Икона Богородицы Отрада (Утешение). Икона Ватопедская (Отрада, Утешение, Парамифия), значение и фото

Широко почитаемая во всём христианском мире богородичная икона «Отрада и Утешение» уже много веков хранится на святой горе Афон в храме Ватопедского монастыря. С историей основания этой обители, как и с написанием самого образа Пресвятой Богородицы, связаны предания, пережившие несколько исторических эпох и наполненные непередаваемым ощущением минувших столетий.

Чудесное спасение царевича

Одно из преданий, которое можно услышать из уст насельников монастыря, рассказывает о том, откуда пошло его столь необычное название. Оно отсылает слушателей к концу IV века, когда юный царевич Аркадий ─ сын последнего правителя Римской империи Феодосия Великого ─ отправился в морское путешествие на святую гору Афон, чтобы поклониться местам, ставшим земным Уделом Пресвятой Богородицы.

На всём протяжении пути погода была превосходная, и ничто не предвещало беды, как вдруг небо потемнело и разразилась страшная буря. Произошло это столь неожиданно, что придворные не успели увести отрока с палубы и укрыть его в нижних помещениях корабля. В результате ударом накатившей волны он был смыт за борт и скрылся в морской пучине.

Происшедшее повергло в ужас всех находившихся в тот момент на судне, поскольку они понимали, что на них неизбежно обрушится гнев императора. Кроме того, все искренне скорбели о юном царевиче, которого уже не надеялись увидеть живым. Тем не менее, лишь только буря утихла, путешественники причалили к берегу, вдоль которого пролегал их путь, и тщательно осмотрели покрывавшие его заросли в надежде найти хотя бы тело отрока, выброшенное волнами.

Какова же была их радость, когда они обнаружили Аркадия не только живым, но и абсолютно невредимым! Он мирно спал под одним из кустов. Как рассказывал потом отрок, оказавшись на краю гибели, он сохранил присутствие духа и молитвенно воззвал ко Пресвятой Богородице, прося Её заступничества. Вопль, исходивший из детских уст, был услышан, и в тот же миг неведомая сила подхватила Аркадия и, пронеся сквозь бурю и мрак, опустила на морской берег, где, утомлённый пережитыми волнениями, он уснул под кустом.

Основание и дальнейшая судьба монастыря

Услышав столь дивный рассказ, император Феодосий Великий, отец мальчика, повелел воздвигнуть церковь на месте его чудесного спасения, которое с той поры стало называться Ватопедом, что в переводе означает «Куст отрока». Со временем там был обустроен монастырь, разрушенный затем иноземцами, питавшими вражду к вере Христовой.

Несколько столетий обитель пролежала в руинах, пока в середине X века её восстановлением не занялись трое благочестивых мужей, прибывших с этой целью из Адрианаполя. История донесла до нас их имена. Это были богатые, но пожелавшие оставить суету мира греческие вельможи: Афанасий, Антоний и Николай.

В исторических документах первое упоминание о монастыре, в котором ныне хранится Икона Божией Матери «Отрада и Утешение», относится к 985 году. Известно также, что вскоре после этого начался его бурный подъём, позволивший через десять лет войти в число главных обителей Святой Горы. Столь высокое положение монастырь удерживает и до настоящего времени, несмотря на то что его история отмечена чередой взлётов и падений. Фото обители представлено выше.

Монастырь, ставший крепостью

Посетив монастырь, можно услышать предание, связанное с его главной святыней ─ Ватопедской иконой Божией Матери «Отрада и Утешение». Её история также весьма необычна. Написан был этот образ в конце XIV века и в течение долгого времени помещался в притворе соборного храма, ничем особо не выделяясь среди его прочих святынь, пока не произошло чудо, прославившее его на весь христианский мир.

В те давние времена Ватопедский монастырь, как, впрочем, и остальные обители Святой Горы, нередко подвергался нападениям разбойников, желавших поживиться хранившимися в нём ценностями. По этой причине вокруг него были возведены мощные стены, придававшие монастырю вид фортификационного сооружения. Каждый вечер его ворота накрепко запирались и отворялись лишь на следующий день по окончании заутрени. Было принято, что после богослужения к настоятелю являлся привратник, и тот передавал ему ключи.

Ожившая икона

И вот однажды, когда монахи уже покинули храм и настоятель был готов по обыкновению распорядиться насчёт монастырских ворот, находившаяся подле него на стене икона Богородицы «Отрада и Утешение» вдруг ожила. Обратив на монаха свои Пречистые Очи, Дева повелела ему не отворять ворота, поскольку за ними в это утро скрывались разбойники, ожидавшие лишь удобного момента, чтобы ворваться в монастырь и начать грабёж. Более того, Царица Небесная велела всем насельникам подняться на монастырские стены и дать отпор незваным гостям.

Не успел настоятель прийти в себя от увиденного и услышанного, как икона «Отрада и Утешение» потрясла его новым чудом. Младенец Иисус, сидевший на коленях Матери, вдруг ожил, и, подняв к Ней Свой Пречистый Лик, запретил предупреждать братию об опасности, поскольку нападение разбойников являлось ниспосланной им карой за грехи и небрежение в исполнении священных обетов.

Однако, к великому изумлению монаха, Богородица с истинно материнским дерзновением отвела в сторону поднятую к Её устам руку Сына, и, несколько уклонившись вправо, вновь повторила Своё повеление не открывать врата, и созывать монахов для защиты обители. При этом Она велела всей братии принести покаяние в своих грехах, поскольку Её Сын гневается на них.

Икона, ставшая главной святыней обители

После этих слов фигуры Богородицы и Её Предвечного Младенца, изображённые на иконе «Отрада и Утешение», вновь замерли, но при этом её вид изменился. Лик Пречистой Девы навсегда остался чуть отклонённым вправо и исполненным не только материнской любовью, но и безграничным снисхождением. Рука же Богородицы при этом замерла, как бы удерживая ручку Младенца, не по-детски строго взирающего с иконы. Известно также, что название «Отрада и Утешение» икона получила именно после того как чудесным образом избавила монахов от нападения разбойников.

Прежде этот образ помещался в соборном притворе, но после чуда, сделавшего его воистину нерукотворным, был перенесён в специально воздвигнутый для него параклис (храм) иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение», где и находится поныне. На протяжении всех веков, минувших с той давней поры, перед ним горит неугасимая лампада и ежедневно совершаются богослужения. С давних времён сложилась также традиция совершать перед этой иконой монашеские постриги.

Источник Божественной благодати

Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» для монастыря поистине неоценимо, и заключается оно не только в том, что благодаря ей он приобрёл всемирную известность, но и в неиссякаемом потоке исходящей от неё божественной благодати. С каждым годом увеличивается перечень лишь официально зарегистрированных и отмеченных в специальных книгах чудес, явленных по молитвам, вознесённым перед этим образом, а сколько их осталось сокрытыми от широкой публики! Неслучайно Ватопедский монастырь вошёл в число крупнейших христианских центров паломничества.

Списки Ватопедской иконы в храмах России

В России икона «Отрада и Утешение» известна с глубокой древности. Считается, что произошло это в первой половине XVI века благодаря выдающемуся религиозному деятелю, писателю и публицисту ─ преподобному Максиму Греку. По его инициативе в 1518 году в Россию было доставлено с Афона два списка, сделанных с чудотворных икон Ватопедского монастыря, среди которых была «Отрада и Утешение». Многочисленные чудеса исцелений, явленные по молитвам перед ней, принесли иконе широкую известность и стали поводом для почитания её как чудотворной.

В XVII веке список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был перевезён в Ростов, где и находится по сей день в одном из С него, в свою очередь, было сделано множество копий, разошедшихся по всей России. Одна из них была келейной иконой святителя Димитрия Ростовского, вошедшего в историю Русской православной церкви в качестве выдающегося религиозного писателя, проповедника и педагога.

Среди многочисленных списков иконы «Отрада и Утешение», фото которых представлены в статье, есть некоторые, заслужившие особую известность. Это, прежде всего, образ, хранящийся в Москве в храме на Ходынском поле (фото храма преведено выше). Туда он был доставлен в июне 2004 года делегацией насельников Ватопедского монастыря, прибывших в столицу для празднования дня памяти афонских святых. К месту своего нынешнего пребывания икона была доставлена торжественным крестным ходом, участие в котором приняло не менее 20 тыс. человек.

Кроме того, следует назвать два списка, находящиеся в Санкт-Петербурге. Один из них помещён в Казанском соборе Новодевичьего монастыря, а другой - в храме иконы «Отрада и Утешение» на улице Дыбенко. Глубоким почитанием в народе пользуется также икона, вывезенная в Беларусь, хранящаяся сегодня в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре.

Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в жизни Русской православной церкви весьма велико, и тому есть немало свидетельств. Достаточно вспомнить, как в 1852 году Серафим Святогорец, прославленный ныне в прислал в Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга список с Ватопедской иконы. На её обратной стороне он собственноручно начертал надпись, гласящую, что этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы будет обильно изливать Божественную благодать на всех притекающих к нему. И его слова получили в дальнейшем подтверждение теми чудесами, которые явила через него Царица Небесная.

В чем помогает икона «Отрада и Утешение»?

Отвечая на этот вопрос, уместно, прежде всего, вспомнить знаменательное событие, послужившее поводом для её прославления ─ спасение афонской обители от злодеев. Исходя из этого, все последующие века православные христиане молились перед Ватопедской иконой об избавлении от нападения разбойников и нашествия иноплеменных.

Перед иконой «Отрада и Утешение» принято также молить Царицу Небесную об избавлении от различных болезней и немощей. Кроме того, с давних пор отмечено, что она несёт в себе помощь при эпидемиях, не раз посещавших российскую землю и уносивших тысячи жизней. В связи с этим каждый раз, когда Господь попускал за грехи людские случиться чуме, холере или отслужив молебен, православные крестным ходом обносили икону вокруг заражённого города, и если их покаяние было глубоким и искренним, то болезнь отступала.

Имеется много свидетельств того, как молитвы перед Ватопедской иконой ограждали людей от пожаров, потопов и прочих жизненных несчастий. Весьма способствуют они в устроении различных повседневных дел и обретении душевного покоя. Об этом, в частности, говорится в тропаре иконы «Отрада и Утешение». Там же содержатся прошения об угашении греховного пламени, исцелении душевных язв, укреплении веры, очищении помышлений, а также о даровании смирения, любви, терпения и укоренении в сердцах страха Божьего.

Год жизни, дарованный Богородицей

Кроме того, получили широкую известность чудеса, явленные по молитвам, вознесённым как перед оригиналом иконы, хранящимся до сего дня на Афоне, так и перед его многочисленными списками. Наиболее известным из них является запись в книге Ватопедского монастыря, датированная началом прошлого века. В ней говорится о том, как некий монах по имени Неофит получил от настоятеля наставление отправиться в одно из их подворий, находившееся на острове Эбвей в Средиземном море.

Во время морского путешествия инок занемог, и, прибыв на остров, едва держался на ногах. Предчувствуя близкую кончину, он вознёс молитвы ко Пресвятой Богородице перед находившемся в подворье списком с Её Ватопедской иконы. Инок молил продлить его дни, чтобы, исполнив послушание, он мог вернуться в свою обитель и в ней завершить земной путь. Не успел он подняться с колен, как услышал чудный глас, исходивший с неба и повелевший ему исполнить послушание, вернуться в монастырь, но через год быть готовому предстать перед вратами вечности.

Болезнь тут же оставила страдальца, и он в точности исполнил всё, что ему было поручено отцом настоятелем. После этого он благополучно вернулся в Ватопедский монастырь, где целый год пребывал в постах и молитвах. По истечении же срока, стоя пред иконой «Отрада и Утешение», он вдруг вновь услышал знакомый ему голос, провещавший, что час его кончины уже близок. Сразу после этих слов инок почувствовал, как силы оставляют его. С трудом добравшись до своей кельи, Неофит созвал к себе братию, и, лёжа на смертном одре, поведал им о чуде, явленном по его молитве. После этого он с миром отошёл ко Господу.

Слёзы, источаемые иконой

Имеются и более поздние свидетельства. Так, в 2000 году монах расположенного на Кипре Киккского монастыря Стиллианус во время ночной молитвы стал свидетелем того, как лики Младенца Иисуса и Его Пречистой Матери на иконе неожиданно ожили и преобразились, причём из Их глаз обильно потекли слёзы. Поражённый увиденным, инок лишился дара речи, и обрёл его вновь лишь после того, как вся братия обошла монастырь крестным ходом, неся перед собой этот чудотворный образ.

О чудесах же, явленных в России, свидетельствуют многочисленные записи в монастырских и приходских книгах. Они помогают ещё глубже понять значение иконы «Отрада и Утешение» и место, которое она занимает в отечественной иконографии.

Существуют так называемые нерукотворные образы, которые были обретены, то есть где-то просто отыскались и явились людям. Из всего ряда подобных образов особенной является икона «Отрада и Утешение», которая фактически несет на себе печать чуда. Ведь изначально она была просто иконой Богоматери, но чудесным образом фигуры пришли в движение и застыли в новом положении, которое потом стало каноническим, но обо всем по порядку.

История монастыря и иконы

На Святой Горе Афон в Греции стоит один из древнейших православных мужских монастырей – Ватопедский. В храме Благовещения этой известной обители находятся несколько чудотворных икон Богородицы, одна из которых называется иконой Ватопедской Божией Матери.

История этой обители восходит к царствованию Феодосия Великого и чудному спасению сына его Аркадия. Наследник царя, совершая морскую прогулку, упал с парусника в воду недалеко от монастыря. Но случилось невероятное чудо, он не погиб. Божия Матерь спасла юношу, и невредимым перенесла его на берег. Бросившиеся на помощь люди нашли отрока около кустарника вблизи монастыря. В память об этих событиях монастырь стал называться Ватопедским. Греческое слово «ватопед» переводится как «куст, дитя, отрок». Признательность и щедрость святого царя Феодосия, обращенная к монастырю, не имела границ.

Обретение иконы

Другое чудо связано с предупреждением об опасности, грозящей обитателям монастыря. 21 января 807 года молившийся перед иконой игумен услышал голос женщины. Подняв глаза, он увидел, что Ватопедская икона Божией Матери повернулась к нему и предупреждает, о том, что преступники готовятся напасть на монастырь. Изумленный священослужитель немедленно позвал всех обитателей монастыря, чтобы они засвидетельствовали это чудо. Монахи были очень удивлены тем, что лик Божией Матери на святом образе отклонен вправо. Обитатели монастыря воздали благодарность иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» и молитва перед чудотворным образом была произнесена сразу. Затем дали отпор грабителям, с именем Богородицы на устах и верой в спасение они не позволили разбойникам войти в обитель и разграбить его.

С тех давних времен Ватопедскую икону называют «Отрада» или «Утешение».

Любовью и состраданием наполнен лик Богородицы на иконе, а глаза смотрят на всех с милосердием и смирением, а уста застыли в кроткой улыбке утешения.

Образ Божественного Младенца остался строгим. В память об этих чудесах перед святым ликом Богородицы находится неугасимая лампада.

Значение иконы «Отрада и Утешение»

Великими почестями пользуется икона Божией Матери «Отрада и Утешение» - значение ей придает и факт чудесного обретения, и содержание. Сейчас этот образ делает Ватопед одним из наиболее посещаемых паломниками, также засвидетельствовано немалое количество чудес по молитве к образу.

Итак, икона Богородицы «Отрада и Утешение» застыла в той самой форме, в которой явилась настоятелю и монахам монастыря в древности. Как гласит предание, Богомладенец на иконе, когда пришел в движение, протягивал руку к устам Богоматери, дабы не дать той предупреждать монахов. Господь посылал свою кару на монастырь и считал подвижничество этих иноков не подобающе старательным.

Только вот Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» продолжила двигаться, и Пречистая Дева взяла руку Богомладенца в свою и немного усмирила его, как позволительно только матери и великой заступнице людей.

Таким образом в иконе заключено даже некоторое противоречие, хотя в действительности образы дополняют друг друга. Христос строг к своим последователям и взирает строго, а Божья матерь проявляет свою милость и доброту. Таким образом Господь всегда дает возможность раскаяться.

В чем помогает икона «Отрада и Утешение»

Именно по причине такого уникального содержания этот образ часто помогает верующим уберечься от различных невзгод. К примеру, есть много свидетельств о том, как списки иконы использовали для того, чтобы обходить крестным ходом города, которые подвергались эпидемиям. Если люди там искренне раскаивались, то хворь отступала.

Помимо этого, святой образ известен как защитник от любых других напастей, от вторжения иноземцев, от различных болезней и природных катаклизмов. Помимо этого молятся ей и для того чтобы одолеть врагов внутренних: страсти и склонности к грехам.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4

Яко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ нам отра́ду и утеше́ние,/ на Тя бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ нас изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: // Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»

Наде́жда всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, Утеше́ние и Отра́до на́ше! Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем. Угаси́ пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшие сердца́ на́ша. Очи́сти ум наш от грехо́вных помышле́ний. Приими́ моле́ния от души́ и се́рдца с воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди Хода́таице о нас к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ от нас Ма́терними моли́твами. Укрепи́ в нас ве́ру правосла́вную, вложи́ в нас дух стра́ха Бо́жия, дух смире́ния, терпе́ния и любви́. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, утиши́ бу́рю злых нападе́ний вра́жеских. Отыми́ бре́мя грехо́в на́ших и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути. Пода́ждь нам ми́лость Твою́ и свято́е благослове́ние Свое́ всем зде предстоя́щим и моля́щимся и всегда́ пребыва́й с на́ми, подава́я приходя́щим к Тебе́ отра́ду и утеше́ние, по́мощь и заступле́ние, да сла́вим и велича́ем Тя вси до после́дняго на́шего воздыха́ния. Ами́нь.

Икона Богородицы «Отрада и Утешение» в ризе

Образ этот пребывает в монастыре Ватопед на Афоне. Его происхождение восходит к XIV веку. Интересно, что изначально икона не была написана на доске. Когда-то образ Богородицы «Отрада и Утешение» был частью стенной росписи. Позднее изображение сняли со стены вместе со штукатуркой и заключили в киот. Уже много лет икона покрыта серебряной ризой с богатой чеканкой. Открыты только лики Богоматери и Младенца. Без оклада икону мало кто видел. Сам же образ неоднократно поновлялся, но выражение глаз Богородицы, несмотря на поновления, остается неизменно проницательным, вводящим в благоговейный трепет.

Предание монастыря Ватопед рассказывает, что некогда на обитель попытались напасть морские разбойники. Они спрятались под монастырскими стенами и были готовы с первым лучом солнца, как только откроются врата обители, ворваться в монастырь, разграбить все его сокровища, которые состояли из различной драгоценной утвари, пожертвованной монастырю благотворителями и паломниками, и уничтожить иноков.

К этому времени в обители закончилась утреня, братия разошлась по кельям для временного отдыха после длительного молитвенного стояния. В храме оставался лишь настоятель. И вот он внезапно услышал голос Богородицы, исходящий от Ее иконы. Богородица предупреждала настоятеля о грядущей опасности. Игумен монастыря взглянул на образ и увидал, что лики Богородицы и Христа-Младенца изменились. Нужно сказать, что изначально, как говорит предание, икона «Отрада и Утешение» была написана, как икона Богородицы «Одигитрия» («Одигитрия» - путеводительница. Извод богородичных икон отличается тем, что на таких иконах Богородица указует рукой на Христа, Который есть «путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)). Но теперь образ был другим: Богомладенец поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, и гневно произнес: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Однако Богородица уклонилась от руки Своего Сына и дважды повторила предупреждение: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».

Икона Богородицы «Отрада и Утешение» без оклада

Игумен немедля собрал всю братию. Иноки пребывали в полном изумлении - и тут же совершили благодарственное моление. Затем поднялись на стены обители и отразили нападение разбойников.

С тех самых пор икона Богородицы «Отрада и Утешение» стала одной из главных монастырских святынь. Согласно преданию, она сохранила тот самый измененный облик.

Почитается эта икона и на нашей земле не одно столетие. Известно, что особым почитателем этой иконы был святитель Димитрий Ростовский (Туптало), уроженец Киевщины. Долгие годы он хранил у себя зеркальный список чудотворной иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Этот образ святитель забрал с собой и в Ростов, куда был переведен на кафедру. Этот же образ, тоже отмеченный чудотворениями, был установлен над ракой с мощами святого Димитрия в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского ростовского монастыря.

Рака с мощами свт. Димитрия Ростовского и принадлежащая ему икона Богородицы «Отрада и Утешение» (фото Прокудина-Горского)

Господь да помилует нас молитвами Своей Пречистой Матери, как помиловал он ватопедских иноков много лет назад, и да умирит нашу многострадальную землю.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение»

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас, О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.
Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Святая Гора Афон. Удел Пресвятой Богородицы. Православная твердыня и место паломничества людей со всего света.
Паломники, бывшие на Афоне, единодушны в своих воспоминаниях — покидать Святую Гору можно только со слезами на глазах, как будто оставляешь лучший мир, преддверие Неба. И хочется возвратиться вновь на это святое место, отрешившись от суеты и мирских забот.
И как ручейки воды берут свое начало от живительного источника, так разносятся по свету частички афонской благодати. Одной из них милостью Божией стал и наш храм.
Под красивой золотой сенью в северной части храма находится его главная чтимая святыня – икона Богородицы «Отрада или Утешение»

Икона эта написана на Афоне по благословению святейшего патриарха Алексия II специально для нашего храма и является списком с чудотворного образа, находящегося в монастыре Ватопед. История монастыря насчитывает более десяти веков. Интересно происхождение названия обители. По преданию, в конце IV века сын императора Феодосия Великого Аркадий, будучи ещё отроком, совершал морское путешествие. Погода на море переменчива, и путешественники были застигнуты бурей. Мощная волна обрушилась на корабль и смыла мальчика за борт. Придворные страшно испугались за жизнь своего господина! Как только буря утихла, они принялись искать отрока. Команда прочесывала прибрежные заросли в надежде найти хотя бы тело. К счастью, мальчик нашелся живым и невредимым. Все это время он мирно спал под прибрежным кустом. Оказалось, что в последний момент Аркадий в отчаянии взмолился к Пресвятой Богородице, и Она услышала и спасла его. В благодарность за чудесное спасение сына Феодосий Великий восстановил на этом месте церковь, разрушенную при Юлиане Отступнике, а само место получило название Ватопед, что значит «куст отрока».

Прошло несколько столетий, и в середине X века на Афон прибыли три человека — Антоний, Афанасий и Николай. Они были вельможами из Адрианаполя и занялись восстановлением древнего разрушенного монастыря. Первое упоминание Ватопеда в летописных источниках датируется 985 г., а уже через десяток лет монастырь становится одной из главных обителей Святой Горы. Свое высокое положение монастырь сохранил до наших дней. За столетия своего существования Ватопед пережил годы расцвета и упадка, не раз страдал от набегов пиратов и землетрясений.
Современная история монастыря началась с 1987 года, когда группа братий Благовещенского скита, духовных чад старца Иосифа Спилеота (Иосифа Ватопедского), переселилась в монастырь, находившийся к этому моменту в упадке. Ученик старца, иеромонах Ефрем, был единогласно избран игуменом, а в монастыре начались восстановительные работы.

Невозможно перечислить все святыни, хранящиеся в Ватопедском монастыре.

Здесь и Честной Пояс Богородицы и крест императора Константина

и крест-реликварий с частицей мощей Животворящего Древа Господня и мощами святых; трость от Страстей Господних; Честные главы: свт. Григория Богослова; свт. Иоанна Златоуста и других святых,

моши святых угодников Божиих. В монастыре также находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Виматарисса (Ктиторская), Эсфагмени (Закланная), Антифонитрия (Предвозвестительница), Элеовритисса (Елеоточивая), Пироволифисса (Простреленная), Пантанасса (Всецарица) и, наконец, Парамифия (Отрада или Утешение), чудотворный список которой находится в нашем храме.

Написана эта икона, а точнее, фреска, в XIV веке. Первоначально она находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма. Но, после произошедшего чуда фреска была снята со стены и перенесена в особый параклис (церковь) во имя Божией Матери Отрада или Утешение. Образ этот по иконографии очень редок и в нем чудесным образом проявляется особое дерзновение Матери Божией перед Её Сыном — не только утешать нас, грешных, но и гнев Божий отвращать от нас.
Монастырь, в древности постоянно страдавший от набегов пиратов, представлял собой фортификационное сооружение. В вечерние часы ворота обители крепко запирались. Существовал обычай, согласно которому, выходя после утрени из соборного храма, насельники монастыря прикладывались к иконе Богородицы, а игумен монастыря давал ключи привратнику, чтоб тот мог отпереть ворота. И вот, 21 января (3 февраля по н.ст.) 1320 г. произошло великое чудо. По обычаю, игумен уже собирался передать ключи привратнику, но в этот момент икона Богородицы на стене ожила! Матерь Божия повелела не открывать ворота, а подняться на стены и защитить монастырь, так как ночью его осадили пираты. И — ещё одно чудо! — в этот момент Младенец Иисус, находящийся в объятиях Матери, обратился к Ней со словами: «Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». Но, Матерь Божия отвела ручку Младенца от уст Своих, с великим материнским дерзновением уклонилась вправо и второй раз обратилась к игумену с повелением не открывать врата. И, добавив: «Смотрите, покайтесь, ибо Сын Мой гневается на вас!» — в третий раз повторила Свое предостережение.
Матерь Божия и Младенец вновь замерли на иконе, но вид её с тех пор навсегда изменился. Лик Богоматери уклоняется вправо и исполнен материнской любви, нежности и безграничного снисхождения. Рукой Своей Пречистая Дева удерживает ручку Младенца, лик Которого строг и грозен.
Перед этим образом, уже воистину нерукотворным, с тех пор всегда горит неугасимая лампада. Каждую пятницу в параклисе Отрада или Утешение совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. В древности также был обычай совершать здесь монашеские постриги.
Старец Иосиф Ватопедский говорил в своей проповеди следующие слова: «…подобно тому, как Бог Отец обладает в совершенстве отеческой любовью, так что Он «Сына Своего не пощадил», но «за всех нас» предал Его, так и сейчас Дева наша Богородица, сия сподобившаяся обожения Дщерь, обладает совершенным лицом, полной степенью совершенного материнства. И ныне с дерзновением прибегаем мы к сему престолу благодати материнства и как сыновья молим Ее, матушку свою, и не может Она не услышать нас. Не может, ибо как это возможно в совершенстве материнства закрыть сердце Свое к зову и мольбам детей Своих?»
Чудотворный список иконы Богородицы «Отрада или Утешение» с 2004 года пребывает в нашем храме. В день памяти афонских святых, 13 июня, он был доставлен в Москву делегацией Ватопедского монастыря во главе с его игуменом архимандритом Ефремом .

Крестным ходом икона была торжественно перенесена в храм иконы Божией матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы. По прибытии в храм перед святым образом отслужили утреню с акафистом, а на следующий день была совершена Божественная литургия архиерейским чином в сослужении священноиноков афонского Ватопедского монастыря и московского духовенства.
С тех пор святыня постоянно пребывает в нашем храме. По свидетельству священников, от этой иконы произошло множество исцелений. Много лет уже страдающие, болящие люди получают утешение и отраду в своих скорбях, обращаясь к Матери Божией с молитвами. Так будем же всегда надеяться на Её молитвенное предстательство и заступничество перед Сыном Её и Господом нашим Иисусом Христом!

Тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение

О, покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице. На сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице низпосли отраду и утешение; на Тя упование возлагаем грешнии и смиреннии, на Твое предстательство надеемся недостойнии, ускори нас избавити от бед и скорбей, и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти души наша.

Иной тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение

глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,/ Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение

глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твой, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ Радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Отрада» или «Утешение»

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва иная

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Канон Пресвятыя Богородицы в честь иконы Ея «Отрадо» или «Утешение»

глас 8

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Божиею благодатию озари мя, Богоблагодатная, благоговейно пети пред святою иконою Твоею Тебе, необориму Заступницу и державу неразрушиму стада Твоего.

Тя, Всенепорочная, имамы предстательство, Отраду же и Утешение. Сего ради, славяще благость Твою, молимтися: помилуй нас.

Хранительница сущи Горы, нашедшим разбойником на обитель Ватопедскую не предала еси, Госпоже, рабов Твоих в руки вражия.

Кто подобен Тебе, Дево, славно творящая чудеса? Наставив бо иноки правдою Сына Твоего, еже боятися Его, избавила и утешила еси их крепостию Твоею.

Врачевско есть еже резати и жещи, здравия виновное, но Ты нас, Сыне Божий, мягкими лечбами щедрот Твоих уврачуй, Матере Твоея мольбами.

Услыши, Благая, мольбы христоименитых людей, призри на озлобление утесняемых, виждь слезы сущих в скорбех и умилосердитися потщися на рабы Твоя.

Песнь 3

Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси Свет омраченных, и поет Тя дух мой.

Под кров Твой притекаем, людие Твои, Заступница буди нам, Владычице, подающи отраду и утешение поющим Тя.

Возвеселишася ватопедцы о спасении Твоем, Дево, немощствующих бо препоясала еси силою на прогнание разбойников.

Не престай, Всемилостивая Госпоже, спасати рабы Твоя от нечаемых напастей, да благодарственно славим Тя.

Моли, Богородительнице, еже избавитися нам всякаго гнева и прещения Божия, Тебе почитающим.

Ходатаица благоприятная и сильная к Богу, прегрешений оставление испроси нам у Него, Богоневесто.

Смертоносных недугов душевных и телесных изми ны, Владычице, вечнующую Жизнь миру рождшая.

Седален

Видимыми и невидимыми враги окружаемии, к Тебе, Дево, прибегающе, зовем: не удали помощь Твою от нас, якоже от иноков ватопедских не удалила еси, но державною силою Твоею побори борющия ны, мирное и Богоугодное житие нам устрояющи.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Убоися сердце игумена в молитве устен его от гласа Твоего, Богомати, и прещения Сына Твоего, и смятеся крепость его, возвещену бывшу нападению от разбойников.

Внегда смутитися Ватопеду во гневе Твоем, Господи, милость Твою помянул еси предстательством Приснодевы, от Неяже явился еси на спасение людей Твоих.

Не предаждь в руки врагов наследие Твое, Чистая, да некогда рекут: где есть Богородительница, на Нюже уповаша? но не вредно и ненаветно соблюди стадо Твое.

Святому образу Твоему припадающе, молим Тя: разори советы хотящих нам злая и живот наш направи творити в мире Божественную волю Сына Твоего.

Во искушениих буди нам, Владычице, спасительное прибежище, в болезнех врачевание, во обуревании тихое пристанище и в скорбех Отрада и Утешение.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Стену тверду и столп непоколебим Тя имать Гора в нашествиих варварских: студа бо исполняеши вражия лица и возвращатися твориши им вспять тщетным и бездельным, Владычице.

Матернее промышление о сущих в Горе имущей Ти, страха ради Сына Твоего, Дево, поболе Ватопед, уведев о разбойницех, и роди дух спасения предстательством Твоим, Преблагословенная.

Яко же настоятеля Ватопедскаго, по утрени бдевша и молившася, наставила еси, Благая, како спастися от напасти, тако и нам подаждь тщание от нощи утреневати к Богу и ко спасению настави ны, избавляющи от всех бед.

Яко же запретила еси, Госпоже, отверзати врата готовой сущей погибели от врагов, тако положи в нас благодатную дверь ограждения, да не обрящется входа всезлобным губителем и их плевелом.

Яко же повелела еси, Владычице, возшедше на стены, разгнати разбойники, тако укрепи быти нам на четверостении мужества и правды, мудрости и целомудрия, да отражаем борющия ны.

Яко же умилостивила еси, Дево, Сына Твоего, прогневавшася на сущия в Ватопеде, тако умилостивляй Его о нас, во многия грехи впадающих, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Возвещающе Ти печали наша, молимтися, Мати Божия: обвесели благодатию Твоею скорбящих сердца, всех Радосте, и от тли возведи ны.

Не стяжахом на земли иного утешения и крепкаго заступления, разве Тебе, Всеблагая, покрый убо от всякаго зла любовию воспевающих Тя.

Благостыню и милость приемлем от Сына Твоего, Дево, молитвами Твоими: от молвы бо храниши ны, смущения, ловитвы и всякаго коварства вражия, Всепетая.

Миру Спасительнице, необоримою силою Твоею не престай соблюдати стадо Твое, зовущее: Отрада и Утешение наше Ты еси, Благословенная.

Всех благих вина, смертных оживление, погибших взыскание, избави, Госпоже, рабы Твоя от напрасныя смерти и от тли греховныя возведи ны.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос

Ангели Тя, Матерь Бога нашего, песньми славословят, и мы земнии воспеваем радостно Тебе вопиюще: радуйся, Светодавца селение, Еюже лучи спасения мирови возсияша; радуйся, Обрадованная, Еюже исполняемся Божественнаго веселия. Радуйся, двере Востока, от врат смертоносных греха нас отводящая; радуйся, светильниче пресветлый, просвещаяй омраченных. Радуйся, бездно Божия к нам человеколюбия; радуйся, цены всякия превысший дар, нам от Бога дарованный. Радуйся, яко имаши велие к Нему дерзновение; радуйся, страже Афона и тамо обитающих Хранительнице. Радуйся, всекрепкая стено, еюже сохраняемся необоримы враги христианскими; радуйся, язво невидимых врагов и от них уязвляемых врачевание. Радуйся, безсильных сило и помоще безпомощных; радуйся, Отрадо и Утешение скорбящих. Радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Воплощся от утробы Твоея Господь, господствуяй тварию, и Тебе, Дево, Госпожу показа видимым же всем и невидимым, яко Матерь Свою прославляя Тя.

Согрешихом, Господи, но не отступихом от Тебе и иного не вемы, разве Тебе, не предаждь нас до конца Матере Твоея мольбами, отцев Боже благословенный.

Гора Божия осененная, Всечистая, покрый сущия в Горе сению Твоих молитв и от сети ловящих избави поющия: отец наших Боже, благословен еси.

Непобедимая еси крепость, Госпоже, и несокрушимое ограждение с верою призывающих Тя: разрушаеши бо советы вооружающихся на славящия Тебе.

Унывающим Отрадо, печальным Утешение, заблуждающим Наставнице, соблюди нас, Дево, от всякаго зла, чтущих святый образ Твой.

Песнь 8

Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Преблагословенная Мати Всещедраго Бога, ущедри ны, недостойныя, дарами милосердия Твоего, да превозносим Тя во веки.

Крепость и держава буди рабом Твоим, Всецарице, сила, оружие и меч, враги спасения секущий, да славим Тя во веки.

Сияющая паче Ангел святынею, храни нас, Всенепорочная, от греховных деяний, глаголаний и помышлений, да благословляем Тя во веки.

Освяти, Всесвятая, благоговейно лобызающих святую икону Твою и Твоим Матерним дерзновением милостива нам твори Сына Твоего, да поем Его во веки.

Отрадо и Утешение молящихся Тебе, временных и вечных лютых избави ны, да хвалим Тя и Сына Твоего превозносим во вся веки.

Путь и Живот, Дево, рождшая, стопы наша направи по словеси Божию, да, живот вечный наследовавше, поем Тя, Сына Твоего превозносяще во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Проявленное на горе законоположнику во огни и купине Рождество Приснодевы в наше, верных, спасение песньми немолчными величаем.

Веселися, Ватопеде, неусыпная бо Афона Назирательница яже на Тя коварство вражие манием Своим разруши и изгнанны сотвори разрушение Тебе уготовавшия.

О, великаго дерзновения Твоего, Дево, к Богу и благоутробия к рабом Твоим! Возвещающи бо о вразех, уклонила еси лице Свое от руки Сына Твоего, якоже до ныне зришися на иконе Твоей.

Поток светлости, отрады и утешения неистощимый Ты еси, Богорадованная Мати Света, тьму убо страстей прожени от нас, обстоящих светлое подобие лица Твоего, и несветимаго огня избави.

Спасение буди присное, Госпоже, от враг наших и из руки всех, ненавидящих нас, и направи ноги наша на путь мирен милосердия ради милости Сына Твоего и Бога нашего, Преблагословенная.

Владычествующая всеми яко Всецаря Матерь, стране нашей подаждь благоденствие, мир, спасение и на сопостаты победы и одоление.

Молебное пение от души принесох со страхом Тебе, Дево, рождшей Христа Бога, Егоже молящи, благоприятна сотвори моления наша, да Тя песньми немолчными величаем.

Светилен

Озаряеми благодатным светом от иконы Твоея, Владычице, благоговейно зовем Ти: радуйся, светозарная луно, в нощи греха сущих путеводящая к свету покаяния; радуйся, Мати Избавителя, избавляющая нас от напастей нечаемых. Радуйся, Отрадо и Утешение душ наших.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Отрада», или «Утешение»

Кондак 1

Взбранной Воеводе Победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед и скорбей свободи, да зовем Ти:
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Икос 1

Ангел множество и вся небесныя воинства славят Тебе, Матерь всех Богородицу, яко источаеши радости и утешения сердцам человеков в скорби обретающихся. Тем же и мы печальми обремененнии, надежду спасения в Тебе улучивши, умиленно взываем:
Радуйся, материнское к нам грешным благоволение;
Радуйся, прибегающих к Тебе крепкое заступление.
Радуйся, Божественный благости Подательнице;
Радуйся, христианского рода Заступление.
Радуйся, яко Тебе вся колена земная Материю Божиею исповедуют;
Радуйся, яко Твоими молитвами скорби наша утишаются.
Радуйся, Твоим ходатайством прошения благая наша исполняются;
Радуйся, благодать и милость иконами Твоими нам являющая.
Радуйся, мир от потопа греховнаго спасающая;
Радуйся, яко молящиеся Тебе от всякаго зла сохраняются.
Радуйся, яко Твои честныя иконы чудесами прославляются;

Кондак 2

Видя чудес множество от честных икон Твоих изливающееся, яко Ты еси молящихся Благая Помощнице, обидимых Заступнице, ненадеющихся Надеждо, скорбных Отрада и Утешение, болящих исцеление, труждающихся помоще, благодарственно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум подаждь нам, Всеусердная Предстательнице наша, в находящих на нас лютых скорбех к Тебе прибегати, утешения ищущи. Ты же яко Благая, не остави нас во всякой требуемой нам помощи, да таковую получивше взываем Тебе радостно:
Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;
Радуйся, сомневающихся известное утверждение.
Радуйся, скорая Помощнице в скорбех и напастех;
Радуйся, теплая Заступнице во всяких обстояниях.
Радуйся, печали наша Твоим утешением умоляющая;
Радуйся, скорбями грехи наша очищающая.
Радуйся, в страданиях наших утешение нам подавающая;
Радуйся, от внезапныя смерти без покаяния молящихся Тебе избавляющая.
Радуйся, от враг видимых и невидимых нас охраняющая;
Радуйся, от нападения злых человек спасающая.
Радуйся, во всяких нуждах прибегающим к Тебе помогающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 3

Силою свыше укрепи нас, Благая Владычице, к Твоему заступлению с верою притекающих и Твоего посещения и промышления сподоби, мрак уныния и скорбей облегших нас отгоняя, да спасаеми Тобою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи богатство милосердия неизреченное, всем просящим руку помощи простираеши, недуги врачуя, скорби утоляя, страсти угашая. Не презри нас, Благая Владычице, в печалях и скорбех наших к Тебе притекающих и вопиющих:
Радуйся, Единая всех Мати, милосердие нам являющая;
Радуйся, милости Своей сокровищницу всем открывающая.
Радуйся, родителей скорбящих о чадах своих заблудших печаль утоляющая;
Радуйся, вдовствующих подкрепляющая.
Радуйся, сиротствующих добре устрояющая;
Радуйся, всех скорбящих утешение.
Радуйся, отчаявающихся едина Надеждо;
Радуйся, изнемогающих от уныния Заступнице и подкрепление.
Радуйся, болящих телом и душею благонадежное посещение;
Радуйся, различными недугами одержимых премудре уврачевание.
Радуйся, яко Тобою по мере веры подается совершенное исцеление немоществующим;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 4

Буря многих бед и напастей содержит нас и волнения их в мире терпим. Ты же, яко Милостивая Мати Спаса нашего Господа, воздвигни руце к Сыну Твоему, да призрит на лютыя сердец наших и исхитит нас из пучины отчаяния, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, яко являла и являеши многую милость роду христианскому, не оставляй нас во дни скорби и напасти и избавление от сих даруй, молим Тя: храни и заступи всех нас от всякия беды и печали, да в мире воспеваем Ти сице:
Радуйся, Заступнице наша, Твоим всемощным заступлением от всякия нужды нас избавляющая;
Радуйся, усердное моление ко Господу о нас приносящая.
Радуйся, Своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая;
Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая.
Радуйся, Твоею помощию уповающих на Тя не оставляющая;
Радуйся, добре подвизающихся укрепляющая.
Радуйся, на благое и душеполезное нас наставляющая;
Радуйся, души обремененныя заботами житейскими к попечению духовному направляющая.
Радуйся, всех верных благое мздовоздание;
Радуйся, в забвении долга и чести живущих правосудное наказание.
Радуйся, в пленении, во узах сущих подкрепление и возвращение;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 5

Богосветлые чины ангельския славят Тебе, яко Матерь всех и Богородицу. Мы же Тебе, Заступнице нашей, поклоняющеся, умиленное благоволение приносим и уповающи на Твою милость смиренно молим Тя: милостива пребуди к нам, Владычице, и избави нас от бед и скорбей, да всегда прославляем Твое милосердие зовуще Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша силы небесныя, яко Твоею молитвою гнев Божий утоляется, прославляют и величают Твое милосердие. Мы же грешнии на земли зряще Тебе, изображенную Пречистую Богоматерь, умиленно взываем:
Радуйся, Матерь рода христианского, милосердие нам являющая;
Радуйся, у Престола Сына Твоего непрестанно о христианах молящаяся.
Радуйся, любовию Своею грехи наши покрывающая;
Радуйся, Твоею милостию нас заступающая.
Радуйся, источник отрады и утешения всем источающая;
Радуйся, от междоусобия и распри нас охраняющая.
Радуйся, вражду и ненависть миром и любовию утоляющая;
Радуйся, скорбь и смущение сердец наших умиляющая.
Радуйся, гневливостью одержимых вразумляющая;
Радуйся, в мире со всеми живущих Отрада и Утешение.
Радуйся, суетная прелести мира сего презирати нас научающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 6

Проповедуют милости и чудеса Твоя, Богомати, вси люди православнии, ибо честным Своим покровом охраняеши весь род христианский. Тем же вопием Ти: избави Твоими молитвами всех нас от бед и напастей, да воспоим вси Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать светозарная от пречудных икон Твоих, Богомати, пред ними мы припадающе молим Тя: отгони облак нашедших на нас искушений, да вопием Ти:
Радуйся, честныя иконы Твоя чудесами прославляющая;
Радуйся, молящимся пред сими иконами с верою прошения исполняющая.
Радуйся, в бедах сущих заступающая;
Радуйся, уповающим на Тя спасение подающая.
Радуйся, Предстательница пред Богом, за всех нас молящаяся;
Радуйся, Заступнице рода христианского, от Бога нам дарованная.
Радуйся, яко Ты еси храмов наших первейшее украшение;
Радуйся, домов христианских благословение.
Радуйся, православных людей Покров и Заступление;
Радуйся, всего мира очищение.
Радуйся, вся благополезны просящим у Тебе дарующая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 7

Хотящи явити милосердия Своего бездну повелела, Пречистая, игумену обители Ватопедския на Афоне врат обители их не отверзати, да избегнут Твоим ходатайством по суду Божию предстоявшего нападения вражескаго и тако избавльшеся милостию Твоею беды и напасти вси иноцы воспеша Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное чудо явила, Богомати, инокам спасение, от святыя иконы Своея изрекла еси, но и зрак лика Твоего Пречистаго Сына сущии на иконе изменила еси. Сего ради видевше чудо сие велие и преславное вси люди возопиша Ти:
Радуйся, святыя иконы Своя на земли во спасение всем явити благоизволившая;
Радуйся, иконами Своими милосердное нам заступление являющая.
Радуйся, чрез святыя изображения Твоя чудеса и ныне источающая;
Радуйся, ими наша скорби и печали утоляющая.
Радуйся, яко на икону Твою взирающе Тебе Самой поклоняемся;
Радуйся, Твоим милостивым заступлением мы грешнии спасаемся.
Радуйся, Твоими святыми иконами град наш освятившая;
Радуйся, теми сердца верующих возвеселившая.
Радуйся, грады и веси Российския Своими чудотворными иконами от разорения спасшая;
Радуйся, страну нашу от порабощения избавлявшая.
Радуйся, утешением и радостию молящихся пред Твоею честною иконою возвеселяющая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 8

Странники и пришельцы на земли вси есмы, по глаголу Апостолову: беды от врагов, скорби от близких, печали от лжебратии и сродник терпяще, в лишениях многих. Ты же, Владычице, яко Милостивая Утешительнице, настави нас к тихому пристанищу и моли Сына Твоего утешение и радости нам даровати, да всегда вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Все житие наше на земли болезненно и печали бывает причастно: слава не стоит, богатство мимо течет, друзи и искреннии смертию отъемлются, немоществует тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, о Богомати, пред Пречистою иконою Твоею припадающе, исполни радости и утешения скорбное сердце наше, да вопием Ти:
Радуйся, всех к Тебе прибегающих милостию Своею покрывающая;
Радуйся, Милостивая, и нас милующая.
Радуйся, Домостроительнице, жизнь нашу добре устрояющая;
Радуйся, отрадою и утешением печали наши утоляющая.
Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая;
Радуйся, Ему о нас моления всегда приносящая.
Радуйся, жестокость сердца нашего умягчающая;
Радуйся, отчаявшихся надеждою возвеселяющая.
Радуйся, Твоим заступлением враждующия на нас отводящая;
Радуйся, от козней духа злобы нас спасающая.
Радуйся, верующим противу диавола силу и мужество подающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское виде Тя, Богомати, у Престола Сына Твоего, предстоящую и за вся христианы молящуюся, восхваляет Тя, яко сильным Своим предстательством грешных заступаеши, прибегающих к Тебе от бед избавляеши, печали наша отрадою утоляеши и молишися о всех верою зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не возможет по достоянию восхвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспети неисчетныя чудеса Твоя, ими же нас просвещаеши. Мы же Твои благодеяния ведающе, душею радующеся Тебе глаголем:
Радуйся, от напастей Твоим предстательством нас защищающая;
Радуйся, от всяких бед Своим ходатайством нас изимающая.
Радуйся, от належащего праведнаго прещения Божия Твоим умилением нас освобождающая;
Радуйся, от нашествия вражия нас спасающая.
Радуйся, от домашния вражды и брани единокровных миром ограждающая;
Радуйся, от смертоносныя язвы прибегающих к Тебе с несумненную верою исцеляющая.
Радуйся, правосудие Божие умилостивляющая;
Радуйся, страны нашея православныя Защитнице.
Радуйся, всех верующих Благая Заступнице;
Радуйся, всех труждающихся помощь и укрепление.
Радуйся, теплая за всех нас Предстательнице;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий от вечныя муки и прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным во отраду и утешение, да будеши обидимым Заступнице, отчаявающимся Надеждо, скорбящим радование, печальным утешение и всех в нуждах и напастех к Тебе прибегающих спасаеши вопиющих верно: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и заступление всем с верою и любовию притекающим к Тебе, Пречистая Владычице, тем же молим Тя: заступи и покрый и огради всех сирых и безпомощных нас от искушений, озлоблений и бед с любовию взывающим:
Радуйся, Мати Божия, любовию материнскою нас возлюбившая;
Радуйся, яко Твоя материнская молитва много может, Владыку умилостивляющая.
Радуйся, Милосердная, двери милосердия Божия нам отверзающая;
Радуйся, к делам милосердия нас возбуждающая.
Радуйся, Святыя Заповеди исполняти нас научающая;
Радуйся, любити своего ближняго нас наставляющая.
Радуйся, грешники к покаянию призывающая;
Радуйся, находящий на нас облак печалей и скорбей разсеявающая.
Радуйся, пламень страстей наших угасающая;
Радуйся, мрак искушений изгоняющая.
Радуйся, Твоим к Богу прошением вся полезная нам подающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим Ти раби Твои, Богородице, яко всесильней Заступнице рода христианского: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарно сияют иконы Твои святыя, проявленныя на освящение наше и утешение. Мы же с любовию чтуще их с верою припадаем пред ними и вопием Ти:
Радуйся, Мати Бога Истиннаго, благочестивыя души просвещающая;
Радуйся, Утешительница наша, обремененныя сердца умиряющая.
Радуйся, всем Тебя призывающим руку помощи простирающая;
Радуйся, Тебе Материю Божией именующим и почитающим нам непрестанно помогающая.
Радуйся, уповающим на Тя и в вере живущим непостыдный конец живота подающая;
Радуйся, во внезапных бедах на нас находящих подкрепляющая.
Радуйся, от насилия и от внезапныя смерти охраняющая;
Радуйся, от татей ограждающая.
Радуйся, в сердцах наших зависть и небратолюбие искореняющая;
Радуйся, от наветов, клеветы и поношений защищающая.
Радуйся, отступающих от веры и церкви вразумляющая и на путь правый возвращающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего, Пречистая Богородительнице, и простри руку помощи, покрый нас кровом крилу Твоею, избави от облежащия беды и напастей, отгони от нас всякаго врага, и супостата, умири нашу жизнь, Владычице, и в печалех бедствующим помози, да спасаеми Тобою воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твои милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, веруем и надеемся, яко испросиши, Благая, временная и вечная всем воспевающим Тя сице:
Радуйся, непостыдное наше Упование в животе и по представлении нашем;
Радуйся, уповающим на Тя в мире конец живота подающая.
Радуйся, всех искренне верующих благословляющая;
Радуйся, маловерных и суеверных вразумляющая.
Радуйся, непочитающих икон Твоих святых наказующая;
Радуйся, поклоняющимся иконам Твоим и Тя на помощь призывающим помогающая.
Радуйся, гордостию ума одержимых и от святыя Церкви отходящих смиряющая;
Радуйся, благами мира сего прельщающихся и попечение сугубое о них имущих светом блага истиннаго озаряющая.
Радуйся, в юности доброму и чистому житию Наставнице;
Радуйся, в старости от сердечнаго окаменения Охранительнице.
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 13

О, Всепетая и Всемилостивая Мати, Пречистая Госпоже Богородице! Услыши глас молящихся рабов Твоих и приемши сие малое моление наше, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей: подаждь нам в жизни руку помощи, враги наша разжени, недуги наша исцели, всякую злобу и вражду отжени от нас, в печалех житейских отраду и утешение даруй и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.


(фотографии Святой Горы и Ватопедского монастыря любезно предоставлены протоиереем Игорем Пчелинцевым) Икона Божией Матери, именуемая «Отрада и Утешение».

Образ "Отрада и Утешение"
из Ватопедского монастыря
Святой Горы Афон.

История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово — «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.

Икона «Отрада и Утешение» очень почитаема на Руси, в храмах есть много списков. Пресвятая Богородица, не лиши народ русский Своего Покрова.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрадо и Утешение»

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас, О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.
Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наша! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаица о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Икона Божией Матери «Отрада, или Утешение» в Казанском соборе Воскресенского монастыря На Святой горе Афонской, в Благовещенском храме Ватопедского монастыря живет чудотворный образ Обрадованной Девы, икона Божией Матери, именуемая "Отрада, или Утешение", прославленная чудесным избавлением обители от разбойников в 807 году. Лик Пречистой Девы исполнен милосердия и сострадания, лик Богомладенца Христа суров и грозен. Нежно сжимает Богородица Своею рукою ручку Младенца: не дает Божественная Мать Сыну Своему закрыть Ей уста и вершить суд. В 1852 году, препровождая список с чудотворной иконы в Санкт-Петербург, отец Серафим Святогорец завещал чадам земли Русской обращаться к этому образу "с молитвенным воплем и страдальческими слезами" и веровать, "что гнев Божий в какой бы степени ни разразился вокруг вас, но державная десница Небесной Заступницы отклонит его…" До 1938 г. список чудотворной иконы Божией Матери "Отрада, или Утешение" пребывал в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Перед Афонским образом совершались акафисты и молебны, инокини круглосуточно читали Псалтирь. В апреле 1938 г., после закрытия церкви во имя Афонской иконы Божией Матери, икона исчезла. По преданию, образ сохранила алтарница, но следы его затерялись. Однако спустя много лет Царица Небесная снова пришла в возрожденную обитель с горы Афонской. Некий благочестивый мирянин заказал афонскому иконописцу список с чудотворной Ватопедской иконы, и в конце июля 2003 года в Казанском соборе Новодевичьего монастыря появился образ Божией Матери "Отрада, или Утешение". Новый образ исполнен в греческой манере иконописания, для которой характерно сохранение древних традиций. Как и прежде, лик Пречистой Девы исполнен кротости и всепрощения. Перед образом совершаются молебны, читаются акафисты, - верующие снова обрели возможность молить Матерь Божию о ниспослании им отрады и утешения в скорбях и печалях. Адрес Воскресенского Новодевичего женского монастыря: 196084 СПб, Московский пр., д. 100 "С".



Вверх