Ареалы обитания миграции закономерности размещения животных сообщение. "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных". Причины и примеры миграции

Что такое ареал?

Ареал - поверхность суши или моря, в пределах которой распространен тот или иной вид или род растений, животных.

Как определить границу ареала?

Почему животные разных видов неравномерно распределяются на нашей планете?

Неравномерное распределение животных на нашей планете связано с неравномерностью и разнородностью природных условий.

Почему животные совершают миграции?

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные.

Вопросы

1. Что может быть причиной изменения площади ареала?

Основной причиной изменения площади ареала является изменение условий среды. При их улучшении ареал может расширяться. При ухудшении условий уменьшается численность организмов, ареал сужается.

2. Каковы причины образования прерывистых ареалов?

Прерывистые ареалы могут возникать в результате появления преграды внутри самого ареала, путем преодоления преграды группой животных и основанием новой колонии, при гибели животных в промежуточных территориях.

3. От чего зависит размер ареала?

Размеры ареалов могут быть различными. Имеются весьма обширные – космополитные и совсем незначительные – эндемичные ареалы. Размеры ареала зависят от подвижности вида, его экологической валентности и его возраста.

4. Какие причины влияют на плотность животных в ареале?

Плотность животных в ареале зависит от наличия совокупности благоприятных для вида условий. Как правило, наиболее заселены центральные территории ареала, где набор благоприятных условий наиболее полный. Ближе к границам ареала условия становятся менее благоприятными и плотность животных уменьшается.

5. Какие условия существования необходимы для жизнедеятельности животных?

Для разных видов животных существую свои условия, которые необходимы для жизнедеятельности. Можно выделить важнейшие условия необходимые большинству животных: достаточное количество пищи, воды, тепла, территории.

6. Каковы причины миграций? Приведите примеры.

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные. Возрастные миграции связаны с поиском мест обитаний, соответствующих определенному возрасту. Примером могут стать миграции угрей. Сезонные миграции разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала. Например, миграции перелетных птиц. Нерегулярные миграции сопровождаются выселением особей вида далеко за пределы ареала. Примером могут служить миграции леммингов, саранчи. В момент таких миграций большинство животных гибнет.

7. Чем можно объяснить, что Голарктическая область имеет такую большую площадь?

Голарктическая область занимает такую большую площадь, поскольку объединяет территории, которые не так давно потеряли сухопутную связь между собой. Именно поэтому фауна этих территорий сходна и может быть объединена в одну зоогеографическую единицу.

Задания

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о миграциях различных животных.

Загадки самоубийства леммингов нет, как нет и никакого самоубийства

Для биологов более ста лет одним из самых странных и загадочных явлений в естественной природе было внезапное массовое самоубийство леммингов, дружно бросавшихся с обрыва в воды моря. Финские ученые разбирались 15 лет с этой задачей, и нашли объяснение причинам столь неоднозначного поведения зверьков.

Оливер Гилг из Хельсинского Университета в Финляндии и его коллеги опубликовали результаты своих исследований по этой теме в выпуске журнала Science 31 октября. Необъясненные трагедии популяции этого грызуна, обитающего в высоких северных широтах, вызывали рождение легенд и мифов о том, что будто бы всякий раз, когда численность зверьков становится слишком огромной и пищи на всех не хватает, они объединяются в одно полчище и дружно совершают самоубийство, бросаясь с утесов в море. Исследователи говорят, что реальные причины подобного поведения леммингов более сложны.

Численность леммингов, как они говорят, легко регулируется благодаря жесткому контролю со стороны их естественных хищников: горностаев, песцов, снежных сов и поморников (чаек).

За 15 лет ученые собрали данные о леммингах и их хищниках с 75 квадратных километров восточной части острова Гренландия. Выяснилось, что периодически популяция леммингов может резко возрастать в 100 или даже 1000 раз от их первоначальный численности. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Это в свою очередь повышает численность их естественных хищников, которые становятся столь многочисленными, что пожирают леммингов в гигантских количествах, и популяция последних резко падает. Следующая стадия - недостаток леммингов в среде расплодившихся хищников приводит к снижению и популяции хищников.

Циклы роста и снижения популяций хищников и добычи знакомы биологам, но интересным в этом случае с леммингами тем, что они почти подобны часовому механизму. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Для него лемминги – это основной источник пропитания. Три других хищника - "универсалы" - они любят лакомиться леммингами, но также имеют и альтернативные источники пропитания. Поэтому только численность горностаев резко падает в течение года после снижения популяции леммингов.

Вопрос цикла леммингов оставался открытым в течение почти целого столетия. Различные школы спорили об этом. Это было очень горячей темой. Что же до необычного явления среди леммингов собираться в полчища, то оно обусловлено моментом, когда в период максимального роста их популяции, они вынуждены совершать миграции. Если на их пути встанет море, то приличная часть стаи не успеет заметить, как окажется там, так как зверьки смотрят лишь на хвосты друг друга и идут за ведущими. Поэтому если и ведущие увидят обрыв, то даже резко остановившись, не смогут остановить всю массу позади бегущих, которые просто столкнут их и начнут падать сами. Но это не значит, что вся стая поголовно будет топиться и упавшие в воду зверьки утонут. Они неплохо плавают и сумеют выбраться затем на берег, где снова соберутся в стаю и продолжат миграцию.

Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска

Янтыкова Елена Ринатовна

Конспект урока по теме: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014

Конспект урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

Цель урока: Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

Задачи:

Познавательная:

Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;

Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;

Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать бережное отношение к природе;

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Учащихся в классе: 26

Используемые учебники и методическая литература учителя:

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с.

Используемое оборудование: презентация: «Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных», атлас, карта животных и растений мира, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебник.

Ключевые биологические понятия урока: Ареал. Виды: эндемик, космополит, реликт. Миграции: возрастные, периодические, непериодические.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: География.

    Проверка домашнего задания . (Слайд №1)(Тест нескольким детям индивидуально)

Выберите правильные утверждения.

    Наука о древних вымерших организмах называется эмбриологией.

    Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.

    Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.

    Основоположником теории эволюции считается Ч. Дарвин.

    Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

    Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.

    Рудименты это органы, сходные по строению, происхождению, но имеющие разную форму и функцию.

    От количества растительноядных животных зависит количество хищников.

    Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.

    В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 3, 4, 5, 8, 9, 10)

    Актуализация знаний: Изучая биологию в 7 классе, мы познакомились с огромным разнообразием животных. На планете существует более 2х млн. видов животных, и каждый из них имеет свои определенные признаки. Каким образом распространены они по планете? Почему мы не встретим белого медведя в пустыне Сахара? (Для существования вида нужны определенные условия). На слайде дан список различных видов животных. Пользуясь географическим атласом,вспомните на каких материках и в каких природных зонах они обитают, запишите эти сведения в тетрадь.(Слайд №2)

Посмотрите, животный мир континентов сильно различается, но есть виды, например белый медведь, которые встречаются на двух материках. В Австралии свой собственный животный мир, своя уникальная фауна, там почти нет плацентарных млекопитающих, но сохранились сумчатые и яйцекладущие. Как это можно объяснить? (Слайд №3)

(1. Первая причина - геологическая история материков. Сотни миллионов лет назад континентов не было и суша представляла собой монолитный массив – Пангею.200 млн. лет назад в триасовом периоде мезозойской эры единый супер материк раскололся на две части: Лавразию и Гондвану.

2. Вторая причина – изоляция. Изолированные на континентах животные развивались независимо от фаун других областей суши.

3. В-третьих, различные климатические условия. От полюсов к экватору увеличивается количество солнечной энергии и в зависимости от температурного режима формируются специфические группы животных и растений, приспособленные к этим условиям среды).

Эти факторы, действующие в течении многих миллионов лет привели к образованию больших территорий, характеризующихся своим, отличающимся от других мест, набором видов животных, или крупных зоогеографических областей.

Посмотрите на слайд, какие зоогеографические области выделяют? (Слайд №4) (Голарктическую, Неотропическую, Эфиопскую, Индо-Малайскую, Австралийскую, Антарктическую области). Поэтому и схож животный мир Европы и Северной Америки, а ранняя изоляция Австралии до появления плацентарных млекопитающих и её климат, позволили, там сохранится сумчатым и яйцекладущим животным до наших дней.

В естественной среде обитания каждый вид животных занимает строго определенную территорию.

Изу­ча­ет рас­про­стра­не­ние жи­вот­ных на зем­ном шаре и вы­яв­ля­ет общие за­ко­но­мер­но­сти этого рас­про­стра­не­ния наука зоогеография.(Слайд №5)

Зоо­гео­гра­фия не изу­ча­ет непо­сред­ствен­но жи­вот­ных, она изу­ча­ет фауны и аре­а­лы.

Размеры и формы ареалов могут быть различными, всё зависит от способности вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания, конкурировать за пищу, свет, места размножения и т.д.

Жи­вот­ным, на­хо­дя­щим­ся на раз­лич­ных эта­пах он­то­ге­не­за, необ­хо­ди­мо спе­ци­фи­че­ское усло­вие среды. На­при­мер, в пе­ри­од раз­мно­же­ния боль­шин­ству птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих тре­бу­ет­ся по­сто­ян­ная по­ло­жи­тель­ная тем­пе­ра­ту­ра, укром­ные места и от­сут­ствие хищ­ни­ков. Для под­рас­та­ю­ще­го мо­ло­до­го по­ко­ле­ния необ­хо­ди­мы дру­гие усло­вия. Для жи­вот­ных, ко­то­рые го­то­вят­ся к зи­мов­ке, нужны тре­тьи усло­вия. Немало важную роль в перемещениях животных играет человек. Вырубка лесов, осушение болот, распашка земель «заставляет» животных перемещаться в другие места обитания. Как называются такие перемещения? (Миграции).

Сформулируйте тему урока. Тема урока:"Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". (Слайд №6) Формулируют задачи.Проверка на слайде. (Слайд №7)

    Изучение нового материала:

Ареал. (Слайд №8) Виды ареалов.

В есте­ствен­ной среде оби­та­ния каж­дый вид жи­вот­ных за­ни­ма­ет опре­де­лен­ную ак­ва­то­рию или тер­ри­то­рию, на­зы­ва­е­мую аре­а­лом. Раз­ме­ры и формы аре­а­лов могут быть раз­лич­ны­ми. Здесь все за­ви­сит от вы­нос­ли­во­сти и кон­ку­рент­ных воз­мож­но­стей дан­но­го вида. Аре­а­лы бы­ва­ют

сплош­ны­ми, пре­ры­ви­сты­ми и ре­лик­то­вы­ми. Сплош­ной ареал ха­рак­те­ри­зу­ет­ся непре­рыв­ным

рас­про­стра­не­ни­ем вида на всей гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти. Есте­ствен­но, что внут­ри аре­а­ла особи все равно живут толь­ко в под­хо­дя­щих ме­сто­оби­та­ни­ях. Хо­ро­ши­м при­ме­ром сплош­ного аре­а­ла яв­ля­ет­ся об­ласть рас­про­стра­не­ния бе­ло­го мед­ве­дя за по­ляр­ным кру­гом. (Слайд №9) Разо­рван­ный ареал воз­ни­ка­ет вслед­ствие раз­об­ще­ния неко­гда сплош­но­го аре­а­ла на два или несколь­ко

изо­ли­ро­ван­ных участ­ка. При­ме­ром разо­рван­но­го аре­а­ла - гнез­до­ва­ние го­лу­бой со­ро­ки на

Даль­нем Во­сто­ке Рос­сии.(Слайд №10)

Часто пре­ры­ви­стые аре­а­лы об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те воз­ник­но­ве­ния пре­гра­ды внут­ри сплош­но­го аре­а­ла, или, на­о­бо­рот, когда в пе­ри­од рас­се­ле­ния жи­вот­ные пре­одо­ле­ва­ют пре­гра­ду и об­ра­зу­ют новую ко­ло­нию за пре­де­ла­ми ис­ход­но­го аре­а­ла. Ино­гда ареал раз­ры­ва­ет­ся из-за ги­бе­ли жи­вот­ных на про­ме­жу­точ­ных тер­ри­то­ри­ях.

Виды, яв­ля­ю­щи­е­ся остат­ка­ми круп­ных, почти пол­но­стью вы­мер­ших в про­шед­шие гео­ло­ги­че­ские эпохи так­со­нов, на­зы­ва­ют­ся жи­вы­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Живые ис­ко­па­е­мые, как пра­ви­ло, имеют очень неболь­шие аре­а­лы. Та­ко­ва, на­при­мер, гат­те­рия, оби­та­ю­щая толь­ко на несколь­ких ост­ро­вах возле Новой Зе­лан­дии. (Слайд №11)Виды жи­вот­ных, оби­та­ю­щих толь­ко в дан­ной гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти и нигде более не встре­ча­ю­щих­ся, на­зы­ва­ют эн­де­мич­ны­ми ви­да­ми, или эн­де­ми­ка­ми дан­ной об­ла­сти.

Виды, со­хра­нив­ши­е­ся на дан­ной тер­ри­то­рии как остан­ки преж­ней фауны, на­зы­ва­ют­ся гео­гра­фи­че­ски­ми ре­лик­та­ми. Жиз­нен­ное про­стран­ство, за­ни­ма­е­мое каж­дым из них, на­зы­ва­ет­ся ре­лик­то­вым аре­а­лом. Ре­лик­то­вые аре­а­лы обыч­но имеют неболь­шую пло­щадь и часто со­сто­ят из несколь­ких изо­ли­ро­ван­ных ча­стей. Здесь в ка­че­стве при­ме­ра хорош ареал ре­лик­то­вых та­ра­ка­нов. (Слайд №12) Виды этого рода оби­та­ют в Рос­сии на Даль­нем Во­сто­ке, в Китае, Корее, США.

Ареал вида может быть и очень боль­шим. На­при­мер, таков ареал до­мо­во­го во­ро­бья, оби­та­ю­ще­го на всех кон­ти­нен­тах.(Слайд №13) (Космополиты)

В пре­де­лах аре­а­ла жи­вот­ные могут рас­се­лять­ся по-раз­но­му. Воз­мож­но, на­при­мер, рав­но­мер­ное рас­про­стра­не­ние осо­бей по всей тер­ри­то­рии.

Также воз­мож­но плот­ное за­пол­не­ние осо­бя­ми цен­тра аре­а­ла, а ближе к гра­ни­це их кон­цен­тра­ция может быть зна­чи­тель­но мень­ше.

    Первичное закрепление:

Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?(Слайд №14)

    Изучение нового материала:

Границы ареала вида могут изменяться: расширяться, сужаться или оставаться неизменными. Прогнозирование изменений животного мира, исследование причин расширения или сокращения ареалов одна из важнейших задач зоогеографии.

Закономерности размещения животных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Закономерности размещения животных».Задание: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, привести примеры.)

Давайте попробуем смоделировать процессы, происходящие в природе, для этого в центре класса образуйте круг, держась за руки. Вам предстоит изображать границы ареала. Я зачитаю условия, влияющие на площадь обитания животного. Если это условие способствует расширению ареала, то делаете шаг назад, если условие ведёт к сокращению ареала, идёте 1 шаг вперёд.

Усыхание водоёмов России для видов водоплавающих птиц

Вырубка леса для белок

Проникновение рыб на север из-за потепления климата

Массовое размножение вида животного

Отстрел поголовья амурского тигра человеком.

Строительство городов для большинства диких видов

Лесные пожары

Условия не изменяются, остаются стабильными

Возникновение географических преград: рек, гор, пустынь и т.п.

Вывод: на распространение видов влияют климатические, экологические,географические и очень сильно антропогенные факторы.

Что такое миграции?(Слайд №15) (Работа с текстом учебника, заполнение таблицы.Проверка в виде опроса учеников).

Виды миграции

Особенности

1.Возрастная

Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования

Оболочники

2. Периодическая = сезонная

Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала

Дальневосточные лососевые рыбы, гренландский тюлень

3.Непериодическая =нерегулярная

Сопровождается выселением особей вида из ареала далеко за его пределы.

Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Вывод:Миграции животных - закономерные передвижения животных, вызванные изменением условий существования в местах обитания или связанные с циклом их развития. Первые могут быть регулярными (сезонными, суточными) или нерегулярными. Миграции могут способствовать расселению животных далеко за пределы своего ареала, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть.(Слайд №16)

    Закрепление: вопросы – 1 вопрос на выбор учащегося. (Слайд № 17)+ фронтальный опрос.

    Что такое ареал? Какие типы аре­а­лов вам из­вест­ны?

    Какие фак­то­ры вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние и струк­ту­ру аре­а­ла?

    Опи­ши­те аре­а­лы из­вест­ных вам видов жи­вот­ных. Какие из них от­но­сят­ся к ре­лик­то­вым?

    Ка­ко­во зна­че­ние ми­гра­ции в жиз­нен­ном цикле рыб, реп­ти­лий, птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих?

    При­ве­ди­те при­ме­ры осед­лых жи­вот­ных и жи­вот­ных, ми­гри­ру­ю­щих на даль­ние рас­сто­я­ния.

    Дифференцированное домашнее задание: (Слайд № 18)

Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.). (Слайд №19)

    Подведение итогов урока (Самооценка). (Слайд №20)

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Причины неравномерного размещения животных на планете, понятие «миграция», типы миграций

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Вопрос 1. Что может быть причиной измене-ния площади ареала?

Причиной уменьшения площади ареала может быть исчезновение благоприятных условий среды, наличие непреодолимых для расселения вида препятствий. Причи-ной увеличения площади ареала являет-ся то, что некоторые особи покидают аре-ал, не выдерживая конкуренции за жили-ща, убежище и пищу. Если они находят за его пределами другие благоприятные условия для размножения и развития, то поселяются там, — ареал их вида, таким образом, расширяется.

Вопрос 2. Каковы причины образования пре-рывистых ареалов?

Прерывистые ареалы возникают вслед-ствие разобщения сплошного ареала на два или несколько изолированных участ-ков, например, вследствие образования какой-либо преграды внутри ареала (тер-ритории или акватории с неблагоприят-ными для жизни данного вида условиями) или преодоления таковой в процессе рас-селения и образования за ее пределами новой колонии данного вида.

Вопрос 3. От чего зависит размер ареала?

Размер ареала зависит от возможности вида приспосабливаться к неблагоприят-ным условиям обитания, преодолевать препятствия, конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места раз-множения и развития.

Вопрос 4. Какие причины влияют на плот-ность животных в ареале?

На плотность расселения животных в ареале влияют: наличие благоприятных условий для интенсивного размножения и максимального выживания, внутривидо-вые требования к величине индивидуаль-ной территории каждой особи, миграци-онные процессы.

Вопрос 5. Какие условия существования не-обходимы для жизнедеятельности животных

Для жизнедеятельности животных преж-де всего необходимы пищевые ресурсы, так как в природных сообществах они не явля-ются продуцентами, способными произво-дить первичные органические вещества из неорганических. Все остальное зависит от индивидуальных особенностей строения и образа жизни животных данной система-тической группы.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Миграции животных: примеры, причины, виды. Почему животные совершают миграции?

Причинами миграций являются изме-нения условий существования живот-ных. Примерами могут служить мигра-ции птиц, саранчи в места, где достаточно пищи и др

Знаете ли вы, почему происходит миграция животных?

7 класс узнаёт об этом на уроках биологии . И уже тогда, во время знакомства с тайнами биологической науки, сознание детей начинают приучать к пониманию обыденного факта: мигрируют люди, мигрируют животные. И если хорошо разобраться, причины у всех одинаковые. Миграция животных (лат. migratio) - регулярное перемещение группы животных со сменой основной среды обитания по определенному маршруту. Наиболее распространены подобные явления у птиц (все мы наблюдаем осенью миграции аистов, гусей, уток, скворцов и других пернатых) и рыб. Перемещения зверей изучены меньше. Связано это с тем, что они ведут в основном скрытный образ жизни, проследить за ними часто бывает невозможно

Миграции имеют ярко выраженный адаптивный характер, эта особенность представителей животного мира наблюдается у самых разных видов и возникла в процессе эволюции.

Сезонные миграции характерны больше для птиц , обитателей умеренных широт. Также они присущи некоторым млекопитающим: меняют место обитания антилопы гну, северные олени, некоторые разновидности летучих мышей, рыбы (осетр, европейский угорь), пресмыкающиеся (морская черепаха), ракообразные (лангуст), насекомые (бабочка-монарх).

Почему животные совершают миграции?

Самая главная причина перемещений животных - изменение условий обитания, чаще всего в худшую сторону. Например, северные олени перемещаются с наступлением зимы из тундры в лесотундру в связи с нехваткой корма и трудностью его добычи в местности, занесенной снегом. А сезонные миграции микроскопических животных на мелководья из глубинных частей озер связаны с изменением температуры воды. Не менее важная мотивация - размножение, когда животному нужна иная окружающая среда для продолжения рода. Еще одна причина миграций связана с природными катаклизмами. Каждую из причин мы постараемся рассмотреть в данной статье на примере.

Виды миграции животных

Условно можно выделить два вида миграции - активный и пассивный . В активной миграции животных выделяют несколько подвидов: перемещения бывают сезонные (суточные), периодические (горизонтальные и вертикальные), возрастные. Попробуем разобраться, что собой представляет каждая разновидность. Итак, сезонная (суточная) миграция животных. Примеры подобных перемещений лучше всего рассматривать на рыбах и птицах. На сегодняшний день науке известно около 8500 видов пернатых, большинство которых ведут оседлый образ жизни, хотя и подвержены миграциям в пределах ареала обитания на время гнездования.

Сезонные перемещения пернатых на зимовку больше присущи обитателям Арктики и умеренных широт: с приближением зимнего периода птицы перелетают в более мягкий, теплый климат. Интересный факт: чем больше птица, тем на более дальние расстояния она перемещается, при этом самые мелкие птицы из мигрирующих могут находиться в воздухе беспрерывно до 90 часов, преодолевая маршрут до 4000 км.

Рыбы же мигрируют вертикально : во время дождя находятся практически на поверхности, в жару или зимой - стремятся к глубинам водоемов. Но только две рыбы меняют привычную среду обитания - это лосось и европейский угорь. Удивительно, но факт: смена водоёмов с соленой и пресной водой происходит у этих рыб два раза в жизни - на момент рождения и в период размножения, правда, это касается только самок, которые после кладки икры погибают.

Интересно, что в момент нереста лосося бурые медведи тоже мигрируют , покидая леса, обосновываясь на реках, кишащих лососем. Таким образом, получается, что они следуют за своей кормовой базой. Как было отмечено раньше, периодические миграции животных можно разделить на два подвида: горизонтальный и вертикальный. Рассмотрим эти явления подробнее.

Горизонтальные миграции животных связаны с перемещением особей в поиске пищи . Так, например, серый кит к лету перемещается из Северного океана в Атлантический (субтропическая, тропическая часть), где в это время полно планктона - основной пищи кита.

Вертикальные миграции присущи высокогорным животным , которые в зимний период спускаются в лесополосу, а летом, по мере схождения снега и выгорания трав в низине, поднимаются обратно на гору

Существует еще такое понятие, как возрастная миграция животных . Подобные перемещения раскрываются лучше на примере крупных хищников. Так, тигр, по своей сути, одиночное животное с собственной огромной территорией, которую он покидает только в период гона. Появившиеся на свет тигрята живут с самкой до достижения половозрелого возраста (обычно это 3-4 года), после чего самцы отделяются и уходят из семьи в поисках собственной территории.

Причины и примеры миграции

Мы уже поговорили о том, с чем связано такое явление, как миграция животных. Примеры на конкретных представителях рассмотрим далее. Начнем знакомство с рыб, так как всего два их вида подвержены перемещениям. К ним относятся лосось и европейский угорь. Существуют и другие немногочисленные виды животных, совершающие миграции, но о них поговорим позже. Так почему же мигрируют рыбы? Что служит тому причиной? Смена места обитания рыб

Анадромные рыбы - разновидность, которая живет в определенной среде обитания, но на время размножения кардинально ее меняет. С чем это связано? Лосось (лат. Salmo salar) рождается в пресной воде, потом с речными потоками быстро перемещается в море-океан, где живет 5-7 лет в ожидании полового созревания. И вот настал долгожданный момент - особи выросли и готовы оставить потомство. Только вот незадача - соленая вода им нравится, однако малыши отказываются появляться в ней на свет. Рыба «помнит», что родилась в пресной воде, а это значит, что ей надо сменить соленые моря-океаны на реки, а еще лучше - на горные. Там самые благоприятные условия для воспроизводства. Только не все родители достигнут желаемой цели - здесь сидит хищник, который ловко вылавливает из горного потока рыбку, вспарывая брюхо и выедая исключительно икру. На такое способен лишь бурый медведь, который привязан к миграции животных - источнику кормовой базы.

Европейский угорь (лат. Anguilla anguilla) - полная противоположность лососям. Угорь рождается в соленой воде Саргассова моря, происходит это на глубине до 400 м. Самка производит на свет около полумиллиона икринок, которые переходят в личинку, похожую на ивовый листочек. Личинки за свое кардинальное отличие от своих родителей получили отдельное название - лептоцефал. На примере этих рыб мы можем рассмотреть детально вид пассивной миграции: личинки всплывают к поверхности, их подхватывает течение Гольфстрим, и так три года они перемещаются в теплой водичке к побережью европейской части Евразии. К этому времени лептоцефал обретает очертания угря, только уменьшенного - около 6 см. В этот момент угорь перебирается в устья рек, поднимаясь по течению вверх, рыба превращается во взрослую особь. Так проходит 9, а может, 12 лет (не больше), угри становятся половозрелыми, резко появляются половые различия в окраске. Пора на нерест - обратно в океан.

Миграции млекопитающих

Серый кит (от лат. Eschrichtius robustus) обитает в Северном Ледовитом океане, но, что парадоксально, самки и самцы с октября начинают продвигаться на юг вдоль побережья. К декабрю-январю пары достигают Калифорнийского залива, где в теплых водах приступают к спариванию и родам, после чего самцы возвращаются на север, а беременные самки и особи с детенышами возвращаются домой только в марте-апреле. Беременность у китов длится около года, поэтому в теплых водах либо зачинают, либо выводят на свет новое потомство. Для молодняка это очень важно — в первые 2-3 недели жизни малыши в теплых водах набирают жировую прослойку, которая позволяет им возвращаться в суровый Ледовитый океан.

На примере лосей мы можем объяснить такое понятие, как пути миграции животных . Лось, в простонародье «сохатый» (от лат. Alces alces), распространен в лесной зоне Северного полушария. Как только появляется первый снег, реки покрываются льдом, лось начинает перемещение в южные районы, где сохраняется поросль травы, водоемы не замерзают. Интересно, что, мигрируя с октября по январь, лоси идут по натоптанной тропе: первыми следуют самки с молодняком, за ними движутся самцы. На обратном пути животные возвращаются той же дорогой, только теперь самцы идут впереди, расчищая тропу от разросшейся зелени. С приближением к месту обитания группы разбредаются - одинокие самки в одну сторону, самки с детенышами - в другую, самцы же - в третью. Тигры (лат. Panthera tigris), самые крупные представители кошачьих, ведут одиночный образ жизни: для самки требуется до 50 км² личной территории, для самца - до 100 км². Встреча происходит в период размножения, чаще всего самка сама привлекает самца, оставляя различные метки. Оплодотворив тигрицу, самец возвращается на свою территорию или на поиски следующей самки. Здесь мы видим пример миграции животных в пределах ареала обитания, но с нарушением территориальных границ. Новое потомство живет с матерью до тех пор, пока «малыши» не научатся охотиться, что занимает довольно длительное время. Так, детеныши находятся с тигрицей до наступления полового созревания, после чего уже выросшие особи идут завоевывать новые территории. К примерам возрастной миграции можно добавить и ранее описанного европейского угря.

Массовые миграции животных присущи многим видам, но перемещение летучих мышей - неописуемое зрелище . Вообще рукокрылые склонны к оседлому образу жизни, но если зверьки живут в умеренном поясе, то на зимовку вынуждены отправляться на юг. Если температура воздуха в зимний период держится в пределах 0 ºС, то летучие мыши могут перезимовать на чердаках зданий. В это время мыши впадают в зимний сон. При вынужденной миграции рукокрылые руководствуются инстинктами и перемещаются по тем маршрутам, которые используются из поколения в поколение. -

Вспомним о вертикальной миграции и обратим внимание на жителей гор. В горах, на высоте тысяч метров, необыкновенное зооразнообразие: шиншиллы, снежные барсы, пумы, козлы, бараны, яки, арчевый дубонос, белый ушастый фазан, кеа. Для всех жителей высокогорья характерны густые шерсть и оперение, предотвращающие переохлаждение животных. Некоторые зверьки в зимний период в норах впадают в спячку, а птицы в расщелинах скал делают гнезда и греются группами. А вот представители копытных спускаются к подножию скал в поисках пищи, следом за ними идут хищники, преследующие свою добычу. Интересный факт: горные козлы и бараны способны мигрировать по скалам, не ступая на горные тропы. А все благодаря особому строению копыт: мягкие подушечки быстро восстанавливаются, копыта имеют возможность широко раздвигаться, что немаловажно при передвижении по скалистой местности.

Причины смены места обитания птиц

Перелетные птицы наблюдаются как в Северном, так и в Южном полушарии. Чем резче меняется климат, тем ярче выражены перелеты. Так, привычные нам вороны и горлицы становятся перелетными, если обитают в северных районах, где суровые, снежные зимы лишают птиц возможности добычи пищи. Обитатели южной части Европы ведут оседлый образ жизни по причине отсутствия резких перепадов температуры. Интересно поведение пернатых в Африке: здесь одновременно можно наблюдать перемещения как с севера на юг, так и с юга на север. Причина таких миграций скрыта в предпочтении влажного или засушливого климата. Птицы могут совершать довольно длительные перелеты. Например, ареал обитания белого аиста (лат. Ciconia ciconia) — в Европе, а зимует птица в Африке, 2 раза в год преодолевая расстояние в 10-15 тыс. км. Но самая уникальная среди перелетных пернатых - полярная крачка (лат. Sterna paradisaea). Крачка гнездится в тундре, здесь же выводит птенцов. С наступлением осени она мигрирует в Южное полушарие, а весной возвращается обратно. Так, дважды в год эта птица преодолевает до 17 тыс. км. Интересно, что весной и осенью крачка летит разными маршрутами.

Перемещения пресмыкающихся

Разберем на примере морской черепахи (лат. Cheloniidae), в чем причина массовых миграций животных. Морские черепахи размножаются только в определенных местах . Так, ридлея атлантическая (лат. Lepidochelys kempii) размножается на одном-единственном острове в Мексике, где в 1947 г. учеными было зарегистрировано примерно 42 тыс. самок, которые приплыли для откладывания яиц. Благодаря оливковой морской черепахе (лат. Lepidochelys olivacea) в науке появился термин «аррибида». Феномен заключается в том, что тысячи ридлей оливковых в один день собираются для спаривания, после чего, выбрав остров, самки практически одновременно делают кладки миллионов яиц.

Почему мигрируют ракообразные

Лангуст (лат. Achelata) тоже перемещается в определенное время. Причины миграции животных этого вида до сих пор наука не объясняет. Осенью лангусты собираются в колонну из тысяч особей и делают марш-бросок от острова Бимини к Большой Багамской банке. Пока существует только одно предположительное объяснение подобного поведения: осенью начинает сокращаться световой день, что и заставляет лангустов менять среду обитания. Колючий лангуст (лат. Panulirus argus) тоже считается кочующим представителем ракообразных. В начале зимы он уходит в более глубокие воды. Ученые долгое время считали, что причина перемещения лангуста — размножение, но позже было выяснено, что кладка яиц происходит намного позже миграции, только через несколько месяцев. Ученые называют разные причины смены места обитания лангустов. Некоторые, например, считают, что миграция этих ракообразных — это пережиток ледникового периода, когда зимой они меняли холодные воды на более теплые глубокие. Миграция лангустов — поистине удивительное зрелище! Несколько сот особей движутся колонами друг за другом. Что самое интересное, лангусты сохраняют между собой постоянный контакт. Так, тот, кто находится сзади, держит свои антенны на панцире того, кто идет впереди.

Примеры миграций насекомых

Бабочка данаида-монарх (лат. Danaus plexippus) - самая известная обитательница Северной Америки. В периоды миграции животных ее замечают на территории Украины, России, Азорских островов, Северной Африки. В Мексике, штате Мичоакан, даже есть заповедник бабочки-монарха. В вопросе миграции это насекомое тоже отличилось: данаида - одна из немногих представительниц своего класса, способная пересечь Атлантический океан. Уже в августе монархи начинают мигрировать на южные территории.

Продолжительность жизни этой бабочки - около двух месяцев, поэтому миграция животных происходит поколениями. Диабаз - репродукционная фаза, в которую вступает данаида, родившаяся в конце лета, что позволяет бабочке прожить еще около 7 месяцев и достигнуть места зимовки. Бабочка-монарх обладает удивительным «солнечным датчиком», который позволяет третьему, четвертому поколениям вернуться на места зимовки предков. Интересно, что самый благоприятный климат для этих бабочек оказался на Бермудских островах, где некоторые насекомые остаются круглый год.

Мигрируют и европейские виды . Репейницы, например, зимуют и размножаются в Северной Африке, а уже их потомство перемещается на север и там выводит летнее поколение, после чего снова летит в Африку.

Весной история повторяется. Что интересно, летят репейницы группами и могут за один день преодолеть расстояние 500 км. Всего за время миграции они могут пролететь целых 5000 км! И скорость полета у них немаленькая - она составляет 25-30 км/час. Некоторые бабочки мигрируют не постоянно, а только в зависимости от условий. К таким можно отнести крапивницу, махаона, траурницу, капустницу, адмирала. Все эти виды обитают в Северной и Средней Европе, но могут перемещаться на юг при неблагоприятных обстоятельствах. А вот олеандровый бражник, например, ежегодно совершает перемещение из Турции и Северной Африки в Восточную и Центральную Европу. Там эти бабочки размножаются, но, к сожалению, зимой большая часть их потомства погибает. Весной с юга мигрирует очередное поколение.

Выводы

Вот мы немного и разобрались в том, почему животные совершают миграции. Действительно, причины разнообразны, но хочется отметить две самые распространенные. Все мы помним историю Маугли, особенно тот момент, когда в джунглях настал период засухи. Все животные потянулись к единственной речушке, где должен был соблюдаться паритет: все равны, охота - табу. Такая миграция происходит, как правило, в пределах ареала обитания, когда животные (чаще обитатели степей, полупустынь, пустынь) в период засухи мигрируют в поисках пищи и воды с места на место, чаще всего это представители копытных. Однако перемещение табунов, стад влечет за собой и перемещение некоторых хищников (гиен, грифов), которым необходимо находиться недалеко от кормовой базы.

Таким образом, пища и вода заставляют мигрировать большие группы животных нескольких видов.

Немаловажная причина - размножение. Активная миграция животных в период размножения, в частности, морских черепах, впечатляет и завораживает.

Перемещается много видов животных: одни в пределах ареала обитания, другие преодолевают тысячи километров, чтобы достичь благоприятного климата; третьи кардинально меняют среду обитания (помним про осетра и европейского угря). Да, миграции различных животных имеют различный характер, разные причины, но объединяет всех одно - жажда жизни.

Миграция ЖИВОТНЫХ

Интересный! Документальный фильм 1 "Зов природы" великие миграции

Миграции птиц (рассказывает орнитолог Сергей Харитонов)

Миграция птиц - наблюдение из космоса

Миграция лосося Нерки (Sockeye salmon) на реке Адамс

Массовая миграция сардины привлекает хищников и дайверов (новости)

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Если соединить на карте крайние точки, в которых обнаружен определенный вид животного, то мы получим область его распространения. Нельзя ожидать четких границ, когда ареал заселен не сплошь, а отдельными участками. Это связано с мозаичностью биотопов, входящих в пределы всей области, где живет вид. Кроме того, учет самых крайних точек может привести к завышению площади ареала.

Неизменными границы ареалов долгое время остаются лишь там, где вид из-за трудно преодолимых преград не имеет возможности расселяться: в горах, на побережьях или в областях, где нет необходимой растительной пищи. Таким образом, за исключением горных долин, оазисов и островов, четко ограничена может быть только часть области распространения вида.

Другие границы проводятся соответственно климатическим или биотическим градиентам. Под биотическим ограничивающим фактором подразумевается постепенное ухудшение условий жизни в результате сокращения пищевой базы (растений, добычи или хозяев) и нехватки мест для гнездования или укрытий. Непостоянство погоды, в особенности длительные изменения климата, которые могут продолжаться годами, десятилетиями, столетиями и даже тысячелетиями, приводит, естественно, к смещению границ ареалов, определяемых условиями температуры или влажности. Короче говоря, с изменением экологических условий область распространения вида то расширяется, то сокращается. При сокращении могут возникать разрывы ареала, при последующем расширении части ареала снова сливаются.

Независимо от этого отдельные особи благодаря своей большей индивидуальной устойчивости могут проникнуть дальше других по градиенту фактора. Кроме того, временами вид получает особенно благоприятные возможности для размножения. И тогда возрастание численности приводит к увеличению популяционного давления и вынужденному заселению новых, менее подходящих областей.

Следовательно, видовые границы нельзя рассматривать как нечто застывшее . К тому же следует учитывать возможность включения в фаунистические списки и карты ареалов случайных находок отдельных животных. Вряд ли кому придет в голову вносить поправки в карты распространения тех или иных птиц, если они встретятся далеко за пределами хорошо известных ареалов. А такие сообщения то и дело появляются в орнитологической литературе. Труднее принять решение, если представителя малоизученной группы вдруг обнаруживают в 20 км от ранее известной крайней точки его нахождения.

Смещение границ ареалов не всегда удается объяснить изменениями условий среды. В таких случаях можно предположить, что заселение пограничной области произошло в результате возникновения мутаций и действия естественного отбора. Именно генетическими изменениями, по-видимому, вызвано чрезвычайно быстрое расселение кольчатой горлицы, поражающее своей внезапностью.

Некоторые животные имеют разорванные ареалы. Это характерно для горных, водных и пещерных видов. Для них единый ареал невозможен по экологическим причинам. Но нередко возникновение больших разрывов между частями ареала вызвано историческими причинами. Под разрывом мы понимаем полное отсутствие обмена между популяциями или расами. Один из наиболее известных примеров - тапиры, которые живут сейчас только в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Далее следует назвать (Desmana ) и голубую сороку (Cyanopica cyanus ), встречающихся на Пиренейском полуострове и в Восточной Азии, а также (Misgurnus fossilis ). Во всех этих случаях речь идет о реликтовых ареалах ранее широко распространенных родов или видов. Разрыв ареалов выхухолей, голубой сороки и вьюна, вероятно, обусловлен оледенениями. Тапиры же вымерли в промежуточной области еще раньше, так и не достигнув Африки.

Насколько различны формы ареалов, часто без видимой на то причины, легко заметить, перелистав любую книгу с картами распространения животных.

Ареалы родственных и дологически близких видов или родов часто соприкасаются, почти не перекрываясь. Животные как бы сменяют друг друга. Это явление, так же как и экологическое замещение одного вида другим в отдаленных областях, называют викариатом, а сами виды - викариирующими. В Европе, например, викариируют два близких вида соловьев, обыкновенный и южный, а из земноводных - и . У жерлянок неполный географический викариат возникает на основе экологического, так как краснобрюхая жерлянка встречается в основном на равнинах, а желтобрюхая преимущественно в горах.

Литература: У. Зедлаг. "Животный мир Земли". Издательство "Мир" Москва 1975.
Перевод с немецкого канд. биол. наук. Н. В. Хмелевской.

Разделы: Биология

Цель: овладеть комплексом знаний, умений, навыков по теме.

Задачи образовательные: учащиеся знают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт, учащиеся умеют проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).

Задачи развивающие:

  • выделяют причины миграций, изменения ареалов вида,
  • влияние человека на распространение видов животных,
  • дают оценку акклиматизации животных,
  • развитие межполушарных взаимодействий.

Задачи воспитательные:

  • бережное отношение к живой природе,
  • формирование ответственного отношения к животным.

Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний)

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 11 мин.
  3. Актуализация новых знаний – 2 мин
  4. Изучение нового материала – 15 мин.
  5. Домашнее задание – 3 мин.
  6. Закрепление нового материала – 7 мин.
  7. Итог урока – 1 мин.

Материалы для учащихся к уроку.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить тест. Выберете правильные утверждения (задание для проверки знаний левополушарных визуалов).

Вариант 1.

  1. Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.
  2. Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.
  3. Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.
  4. Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин.
  5. Все полезные изменения организмов передаются обязательно по наследству.
  6. Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.
  7. Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.
  8. От количества растительноядных животных зависит количество хищников.
  9. Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.
  10. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10)

Вариант 2.

Выберите правильные утверждения.

  1. Развитие второго круга кровообращения связано с выходом на сушу позвоночных животных.
  2. Сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей.
  3. Все личинки земноводных дышат атмосферным воздухом.
  4. Четырехкамерное сердце позволило разделить кровь на венозную и артериальную.
  5. Теплокровные животные шире распространены на земле, чем холоднокровные.
  6. Внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ.
  7. В появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистеперые рыбы.
  8. Современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных.
  9. Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора образуется многообразие видов.
  10. Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

(правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).

2. Соответствие понятия и термина (правополушарный кинестетик).

Установите соответствие между терминами и понятиями.

(правильный ответ: А-3, Б-2, В-1, Г-5, Д-4).

3. Соответствие между понятием и примером (левополушарный кинестетик)

Установите соответствие.

(правильный ответ: 1 – А, В, D, F; 2- C, G, 3 – E)

4. “Корректурная проба” Сколько терминов вы найдете среди этой последовательности букв? Выпишите их в тетрадь и дайте определение каждому термину. (правополушарный визуал)

Вариант 1

Сьбцпрофждэволюция првогшзуэпалеонтология оовтмрудимент врцкуюбьсатавизм ооылшгкттьофыпкрмоджвщшвььиопгн уюсашкгомологичныйорган .

Вариант 2.

Архиоптериксаплджыюьмтынкоарптмствоардылвьтмсвидообразование рраовн цеуктестественныйотбор абьятчисвеуйъхаьбнаследственность тпрвоганс юбиьмторизменчивость арыоцемнвтэмбрион арпол

5. Задания для проверки знаний с устным ответом.

Работа на фланелеграфе. (на карточках записаны понятия и определения, на обратной стороне наклеены полоски бархатной бумаги, карточки “приклеиваются” на натянутую фланель)

Установить соответствие между понятиями и определениями (правополушарный кинестетик).

“Найти лишнее”

На доске написаны группы понятий. Найдите лишнее и объясните свой выбор.

  1. Ласт кита, рука шимпанзе, крыло киви, крыло летучей мыши.
  2. Естественный отбор, наследственность, изменчивость, палеонтология.
  3. Майский жук, серая жаба, синий кит, рыбы.
  4. Утка, норка, карась, плавунец.
  5. Плохое зрение, роющие конечности, облегченный скелет, слабое зрение.

“Извлечь всю информацию из предложенного объекта.”

Даны живые объекты (хомяк, гуппи). Необходимо составить рассказ о животном по плану:

  1. Систематическое положение (тип, класс, отряд, вид). Почему вы отнесли этого животного к данной систематической группе?
  2. В каких условиях обитали предки данного животного? Опишите приспособления к среде обитания.
  3. Какие признаки возникли у данного животного благодаря человеку?

Изучение нового материала.

При изучении нового материала используются различные методы восприятия: активное слушание, работа с текстом учебника, сворачивание информации в схемы, анализ полученной информации, оценивание презентации.

Учитель: Мы говорили о многообразии животного мира. 2 миллиона видов животных насчитывают ученые. Каким образом распространены они по планете? Занимают определенную территорию. Мы не встретим болотную черепаху в пустыне Сахара. Почему?

Учащиеся: Нет условий для ее обитания.

Учитель: Таким образом мы выяснили, что для существования вида нужны определенные условия. А территория. на которой обитает вид называется ареал. В тетради запишем схему:

Сплошным ареалом называют территорию, на которой все возможные участки заняты видом. из учебника выберете примеры животных со сплошным ареалом.

Разорванным ареалом называют ареал, который пересекают непреодолимые географические объекты. Выпишите примеры видов с разорванным ареалом.

Реликтовый ареал- ареал реликтового вида. (пример из текста учебника).

Какие новые понятия вы встретили, читая текст учебника?

Учащиеся:Эндемик, реликт, космополит.

(С использование фланелеграфа и учебника записываем понятия и определения с примерами).

Учитель : Одним из признаков животных является способность к активному движению, а перемещение животных в связи с изменением условий или циклом жизни называется миграцией.

Домашнее задание.

Таким образом, мы познакомились с понятием ареал и миграция, выявили причины влияющие на ареал, вызывающие миграции. Домашнее задание записано на доске: § 52, в рабочих тетрадях на печатной основе выполнить № 3,7,10.

Закрепление изученного материала.

А сейчас вы посмотрите презентацию, которую подготовили учащиеся 11 класса. Вам необходимо посмотреть и дать свою оценку. Что вам понравилось, что удалось, что бы вы изменили.

Подведение итогов урока.



Вверх