гипсовой ногой, она все время умудрялась сломать на съемках ноги. Это просто была беда какая-то!

Высоцкий молчал, но вот сцена безумной страсти в постели у актеров никак не получалась. Бедный режиссер Митта был мрачен и громко возмущался: "Вы мне седьмой дубль запороли!" Тогда актеры сосредоточились, что-то сыграли, но так и не помирились, и не заговорили.

Затем были роли второго плана в "Однокашниках", в "Голубом карбункуле", в "Необыкновенном лете". Актриса снялась в картине "Человек меняет кожу" и фильме "34-й скорый". Наступило какое–то, небольшое правда, творческое затишье с интересными ролями. И вот режиссер Аркадий Кордон пригласил Ирину Печерникову на одну из главных ролей в психологическую драму "Набат на рассвете" о русском ученом Вернадском, которого с блеском сыграл Георгий Тараторкин.

Чудо пришло...

Ирина Печерникова назвала себя сама "Лучистая". Слывшая в 70-80-е годы одной из первых красавиц отечественного кино, актриса после долгих лет почти полного забвения вдруг пережила свое второе рождение. Она стала участницей телешоу "Формула красоты". Благодаря таланту пластических хирургов она помолодела лет на двадцать и именно преображение известной актрисы расценивалось как главный успех шоу. С внешними переменами пришли и внутренние. Сама Ирина Печерникова назвала все с ней происходящее чудом. Может еще и потому, что она так долго этого ждала...

Киношный мир тоже оценил перемены великой актрисы. Стали поступать предложения сняться в кино, но в сериалах Ирина Викторовна работать не захотела, они ей просто неинтересны. Актриса стала терпеливо ждать серьезных предложений, глубокую пьесу или такую же роль в кино. Так получилось, что в свое время Ирина Печерникова высоко подняла планку и опускать ее сегодня совсем не хочет.

Фильмография:

1966 Каменный гость

1968 Доживем до понедельника

1968 Первая любовь

1973 По собственному желанию

1973 Открытие

1973 Рукопись академика Юрышева

1974 Города и годы

1975 Вариант "Омега"

1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил

1977 Первые радости

1977 Птицы наших надежд

1977 Два капитана

1978 Личное счастье

1978 Расписание на послезавтра

1979 Человек меняет кожу

1979 Необыкновенное лето

1979 Человек меняет кожу

1979 Голубой карбункул

1982 34-й скорый

1985 Набат на рассвете

1991 Анна Карамазофф

Ирина Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в городе Грозном. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Ленинском проспекте по соседству с актрисой Малого театра Руфиной Нифонтовой. Девочка тайком подкладывала ей под дверь цветы, а однажды набралась смелости и позвонила: "Что нужно, чтобы стать актрисой кино?" "Все", — прозвучало коротко, и дверь захлопнулась. Но этого оказалось достаточно. "Все" - было понято в буквальном смысле. Ирина как одержимая стала заниматься всем подряд: фигурным катанием, фехтованием, гимнастикой, стрельбой, мотоциклом, лошадьми, записалась в театральную студию.


Она с первого раза поступила в театральный и уже на втором курсе Школы-студии при МХАТе Печерникову пригласили на интересную и сложную роль в спектакле "Зима тревоги нашей". Это было престижно, ответственно и молодая актриса впала в детскую эйфорию, наивно полагая, что в театре все безумно рады ее приходу. Но однажды она случайно услышала — между гримерками оказались тонкие перегородки — разговор двух артисток: "Конечно, кому же, как не ей, дать роль в этой пьесе? Наша девочка не промах. Успевает жить сразу с двумя — с Массальским и с Пузыревым".

Ирина Печерникова тогда забилась в декорации и долго плакала. От отчаяния ее спас педагог, тогда он сказал слова, которые придали актрисе силы: "Запомни, навсегда запомни, если о тебе говорят, значит, ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Плакать будешь, когда перестанут". И Ирина Печерникова запомнила и уже не рыдала, когда ее записывали то в жены, то в любовницы и к Тихонову, и к Смоктуновскому, и к Богатыреву, и к Высоцкому…

Театр

В послужном списке Ирины Печерниковой значатся МХАТ, "Ленком", Театр имени Маяковского, Малый театр... Когда Михаил Иванович Царев - ангел-хранитель актрисы, брал ее в Малый, сразу предупредил: "Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: вас будут есть как минимум два года. А вы, по-моему, съедобная". И ели...

А за что любить-то, вспоминает актриса, она ведь пришла и забрала все репертуарные роли. Актрис ее возраста в труппе было достаточно, а Ирина Печерникова у них не просто работу отняла - надежду. Взяла, и все хапнула! Конечно же, Царев защищал, а когда его не стало - многое изменилось, да так, что в театр не хотелось идти и Ирина Печерникова ушла. Ушла из отношений, из театра - просто так, в никуда. Наверное, это непросто, но и очень важно, ведь процесс умирания зачеркивает то хорошее, что было.

Великие партнеры в кино

В кино впервые Ирина Печерникова снялась в заглавной роли Донны Анны в музыкальной драме режиссера Владимира Гориккера "Каменный гость" по опере Даргомыжского вместе с гениальным Владимиром Атлантовым. Красочные, незабываемые съемки. Зрителям сразу же полюбилась красивая девушка. Похоже, Ирина Печерникова все же была любимицей судьбы. Свою кинокарьеру она начала с фантастического успеха. Да и партнерами Бог не обидел: Тихонов, Высоцкий, Смоктуновский, Даль...

В культовой картине Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника" юная Печерникова и немолодой Вячеслав Тихонов сыграли нетипичных учителей советской школы. Появление на экране Ирины Печерниковой стало сенсацией. В актрисе было природное обаяние, пленительная женственность, особая эмоциональная притягательность. В дуэте с Вячеславом Тихоновым, безусловным кумиром публики, ее героиня - Наталья Сергеевна Горелова - учительница английского языка, не потерялась, а стала его достойной партнершей.

С Иннокентием Смоктуновским Ирина Печерникова снималась в фильме "Первая любовь" по Тургеневу режиссера Василия Ордынского. Она его очень боялась и, честно говоря, плохо воспринимала. Он постоянно ворчал, нервничал, желчно подшучивал над молодой актрисой. Работать было трудновато. Обстановку разрядил огромный лось, который однажды стал с аппетитом пожирать наряд героини Печерниковой - Зинаиды. А в кустах корчился от хохота Иннокентий Михайлович, это и сблизило актеров. Уже потом Смоктуновский признался, что очень стеснялся жокейского костюма, который излишне подчеркивал и обтягивал его мужские достоинства. Поэтому-то и отрывался на своей прелестной партнерше.

С Олегом Далем Ирина Печерникова впервые снялась в многосерийном фильме про советских разведчиков "Вариант "Омега", где для нее и роли-то не было - так, эпизоды. Пошла только потому, что там играл ее любимый артист и она очень давно хотела с ним познакомиться. Перед Далем Печерникова преклонялась, но они чем-то были и похожи. Чем-то, что трудно и словами-то выразить. Второй раз они встретились в телевизионном спектакле Анатолия Эфроса "Страницы дневника Печорина". Даль - Печорин, Печерникова - княжна Мэри.

А потом был телевизионный фильм "Личное счастье" Леонида Пчелкина. Очень слабый. Его скоро все забыли. Но именно на нем актеры и сдружились.

С Владимиром Высоцким Ирина Печерникова сдружилась давно и относилась к этой дружбе трепетно и очень серьезно. Наверное по этой причине и произошел в одно прекрасное время между ними разлад, они расстались навсегда. Потом актеры встретились на съемках "Сказ о том, как царь Петр арапа женил", но самое забавное, что им пришлось в фильме изображать в постели безумную страсть. Сцена задумывалась как гротеск, все должно было выглядеть очень смешно, Владимир Семенович носил Ирину на руках с гипсовой ногой, она все время умудрялась сломать на съемках ноги. Это просто была беда какая-то!

Высоцкий молчал, но вот сцена безумной страсти в постели у актеров никак не получалась. Бедный режиссер Митта был мрачен и громко возмущался: "Вы мне седьмой дубль запороли!" Тогда актеры сосредоточились, что-то сыграли, но так и не помирились, и не заговорили.


Затем были роли второго плана в "Однокашниках", в "Голубом карбункуле", в "Необыкновенном лете". Актриса снялась в картине "Человек меняет кожу" и фильме "34-й скорый". Наступило какое-то, небольшое правда, творческое затишье с интересными ролями. И вот режиссер Аркадий Кордон пригласил Ирину Печерникову на одну из главных ролей в психологическую драму "Набат на рассвете" о русском ученом Вернадском, которого с блеском сыграл Георгий Тараторкин.

Чудо пришло...

Ирина Печерникова назвала себя сама "Лучистая". Слывшая в 70-80-е годы одной из первых красавиц отечественного кино, актриса после долгих лет почти полного забвения вдруг пережила свое второе рождение. Она стала участницей телешоу "Формула красоты". Благодаря таланту пластических хирургов она помолодела лет на двадцать и именно преображение известной актрисы расценивалось как главный успех шоу. С внешними переменами пришли и внутренние. Сама Ирина Печерникова назвала все с ней происходящее чудом. Может еще и потому, что она так долго этого ждала...

Киношный мир тоже оценил перемены великой актрисы. Стали поступать предложения сняться в кино, но в сериалах Ирина Викторовна работать не захотела, они ей просто неинтересны. Актриса стала терпеливо ждать серьезных предложений, глубокую пьесу или такую же роль в кино. Так получилось, что в свое время Ирина Печерникова высоко подняла планку и опускать ее сегодня совсем не хочет.

Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1988).

Ирина Печерникова. Биография

Ирина Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в городе Грозном. С семьёй переехала в Москву. Жила на Ленинском проспекте.
Ирина поступила в театральный с первого раза, и уже на втором курсе Школы-студии МХАТ Печерникову пригласили на интересную и сложную роль в спектакле «Зима тревоги нашей».

В 1966 году окончила Школу-студию МХАТ и стала работать в Московском театре им. Ленинского комсомола, а с 1968 года - в Академическом театре им. Вл. Маяковского. В 1978-1990 годах играла в Академическом Малом театре.

Когда Михаил Иванович Царёв брал её в Малый театр, сразу предупредил: «Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: вас будут есть как минимум два года. А вы, по-моему, съедобная». Актриса вспоминала, что любить ее действительно было не за что, поскольку она пришла и забрала все репертуарные роли.

В кино судьба Ирины Печерниковой складывалась удачно. Уже первые картины принесли успех, всесоюзную славу и звание одной из главных красавиц Советского Союза. Её партнерами были выдающиеся актёры: Вячеслав Тихонов , Иннокентий Смоктуновский , Олег Даль и другие. Одними из лучших киноработ актрисы считаются роли в фильмах «Доживем до понедельника », «34-й скорый », «Сказ про то, как царь Петр арапа женил », сериал « Два капитана » (1976) . Печерникова дружила с Владимиром Высоцким . Актриса много снималась во второй половине 1960-х и в 1970-е годы. В 1980-е годы всю творческую энергию Печерникова отдавала Малому театру.

Ирина Печерникова Была трижды замужем. Первым мужем стал польский музыкант Збигнев Бизонь . Вторым мужем Печерниковой был известный актёр Борис Галкин . Оба брака были скоротечными.

В 1990-е годы в связи с распадом Советского Союза Ирина Печерникова находилась в затяжном творческом кризисе. К творческим неудачам и невостребованности добавились проблемы с алкоголем. Актриса сумела справиться с жизненными невзгодами и найти свою любовь в лице Александра Соловьёва , в 1997 году ставшего её третьим мужем. В браке они прожили три года, но произошла трагедия: актер Александр Соловьев погиб. Детей у Печерниковой нет.

В 2010 годы актрису вновь стали приглашать в кино и на телевидение. Так, она стала участницей телешоу «Формула красоты ». Также аткриса снялась в сериале « Последняя репродукция » (2007), «Бабье лето » (2011), «Не покидай меня, любовь » и др.

О жизни и творчестве Ирины Печерниковой снят документальный фильм «Ирина Печерникова. Лекарство от одиночества ».

Ирина Печерникова. Фильмография

Бабье лето (сериал, 2011)

Последняя репродукция (мини-сериал, 2007)

Не покидай меня, любовь (мини-сериал, 2001)

Анна Карамазофф (1991)

Набат на рассвете (1985)

Дети Ванюшина (ТВ, 1982)

34-й скорый (1981)

Месяц длинных дней (мини-сериал, 1979)

Необыкновенное лето (мини-сериал, 1979)

Голубой карбункул (ТВ, 1979)

Человек меняет кожу (мини-сериал, 1978)

Однокашники (ТВ, 1978)

Первые радости (мини-сериал, 1977)

Личное счастье (мини-сериал, 1977)

Птицы наших надежд (1976)

Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)

Мартин Иден (ТВ, 1976)

Два капитана (мини-сериал, 1976)

Страницы журнала Печорина (ТВ, 1975)

Вариант «Омега» (мини-сериал, 1975)

Открытие (1973)

Города и годы (1973)

По собственному желанию (1973)

Любовь к трем апельсинам (ТВ, 1970)

Первая любовь (ТВ, 1968)

Доживем до понедельника (1968), Top250: 242

Каменный гость (1966)



Вверх