Что должен знать геодезист при строительстве дорог. Геодезические работы при изысканиях, строительстве и эксплуатации железных и автомобильных дорог. Преимущества заказа услуги у нас

Важность инженерных изысканий для линейных объектов трудно переоценить. Как правило, такие объекты подлежат государственному надзору на всех стадиях - от проектирования до сдачи сооружения в эксплуатацию. Требования к качеству строительно-монтажных работ строго регламентируется законодательством. Геодезические работы при строительстве линейных сооружений - неотъемлемая часть возведения таких объектов. ООО «ГеоГИС» - в числе лидеров в области геодезии благодаря профессионализму своих сотрудников, их ответственному отношению к делу. В распоряжении наших инженеров современные методики и приборы.

Геодезические работы при строительстве железных дорог. Основная задача изысканий

Тщательное изучение нашими специалистами полосы, намеченной для прокладки трассы, позволяет Заказчику на предпроектном этапе оценить объем предстоящих трудозатрат.

ВАЖНО! При неблагоприятных условиях местности обычно рассматривают несколько альтернативных вариантов для выбора наименее затратного.

Геодезические работы при строительстве автомобильных дорог, железнодорожного полотна точно выявляют проблемные места выбранной трассы, ведь ее прокладку часто приходится производить:

  • на холмистой местности, где уклон превышает допустимый (в таких случаях может потребоваться срез или досыпка грунта);
  • на болотистых или подтопляемых местах (необходимость улучшения гидрологических условий, строительство моста);
  • в горных или холмистых районах (прокладка тоннелей, объездных путей).

Геодезические работы при строительстве линейных сооружений последовательность выполнения

Идеальная трасса, существующая только в теории, - это прямая линия без перепадов по высоте и поворотов. Реалии же таковы, что линейные объекты всегда имеют изгибы и кривизну, часто проходят по холмистой территории. Если в случае прокладывания кабельных линий, трубопроводов требования к кривизне не так высоки, то для транспортных путей (железной дороги и автотрасс) существуют строжайшие, установленные нормативами требования к допустимым сопряжениям и кривизне.

ВАЖНО! Геодезические работы при строительстве линейных сооружений, которые проводят геодезисты нашей компании, призваны обеспечить оптимальное размещение трассы в имеющихся условиях территории: на плоскости и по высоте.

Проект трассы - это ее проекция на горизонтальную поверхность и профильный разрез. Основной элемент трассы - ее центральная ось. Наносится она - на план (карту) в процессе проектирования и на месте - при переносе проекта в натуру.

Геодезические работы при строительстве железных дорог и автотрасс называют трассированием. В его состав для транспортных магистралей наши специалисты включают:

1. На этапе проектирования:

  • изучение карты, выбор наилучшего варианта размещения планируемого объекта (камеральное трассирование);
  • подсчет объема земляных работ (насыпей и выемок);
  • выбор системы координат, привязка на местности;
  • топосъемка полосы (возможно изучение нескольких конкурентоспособных вариантов для последующего анализа и выбора наилучшего);
  • создание ситуационного плана полосы, линейные и угловые измерения, определение сложных участков (вычерчивание продольных и поперечных сечений, пересечение с кабельными линиями, дорогами).

2. На этапе стройки:

  • геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог и железной дороги (вынос в натуру красных линий проекта, закрепление пунктов, точек, установка пикетов);
  • привязка к государственной сети и нивелирной основе (по действующим строительным нормативам);
  • исполнительная съемка на всех этапах.

ВНИМАНИЕ! Ширина полосы, на которой наши сотрудники проводят геодезические работы при строительстве железных дорог и автомагистралей составляет не менее 25 метров от оси вправо и влево (инструментальные съемки), глазомерно - до 100 метров по обе стороны от трассы.

Что представляют собой геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных путей сообщения?

Геодезические разбивочные работы автомобильных дорог и ж/д путей проводят сотрудники нашего предприятия после утверждения проекта. Для начала работ по возведению магистрали мастерам дорожного строительства необходимо иметь точную разметку на территории – перенесенный в натуру проект и полный комплект техдокументации. Поскольку магистрали имеют гораздо большую длину чем ширину, то геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог и других линейных объектов имеют свою специфику.

С помощью опорных точек и установки пикетов вдоль обозначенной оси сооружения наши работники проводят:

  • разметку локальной сети с учетом углов поворота;
  • проводят вешение линий и нивелирование по высоте;
  • обеспечивают привязку к другим линейным объектам, примыкающим к трассе сооружения.

При этом наши геодезисты осуществляют привязку к государственным геодезическим сетям во исполнение действующих СНиП и российского законодательства.

Нашими нашими специалистами проводятся геодезические работы при реконструкции автодороги. Как и в процессе строительства, это позволяет с большой точностью перенести проектные решения на местность.

Выгодные цены

Экономим ваши деньги.
Постоянным клиентам - скидки.

Качественное исполнение
и грамотное оформление.

Качество

Мы очень внимательно относимся
к каждому клиенту.

Долговечность, удобство, надежность автомобильных и железнодорожных линий определяется не только качеством использованных для их сооружения материалов и уровнем технологической дисциплины при проведении строительства. Многое зависит от правильного инженерно-изыскательского сопровождения проекта. В частности, важны разбивочные работы , являющиеся одним из главных видов деятельности нашей компании – «СГИ», занимающейся топогеодезическими изысканиями по всей территории Московской области.

Для чего необходимы разбивочные работы?

Технологии дорожного строительства не достигли стадии, когда экскаваторная, бульдозерная и другая техника сможет начать действовать, ориентируясь непосредственно на чертежи, полученные от проектировщиков. Возможно в будущем так будет, но сегодня строителям необходимы четкие ориентиры вдоль трассы строящейся магистрали, разместить которые, грамотно и в соответствии с требованиями строительных нормативов (в этом и заключается выполнение разбивочных работ) – задача нашей компании. Разбивка может понадобиться в нескольких случаях:

  1. В наибольшем объеме нам приходится проводить разбивочные работы в процессе строительства новых дорог .
  2. Реконструкция трасс, связанная с расширением дорожного полотна, увеличением количества полос для проезда, усовершенствованием дорожной развязки, постройкой дополнительных придорожных сооружений и конструкций, также не может обойтись без нашего участия.
  3. Привлекается наша компания и чтобы выполнить геодезические разбивочные работы, предшествующие серьезному ремонту дороги. В этом случае, конечно, объемы наших изыскательских услуг существенно меньше тех, которые мы проводим при новом строительстве, но ответственность за качество – не менее строгая.

Разбивка или вынос проекта в натуру предотвращает незапланированные искривления трассы и прокладку ее без излишних перепадов по высоте.

Когда проводятся разбивочные работы при строительстве дорог?

За услугами по разбивке к нам, как к проверенным профессионалам, обращаются многие проектные и строительные организации на этапе, когда наступает момент необходимости привязки полностью готового и уже утвержденного проекта к реальной местности. Далеко не все проектные фирмы занимается топографо-геодезическим инжинирингом , поэтому после окончания процесса разработки, согласования и экспертизы рабочей проектно-сметной документации для строительства дороги проект передается нам, чтобы наши специалисты выполнили разбивочные работы. Разбивкой или вынесением проектных схем в натуру называется разметка положения спроектированной дороги и сопутствующих конструктивных объектов вдоль трассы строительства. Во многом, именно от профессиональной компетентности инженеров-геодезистов, проводящих разбивку, зависит степень точности реализации проектных решений и, соответственно, качество строительства. Этим объясняется, что опытные инвесторы и исполнители проектов поручают выполнение геодезических разбивочных работ проверенным предприятиям, в число которых входит и наша компания.

Для ускорения процесса строительства наши заказчики могут разделить крупный проект на пусковые очереди, рабочая документация которых может рассматриваться отдельно. Это позволит нам начать вынос проекта на местность как можно раньше.

Как мы осуществляем выполнение разбивочных работ в строительстве?

Как и любое ответственное инженерное мероприятие, разбивочные работы в геодезии мы выполняем в определенном порядке.

Подготовка сети основы

Первое, с чего мы начинаем разбивочные работы при строительстве дорог, это подготовка основы – специальной сети точек с определенными координатами. Точные координаты мы устанавливаем путем привязки к ближайшим триангуляционным пунктам, другим ориентирам, чьи координаты являются стопроцентно удостоверенными. Например, к ранее построенным устойчивым капитальным постройкам. Поскольку дороги относятся к категории линейных объектов, то разбивочная основа, нужная нам в этих случаях, имеет свою специфику. Конфигурация разбивочной сети определяется формой дороги и очень вытянута в длину (может достигать десятков километров, при ширине не более нескольких десятков или сотен метров). Если существует такая возможность, то мы используем элементы разбивочных сетей других объектов, находящихся поблизости от строящейся дороги. Когда разбивка заказывается с целью обеспечения реконструкции или капитального ремонта дорог, вначале мы проверяем сохранность их старых разбивочных сетей. И если они оказываются полностью либо частично пригодными для использования, то наша задача несколько упрощается, и стоимость разбивочных работ может быть существенно сокращена.

Точки основы мы закрепляем на местности реперами, а их перечень, с указанием высотных отметок и плановых координат, передаем заказчику или представителю строительной организации. Окончание подготовки нами разбивочной основы удостоверяется в специальном акте.

Геодезическая подготовка материалов проекта

На следующем этапе разбивки мы проводим геодезическую подготовку проектных чертежей. Подготовительные разбивочные работы при строительстве дорог заключаются в определении нами методического способа выполнения разбивочных замеров, вычислении элементов разбивки (элементы – это углы и расстояния, которые нам предстоит отмерить вдоль трассы дороги), построении разбивочных схем. Завершается подготовка составлением плана (проекта) выполнения натурных инженерно-геодезических работ .

Натурные геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог

После утверждения проекта, подготовленного нами на предыдущем этапе, мы приступаем к натурным разбивочным работам. В ходе них наши специалисты, ориентируясь на узловые пикеты разбивочной сети и привязочные ориентиры, выполняют основные геодезические разбивочные работы в строительстве – разбивку главных осей прямолинейных участков дороги, а также отрезков трассы, расположенных в местах ее продольных и поперечных перегибов. После прокладывания основных осей мы производим детальную геодезическую разбивку, в ходе которой с повышенной тщательностью уточняем конфигурацию и местоположение отдельных элементов трассы.

Точность привязочных измерений при разбивке мы принимаем на основании требований действующих строительных нормам и правил.

8.1. Роль инженерной геодезии в строительстве

Инженерная геодезия связана со всеми процессами строительства зданий и сооружений, все виды геодезических работ можно разделить на следующие этапы:

1. Инженерные изыскания:

гидрологические изыскания;

геологические изыскания;

геодезические изыскания;

крупномасштабные съемки;

трассирование линейных соору-

создание съемочного обоснования.

Инженерные изыскания – комплекс работ, проводимых для получения сведений, необходимых для выбора экономически целесообразного и технически обоснованного местоположения сооружения, для решения основных вопросов, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений.

В процессе инженерно-геодезических изысканий изучению и съемки подлежат ситуация и рельеф на территории предполагаемого строительства,

в результате чего получают крупномасштабные планы, необходимые для проектирования.

В состав топографо-геодезических работ входят:

построение государственной геодезической сети;

– создание планово-высотного съемочного обоснования;

топографическая съемка;

построение крупномасштабных планов для снятого участка. Линейные изыскания имеют ряд особенностей и отличаются в от-

дельных случаях большой сложностью. Поэтому изыскания при проектировании и строительстве железных и автомобильных дорог, каналов, трубопроводов, линий электропередачи, линий электросвязи и т.д. выделяют отдельно.

2. Инженерно-геодезическое проектирование – комплекс работ, проводимый для получения данных, необходимых для размещения сооружения в плане и по высоте. Оно включает:

размещение объекта строительства по площади и по высоте;

ориентирование основных осей сооружения;

проектирование рельефа;

вычисления объемов земляных работ;

выполнение расчетов, связанных с составлением проекта сооружений линейного типа (включая расчет горизонтальных и вертикальных кривых, составление продольного профиля будущей трассы);

выполнение расчетов, необходимых для перенесения проекта в на-

составления разбивочных чертежей, схем и т.д.

Строительство сооружений производится только по чертежам, разработанным в проекте. Проект представляет собой комплекс технических документов, содержащих технико-экономическое обоснование, расчеты, чертежи, пояснительные записки и другие материалы, необходимые для строительства.

Топографической основой при проектировании являются крупномасштабные планы 1:5000 – 1:500, выполненные на стадии изысканий.

Указания по составу, точности, методам, объемам, срокам и порядку геодезических работ на строительной площадке приводятся в проекте организаций строительства (ПОС), проекте производства работ (ППР) и проекте производства геодезических работ (ППГР), которые являются составными частями общего проекта.

В задачу геодезической подготовки проекта входит увязка между собой отдельно расположенных на стройплощадке сооружений и обеспечение их разбивки на местности с заданной точностью. Геодезические расчеты при подготовке проектов состоят в нахождении координат и отметок точек сооружения, определяющих его положение на местности и разбивочных элементов для выноса сооружения в плане и по высоте.

Проект вертикальной планировки обеспечивает преобразование существующего рельефа застраиваемой территории при размещении зданий, сооружений, подземных коммуникаций, высотное решение площадей, улиц, внутриквартальной территории и отвод поверхностных вод при минимальном перемещении земляных масс.

Основными документами проекта вертикальной планировки являются план организации рельефа и картограмма земляных работ, которые составляются на основе топографического плана, рабочих чертежей поперечных профилей улиц и проездов.

Исходной базой, на которой разрабатываются на практике принципы проектирования геодезических работ на строительной площадке, является ПОС (проект организации строительства) и ППР (проект производства работ). Как ПОС, так и ППР содержит геодезическую часть. В этой части рассматриваются:

состав, объем, сроки и последовательность выполнения работ по созданию разбивочной и высотной основы;

состав, объем, сроки и последовательность выполнения разбивочных работ на период строительства;

необходимая точность, приборы и методы выполнения работ.

3. Проект производства геодезических работ (ППГР) содержит следующие разделы:

1. Организация геодезических работ на строительной площадке.

В этом разделе рассматриваются вопросы согласования схемы производства геодезических работ и календарные планы выполнения измерений, производимые геодезическими группами.

2. Основные геодезические работы. Раздел содержит схемы построения плановой и высотной геодезической основы на строительной площадке, расчеты необходимой точности геодезических измерений, схемы

и способы построения разбивочной сети, типы знаков, реперов и марок, разбивка главных и основных осей.

3. Схема переноса главных и основных осей зданий и сооружений от исходной планово-высотной основы с расчетом точности выноса и методики выполнения работ, схемой размещения осевых знаков, а также детальные разбивочные геодезические работы.

4. Геодезическое обеспечение подземной части сооружения при устройстве фундаментов, разрабатывается методика детальной разбивки под монтаж конструкций, выполнение исполнительной съемки.

5. Геодезическое обеспечение при возведении надземной части сооружений. Включает методику создания и расчеты необходимой точности измерений элементов плановой и высотной геодезической основы на исходном горизонте, выбор и обоснование методов передачи осей и высотных отметок на монтажные горизонты, исполнительная съемка.

6. Проект измерения деформаций сооружений геодезическими методами. Рассматривают необходимую точность измерений, перечень приборов и методики измерений, периодичность измерений и методы обработки результатов.

4. Разбивочные работы

разбивочные сети

основные разбивочные работы

детальная разбивка сооружений по этапам строительства. Геодезические разбивочные работы являются составной частью

строительно-монтажного производства. Различают плановую и высотную разбивки сооружений, в которые входят основные и детальные разбивочные работы.

Основные разбивочные работы заключаются в определении на местности положения главных осей и строительного поля инженерного сооружения. Они переносятся в натуру от пунктов плановой и высотной геодезической основы, построенной в районе возводимого сооружения.

Детальные разбивочные работы состоят в определении планового и высотного положения тех или иных частей инженерного сооружения, которые задают его геометрические контуры. Детальные разбивочные работы выполняются, как правило, от ранее перенесенных в натуру главных осей

сооружения путем разбивки основных и вспомогательных осей, а также характерных точек и контурных линий, определяющих положение всех деталей сооружения.

Работы, связанные с разбивкой сооружений, представляют собой действия, обратные съемке и характеризуются более высокой точностью их выполнения. Если при съемке контура здания допущена ошибка 10 см, то при нанесении контура на план масштаба 1:2000 она уменьшается до 0,05 мм, что невозможно выразить в таком масштабе.

Если же при снятии длины отрезка с проекта, составленного в масштабе 1:2000 будет допущена ошибка 0,1 мм (предел графической точности масштаба), то на местности размер ошибки выразится в 200 мм, что часто может быть недопустимо при выполнении разбивочных работ.

Строительные допуски на смещение осей, отклонений от проектных отметок составляют в основном 2–5 мм. Поэтому, размеры и положение точки на плане получают аналитическим путем, а для снятия координат используют планы масштаба 1:500.

В состав разбивочных работ входит:

1. Построение разбивочной основы в виде триангуляции, полигонометрии, трилатерации, строительной сетки, линейно-угловых построений. Геодезическая разбивочная основа служит для построения внешней разбивочной сети и производства исполнительной съемки.

2. Вынос в натуру главных или основных осей зданий (создание внешней разбивочной основы) и проектных отметок. Внешняя разбивочная основа является базисом для выполнения детальных разбивочных работ.

3. Детальные разбивочные работы на стадии отрывки котлована, разбивки коммуникаций, устройства фундаментов, передачи отметок и осей на дно котлована, возведении надземной части здания.

Основными элементами разбивочных работ являются вынос в натуру проектного угла, проектного расстояния, проектного уклона и проектной отметки.

В зависимости от вида сооружения, условий измерений и требований

к точности его построения разбивочные работы могут выполняться полярным или способом прямоугольных координат, угловой, линейной или створной засечками и другими методами.

5. Выверка конструкций и технологического оборудования

– в плане;

– по высоте;

– по вертикали.

Наиболее важными геодезическими характеристиками, подлежащими определению, являются прямолинейность, горизонтальность, вертикальность, параллельность, наклонность и т.д. Сочетание этих характеристик позволяет определить плановое и высотное положение различных элементов.

По мере ведения строительства для определения планового и высотного положения отдельных элементов выполняют комплекс геодезических работ, который называют исполнительной съемкой. Точность, принятая при исполнительной съемке, должна быть не ниже точности разбивочных работ.

6. Наблюдение за деформациями зданий и сооружений

оседание оснований и фундаментов

горизонтальное смещение

крен сооружений башенного типа.

Деформацией сооружений называют изменение относительного положения всего сооружения или отдельных его частей, связанное с пространственным перемещением или изменением его формы.

Деформации сооружений проявляются в виде прогибов, кручения, крена, сдвига, перекосов и т.д. В общем случае деформацию сооружений можно свести к двум наиболее простым смещениям сооружения – сдвигу в горизонтальной и осадке в вертикальной плоскостях.

Деформации сооружений возникают из-за неравномерной осадки сооружения, вызванной усадкой грунта, а также недостаточной прочностью конструкций. Для своевременного предупреждения аварий и для более детального изучения причин нарушения эксплуатационных качеств сооружений, проводят систематические наблюдения за деформациями их конструкций. С этой целью в конструкции сооружений закладывают специальные осадочные марки и периодически высокоточными геодезическими методами определяют их отметки.

В процессе инженерной деятельности в строительстве геодезисты руководствуются нормативными документами, в частности:

Документ

Название документа

СНиП 11–02–96

Инженерные изыскания для строительства. Основные

положения

СП 11–104–97 Ч.I

тельства

Инженерно-геодезические изыскания для строи-

СП 11–104–97 Ч.II

тельства. Выполнение съемки подземных коммуни-

каций при инженерно-геодезических изысканиях для

строительства

Инженерно-геодезические изыскания для строи-

СП 11–104–97 Ч.III

тельства. Инженерно-гидрографические работы при

инженерно-геодезических изысканиях для строи-

тельства.

Инженерно-геодезические изыскания железных и

автомобильных дорог

Документация исполнительная геодезическая. Пра-

К рулетке подвешивают груз массой до 10 кг и опускают в ведро

с водой для уменьшения ее качания. Наблюдения ведут при равенстве плеч от прибора до рейки и рулетки.

В результате измерений вводят поправки на компарирование ру-

летки, растяжение и температуру. Поправку на растяжение от подве-

где P – вес груза;

L – длина рулетки L=c-b ;

Е – модуль упругости (для стали Е=20*10 7 Па); s – площадь поперечного сечения рулетки.

Поправка на температуру определяется из выражения:

∆t=α(t-t0 )L, (7.4)

где α – коэффициент термического расширения рулетки (для стали

α = 0,0000125);

t – температура рулетки;

t 0 – температура компарирования рулетки;

L – длина рулетки L=c-b .

7.12. Геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог и линейных сооружений

Целью разбивочных работ является перенос на местность всех элементов строящейся автомобильной дороги, мостового перехода и их сооружений в полном соответствии с проектными данными. Тех-

нология разбивочных работ должна обеспечивать заданную точность,

надежность, простоту исполнения и максимальную производитель-

ность труда.

Разбивочные работы при строительстве и реконструкции дорог и искусственных сооружений проводят в такой последовательности:

подготовительные работы; восстановление трассы и осей сооружений;

создание опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей запроектированных инженерных сооружений; деталь-

ные разбивочные работы; геодезическое управление работой строи-

тельных машин; геодезический контроль за работами; исполнитель-

ные съемки и приемка инженерных сооружений в эксплуатации.

Детальной разбивке подлежат все основные элементы земляного полотна, искусственных сооружений (мостов, виадуков, путепрово-

дов, тоннелей) и их подмостей, временных эстакад и аванбеков, регу-

ляционных и берегоукрепительных сооружений, водоотводных со-

оружений (нагорных канав, перепадов быстротоков, водобойных ко-

лодцев, спрямляемых русел и пр.); оснований и покрытий, дорожной одежды, виражей и их отгонов и уширений на кривых, съездов и пере-

сечений, автобусных остановок, площадок под автопавильоны, здания эксплуатационной и автотранспортной служб, АБЗ и ЦБЗ (вынос на местность их проектов вертикальной планировки и проектов зданий,

сооружений и служб), специальных инженерных сооружений (под-

порных стен, банкетов, барражей, сооружений противоселевой и про-

тиволавинной защиты, балконов, галерей и полутоннелей), трасс под-

ключаемых линий электро-, водо- и теплоснабжения, канализации, га-

зификации, телефона, водосточной сети.

7.12.1. Закрепление трассы, осей и опорных сетей инженерных сооружений

Плановое положение точек и линий восстановленных трасс,

осей мостовых переходов, подходов к ним и точек опорных сетей всех искусственных сооружений надежно закрепляется на местности стол-

бами или деревянными кольями с соответствующей маркировкой всех закрепительных знаков.

Углы поворота трассы закрепляют четырьмя знаками: в вер-

шине угла (на месте установки теодолита) забивают потайной колы-

шек вровень с поверхностью земли и вокруг него выкатывают канаву глубиной 10 – 15 см, радиусом 0,7 м (рис. 7.15). На расстоянии 2 м по направлению наружной биссектрисы угла закапывают угловой опо-

знавательный столб. На продолжении сторон угла, за пределами пред-

стоящих земляных работ, закапывают еще два опознавательных стол-

ба (рис. 7.16). Вершину угла поворота привязывают к двум-трем по-

стоянным предметам местности.

Рис. 7.15. Вид оформления потайного колышка на углу поворота трассы

Рис. 7.16. Схема закрепления угла поворота трассы

Разрешается закреплять углы поворота с помощью четырех створных столбов (рис. 7.17). При этом каждые два столба ставят на продолжении сторон угла за пределами земляных работ. Если верши-

на угла поворота трассы размещается за пределами строительных ра-

бот, то ее закрепляют насыпным конусом земли высотой 0,5 м и диа-

метром 1,3 м (рис. 7.18). Кол, в вершине угла, забивают вровень с землей, вокруг него выкапывают канавку глубиной 10-15 см радиусом

0,7-0,8 м. На расстоянии 15-20 см от кола ставят сторожок с обозначе-

нием номера угла поворота и его пикетажного положения.

Рис. 7.17. Схема закрепления поворота створными столбами

Рис. 7.18. Схема закрепления угла поворота, размещенного за пределами строительных работ

Точки опорных сетей искусственных сооружений, оси мосто-

вых переходов и подходы к ним закрепляют осевыми и угловыми

(опознавательными) столбами.

Пикеты и плюсовые точки трассы, начало и конец каждой кри-

вой закрепляют колышками со сторожками (рис. 7.19). Сторожки за-

бивают впереди колышков по ходу трассы.

Рис. 7.19. Вид оформления пикетов, плюсовых точек, главных точек кривой

Все основные точки трассы закрепляют за зоной работ по по-

перечникам выносными кольями. Знаки устанавливают перпендику-

лярно к трассе за бровкой кювета существующей дороги. В горной,

холмистой и таежной местностях такие выносные столбы (колья) ус-

танавливают вблизи границ отвода по створу поперечников не реже чем через 100 м. При установке выносных столбов и кольев в одну сторону расстояние между створными столбами каждого поперечника должно быть не менее 20 м (рис. 7. 20) между кольями 10 м.

Реперы при закреплении трасс автомобильных дорог устанав-

ливают двух типов: постоянные и временные. В качестве постоянных реперов используют незыблемые во времени точки, вделанные в цо-

Рис. 7.22. Фото грунтового репера ГДН (установленный институтом ГипроДорНИИ)

Рис. 7.23. Конструкция капитального грунтового репера ГДН (установленный институтом ГипроДорНИИ)

Рис. 7.24. Фото репера расположенного на шкафной стенке

Рис. 7.25. Фото государственного грунтового репера, установленного в горной местности

Для высотной привязки трасс, мостов и дорожных сооружений использую постоянные стенные реперы а и марки б (рис.7.26-7.27).

Положение знаков закрепления таких нивелирных точек подробно описывают в проекте с приложением эскизного чертежа здания и ука-

занием планового и высотного местоположения знака относительно цоколя и углов здания.

Стенными реперами и марками закрепляют линии нивелирова-

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги.

1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по организации и технологии производства геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве геодезических работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги. Конструктивные особенности геодезических разбивочных работ при строительстве подъездной автомобильной дороги решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для геодезистов, выполняющих геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильной дороги, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Рабочая технологическая карта разработана на комплекс геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги.

2.2. Работы по геодезической разбивке выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения выработки по сравнению с 8-ми часовой рабочей сменой.

2.3. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным геодезическим звеном с электронным тахеометром Cokkia SET 230 RK , в качестве основного измерительного инструмента.

Рис.1. Электронный тахеометр Cokkia SET 230 RK


2.4. В состав работ, выполняемых при геодезической разбивке автомобильной дороги, входят следующие технологические операции:

- контроль геодезической разбивочной основы;

- разбивка пикетажа, кривых;

- разбивка поперечных профилей земляного полотна;

- разбивка дорожной одежды;

- разбивка водопропускной трубы.

2.5. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства геодезических работ необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- подготовить инвентарь, приспособления и средства для безопасного производства работ;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешение на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Разбивочные геодезические работы проводятся в следующей последовательности:

- подготовительные работы;

- восстановление трассы подъездной дороги и осей сооружений;

- восстановление опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей подъездной дороги и запроектированных сооружений;

- детальные разбивочные работы.

3.4. В ходе подготовительных работ необходимо:

- принять от Генподрядчика, не позднее чем за 10 дней до начала строительства, геодезическую разбивочную основу, в объеме гл.9 СП 11-104-97 ;

- изучить проектные материалы, содержащие исходные данные для разбивки;

- выбрать методику измерений;

- составить разбивочные схемы, чертежи и календарный план производства геодезических работ на объекте;

- визуально обследовать трассу строительства дороги.

3.4.1. После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приемку вынесенной и закрепленной геодезическими знаками на местности трассы автомобильной дороги. Приемо-передача закрепленной трассы оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. При приемке высотного обоснования сверяют с каталогом и уточняют в натуре местоположение пунктов государственной нивелировочной сети, используемых изыскателями. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа трассы и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

3.4.2. При передаче ГРО Генподрядчик передает закрепленные на местности вне зоны производства работ следующие пункты и знаки:

- границы полосы отвода земель;

- плановые знаки дороги, закрепленные не реже чем через 0,5 км, определяющие ось, начало, конец дороги и промежуточные точки;

- ВУ поворота, точки НК, КК, СК;

- реперы вдоль дороги - не реже чем через 2,0 км (смотри рис.2);

- оси искусственных сооружений;

- места размещения насыпей и выемок.

Генподрядчик также передает следующую техническую документацию:

- схемы закрепления полосы отвода на прямых и криволинейных участках, исполненные в масштабе генерального плана строительства;

- ведомости: линейных промеров дороги; закрепления оси дороги; реперов; углов поворота; прямых и кривых; координат;

- каталоги координат, высот и абрис всех пунктов ГРО.

Рис.2. Постоянные геодезические знаки - реперы

А) - забетонированный обрезок металлической трубы; б) - стальной штырь; в) - обрезок рельса

1 - плановая точка; 2 - стальная труба с крестообразным анкером; 4 - стальная труба; 5 - граница промерзания


3.5. Восстановление и закрепление полосы отвода и оси дороги на местности

3.5.1. Для переноса точек запроектированного и представленного на чертежах плана дороги на местность, необходимо иметь как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них производится разбивка, процесс который заключается в следующем:

- по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

- вешками дают направление дороги, а затем производят коррекцию разбивки;

- полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками).

3.5.2. После установления соответствия проектных данных местным условиям выполняются работы по восстановлению и закреплению трассы. Данные работы производятся в несколько этапов:

3.6. Перед срезкой растительного слоя грунта:

- визуально провесить ось дороги;

- закрепить пикетаж;

- установить границы растительного грунта и мест его размещения в боковых отвалах.

Границы срезки закрепляют вехами длиной 3,0 м, а отвалы - колышками, по линии пересечения подошвы их откосов с поверхностью земли.

3.7. После срезки растительного слоя грунта:

3.7.1. Восстановление и закрепление границ полосы отвода

Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту () по оси дороги, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

3.7.2. Проверка отметок существующих реперов

Расхождение проверенных двойным нивелирным ходом значений отметок реперов с проектными данными не должно превышать (в мм), ( в км).

3.7.3. Установка дополнительных реперов

В местах расположения искусственных сооружений устанавливаются дополнительные реперы. Репера следует устанавливать за пределами полосы отвода, в местах, не затопляемых, не подверженных размыву и оползням; в местах, обеспечивающих их сохранность до окончания всех строительных работ. Между реперами производится двойное нивелирование с составлением ведомости высотной увязки реперов. Местоположение реперов фиксируется в ведомости реперов. Место постановки рейки на репер должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской.

3.8. Восстановление и закрепление трассы дороги:

3.8.1. Восстановление трассы производится с целью закрепления на местности всех основных точек, определяющих положение проектной линии дороги. При этом руководствуются документами рабочего проекта: планом и профилем трассы, ведомостью прямых и кривых, схемой закрепления трассы. В состав работ по восстановлению трассы входят:

- инструментальное восстановление пикетажа с контрольным промером линий и углов и с детальной разбивкой кривых;

- закрепление трассы с выносом знаков крепления за пределы зоны земляных работ;

- контрольное нивелирование по пикетажу с дополнительным сгущением сети рабочих реперов;

- возможная корректировка и местное улучшение трассы.

3.8.2. Восстановление трассы начинают с отыскания на местности вершин углов поворота. Отдельные вершины, на которых не сохранились знаки крепления, находят промерами от постоянных местных предметов согласно абрисам их привязки или прямой засечкой по проектным углам из двух соседних вершин трассы. Одновременно с восстановлением вершин измеряют углы поворота трассы и сравнивают полученные значения с проектными. При обнаружении значительных расхождений направление трассы на местности не изменяют, а исправляют значение проектного угла поворота и пересчитывают по исправленному углу все элементы кривых.

3.8.3. Затем приступают к контрольному измерению линий с разбивкой пикетажа. Пикеты и точки пересечения трассой водотоков и магистралей устанавливают в створе по инструменту. При обнаружении во время промера расхождения со старым (изыскательским) пикетажем более чем на 1 м вставляются так называемые рубленные пикеты с целью обеспечить соответствие точек на местности точкам на проектном продольном профиле.

3.8.4. При отсутствии закрепительных знаков на значительном протяжении трассы такой участок укладывают заново в соответствии с проектными данными. Накопившиеся невязки распределяют пропорционально длинам линий с обратным знаком.

3.8.5. Все восстановленные по оси трассы точки надежно закрепляются выносными столбами. Закрепительные знаки устанавливают перпендикулярно к оси трассы за бровкой кювета существующей дороги или за пределами земляных работ.

3.8.6. На прямолинейных участках закрепительные знаки следует устанавливать так, чтобы, установив инструмент на одном из знаков створа, было видно еще два знака других створов. На прямолинейных участках закрепительные знаки - выносные столбы располагают в зависимости от рельефа местности через каждые 200-400 м, между которыми перпендикулярно к трассе выставляют промежуточные выносные колья. Закрепление оси трассы осуществляют прочно забитыми кольями и высокими вехами (длиной 3,0-4,0 м), а также колышками с выносом их за пределы зоны работы машин с указанием расстояния выноски. При этом на длинных прямых участках высокие вехи устанавливаются через каждые 0,5-1 км. На прямых участках такие же вехи ставят в точках, соответствующих тангенсам кривых (см. рис.3).

Рис.3. Схема закрепления оси дороги на прямом участке дороги


3.8.7. На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через каждые 100 м, т.е. на каждом пикете, на линии, перпендикулярной касательной к кривой (см. рис.4).

Рис.4. Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке дороги


Выносные промежуточные колья устанавливают на расстояниях, позволяющих удобно разбить кривую. Начало и конец трассы, как и весь ее промер, увязывают с существующим километражом. Вершины углов поворота трассы закрепляют прочно вкопанными угловыми столбами с надписью (диаметром не менее 10 см и высотой 0,5-0,7 м). Закрепляют начальные и конечные точки переходных кривых. Столбы располагают на продолжении биссектрисы угла в 0,5 м от его вершины. Надпись обращают к вершине, которую отмечают колышком. На кривых с малыми биссектрисами устанавливают на продолжении тангенсов (вне зоны работ машин) по две вехи через 20 м от вершины (см. рис.4), при этом составляется ведомость закрепления трассы на участке (табл.1).

Ведомость закрепления трассы на участке

Таблица 1

N
знака закреп-
ления

Положение закрепленной точки

Привязка

Описание знака закрепления

Эскиз знака

Примечание

Расстояние от оси, м

Отметка выносных столбов, м



Вверх