Директор счетной палаты рф. История счетной палаты российской федерации. Состав Счётной палаты


Внутренний контроль
Аудит
Методы финансового контроля Направления финансового контроля Финансовый контроль по отраслям Ревизия и уголовный процесс Бухгалтерский учёт

Счётная палата Российской Федерации - парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию . В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Статус

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы . В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Структура и порядок формирования

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Здание Счётной палаты. Москва, апрель 2008 г.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Полномочия

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Председатель Счётной палаты РФ

Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

Аудиторы Счётной палаты РФ

  • Агапцов Сергей Анатольевич
  • Бесхмельницын Михаил Иванович
  • Васильев Игорь Владимирович
  • Жданьков Александр Иванович
  • Катренко Владимир Семёнович
  • Мовчан Сергей Николаевич
  • Одинцов Михаил Викторович
  • Рябухин Сергей Николаевич

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

Председатели

Министры Государственного Контроля РСФСР

  • Пекшев, Александр Алексеевич (25 января 1941 - 5 мая 1942)
  • Васильев, Николай Михайлович (сентябрь 1942 - 1954)
  • Дедов, Афанасий Лукьянович (26 марта 1955 - 14 октября 1957)
  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • Кармоков, Хачим Мухамедович (17 января 1994 - 19 апреля 2000)
  • Степашин, Сергей Вадимович (с 19 апреля 2000 года)

1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

2. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты.

3. Постановление о назначении на должность Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Председатель Счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом;

2) представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты.

7. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) - постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.

Гордеев Анатолий Николаевич

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Семенченко Валерий Павлович

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Столяров Николай Сергеевич

Направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации:

Административный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Кравченко Сергей Виталиевич

Департамент внешних связей Счетной палаты

Директор Департамента: Парузин Николай Владимирович

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счетной палаты

Директор Департамента: Галанюк Владимир Васильевич

Департамент информатизации Счетной палаты

Директор Департамента: Бескровный Владимир Игоревич

Сводный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Дубинкин Вадим Вадимович

Департамент правового обеспечения Счетной палаты

Директор Департамента: Емельянова Наталья Николаевна

Департамент информации Счетной палаты

Директор Департамента: Ужегов Алан Солтанбекович

Финансовый департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Филоненко Светлана Викторовна

Департамент обеспечения деятельности Счетной палаты

Директор Департамента: Мелимук Виталий Игоревич

Департамент кадров и государственной службы Счетной палаты

Директор Департамента: Кабанова Ольга Владимировна

Сотрудничество Счетной палаты с другими организациями

СП проводит большую работу по организации взаимодействия с органами государственной власти . Счетной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами государственной власти. Одним из важнейших направлений деятельности Счетной палаты является обеспечение эффективного взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности государственного финансового контроля и координации деятельности контрольно-счетных органов была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации . Ассоциация призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам информационную, методическую и правовую помощь.

Двустороннее и многостороннее сотрудничество СП

В соответствии со ст. 32. ФЗ СП РФ и основными положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

В рамках двустороннего сотрудничества СП РФ за последние годы значительно активизировала свое сотрудничество с европейскими ВОФК через проведение совместных и параллельных проверок.

По линии многостороннего сотрудничества СП РФ является членом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), Европейской организации высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), Азиатской организации высших контрольных органов (АЗОСАИ), Международного Консорциума по государственному финансовому управлению. На двусторонней основе активно развивается международное сотрудничество Счетной палаты с контрольно-ревизионными органами зарубежных стран.

В 2000 г. по инициативе СП РФ был создан Совет руководителей ВОФК государств - участников Содружества Независимых Государств (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины). Среди приоритетных направлений сотрудничества были выделены совместная разработка принципиально важных теоретических и практических вопросов государственного финансового контроля регионального характера, взаимный обмен идеями, опытом и информацией, проведение совместных и параллельных двусторонних и многосторонних контрольно-аналитических мероприятий, содействие профессиональному обучению и повышению квалификации кадров.

Совместно с Европейской Счетной палатой СП РФ проводит использования российскими получателями грантов Программы технической помощи Евросоюза странам СНГ - ТАСИС, направленной на поддержку экономики и социального развития государств СНГ.

Издания СП РФ

В целях информирования общественности о деятельности Счетной палаты с ноября 1997 г. Счетная палата стала издавать «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации». Бюллетень выпускается ежемесячно в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (статья 33).

Ответственный за выпуск - Руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты С. М. Шахрай.

Счетная палата наряду с имеющимися инструментами финансового контроля активно внедряет новый вид государственного контроля - стратегический аудит , целью которого является оценка эффективности экономической политики в целом. Применение стратегического аудита вместе с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит в полной мере использовать социально значимые результаты деятельности СП в целях повышения эффективности управления общественными ресурсами.

Андреев А.Г., Никольский Д.В. Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля. Деятельность Счетной палаты в условиях реформирования государства и экономики (1995-2000). Веб-адрес документа: http://www.ach.gov.ru/ru/about/controll/

О методологическом обеспечении деятельности Счетной палаты РФ. Веб-адрес документа.

В 1983 году окончил экономический факультет Ленинградского Государственного Университета.

С 1983 года по 1985 год - стажер-исследователь в Институте социально - экономических проблем Академии наук СССР.

С 1985 года по 1988 год - аспирант Института экономики АН СССР. Кандидат экономических наук.

С 1988 года научный сотрудник Института социально - экономических проблем АН СССР.

С октября 1990 года - заместитель председателя Комитета по экономической реформе исполкома Ленсовета. После ликвидации Комитета по экономической реформе перешел в Комитет по управлению Ленинградской зоны свободного предпринимательства.

С ноября 1991 по 1992 год - заместитель председателя Комитета по экономическому развитию.

С августа 1992 по 1993 год - председатель Главного финансового управления мэрии Санкт-Петербурга (впоследствии переименованного в Финансовый комитет).

С 1993 по июнь 1996 года - заместитель, первый заместитель мэра, член Правительства города, председатель Комитета экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга.

В августе 1996 года - Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальником Главного Контрольного управления Президента Российской Федерации.

В марте 1997 года Указом Президента Российской Федерации назначен первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.

С января 1999 года - Первый заместитель председателя правления РАО «ЕЭС» России.

В июне 1999 года назначен Первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.

С мая 2000 года Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации.

С 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации назначен Министром финансов Российской Федерации.

С сентября 2007 года Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации.

Освобожден от занимаемой должности 26 сентября 2011 года указом №1251 Президента Российской Федерации.

С апреля 2012 года – председатель Комитета гражданских инициатив – сообщества профессионалов, способных предложить альтернативные решения стоящих пред страной проблем.

В апреле 2016 года возглавил Центр стратегических разработок, а также был назначен заместителем председателя Экономического совета при Президенте России

22 мая 2018 года по представлению Президента Российской Федерации был назначен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на должность Председателя Счетной палаты.

С ноября 2018 года - член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей

В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сравнимость в механизме реализации отношений экономического соревнования».

В сентябре 2018 года защитил докторскую диссертацию по теме "Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики".

Офицер запаса.

Женат, имеет сына и дочь.

Участие в работе образовательных и научных организаций

Декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ и член Попечительского совета СПбГУ

Председатель Попечительского совета Института Гайдара

Член Попечительского совета Фонда Егора Гайдара

Председатель Попечительского совета Северного арктического федерального университета

Член Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге

Член Совета директоров Российской экономической школы

В 2004 году Алексей Кудрин был назван британским журналом «The Banker» министром финансов года, став победителем в двух категориях: «Мировой министр финансов года» и «Министр финансов года стран Европы».

В 2006 году британская газета «Emerging markets» назвала Алексея Кудрина лучшим министром финансов среди европейских стран с развивающимся рынком.

В 2010 году британский журнал «Euromoney» назвал Алексея Кудрина лучшим министром финансов года. По словам издателя журнала Падраика Фэллона, Кудрин был отмечен наградой в первую очередь за то, что «преодолев ощутимое политическое давление, добился создания Резервного фонда, который позволил России выйти из глобального финансового кризиса в гораздо лучшей форме, чем ожидали эксперты».

Государственные награды

    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

    Орден Дружбы

    Почётная грамота Президента Российской Федерации

    Благодарности Президента Российской Федерации

    Медаль Столыпина П. А. I степени

    Почётная грамота Правительства Российской Федерации

    Благодарность Правительства Российской Федерации

    Медаль В. В. Леонтьева «За достижения в экономике»

    Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»

Глава совета Центра стратегических разработок, бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил, что согласен занять пост руководителя Счетной палаты. Кто и как возглавлял это ведомство раньше и как сложились карьеры этих людей - в материале “Ъ”.


Хачим Кармоков


17 января 1994 года первым председателем Счетной палаты РФ стал Хачим Кармоков - бывший председатель Верховного совета Кабардино-Балкарии и депутат Госдумы I созыва. Господин Кармоков вошел в историю как автор экзотической бюджетной идеи - он предлагал рассчитывать доходы, исходя из 100-процентной собираемости налогов. Аргумент: нельзя закладывать в бюджет неуплату налогов. Он также добился существенного расширения полномочий палаты. ЦБ и Минфин стали еженедельно передавать ей копии платежных документов и выписок по всем счетам, имеющим отношение к операциям с бюджетными средствами. СМИ отмечали, что при председателе Хачиме Кармокове палата превратилась в боевой орган левых - его призывали в Думу всякий раз, когда нужно было критиковать правительство.

19 апреля 2000 года господин Кармоков покинул пост, но еще год затем работал в Счетной палате главным советником председателя. В 2001–2009 годах он был сенатором от парламента Кабардино-Балкарской Республики. Сейчас - на пенсии.

Сергей Степашин


С 19 апреля 2000 года по 20 сентября 2013 года Счетную палату возглавлял Сергей Степашин. В 1990-х он успел поработать директором ФСБ, министром юстиции, министром внутренних дел и премьер-министром РФ (с мая по август 1999 года). При господине Степашине Счетная палата передала в правоохранительные органы 1666 результатов проверок. В 80% случаев по ним были возбуждены уголовные дела, были устранены финансовые нарушения на 131,6 млрд руб. Самыми крупными стали нарушения, выявленные в компании «Оборонсервис», госкорпорациях «Олимпстрой» и «Оборонсервис», на строительстве объектов к саммиту АТЭС в Приморье.

После отставки господин Степашин возглавил набсовет госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». C 2017 года он является членом совета некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов» в России.

Татьяна Голикова


C 20 сентября 2013 года Счетную палату возглавляла Татьяна Голикова (заместитель министра финансов РФ в 1999–2007 годах, глава Минздравсоцразвития в 2007–2012 годах). При госпоже Голиковой Счетная палата получила право на предварительный аудит государственных программ. В ведомстве увеличилось число департаментов, аппаратная часть была сокращена, юридическое направление усилено. Счетная палата неоднократно критиковала Белый дом за качество расходных программ госказны, размытость ее доходных проектировок, высказывала претензии к проектам федеральных бюджетов. Одной из самых громких и системных стала проверка космодрома Восточный. По оценкам контрольного ведомства, стоимость строительства объектов наземной инфраструктуры космодрома была завышена более чем на 13 млрд руб.

Как ожидается, после ухода с поста Татьяна Голикова займет пост вице-премьера РФ, курирующего социальную политику.



Вверх