Где родился максим богданович. Максим Богданович: биография, произведения, интересные факты из жизни. Завершение жизненного пути

Богданович Максим - литературовед, переводчик, поэт, воспевший родную Белоруссию и выразивший в лирических строках безграничную, искреннюю любовь к своему народу. Классик славянской литературы, проживший яркую, но очень короткую жизнь и оставивший после себя богатое творческое наследие, рассказывающее о людях и времени, в котором они жили.

Максим Богданович: биография

Родился Максим 27 ноября (9 декабря) 1891 года в семье известного историка и этнографа и с самого детства проявил огромный интерес к литературе. Этому увлечению способствовало наличие обширной отцовской библиотеки, да и семья, в которой рос мальчик, была очень начитанная и поэтическая. Бабушка Максима была знатной рассказчицей, причем любое повествование для нее становилось целым творческим актом, произносимым нараспев и увлекающим сказочным сюжетом. Также бабушка, известная в Холопеничском округе как ворожейка-знахарка, знала много обычаев, пословиц, загадок, преданий, поговорок, лекарственных народных средств, была носительницей народной старины; к ней часто приходили за советом, а во всех торжественных случаях приглашали в качестве распорядительницы.

Юношеские годы белорусского поэта

Учебой мальчика занимался папа, стараясь максимально обширно и доступно подать ребенку необходимые знания. Когда Максиму исполнилось 5 лет, от туберкулеза умерла его мама.

Семья переехала из Гродно в Порт, где молодой человек поступил на обучение в Нижегородскую мужскую гимназию. В этот период Богданович пробует себя в искусстве поэзии, усиленно при этом интересуясь политикой и активно принимая участие в студенческих и ученических демонстрациях. Ведь на дворе был 1905 год… За свою деятельность Максим Богданович попал в перечень «неблагонадежных» людей, что позже негативно отразилось на его судьбе.

Первые пробы пера

Первое стихотворение Богдановича «Музыка» было опубликовано в 1907 году в славянской газете «Наша Нива». В этом произведении автор поведал о Музыке, много ходившей по земле и игравшей на скрипке, подразумевая под главной героиней Белоруссию с ее многострадальной судьбой и надежду на быстрые перемены к лучшему.

Даже вдали от родины Максим разговаривал на белорусском, ощущая огромную симпатию к родному слову. Любовь ко всему белорусскому поддерживали в юноше не только родные, но и преподаватели, чувствовавшие в юноше искреннюю и пронзительную тягу к культуре своей страны.

Максим Богданович: интересные факты

В 1908 году Богдановичи поменяли место жительства на Ярославль. В этом городе Максим, мечтавший поступить в Ленинградский университет на курс к белорусоведу Шахметову, окончил юридический лицей, при этом активно продолжая творить.
В его лирических стихотворениях «Придет весна», «Над могилой», «Тьма», «Пугач», «На чужбине», «Края мой родный! Как заклятых богом…», опубликованных в «Нашей Ниве», четко звучит тема социального угнетения белорусов и их национального возрождения, в кратком лирическом рассказе «Из песен белорусского мужика» выражена глубокая вера в творческие силы народы.

Творческий период Богдановича

Тем временем туберкулез унес жизнь его брата Вадима; в 1909 году заболел и сам Максим Богданович. Слабое здоровье и материальные трудности стали помехой на жизненном пути перспективного литератора, посвятившего всю свою жизнь литературной работе. Автор осознанно готовил себя к поэтической деятельности, учил беллетристику (изящную словесность), славянский санскрит, пользуясь в качестве настольного пособия словарем Носовича.

Также писатель много переводил на белорусский язык произведения зарубежных авторов (польских, французских, украинских и русских), значительную часть времени посвящал изучению славянских и западноевропейских языков и литературы.

Ключевые темы произведений Богдановича

В годы обучения в лицее Максим Богданович, фото которого можно увидеть в статье, много пишет и активно публикуется в местных многотиражках и журналах, а также российских изданиях. Он приобрел известность не только в своей стране, но и за рубежом.

В 1913 году свет увидел написанный на белорусском языке единственный сборник, изданный при жизни поэта, «Венок», с 92 стихотворениями и 2 поэмами. Тираж составил 2000 экземпляров.

Ключевой темой произведений Богдановича было переживание за белорусский народ, идея освободительной борьбы против царской империи. В этот период появились стихотворные лирические рассказы «Вероника» и «В деревне» - дань восхищения женщине. «Романс» Максима Богдановича - известное произведение лирики любовных переживаний. Через все творчество прошла тема смерти; автор верил в вечную жизнь. Его стихотворения «На кладбище», «Свободные думы», «Думы» пропитаны христианским спокойствием и ощущением божественного бессмертия. Автор постоянно общается со звездами и смотрит не под ноги, а ввысь.

Последние годы жизни

В 1916 году Максим вернулся в родную Беларусь, где устроился на работу в губернский продуктовый комитет. Здоровье портилось. Зная об ужасной и неминуемой развязке, Максим трудился не покладая рук. В 1917 году на собранные друзьями средства поехал поправить свое физическое состояние в Ялту. Это была его последняя весна. 25 мая 1917 года поэта не стало. Последним детищем белорусского автора в эти дни было составление славянского букваря.

Похоронен Максим Богданович на Аутском братском кладбище города Ялты, в 12 километрах от этого места белорусскому литератору возведен памятник. Также монумент поэту установлен в Минске, а его именем названы улицы в

Архив поэта был сохранен его отцом - Адамом Богдановичем, спрятавшим сыновьи рукописи в сундук, который затем отнес в погреб и захоронил под лед. В процессе подавления в 1918 году Ярославского восстания дом Богдановичей был сожжен, лед растаял, а в обгоревший сундук проникла вода. Адам Богданович высушил, разгладил поврежденные рукописи и передал их со временем Институту белорусской культуры, заинтересовавшемуся творчеством Максима. В 1923 году отец написал «Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича».

Максим Богданович - известный белорусский поэт. Его значение для литературы этой страны трудно переоценить, ведь именно он создал ее современный художественный язык. Деятельность этого талантливого автора была чрезвычайно многообразной: он не только поэт, но и публицист, литературовед, переводчик. Несмотря на свою короткую жизнь, он успел создать значительное количество стихотворных произведений, которые являются классикой белорусской литературы.

Семья

День рождения Максима Богдановича - 9 декабря 1891 года. Он происходил из простой крестьянской семьи. Богатое воображение мальчик, вероятно, унаследовал от своей прабабушки, которая была прекрасной рассказчицей, знала много народных сказок.

При этом она умела каждый раз придать знакомой истории новое звучание благодаря особому способу повествования: она говорила нараспев, как будто пела песню. Ее сказания записал дед будущего поэта. По этим записям мальчик впервые и познакомился с белорусской речью. Максим Богданович благодаря ей узнал не только устный фольклор, но также обряды и обычаи. Кроме того, любовь к литературе он унаследовал от своей матери, которая много читала, училась, владела художественным языком. Она даже пробовала себя на литературном поприще, сочинив рассказ, который отличался необыкновенной живостью повествования.

Ранние годы поэта

Максим Богданович рос в материально обеспеченной семье. Его отец был преподавателем в училище - профессия, которая хорошо оплачивалась. Через некоторое время молодая чета перебралась в Гродно, где глава семейства получил должность в банке. Будущий знаменитый поэт воспитывался в творческой атмосфере: в доме его родителей часто бывали представители интеллигенции, здесь велись дискуссии на общественно-политические, культурные темы. В то время в моде были революционные движения, отголоски которых впоследствии отразятся в поэзии автора. Вскоре семью постигла тяжелая утрата: от туберкулеза скончалась мать будущего поэта. По характеру маленький Максим Богданович был похож именно на нее: он был так же весел, жизнерадостен, непосредственен, впечатлителен. В 1896 году отец семейства принял решение переехать в Нижний Новгород.

Годы учебы

Здесь Адам Богданович подружился с М. Горьким, с которым даже впоследствии породнился, когда оба женились на девушках-сестрах. Известный писатель оказал большое влияние на мальчика, укрепив в нем любовь к литературным занятиям. Большое влияние на него оказал и отец, который был ученым-фольклористом, активно занимался славянскими языками, изучал историю Белоруссии. Максим Богданович, биография которого была неразрывно связана с белорусской поэзией, вспоминал, что родитель оказал влияние на формирование его мировоззрения. 1902 год стал знаковым в жизни мальчика: он поступил в Нижегородскую гимназию.

Здесь он увлекся революционными идеями и даже принимал участие в студенческих демонстрациях и выступлениях. Но вместе с тем он начал серьезно заниматься литературой. В 1907 году был опубликован его первый рассказ «Музы́ка», в котором молодой автор в аллегорической форме представил судьбу своей страны.

Ранняя лирика

Максим Богданович, стихи которого посвящены, как правило, теме белорусской истории и природы, начал сочинять лирику в 1908 году, когда его семья переехала в Ярославль. В них прозвучала идея национально-освободительной борьбы белорусского народа, тема его угнетения и необходимости возрождения. После окончания гимназии он вошел в круг молодых белорусских писателей. В этот период поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Слуцкие ткачихи», в которых описал тяжелую судьбу крепостных портних, вынужденных все время работать на чужбине. Также он сочиняет небольшой очерк о сонетной форме написания стихотворений.

Годы учебы в лицее

Максим Адамович Богданович в 1911 году уехал в Ярославль, где поступил в лицей. Вообще, в планах молодого человека было отравиться на учебу в Петербург, однако из-за недостатка средств, а также сырого климата столицы (у молодого поэта открылась чахотка) он изменил решение. В Ярославле он много занимается изучением западноевропейских и славянских языков, исследует историю Белоруссии, ее этнографию, что находит отражение в его произведениях.

Проза и стихи о Белоруссии

Максим Богданович, фото которого представлено в настоящей статье, писал не только лирику, но и прозаические произведения. В ярославский период своего творчества он сочинил два проникновенных рассказа, посвященных женщине. Произведение «В деревне» посвящено раскрытию внутреннего мира маленькой девочки, в которой уже заложено чувство материнской любви к ребенку. Другое сочинение «Вероника» повествует о первой любви поэта.

Известно, что музой для молодого писателя стала Анна Кокуева, талантливая пианистка, к которой он был неравнодушен. Также он создает целый цикл стихотворений, посвященных родной стране. В них вновь прозвучали мотивы освободительной борьбы белорусского народа.

Научная работа и сборник стихов

Поэт исследовал историю белорусской литературы, много переводил иностранных авторов, писал статьи. 1914 год стал знаковым в творческой биографии поэта: в Вильно был выпущен сборник его стихов «Венок» (единственное прижизненное издание). В книгу вошли более 90 стихотворений и две небольшие поэмы.

Все произведения были разделены по смыслу на несколько циклов. Сборник получил одобрение в рецензиях, в которых указывалось, что поэта волнуют не общественно-политические проблемы, а тема красоты. Критики отмечают, что стихотворения Максима Богдановича проникнуты идеей смерти и бессмертия. Это проявлялось в картинах природы, философских размышлениях поэта о судьбе. Он писал также и на русском языке, переводил на белорусский язык А. Пушкина. Также его перу принадлежат фельетоны, этнографические и исторические очерки, брошюры, посвященные краеведческой тематике.

Особенности и тематика произведений

По мнению критиков, в творчестве поэта преобладали грустные мотивы, что было связано с ощущением близкой смерти. Вместе с тем он верил в будущую жизнь, что и нашло отражение в его лирике. Большой отпечаток на его творчество наложили идеи белорусского Возрождения, идеологические искания интеллигенции. Поэтому многие его стихотворения проникнуты пафосом борьбы, темой национально-освободительного движения. Однако в них было и много личного: так, поэт создал прекрасные образцы любовной лирики. Важное место в его стихах занимает тема природы и Родины. В его сочинениях можно найти размышления о судьбе своей страны, которые представлены как в аллегорических образах, так и в описаниях конкретных явлений социальной действительности.

Несмотря на то что Богданович не в совершенстве владел белорусским языком, он считал своей главной целью создать для него идеальную стихотворную форму, и это ему удалось. Во-первых, Максим Адамович много изучал фольклор своей страны, ее историю, что и отразилось на его лирике. Во-вторых, он удачно применил свои знания русской и западноевропейской литературы применительно к белорусской поэзии. Поэтому все произведения проникнуты духом любви к Родине и ее природе. Во многом благодаря ему сформировалась поэтическая культура данной страны. Поэт использовал самые разные стихотворные формы - от сонета до рондо. Кроме того, ему принадлежит заслуга создания городской поэзии в литературе Белоруссии.

Последние годы жизни

Богданович занимался и общественной деятельностью. Так, он поддерживал белорусскую Раду в Ярославле, оказывал землякам помощь, помогал беженцам. Во время этой деятельности он заразился тифом, тяжело болел, но выздоровел и продолжил заниматься благотворительностью. Поэт окончил лицей в 1916 году и приехал в Минск, где продолжил помогать пострадавшим в результате Первой мировой войны. К этому времени его страшная болезнь сильно развилась, однако он продолжал заниматься общественной работой, организовывал молодежные кружки просветительского и революционного характера. Автор пишет знаковое произведение «Погоня». Эта поэма была посвящена национальной борьбе белорусского народа. Книга считается одной из самых драматичных в его библиографии. Итак, в самых разных жанрах писал Максим Богданович. Интересные факты из его творчества связаны с его необыкновенной впечатлительностью. Например, на написание знаменитого стихотворения «Слуцкие ткачихи» его вдохновили слуцкие пояса. Поэт много работал, несмотря на то что болезнь подтачивала его силы. На деньги друзей он отправился лечиться в Крым, где скончался в 1917 году.

Признание и память

Через десять лет после смерти поэта художник В. Волков написал его портрет. Музеи, посвященные творчеству Богдановича, открыты в нескольких городах Беларуси.

Его именем названы улицы не только этой страны, но и России. Также поэту посвящены некоторые белорусские школы, библиотеки и две оперы. В Минске открыт памятник поэту, где он изображен с букетом васильков, которые воспевал в своих произведениях. Памятник Максиму Богдановичу установлен также и в Ярославле, где он жил и учился некоторое время.

Как же я не любила в школе учить биографии писателей и поэтов. Удивительно у нас пишут учебники, из которых невозможно представить, каким же человеком был автор даже самого любимого произведения. Поэзию Богдановича я любила, несмотря на то, что все тот же учебник уговаривал меня, что она о судьбе «прыгнечанага беларускага народа». Я все больше «про любовь» там находила. Но запоминать, в каком году он переехал из одного города в другой, послал стихи в «Нашу ніву ”, вернулся в Минск , совершенно не хотелось. И даже то, что умер поэт в 25 лет, не очень впечатляло - когда тебе 12 - 13 лет, 25-летний человек кажется глубоким стариком.

Но сегодня феномен Максима Богдановича меня занимает все больше. Ну что, скажите, вы успели к своим 25-ти? А он издал книгу, написал сотни гениальных стихов. А слабо выучить белорусский язык, не живя в Беларуси ? У нас и сейчас многие воспринимают говорящих в повседневной жизни по-белорусски как героев.

И кто та, которая вдохновляли поэта на самые прекрасные в белорусской поэзии лирические строки?

Зорка Венера ўзышла над зямлёю, Светлыя згадкі з сабой прынясла. Помніш, калі я сnаткаўся з табою, Зорка Венера ўзышла.

Оказывается, такая «дзяўчына » была не одна. И каждый раз Максим влюблялся, потом страдал, разочаровывался, искал новую любовь.

«Если женщины красивы, то неверны…»

Отец Максима в письме к первой жене Горького писал, что «мои сыновья, в отличие от их батюшки, не имеют никакого интереса к противоположному полу».

Но сама поэзия Богдановича говорит о том, что любовь у него была, не всегда счастливая, - рассказывает директор Литературного музея Максима Богдановича Татьяна Шелягович.

Первой любовью, которой поэт посвятил немало стихов, стала Анна Какуева - родная сестра его гимназических друзей. Она училась в консерватории в Санкт-Петербурге и приезжала в Ярославль , где жили Богдановичи, только на лето. Считается, что «Зорку Венеру » Максим посвятил именно Анне, а строки «Але расстацца нам час наступае; Пэўна, ўжо доля такая у нас...» как раз об этих коротких летних встречах.

Увы, но чувства Максима девушка не разделила и вышла замуж за его гимназического друга Ивана Лилеева. Их сын и сейчас живет в Петербурге, давно дружит с музеем Богдановича, которому подарил немало вещей своей мамы. Судьба Анны сложилась непросто, она пережила сталинские репрессии, ссылки. Но сохранила «Вянок», который Максим подписал, правда, не ей, а Ивану. Анне поэт собирался посвятить отдельный сборник стихов, который он назвал «Палын -трава» - о своем горьком невзаимном чувстве.


Но Максим Богданович был восторженной, романтической натурой, которая, судя по всему, не могла жить без источника вдохновения. После несчастной любви к Анне Какуевой Максим увлекся своей двоюродной сестрой Анной Гапанович. Но в семье его воспринимали как чудака, одержимого своей «беларусікай”. И родной брат Анны Петр признавался, что не хотел бы для своей “любенькой сестрицы такой подарок”. Гапановичи жили в Нижнем Новгороде , Максим к ним часто приезжал из Ярославля, подписал свой сборник “Сестрице Нюте от любящего ее автора”. А Нюта, которая кстати проявляла незаурядные математические способности, с ехидцей заметила, получая подарок: “Как же я прочитаю твои стихи, если белорусского не знаю?” И Максим перевел свой “Вянок” на русский язык, переписал его от руки в тетрадку, которую подписал “Зеленя”. А эпиграфом написал:

Переводы стихов - словно женщины, Если красивы, то неверны. А если верны, то некрасивы.

На лечении в Крыму 18-летний Максим встретил еще одну девушку, которую сам поэт представлял как особу мистического склада ума - М.А.Китицыну . Мы уже не узнаем, как звали эту особу. Молодые люди после возвращения из Крыма переписывались достаточно долго, а Максим посвятил девушке единственное стихотворение “Цемень”: “Я сяджу без агню. Я стаміўся, прамок. Над зямлёю - імгла, у душы маёй змрок…»

Но самые сильные любовные переживания Максима связаны с Клавой Салтыковой , когда он лечился в Старом Крыму в 1915 году, - рассказывает директор музея. - Клава тоже лечилась от туберкулеза, с Максимом они жили в одном частном пансионе. Клава по национальности армянка, а Салтыковой стала, когда вышла замуж. О тех отношениях осталась рукопись, которая до сих пор целиком не расшифрована.

- Это тот самый « І нтымны дзённ ік »?

- «Дзённікам» эти несколько страничек рукописного текста назвать нельзя. В них достаточно отрывистые записи. Они полны переживаний, страсти. Максим, конечно, понимал аморальность этих отношений, ведь Клава была замужем. Он пытался порвать с Клавой. Но огонь чувств его полностью захватил.

Его ярославские друзья в своих воспоминаниях признавались, что эта любовь принесла ему больше мук и душевных терзаний, чем возвышенных чувств. И даже подорвала его и без этого слабое здоровье. Любопытно, что стихи, которые Максим посвятил Клаве Салтыковой, он написал по-русски:

Забудется многое, Клава, Но буду я помнить всегда, Как в сердце шипела отрава Любви и тоски, и стыда.


От душевных мук Максим спасался перепиской, которую он вел со многими белорусами из Вильно , Минска. Так, по переписке он знакомится с Вандой Лявицкой, дочкой писателя Ядвигина Ш. Сегодня такие знакомства заводятся в интернете. В своих письмах Максим и Ванда не скрывали возникших чувств.

Их переписка, по моему мнению, стоит того, чтобы стать основой романа, - убеждена Татьяна Эдуардовна. - Максим ехал в 1916 году в прифронтовой Минск за тысячу верст не на родину, как мы привыкли думать, а к Ванде. Ведь его тогда в Минске практически никто не знал и не ждал, знали только его «Вянок» и публикации в «Нашай ніве». А Ванда его ждала как любимого человека. Но, к сожалению, Максим, когда познакомился с девушкой, понял, что ошибался в своих чувствах, что «сэрца яго не трапеча». И очень переживал из-за того, что делает больно Ванде.

Ванда после смерти Богдановича вышла замуж за писателя Язэпа Лёсика, пошла за ним в ссылку, когда в Беларуси в 30-х годах начались репрессии. Крестным их детей был Янка Купала. В Минск вернулась только в 1959 году.

«Маладому вераб"ю блага...»

В Минске Максим прожил меньше полугода. Приехал в конце осени, а в феврале друзья, обеспокоенные его здоровьем, собрали деньги и отправили его в Крым. Змитрок Бядуля, который жил с ним в одном доме, вспоминал, что на градуснике, который Максим забывал сбивать, каждый день видел 38 с десятыми градусов. Максим забывал кушать, принимать лекарства, зимой ходил в легком пальто. При этом много работал.


Ему было всего 25. Его мама умерла от чахотки в 27, старший брат в 18 лет. Возможно, Максим понимал, что век его недолог, поэтому и не занимался собой.

Но и у отца Максима был туберкулез. Адам Егорович всю жизнь был носителем, и в любую минуту болезнь могла развиться в острую форму. Но он очень внимательно относился к себе и своему здоровью, правильно питался. И дожил Богданович-старший до 70 лет.

Кстати, многие исследователи признают, что сам Максим мог сгореть от чахотки намного раньше. Известно, что в 1911 году Максим хотел поступать в Петербургский университет, где профессор Шахматов набирал студентов для изучения белорусистики. Отец не пустил. Он не видел никаких перспектив в этих занятиях, ведь фольклорист Адам Богданович весьма скептически относился к «белорусике». Известно, что на следующий год он отправил младшего сына Льва в Московский университет, потому что тот был одаренным математиком.

Но отец понимал и то, что климат Петербурга просто убьет Максима, - убеждена Татьяна Шелягович. - Если бы он отпустил тогда Максима, не было бы ни «Зоркі Венеры», ни «Пагоні», ни «Апокрыфа».

Да, полгода, прожитого в Минске, хватило, чтобы убить поэта. И последняя поездка в Крым не спасла. Он прожил в Ялте два месяца, слабел с каждым днем все больше и больше. Невероятно, но в это время его отец был совсем рядом - в Симферополе . Максим писал ему письма: «Маладому ве-раб"ю блага...»

Очевидно, их отношения к этому времени были уже не такими близкими, чтобы Максим открылся ему.

Максим Богданович умер 25 мая 1917 года. Становится не по себе, когда понимаешь, что в свои последние мгновения 25-летний молодой человек был совершенно один, рядом ни близких, ни родных, ни друзей. Квартирная хозяйка нашла его утром. Хоронили его чужие люди, записав в метрической книге собора Александра Невского в Ялте, что умер «крестьянин Максим Богданович».

Наверное, посмотрели на его бедную одежду, отсутствие денег…

Отец на отпевание не успел, дал квартирной хозяйке деньги, чтобы она посадила на могиле сына куст роз и кипарис, попросил своих ялтинских знакомых, чтобы они следили за могилой. Но через несколько лет была утеряна и могила поэта. В 1924 году белорусские писатели, приехавшие в Ялту на могилу Богдановича, найти ее уже не смогли.

Сегодня памятник на кладбище стоит на предполагаемой могиле Максима Богдановича. Поэтому и все разговоры о том, чтобы перенести прах поэта на родину, ни к чему не ведут.

Представляете, что будет, если там окажутся не останки Максима? Или вообще ничего? - переживает директор музея Богдановича. - Это будет катастрофа. А сегодня на могилу Богдановича в Ялте приходят белорусы, у которых есть такая душевная потребность. Убирают могилу, приносят цветы, читают его стихи.

РОК РОДА БОГДАНОВИЧЕЙ

Могила Максима - не первая, которую потерял его отец. Долгое время было неизвестно, где похоронена в Гродно


При этом была достаточно бурная личная жизнь. После смерти первой жены Марии Мякота Адам Богданович женился на сестре жены Горького, которая была моложе его на 18 лет. Но достаточно быстро Адам Егорович снова стал вдовцом.

Третьей его супругой стала младшая сестра его первой жены Александра, которая родила ему пятерых сыновей и растила трех старших - своих племянников.

Александра страшно его любила, поэтому и пошла на все эти муки.

- Какие муки?

Адам Егорович не женился официально на Александре, не обвенчался с ней. Они жили гражданским браком, и сыновья считались незаконнорожденными, носили фамилию Мякота. Из-за этого Александра почти не выходила из дома, Адам Богданович нигде не показывался вместе с женой.

Оформили брак они только после революции, тогда мальчики получили фамилию Богданович.

У Максима отношения с теткой-мачехой не сложились. Непростыми они были и с отцом. Но именно отец сыграл огромную роль в его жизни. Адам Егорович Богданович был невероятно образованным человеком, имел незаурядные способности. Интересовался фольклором, ездил по деревням, делал записи сказок, легенд, преданий, обычаев, даже знахарских рецептов. Но свою работу назвал «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов», которые живут в «западлом крае», про народ, который стоит на такой низкой ступени развития, что до сих пор верит в мифических существ, песни поет нудные и тоскливые. Поэтому в увлечении Максима белорусской культурой отец не видел никакой перспективы.

У Адама Богдановича было десять детей, двое умерли малышами. Но ни один из восьми сыновей Адама Богдановича, которые дожили до взрослого возраста, не родил детей.

Говорят же, Бог дает, но Бог и забирает, - говорит директор музея. - Но то, что он подарил нам, белорусам, Максима Богдановича - большое счастье. Белорусам не хватает таких богатырей духа, гениев слова.

Максим Богданович – не только выдающийся поэт и классик белорусской литературы, но во многом и ее создатель. Именно ему приписывают создание белорусского языка в его современной интерпретации. Литературный гений Богдановича проявился также в переводах, публицистике, истории литературы и поэзии. Поэт и прозаик, он внес колоссальный вклад в белорусскую литературу.

Факты из биографии

Возможно, на выбор жизненного пути Максимом Богдановичем повлиял тот факт, что его отец – Адам Егорович был известным этнографом, языковедом и историком искусства. В свое время он окончил Несвижскую семинарию и был заведующим городским училищем. Мать Максима Богдановича – Мария Афанасьевна, была по образованию педагогом и занималась преподавательской деятельностью.

По заверениям, мать, когда писала письма, вкладывала в них душу, и их язык отличался глубиной и проникновенностью. Помимо этого увлечением матери поэта было чтение, чему она отдавала много времени. С самого детства он был окружен литературой и пронес любовь к ней через всю свою жизнь.

Очень сильное впечатление на него произвела библиотека его отца, а также и его записи. Повзрослев, он часто перечитывал многие произведение и даже говорил, что в этой библиотеке были собраны все самые и произведения мировой литературы.

Родился будущий поэт в 1981 году в Минске. Уже год спустя семья вместе с братьями Левой и Вадимом переезжают жить в Гродно. С этим местом у будущего публициста связаны особые воспоминания, поскольку именно тут прошло его детство, насыщенное яркими воспоминаниями и беззаботное.

Несмотря на то что мать пыталась воспитывать детей согласно системе Фридриха Фребеля, они больше любили живое общение со сверстниками и активное времяпрепровождение на природе.

Спустя 4 года умирает мать будущего публициста и семья вслед за отцом, которого перевели в Нижний Новгород, переезжает. Здесь писатель поступает в Нижегородскую гимназию и впоследствии с этим прекрасным городом у него будет связано многое, в том числе дебют на ниве литературы.

Жизнь и творчество

С поступления в Нижегородскую гимназию Максим Богданович начинает активную литературную и социальную жизнь. Его очень увлекли материалы, которые регулярно выходили в журналах «Наша Доля» и «Наша Нива». Они во многом сформировали его мировоззрение и повлияли на будущие взгляды.

С этого момента он начинает уделять пристальное внимание белорусскому языку и литературе, а культурное возрождение его родины становится краеугольным камнем не только творчества, но и политических взглядов.

Дебют в литературе пришелся на 1907 год, когда в журнале «Наша Нива» вышел рассказ Богдановича под названием «Музыка». Это было художественное произведение, исполненное аллегорий и тонких намеков. Красной нитью сквозь него проходила забота поэта о судьбе родной Белоруссии и ее будущем.

Через год Адама Богдановича вновь переводят, и семья опять переезжает, на сей раз в Ярославль. Здесь он начинает впервые писать и публиковать стихи, которые также начали выходить в журнале «Наша Нива». Первыми из них были «Над могилой», «На чужбине» и «Придет весна». Тут же он и явил миру свой талант переводчика, опубликовав перевод стиха «Две песни» С. Ю. Святогора.

Учеба в лицее

После поступления в Демидовский лицей Максим Богданович начал все свое время отдавать учебе, литературе, творчеству и писательской работе. Это занимало практически все его свободное время и на остальное его не оставалось. Этот период ознаменовался также тем, что писатель начинает активно изучать западноевропейские и славянские языки, особое внимание уделяя при этом белорусскому.

В поэзии появляется первая лирика и образы женщины. Начав активно писать в газету «Голос» в городе Ярославле, он впервые в ней опубликовал свои лирические стихи «Вероника» и «В деревне».

Вскоре Богданович принимается и за работу переводчика. Он начинает переводить на родной ему белорусский язык творчество Овидия и Горация, а кроме этого берется за перевод литературного наследия Поля Верлена.

Завершение жизненного пути

После окончания лицея в 1916 году поэт возвращается в Минск. Здесь он напишет одни из самых известных и проникновенных своих произведений – «Погоня», а также «Потерянный лебедь». В них поднимается тема героического прошлого белорусского народа и символично интерпретируется библейский миф о лебеде, но при этом восхваляя его.

Жизнь и творчество Богдановича было длиною всего в 25 лет. Но, тем не менее, он смог многое подарить окружающим его людям и оставить значительное литературное наследие.

Уже на склоне лет активно работал над букварем белорусского языка, материалы для которого были найдены после его смерти.

Примечательным является то, что возле кровати, на которой умер поэт и прозаик, была найдена книга с его лирикой, где он написал коротенький стих, где указал, что не одинок перед встречей смерти, поскольку у него есть сборник собственных стихов. Возможно, кто-то посчитает это предсказанием собственной смерти, но правда, увы, известна только автору этих стихов.

БОГДАНОВИЧ Максим Адамович(27.11.1891, Минск — 12.5.1917, Ялта, похоронен на Ауткинском кладбище) — белорусский и русский поэт, переводчик, литературный критик.

Раннее детство прошло в Гродно, в разносторонне одаренном семейном кругу. Прабабушка и бабушка были талантливыми сказительницами, отец Адам Егорович — ученым-этнографом, мать — Александра Павловна, урождённая Волжина, человеком яркого литературного и музыкального дарования. Она умерла, когда Максиму было 5 лет.

Свыше 8 лет из своей недолгой жизни прожил Богданович в Ярославле(сюда перевели по службе отца). В Ярославле Максим учился в губернской гимназии . Однажды одноклассник Николай Кокуев пригласил Максима в гости и познакомил со старшей сестрой Аней. Максим без памяти влюбился в неё, посвятил ей множество лирических стихотворений, в том числе цикл « Мадонны».

В 1911 Богданович окончил гимназию и летом съездил в Белоруссию, в Вильно, центр тогдашнего« белорусского возрождения». 1911−1916 — годы учебы в Демидовском юридическом лицее . Но юриспруденция не увлекала Богдановича. Это было время углубленного самообразования, изучения белорусского языка и литературы, годы активного литературного творчества. Дебютировал стихотворением в прозе« Музыкант»(1907). Публиковался в ярославской ежедневной газете« Голос ». В 1913 выходит единственный прижизненный сборник стихотворений — «Венок».

Осенью 1916, окончив лицей, осуществляет мечту вернуться на родину и уезжает в Минск, где поступает на службу в губернскую продовольственную комиссию. Наследственная болезнь, туберкулез, заставляет его в феврале 1917 поехать в Ялту. Там он умер на 26 году жизни.

Главная страсть короткой жизни Богдановича — любовь к далекой родине, к истории и культуре белорусского народа. Он посвятил себя формированию национально-культурного самосознания этнической общности, волей судеб оказавшейся на периферии европейского культурного процесса. Выдвинутые им культурные задачи сохранили актуальность.

Как поэт Богданович испытал влияние двух культур — русской и белорусской. «Максим Богданович, чьим родным языком был русский, стал зачинателем и остается ведущим мастером белорусской поэзии, одарив ее своим русским языковым и литературным опытом»(Р. Якобсон). В стремлении к социальному и национальному освобождению белорусского народа Богданович был близок к таким поэтам, как Янка Купала, Якуб Колас и др. Болью за бесправное положение народа проникнуты его стихи« Межи», «Край мой родимый! Как проклятый Богом…» Но, не теряя интереса к социальной и гражданской теме, Богданович сумел сказать и о ценностях, которые, по его мнению, составляют основу бытия, об истоках вымечтанной им душевной жизни народа. Цикл« В заколдованном царстве» из сборника« Венок» был построен на мотивах и образах древней языческой мифологии, являлся попыткой разгадать« древнейший» лик родного народа. Герои цикла« Старая Беларусь» раскрывают разные грани национального самосознания. Стихотворения« Переписчик», «Летописец», «Книга» говорят о традициях белорусской культуры. В некоторых своих стихах Богданович обретает« вселенское видение».

Богданович — поэт высокой культуры стиха, в его лирике гармонически слиты чувства и мысли, пластика и музыка. «Мое творчество, — писал он, — было направлено, главным образом, на расширение круга тем и форм белорусской поэзии». Богданович был и самобытным прозаиком(рассказы« Марина», «Весной», «Мадонна», «Сон-трава», «Безумец»), мастером поэтического перевода(переводил на белорусский язык Пушкина, Шевченко, Франко, Гейне, Верлена), литературным критиком, ученым-исследователем(исследовал и рецензировал литературу многих славянских народов, музыкальные и живописные произведения).

В Ярославле общался с людьми, изучавшими историю Ярославского края, считавшими« родиноведение» задачей государственной важности. Среди его окружения — П.А. Критский , Н. Г. Огурцов , сотрудники« Голоса», Н. К. Мочульский и А. Д. Титов, оставившие воспоминания о поэте, Д. А. Золотарев, Д. Д. Дебольский. Печатался в «Голосе», в «Русском экскурсанте», где был объявлен в числе постоянных сотрудников. В издательстве К. Ф. Некрасова в серии« Библиотека войны» были изданы его брошюры о галичанах, угро-руссах.

В настоящее время Богданович считается классиком белорусской поэзии. В Минске и Ярославле открыты музеи поэта, установлены памятники. Столетний юбилей со дня рождения был внесен по решению ЮНЕСКО в календарь знаменательных дат человечества.



Вверх