Афанасию Великому и Кириллу Александрийским. Акафисты святым. Акафистник. Библиотека. Храм Святой Троицы. Деревня Гора-Валдай. Русская Православная Церковь. Кондак святителю Афанасию Великому, Александрийскому. Икона Божьей Матери «Державная»

Память святителей Афанасия и Кирилла совершается в Православной Церкви 31 января по новому стилю. Эти два Александрийских святителя вспоминаются в один день, поскольку каждый из них много потрудился для утверждения догматического учения Церкви и защиты христианства от еретических учений.

Святитель Афанасий Великий
Святитель Афанасий Великий родился около 298 года в Александрии. Точных сведений о происхождении святого не сохранилось, однако известно, что его епископская хиротония состоялась достаточно рано, когда будущему святителю не было еще тридцати лет. Во время Первого Вселенского собора в 325 году Афанасий Великий, находившийся тогда еще в диаконском сане, присутствовал на заседаниях собора в качестве секретаря епископа и принимал активное участие в составлении Никейского Символа веры. Кроме того, он участвовал в христологических спорах, настаивая на единосущности природы Христа.

Вскоре после завершения работы Собора скончался Александрийский епископ, и Афанасий был назначен на его место. Во время своего епископского служения святитель Афанасий Великий много делал для борьбы с ересью арианства, которая была широко распространена в IV веке в Римской империи, причем пользовалась поддержкой самого императора. Это привело к тому, что архиепископ Афанасий вызывал недовольство при императорском дворе, и многочисленные интриги его противников привели к тому, что в 335 году он был осужден Трирским собором по нелепым обвинениям и отправлен в ссылку. После смерти императора Афанасий Великий вернулся на занимаемую им Александрийскую кафедру, однако спустя несколько лет вновь был вынужден покинуть место своего служения и скрываться. В конце жизни ему удалось вернуться в Александрию, где он продолжал епископское служение до своей смерти, последовавшей в 373 году.

Святитель Кирилл Александрийский
О святителе Кирилле известно, что он родился в 376 году и происходил из богатой и знатной семьи александрийских христиан, что позволило ему получить блестящее светское образование. Семья Кирилла была тесно связана с александрийским священноначалием, что не могло не сказаться на его глубокой вере и преданности Церкви. Больше всего его интересовало изучение Священного Писания и православного учения, и для этого он в юных годах начал жить в скиту, где провел около шести лет, а потом был рукоположен сначала в диакона, а затем в иерея. Ему было поручено произносить проповеди, и он проявил себя как талантливый проповедник, что принесло ему большую известность. После смерти своего дяди, архиепископа Александрийского Феофила, Кирилл был единогласно выбран его преемником.

Основной задачей святителя Кирилла стала борьба с ересью несторианства, которая возникла около середины V века и имела большое количество последователей. В своих литературных трудах и проповедях Кирилл Александрийский обличал это учение как совершенно противное духу Православия. Кроме того, за время управления им Александрийской кафедрой возникло еще одно раскольническое течение в среде христиан, новацианство. Одним из основных положений этой ереси было то, что смертные грехи не могут быть прощены Церковью. Последователи новацианства настаивали на том, что для очищения грешника необходимо совершать Таинство Крещения повторно.

За время своего епископского служения Кирилл Александрийский написал большое количество богословских трудов, которые имели огромное значение для развития христианского учения и утверждения основных догматических истин. Его богословскоие и апологетические труды заложили антиохийской богословской школы.

Святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, установлено совместное празднование в знак глубокой благодарности Святой Церкви за многолетние неустанные труды в утверждении догматов Православной веры и ревностной защиты их от еретических учений .

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия , родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан.

Он получил хорошее светское образование, но ещё более глубокие познания приобрёл прилежным изучением Священного Писания.

С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру (память 29 мая (11 июня) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Всё это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершённое детьми в игре, было во всём согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием.

С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее.

На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария . Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

После смерти святого Патриарха Александра святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви .

Святитель Афанасий управлял Церковью 47 лет, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников . Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя.

Святитель Афанасий провёл в изгнаниях более 20 лет , то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь . На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашён лишённым епископского сана.

Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твёрдо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси .

Когда Юлиан Отступник (361 - 363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, Галилеянин» .

После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова» , направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви , о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном - против ереси Македония.

Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию . Известны

Иконы и молитвы

Узнайте, кто ваш Ангел-Хранитель и икона-заступница

1:502 1:507

Оказывается, у каждого из нас есть свой Ангел-Хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения. Если вы еще не знаете, кто вас оберегает и хранит, то наша статья для вас!

1:837 1:842

Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января

защитит икона Божьей Матери «Державная», а ангелы-хранители у них - святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.

1:1137 1:1142

Икона Божьей Матери «Державная»

1:1213

2:1717

2:4

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.

2:1045

С. Бехтеев

2:1066 2:1071

Икона Божьей Матери "Державная"

2:1140

3:1644

3:4

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

3:515 3:520

4:1024

Родившихся с 21 января по 20 февраля

охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина».

4:1292 4:1297

"Владимирская" икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

4:2238

4:4

Икона Божьей Матери «Владимирская»

4:81

5:585

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

5:1532 5:4

Икона "Неопалимая Купина"

5:64

6:568 6:573

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

6:836 6:841

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов.

6:1885

6:4

В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

6:334 6:339

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом -
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

6:862 6:867

7:1371

Для тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта

заступницей является икона Иверской Божьей Матери.

7:1549

Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.

7:115

История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни.

7:501

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды.

7:1027 7:1032

Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет».иПредание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

7:1532

7:4

Икона Божьей Матери "Иверская"

7:74

8:580 8:585

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам

8:1095 8:1100

9:1604

Родившимся с 21 марта по 20 апреля

надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник.

9:313 9:318

Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери.

9:683

Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.

9:1362 9:1367

Икона Божьей Матери «Казанская»

9:1438

10:1942

10:4

Казанская Богоматерь и её святая, чудотворная, спасительная икона (она возвращает слепым зрение, слабым даёт силу) считаются практически официальными заступницами, защитницами России от внешних и внутренних врагов.

10:403 10:408

Также в народе считается, что молитва пред православной иконой Божьей Матери защищает и освобождает молящегося человека от его видимых и невидимых врагов, т.е. от злых людей и от нечистой силы..

10:764

11:1268

Рожденных с 21 апреля по 20 мая

защитят иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери.

11:1442

Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богосолов являются их ангелами-хранителями.

11:1595

11:4

Свое название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». От чудотворного образа произошло много чудесных исцелений.

11:303 11:308

Споручница грешных означает Поручительница за грешных перед Господом Иисусом Христом. Перед чудотворным образом Божией Матери «Споручница грешных» молятся о даровании покаяния, в унынии, отчаянии и душевной скорби, об исцелении различных недугов, о спасении грешников.

11:809 11:814

Икона Божьей Матери «Споручница грешных»

11:902

12:1406 12:1411

Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия.

12:1654

12:4

Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой.

12:499 12:504

Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

12:1164

13:1668

Если день рождения с 21 мая по 21 июня

надо просить защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин.

13:345 13:350

По преданию, икона Божьей Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных.

13:846

Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане»(7 век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших».

13:1184 13:1189

Икона «Взыскание погибших»

13:1251

14:1755

14:4

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают Матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблудших в Церковь.

14:756

15:1260

Для родившихся с 22 июня по 22 июля

заступницами являются иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери.

15:1477

Святой Кирилл - их ангел-хранитель.

15:1545

15:4

«Всех Скорбящих Радость»- одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов. Многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед.

15:654 15:659

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»

15:754

16:1258 16:1263

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», - так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

16:1904

16:4

17:508 17:513

Царица неба и земли, скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли: в Тебе - надежда и спасенье.

17:689

Погрязли мы во зле страстей, блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней склони всевидящее око.

17:876

Святая Русь - твой светлый дом почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем: иной никто о нас не знает.

17:1064

О, не оставь Своих детей, скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей от наших скорби и страданья.

17:1241

18:1745

Рожденных с 23 июля по 23 августа

Охраняют Святой Николай Угодник и Илья-пророк, а икона «Покров Пресвятой Богородицы» их защищает.

18:244 18:249

В православной Руси под словом «покров» понимается и покрывало и покровительство. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные люди испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи.

18:600 18:605

На Руси этот праздник был установлен в XII веке святым князем Андреем Боголюбским. Узнав о том, что святой Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, державшую Свой покров над православными, он воскликнул: «Не может такое великое событие остаться без празднования ему».

18:1110 18:1115

Праздник был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой покров над землей Русской. Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего».

18:1695

18:4

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

18:83

19:587 19:592

Покров Пресвятой Богородицы – великий православный праздник в память о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 году во время осады Константинополя. Покров Пресвятой Богородицы – это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.

19:1086

На иконе изображено шествие на небеса по облакам, к Спасителю. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род.

19:1502

20:503

Тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября

Следует просить защиты у икон «Неопалимая Купина» и «Страстная» .

20:707

Их ангелы-хранители - святые Александр, Иоанн и Павел.

20:809 20:814

Икона Пресвятой Богородицы «Страстная» получила свое название оттого, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних - крестом, губкой, копием. Святой образ был прославлен во времена царствования Михаила Федоровича.

20:1283 20:1288

Икона «Страстная»

20:1333

21:1837

21:4

«Когда помолишься пред тем образом с верою, то получишь исцеление и ты, и многие другие».

21:168

22:672

Те, кто родился с 24 сентября по 23 октября

должны искать защиты у икон Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня». Охраняет их святой Сергий Радонежский.

22:1024 22:1029

Честной и Животворящий Крест Господень был обретен в 326 году в Иерусалиме недалеко от места распятия Иисуса Христа. В память об этом событии 14/27 сентября Церковью установлен праздник. Предание об обретении Креста Христова тесно связано с жизнью святых равноапостольных Елены и Константина.

22:1564 22:4

Животворящую силу Своего Креста Спаситель показал через оживление умершего, к которому был приложен Крест. При обретении Креста, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, патриарх воздвигал (поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

22:504 22:509

Икона «Воздвижение Креста Господня»

22:588

23:1092 23:1097

Сейчас для нас крест - священный, самый главный и са­мый дорогой символ. Более двух миллиардов людей на земле (если точнее - 2 миллиарда 100 миллионов - столько на планете христиан) носят его на груди как знак своей причастности к истинному Богу.

23:1540

Две тысячи лет назад в Палестине, да и во многих других местах, крест был всего-навсего орудием казни - как сейчас электрический стул в Америке. А гора Голгофа вблизи городских стен Иерусалима была обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение.

23:472 23:477

Около трехсот лет прошло с крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. Христианство, несмотря на жестокие преследования, все более и более распространялось по всей земле, привлекая к себе и бедных и богатых, и могущественных, и слабых. Римский император Константин Великий, его отец был язычником, мать, царица Елена, христианкой.

23:1100 23:1105

После смерти отца у Константина возникла война с правителем города Рима. Накануне решительной битвы, когда стало заходить солнце, Константин и все его войско увидели на небе крест, с надписью - "Сим победишь". Во сне, ночью, Константин тоже увидал Христа с крестом.

23:1587

23:4 24:508 24:513

Господь велел ему сделать на знаменах своих войск кресты и сказал, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие, а одержав победу и войдя в Рим, велел поставить на площади города статую с крестом в руке.

24:918 24:923

С воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, потому что считал себя недостойным раньше принять это таинство.

24:1257

25:1761

У родившихся с 24 октября по 22 ноября

Святой Павел - ангел-хранитель . Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская» их защищают.

25:263 25:268

История иконы Божией Матери «Скоропослушница» насчитывает уже более тысячелетия. По преданию она является современницей основания афонского Дохиарского монастыря и написана в X веке по благословению основателя обители преподобного Неофита. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже - в XVII веке, когда от нее произошло чудо.

25:1125 25:1130

На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием чудотворной Афонской иконы "Скоропослушница", ведь она прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования, являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

25:1624 25:4

Иконы Божьей Матери «Скоропослушница»

25:87

26:591 26:596

Перед этой иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологических болезнях, о помощи в родах и о кормлении молоком, о детях. А прежде всего молятся Скоропослушнице, когда не знают, как лучше поступить, о чем просить, в растерянности и недоумении.

26:1083

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древн

26:1185

их чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы.

26:1568

Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. В 988 году царь Лев VI преподнёс икону в дар великому князю Владимиру, когда он крестился в городе Корсуне (нынешний Херсон).

26:707 26:712

Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону БогоМатери новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенёс её в Москву в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона Божией Матери была похищена и увезена во Францию, где находится и поныне.

26:1193 26:1198

Иконы Божьей Матери «Иерусалимская»

26:1277

27:1781

27:4

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

27:449

28:953

Рожденные с 23 ноября по 21 декабря

должны просить заступничества у икон Божьей Матери «Тихвинская» и «Знамение».

28:1167

Святой Николай Угодник и святая Варвара - их ангелы-хранители.

28:1285 28:1290

Тихвинская икона Божией Матери считается покровительницей младенцев, ее называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

28:2114

28:4

Икона Божьей Матери «Тихвинская»

28:77

29:581 29:586

Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.

29:1416 29:1421

Икона Божьей Матери «Знамение»

29:1490

30:1994 30:4

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи.

30:693

После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.

30:1194 30:1199

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об усмирении враждующих и избавлении от междоусобной брани..

30:1713

30:4

31:508 31:513

В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей.

31:758 31:763

Иверская икона Пресвятой Богородицы

31:842

32:1346 32:1351

– одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название)

32:1889

32:4

Икона Пресвятой Богородицы «Иверская-вратарница»

32:108

33:612 33:617

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери.

33:1239 33:1244

О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

33:1522

33:4

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:

33:200

«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».

33:1581 33:4

34:508 34:513

Семейная икона

это икона с изображением тезоименных святых, всех членов семьи. Семейная икона это святыня, которая связывает всех членов семьи, обьединяет их дух. Семейная икона это часть родового наследия, которое передается из поколения в поколение.

34:985 34:990

Присутствие в доме семейной иконы сплочает семью, укрепляет их веру, помогает в различных семейных вопросах. Духовная сила такой иконы заключается в её соборности, вознося свои молитвы каждый член семьи молится не только за себя, но и за своих родителей, детей и близких.

34:1487 34:1492 34:1495 34:1500

В последнее время традиция семейной иконы повсеместно возрождается. На семейной иконе святые покровители членов семьи изображены все вместе. Здесь как бы вне времени собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе.

34:432

Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей - основателей рода. Для написания такого образа подбирают по именам каждого святого, при этом находят и редких святых.

34:784 34:789

35:1293 35:1298

Вера - на то и вера, что не нуждается в доказательствах. Тем не менее за последние две тысячи лет собрано столько доказательств каждого эпизода евангельской истории, что усомниться в том, что всё это происходило на самом деле, может только… не очень информированный человек.

35:1801

35:4

36:508 36:513

Совершение чуда, то есть исполнение молитвы, прежде всего, зависит от веры молящегося. Если у того, кто устами произносит молитву, нет сознательного и сердечного обращения к Богу, то даже перед самой чудотворной иконой молитва останется бесплодной...

36:972 36:977

Не пользующееся популярностью в наши дни христианское имя Кирилл имеет весьма богатую историю и могущественных духовных покровителей. Происхождение его древнегреческое, в буквальном переводе означает «господин», или «владыка». Мужчины, носящие это имя, должны знать о своем покровителе и помнить о необходимости почитать день святого Кирилла.

Праведники с именем Кирилл

Православной Церковью, начиная с IV века, к причислено три десятка праведников, носивших это имя и живших на территории Византии, Западной Римской империи и России. Одним из первых в этой персоналии значится Кирилл, патриарх египетского города Александрии. Он был прославлен ориентировочно в 451 году. Наиболее известные наши соотечественники - это преподобный Кирилл Радонежский, отец Сергия Радонежского, принявший в конце жизни монашеский постриг, и Кирилл Белозерский. Святой Кирилл является основоположником идеи просвещенного монашества и всеобъемлющего социального служения церкви.

Чаще всего мальчиков при крещении называют древним христианским именем в честь святого Кирилла, просветителя славян. Каждый святой в обязательном порядке имеет свой иконографический образ. День празднования небесного покровителя именуется днем Ангела. Да и самого небесного покровителя иногда именуют ангелом-хранителем. Термин этот условный и не совсем корректный. Это совершенно иная личностная нематериальная сущность. Одним из проявлений почтения к своему небесному покровителю является молитвенное обращение посредством его иконописного образа. Икона - это окно в высший мир. Она должна способствовать внутренней концентрации человека.

Осторожно, фетишизм

На деле получается совсем другая картина. На бесчисленном количестве сайтов предлагается приобрести иконы святых и Богородицы с подробной инструкцией, от чего именно тот или иной образ помогает. Более того, можно встретить якобы компетентных верующих, которые посоветуют, кому и в каком случае следует молиться. Этим принижается возвышенный смысл иконы до обыденного предмета религиозного культа. Причинами являются как невежество духовенства, так и банальное стремление к наживе: клиенты платят за результат. В некоторых храмах можно увидеть ценник, аналогичный предложениям в светской сфере услуг, предлагающий отслужить молебен святому едва ли не с гарантированным результатом: о потерянной вещи, об удачном поиске жениха, чтобы не болели зубы и т. п. Этому способствует и некомпетентность верующих, которые отождествляют святой образ с медикаментозным средством в аптеке. Купил парацетамол, проглотил - и стало легче. Весьма пагубное заблуждение, способное со временем повлечь негативные последствия. Ведь огонь может не только согреть, но и жестоко обжечь. Можно всю жизнь иметь при себе огромные сокровища и не суметь ими правильно воспользоваться. От огромного количества икон не добавится благодати, но, напротив, небрежное и недостойное к ним отношение может быть наказано. Священный образ требует соответствующего почитания. Следует знать, что молитва перед любой иконой может помочь в облегчении всякой неприятности.

К иконе не должно быть отношение подобно книге или фотографии, хранящейся на полке, которой можно время от времени пользоваться. Уж если приобрели святой образ, то даже самая маленькая икона требует соответствующего благоговейного отношения. Почитая иконы святых, прежде всего нужно изучать земную жизнь архетипа. Это сближает внутренний мир молящегося человека с небесным покровителем. А с другой стороны, находящаяся в ином измерении личность расположена несколько особым образом к микрокосмосу земного человека, проявляющему к ней благоговейное внимание.

Икона небесного покровителя

Непременно следует иметь в доме икону своего небесного ходатая, то есть того святого, в честь которого назван человек. Не просто хранить где-нибудь в серванте за стеклом, как некий сувенир. При взгляде на икону ежедневно следует обращаться с молитвой к покровителю, хотя бы краткой. Предпочтительно также проявить внимание к близкому по роду занятий праведнику - покровителю трудовой деятельности. Например, святой Кирилл, просветитель славян, в силу понесенных трудов при земной жизни, традиционно считается покровителем учителей и учащихся. Равно как и апологет древней церкви, патриарх Александрии Кирилл заслужил славу великого проповедника и писателя. Икона святого Кирилла - ангела-хранителя и покровителя православных теологов, пользуется трепетным почитанием у богословов.

Выдающаяся личность Ближнего Востока

Святой Кирилл был неординарным церковным деятелем, а с другой стороны - типичным представителем своей эпохи. Точная дата его рождения неизвестна. Происходил он из знатной греческой семьи. В Александрии существовала своеобразная династическая преемственность в иерархии. Начало традиции было положено патриархом Афанасием, преемником которого стал его племянник Петр. Так и Кирилл занял кафедру после смерти своего дяди Феофила. Как сообщает церковный историк Сократ Схоластик, интронизация Кирилла сопровождалась массовыми беспорядками в городе. За престол боролись многие партии, в том числе и еретики. Утихомирить граждан получилось только благодаря вмешательству войск. Святой Кирилл был весьма деятельной личностью и, обжившись на кафедре, стал претендовать на обладание полномочиями светского властителя. Тогда это было велением времени. Первые христианские общины не только занимались проповедью учения среди иноверных и духовным окормлением паствы, но и несли громадную нагрузку социального служения обществу.

В V веке Церковь боролась с многочисленными еретическими учениями. По повелению Кирилла в Александрии были закрыты все приходы новациан. Современники свидетельствуют, что святой Кирилл не только вел бескомпромиссную борьбу с ересями и остатками языческой идеологии, но и отличался агрессивным антисемитизмом. Преследование иудеев привело к столкновениям с римским наместником Орестом. Авторитет Египетской кафедры позволил патриарху открыто бороться с ересью Нестория, который в 428 году занял Константинопольскую кафедру. Именно по инициативе Кирилла был созван III Вселенский собор, утвердивший почитание Пресвятой Девы Богородицей. Александрийской поместной Церковью он управлял в течение 32 лет и скончался в 444 году. Кириллом было написано немало догматических трактатов. Самыми выдающимися экзегетическими трудами являются толкования книг ветхозаветных пророков, Евангелия от Луки, и послания

Иконографический образ Кирилла Александрийского

Традиция христианской живописи имеет древнейшие корни сиро-палестинского происхождения. На иконах принято изображать святых в соответствии с образом их земной жизни. Как правило, живописный образ создается к моменту церемонии причисления к лику святых. Иногда между преставлением праведника и его канонизацией проходит не один десяток лет, и образ на иконе не вполне может соответствовать портретному сходству. К сожалению, в связи с бушевавшей в VIII веке на территории Византии иконоборческой ересью, многие древние иконы были безвозвратно утрачены. Не сохранились и древнейшие образы, на которых изображен великий патриарх Александрии, святой Кирилл. Икона в современном исполнении изображает святого в богослужебном облачении, соответствующем его архиерейскому служению. Обязательной деталью композиции является Евангелие в руках. В соответствии с иконографической традицией, подчеркивая благоговейное отношение к Священному Писанию, святой держит книгу не открытой рукой, а через ткань облачения.

Святые Афанасий и Кирилл Александрийские

Память святого Кирилла, патриарха Александрийского, празднуется 22 июня по новому стилю. Однако церковь установила еще одно почитание - 31 января. В этот день празднуется торжество Кирилла совместно с другим выдающимся учителем церкви, его предшественником на кафедре Афанасием Александрийским. Совместное празднование определено в память признания их заслуг и подвигов в защиту догматического учения Церкви. Святые Афанасий и Кирилл - два великих представителя александрийской богословской школы. Их труды имеют важное значение не только для внутрицерковного пользования, но и весьма актуальны для социологов, историков и психологов.

Апостол Восточной Европы

Величайший вклад в культуру нашего отечества внесли два брата, Кирилл и Мефодий. Святой равноапостольный Кирилл до принятия монашеского пострига носил имя Константин. Он и его родной брат Мефодий происходили из благочестивой славянской семьи. Их отец был военачальником в греческом городе Солунь (совр. Салоники). Константин получил блестящее классическое образование при дворе императора, за что получил прозвище философа. Прославились они в связи с беспрецедентными трудами по просвещению Для эффективного воздействия христианской проповеди ими была составлена и введена в обращение новая азбука для славянских племен, говорящих на родственных языках. По имени одного из создателей, этот памятник был назван кириллицей. На славянский язык братьями были переведены многие богослужебные книги и Евангелие. Для возможности совершения богослужения на понятном для славян наречии Константин был посвящен в сан епископа. Незадолго до смерти, последовавшей в 869 году, он принял монашеский чин.

Следует отметить, что духовенство русской, сербской, болгарской и некоторых других восточнославянских церквей вот уже более тысячелетия пользуется оригинальной письменностью. И если современные языки родственных народов уже малопонятны друг для друга, то язык богослужений абсолютно идентичен. Подвиг проповеднической деятельности Константина-Кирилла приравнивается церковным сознанием к подвигу апостолов, поэтому при канонизации святому был присвоен титул «равноапостольный», а дни празднования на установлены 24 мая и 27 февраля. В каждом православном учебном заведении на почетном месте находится икона святого Кирилла, ангела-хранителя и покровителя учащихся и преподавателей.

Изображения просветителя славян

Художественные образы великого учителя имеют широкое распространение. В православных храмах Восточной Европы можно встретить аутентичные фрески, на которых изображен святой Кирилл. Икона имеет несколько канонически утвержденных изводов. Константин-Кирилл чаще всего изображается в облачении монаха-схимника. он принял особой строгости - схиму. При совместном написании двух братьев-просветителей Кирилл изображается только в монашеском облачении. Поскольку святой был посвящен в духовный сан, встречаются иконы, где он пишется в богослужебных одеждах епископа. Неизменно в руках святого находятся либо свиток со славянской азбукой, либо открытая книга, чаще всего с первыми строками писания. Кирилл преставился, будучи 42 лет от роду. В современной традиции примерно в таком возрасте он и изображается. На немногих сохранившихся древних иконах славянский ангел-хранитель святой Кирилл представляется в виде старца с довольно длинной, раздвоенной на конце бородой.

День тезоименитства

Предстоятель Русской Церкви, Святейший патриарх всея Руси Кирилл принял это имя при монашеском постриге. Новое имя нарекается в знак отречения от прошлой жизни и начала новой, аскетической, подчиненной совершенно другим мировоззренческим принципам. При этом небесным покровителем будущего иерарха в иночестве стал просветитель славян святой Кирилл. Патриарх Московский показывает пример почитания своего небесного покровителя. Согласно христианским канонам, в день своего Ангела непременно следует причаститься святых Христовых Таин. 24 мая православный мир отмечает праздник славянской письменности и культуры. В день своего небесного покровителя святейший патриарх Кирилл в обязательном порядке совершает Литургию, по возможности в храме, посвященном святому. Также и всякий верующий, носящий имя Кирилл, если он действительно желает чтить своего небесного покровителя, должен в этот день принять участие в общественном богослужении или хотя бы зайти в храм, чтобы поставить свечку.

Духовный разговор

Независимо от того, верует человек или нет, законы духовного мира действуют. Аналогию можно провести с законами физики. Даже если человек никогда в жизни не слышал о законе Ньютона и константе ускорения свободного падения, всемирное тяготение действует, и пренебрегающие им могут сильно пострадать. Мир метафизики еще ждет своих исследователей и первооткрывателей, а пока следует прислушаться к тысячелетнему опыту церкви. Обращение к святым принято именовать молитвой. Существуют канонические молитвы для богослужебного употребления, которыми могут пользоваться верующие и в домашнем обиходе. В молитве к св. Кириллу Александрийскому христиане обращаются как к помощнику в защите всякой правды и благочестия. Сохранение и распространение веры невозможно без проповеди. Успех оратора зиждется на таланте, всестороннем образовании и преданности делу. Таковым в церковном сознании и представляется для всех стремящихся к просвещению святой Кирилл - ангел-хранитель. Молитва к равноапостольному праведнику выражает просьбы о даровании помощи в преодолении братских раздоров между народами и сохранении отеческих преданий и традиций.

Введение

Святой Афанасий, прозванный Святой Церковью Великим за свои выдающиеся добродетели, за непоколебимый характер и за отважную борьбу, которую он вел, спасая Православие от опасности, которую несла в себе ересь антихриста Ария, был крупной исторической фигурой одного из самых важных периодов истории человечества. Именно тогда Римская империя, осознав свою неспособность задушить христианство варварскими гонениями, была вынуждена признать его и опереться на него в попытках продлить свое существование. Подробности жизни и деятельности Афанасия Великого дают нам наглядное представление о той смутной эпохе, когда древняя языческая религия находилась уже на последнем издыхании, а государство перестраивалось на новой религиозной основе - на основе христианства. Одновременно в Церкви шли споры, и созывались местные и Вселенские соборы по вопросам формулировки догматов веры и регулированию проблем, касающихся организации и управления Церкви.

Происхождение и образование Афанасия Великого

Святитель Афанасий родился в Александрии в 295 г. после Р.Х. от греческих родителей-христиан, вскормивших и вспоивших его на источниках христианского и греческого образования. С младых лет Афанасий выделялся острым умом, преданной любовью к Церкви и жаждой знаний. Получив светское образование, он продолжил более углубленно изучать богословие и философию в переживавших тогда свой расцвет Александрийских школах, досконально изучил Святое Писание и посвященные ему труды святых отцов Церкви и церковных писателей, а также древнегреческих поэтов, философов, риторов и историков, прежде всего Гомера, Платона и Аристотеля. Таким образом, он приобрел глубокие знания в христианской и светской (древнегреческой) науке и философии.

Одновременно с получением образования Афанасий подвизался в праведной жизни, в любви и преданности Христу, Церкви и Православию, во имя которого он испытал неслыханные преследования, гонения и изгнания. О его безграничной любви ко Христу и Церкви свидетельствует следующее предание: некогда, еще в детском возрасте, играя на берегу моря, Афанасий крестил несколько детей язычников, и поскольку он точно соблюдал при этом все правила этого церковного Таинства, Александрийский патриарх Александр Первый (313-328) признал это крещение, совершенное маленьким Афанасием, действительным, а самого Афанасия взял под свое покровительство, заботясь с тех пор о его образовании.

В дальнейшем патриарх Александр, высоко ценя праведность, ученость и выдающиеся личные качества Афанасия, дал ему должность секретаря Патриархата, посвятив его в церковный сан чтеца. Позже, в возрасте двадцати четырех лет, патриарх рукоположил его в диаконы. Еще в юном возрасте Афанасий познакомился с прославленным аскетом пустыни Антонием Великим (250-355 после Р.Х.), жил некоторое время рядом с ним, стяжав от общения с ним богатые духовные плоды. Его уважение и почитание Антония Великого были настолько велики, что впоследствии он написал подробнейшее житие великого аскета пустыни.

Битвы за Православие, преследования и гонения

В 318 г., когда Афанасию Великому было 23 года, в Александрии возникла ересь Ария, провозгласившего в своих проповедях и книгах, что Христос был не Богом, а творением Божием. Три года спустя эта ересь появляется и в философском обличье, начав собирать вокруг себя толпы последователей и колебать основы евангельской веры. По этому поводу было решено созвать Собор в Александрии, что и произошло в 321 г. Во время Собора Афанасий, вооруженный богословскими и философскими знаниями, оказал неоценимую помощь патриарху Александру в борьбе с лжеучением Ария.

Однако главная битва православной веры против ереси Ария произошла несколько лет спустя, на Первом Вселенском Соборе, созванном в 325 г. после Р.Х. в вифинском городе Никее. Юный иеродиакон Афанасий принял участие в этом Соборе, сопровождая престарелого патриарха Александра и «несущих с ним служение игуменов» (Сократ Схоластик. Церковн . История . I 25). Там Афанасий, благодаря учености и, прежде всего, горячей вере, стал самым мужественным и непобедимым воином за православную веру против нападок «антихриста Ария». Именно он, главным образом, поразил недуг арианства, поддержав всей своей богословской и философской ученостью и ораторским искусством термин «Единосущный» (Отцу) для второй ипостаси Святой Троицы, Иисуса Христа. Основываясь на учении святого Афанасия, Собор сформулировал семь первых членов Символа Веры, начинающегося со слов «Верую…». (Остальные пять членов Символа Веры были сформулированы на Втором Вселенском Соборе, состоявшемся в Константинополе в 381 г. после Р.Х.). Так имя Афанасия стало с тех пор символом Православия в его борьбе против нападений ариан, многие из которых занимали высокие руководящие посты.

Первый Вселенский Собор столь сильно упрочил славу и влияние святого Афанасия, что уже три года спустя, то есть в 328 г. после Р.Х., когда отошел ко Господу престарелый Александрийский патриарх Александр Первый (313 - 328 гг. после Р.Х.), он в возрасте тридцати трех лет взошел на патриарший трон по «приговору всего народа», как точно отмечает Григорий Назианзин в «Похвальном Слове Афанасию Великому».

Афанасий нес патриаршее служение на Александрийском троне на протяжении сорока шести лет и за все время своего длительного архиерейства оставался «столпом Церкви» и величайшим «отцом Православия». Непосредственно после своего восшествия на патриарший престол он начал деятельно заботиться об устроении Церкви. Путешествуя по своей архиерейской епархии, он посетил Фиваиду, Пентаполь, оазис Аммона (Сива) в Южном Египте, чтобы на месте ознакомиться с нуждами своей паствы, которая везде встречала его с неописуемой радостью и любовью. В посещенных им городах он поставил достойных епископов, в числе которых был и Фрументий - выдающийся человек, обладавший горячим миссионерским пылом. Его Афанасий рукоположил в епископы Аксума и предоставлял ему всемерную помощь и поддержку в работе по распространению христианства в Абиссинии.

Между тем Арий, несмотря на то, что он был низложен Первым Вселенским Собором, вместе со своими последователями причинял много горя святому Афанасию и не переставал сеять смуту в Церкви. Активная деятельность Афанасия по решению церковных вопросов в его обширной епархии, его особый интерес к распространению христианства в Абиссинии, его непревзойденная богословская, филологическая и философская ученость и образование, сила его личности и несгибаемость его характера, а также беспредельное уважение со стороны его паствы обеспокоили предводителя еретиков Ария и его единомышленников. Они пришли к заключению, что, оставаясь на патриаршеском троне Александрии, Афанасий мог нанести смертельный удар их ереси.

По этой причине антихристы ариане начали возводить наветы на святого, пытаясь при помощи интриг и козней скинуть его с патриаршего престола. Он же, сохраняя твердыми и неизменными свои убеждения и непоколебимой веру в Божественную природу Иисуса Христа, выносил с необыкновенным мужеством жестокие гонения со стороны своих противников и их нечестивые интриги и наветы, возводимые на него.

Ариане, склонившие к своему мнению даже самого императора, с небывалой ловкостью плели мириады интриг и наветов, лживость которых обнаруживалась постоянно, так что сами интриганы подвергались осмеянию. Однако эти наветы привели к тому, что святого низлагали с патриаршего престола пять раз, и из сорока шести лет своего патриаршего служения шестнадцать он провел в изгнании.

Поводом для жестокой полемики ариан против святого Афанасия послужил тот факт, что святитель отказался принять в лоно Церкви Ария, несмотря на его исповедание веры, которое он представил в 330 или 331 г. Константину Великому, где лукавейший еретик, конечно, старательно избегал говорить о своих еретических и лживых взглядах на Иисуса Христа. Константин Великий, несмотря на все свое уважение и восхищение, которое он питал к Афанасию Великому за его бескомпромиссный нрав, ученость и храбрость, попал под влияние козней ариан против святого и созвал в 335 г. после Р.Х. Собор в Кесарии Палестинской для изучения обвинений против Афанасия. Собор, в конце концов, собрался в финикийском городе Тире.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Вверх