Эриксон 8 стадий развития личности. Теории развития личности Эрика Эриксона: восемь стадий развития личности. Последовательность выхода из уныния

Психологи описывают стадии депрессии по типу подавленного эмоционального состояния, с меняющимися началами, включая когнитивный диссонанс и апатичное поведение. Происхождением термина « » является латинское слово «depression», которое значит - подавление.

Как и у любого другого заболевания, здесь наблюдаются причины возникновения, а также симптомы ее развития. Но в этой статье описаны стадии развития депрессии, возникновению которой сопутствуют тяжелые жизненные ситуации.

Современный ритм жизни и жестокая конкуренция, полонившая все сферы жизнедеятельности человека, сопровождаются психологическими заболеваниями, а в особенности - .

Ежедневно человеческий организм подвергается давлению разного рода обстоятельств. Повышенные ожидания, стрессовые ситуации, неимоверные жизненные удары делают психику людей неустойчивой. Поэтому депрессивное состояние проявляется в виде подавленного настроения, нарушается сон, настигает полная апатия, человек не может сосредоточить свое внимание на какой-то важной цели, одолевает и мрачные мысли, мигрени. На данное время развитие этого заболевания состоит из нескольких стадий, которые описываются ниже.

Стадия депрессии отрицание проявляется в виде беспокойного поведения человека, даже эпатажным поведением. Сам он напрочь отрицает свою склонность к этому заболеванию, и свое состояние оправдывает ужасным настроением, либо плохим самочувствием. Не интересуется своими прежними занятиями и увлечениями. Постепенное накопление симптомов, связанных с апатией, нежеланием чем-то заниматься, сонным состоянием, быстрой утомляемостью, отсутствием аппетита. Человек полностью отчуждается от мира сего, у больного нет ни малейшего желания общаться, зато наряду с этими проявляется сильная . Если в это время больной не обратится за помощью к врачу, то болезнь медленно, но уверенно будет прогрессировать.

Перечень характерных мыслей для этой стадии заболевания:

  1. Такого не должно быть.
  2. Такое со мной не может происходить.
  3. Ничего такого не было.

Этап депрессивного состояния принятие

Стадия депрессии принятие, или, как ее еще называют смирение, практически съедает больного, у него явное моральное и физическое истощение. Человек становится малоподвижным и большую часть времени находится в собственной постели. Для тяжело больного пациента этой стадией как бы подводится итог всей его прежней жизни, приходит понимание того, что она была полна хороших моментов, принес пользу не только себе, но и другим, справился со своей ролью на земном шаре. Типа жизнь прожита не просто так, сделано очень много, а теперь со спокойной душой можно отойти и в мир иной.

По стадии принятия видно не только, как принимается смерть, но и все неизбежное в течение жизни. В определенное время в психике человека включается некая защита, и становится невозможным адекватное восприятие объективной реальности. Неосознанно искажаются реалии, подстраивая их под эго людей. Поэтому многие из них переживают тяжелые стрессовые ситуации в позе страуса, зарываясь головой в песок. Правильно принимая объективную реальность, можно качественно повлиять на последующие адекватные решения.

Крайняя фаза подавленности

Симптомы возникновения крайней стадии депрессии нельзя приравнивать к признакам обыкновенной, например, в осенний период. Глубокая депрессия часто сопровождается бесконтрольными приступами плача, значительным увеличением либо потерей веса, крайней усталостью, хроническими болями. Крайняя стадия депрессии у людей в течение большей части суток сопровождается сном в постели. Еще для этого состояния характерна назойливая мысль о самоубийстве.

Если это заболевание не подвергать лечению, то его симптомы будут только усиливаться. Болезнь может привести к психическому или нервному расстройству. Среди прочих признаков для этой стадии человек длительное время проводит во сне, и бывают случаи, что спит несколько суток. Повседневные дела его не интересуют, точно также, как и семья, друзья. Появляется паранойя, слышатся какие-то голоса, видит галлюцинации. Но самым опасным симптомом является внезапный всплеск агрессии.

Любой, кто погружен в длительную депрессию, и присущ ему какой-либо из упомянутых перед этим признаков, должен обратиться к своему врачу или психологу. Врач не только работает по симптомам болезни, а и помогает выявить вызывающие ее причины. Психолог может консультировать, как с глазу на глаз, так и проводить совместные групповые занятия.

Подростковая меланхолия

Чаще всего подростковая депрессия наблюдается в виде изменения поведения, а также у подростка часто меняется настроение. Ему в тягость становятся социальные контакты, нет ни малейшего желания общаться с друзьями, отдавая предпочтение одиночеству. Вот перечень ведущих симптомов подростковой депрессии:

  1. Возникновение частых болевых синдромов: головной боли, дискомфорта в элигастральной области.
  2. Трудно сконцентрировать внимание, делается рассеянным, забывчивым и чрезмерно отвлекается.
  3. Не может самостоятельно принять правильное решение.
  4. Безответственно относится к собственным обязанностям.
  5. Пропадает аппетит, либо чрезмерно потребляет пищу.
  6. Становится скандальным.
  7. Одолевает гнущая тоска.
  8. Беспокоится без каких-либо на то причин.
  9. Гнетет безнадежность и бесперспективность.
  10. Страдает бессонницей, прерывистым сном и сонливостью днем.
  11. Внезапно теряет интерес ко всему.
  12. Чрезмерно употребляет спиртные напитки, либо наркотические средства.
  13. Проявление раздражительности и агрессии.
  14. Возникают навязчивые мысли о смерти.

Диагноз для подростковой депрессии определяется психиатром по результатам собеседований с подростком и теми, кто его окружает, с учетом результатов психологического тестирования, адаптированного для его возраста. Саму стадию, насколько тяжело расстройство, какой есть риск суицида тщательно изучают и уже потом строят схему лечения.

Расстройство менталнього здоровья после расставания

Когда разрываются отношения с тем, кого любишь, то это является серьезным психологическим стрессом. И это не зависит о того расстались ли по обоюдному решению или он резко куда-то пропал. После того, как разлучились, наступает период не только глобального изменения жизненных устоев, статуса в социальной среде, материальное положение и привычки. В это время тотально ломается сама модель мышления и формируется совершенно новое восприятие реалий.

Потерять любимого - это значит испытать большой стресс, который разрушительно влияет на . По результатам масштабных исследований, описанных в авторской методичке от американских докторов Холсома и Реема, на развод супругов оказывают влияние стрессовые факторы, которые поставлены исследователями на второе место. А на третьем месте жизненные события и их значимость.

Необратимая разлука отрицательно воздействует на психику, и это объясняется тем, что люди придают огромное значение наличию крепких и постоянных уз. Теория иерархии потребностей Маслоу гласит, что критерию принадлежности к любви отводиться третья ступень в пирамиде ценностей человека.

Депрессия после развода у женщин

Многие женщины, как только разведутся, перестают за собой следить, у них это желание просто куда-то исчезает. Они раздражаются, казалось бы привычными и любимыми занятиями, вещами, которые раньше у них вызвали радость. Они хотят, чтобы вся окружающая среда оставила их в покое. Нет аппетита, сна, а утром так вставать с кровати.

Депрессия после развода у женщин проявляется не одинаково с разной степенью тяжести. Но, по утверждению специалистов, существуют основные проявления, требующие внимания:

  1. Отсутствует , все становится безразличным, есть проявление хронической усталости.
  2. Остро воспринимается критика или пренебрежения.
  3. Одолевает апатия, пропадает интерес к жизни.
  4. Остро ощущается обида.
  5. Ощущается беспомощность и безнадежность.
  6. Появляется неадекватность в поведении с низкой самооценкой.
  7. Достают частые раздумья о смерти, покончить жизнь собой.
  8. Исчезает концентрация и появляется забывчивость.
  9. Возникает ипохондрия, которая проявляется в слишком чрезмерной заботе о собственном здоровье, с одновременным отсутствием на то очевидных причин.
  10. Появляется и наркотическая зависимость. Это происходит по причине поиска лекарства, утоляющего душевную боль женщины. Также сюда можно включить антидепрессанты и успокоительные средства.
  11. Резко меняется настроение множество раз за короткий промежуток времени.

Хандра после развода у мужчин

Депрессия после развода у мужчин сопровождается появлением гнетущего чувства, как бы ими что-то потеряно и уже никогда не найдется и ничем не заменится. Не всегда этой причиной может быть жена. Это может быть и разрыв других отношений, либо привычного ритма жизни и др. Проявляется обычно безысходностью, присущи страх и тревога.

В этот период не будет удивительным проявление хаотичных сексуальных связей, которые неполноценно заменяют эмоциональную близость, но фактически усугубляют и без того подавленное состояние мужчины. Либо же он тотально может погрузиться в какое-то или работу. Как бы создается видимость, что человек занят делом, в нем нуждаются, но это его не удовлетворяет, а в некоторых случаях выматывает физически. Остановить такую ситуацию невозможно, так как мужчина рискует остаться наедине со своей болезнью.

А эмоционально чувствительные мужчины с противоположной реакцией: у них теряется интерес не только к вещам, работе, хобби, но и к людям. Для них окружающая среда наблюдается за мутной пеленой тумана. Такое затяжное состояние начала депрессии требует вмешательства профессионалов.

Стадии развития депрессии

Стадии развития депрессии согласно исследованиям П. Круттера:

  1. Человек .
  2. Нарцистически обижен.
  3. Развивается чувство беспомощности, которое становится невыносимым.
  4. Человек одержим получения нарцистической подпитки от объекта.
  5. Возникновение зависимости наделяет дополнительным ощущением нарцистической обиды, от которой человек потом отказывается.
  6. Человек, попадая в невыносимую зависимость от сильного объекта переносит ее более легко, если объект поддается унижению и обесцениванию.
  7. Последнее удовлетворяет.
  8. В завершении нужно наказать самого себя, так как обесцененным объектом больше не предоставляется нарцистическая подпитка.

Последовательность выхода из уныния

Ниже перечислены наиболее распространенные стадии выхода из депресии:

  1. Первым действием является возможность у человека выговориться . Создается такая ситуация, которая позволяет человеку покинуть замкнутое состояние и вступить в разговор. Если у вас получилось разговорить человека, то в это время самым важным является, чтобы под час беседы вашего присутствия было 10%, его - 90%. Вы должны понимать его любой воспроизводимый абсурд. Необходимо побудить его к действию, он должен осознать происходящее на данный момент.
  2. Расслабиться : медитировать, слушать спокойную релаксирующую музыку, потчевать себя горячим чаем, принимать ванны с эфирными маслами и морской солью.
  3. Переключение внимания и мыслей . Чаще выезжать на природу, прогуливаться на свежем воздухе, слушать пение птиц, сливаться со звуками природы, любоваться цветами и кронами деревьев, небесами, любоваться окружающей средой и видеть, как она красочно наполнена и слышать ее звуки. Можно заняться разведением живых цветов у себя дома. С помощью этого процесса можно выйти из депрессии. Также можно начать вязать, это вызывает большое сосредоточение, а сам процесс созидания дарит умиротворение.
  4. Заняться творчеством . Это относится к методу переключения. В этом случае можно начать писать стихи, рисовать картины, и вообще заняться всеми действиями, в результате которых появляется что-то новое и необычное.
  5. Структурировать время . Заняться составлением планов на будущее, определиться с целями. Также заняться составлением расписания дня, ибо бессистемное времяпровождение создает неразбериху, наводит на плохие мысли, в результате чего человек не умеет и не желает созидать. Скрупулезно соблюдая режим дня, человек структурирует свою жизнь, и не оставляет места для мрачных мыслей.
  6. Воссоздавать ресурсные состояния . Снова переживать успешные ситуации, которые повышают самооценку.

В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру?
  • Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.
  • Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность
Доверие

Недоверие

Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением?
  • Разумная дозволенность, поддержка.
  • Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия
Автономия

Сомнение

Стадия 3 (от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
  • Поощрение активности, наличие возможностей.
  • Отсутствие возможностей, неодобрение активности
Инициатива

Вина

Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
  • Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.
  • Плохое обучение, отсутствие руководства
Трудолюбие

Чувство неполноценности

Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
  • Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.
  • Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания
Идентичность

Смешение ролей

Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
  • Душевная теплота, понимание, доверие.
  • Одиночество, остракизм
Близость

Изоляция

Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям?
  • Целеустремленность, продуктивность.
  • Обеднение личной жизни, регрессия
Генеративность

Стагнация

Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью?
  • Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
  • Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью
Целостность эго

Отчаяние

1. Доверие или недоверие.
По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

2.Автономия или стыд и сомнение.
Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

3.Инициатива или чувство вины.
Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности.
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

5.Идентичность или смешение ролей.
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

6.Близость или изоляция.
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

7. Генеративность или стагнация.
Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

8. Целостность эго или отчаяние.
На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

Время чтения 6 минут

Стадии развития личности в процессе социализации по Эриксону подразумевают зарождение разных личностных качеств на протяжении всей жизни, начиная с раннего младенчества и заканчивая глубокой старостью. В статье мы рассмотрим восемь стадий созревания личности, а так же узнаем, какие опасности они в себе несут.
Создателем теории стадий психосоциального развития является немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон. Именно по его теории работают многие современные психоаналитики.

В своих учениях Эриксон выделил сразу восемь важных стадий развития личности, на каждой из которых основной упор идёт на раскрытие собственного “Я”. Эрик ставит значимость людского Эго на первый план, отталкиваясь от него и развивая свою теорию.

Стадии развития личности в процессе социализации

Благодаря тесному сотрудничеству Эриксона с эго-психологией, его работы отошли от ярого фрейдизма. За основу каждой стадии взято внутреннее “Я” индивида, а не “Оно” (“Ид”), как у Фрэйда. Несмотря на это, Эрик не раз говорил о своем положительном отношении к теории Фрейда.

И всё же, если брать теории Фрейда для сравнения, то в них рассматривается формирование сознательности и личности только в период детства. Что же касается утверждений Эриксона, то личностное становление происходит на каждом периоде всего жизненного цикла. По его мнению, развитие себя не заканчивается в детском периоде, а происходит непрерывно на протяжении жизни.

Стадии развития личности по Эриксону

Если рассматривать более подробно каждую стадию развития личности по Эриксону, то легко заметить стоящий на каждом этапе взросления конфликт, разрешение которого позволяет особи перейти на новую ступень.
1. Младенчество;
2. Раннее детство;
3. Дошкольный возраст (возраст игры);
4. Школьный возраст;
5. Юность;
6. Молодость;
7. Зрелость;
8. Старость.

Младенчество

Данная стадия определяется с самого рождения ребенка до достижения одного года. На протяжении этого времени важно привить малышу чувство полного доверия, которое станет залогом его психического здоровья и личностного формирования.

На этом этапе ориентиром доверия будет выступать мать ребенка, с которой он находится на протяжении всего времени. Здесь важно показать вашему чаду, что он находится в безопасности, и вы его не бросите. Именно в этот период зарождается узнавание “своих” и “чужих”.

При правильном воспитании чувства доверия у малыша, он не будет закатывать истерики, плакать и переживать при кратковременно отсутствии материи, так как будет подсознательно уверен в её возвращении.

Раннее детство

Ступень раннего детства определяется с одного года до трёх. На данном этапе происходит формирование воли, поэтому родителям важно обучить своё чадо минимальным навыкам самостоятельности: проситься в туалет или самому ходить на горшок, самостоятельно кушать уже приготовленную еду, умываться и одеваться.

Здесь важно не перегнуть палку с чрезмерной опекой. Малышу необходимо научиться самодисциплине или же самоконтролю. Для этого придётся дать не много свободы своему ребёнку, но, конечно же, в рамках дозволенного.
В период раннего детства можно часто услышать такие фразы, как “Я сам”, “Я могу” и “Я умею”. При правильном разрешении конфликта такой стадии, личность усваивает себе понятия воли и контроля над собой.

Дошкольный возраст

“Возраст игры” базируется с трёх до шести лет. В него входит яркий конфликт чувства вины и инициативности. Такой возраст подразумевает в себе познание человеческих взаимоотношений, приобщение к трудовой деятельности, подражания и самоидентификации.

На этом этапе особа задаётся вопросом: “Кто я?” и “Кем я буду?”. Возраст подразумевает посещение детского сада и контакты со сверстниками. Также эта стадия подразумевает пробу индивидуума в трудовой сфере в форме игры или представления. Поощрение инициативности станет наиболее удачным решение конфликта.

Школьный возраст

В период с шести до двенадцати лет происходит переход дитя в новую для него сферу – школу, а также познание ответственности и трудолюбия. Ребёнок обучается самостоятельному труду, систематичности и получает награду или поощрение за свои положительные заслуги.

Также на данной ступени жизни важно привить трудолюбие, так как в дальнейшем это станет ориентиром для самосовершенствования личности. Такое качество можно помочь усвоить путём поощрения трудов школьника, помощи в рукоделии и заряде вдохновения в творчестве.

Опасность такой стадии заключается в том, что вместо похвалы особа может получить обвинения в баловстве или же не получить должной поддержки, в таком случае у школьника разовьётся чувство неполноценности и не уверенности в себе. В таком случае, его ответ на вопрос: “Способен ли я?” окажется отрицательным, что негативно отразиться на дальнейшем его развитии.

Юность

Юность – самая неординарная и опасная стадия развития личности по Эриксону. Приходится она на подростковый этап с двенадцати до двадцати лет. Бушующие гормоны и нравы подростка подталкивают его бросить вызов своим близким, да и всему обществу в целом.

Подросток познаёт новые роли в социуме, пробуя себя в них и сталкиваясь с различными не знакомыми требованиями. На плечи юных персон ложится большая ответственность в выборе направления для собственного будущего. В это время стоит провести полный анализ своих навыков, талантов и уже полученных знаний, для того, чтобы определить по какому пути стоит развиваться в дальнейшем.

Сложен этот возраст ещё и тем, что в организме юных особ происходят как физиологические перестроения, так и психологические. Из-за всех этих перемен, подросток вынужден принять на себя большой груз ответственности в самоопределении и завоевании статуса в обществе.

Опасность заключается в наивном поведении подростков, так как они начинают мыслить стереотипами и идеалами своей возрастной группы. Поддаваясь влиянию окружающих, они становятся более зависимыми от их мнения.

Юность является переходом от детства к взрослому существованию. И именно в это время выходом из кризисной ситуации станет увеличение уверенности в себе, подчинение общественным устоям и нравам. Не принятие порядков, установленных обществом, приводит к разочарованию и неопределенности. Не способность совершить выбор и не видение своего будущего приводят к тому, что подросток замыкается в себе, чувствует вину и бесцельность.

Молодость

С двадцати до двадцати пяти лет начинается формальное знакомство с взрослой жизнью. То есть, происходит вступление в брак, ведение собственного быта, получения профессии, а так же первая интимная близость, являющаяся доказательством взаимности отношений.

Вовлечённость в любовные отношения подразумевает в себя прохождение всех предыдущих стадий развития личности по Эриксону:

  • Без привитого чувства доверия человек сам не сможет никому довериться.
  • Уверенность в себе важна для того, чтобы не бояться подпустить других к себе.
  • Безвольной и замкнутой особе будет сложно позволить себе эмоциональную близость с кем-либо.
  • Отсутствие любви к труду приведёт к пассивным отношениям с партнёром, а непонимание собственного предназначения к внутреннему разладу.

Совершенная близость возможна лишь тогда, когда партнёр способен на доверительные отношения. Беспрекословное доверие между партнёрами означает правильное развитие на этапе молодости.

Решением кризиса на данной стадии станет любовь. Она поможет познать чувство доверия и близости, что приведёт к совершенным отношениям между партнёрами. Опасностью будет являться избегание опыта сближения с кем-либо, либо беспорядочные контакты. Всё это приведёт к глубокому одиночеству и саморазрушению.

Зрелость

На жизненном пути с двадцати шести до шестидесяти четырёх лет наступает зрелость. В этот момент наступает острая необходимость творческой самореализации. Собственное “Я” проявляется в чрезмерной отдаче себя семье, работе, обществу. Когда дети достигли подросткового возраста, а жизненное предназначение найдено, как и постоянная работа, то возникает ярко выраженный интерес к общечеловеческим ценностям и окружающему миру. Здесь настигают мысли о будущих поколениях, о своём наследии. Осуществляется навязчивая забота о подростках, помощь в их становлении и созревании.

Проблемой этого этапа выступает не желание отпускать детей во взрослую жизнь, сверхконтроль. Некоторые наоборот начинают уделять всё свободное время себе, интересам и увлечениям, начинают сосредотачиваться на том, что нравится им. Если же жизнь в этом возрасте стала бесцельной, то здесь встаёт вопрос о кризисе среднего возраста.

Старость

Начало старости приходится на шестьдесят – шестьдесят пять лет. С её наступлением возникает внутренний конфликт цели и бесцельного существования. Так как на последней стадии полное здоровое психосоциальное созревание завершается, то наступает либо принятие себя таким, какой ты есть, либо отторжение. Основные трудности и решения закончились, теперь приходит осознание мудрости и полноценной зрелости.

Неприятностью такого этапа становятся непрерывные сожаления о том, что мы не успели сделать, появляется страх скорой смерти и ощущение безнадежности и конца. Наилучшим решением станет осознание судьбы и её принятие.

Эриксон выделяет восемь стадий развития. Переход от одной стадии к другой характеризуется кризисами. Кризис – «как поворотный пункт», «момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Этот выбор между двумя полярными отношениями к миру, к себе закрепляется в определенных свойствах и качествах личности.

I стадия (от рождения до 1 года). На этой стадии формируется базовая доверие к людям, чувство безопасности существования в мире, в противовес чувству недоверия к людям, ощущение угрозы, идущей от мира. Признаки социального доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. К первым социальных достижений относится готовность ребенка позволить матери исчезнуть из поля зрения без чрезмерной тревоги или гнева, ибо ее существование стало внутренней уверенностью, а ее появление можно предсказать. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у маленького ребенка первоначальное чувство собственной идентичности. Очень большую роль играет мать на этой стадии, ее любовь, желание и умение удовлетворить потребности ребенка.

II стадия (от года до 3 лет). Эта стадия характеризуется формированием и отстаиванием ребенком своей автономии и независимости в противовес сомнений в себе и чувству стыда. Борьба чувства независимости, самостоятельности, уверенности в себе против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настойчивостью и ее ограничениями. В конце стадии возникает устойчивое равновесие между этими противоположностями. Он будет положительным, если родители и близкие не будут слишком руководить ребенком, гиперопикаты, подавлять ее стремление к автономии. Из ощущения самоконтроля при сохранении положительной самооценки возникает стойкое чувство доброжелательности и гордости, из чувства потери самоконтроля и постороннего внешнего контроля появляется устойчивая склонность к сомнению в себе и стыда.

III стадия (от 3х до 6 лет). На этой стадии при нормальной линии развития формируется инициативность, активность и в то же время переживания чувства вины и моральной ответственности за свои желания. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир, через игру ребенок проникает в мир взрослых отношений. На этом этапе происходит осознание своей половой принадлежности. Стремление занять место отца (матери) в отношениях с родителями противоположного пола.

IV стадия (от 6 до 11 лет). Эта стадия характеризуется включением ребенка в новые социальные связи – вступлением в школу. Формируется любовь к труду и умение обращаться с орудиями труда или чувство несостоятельности, неполноценности, неспособности, зависти к другим детям. Если при благоприятных условиях значимость родителей для ребенка отходит на второй план, то при появлении чувства собственного неадекватности требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка.

V стадия (от 11 до 20 лет). В подростковом и юношеском возрасте появляется чувство целостного осознания себя и своего места в жизни, происходит самоопределение, выбор профессии, личность определяет свой жизненный путь, формируется «я» идентичность, включающая ощущение устойчивости и непреривности собственного «Я», несмотря на те изменения, происходящие с ней в процессе ее роста и развития. Отрицательный полюс – неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузная идентичность»), которая проявляется в регрессии к инфантильного уровня и желании можно дольше оттянуть принятие взрослого статуса, устойчивому чувстве тревоги и изоляции, постоянном ожидании чего-то такого, что сможет изменить жизнь, страховые перед личным общением, презрении к определенным общественным ролей, иррациональном виддаванни преимущества всему иностранному («хорошо там, где нас нет».


Следующие 3 стадии характеризуют жизненный путь взрослого человека.

VI стадия (от 20 до 40-45 лет). Для нее характерно установление дружеских связей, поиск спутника жизни, проявление чувства близости к людям, удовлетворение личной жизнью, реализация в работе в противовес чувству видчуджености, одиночества.

VII стадия (от 40-45 до 60 лет). Э. Эриксон считал эту стадию центральной в жизни человека. При нормальной линии развития человек характеризуется высокой производительностью труда, заботой о будущем поколении, борьбой творческих сил человека против застоя, стагнации, заскорузлости.

На последней VIII стадии происходит интеграция результатов всех предыдущих фраз, формируется мудрое отношение к жизни, которое зрелая личность воспринимает не впадая в отчаяние, не разочаровываясь в прожитому жизни, в людях, в себе и не испытывая презрения к жизни, желание получить от жизни больше, чем было получено, парализующего страха смерти, которая приближается.

Данная периодизация дает возможность человеку понять себя и найти сочувствие к себе – в противоположность тем объяснением, которые люди сами создают для собственных непонятных качеств, а именно: «Я плохой», «Я ленивый и недисциплинированный», «Я опасен» и др. По Э. Эриксону, эти трудности отражают семейные процессы, усложнили доступ человека к чувству безопасности, автономии или удовольствие собственной идентификацией, то ли что судьба лишила детство преданного друга или матери на начальном возрастном этапе.

Многим из нас хотелось бы думать о себе как о неповторимой личности. Однако наше сугубо индивидуальное развитие во взрослом возрасте (если оно вообще происходит) подчиняется общим закономерностям: мы можем двигаться только в строго определенном направлении – в сторону все большего осознавания, все большей целостности и свободы, проходя на этом пути определенные стадии. Впрочем, подавляющее большинство из нас – 55% – находятся на одной из начальных стадий развития. Означает ли все это, что, переходя от одной стадии к другой, мы идем от худшего к лучшему? Нет, это не история про «плохо» и «хорошо» или про то, что мы обязательно должны расти.

Любой из нас наблюдал это на примере детей: ребенок пережил возрастной кризис – и перешел на качественно новую ступень. Он не просто приобрел новые знания и навыки, но его психика обрела способность воспринимать реальность через более сложные модели. Но как можно измерить эти изменения, есть ли для них объективный показатель? В свое время возрастной психолог Джейн Левинжер выдвинула гипотезу, что таким маркером для подростков является язык, точнее, языковые модели, которые они используют. Это предположение подтвердили результаты тестов, в которых девочки-подростки должны были продолжить незаконченные предложения.

Ученица Левинджер Сюзанна Кук-Гройтер решила опробовать такие же тесты со взрослыми людьми, добавив к ним к ним новые вопросы (например, про секс). Каждая группа вопросов была направлена на тестирование определенной зоны: как я действую, как себя ощущаю и как я думаю про себя и про мир.

За 30 лет были проведены десятки тысяч таких тестов. Поразительно, что при всем разнообразии индивидуальностей ответы оказывались достаточно стандартными и соответствовали одной из стадий в модели вертикального развития.

При этом стадии не являются жесткими уровнями, подобными ступенькам лестницы. Скорее, они похожи на волны зрелости, которые накрывают нас и протекают сквозь нас с течением времени, и каждая из них глубоко меняет наше существо. Каждый из нас тяготеет к какой-то одной стадии, которая является «центром притяжения» в данный момент жизни, но в стрессе мы можем регрессировать на ранние стадии, а в какие-то моменты нам доступен опыт более поздней стадии – как пиковое и новое переживание.


Оппортунист (5% взрослых)

Сфокусирован на собственных сиюминутных потребностях (в основном телесных) и самозащите. Оперирует понятиями «я хочу» и «мое», подчиняется своим импульсам. Живет по закону джунглей: кто сильный, тот и прав, выживает сильнейший. Обратную связь воспринимает как нападение. Не задумывается о последствиях, не испытывает вины. Незаменим на войне и в экстренных ситуациях. Первая стадия, на которой «Я» впервые осознает себя как отдельное, – и поэтому импульсивность и агрессивность часто связана с тем, что человек еще не очень понимает, как выстраивать здоровые границы.

Примеры: члены банд, мафии, солдаты удачи, военные.

Дипломат (12%)

Конформист, стремится к социально одобряемому поведению и поощрению. Он понял, что выживать в одиночку труднее, чем в коллективе. Ищет поддержки семьи, группы, церкви, корпорации, ожидая, что там его жизнь наделят смыслом. Ищет для себя авторитетную фигуру: уважаемого духовного лидера, хорошего начальника. Обратную связь воспринимает как неодобрение или напоминание о правилах, регламенте. Но именно Дипломаты – клей любой группы: они стремятся сохранять единство всегда, когда это возможно.

Примеры: последователи ортодоксальных религий, представители бюрократии, «вертикаль власти» и те, кто ее поддерживает.


Эксперт (38%)

В отличие от двух предыдущих, способен впервые посмотреть на себя со стороны. Уважает интересы группы, однако хочет выяснить, в чем его уникальность. И решает, что в уникальных навыках и знаниях. Стремится к лучшей жизни, опираясь на знания, экспертизу и упорный труд. Перфекционист. Плохой командный игрок. Аргументирует свою позицию и отбрасывает соображения других. У него есть ответы на все вопросы. Считает себя добродетельным, а остальных неправыми. Обратная связь воспринимается лично, и, если ее не дал эксперт, выбрасывается из головы.

Примеры: менеджеры-технократы, микроменеджеры, которые так фокусируются на деталях, что забывают о целом.

Достиженец (30%)

Сфокусирован на достижении результата, эффективности, реализации личных целей. Ключевые интересы – успех и независимость. Модель поведения: «Действуй в своих интересах и выигрывай!» Рационален и очень интересуется наукой – ему важно узнать, как устроен мир и он сам, чтобы лучше контролировать реальность. Обратная связь приветствуется, если это поможет достичь цели. Способен видеть множественность перспектив, разрабатывает стратегии, ставит задачи и готов рисковать. Начинает понимать собственную психологию. На этом этапе человек может впервые пойти к психологу или начать медитировать – потому что это сделает его более эффективным.

Примеры: финансисты с Уолл-стрит, топ-менеджеры крупных корпораций, предприниматели, ученые-новаторы.


Индивидуалист (10%)

На этой стадии внимание впервые разворачивается внутрь и человек задается вопросами, которые раньше могли его вообще не волновать: Кто я? Счастлив ли я? Является ли моя жизнь моей в полном смысле этого слова? Индивидуалист вдруг обнаруживает, что в каждый момент времени он является частью большего контекста. Он погружается в изучение своего внутреннего мира в поисках уникальных даров или ответов на актуальные для себя вопросы. Получает удовольствие от жизни «здесь и сейчас». Учится принимать себя и, как следствие, начинает принимать других. Процесс для него нередко важнее цели. Личные свершения важнее социально одобряемых ролей. Ищет обратную связь, считая ее необходимой для своего развития. Ищет консенсус, стремится к диалогу. Считает, что все точки зрения имеют право на существование. Что нередко вызывает раздражение у тех, кто находится на более ранних стадиях развития.

Примеры: консультанты, специалисты помогающих профессий, «зеленые», постмодернисты, представители креативного класса, основатели интернет-стартапов.

Стратег (4%)

Очень хорошо осознает свои реакции, эмоциональные и телесные, и то, как они влияют на него самого, на его окружение и команду. Стремится жить полной и ответственной жизнью, реализуя весь свой потенциал на благо больших систем и своего высшего «Я». Интегрирует высшие ценности в повседневность. Планирует на срок от 1 года до 25, предвидя и более отдаленное будущее. Обратную связь считает необходимой для развития и постоянного переосмысления реальности. Уделяет огромное внимание личному развитию и помогает в развитии другим. Запускает серьезные системные изменения в мире. Обращает больше внимание на нерациональные источники информации – интуицию, вещие сны.

Примеры: Стив Джобс, создатели эко-индустриальных парков.


Алхимик (1%)

Обладает созерцательным, гармонизирующим мышлением. Способен осознать, что эго не обладает независимой природой – это продукт культурной и социальной жизнедеятельности. Смыслы порождаются людьми и не существуют сами по себе. И поэтому все, что он свидетельствует в своем ежедневном опыте, он не видит существующим отдельно от себя – и берет на себя полную ответственность за этот вроде бы «внешний» мир. Чрезвычайно чувствителен к состояниям других людей и систем, обладает огромной интуицией. Способствует глобальной социальной трансформации. Алхимик чувствует себя неразрывно связанным со всей планетой и всеми живыми существами и способен удерживать в своем внимании несколько временных линий одновременно.

Примеры: Махатма Ганди, Нельсон Мандела.

Объединяющий (0,1 %)

Последняя из стадий, которые на данный момент удается выявить лингвистическими методами. Но многие исследователи, включая Кук-Гройтер, соглашаются, что это не последняя стадия развития. Объединяющий ощущает, что он является всем, он является ничем, и он все еще является кем-то – этим телом, этими эмоциями, этими мыслями, которые возникают и исчезают в потоке его восприятия. Способен видеть скрытые связи там, где они не видны другим. Они присутствуют сразу на многих уровнях реальности – личном, системном, планетарном – и впервые способны полностью выдержать парадоксальность мира, не пытаясь его изменить из эгоистических побуждений, и – меняя самим фактом своего присутствия в нем.

Примеры: Шри Ауробиндо и Мать Тереза, Далай-Лама IV.



Вверх