Что такое Священное Писание? Где в Библии написано, что надо посещать собрание, а не просто верить и при этом не посещать церковь

Священное Писание и Богослужение

Многие люди жалуются, что были в православном храме и не слышали чтения Слова Божия. Кто-то после этого идет в протестантский молитвенный дом, где Библия читается часто и на доступном языке, что сразу подкупает их, и они остаются там. «Имеющий уши слышать да услышит». Быть в православном храме и не слышать «Господи, помилуй» (Мф.17:15) – невозможно.

Баптист Кэмпбел Морган установил, что всю Библию (от Бытия до Апокалипсиса) можно прочитать за 78 часов. И вообще протестанты считают, что вера – это согласие с текстом. Поэтому не читать – это значит не знать Библию и не иметь веры.

Но православное богослужение, отводя Священному Писанию всеобъемлющее место, содержит в себе еще нечто важное. Каждый день за богослужением повторяется в общих чертах процесс всего дела спасения человека:

-вечерня – воспоминание о сотворении мира, грехопадении, покаянии Адама и Евы, даровании Синайского Закона;

-утреня рисует состояние ветхозаветного человечества перед пришествием Иисуса Христа в мир, о Благовещении, Рождестве Христовом;

-Литургия изображает всю жизнь Христа от Вифлеемских яслей до Вознесения, через символы вводя в реальность (Причастие Тела и Крови Иисуса Христа).

Повторение в богослужении процесса приготовления человечества к принятию Спасителя необходимо.

Священное Писание изображает исторический процесс приготовления человечества к приходу Иисуса Христа, потому что там изложены все исторические события с этим связанные. Оно готовит души к духовному росту и ко встрече с Господом. Например, когда Богородице явился архангел Гавриил и возвестил Благую Весть, она как раз читала книгу пророка Исаии, что помогло ей понять, подготовило ее к принятию великой тайны Боговоплощения.

Богослужение служит той же цели – готовит человечество к исполнению чаяний Израиля. Но православное богослужение это не только разговоры о Боге друг с другом, а это есть совместная молитва и священнодействие.

Священное Писание – основа богослужения.
Православное богослужение соткано из Священного Писания. Скажем, кто не умеет читать, тому церковная служба расскажет Евангелие, изобразит Евангельские события перед глазами.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:16-17).
Еще пророк Моисей установил читать Закон по субботам, разделил свое Пятикнижие на чтения по числу суббот в году. Благочестивые иудейские цари повелели читать Писание по городам и селам [А. Волков. Использование Пятикнижия Моисеева в Богослужении Православной Церкви].

Христианское богослужение изначально (еще во времена Апостолов), по сути, это слушание и научение от Божественных глаголов обоих Заветов: чтение Псалтири, пение гимнов, воспевающих какое – либо Божие благодеяние, прославляющих чудеса Божии: «…Моисей пишет песнь, и Исаия песнословит, и Аввакум молится песненно» (св. Афанасий Александрийский).

Но, возвращаясь к протестантскому взгляду на Священное Писание как единственный источник знания о Боге и единственный путь ко спасению, напомним, что Христа во время Его земной жизни многие слышали, мало того, видели Его великие чудеса. Но последовали тогда за Ним единицы. Значит мало глаз, ушей, чтобы последовать Слову Божию. Значит нужно открыть сердце и молиться о разумении слышимого и видимого.

Прп. Памва (пам.18 июля), когда еще не владел грамотой, просил, чтобы ему читали. Словами 38-го псалма («Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим» ) он был настолько поражен, что сказал: «Довольно чтения, я буду на деле изучать этот урок».

Перед чтением Священного Писания в храме священник возглашает: «Премудрость, прости, услышим…» , — т.е. станем прямо, приготовимся к небесной мудрости. «Услышим» — значит послушаемся Его слов, которые Он сейчас обращает к нам. Во время чтения Писания в православном храме сохраняется Евангельская атмосфера: один читает (как бы от Лица Господа), все слушают стоя, в благоговейном молчании. Молитвенная обстановка чтения согревает веру.

«Вера от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим.10:17). Если, войдя в православный храм, успокоиться, замолчать в своих мыслях, то услышишь Священное Писание в каждую минуту церковного богослужения. [свящ. Алексий, Беларусь].
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию» (Кол.3:16).

В течение года в храме прочитывается весь Новый Завет (кроме Апокалипсиса), многие книги Ветхого Завета. Ежедневно, как и во времена Апостолов (Деян.17:11), в храме читается Священное Писание. Это в первые века христианства, кроме всего прочего, имело и практическое значение: мало кто имел дома Библию.
Евангелие — как главная часть Нового Завета (поскольку содержит слова и деяния Господа Иисуса Христа в повествовании четырех Евангелистов) – лежит в алтаре на Престоле, символизируя присутствие в храме Иисуса Христа (Ин.1:1). Напрестольное Евангелие всегда богато украшено, на лицевой части оклада изображаются Христос Воскресший и четыре евангелиста.

«Кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно» (свт. Иоанн Златоуст).
На богослужении слово молитвы подкрепляется священнодействиями.

Богослужение как способ сохранения Предания.
Даже если какой-либо текст богослужения не является прямой цитатой Священного Писания, то он имеет Священное Писание в своей основе. Например, ирмос «Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя…»: не дословное цитирование Исх.14:21-30, но песнопение, передающее содержание данного места Ветхого Завета.

Т.е. богослужебный материал, который не есть собственно Писание, имеет Священные тексты в своем внутреннем содержании. Отсюда вытекает еще одно важное значение богослужения в жизни Церкви: сохранение Предания (т.е. того богодухновенного знания, которое не вошло в Священное Писание, но освящено авторитетом Писания и тоже передает Божественную истину).

Вот, что говорит об этом свт. Василий Великий: «…из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского Предания по преемству в тайне» (28 послание к Амфилохию Иконийскому о Духе Святом).

Православная Церковь в чистоте и неизменности хранит Откровение и благодать, дарованные еще Адаму и Еве. И богослужение ее в истоках соприкасается с первоначальным богоустановленным богослужением (Быт.2:2-3 – начало священного почитания дня седьмого).
Господь научил Адама и Еву приносить жертвы, через которые они прозревали будущую Голгофскую Жертву. Постепенно развивалось ветхозаветное богослужение: жертвы и просто созерцание премудрости и благости Творца, которое рождало благодарственные молитвы, а те в свою очередь обрастали внешними обрядами.
Через Синайское законодательство Господь дал повеление построить Скинию, установить священство, определил круг праздников и сроки жертв.

Новозаветное христианское богослужение восполняется Таинством Причастия.

Апостолы передали это воспринятое от века знание всем. После них богослужение лишь дополнялось новыми молитвами, службами в честь вновь прославленных святых и т.д. .

Постепенно богослужебные чины записывались, благодаря чему мы сегодня имеем наши богослужебные книги.
«Все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или выбранных из Священного Писания текстов, или текстов, составленных по внушению Святого Духа, так, что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании…» [Послание Восточных Патриархов].
Символическое содержание богослужения.
В основе всех внешних священнодействий в храме тоже лежит Священное Писание (Исх.25:9).

Все имеет смысл, все собирает ум: через зрение, слух, обоняние. Богослужебная символика соединяет земное и небесное, через видимое указывая на невидимое, духовное. Все символы (вода, хлеб, елей, ладан и т.д.) покрывают слово молитвы, делая ее зримой в движении ввысь, горе, к Богу.

Например, пение 140-го псалма (Да исправится молитва моя) сопровождается каждением, дым поднимается вверх, туда, где под куполом изображен Спаситель: пусть Ему будет приятна молитва, как нам — запах ладана.
Или крестное знамение – это символ христианской веры, знак любви и милосердия Божия к человеку, изображение жертвенника, на который взошел Христос ради нашего спасения.

Церковное богослужение действует словом и видимым символом как языком и двумя руками человек.
Обряды и символические действия необходимы как естественное обнаружение души человека. Кроме того, большинство из них суть наследие древности, переданы нам Самим Спасителем:

Иисус Христос при молитве и сообщении людям благодатной помощи возводил очи на небо (Мф.14:19);

Преклонял колени (Лк.22:41,Мф.26:39);

С поднятыми руками благословлял учеников (Лк.24:50);

По исцелении слепорожденного велел ему умыться в Силоамском источнике (Ин.9:11);

В сиянии света и елея и светильников в притче о десяти девах изобразил торжество в Царствии Божием (Мф.25:1-13);

Во дни Апостолов уже тоже преклоняли колени на богослужении (Деян.7:60, 9:40, 20:36; Еф.3:14), возжигали светильники (Деян.20:7-8), воздевали руки (1 Тим.2:8).

Вот, что такое православное богослужение, это и Писание, и Предание, и священнодействия.
Это «не только сокровище церковных догматов и душеполезных наставлений, но даже в большей степени школа благочестия, где мы не только узнаем, но и ощущаем свою жизнь и путь ко спасению» (С.Роуз).
«У христиан свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико…Поелику ум и разумение христиан всегда заняты мудрствованием о небесном, по общению и причастию Святого Духа созерцают вечные блага; поелику рождены они свыше от Бога, в самой действительности и силе сподобились стать чадами Божиими…Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь – христианин…У христиан другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение, иной образ мыслей, почему лучше они всех людей…
Можно ли спастись без такого подвига? Весьма многие из людей хотят сподобиться Царства Небесного без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно…
Великие подвиги недостижимы для живущих в мире и связанных с мирскими заботами. Сколь же важно для нас воспользоваться возможностью благодатного и вдохновенного подвига, которую Церковь предоставляет для наших ищущих душ – дневным циклом церковных служб. Даже небольшое, но регулярное участие в нем способно сделать христианинa поистине отличным от других и открыть ему доселе неведомый мир мыслей и чувств – земную жизнь Христовой Церкви» (св. Макарий Великий).

Всенощное бдение.

Попытаемся на примере всенощного бдения показать, что богослужение, являясь формой Священного Предания, не есть, подобно Писанию, «человеческое, ибо Апостолы приняли его и научили не от человек, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11-12).

Откуда пошла традиция молиться ночью?

- Сам Спаситель часто молился ночью : Мф.14:23,26:36, Мк.6:46, Лк.6:12, Ин.6:15);

Ночная молитва известна в Деяниях : 12:5,16:25, 20:7;

-Апостол Павел упоминает ночную молитву: 2 Кор.6:5, 11:27, Еф.6:18.

Историческая справка : Говоря о ночных бдениях нелишне привести принятое в Римской империи во времена Апостолов деление ночи на 4 военные стражи. Это деление восприняло и гражданское население. Дело в том, что по всей империи были разбросаны римские легионы. А везде, где была хотя бы одна единица римских войск, в начале каждой стражи раздавался громкий звук военных труб. Конечно, жизнь окрестного населения вскоре тоже подчинялась такому временному делению.

Обобщив данные всех историков (Плиния, Фриника, Поливия, Тацита, Тита Ливия) и сопоставив вот эти Евангельские отрывки (Мк.13:35, Лк.12:38, Мф.14:25, Мк.6:48), можно привести следующее деление ночи, принятое и Евангелистами:

1-я стража – 1-3 часы (теперь 18-21 час) — вечер;
2-я стража – 4-6 часы (теперь 21-24 часа) – полночь;
3-я стража – 7-9 часы (теперь 24-3 часа) — ночь;
4-я стража — 10-12 часы (теперь 3-6 часов) — пение петухов.

До прихода римлян придерживались библейского порядка:
1 стража – 18-22 часа;
2 стража – 22-2 часа;
3 стража – 2-6 часов.

Если продолжить исторический процесс, в результате которого сложилось сегодняшнее всенощное бдение, то надо сказать, что во многом этому способствовало, конечно, появившееся позже монашествo .
Вот возможные схемы ночных бдений монахов по учению аввы Паламона: молитва до полуночи – отдых до утра; отдых до полуночи – молитва до утра; короткий отдых в начале ночи — ночная молитва – отдых до утра.
Полные ночные бдения сначала были исключением (ночь Пасхи, например).

-Апостольские Евхологии регламентируют порядок совершения крещально-пасхальных бдений:

1) «Апостольское Предание» , гл.20-21: всенощное бдение крещальное с вечера субботы до воскресенья. Во время него – чтения и поучения оглашенных. Затем – крещение — во время пения петухов, после него – Евхаристия;

2) «Завещание Господа Иисуса Христа» , книга 1, глава 8: предписывает во время великопостных бдений чтение, пение Псалтири, поучения; а также определяет совершение бдения перед крещением в ночь Пасхи;

3)Апостольская Дидаскалия: бдение с чтением, псалмопением, молитвами «в ожидании Воскресения» до 3-го часа (3-й стражи), когда кончается пост и совершается Евхаристия, в конце возглашается «Христос воскресе!»;

4)Апостольские постановления : всенощное бдение с Великой Субботы до дня Воскресения: молитвы, чтение Закона и Пророков, псалмопение, крещение на пение петухов, чтение Евангелия и окончание траура, «Христос воскресе!» и Евхаристия.

-Древний Софийский Типикон (древние западные обряды – миланские, испанские, римские):

В начале ночи – вечерня;

— крещение во время чтений;

— Евангелие и Литургия свт. Василия Великого;

Праздничная панихида с полным кондаком;

— утреня и Литургия свт. Иоанна Златоуста на следующее утро.

-Студийско-Савваитский Типикон :

Вечерня: 25 чтений, Апостол, Евангелие, Литургия свт. Василия Великого – после захода солнца – 1-я стража;

— повечерие, полунощница – в полночь – 2-3 стража;

— Пасхальная заутреня и Литургия свт Иоанна Златоуста – перед рассветом.

Всенощное бдение Аввы Нила на Синайской горе (рассказ Иоанна Мосха и Софрония):

От захода до восхода

Вечерня без стихир, братская трапеза, «канон» (шестопсалмие, весь Псалтирь по три статии – 50 псалмов в каждой, Отче наш…, Господи, помилуй, целое послание (Иоанна, Петра или Иакова), библейские песни, Отче наш…, Господи, помилуй, псалмы 148-150, Слава в вышних Богу…, Верую…, Отче наш…, Господи, помилуй.

-Неусыпающие монахи в Константинополе: круглосуточное чтение Священного Писания.

О важности ночной молитвы:

— св. Климент Александрийский говорил, что ночная молитва помогает избегать глубокого сна, а значит прилежнее ожидать Господа;

Ориген ссылался на Псалом 118:62 и Деян.16:25;

Св. Киприан приводил в пример пророчицу Анну (Лк.2:37) и призывал жить так, чтобы ночь стала днем в Божественном свете;

Свт. Иоанн Златоуст: «Божия Церковь встает в полночь; Христос в сопровождении ангелов стоит среди верующих; так и дети должны участвовать в части бдения, работа дня – не причина, чтобы не приходить на бдения, потому что после бдения сон более приятный»;

Апостол Павел в 1Фес.5:17 учит непрестанно молиться.

Постепенно сложился знакомый нам чин всенощного бдения. В нем просматриваются следы предшествующих поколений.

Приводим схему всенощного бдения , на примере которой попытаемся показать, что богослужение основано на Священном Писании:

Великое Повечерие

Тема – чаяние Израиля, ожидание Спасителя, ветхозаветные события.

Восстаните! (Встаньте)

Господи, благослови! (Тишина в храме, безмолвное каждение перед Престолом – символизирует начало творения мира)

Слава Святей и Единосущной и Животворящей и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков . (Возглас по Уставу – это святыня, к которой не должны прикасаться неосвященные уста, в нем впервые за богослужением звучит Имя Божие. Его произносит священник)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, приидите, поклонимся Христу Цареви нашему Богу, приидите, поклонимся Самому Христу Цареви и Богу нашему, приидите поклонимся и припадем к Нему! (Типикон предписывает петь по нарастающей, сначала очень тихо, потом все громче)

Предначинательный псалом 103 (по Уставу поется весь, 8 гласом (праздничным), с припевами, что может занимать от 30 минут до 1,5 часов (так поют его на Афоне). Этот псалом художественно изображает сотворение мира и человека. Параллельно пению священник кадит весь храм (Быт.1:21). Еще открыты Царские Врата, начало торжественное, что символизирует невинное состояние прародителей в раю до грехопадения. В конце – Врата закрываются – вспоминается изгнание из рая)

Великая ектения (Всегда первая в службе. Это молитвенное прошение выражает суть наших просьб Господу, которые мы обращаем к Нему, стоя у закрытых Врат, как Адам и Ева – перед раем.)

Блажен муж…- псалом 1, кафизма 1 (За неделю должна быть прочитана вся Псалтирь, кафизмы распределены по дням. Седмица начинается в субботу вечером, следовательно, на великой вечерне в субботу читается первая кафизма, по Уставу вся. Первая кафизма содержит мессианские Псалмы — пророчества о Христе. Здесь сначала говорится об участи праведника, потом – «не тако нечестивые…». В полной мере праведник – это Иисус Христос, образно же – каждый праведник. Эта кафизма, после напоминания о грехопадении (закрытием Врат), напоминает, что спасение подается за исполнение воли Божией).
Малая ектенья

Стихиры на «Господи воззвах» … (Это стихи их псалмов (т.е. из Ветхого Завета) в соединении со стихирами – песнопениями праздников дня (это продукт церковного творчества часто на темы Нового Завета). Стихи из псалмов развивают покаянное чувство и подают одновременно надежду на Бога. Стихиры – это молитвы отрады и утешения, сообщающие, что молитва услышана (особенно это касается воскресных стихир). Через веру во Христа и исполнение Его учения – выход их греховного состояния. Стихиры святым обычно содержат в том числе призыв к подражанию. Последняя стихира на «ныне» — т.н. Богородичный догматик – догмат о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери и Святого Духа и о соединении в Нем двух естеств.

Вход с кадилом — во время пения догматика (одновременно открываются Царские Врата, что символизирует явление Иисуса Христа ради спасения человека)

Премудрость, прOсти … (Призыв ко вниманию – «прOсти» — встать прямо – т.к. наступил важный момент службы)

Свете тихий… (Это древнейший гимн христианский, дошедший до нас записанным. Его древность подтверждается тем, что точно не известен автор (то ли св. Софроний Иерусалимский — 7 век, то ли мч. Афиноген – 4 век. Гимн отражает типичную христологию 2-3 веков, наподобие песнопений на агапах в древних эфиопских церковных постановлениях. Поется параллельно Входу и передает радость прихода Спасителя в мир (из алтаря льется свет, Христос пришел на землю тихо. Символизирует ветхозаветное ожидание Спасителя и новозаветное Его пришествие. Кадильный дым – наша молитва, крестообразное осенение входа в алтарь кадилом означает, что Рай открылся только через Крест)

Прокимен («предлежащий» — читаемый чаще всего перед чтением Священного Писания стих из Священного Писания, чаще из Псалтири, в котором передана суть дневного священного воспоминания. В древности читался целый псалом с припевом)

Паримии (звучат только в большие праздники. Это чтение отрывков из Ветхого Завета (реже – Нового Завета), содержащих пророчества о сути праздника. Образуют циклы, приуроченные к разным праздникам: Богородичные паримии, Господских праздников, святых различных ликов)

Сугубая ектения («двойное, усиленное моление»)

Сподоби, Господи… (как бы продолжение ектеньи – просьба о безгрешном вечере)

Просительная ектенья (в конце молящиеся преклоняют головы, а священник в это время молится тайно о ниспослании преклонившим головы помощи и заступления в наступающую ночь)

Лития (служится только в большие праздники. Это «общее моление» в притворе или около него, в котором Церковь молится о всех православных христианах)

Стихиры на стиховне (песнопения, созданные гимнографами, которые подкрепляют надежды молящихся на Спасителя, прославляют Его заслуги в искуплении человечества, если в честь святых – то восхваляют святых)

Ныне отпущаеши… (Лк.2:29-32. Молитва праведного Симеона, узловой момент истории мира – встреча Ветхого и Нового Заветов. Тема вечерни – ожидание Спасителя, здесь, т.о., пик вечерни – исполнение ожидания. Кроме того, пример праведного Симеона приводится нам в назидание: и мы должны во всякое время быть готовы предстать пред Господом)
Трисвятое – Отче наш (это концентрированное усиленное моление на пике вечерни, можно сказать – это есть законченная служба [М.С.Красовицкая. Литургика]. Характер моления нарастающий, это обращение ко Святой Троице и к каждому Ее Лицу, просьба о помиловании звучит много раз)

Богородице Дево, радуйся… (Лк.1:28 — приветствие архангела Гавриила Богородице в день Благовещения. Это день перехода от Ветхого Завета к Новому)

Благословение хлебов (если была лития. Идет от древнего обычая подкреплять силы на долгом всенощном бдении)

Буди им Господне…

Псалом 33 (до середины).
Утреня.
Тема утрени – явление Мессии на землю. Изображает новозаветные события.
Слава в Вышних Богу …(песнь Ангелов, воспетая в день Рождества Христова. Храм погружается в полумрак, тишину – символ рождественской ночи)
Шестопсалмие (псалмы 3,37,62, 87, 102, 142. Изображают беды, преследовавшие Давида. А жизнь Давида – прообраз бедственной земной жизни Иисуса Христа. Здесь говорится о греховном состоянии человека, единственной надеждой которого остается надежда на милость Бога. В середине чтения выходит священник и перед Царскими Вратами читает 12 «утренних» молитв о всех молящихся, даровании им утра и дня, об оставлении наших грехов, даровании веры, любви, о благословении в делах и даровании Царства Небесного)

Великая ектенья

Бог Господь, и явися (форма прошедшего времени – явился) нам, благословен Грядый во Имя Господне … (это мессианский – т.е. пророчествующий о Мессии – псалом 119, поется как победный радостный гимн.

Тропари праздника

Кафизмы (т.е. чтение Псалтири о страданиях, Кресте и Воскресении Господа)

Малая ектенья

Ипакои (древнейший гимнографический термин, в переводе – «послушание», автор неизвестен)

Седален (церковное творчество)

Антифоны «От юности моея…» (исполняемое на два хора песнопение о благодатной помощи через Иисуса Христа и Церковь Божию)

Прокимен (чаще всего стих из Псалтири, предваряющий чтение Евангелия и связанный с ним по смыслу)

Всякое дыхание да хвалит Господа …(из Псалтири)

Евангелие

Воскресение Христово видевше… (только на воскресной службе)

Псалом 50

Канон (ирмосы – ветхозаветные образы, остатки библейских песен, сами каноны – творчество церковной гимнографии)

Ирмосы канона :1-й и 2-й – песнь Моисея, 3-й – пророчицы Анны, матери Самуила, 4-я – пророка Аввакума, 5-я – пророка Исаии, 6 – пророка Ионы, 7 и 8 – трех отроков, 9 – Захарии.
Честнейшую Херувим …(поется после 8-й песни канона. Это из Евангелия от Луки…)

Эксапостиларий или светилен (песнопение в конце канона, моление о ниспослании света, о просвещении умa для достойного восхваления Господа)

Хвалитные псалмы (со стихирами дня поются. Это славословие Богу от всякой твари)

В конце хвалитных псалмов поется песнопение Божией Матери «Преблагословенна…» и открываются Царские Врата, что значит, что Богородица открыла вход в Царствие Небесное.

Великое славословие – «Слава в Вышних Богу…» (автор мученик Афинагор. Хвала Господу от всей земной Церкви. Слова«Слава Тебе, показавшему нам свет» напоминают, что в древности всенощное бдение служилось до утра, а эти слова священник произносил при виде зари. Образ дневного света символизирует духовный свет и Спасителя мира. Благодарность)

Трисвятое (в конце славословия прославляется Господь и Царство благодати)

Тропарь дня (в этих тропарях – т.н. «отпустительных» — говорится о Воскресении, о трудах Апостолов по распространению христианства)

Сугубая ектенья

Просительная ектенья

Отпуст великий (произносит священник).

«Отче наш» - главная в христианстве и самая известная, даже среди неверующих, молитва. Считается, что она способна помочь в тяжелых жизненных ситуациях, миллионы христиан читают ее ежедневно. Что же делает ее уникальной и в чем ее отличие от других, расскажем ниже.

1. «Отче наш» - это универсальная молитва, она может быть общественной и читаться в Церкви, семейной, а так же и личной, когда верующий с помощью нее общается с Богом.

2. Она единственная встречается в Евангелиях как прямое указание к действию – когда ученики Иисуса Христа попросили Спасителя «научить их молится», Христос дал им эту молитву, поэтому ее так же называют Господней молитвой.

3. Дважды встречается в Священном Писании в разных Евангелиях: от Луки и от Матфея. Строка «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» присутствует в тексте евангелиста Матфея, где она входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Спаситель дарит ее ученикам по их просьбе.

4. Молитва распространена не только среди католиков и православных, многие протестанты практикуют ее. Даже люди неверующие могут воспроизвести текст «Отче Наш».

5. Каждое слово в молитве имеет свой символический и сакральный смысл, однако некоторые люди, не разбирающиеся в ее толковании, проговаривают «Отче Наш» машинально, без глубокого осмысления текста. Но в любой молитве важнее глубокая вера в Господа и искренность молящегося, чем подкованность в теологии.

6. Ее толкованием занимались Отцы Церкви и многие богословы древности: Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Кассиан и многие другие.

7. Вся молитва носит небесный, неземной, экзистенциальный характер. Просьбы мирского характера нет – есть только упоминание о «хлебе» насущном, хотя в Евангелие от Матвея точный перевод звучит как хлеб "надсущный", то есть имеется в виду Евхаристия. Так что слово «хлебе» в молитве универсально, его можно понимать во всех смыслах. Все прочие прошения привязаны к Богу. Общая идея молитвы – это спасение души, а не тела.

8. Помимо вероучительного компонента, молитва Господня, имеет выраженный социальный и воспитательный мотивы: прощение должникам, способность контролировать свои пороки слабости – эти качества являются общечеловеческими ценностями.

9. Мотивы против гордыни читаются в первой же строчке – сразу читаем «Отче наш», не просто «Отче» и не «Отче мой». Эта молитва всех христиан и произносящий ее просит не столько за себя, сколько за спасение всякой души и мира.

10. Само обращение к Богу, не только как к Отцу сущего, но и как к своему собственному – нехарактерная особенность, присущая только христианству. Создатель через Иисуса Христа усыновляет христиан и все они имеют право обращаться к Создателю миров: «Авва Отче!». То есть через жертву Христа христиане усыновляются Богом Отцом.

11. Известный латинский палиндром SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS при написании квадратом образует крест:

Из черных букв без труда складывается «PATER NOSTER», что в переводе с латыни значит «Отче Наш». А оставшиеся две буквы – это «А» и «О», которые символизируют Альфу и Омегу, начало и конец сущего. В Апокалипсисе Иоанна Богослова так называл себя Господь.

12. Рыцари-храмовники (тамплиеры) читали эту молитву по канонам греко-православной церкви, а не римско-католической литургии. Отличие заключается в том, что в православном варианте сохраняются заключительные слова «Ибо Твое есть Царство и сила и слава, во веки веков, аминь».

Католическая церковь исключила эти слова из богослужений, связано это с тем, что Папа Римский, с точки зрения Католической церкви, является преемником Святого Петра и наместником Бога на Земле, соответственно Царство Божие на земле уже свершившийся факт. Тамплиеры не считали притязания римских пап на Царство Божие обоснованными, что стало одной из причин для гонений со стороны инквизиции на Орден бедных рыцарей Христа.

13. «Отче Наш» - одна из пяти молитв, который должен знать каждый христианин. Так же православные выучивают наизусть Символ Веры, молитвы Святому Духу «Царю небесный», Божией Матери «Богородице, дево, радуйся» и «Достойно есть».

14. Священники рекомендуют при чтении молитвы быть вдумчивыми и искренними в своих прошениях, потому что тот, кто произносит слова «Отче наш» и не следует им (не прощает должникам, не готовится к приходу Царствия божьего) – поминает имя Господа всуе. Надо понимать, что Спаситель даровал людям возможность называть Создателя Отцом, поэтому христианам надо жить и поступать как сынам и дочерям Божиим.

15. Рекомендуется читать молитву в любым жизненных ситуациях: и в печали, и в радости, но без фанатизма и накала чувств. Иисус в Евангелиях прямо говорит: «Из сердца исходят убийства, кражи, блуд – всякая нечистота». Поэтому церковное литургическое чтение молитв бесстрастное и представляет собой своеобразный камертон. Апостол Павел объяснял такую позицию тем, что надо молится не только духом (сердцем), но и умом (осознавая, что происходит и контролируя эмоции.

Состоит храм, как правило, делится на основные части: алтарь с солеей, притвор и собственно храм.

Что такое паперть?

это, если совсем просто, крыльцо , т.е. возвышенная площадка перед входом в церковь.

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Основная часть храма.

После притвора, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

Что такое амвон?

— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое клирос?

— это место в храме для клириков (певчих)

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Что такое алтарь в церкви?

– самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол , который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник . Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.
Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.

Россию нередко называют святой землей. Если судить по количеству святых для представителей разных религий мест, то это действительно так.

1. Дивеево

Где находится? Нижегородская область, Дивеевский район.
В чем святость? Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. Главная святыня Дивеевской обители - мощи преподобного Серафима Саровского. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли.

Паломники приезжают за святой водой из 4 источников, поклониться мощам и пройти вдоль святой канавки, которую, по преданию, не сможет пересечь антихрист

2. Оптина пустынь

Где находится? Калужская область.
В чем святость? Свято-Введенская Оптина пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска.

Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.

Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого.

3. Нило-Столобенская пустынь

Где находится? Остров Столобный, полуостров Светлица, озеро Селигер.
В чем святость? Монастырь назван Ниловой пустынью по имени преподобного Нила, который жил на острове 27 лет и завещал построить монастырь. В 1555 году Нил преставился и был похоронен на острове Столобный. По кончине преподобного близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь.

До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I.

После революции у монатыря была непростая судьба. Он успел побыть и колонией, и госпиталем, и лагерем для военнопленных, и турбазой. При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.
Только в 1990 году Нилова пустынь была снова передана Православной церкви, а в 1995 сюда были возвращены мощи преподобного Нила.
.

4. Кижи

Где находится? Остров Кижи, Онежское озеро.
В чем святость? Многие считают, что Кижи – это красивый храм где-то на Севере. На самом деле это целый заповедник, в котором бережно сохраняют быт и уникальное деревянное зодчество.

Центром и главным памятником музея стал Кижский погост с церковью Преображения Господня. Ее заложили в 1714 году и построили без единого гвоздя и фундамента. Самое примечательное, что даже в советские годы святыню не тронули – даже оставили иконостас со ста двумя образами.

Весь кижский ансамбль внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Добраться до острова можно летом на ракете из Петрозаводска и зимой по ледовой трассе от с. Великая губа.

5. Соловецкий монастырь

Где находится? Белое море.
В чем святость? Еще в языческие времена Соловецкие острова были усыпаны капищами, а древние саамы считали это место святым. Уже в XV веке тут возник монастырь, который вскоре стал крупный духовным и общественным центром.

Паломничество в Соловецкий монастырь всегда было большим подвигом, на который осмеливались лишь немногие. Благодаря этому, вплоть до начала XX века монахам удавалось сохранить здесь особую атмосферу, которая, как ни странно не улетучилась за годы лихолетья. Сегодня сюда приезжают не только богомольцы, но и ученые, исследователи, историки

6. Троице-Сергиева лавра

Где находится? Московская область, Сергиев Посад.
В чем святость? Этот монастырь по праву считается духовным центром России. История обители неразрывно связана с судьбой страны – здесь Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву, местные монахи вместе с войсками в течение двух лет оборонялись от польско-литовских интервентом, тут принимал присягу бояр будущий царь Петр I.
По сей день паломники со всего православного мира приезжают сюда, чтобы помолиться и ощутить благодать этого места.

7. Псково-Печерский монастырь

Где находится? Печоры.
В чем святость? Псково-Печерский монастырь - один из древнейших и самых известных русских мужских монастырей. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря.

Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой. На территории монастыря есть два святых источника

Особенностью Псково-Печерского монастрыя является то, что он ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) он находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

8. Кирилло-Белозерский монастырь

Где находится? Вологодская область, Кирилловский район.
В чем святость? Кирилло-Белозерская обитель – город в городе, самый большой монастырь в Европе. Гигантская крепость не раз выдерживала осаду неприятеля – на ее трехэтажных стенах спокойно могут разъехаться две машины.

Постриг здесь принимали богатейшие люди своего времени, а в казематах содержались государевы преступники. Сам Иван Грозный благоволил обители и вкладывал в нее немалые средства. Здесь ощущается странная энергетика, дающая умиротворение.

По соседству находятся еще две жемчужины Севера – Ферапонтов и Горицкий монастыри. Первый знаменит своими древними соборами и фресками Дионисия, а второй - монахинями из знатных родов. Те, кто побывал в окрестностях Кириллова хоть раз – возвращаются обратно.

9. Верхотурье

Где находится? Свердловская область, Верхотурский округ.
В чем святость? Когда-то здесь была одна из главных уральских крепостей, от которой осталось несколько зданий (местный Кремль – самый маленький в стране). Однако этот небольшой городок прославился не славной историей, а большим сосредоточением православных храмов и монастырей.

В XIX веке Верхотурье стал центром паломничества. В 1913-м году тут был построен третий по величине собор Российской империи – Крестовоздвиженский. Недалеко от города, в селе Меркушино жил чудотворец Симеон Верхотурский – покровитель Урала. Помолиться у мощей святого приезжают люди со всей страны – считается, что они излечивают болезни.

10. Валаам

Где находится? Ладожское озеро.
В чем святость? Валаам - одна из двух существовавших в России «монашеских республик». Время основания на островах православного монастыря неизвестно. В начале XVI века монастырь уже существовал; в XV-XVI веках в монастыре жили около десятка будущих святых, в том числе, например, будущий основатель другой «монашеской республики» Савватий Соловецкий (до 1429 года) и Александр Свирский. Именно в это время по соседним островам появились в большом количестве монашеские скиты.

В отличие от Соловецкого архипелага, где хозяином является музей-заповедник, на Валааме монашеские традиции возродились почти в полной мере. Все скиты здесь действуют, монастырь выполняет на островах и административные функции, а подавляющее большинство посетителей Валаама - паломники. По всей площади острова расположены скиты, «филиалы» монастыря, всего около десяти. Бесподобная природа Валаамского архипелага - своеобразная «квинтэссенция» природы Южной Карелии - способствует стремлению паломника отойти от мирской суеты и прийти к себе.

11. Пустозерск

Где находится? Фактически нигде. Пустозерск - исчезнувший город в нижнем течении Печоры, в Заполярном районе Ненецкого автономного округа. Находится в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мар.
В чем святость? Пустозерск был местом, где протопоп Аввакум жил в ссылке в земляной яме 15 лет, писал свое житие и был сожжен. Пустозерск и сегодня является местом старообрядческого паломничества и почитается ими как святое место. Здесь построена часовня и трапезная, стоят памятные кресты

12. Рогожская слобода

Где находится? Москва.
В чем святость? Рогожская слобода является историческим духовных центром русского старообрядчества. В 1771 году у Рогожской заставы было основано старообрядческое Рогожское кладбище, здесь же был построен карантин, больница и небольшая часовня.

Затем, на рубеже XVIII–XIX веков при кладбище были построены два собора – Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и множество частных и купеческих домов.

Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до 7000 верующих.
К началу ХХ века численность проживающих в окрестностях Рогожского старообрядцев достигала 30 000 человек

13. Великие Булгары

Где находится? Республика Татарстан, 140 км от Казани.
В чем святость? Булгар, один из величайших городов средневековья, сегодня является важным местом поклонения мусульман России. Помимо древних руин, от Великой Булгарии осталось село Болгары и стены большой мечети с минаретом XIII века. Через дорогу от входа в мечеть расположен хорошо сохранившийся Северный Мавзолей. К востоку от мечети находится Восточный мавзолей.

Белая мечеть расположена недалеко от въезда в Болгар, у Южных ворот болгарского музея-заповедника. Архитектурный комплекс представляет собой здание самой мечети, резиденции муфтия и медресе, и окружающие молельную площадь.

14. Источник Аулия

Где находится?

Республика Башкирия, гора Ауштау.
В чем святость? Аулия с башкирского переводится как «святой». Считается, что этот источник обладает целебными свойствами. Течет он чуть более 30 дней в конце мая и начале июня и собирает десятки тысяч людей каждый год.

Люди купаются в нем весной и пьют священную воду, которая, по их мнению, может избавить от камней в почках, а также лечить респираторные болезни и заболеваниях желудка. Весной вода источника, как говорят, приобретает свои целебные свойства только после 15 мая.

Поднятие на гору Ауштау состоит из двух этапов: первый заключается в достижении священного источника, второй - поднятие на вершину горы, где находятся три могилы, в которых, по легенде, хранятся останки трех исламских миссионеров из города Ош, убитых в XIII веке местными жителями. После покаяния эти же местные жители похоронили шейха Мухаммада Рамазан аль-Уш и его спутников на вершине горы, на склонах которой появился священный источник

15. Мавзолей Хусейн-Бека

Где находится? Республика Башкирия, 40 км от Уфы.
В чем святость? Мавзолей находится на кладбище Акзират. По легенде, он был построен в XIV веке для Хаджи-Хусейн-бека, первого имама на территории современной Башкирии. Приказ построить мавзолей был дан самим Тамерланом.

Недалеко от мавзолея есть несколько надгробий с надписями на арабском языке. Считается, что так были отмечены полководцы Тамерлана.

Мавзолей Хусейн-Бека считается одним из самых священных мусульманских мест в России. Всего в 10 км от этого места находится еще один древний мавзолей - могила Турухана. По мнению некоторых историков, он был потомком Чингисхана. По мнению историков, Турухан, как Хусейн-бек, был просвещенным мусульманский правителем.

16. Зиярат Кунта-Хаджи Кишиевa

Где находится? Чеченская республика, село Хаджи.
В чем святость? В Чечне есть 59 святых захоронений, зияратов. Зиярат Кунта-Хаджи Кишиева - самый почитаемый из них. В XIX веке деревня Хаджи была местом рождения суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, чеченского святого и миссионера, проповедовавшего зикр («поминания Аллаха»).
Рядом с местом, где стоял дом Кишиева, есть святой источник, вода из которого обладает лечебными свойствами. Желающие также могут посетить могилу матери Кишиева. Она расположена неподалеку на горе Эртина, которую чеченцы считают священным местом.

17. Крепость кала курайшитов

Где находится? Республика Дагестан, 120 км от Махачкалы.
В чем святость? Мечеть крепости Кала курайшитов - одна из старейших мечетей в России, она была построена в IX веке. Также на территории крепости расположены древняя усыпальница и музей.

Крепость расположена на высоте 1000 метров над уровнем моря. Из-за своего внешнего вида Кала курайшитов иногда называют Дагестанским Мачу-Пикчу.

Корейшиты, или курайшиты считались ближайшими родственниками и потомками самого пророка Мохаммеда, поэтому основанный ими Кала-Корейш превратился в важнейший в регионе центр распространения ислама.

К XX веку Кала-Корейш фактически превратился в город-призрак. Окрестные жители утверждают, что в 1970-е в Кала-Корейше жили две женщины и один мужчина. Это были последние обитатели древнего города потомков Мохаммеда.

18. Мавзолей Тути-бике

Где находится? Республика Дагестан, Дербент.
В чем святость? Мавзолей дербентских ханов – единственный из сохранившихся в Дербенте мавзолеев - возведен в 1202 году хиджры мусульманского летоисчисления (1787-1788) над могилой правительницы Дербента Тути-бике. Кроме нее в мавзолее захоронены ее сыновья, а также жена Гасан-хана Hyp-Джахан-ханум.
Правительница Дербента Тути-бике - фигура очень значимая в истории Дагестана. В 1774 году, во время штурма Дербента кайтагским уцмием Эмиром-Гамзы, Тути-бике лично принмала участие в обороне, была на городской стене, управляя дейсвтиями артиллерии. Во время осады города она не прервала молитвы и по ее завершении, выйдя во двор Джума-мечети, куда ворвался вражеский отряд, ударом кинжала убила их предводителя. Предание гласит, что изумленные мужеством женщины, враги разбежались.
В непосредственной близости от мавзолея находится Kырхляр («сорок» на тюркском). Это место захоронения исламских мучеников.

19. Мавзолей Борга-Каш

Где находится? Мавзолей находится на северо-западной окраине современного сельского поселения Плиево Назрановского района Республики Ингушетия, на левом холмистом берегу Сунжи, являющегося отрогом Сунженского хребта.
В чем святость? Историки до сих пор расходятся во мнениях относительно того, как и почему был построен этот мавзолей.

Борга-Каш переводится как «могила Боргана». По одной из версий, мавзолей был усыпальницей Буракана Бексултана, одного из главных предводителей ингушей в борьбе против войск Тимура, которые вторглись в местные земли в 1395 году. Буракан не погиб в войне с Тимуром, а умер спустя десять лет, что соответствует времени постройки мавзолея

600-летний мавзолей является важным местом паломничества и одним из самых ценных ингушских исторических памятников. До сих пор на здании мавзолея сохранились надписи на арабском языке.

20. Иволгинский дацан

Где находится? Республика Бурятия, село Верхняя Иволга. 30 км от Ула-Удэ.
В чем святость? Иволгинский дацан - главный дацан России, резиденция Пандито Хамбо ламы - Главы Буддийской традиционной Сангхи России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры.
В Иволгинском дацане находится тело одного из главных подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи.

Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба. Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным, а проведенные учеными уже в 2000 годы анализы показали, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики, а концентрация брома превышает норму в 40 раз.
Тут же, в Иволгинском Дацане можно увидеть волшебный камень. Возле него надпись: «По преданию, именно к этому камню прикасалась Ногоон Дари Эхэ (Зелёная Тара) и оставила на нём отпечаток своей кисти.

21. Ниловский дацан

Где находится? В Тункинской долине, в 4 км выше по течению реки от курорта «Нилова Пустынь"в лесу на 10 км дороги на горе Холма-Ула.
В чем святость? По древнему преданию, на этом месте приземлился мифический бог Хан Шаргай нойон, глава хаатов, восседающих на гребнях Саянских гор. В честь этого, в 1867 году здесь был построен небольшой сруб для молитв. Впоследствии здесь были построены два деревянных дацана.

На территории Ниловского дацана стоит вышка из длинного и гладкого бревна с круглой деревянной бочкой наверху. Такая конструкция не встречается больше ни в одном из дацанов Бурятии. Местные старожилы рассказывают, что, когда ламы обращали в буддизм местное население, они собрали всех шаманов в этом месте и убедили их принять буддийскую веру.

Были сожжены все бубны и шаманские костюмы. В бочку положили священные реликвии и серебряные монеты и подняли наверх, чтобы Будда видел подарки. Песок на месте приземления Хан Шаргай нойона считается святым. Распространено мнение, что песок, взятый мужчиной, придает ему силу.

22. Гора Белуха

Где находится? Наивысшая точка Горного Алтая. Находится на территории Усть-Коксинского района.
В чем святость? Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. По карте с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н.э., тюрколог Мурат Аджи дополнил популярную гипотезу.

На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана.

Белуха считается священной горой у буддистов, сюда, в поисках легендарного Беловодья, шли спасаться от мира старообрядцы. По поверьям алтайцев на Белухе обитает богиня Умай, верховное женское божество, сопоставимое по своей значимости с Тэнгри.

23. Остров Ольхон

Где находится? Ольхон - самый большой остров на озере Байкал. Находится в 256 км от Иркутска.
В чем святость? Одно из главных культовых мест - скала Шаманка. В пещеру, расположенную в скале, запрещен вход женщинам и детям. Там когда-то располагалось буддистское святилище.

В чем святость? По итогам конкурса республиканского масштаба «Семь чудес природы Бурятии» Барагхан признали основным бурятским природным чудом.

Гору издревле почитают как святыню и баргузинские буряты, и моголоязычные народы. Бурятская мифология повествует о хозяевах горы бархане баабай и Хажар-Сагаан-нойоне – небесных владыках, сошедших на землю.

Также есть легенда о том, что на Бархан-Уула был похоронен знатный хан из золотого рода борджигинов. Есть легенда и о Соодой-ламе, великом йогине, который выбрал Барагхан для своих медитаций.

Считается, что взошедший на эту гору будет связан с вней мистической силой, а праведники могут видеть на её склонах изображение Будды. Врсхождение на гору обычно проводится в сопрвождении монахов Иволгинского дацана, в честь Барагхана на санскрите написан огромный молебен.

На плато Тэптээхэй, у самой вершины горы, есть древнее и священное каменное сооружение Обо, чествующее дух горы. Есть здесь и ламаисткий священный знак, символизирующий вечность и бесконечность мироздания.

В наши дни на Бархан-Уула осуществляют буддийские молебны и проводят обряды. Ежегодно проходят паломнические восхождения к вершине горы.
Но подняться на гору может не каждый. Для этого нужно получить разрешение ламы в Курумканском дацане. Женщинам запрещено подниматься на Бархан-Уула.

25. Меркитская крепость

Где находится? На юге Бурятии, в Мухоршибирском районе в 110 км от Улан-Удэ на правобережье устья р. Тугнуй.
В чем святость? Согласно легенде, именно здесь проходили первые бои Чингисхана с меркитами, когда-то населявшими эти земли. Меркиты с 1177 по 1216 год вели ожесточенные бои против Чингисхана и хана Джочи, пока не были разбиты. Меркитская крепость сегодня - это не крепость в привычном смысле этого слова. Это скальники, на которых сохранились элементы былых укреплений, углубления для сигнальных огней, колодец, наблюдательные площадки.
В Меркитской крепости есть два так называемых «гудящих камня», которые, согласно поверьям способны исцелить женщину от бесплодия и принести удачу в любви. К Меркитской крепости проводятся паломничества, сюда приезжают шаманы и ламы.
в 2010 году здесь были обнаружены буддийские свитки и иконы-танка, которые спрятали здесь ламы в годы гонений на религию. Так как с горы нельзя ничего брать, свитки были осмотрены и возвращены на место.

Спрашивает саша
Отвечает Александра Ланц, 16.05.2011


Вопрос : "у меня есть знакомый. он, как бы это сказать, в поиске истины. он много слышал о Боге, и сам пытается изучать библию. его смущает вопрос того,что надо ходить в церковь т.е. посещать собрание.что является результатом негативного опыта который он получил посещая одну из конфесий.его интересует вопрос, где в библии написано,что надо посещать собрание, а не просто верить и при этом не посещать церковь. подскажите пожалуйста".
Мир вам, Саша!

Если ваш знаковый находится в поиске Истины и пытается изучать Библию, если он делает это с искренним сердцем, то вам не о чем волноваться, потому что в этом случае Христос сначала откроет ему правду о необходимости быть в собрании Его учеников, а потом Сам приведёт его туда.

Дело в том, что Библия вся пронизана мыслью о том, что дети Божии должны быть объединены в одно целое, а это целое должно быть отделено ото всего остального мира. Самым ярким образом эта мысль запечатлена в истории плотского Израиля. Бог произвёл от Авраама многочисленный народ, который не смотря на все проблемы, всегда оставался и до сих пор остаётся отдельным народом. Плотский Израиль ветхозаветных времён был церковью Живого Бога на земле. Всякий человек, желавший жить под сенью Всемогущего, должен был присоединиться к народу Иакова через обрезание и принятие Закона и Пророков.

Ничего не изменилось и в новозаветные времена. Когда Иисус умер, воскрес и вознёсся, плотский Израиль видимым образом разделился на три группы:

1) сыны Иакова, принявшие Иисуса, как своего Спасителя;
2) сыны Иакова, отвергшие Иисуса, как своего Спасителя;
3) сыны Иакова, пребывающие на распутье.

И Господь Бог Вседержитель продолжил растить Свой народ на основе тех сынов Иакова, которые приняли Иисуса своим Спасителем. Они начали свидетельствовать об Иисусе и для своих плотских братьев, и для язычников, и те, кто принимали Иисуса, присоединялись к ним, образуя тем самым духовный Израиль - огромный народ Божий по всему лицу земли.

Заметьте, что речь здесь идёт даже не о посещении собраний, а о том, что человек, желающий спасения, должен понимать, что он - часть народа Божьего.

Вот что происходило со вновь уверовавшими:

"Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч". К кому присоединились уверовавшие? К тем, кто проповедовал, к собранию тех, кто проповедовал.

"И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих [Бога], великое множество, так и из знатных женщин немало". Видите, что происходит присоединение уверовавших к тем, кто уже поверил?

Что такое собрания? Это попытки людей регулярно встречаться для того, чтобы "увещевать, т.е. ободрять друг друга" . Апостол Павел особо настаивает на том, что верующие не должны оставлять своих собраний, потому что там они могут поддерживать друг друга в физических, но главное - в духовных нуждах.

"Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг друга, и тем больше, чем ближе День Господа".

Все послания апостола Павла, например, обращены не к каким-то сторонним людям, а к собраниям уверовавших, в которых эти послания для всех и читались:

"От Павла и Тимофея, служителей Христа Иисуса, - всем филиппийцам, принадлежащим Богу в единении с Христом Иисусом, вместе с руководством церкви и их помощниками ". ()

"От Павла, по воле Божьей апостола Христа Иисуса - святому народу Божьему в Эфесе , хранящему верность Христу Иисусу". ()

"От Павла, по воле Бога призванного стать апостолом Христа Иисуса, и от брата Сосфена - Церкви Бога в Коринфе, тем, кто посвящен Богу через Христа Иисуса, кто призван стать Его святым народом... " ()

Сам Иисус предусмотрел нечто, что никогда не позволит Его ученикам надолго оставлять свои собрания, если они, конечно, настоящие ученики. Что же это? Это вечеря, которую Христос установил Сам и повелел ученикам совместно совершать её в воспоминание о Его смерти ( ; ).

Если ваш знакомый честно поразмышляет надо всеми приведённым здесь стихами, то ему ничего не останется, как признать, что верующие - это единый народ, члены которого должны служить друг другу, как члены тела. А как же это делать, если ты не бываешь хотя бы в собрании тела церкви?

Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

"Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены" (). Можно ли страдать и радоваться с теми... кого ты не знаешь?

Все послания Нового Завета так или иначе упоминают о том, что уверовавшие пребывали друг с другом в преломлении хлеба, в чтении-изучении Писания, в заботах друг о друге, поэтому если ваш знакомый искренне желает знать правду, он, читая Писание, её узнает.

Однако я должна сказать о том, что узнав эту правду, он не должен торопиться в любое собрание верующих, но должен потратить достаточно времени для того, чтобы среди нынешнего великого изобилия собраний на любой вкус найти то одно, в котором люди делятся друг с другом Христовой правдой и стараются жить по Христову закону, руководствуясь Билией и только Библией. ...хотя он должен помнить и о том, что даже в этих собраниях люди несовершенны.

С уважением,

Читайте еще по теме "Религия, обряды и церковь":

27 дек


Вверх