Чем отличается ель от сосны? Описание деревьев, виды и сорта. Чем отличаются елка, ель и сосна? Извиняюсь за глупый вопрос

Лиственница плохо подходит в качестве основного материала стен по сравнению с сосной / елью (плохо дышит, отсыревает, холодно в доме). Из нее делают подкладную доску, нижние венцы сруба (иногда до подоконных). Как удостовериться что у вас эта порода древесины, заплатив за лиственницу в 2 раза дороже?

Лиственница заметно отличается от сосны, ели по прочности, визуальным характеристикам. Имеет более высокую плотность, соответственно, тяжелее. Между волокон мало места для воздуха, поэтому стены из лиственницы холоднее. Можно провести аналогию с пышной копной волос, обладатели которой меньше страдают от холода без головного убора. Здесь преимущество у срубов из ели , в отличие от плотной влажной прически (лиственница). Разница между породами древесины есть по многим другим параметрам. Остается выбрать любой удобный способ сравнения, если другие не очевидны.

Любой человек, бывавший в смешанном лесу, имел возможность на корню сравнить разные породы древесины. Способен различить их по коре как минимум. Если вам рубят сруб на месте, присмотритесь к толщине коры лесоматериалов. У лиственницы она гораздо толще, с красным или ярко выраженным рыжим оттенком под верхними слоями. Особенно отличается у Сибирской разновидности, которую мы применяем на срубы. Кировская лиственница по качеству сильно уступает. Как любая из европейской части России.

Отломите щепу лиственницы, щепу сосны и поместите в воду. Первая утонет быстрее. Смоченные водой доски этих пород отличаются по проявлению структуры - сосновая не будет иметь такого четкого ясного рисунка. Лиственница покажет свою мраморную структуру, возможен розоватый оттенок. С торца бревна разные породы несложно отличить по строению древесины . У лиственницы большое ядро, плотные годичные кольца узкой заболони. Сосна и ель характерны более широкой заболонью и слабым ядром, в которое гвоздь забить гораздо проще. Годичных колец у них больше, ширина слоев зависит от того, в каких условиях росло дерево.


Свежая сосна и ель на спиле желтовато-белая (елка всегда светлее). На солнце все 3 породы древесины затем потемнеют со временем. Первые две становятся желто-бурого цвета, лиственнице солнце придаст коричневатый оттенок. Позже колерованный антисептик устранит различия. Цвет не будет отличаться, как у свежеспиленного дерева. По запаху тоже различия заметные, особенно после выдержки в сушильной камере. От породы, являющейся основным секретом срубов долгожителей , после нагрева исходит запах на шоколад похожий.

Сосна и ель по ощущению мягче на 30-40%. Если по бревну провести гвоздем (даже на спиле поперек волокон), на лиственнице след будет меньше заметен или его почти не будет. В старину ковши, посуду из ее корня делали, износу домашней утвари не было. С этим деревом работать гораздо тяжелее, лес в 2 раза дороже по себестоимости. Поэтому наличие лиственницы на цену сруба оказывает влияние . Попробуйте постучать по бревну, звук разный услышите. Если ничего из вышеперечисленного не помогает, испытание огнем проведите. Лиственница неохотно возгорает, будет гореть всех дольше. Первой из-за смолянистой внешней структуры сгорит сосна, затем придет черед ели.

Светлана Востропятова
Конспект НОД по познавательному развитию «Сравнение сосны и ели»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»

Конспект Нод

по познавательному развитию

«Сравнение ели и сосны »

Подготовила и провела :

Востропятова С. Е.

Саратов 2018

«Сравнение ели и сосны » в старшей группе.

Форма проведения НОД : экскурсия в хвойный лес.

Цель :

Систематизировать знания детей о хвойных деревьях : ели и сосны .

Задачи :

Продолжать знакомить детей с зимним лесом

Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные , вечнозеленые деревья.

Развивать умение сравнивать , находить различия и сходства между деревьями в строении стволов, расположения веток и различии хвои, шишек и семян.

Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение находить и открывать для себя неизвестное в знакомых объектах, развивать органы чувств , обоняния, осязания и зрительное восприятие

Воспитывать бережное отношение к объектам природы и желание сохранять их живыми в ней.

Продолжать учить детей отвечать разными типами предложений

Активизация словаря : вечнозеленое, хвойные, ельник, сосновый бор , смола, колючесть, клейкость.

Предварительная работа : наблюдали деревья на участке, учувствовали в акции «Новый год без топора» , рассматривали шишки деревьев.

Подготовка воспитателя : продумала методику и содержание конспекта , подобрала иллюстративный материал, подготовила ветки деревьев как раздаточный материал.

Организация и методика проведения НОД :

Воспитатель :

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Ребята я предлагаю вам отправиться со мной на экскурсию в зимний лес. Но для этого нам с вами надо сказать волшебные слова. Вы готовы?

Дети : Да

Сейчас сядем, отдохнём, и потом опять пойдём.

(дети садятся на стульчики)

(На экран воспроизводится заставка «Зимний лес» )

Воспитатель : Посмотрите ребята, как красиво в этом зимнем лесу.

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат

В снега и метели

Закутавшись спят

Воспитатель : Ребята, а вы узнали какие деревья стоят в снежном уборе?

Дети : Сосна и ель .

Воспитатель : Правильно, по каким признакам вы узнали эти деревья?

Дети : У сосны ствол толстый , гладкий, внизу нет веток. У елки ветки растут до самого низа. Цвет коры у сосны светлее , у ели намного темнее.

Воспитатель : Подумайте, почему у сосен ветки растут всегда в верхней части ствола, а у елей – до самого низа?

Дети : Сосна любит солнышко , а елочка нет.

Воспитатель : Верно. Сосна любит расти на солнце, поэтому все ветки она подставляет солнышку. Если сосна растет в лесу , она всеми ветками и хвоинками тянется к солнцу. Нижние ветки, оставшись в тени, без солнца, погибают, елочка же наоборот, любит расти в тени, ветки у нее расположены по всему дереву, чем ниже – тем они длиннее.

Ребята скажите, а на каком празднике мы встречаем эти деревья?

Дети : Новый год.

Воспитатель : Правильно, эти деревья украшают наши дома в этот замечательный праздник. Но как мы можем сохранить эти деревья и не остаться на Новый год без главного украшения – елочки?

Дети : Наряжать искусственную елку.

Воспитатель : Правильно, молодцы.

Воспитатель : Ребята, ель очень красивое дерево, а сосна просто уникальна . Сосна – это целая аптека , используемая человеком с древних времен. Сосна выделяет особые вещества – фитоциды, которые губительны для микробов. И что бы в этом убедиться, можно понюхать веточку сосны . Запах очень полезен, поэтому полезно, особенно в теплую погоду после дождя и грозы погулять в сосновом бору . Воздух чистый, здоровый и полезный.

Так же из сосны получают большое количество различных продуктов : сосновое масло , скипидар, канифоль, деготь и древесный уголь. Молодые побеги сосны заготавливают , сушат, а отвары и настои используют как витаминное средство при заболевании органов дыхания, полости рта и т. п.

Сосна полезна и нужна не только человеку. Как вы думаете, с кем сосна еще дружит ?

Дети : Белка, птицы, лиса, мышь, дятел и т. д.

Воспитатель : Правильно, а так же и у ели есть друзья.

Воспитатель : Ребята посмотрите, что я нашла! Корзину, давайте посмотрим, что в ней лежит? Ребята я вам хочу показать гнездо клеста, это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой, так как только зимой есть корм для этих птиц (показ гнезда) . Ребята скажите, а можно забирать гнезда птиц домой?

Дети : Нет

Воспитатель : Правильно, нельзя забирать гнезда из лесу. Поэтому мы гнездо оставим в лесу, а заберем с собой корзину с ветками. Теперь нам пора с вами возвращаться. (дети встают со стульев)

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Воспитатель : Ну, вот мы и вернулись с вами обратно с группу, а теперь я предлагаю вам сесть за стол и сравнить ветки ели и сосны .

Раздаю веки

Воспитатель : У вас на столах ветки сосны и ели . Покажите мне сосновую ветку (дети поднимают ветку сосны ) . А теперь, покажите еловую (дети показывают) . Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их.

Ребенок : Сосну я узнала по длинным иголкам.

Ребенок : И веточка у сосны толще , чем у ели.

Ребенок : У сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки.

Ребенок : Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной.

Ребенок : У сосны иголки длиннее , а у ели – короче.

Ребенок : Ветка елочки колючая.

Ребенок : Почки на конце сосновой ветки растут , у елки тоже есть.

Ребенок : У сосны почки большие , их сразу видно, а у елки почки маленькие.

Воспитатель : (показывает ветки сосны и ели с шишками ) . У детей на столах лежат сосновые и еловые шишки . Сравните шишки сосны и ели .

Ребенок : Еловая большая, сосновая – маленькая .

Ребенок : Еловая шишка колючая, сосновая – нет .

Ребенок : Шишка еловая овальной формы, а сосновая – круглой .

Воспитатель : В шишках находятся семена и если по ним немного постучать, то семена, которые созрели, сами вылетят из шишки.

Вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны . Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Сосна и ель не похожи на другие деревья, такие как береза, липа и др. Как вы думаете, чем сосна и ель отличаются от них?

Дети : У сосны и ели нет листьев .

Воспитатель : Кто с этим не согласен?

Ребенок : Иголки – это их листики.

Воспитатель : Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели ?

Ребенок : Хвоя.

Воспитатель : Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными. Положите веточку себе на ладошку, накройте ладонью и слегка потрите. Что почувствовали?

Дети : Пахнет елкой.

Воспитатель : Из хвойных деревьев добывают эфирные масла (показать, которые используются для косметики (показать мыло, шампунь и т. д.)

Запах имеет яркий аромат. Ребята вам нравится аромат? Что про него можно сказать, какой он (сильный, яркий, приятный, резкий) .

Ребята, а давайте подберем красивые слова для описания ель? (зеленая, хвойная, пушистая, стройная, высокая) . А как мы можем описать сосну ? (высокая, одинокая, могучая, смолистая) .

Правильно, молодцы. А теперь я предлагаю сесть на стульчики.

Воспитатель : Вика прочтет стихотворение Ирины Токмаковой о сосне :

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Воспитатель : И правда сосны бывают очень высокими и это можно увидеть на картине великого художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща» . А знаете, почему эту картину так назвали?

Дети : Нет

Воспитатель : Потому, что из сосен делали мачты для кораблей.

Воспитатель : А про ель стихотворение Гончарова Николая, прочтет Захар

Какой бы лютый холод не был,

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

Воспитатель : Ребята, а на территории детского сада растут эти деревья? Сколько их на территории садика?

(Ответы детей)

Воспитатель : Давайте вспомним, в чем их сходство?

Ребенок : У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее , а у елки темнее. Напомните мне, пожалуйста, как можно назвать сосну и ель одним словом ?

Дети : Вечнозеленые.

Воспитатель : Мы много узнали о ели и сосне . И можете их отличить друг от друга. Как вы думаете, удачным ли было наше путешествие? А вы расскажите о нем своим родным? А что вы расскажите? Молодцы!

А теперь я предлагаю отправиться на прогулку и полюбоваться нашими вечнозелеными красавицами.

Чем отличается сосна от ели?

Казалось бы, об этих деревьях мы знаем всё. Но не надо торопиться с выводами. Ещё в школе детям на уроках географии и биологии рассказывают о ценных свойствах сосны и ели, о том, что эти «лёгкие» планеты очищают атмосферу в большей мере, поскольку издревле известно свойство эфирных масел этих деревьев убивать болезнетворные микробы и лечить инфекции, чистить помещения и территории. Именно поэтому зачастую обочины дорог и экологически неблагополучные районы спасают соснами и елями. Их густо садят, прежде всего, для того, чтобы снизить вредное воздействие опасных загрязнителей воздуха. Да что там! Запах свежей хвои знаком каждому ребёнку, ведь именно этим терпким ароматом наполняется квартира и дом в преддверии волшебного Нового Года.

Сколько интересных и любопытных фактов мог бы рассказать о сосне и ели знающий человек. О видах и формах, об особенностях, а может, даже об агротехнике возделывания и культивирования… Но при всех этих сложных знаниях далеко не все с лёту ответят на совершенно простой опрос: чем отличается сосна от ели? Что ж, давайте разбираться.

Сосна

Согласно ботанической классификации, сосна родом из семейства Сосновых и относится к классу Хвойных. Выбирает это дерево для своего местожительства всегда холодный и влажный климат. Именно поэтому ареал произрастания сосны сосредоточен в основном в северном полушарии. Сосна - царица настоящей сибирской тайги.


Ещё сосна является вечнозелёным деревом и может жить до 350 лет. За все свои годы сосна способна вытянуться до 75 метров высоту. Но кто сказал, что среди сосен не встречаются исключения?! Так, на юго-западе США есть сосна-долгожитель. Люди утверждают, что её возраст составляет около 6 тысяч лет.

Сосна вовсе не капризна, как многие другие деревья. Она будет рада поселиться и на гранитных склонах гор, и в ущельях самых крутых оврагов, и на песках, и даже на болотах. Она не требовательна к почве и может спокойно набирать рост как в сильно переувлажнённой земле, так и, напротив, обеднённом питательными веществами каменистом грунте.

К тому же, сосна вынослива и стойко переживает самые суровые морозные зимы равно как и летнюю многонедельную засуху. Единственное, за что борется сосна, так это - за место под солнцем. Это дерево не любит оставаться в тени.
Кстати, сосна можем сама себя обеспечивать водой. Её мощные корни, пронизывающие землю, помогают извлекать влагу из самых её глубин. Собственно, это ещё одна особенность сосны - её стержневая корневая система.

Кто бы мог подумать, что хвоя сосны так уникальна. Судите сами. Хвоинки растут всегда парами, так же, вместе, они и отпадают, когда начинается осенний период сбрасывания «одежды». Между прочим, длинные и узкие хвоинки живут на ветках до 3-х лет. Ветки сосны похожи на веера. В науке такое расположение называется мутовчатым, когда 5 веток расходятся от ствола на одном уровне.


Шишки сосны - тема особая. Оказывается, есть среди них как представители женского рода, так и мужского. Весной на молодых сосновых побегах появляются светло-жёлтые соцветия шишек - это как раз и есть «особи-мужчины». По размеру они примерно с вишнёвую косточку. Но всё равно выходит, что больше шишек-»женщин». Эти вообще еле заметны среди хвои, поскольку на вид с головку булавки. Ко всему прочему они ещё и «сидят» на концах сосновых лапок.

Что касается ели, то она представительница того же семейства Сосновых и находится в том же классе - Хвойных. Это дерево вечнозелёное, имеющее шикарную крону в форме пирамиды. Ель является типичным представителем любого леса. Но всё-таки больше она встречается в Китае, Северной Америке, а также Северо-Восточной Азии и Восточной Европе.


Срок жизни среднестатистической ели - 300 лет. Вырастает дерево до 50 метров высотой. При этом оно предпочитает нежиться в тени, и лучше - других деревьев. Ель более каприза к состоянию почвы. Хотя она и терпит бедные каменистые грунты, известковые и подзолистые земли, но совершенно не выносит избытка влаги или напротив, пересушенной земли.

Ветки-мутовки у ели также напоминают богатые на иголки веера. Причём, что интересно, добавляются они каждый год. К каждой из них крепятся тёмно-зелёные хвоинки, срок жизни которых до 12 лет. Если же присмотреться, эти иголочки имеют удивительную четырёхгранную игловидную форму. Длина хвоинки не более 3-х см. Опадает еловая хвоя не сразу, поскольку у этого дерева нет выраженного периода листопада.

Еловые шишки бывают женскими и мужскими. Первые отличаются красочной расцветкой - они ярко красные и к тому же размером с лесной орех. Находятся они почти у самой верхушки кроны на концах веток. Так что не заметить такие украшения на ели просто невозможно. Ну и по логике, конечно, получается, что мужские шишки - более мелкие, не броские на окрас, предназначенные для созревания жёлтой пыльцы.

Несмотря на то, что корневая система ели так же имеет вид стержня, главный корень её весьма скромный по размерам, ну а по прошествии 10 лет так и совсем отмирает. Чтобы удержаться в почве, ель использует свои боковые корни. Они же, как могут, так и снабжают дерево влагой и питательными веществами. Но силы еловых корней ограничены и со своими основными задачами они справляются далеко не всегда. Все это делает ель уязвимой особенно при сильных порывах ветра, когда не редко ели выворачивает с корнем.

Итак, основное отличие сосны от ели заключается в следующем:


1. Оба дерева принадлежат к одному семейству Сосновые, но являются представителями разных родов: Сосны и Ели.
2. Сосна любит греться на солнце в то время как ель предпочитает расти в тени.
3. Известно, что сосна и ель - вечнозелёные деревья. Однако если хвоя сосны всё же опадает, то у ели нет листопадного сезона.
4. Окрас хвои ели более насыщенный, чем у сосны, а иголки короче.
5. Шишки сосны менее выражены, когда у ели они красочные и заметные.
6. Сосна имеет мощные корни, которые сильно цепляются за землю, уходя в неё глубоко. У ели корневая система развита намного слабее.

Большинство из нас знают такое Новогоднее дерево, как Ёлка, не задумываясь над тем, каково же настоящее имя этой красавицы. Чаще всего это ель или сосна, а точнее, ботанические названия рода, к которому каждая из них принадлежит. В наших географических условиях встречается два вида сосна обыкновенная и ель обыкновенная (иначе, европейская). Именно о них и пойдет речь.

Ель обыкновенная – одно из самых крупных хвойных деревьев, средняя высота которых 25 – 30 м . Нередко дорастает до 50 м . Форма кроны конусовидная на протяжении всего жизненного цикла. Строение корневой системы повторяет особенность наземной части дерева. Основная масса корней расположена поверхностно, именно поэтому ель склонна к ветровальности.

Кора взрослого растения гладкая, серого цвета. Хвойный покров образуют одиночные «иголки», которые вырастают из пазушных чешуек. Молодые шишки появляются в мае, и сначала направлены вверх. При созревании они поворачиваются и принимают висячее положение. Ель обыкновенная относится к медленнорастущим деревьям. Первые семена появляются в двадцати летнем возрасте. Урожаи повторяются в среднем один раз в 5 лет.

Сосна обыкновенная считается деревом со средней быстротой роста. В возрасте деловой древесины диаметр ствола может достигать 1 м . Высота взрослой сосны – 25 – 40 м . Срок биологической жизни около 200 лет .

Ветки молодого дерева образуют правильный геометрический конус, со временем крона постепенно приобретает вид ассиметричного зонтика. Чешуйчатая кора с глубокими трещинами имеет толщину больше 1 см. Так природа предусмотрела защиту дерева от перепада температуры и палящего солнца. Сдвоенные хвоинки, длиной 5 – 9 мм, густо расположены на одномутовчатых побегах. Созревание семян происходит на второй год после опыления.

Сходные черты

Если хорошо постараться, то можно найти сходные характеристики сосны обыкновенной и ели европейской:

  1. Оба представителя относятся к семейству сосновых, классу хвойные.
  2. Имеют видоизмененные листья в виде хвои.
  3. Особенность шишек в том, что они сначала растут строго вертикально, затем повисают.
  4. Принадлежат к деревьям первой величины свыше 20 м в высоту.
  5. Относятся к ветровальным деревьям.
  6. Выделяют бактерицидные вещества – фитонциды.
  7. Применяются в промышленных целях для строительства.
  8. В медицине используются как лекарственные средства в виде масел, настоев и отваров.
  9. Служат декоративным украшением в Новогодние праздники.

Не смотря на некоторое сходство отличий между ними все же больше.

Категорические противоположности

С ботанической точки зрения эти виды, совершенно разные по внешнему облику и особенностям роста:

  1. Форма кроны у них сходна только в юном возрасте . И если у Ели она сберегается на протяжении всей жизни, то сосна с возрастом меняет форму до неузнаваемости. Из правильного геометрического конуса образуется раскидистый беспорядочный навес.
  2. Быстрота роста сосны выше, чем у ели . Первая в молодом возрасте дает прирост, в среднем 50 см. ель до 10 лет растет крайне медленно.
  3. Структура и окраска коры различается радикально. У Ели – она тонкая, гладкая, серая. Сосновый «покров» отличается толщиной, слоистостью, цветом. Окраска в нижней части ствола — серовато бурая и намного темнее, чем на верхних ветках. Сосновая кора один из самых популярных декоративных материалов в ландшафтном дизайне для фигурного мощения.
  4. Еловая хвоя наполняет побеги одиночными «иголками», в то время как, на сосне образуются сдвоенные хвоинки. Их длина в два раза больше еловых.
  5. Семена у сосны начинают появляться на девятый год. Репродуктивная способность Ели наступает в возрасте 20 лет .
  6. Еловые шишки, размером 10 – 15 см, созревают на протяжении текущего года. Сосновые плоды поспевают через 18 месяцев после опыления.
  7. Оба вида требуют высокой аэрации грунта, не переносят уплотнения и вытаптывания.
  8. Обладают высокой морозоустойчивостью.

С точки зрения экологических условий, выбор места произрастания отличается радикально:

  • Сосна – типично светолюбивое растение , которая чувствует себя тем лучше, чем больше солнца. Ель, напротив, предпочитает полутень и страдает в палящий зной.
  • Обе культуры влаголюбивы, но в отличие от сосны, ель совершенно не переносит засухи.
  • И та другая ветровальные деревья, но при сильных порывах на Сосне в первую очередь ломается крона и верхняя часть ствола. ель сразу выворачивает с корнем.
  • Для полноценного роста Ели необходима богатая, плодородная рыхлая почва. Сосна обходится сравнительно бедным песчаным грунтом. Хотя, оба вида интенсивно подкисляют почву вокруг себя продуктами своей жизнедеятельности.
  • Зимостойкость Ели намного меньше, чем Сосны. Для первой особенно опасны перепады ночной и дневной температуры в конце зимы, начале весны, тогда Ели нужно защищать светлым накрытием, например, агроволокном.
  • Устойчивость к городской загазованности у Ели выше, чем у сосны.
  • Сосну, в отличие от Ели высаживают в ветрозащитных насаждениях из-за быстроты роста.



Вверх