Биография боккаччо. Джованни Боккаччо: биография и лучшие работы. Смотреть что такое "Боккаччо, Джованни" в других словарях

Боккаччо, его деятельность и произведения. – Оценка его, как гуманиста. – Декамерон и его значение. – Отношение Боккаччо к монашеству и духовенству. – Смешение христианского с языческим в произведениях Боккаччо и позднейших гуманистов. – «Обращение» Боккаччо.

К одному поколению с Петраркой принадлежал , бывший моложе его лишь на девять лет (род. 1313) и умерший в следующем же году по кончине своего друга (1375). Как люди одного поколения, они имеют много общего между собою, и вся разница между ними происходит от несходства в складе ума и характера: Боккаччо в своих произведениях менее субъективен, чем Петрарка , и обнаруживает менее способности – да и склонности менее чувствует – формулировать новые стремления, выражающиеся у него больше в общем настроении, нежели в определенных мыслях. Деятельность Боккаччо принадлежит Неаполю, где ему еще в молодые годы удалось проникнуть в высшее общество, и Флоренции, гражданином коей он был и где он основывается с 1349 г. и в следующем же году начинает получать дипломатические миссии к разным правительствам и к папской курии; между прочим, ему же поручено было ехать к Петрарке (1351), когда Флоренция возвратила ему право гражданства, с предложением поселиться в городе, откуда происходили его предки. Боккаччо еще раньше этого познакомился с Петраркою, и между ними возникла дружба, поддерживавшаяся перепискою и личными свиданиями, и младший из этих двух гуманистов даже сделался первым биографом старшего: их сближало общее обоим стремление к поэзии и изучению классической древности, бывшее одним из проявлений нового настроения духа. Боккаччо для своего времени обладал большою ученостью в классических предметах, о чем свидетельствуют его латинские произведения (о генеалогии богов, о знаменитых женщинах, о несчастьях знаменитых мужей, о горах, лесах, источниках и т. д.); он собственноручно переписывал рукописи с древними произведениями, сверял тексты, учился по-гречески у Леонтия Пилата, которого переманил из Венеции во Флоренцию, читал с ним Гомера и переводил последнего на латинский язык. Эта сторона деятельности Боккаччо имеет значение в истории классического Возрождения, тогда как итальянские его произведения характера поэтического и беллетристического и между ними знаменитый «Декамерон » относятся к истории национальной итальянской литературы.

Джованни Боккаччо. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450

Но было бы большою ошибкою думать, что гуманист Боккаччо проявился главным образом в занятиях своих классическим миром и в сочинениях, написанных на латинском языке. На этом языке он писал ученые исследования, бывшие собраниями фактического материала, наиболее же проявил он свое Я как раз в своем итальянском «Декамероне», не обращающем на себя внимания историков, которые отождествляют гуманизм с классицизмом. Быть может, на примере произведений Боккаччо лучше всего можно видеть ошибочность отождествления гуманизма и классицизма , отождествления, сделанного, впрочем, самими же гуманистами и по весьма понятной причине: вырабатывая моральное миросозерцание, сообразно с коим следовало бы направлять развитие индивидуальных свойств личности и её общественную деятельность, гуманисты видели в классической литературе средство к достижению этой цели образования личности, но для многих людей цель заслонялась средством, и тогда они, будучи классиками, не превращались еще в гуманистов, в большинстве же случаев интерес к древности, возбуждавшийся гуманистическими стремлениями, был, действительно, показателем принадлежности к движению и в глазах самих представителей гуманизма. Немудрено, что позднейшие историки сузили смысл всего движения, увидев в нем одну классическую его сторону. С такой точки зрения совершенно неверную оценку Боккаччо сделал исследователь Фохт, разобравший только латинские его сочинения и выставивший его каким-то крохобором и педантом, – взгляд, который нашел место и в элементарных учебниках. Боккаччо отнюдь не был завзятым классиком ни в том смысле, чтобы не признавал иных авторитетов, кроме античных, ни в том, чтобы у него не было интереса ни к чему, что не соприкасалось с чисто учеными занятиями его древним миром. Над ним даже сохраняли еще свою силу многие средневековые понятия: в своих произведениях Боккаччо цитирует рядом с классическими авторитетами и средневековые; он разделяет старые суеверия, отвергнутые, например, Петраркою; в сочинении о знаменитых женщинах говорит не об одних только женщинах античного мира. Только позднейшие гуманисты отворачиваются от средних веков, как от эпохи, в которой для них не могло быть ничего интересного . И гуманизм Боккаччо выразился не только в том, что он защищает поэзию от нападок теологов и монахов, доказывая, что и христианин может ею заниматься, но и во всем его общем жизнерадостном, антиаскетическом настроении . Он не отрицал средневекового миросозерцания с философской точки зрения, но насмешки его над монахами, жившими в разладе со своими идеалами, действовала убийственным образом на это миросозерцание. Философия произведений Боккаччо противоположна аскетизму средних веков: цель жизни – счастье; человеческая природа благородна, благо же личности заключается во всестороннем её развитии и в широком пользовании тем, что дает природа, хотя и лишения могут иметь смысл, но лишь тот, что закаляют характер. Петрарка, человек донельзя субъективный и склонный к рефлексии, интересуется главным образом своим Я и анализирует его, как теоретик, но у Боккаччо отстаивается и чужое индивидуальное право против всего, что стоит поперек личных стремлений человека, например, в любви, которой препятствуют или аскетические воззрения, или сословные перегородки. Боккаччо является своего рода демократом (не в политическом смысле) и космополитом, защищающим нрава личности, более объективным, чем Петрарка, индивидуалистом, относящимся с большим интересом к чужой внутренней жизни не потому только, что она может походить на его собственную, но в силу того же интереса, с каким он относится и к природе, и к современности.

Все эти черты произведений Боккаччо нашли самое полное выражение в его «Декамероне». Известно, что это сборник новелл, которые рассказывают друг другу по вечерам семь молодых красавиц и трое юношей, коротая время в прелестной вилле, куда они удалились из Флоренции во время страшной чумы 1348 года. Со специально-литературной точки зрения в «Декамероне» доведен до высшей степени искусства художественный пересказ содержания разных итальянских хроник, более ранних новелл, фаблио, легенд, баллад и народных анекдотов, создавший итальянскую прозу и вызвавший целый ряд подражателей не только в Италии, но и за её пределами. С другой стороны, важно отношение «Декамерона» Боккаччо к современному ему обществу, отразившемуся в нем, как в зеркале, и так как особенно достается в этой книге монахам и духовным, то ее можно сопоставить с другими литературными произведениями конца средних веков, в коих с насмешкой, грустью или негодованием обличается порча церкви. Обрабатывая традиционный материал в новом духе, изображая именно современную жизнь, сильно удалившуюся от требований средневекового аскетического идеала, Боккаччо проповедует своими произведениями новый взгляд на жизнь, право личности на её радости и особенно на радости любви. Он находит, что «для желания сопротивляться законам природы нужны слишком большие силы», и что «те, которые пытаются делать это, часто трудятся не только понапрасну, но даже с огромнейшим вредом для себя». Он признается, что у него «таких сил нет и что иметь их он не желает, а если бы они у него были, то он скорее предоставил бы их кому-нибудь другому, чем приложил бы к самому себе». Своих хулителей Боккаччо приглашал молчать и не мешать ему пользоваться «радостями, предоставленными нам в этой короткой жизни». Под последними особенно разумеется у него любовь, в коей он готов видеть великую моральную и культурную силу; Боккаччо даже сочувствует монахам, нарушающим свой обет держать себя далеко от женщин. Более инстинктивно, чем принципиально, он высказывается и вообще против монашества, указывая на то, что главною заботою и главным занятием монахов было обманывать «вдов и многих других глупых женщин, а также и мужчин», стремиться исключительно к «женщинам и богатствам». Но протест против порчи нравов и протест против самого учреждения – две вещи разные: Боккаччо, вопреки общему духу своих стремлений, не находит еще аргументов против монашества самого по себе, аргументов, с какими явятся позднейшие гуманисты. Вообще в произведениях Боккаччо нет философского отрицания: ему приходится, например, смеяться над распространенными в его время злоупотреблениями священными предметами, но он был далек от самой возможности составления приписывавшегося ему памфлета «De tribus impostoribus», под коими разумелись основатели трех монотеистических религий. Боккаччо, как и Петрарка, стоит на христианской почве, не имея только его философской вдумчивости и религиозной глубины. Известно, что Петрарка рисовал папскую курию в весьма непривлекательном виде. Произведения Боккаччо также осмеивают пороки духовенства. Он скорбит в них о порче церкви, а одно из его изображений папства и клира прямо оправдывает то, что в одной новелле Авраам (еврей, об обращении коего идет речь), познакомившись с Римом, «не только не сделается из еврея христианином, но если бы он даже принял христианство, то несомненно вернется к иудейству». Стоя, как и Петрарка, на перепутье между двумя мирами, вращаясь в традиционных средневековых формах религии и морали, называя безумием языческие басни, коими сам же он наполнял свои сочинения, Боккаччо за внешнею ортодоксальностью скрывал дух светский, направленный на земное: это земное он не ненавидел, а любил, не представляя себе ничего лучшего, чем стоило бы дорожить, кроме любви славы, богатств.

У Боккаччо есть и произведения религиозного содержания, но он начинает впутывать языческую номенклатуру и фразеологию в изложение христианских предметов: в эклоге «Пантеон» он изображает под языческими именами библейскую историю, называя, например, Христа голым Ликургом, который превратил Фетиду в Бромия (чудо в Кане). В романе «Филокопо» Боккаччо разукрашивает рыцарскую основу волшебными сказками, христианскими легендами и классическими мифами, выводя на сцену языческих богов то в виде реальных личностей, то в смысле аллегорических изображений христианского Бога, когда например, заставляет Юпитера послать своего сына Христа для борьбы с Плутоном или обозначает папу, как викария Юноны . Отмечая эту особенность литературных приемов Боккаччо, мы должны иметь в виду позднейших гуманистов, у коих эта смесь языческого с христианским получила особое развитие. В таком явлении даже усматривают один из признаков паганизма, характеризующего Ренессанс XV века, когда о христианских понятиях и представлениях принято было говорить, пользуясь выражениями, взятыми из языческого словаря.

Эта мода, как и вообще стремление к восстановлению античных литературных форм, придает также классический оттенок произведениям гуманистов. В самом деле, под их пером христианский Бог превращался в «Di Superi», в «Iupiter Optimus Maximus, regnator Olympi, Superum Pater nimbipotens», св. Дева обозначалась, как «Mater deorum» святой становился божественным (divus), отлучение от церкви делалось отрешением от воды и огня (aquae et igni interdictio). Поэт Вида, protégé папы Льва X , пишет поэму, в которой изображает страдания и смерть Иисуса Христа («Христиада»), выводя на сцену целый мифологический аппарат горгон , гарпий , кентавров и гидр в момент крестной смерти или превращая преломляемый хлеб в «sinceram Cererem», а уксус, коим утолили жажду Распятого, в «corrupta pocula Bacchi». Перед папою Юлием II произносится гуманистическая речь на ту же тему крестной смерти, и последняя сравнивается с самоотверженными подвигами Курциев и Дециев, с кончиною Сократа . Мода проникает в официальный стиль, и однажды, например, венецианский сенат обращается к папе с просьбою, uti fidat diis immortallibus quorum vices in terra geris. Подобные примеры можно было бы приводить до бесконечности, но раз первые случаи такого смешения христианского с языческим мы видим в произведениях Боккаччо, хотя и легкомысленного, но все таки остающегося верным, сына католической церкви, сама по себе эта мода, как нечто внешнее и формальное, не может еще служить доказательством паганизма всех итальянских гуманистов, как, с другой стороны, и приверженность к изучению античного мира без нового настроения и новых стремлений не делала из человека настоящего гуманиста. Указанное смешение христианского с языческим в общем было одним из проявлений того стремления к слиянию средневекового с античным, которое характеризует и Боккаччо, и Петрарку. Полное религиозное равнодушие, отчасти сознательное неверие и даже паганизм были явлениями, развившимися в гуманистическом движении лишь во второй половине XV века.

Внутренняя жизнь Боккаччо не была так богата, как жизнь Петрарки, но и в нем, конечно, настроение менялось с годами. Это необходимо иметь в виду, чтобы понять надлежащим образом то «обращение», которое произошло с Боккаччо, когда ему было лет под пятьдесят. В 1361 г. к нему явился монах Джоакимо Чиани, сказавшей ему, будто он послан своим учителем, тоже монахом Пьетро де Петрони, незадолго перед тем умершим в Сиене, с поручением предостеречь Боккаччо от грозящей ему страшной смерти и адских мучений за его греховную жизнь, в особенности за его нечестивые сочинения, если он не поспешит раскаянием. Сам Пьетро, по словам монаха, знал все это из чудесного видения, которое имел перед смертью. На Боккаччо Чиани произвел впечатление, но Петрарка в дружеском письме к нему советовал не забывать, что под покровом религии совершается немало обманов, и что пусть монах согласно выраженному намерению явится к нему, Петрарке, ибо он, Петрарка, узнает, насколько следует давать веры этому монаху. С этим эпизодом связано у некоторых биографов Боккаччо представление о каком-то его «обращении», но в сущности тут не было никакого обращения, и средние века не побеждали Ренессанса. Дело в том, что он и после визита Чиани не бросал своих классических занятий и не переставал защищать поэзию, если же на старости лет он стыдится за «Декамерон», этот грех своей юности, то заботы о спасении души вовсе не окрашивают его ученых работ последнего периода его жизни, а с другой стороны, и до разговора с Чиани Боккаччо был верующий католик: все различие было в том, что к старости ослабела сила его творчества, и что его произведения приняли характер ученого собирания фактов. Да и вообще Боккаччо и прежде не становился в такую резкую оппозицию к средним векам, как Петрарка.

Итальянский писатель - один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения. Друг Петрарки .

Наиболее известное произведение – роман в новеллах Декамерон (10-дневные рассказы) / Decameron.

«… предположим, человека оставила женщина и этим он несчастен - есть все шансы, что он напишет какую-нибудь вдохновенную поэму или роман. Таких примеров мы знаем множество Боккаччио в своём предисловии к «Декамерону» пишет, что несчастная любовь создала ему эту книгу. Он написал эту книгу «благодаря Амуру, который освободил его от своих уз».

Зощенко М.М., Комментарии и статьи к повести «Возвращённая молодость», Собрание сочинений в 2-х томах, Том 2, Екатеринбург «У-Фактория», 2003 г., с. 336.

«Декамерон» (по-русски «Десятиднев») состоит из ста новелл, рассказанных в течение десяти дней поочередно юношами и девушками благородных фамилий, которые уединились в предместье Флоренции во время эпидемии чумы.
Каждый день открывается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит время эта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных нормам благородства и воспитанности.
Обрамление новелл «Декамерона» намечает контуры ренессансной утопии, рисует идиллическую картину: культура оказывается возвышающим и цементирующим началом идеального микросоциума. В самих новеллах Боккаччо с необычайной широтой и проницательностью раскрывает иной мир - реальную пестроту жизни со всем богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Герои новелл принадлежат к разным социальным слоям: горожане и клирики, простолюдины и знать. Образы персонажей полнокровны, жизненны: это люди, предающиеся земным радостям, включая плотские удовольствия, столь решительно осуждавшиеся церковной моралью. Боккаччо реабилитирует женщину, говорит о возвышающей нравственной силе любви, но в то же время он зло высмеивает ханжество, сластолюбие монахов и клириков.
В «Декамероне» высветились новые грани складывавшегося гуманистического мировоззрения, в том числе его антиаскетические идеалы.
В центре внимания Боккаччо, как и Петрарки , - проблема Самосознания личности, которая получит широкую перспективу в дальнейшем развитии ренессансной культуры.
«Декамерон» имел огромную популярность в Италии и за её пределами. Уже в XIV в. он был переведен на французский и английский язык, а его сюжеты нередко заимствовались и перерабатывались в духе национальных традиций других стран.
Однако церковь резко осудила «Декамерон» как произведение безнравственное, наносящее ущерб её авторитету, и настаивала на отречении Боккаччо от своего детища.
Испытывая душевные муки, Боккаччо обратился за советом к Петрарке , который в ответном письме удержал его от сожжения «Декамерона».
Важным вкладом Боккаччо в формирование гуманистической культуры стало и его сочинение «Генеалогия языческих богов», в котором прослеживаются взаимосвязи античных мифов, их происхождение и формируется своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. Автор продолжил здесь начатую Петраркой реабилитацию языческой поэзии, подчеркивал её близость к теологии.
Боккаччо утверждал, что поэзия раскрывает высокие истины о человеке и окружающем его мире, но делает это в присущей ей форме иносказаний, поэтому она заслуживает такого же внимания и глубокого осмысления, как и истины теологии».

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: идейные поиски, в Сб.: Гуманистическая мысль итальянского Возрождения / Сост. Л.М. Брагина, М., «Наука», 2004 г., с. 10-11.

Примерно в 1360 году Джованни Боккаччо написал первую его биографию Данте : Жизнь Данте Алигьери / Vita di Dante и комментарии к 17 песням его «Божественной комедии».

Кроме того, он автор трактатов на латинском языке: О генеалогии богов / De genealogia deorum gentilium в 15-ти книгах; О знаменитых женщинах / De claris mulieribus (включает в себя 106 женских биографий - от прародительницы Евы до королевы Иоанны Неаполитанской); О злоключениях знаменитых мужей / De casibus virorum illustribus в 9-ти книгах.

Особый интерес представляют XIV и XV книги этого обширного сочинения, написанные в «защиту поэзии» против средневековых нападок на неё.

Эти книги, получившие огромную популярность в эпоху Возрождения, положили начало особому жанру «апологии поэзии».

По существу своему мы наблюдаем здесь полемику со средневековой эстетикой. Боккаччо выступает против обвинения поэзии и поэтов в аморализме, излишестве, фривольности, обмане и т. д. В противоположность средневековым авторам, упрекавшим Гомера и других античных писателей в изображении фривольных сцен, Боккаччо доказывает право поэта на изображение любых сюжетов.

Несправедливы также, по мнению Боккаччо, обвинения поэтов во лжи. Поэты не лгут, а лишь «ткут вымыслы», говорят правду под покровом обмана или, точнее, вымысла. В связи с этим Боккаччо страстно доказывает право поэзии на вымысел (inventi), изобретение нового. В главе «О том, что поэты не лживы», Боккаччо прямо говорит: поэты «... не связаны обязательством держаться правды во внешней форме вымысла; наоборот, если отнимем у них право свободно применять любой род вымысла, вся польза их труда обратится в прах» (О генеалогии языческих богов, XIV).

Боккаччо называет поэзию «божественной наукой». Более того, заостряя конфликт между поэзией и теологией, он саму теологию объявляет видом поэзии, ведь она, так же как и поэзия, обращается к вымыслу и аллегориям.

В своей апологии поэзии Боккаччо доказывал, что главнейшими её качествами являются страсти (furor) и изобретательность (inventio). Такое отношение к поэзии не имело ничего общего с ремесленным подходом к искусству, оно обосновывало свободу художника, его право на творчество.

Таким образом, уже в XIV веке у ранних итальянских гуманистов формируется новое отношение к искусству как к свободному занятию, как к деятельности воображения и фантазии. Все эти принципы легли в основу эстетических теорий XV века».

История эстетической мысли в 6-ти томах, Том 2, Средневековый Восток. Европа XV – XVIII веков, М., «Искусство», 1985 г., с. 1344-135.

Произведения Джованни Боккаччо повлияли на творчество: Джорджа Байрона , Гёте , Жана де Лафонтена , Мольера , Джонатана Свифта , Вильяма Шекспира и многих других.

БОККАЧЧО, ДЖОВАННИ (Boccaccio, Giovanni) (1313–1375), итальянский прозаик, поэт, гуманист. Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой.

Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провел в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, он изучал «грамматику» (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с «арифметикой» – искусством вести счета.

В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание.

Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309–1343), он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д"Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе.

В 1339 дом Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. После смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, он вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.

Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды – к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio , 1355) – шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за «греховный» тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.

В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 31 декабря 1375.

Творческое наследие Боккаччо обширно и разнообразно. Помимо романа в новеллах Декамерон (Decamerone , 1348–1351), он написал четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте Амето (L"Ameto , 1342), сатиру Ворон , биографическую книгу Жизнь Данте Алигьери (Vita di Dante , 1360–1363) и комментарии к 17 песням его Божественной комедии , четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги.

Некоторые сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Так, поэма Филострато (Filostrato , 1338) вдохновила Чосера на создание Троила и Хризеиды , около 2700 строк которой – почти дословный перевод из Боккаччо. Другая большая поэма Боккаччо, Тезеида (Teseida , 1339), написанная октавами, дала тому же Чосеру сюжет для истории рыцаря в Кентерберийских рассказах . В 1344–1346 Боккаччо написал поэму Фьезоланские нимфы (Ninfale Fiesolano ), изысканную идиллию, не превзойденную даже в пору расцвета литературы Возрождения.

Романы Филоколо (Filocolo , 1336) и Элегия мадонны Фьямметты (L"Elegia di madonna Fiammetta , 1343), несмотря на некоторое многословие, дают яркие и правдивые картины жизни Неаполя и представление о роли в ней Боккаччо. Первый является пересказом старинной французской легенды Флуар и Бланшефлор . Второй глубоко автобиографичен и считается первым психологическим романом. Из научных трудов Боккаччо лишь Жизнь Данте Алигьери и приложенные к ней Комментарии к Божественной комедии (Commento alla Commedia ) сохраняют научную ценность. Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, возможно, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берет начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо О злоключениях знаменитых мужей (De casibus virorum illustribus ), О знаменитых женщинах (De claris mulieribus ), О генеалогии богов (De genealogia deorum gentilium ) и О горах, лесах, источниках... (De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc. ), многое теряя из-за традиционного для Cредневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое значение как образцы предгуманистической литературы.

Примечательны события, послужившие толчком к созданию Декамерона. В 1348 в Европе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Болезнь не обошла и Италию, включая Флоренцию. Чума затронула и нравы. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это стало причиной мощного всплеска религиозности. Другие – их было большинство – сделали жизненным принципом «carpe diem» – «лови мгновенье». К ним относился и Боккаччо.

Задолго до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Источники были самые разные: восточные сказки и французские фаблио, Римские деяния (Gesta Romanorum ) и ранние сборники новелл, такие, как Новеллино (Cento Novelle Antiche ) и Похождения сицилийца (L"Avventuroso Ciciliano ), дворцовые и уличные сплетни и, наконец, реальные события того времени. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями, в расцвете творческих сил, Боккаччо был готов приступить к их обработке. Сделав рассказчиками трех юношей (каждый из них, возможно, представляет какую-то сторону личности автора) и семь молодых женщин (вероятно, его возлюбленных), которые, спасаясь от чумы, покидают Флоренцию, Боккаччо свел все новеллы в единое, цельное произведение.

Несмотря на очевидное влияние цицероновского маньеризма, язык Декамерона живой, красочный, богатый, изысканный и мелодичный. Боккаччо галантен, уравновешен, более искушен, порой циничен, но неизменно человеколюбив. Он оставил нам картину блестящей и бурной эпохи – осени Средневековья. Из Декамерона черпали образы и идеи Чосер, У.Шекспир, Мольер, мадам де Севинье, Дж.Свифт, Ж.Лафонтен, И.В.Гёте, Д.Китс, Дж.Г.Байрон и Г.У.Лонгфелло.

Также одним из родоначальников итальянского Возрождения (Чинквеченто) является не менее знаменитый гуманист, чем Петрарка, поэт и романист Джованни Боккаччо (1313 – 1375). Современник Петрарки, его друг и ближайший литературно-духовный сподвижник, Боккаччо начинал свой творческий путь как поэт, не без влияния Данте и Петрарки. Некоторое время жил во Флоренции, как поклонник Данте, многое сделал для распространения наследия Данте, читал лекции о творчестве великого поэта, особенно высоко отзывался о «Божественной комедии».

На творчество Боккаччо наложило отпечаток его происхождение: родился он в Париже, его отец - итальянский купец из Флоренции, мать - француженка. Младенцем Боккаччо был увезен в Италию и с тех пор не был в Париже. Жизненная раздвоенность не позволила в некоторой степени стать Боккаччо тем цельным человеком, которое требовало время. Но в то же время именно жизненная раздвоенность привила будущему писателю то познание жизни, без которого он не состоялся бы как романист, закладывающий новые приемы художественного изображения в литературе. Потому что Боккаччо удалось отметить самые неизвестные незаметные, мелкие черты реальной жизни и выразить в произведении в их страшной безобразной уродливости, что мешает человеку почувствовать по-настоящему радость жизни, которую писатель изобразил так живо, так естественно, как никто до него в литературе. Поэтому будучи молодым человеком, он сознательно, вопреки воле отца, избежал участи быть торговцем и скучно-корыстным юристом, а стал писателем.

В жизни Боккаччо, как и у Данте, Петрарки была своя Муза. Она не оставила в литературе такой след, как Беатриче, Лаура, но образом Фьяметты, героиней, пронизывающей едва ли не каждое произведение Джованни Боккаччо почти во всех сочинениях новеллиста, она стала. Под этим именем скрывается настоящая жизненная Мария д’Аквино, по некоторым сведениям побочная дочь короля Неаполя Роберта Анжуйского.

Как и Петрарка играл именем Лауры (Лаура – лавр), так и Боккаччо не случайно дал своей героине имя Фьяметта: дословно огонек. Живой огонек, разжигающий настоящую земную естественную любовь. Этим муза писателя отличается от Беатриче Данте – у него она божественный дух, чистая душа; от Лауры – реальная женщина, но любовь у Петрарки все же не сколько земная, а сколько возвышенная, идеальная. Кроме того в отличие от своих братьев по перу, Боккаччо жил с Марией некоторое время, добившись от нее признания своим писательским талантом. Не перестал он отзываться о ней естественно-восторженно и после расставания с ней. Оттого тема любви в творчестве писателя становиться главной в его художественных воззрениях.

Ранние произведения Боккаччо по-своему подготавливали его к роману «Декамерон», ставшему итогом творческого развития писателя, выражением собственного художественного почерка и видения. Тогда как в повестях «Филоколо» (первая повесть), поэмы «Филострато», «Тезеида», «Амето», «Любовное видение», «Фьезоланские нимфы», «Фьяметта» очень много веяний из античной литературы (их лирических произведений Вергилия, Овидия, постоянны художественные ссылки на античные мифы), в произведениях можно найти мотивы Данте, преломления французской литературы и главное – почти во всех произведениях Боккаччо подает тексты в органическом переплетении прозы с поэзией. Таким образом создаются новые жанровые разработки в литературе.

За внешней сюжетикой художественного вымысла проступают черты реальных людей, становится видна скрытая природа человека, что характерно только для данной эпохи. Так в пасторали Амето» сквозь буколическую природу пробиваются чувства современного человека, уже таящего внутри себя свои переживания. Ее герой пастух-дикарь перестает быть таковым под воздействием утонченности окружающих его нимф. Он более не боится показывать свою страсть. Он осознает, что преступно, неестественно молчать о своих чувствах. Особенно бурно проявление человеческой природы Боккаччо выражает в поэме «Фьезоланские нимфы». Жизнерадостность, ироничность, сатира писателя нашли свой выход в изображении любви двух молодых людей Африко и Мензолы. Здесь видны настоящие переживания человека:

Амур мне петь велит. Пора настала.

Он в сердце, как в дому, провел лета.

Великолепье сердце мне связало,

Блеск ослепил; я не нашел щита,

Когда лучами душу пронизало

Сиянье глаз. Владеет мною та,

Что, ночь и день из слез и воздыханий

Сплетя, томит, - вина моих терзаний.

Амур меня ведет и побуждает

В труде, что я отважился начать!

Амур меня на подвиг укрепляет,

И дар и мощь – на всем его печать!

Амур меня ведет и просвещает,

Внушив мне долг о нем повествовать!

Амур меня подъял для воссозданья

Старинного любовного преданья!

В поэму намеренно введена богиня Диана, утверждающая собой средневековую аскетичность, требующая презирать мужчин, как подобает амазонкам. Поэт создает на нее своего рода сатиру, призывая людям не стесняться, не стыдиться своих естественных чувств, а главное – не закрепощать человеческую природу ложными рассуждениями о первичности духа над материей. Впервые Боккаччо выступает как поборник естественного начала в человеке. Подобное изображение было новым словом в литературе и несло развивающее начало.

В повести «Фьяметта» Боккаччо впервые сделал заявку на отображение психологии человека, тем самым приблизившись к реалистичности изображения. Взяв за основу сюжет о разладе влюбленных и поместив на первом плане переживания героини, Боккаччо достиг глубокого анализа человеческой души, который передан через соответствующий прием повествования – монологической речью героини. Новым было и то, что впервые в европейской литературе в центре повествования активной героиней была женщина, до этого бывшая только предметом высоких воспеваний и любовных воздыханий. Правда, Боккаччо не вполне удалось передать жизненные черты земной женщины. Фьяметта несет в себе некоторую искусственность, присущую традициям средневековой литературы. Тем не менее ее образ явился первым опытом пристального внимания писателя к внутренней стороне человеческой природы.

Путь к «Декамерону» был проложен у Боккаччо его бурной политической деятельностью в родной Флоренции середины XIV века. Многие размышления и переживания писателя тех лет легли в основу «Декамерона». Во Флоренции Боккаччо возглавил один из ремесленных цехов в борьбе за лучшую жизнь. Выступления флорентийских ремесленников были едва ли не первыми в Европе, доходившие до открытых стычек с правящей властью. Это были тревожные 1343-1345 годы с лозунгами «Долой налоги!», и «Смерть жирным горожанам!», затем волнения ремесленников охватили практически всю Италию, это так называемое движение чомпи – чернорабочих. Так в 1371 году прошли выступления в тосканских городах Перудже и Сьене. Во Флоренции в 1378 году после смерти Боккаччо разразилось настоящее восстание чомпи. И хотя писатель не дожил до этой даты, движение ремесленников подкреплялось недавними яркими делами Боккаччо.

Итальянская жизнь во всех своих ракурсах, нюансах и тонкостях проявления человеческой природы широко, глубоко, объективно вошла в художественную панораму романа «Декамерон», написанной Боккаччо по приблизительным данным в 1352-1354 годах.

Писатель хорошо знал средневековую литературу, ее жанровые особенности, античную литературу, в большей степени ее греческие страницы, изучал истоки народной литературы, ее фольклорное начало, откуда черпал многие приемы, средства отображения реальной действительности. Боккаччо обращал внимание на то, что было в эпицентре народной мудрости, было основой живого разговорного языка, все то, что вызывало здоровый народный смех и такой же силы презрение и осмеяние. И как Данте, решавший огромные задачи по совершенствованию человека, так и Боккаччо избрал единственно верный на тот момент жанр – новеллу. Именно этот жанр, который бы дошел до ума и сердца каждого человека, а не только лица сановного, важного чинами, что в меньшей степени заботило писателя, хотя и такого человека в первую очередь имел Боккаччо ввиду. Демократичность, доступность нужны была Боккаччо. Поэтому новелла стала своего рода тем удивительным средством – общественным рупором, позволившим Боккаччо говорить о самых затаенных уголках человеческой природы в целом.

Новелла (от итальянс., новость) – повествовательный прозаический жанр, реже стихотворный, представляет малую форму эпики. Нередко термин «новела» употребляется как синоним русского термина «рассказ», но в новелле есть свои специфические черты. Новеллу следует рассматривать как определенный и, в частности, конкретно-исторический тип малой формы повествования. Малая форма повествования существует уже на заре развития литературы. Нов собственном смысле возникает именно в эпоху Возрождения. Впервые новелла складывается в итальянской литературе XIV – XV веков. Сюжеты новеллы были заимствованы из предшествующей литературы и фольклора. Но возрожденческая новелла принципиально отличается от новеллы предыдущего времени.

В эпоху Возрождения совершается процесс становления личности, индивидуального человеческого сознания и поведения. В условиях феодализма человек выступал как частица определенной общности людей – сословия. Рыцарского или монашеского ордена, цеха, крестьянской общины. Человек не имел личной воли, индивидуального мироощущения. И только в новую эпоху начинается процесс высвобождения личностного начла в каждом отдельном человеке. Именно этот сложный исторический процесс становится причиной рождения нового литературного жанра – новеллы.

В новелле впервые осуществляется многостороннее художественное освоение личной, частной жизни людей. Ранняя литература изображала людей в их непосредственно общественной деятельности, в их «официальном» облике. Даже если речь шла о любви, семейных отношениях, дружбе, духовных исканиях или борьбе за существование отдельного индивида, герой произведения выступал прежде всего как представитель определенной общности людей, воспринимал и оценивал все окружающее, себя – свое поведение, сознание с точки зрения интересов и идеалов этой общности. Отсюда личные отношения не получали полного и самостоятельного отображения. Хотя в предшествующей литературе была сфера литературы, где изображалась частная жизнь человека, но изображалась она в комической, сатирической форме (фарс, сатиры, фаблио), и человек выступал в своих низменных, жалких, недостойных чертах. Такая литература не создавала объективизма в изображении человека. И только новелла окончательно приблизила литературу к объективному изображению отдельного человека с его – личными – проблемами, переживаниями, всей жизнью.

Новелла объективно, многосторонне, крупно и пристально отображает человеческую природу. Отсюда в новелле обычно отображаются частные поступки и переживания людей, их личные, порой интимные подробности. Но это не означает. Что новелла лишена общественной остроты, социального и исторического содержания. Наоборот, в условиях распада феодального строя высвобождение и становление личности приобрело острейший общественный смысл. Это уже само по себе было бунтом против старого мира. Это определило остроту конфликтов, отражаемых в новелле, хотя речь нередко шла о бытовых повседневных ситуациях.

Новое содержание обусловило и новаторскую художественную форму новеллы. Если ранее в литературе господствовали резко выраженные жанровые каноны – ода и сатира, героика и фарс, трагическое и комическое, то для новеллы характерен прозаический нейтральный стиль. Воссоздающий многогранность, многоцветность стихии частной жизни. В то же время для новеллы типично острое, напряженное действие, драматизм сюжета, ибо личность сталкивается в ней с законами и нормами старого мира. Действие новеллы разворачивается в обычной, повседневной жизни, но сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренное течение будней.

Художественное своеобразие новеллы коренится в противоречивом сочетании картины прозаического, повседневного бытия и острых, необыкновенных, иногда даже фантастических событий и ситуаций, как бы взрывающих изнутри привычное, упорядоченное движение жизни.

Боккаччо в «Декамероне» отталкивается от огромного наследия созданной литературы (античной, народной, средневековой, заимствованной из других литератур, как восточной, например, и т.д.). Но выдвигая своей целью воспевание «здорового чувственного начала» в человеке, идет в большей степени не от знакомых средневековому читателю литературных истоков – например, сборника «Новеллино», состоявшего из 100 небольших бытовых рассказов, анекдотов о человеке и человеческой жизни, а от творчества Данте в первую очередь от его «Божественной комедии».

Как Данте Боккаччо создает целостное полотно изображения человеческой природы – такой, какая она есть. И набрасывая многоцветную палитру человеческого многообразия, писатель задумался над тем, от чего срочно нужно освободить человека. Поэтому внутренняя композиционность имеет много общего с построением «Божественной комедии» Данте: 100 новелл, первая вступительная, выявление всего недостойного, что есть в человеке по принципу постепенного обнажения внутренней природы отдельной личности как одного из типов человечества – как вступление в бездну ада Данте, утверждение жизнерадостности, жизнеутверждения человека как в чистилище «Божественной комедии» и, наконец, видение Боккаччо такого государственного устройства, которое позволило бы человеку раскрыть только лучшие стороны своей природы – это построение идеального общества в романе по принципу жизненного устройства героев как в дантовом Рае.

При этом Боккаччо использует свой отличительный художественный прием – он идет в своем повествовании по математическому принципу - «обратно пропорциональное»: представляя читателю галерею нелицеприятных своих героев, тем самым писатель требует от каждого из нас понимания, каким нужно быть человеком на самом деле в этот миг жизни – миг скоротечный, стремительный, но единственно желанный и нужный человеку, ибо другой жизни у нас нет.

Отсюда сто новелл в романе: цифра 100 как призвание человечества к гармонии, к порядку, к единению с собственной природой. Поэтому новое в новелле Боккаччо состоит в том, что он не только создает совершенно новый жанр, а в том, что превращает ее в психологический экскурс по лабиринтам человеческой природы. В этом главное отличие новеллы Боккаччо от всей предшествующей и современной литературы.

При этом сам писатель называет свое произведение по-разному и использует прием отстранения, чтобы не навязывать читателю свою точку воззрения для возникновения иных – неавторских выводов, что ведет к порождению не назидательности, а проявлению моралистичности, закономерно порождаемой самим читателем: «… я намерен сообщить на помощь и развлечение любящих … сто новелл, или, как мы их назовем, басен, притч и историй, рассказанных в течение десяти дней в обществе семи дам и молодых людей в губительную пору прошлой чумы… В этих новеллах встретятся забавные и печальные случаи любви и другие необычайные происшествия, приключившиеся как в новейшие, так и в древние времена. Читая их, дамы в одно и то же время получат и удовольствие от рассказанных в них забавных приключений и полезный совет, поскольку они узнают, чего им следует избегать и к чему стремиться. Я думаю, что и то и другое обойдется не без умаления скуки; если, даст бог, именно так и случится, да возблагодарят они Амура, который, освободив меня от своих уз, дал мне возможность послужить их удовольствию».

Верна характеристика академика А.Н.Веселовского: «Боккаччо схватил живую, психологически верную черту – страсть к жизни у порога смерти».

Не случайно Боккаччо начинает свое повествование с описания чумы – реального события в жизни европейских стран – с 1348 года. Но чума в романе – это и историческое событие, и художественный фон как завязка, и философское обобщение о результатах человеческого поведения и деяния. Боккаччо в описании чумы сравним с «Илиадой» Гомера, ее начала, когда «Феб сребролукий, царем прогневленный Язву на воинство злую навел… погибали народы…». Но у автора «Декамерона» все прозаичнее, тем страшнее:

«Итак, скажу, что со времени благотворного вочеловечения сына божия минуло 1348 лет, когда Флоренцию. Прекраснейший изо всех итальянских городов, постигла смертоносная чума, которая, под влиянием ли небесных светил, или по нашим грехам посланная праведным гневом божиим на смертных, за несколько лет перед тем открылась в областях востока и, лишив их бесчисленного количества жителей, безостановочно подвигаясь места на место, дошла, разрастаясь плачевно, и до запада…».

Стремясь уберечь себя от чумы в ее прямом и переносном смысле герои романа, по замыслу автора случайно встретившись в храме Санта Мария Новелла, уходят их города, объятого чумой, в загородные поместья – на лоно природы, где здоровый воздух, на котором они не только сохранят свое здоровье, но прекрасно (с пользой для себя) проведут время:

«Из них первую и старшую по летам назовем Пампинеей, вторую – Фьямметтой, третью – Филоменой, четвертую – Емилией, затем Лауреттой – пятую, шестую – Неифилой, последнюю, не без причины, Елизой. Все они, собравшись в одной части церкви, не с намерением, а случайно…».

Возраст дам и юных дев не превышает 28-летнего и не ниже 18-летнего возраста. Затем к ним присоединились трое молодых людей не младше 25-летнего возраста. Это Памфило, Филострато и Дионео. С точки зрения исследователей имена героев как прекрасных дам, так и молодых людей несут в себе те или иные биографические сведения самого Боккаччо. Так под именем Фьямметта скрывается собирательный образ его возлюбленной, а под именами юношей - сам писатель в разное время его жизненных периодов.

Писатель «уводя» своих героев из чумного города, приемом экстраполяции создает с ними совершенно новый мир. И этот мир – не призрачная идея, воображаемый идеальный мир как утопия, а вполне достижимый мир в образе конституционной монархии, сторонником которой был сам писатель. При этом Боккаччо учитывает все стороны и нюансы создания такого общества и государственного устройства.

Первое, что делает писатель, это намеренно локализирует данное пространство: «Оно лежало на небольшом пригорке, со всех сторон несколько удаленном от дорог, полном различных кустарников и растений в зелени, приятных для глаз». Локальность необходима зарождающемуся миру, так как существующий вокруг реальная действиетльность ничего, кроме чумы и ее последствий не даст миру, во-первых; а во-вторых, новый мир должен возникать только из своих чистых «клеток». Второе, что создает Боккаччо – не менее прекрасное пространство их бытия, в котором все учтено до мелких подробностей обыкновенного быта: «На вершине возвышался палаццо с прекрасным, обширным двором внутри, с открытыми галереями, залами и покоями, прекрасными как в отдельности, так и в общем, украшенными замечательными картинами; кругом полянки и прелестные сады, колодцы свежей воды и погреба, полные дорогих вин, что более пристало их знатокам, чем умеренным и скромным дамам. К немалому своему удовольствию, общество нашло к своему прибытию вес выметенным; в покоях стояли приготовленные постели, все устлано цветами, какие можно было достать по времени года, и тростником».

Необходимо обратить внимание на слова «прекрасный», «замечательными», «прелестный», «свежей», «дорогих», которые передают тонкости действительно устраиваемого идеального мира. Такому прекрасному природному миру должна соответствовать государственная организация человеческой жизни, что и создает автор на первых страницах романа. Героиня романа Пампинея, по праву старшей среди всех произносит следующие слова:

«… будем жить весело, не по другой же причине мы убежали от скорбей. Но так как вес, не знающее меры, длится недолго, я, начавшая беседы, приведшие к образованию столь милого общества, желаю, чтобы наше веселье было продолжительным, и потому полагаю необходимым нам всем согласиться, чтобы между нами был кто-нибудь главным, которого мы почитали бы и слушались как набольшего и вес мысли которого были бы направлены к тому, чтобы нам жилось весело. Но для того чтоб каждый мог испытать как бремя заботы, так и удовольствие почета и при выборе из тех и других никто, не испытав того и другого, не ощущал зависти, я полагаю, чтобы каждому из нас, по очереди, присваивались на день и бремя и честь: пусть первый будет избран всеми нами, последующие назначаемы…»

Данные слова представляют ясно проступающий образ конституционной монархии. Здесь проявляются собственные политические взгляды писателя. Сущность политических воззрений автора «Декамерона» в том, что несмотря на активные бурные выступления ремесленников едва ли не по всей Италии, а особенно во Флоренции и других южных городах-государствах и то, что сам писатель возглавлял один из флорентийских цехов, Боккаччо не особенно верил в силу неграмотных простых людей. Поэтому, ратуя за республиканские порядки, склонялся в сторону монархии, пусть и конституционной.

При этом Боккаччо не просто называет модель государственной власти, но создает все соответствующие структуры данного правления. Первое, на что обратим внимание, это то, что герои отправляются в загородное вынужденное путешествие со своими слугами, которые помогают им в ведении данного образа жизни:

«… они с радостью ответили, что готовы, и, не затягивая дела, прежде чем разойтись, сговорились, что им предстояло устроить для путешествия. Велев надлежащим образом приготовить все необходимое и наперед послав оповестить туда, куда затеяли идти, на следующее утро, то есть в среду, на рассвете, дамы с несколькими прислужницами и трое молодых людей с тремя слугами, выйдя из города, пустились в путь…».

Боккаччо, размышляя об идеальной форме правления для народа, предусматривал социальное разделение общества, пусть не на богатых и бедных, но господ и их слуг. Слуги в романе пользуются теми же привилегиями, что и их господа: они не ущемлены и не умалены ни в чем, едят и пьют те же «кушанья» и «вина», так же свободны, занимаются своими делами в личное время. Единственная их обязанность ревностно, заботливо ухаживать за господами, что они и делают с превеликим удовольствием:

«… вступив в залу нижнего этажа, они (господа – выделено нами М.Д.) увидели столы, накрытые белоснежными скатертями, чары блестели как серебро и было вес усеяно цветами терновника. После того как по распоряжению королевы подали воду для омовения рук, все пошли к местам, назначенным Пармено. Явились тонко приготовленные кушанья и изысканные вина, и, не теряя времени и слов, трое слуг принялись служить при столе; и так все было хорошо и в порядке устроено, все пришли в отличное настроение и обедали среди приятных шуток и веселья. Когда убрали со стола, королева велела принести инструменты… стали играть прелестный танец, а королева, отослав прислугу обедать, составила вместе с другими дамами и двумя молодыми людьми круг и принялась тихо ходить в круговой пляске…». Можно ли после этого отмечать какое-либо унизительное или рабское отношение господ к своим слугам. Сами же господа живут по единственному главному закону: «всякому вообще, дорожащему нашим расположением, мы предъявляем наше желание и требование, чтобы, куда бы он ни пошел, откуда бы ни возвратился, что бы ни слышал или не видел, он воздержался от сообщения нам каких-либо известий извне, кроме веселых». Все новости, каждый рассказ должен нести заряд бодрости, жизненного оптимизма, а также быть в первую очередь полезным. И это неписанный закон прекрасного общества «Декамерона».

Таким образом «устроив» идеальное общество, Боккаччо как автор начинает по данному образцу государственного правления создавать соответствующие человеческие типы. Отсюда философская задумка «заставить» своих героев рассказать о разнообразных качествах человеческой природы. Так обуславливается жанровая форма романа: «Декамерон» - значит десятидневник. В течение десяти дней рассказываются новеллы на различные темы – по романной структуре ведется своего рода дневник. Современное понимание дневника – ведение записей о каких-либо происшествиях человека, с их анализом, а значит это в определенной мере отражение психологических особенностей отдельной личности. В этом и состоит отличие новелл Боккаччо от средневековых жанров повествовательного характера. Даже в самых коротких рассказах есть элементы психологизма. Боккаччо не категоричен в идейной установке, не навязывает собственные суждения, а оставляет разрешать острые, сложные, а порой смешные проблемы самому читателю. Это не значит, что автор самоотстраняется от созданной ситуации. Уже то, на чем останавливает наш взгляд писатель, является его активным участием в утверждении прекрасной жизни, чистой жизни, здорового человека – прежде всего в нравственном отношении. В этом плане Боккаччо по-новому повторяет Данте. И разница лишь в том, что писатель Возрождения не создает образ ужасного Люцифера, а выводит его изнутри - из души каждого современного ему человека, что в сущности оказывается гораздо страшнее. То есть в новеллах Боккаччо человек сам обличает себя, свое настоящее внутренне «я», словно смотрится в живое «говорящее» зеркало.

Оттого целостна, компактна и в то же время многоступенчата художественная структура романа. Ведь перед читателем не одна новелла, а целая цепь. Встречаются своего рода одноактные новеллы, построенные по структуре вопрос-ответ, но также есть и многоактные, где мы встречаемся с настоящими превратностями судьбы. И такие новеллы исходят от традиций греческих романов. Порой читатель видит перед собой красочную фееричную сказку, что в духе восточных историй, а то сталкивается с целым романом, разворачивающимся в пределах одной новеллы. Подобное художественное строение романа «Декамерон» в духе зарождающейся возрожденческой литературной традиции.

Так, к примеру, новеллы первого дня открывает новелла о неком сэре Чаппеллетто, который при жизни был сверхобманщиком, но находясь при смерти умудрился хитростью исповедаться, а после смерти был причислен к лику святых. В первому дню относятся новеллы с коротким сюжетом, имеющим в сущности исключительно один случай. Подобные новеллы близки к средневековой эпической литературе.

В этой новелле говорится, что герой был нотариусом «и для него было бы величайшим стыдом, если бы какой-нибудь из его актов оказался не фальшивым… Лжесвидетельствовал он с великим удовольствием, прошеный и непрошеный; в то время во Франции сильно веровали в присягу, а ему ложная клятва была нипочем… Удовольствием и заботой было для него посеять раздор, вражду и скандалы между друзьями, родственниками и кем бы то ни было, и чем больше от него выходило бед, тем было ему милее».

Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio). Родился 16 июня 1313 года в Чертальдо, Франция - умер 21 декабря 1375 в Чертальдо, Италия. Итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами - Данте и Петраркой - оказал существенное влияние на развитие всей европейской культуры.

Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторалей, сонетов. Главное произведение - «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) - книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества.

Незаконный сын флорентийского купца Боккачино да Челлино и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо.

Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в обучение к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право.

После смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени, в число его близких друзей, в частности, входил известный математик Паоло Дагомари, снискал расположение молодой королевы Иоанны и дамы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.

Дружба его с началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе.

Боккаччо был первым гуманистом и одним из наиболее ученых людей Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в своём доме калабрийского грека Леонтия Пилата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (1471). Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте-Кассино, самом знаменитом и учёном во всей тогдашней Европе, Боккаччо нашёл библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а, например, чудные рукописи и были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что монахи выдирают из манускриптов листы пергамента и, соскабливая старый текст, изготовляют псалтыри и амулеты, зарабатывая на этом.

В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в Флорентийском университете.

В декабре того же года он получил поручение к Людвигу V Бранденбургскому, сыну Людвига IV Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V.

С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.

Памятник Боккаччо, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879. В честь Боккаччо назван кратер на Меркурии.

Произведения Джованни Боккаччо:

неаполитанский период:

1334, эротическая поэма «Дом Дианы» (La caccia di Diana)
ок. 1336-38, роман «Филоколо» (Filocolo)
ок. 1335-40, поэма «Филострато» (Filostrato)
ок. 1339-41, поэма «Тезеида» (Teseida delle nozze di Emilia).

флорентийский период:

1341-42, пасторальный роман «Амето» (Comedia delle ninfe fiorentine; Ninfale d’Ameto; Ameto)
начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» (Amorosa visione)
1343-44, повесть «Фьяметта» (Elegia di Madonna Fiammetta; Fiammetta)
1345, поэма «Фьезоланские нимфы» (Ninfale fiesolano)
1350-е: «Декамерон» (Decameron)
1354-1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» («Il corbaccio о labirinto d’amore»)
ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте», «Trattatello in laude di Dante»; точное название - «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция - 1352, третья - до 1372)
Цикл лекций о «Божественной Комедии» (Argomenti in terza rima alla Divina Commedia), незавершён
Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355-1357, лат. яз.
«Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (De genealogia deorum gentilium, первая редакция около 1360, лат. яз.
«О несчастиях знаменитых людей» (De casibus virorum et feminarum illustrium, первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз.
«О знаменитых женщинах» (De claris mulieribus, начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий
Буколические песни (Bucolicum carmen)
Сонеты
Письма.




Вверх