Животные обитающие в разных средах. Среды обитания животных. Сколько видов животных на Земле


Основные среды обитания животных

  • – это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные.

Наземно-воздушная.

  • Ее освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери (рис. 7, А ). Здесь встречаются животные, быстро бегающие по открытым пространствам (степям, лугам, пустыням); обитающие в лесу и лазающие по ветвям деревьев и кустарников; живущие под пологом леса.

Наземно-воздушная.

  • По экологическим условиям наземно-воздушная среда – самая разнообразная. Поэтому животные, освоившие ее, отличаются сложным строением и поведением.


Водная среда обитания.

  • Условия жизни животных в ней сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды. Плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха. В воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе, происходит поглощение солнечных лучей.

Водная среда обитания.

  • В водной среде обитают рыбы, киты, дельфины, раки, моллюски, насекомые и др. (рис. 7, Б ). Одни животные "парят" в толще воды (планктон) , другие быстро плавают (нектон) , некоторые держатся у дна (бентос) или у самой поверхности водоема.

Почвенная среда обитания.

Тела живых организмов

Среды обитания.

  • Некоторые животные освоили не одну, а сразу две среды. Так, лягушки обитают и в наземно-воздушной и в водной средах, суслики и полевые мыши – в наземно-воздушной среде и в почве.

Места обитания животных

  • Животные в любой среде обитания живут не везде, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания животных (рис. 8).


Места обитания животных

  • Соловьи встречаются только в сырых затемненных участках леса у водоемов и опушек. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты и заводи), заросшие у берегов. Хищные жуки-скакуны встречаются только на сухих песчаных участках или по обочинам грунтовых дорог.

Места обитания животных

  • У крупных подвижных животных места обитания большие и просторные. Например, дельфины (см. также живут в морях и океанах. Шустрые синицы обитают в смешанных лесах, рощах и дубравах. Мелкие животные имеют небольшие участки в местах обитания. Так, тли живут на зеленых листьях или молодых побегах растений.

Места обитания животных

  • Нередко одно и то же место обитания населяют разные виды животных. Места обитания, занимающие обширные площади, например моря, леса, степи, населяет наибольшее число видов животных.

Места обитания животных

  • Животные хорошо приспособлены к жизни в определенных местах обитания. У степных животных длинные ноги, способствующие быстрому бегу и большим прыжкам. У лазающих по деревьям животных острые когти или присоски, у водных – плавники и плавательные перепонки между пальцами. Многие животные обладают защитной окраской или формой тела, успешно скрывающей их от врагов.

Места обитания животных.

Взаимосвязи животных в природе

Хищничество

  • Взаимоотношения между животными, когда одни из них добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством.
  • Хищники – это сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, ловящая плотву (рис. 9). Животные, на которых охотятся хищники, – их жертвы.

Хищничество.

  • У хищников есть приспособления для охоты – это ловчая паутина паука, мощные зубы волков или тигров и острые когти сов.

Приспособления для защиты.

  • У жертв существуют свои приспособления, чтобы скрыться или убежать от хищника, защититься от него. Это и быстрые ноги антилопы, и большие уши зайца, и покровительственная окраска хамелеона, и иглы ежа.


Конкурентные отношения .



  • В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей – горностаи и хорьки , питающиеся мышами и полевками (рис. 10); из птиц – мухоловки и синицы , конкурирующие друг с другом из-за подходящих для гнездования убежищ. Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении.

  • Кроме того, у животных существуют и взаимовыгодные отношения – симбиоз (рис. 11). Это полезно для контактирующих животных.


  • Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию . Она защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи.

Квартирантство

  • Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартирантством .
  • К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые , жабы , ящерицы (рис. 12). Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.


Место и роль животных в природных сообществах.

  • Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами: бактериями, грибами.
  • Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества, или биоценозы.

Биоценоз.

  • Биоценоз – это совокупность животных, растений, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоема. Таковы, например, растения и животные, грибы и бактерии, обитающие в одном пруду, болоте, лесу или на лугу. Более мелкие биоценозы входят в состав более крупных.

Биоценоз.

  • Основная форма взаимоотношений организмов в природном сообществе – это пищевые , или трофические , связи . В любом природном сообществе начальным пищевым звеном, создающим в нем запас энергии, являются зеленые растения, которые на свету из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей создают органические вещества.

Цепи питания .

  • Растениями питаются растительноядные животные. Их, в свою очередь, поедают животные-хищники. Так в природных сообществах возникают сложные пищевые связи – выстраиваются цепи питания .

  • В любом биоценозе различаются три группы организмов: продуценты – производители органических веществ (зеленые растения), их потребители – консументы (растительноядные, хищные и всеядные животные) (рис. 13) и, кроме того,

Редуценты.

  • другие живые организмы, питающиеся трупами и отходами (отмершими частями растений, телами погибших животных и их экскрементами), – это разрушители , или редуценты (рис. 14).

Редуценты.

  • К ним относятся птицы и звери-падальщики, жуки-могильщики и дождевые черви, питающиеся перегнившими листьями. Эти животные, а в большей степени бактерии и грибы, доводят разложение органических веществ до минеральных, тем самым повышая плодородие почв и возвращая в природу взятые растениями минеральные вещества.



Экологическая ниша.

  • Положение вида и его роль в биоценозе, определяемые его связями с другими видами и отношением к факторам живой и неживой природы (свету, влажности, температуре и т. п.), называется экологической нишей .

Экологическая ниша.

  • Экосистема (биогеоценоз) – совокупность различных организмов, населяющих определенную территорию и живущих в конкретных условиях окружающей среды: температуры, давления, влажности, солености. В экосистеме живые организмы и компоненты неживой природы объединены круговоротом веществ и потоком энергии.

  • Таким образом, организмы взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) средой обитания (почвой, атмосферой, гидросферой) и образуют экосистемы, или биогеоценозы.

1. Какие среды обитания занимают животные? Приведите примеры.

2. Чем отличается понятие "среда обитания" от понятия "место обитания"? Поясните на конкретных примерах.

Как и все живые существа, животные встречаются между нижней частью атмосферы и наибольшими океан-скими глубинами. Они освоили не только комфортные леса , степи и теплые водоемы , но и сухие жаркие, а также холодные ледяные пустыни , высокогорья и городские ландшафты . И где бы ни обитали животные, они всегда контактируют между собой, с другими орга-низмами и со своим неживым окружением. Таким образом, каждому из организмов присуща определенная среда обитания. На нашей планете есть четыре основные среды обитания организмов: водная , наземно-воздушная , почвенная и организмы живых существ .

Среда обитания часть пространства, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует.

Из окружающей среды животные получают необходимые им пита-тельные вещества и энергию. Туда же они выделяют продукты собствен-ного обмена веществ. Каждая среда обитания характеризуется определен-ной совокупностью условий: температуры , влажности , освещенности , соответствующим набором взаимодействующих между собой организмов .

Много видов животных обитает в водоемах : морях , реках , озерах и даже временных лужах . При этом если водные растения могут обитать только в поверхностных слоях воды (крас-ные водоросли встречаются только до глубины 268 м), то животные встречаются даже на максимальных глубинах Мирового океана.

На суше животные распространены на всех континентах: от жарких тропиков до покрытых льдом Антарктиды и Арктики . Животные встречаются в различных высотных поясах горных массивов . Очень разнообразен и мир животных — обитателей почвы . Среди них много одноклеточных видов, черви , насекомые , кроты , зем-леройки , мыши . Все они принимают участие в процессах почвообразо-вания , повышая плодородие почв и обеспечивая почвенное питание растений.

Для каждой местности характерны определенные виды животных, которые как можно лучше приспособлены к ее климатическим услови-ям. Их совокупность называют фауной (от лат. Фауна — богиня лесов и полей, покровительница животных). Есть, например, фауна Карпат, фауна Украины и т.д.

Животные населяют все основные среды обитания: наземно-воздуш-ную, водную, почвенную, организмы живых существ.

Познание мира 2 класс.

Тема: Среда обитания животных. Приспособленность животных к среде обитания.

Цель: формирование и расширение знаний о животных и их отличительных признаках.

Задачи: развивать познавательную и творческую активность, критическое мышление,

формировать понятие о среде обитания животных,

расширить и углубить знания о многообразии условий среды и местах обитания животных,

формировать представление об адаптации животных к среде обитания,

содействовать воспитанию самостоятельности, коллективизма, бережного отношения к природе.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Орг. момент .

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению животного мира. Я предлагаю провести наш урок в виде слёта юных любителей животных. Слайд

Как называется наука, которая занимается изучением животных? (зоология) Как называют людей, которые изучают животных?

Как называется наука, изучающая птиц? А как называют людей, изучающих птиц?

Что должны знать и уметь юные зоологи и орнитологи? Слайд

Актуализация знаний.

«Мозговая атака»

Мы знаем много разных животных. Попробуйте отгадать, какие животные спрятались в ребусах.

Ребусы о животных. Слайды

тигр медведь

гусеница корова

    На какие группы можно разделить этих животных по способу питания? Слайд

Вывод:(всеядные, хищные, насекомоядные, растительноядные)

Соотнесите данных животных по способу питания. (Работа у доски)

    Какие классы животных вы знаете? (кроссворд)

Кроссворд. Слайд

    Животные, имеющие 3 пары ножек. Тело разделено на голову, грудь и брюшко. На теле имеются насечки. (насекомые)

    Морские и пресноводные животные, тело покрыто чешуёй. (рыбы)

    Животные, выкармливающие потомство молоком. (млекопитающие)

    Животные, обитающие в воде и на суше, кожа голая, часто покрыта слизью. (земноводные- амфибии)

    Животные, ползающие по земле или плавающие, тело покрыто роговыми чешуйками или пластинками. (пресмыкающиеся - рептилии)

    Название, какого класса животных не было названо? (ПТИЦЫ) Слайд

    Назовите особенности этих животных.

(тело покрыто перьями, передние конечности – крылья, откладывают яйца)

Ключевое слово: среда.

Целевая установка.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое среда обитания. Расширим и углубим представление о среде обитания животных разных классов.

Тест: Многообразие животных

Задачи:

    Выявить уровень знаний у учащихся по данной теме;

    Формировать понятие о многообразие животного мира, о среде обитания животных, о значении животных в жизни человека и в природе.

    Основные группы животных:

а) млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые

б) окунь, пресмыкающиеся, паукообразные, земноводные, насекомые

в) дождевой червь, беркут, снежный барс, севрюга жук – олень, цапля

2. Насечки, 3 отдела (голова, грудь, брюшко), 6 ног у …

б) насекомые

3. к какой группе относятся бабочки, медоносная пчела, жук – олень?

а) земноводные

б) насекомые

в) пресмыкающиеся

4. Отличительные особенности представителей группы рыбы – это …

а) крылья, перья

5. Второе название пресноводных – это …

а) амфибии

б) рептилии

в) нет правильного ответа

6. Хвостатое земноводное – это …

а) лягушка

б) саламандра

7. Рептилии – это второе название …

а) насекомых

б) пресмыкающихся

в) млекопитающие

8. Отличительные особенности представителей группы птицы – это …

а) крылья, перья

б) насечки, 3 отдела (голова, жабры, брюшко), 6 ног

в) чешуя, плавники, жабры, плавательный пузырь, боковая линия

Изучение нового материала

Ассоциации.

Какие ассоциации возникают, когда слышите словосочетание «СРЕДА ОБИТАНИЯ»? Слайд

(лес, водоём, степь, пустыня, джунгли, лесостепь, тундра, горы,…)

Предположение.

Что такое «среда обитания»? Слайд

Поиск ответов.

Работа по учебнику. Чтение с пометками. Стр. 95 – 96 Слайд.

Рефлексия.

Что узнали о среде обитания животных?

Среда обитания – природная среда, где животное находит благоприятные для своей жизни условия и постоянно там обитает. Слайд

Физминутка. «Чунга-Чанга»

Среды обитания организмов

Давным –давно случилась приключилась такая волшебная история…
Никто сегодня не знает когда это было, как это было и было ли… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел матери Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел ?
- Они дышат, размножаются, обладают раздражимостью, питаются, для них свойственно выделение, рост и развитие, процесс обмена веществ.
Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на той планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той сказочной Планете, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом … Но и сегодня их немало! Маги нынешних времен ведут летопись сказочных существ, подсчет каждого существа – святая обязанность магов. И насчитали Маги таких существ около 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…
Столько, что не перечесть их признаков отличных. И задумались Маги:
-
Почему все разные живые организмы? Почему отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются учителем или кем-то из учеников – организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.
Нашли и вы ответ Магов. В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. И разделили Маги всю Планету на сказочные Королевства – Среды обитания живых организмов.
Среда обитания – условия, окружающие организм. (запись в тетради)
Таких королевств Маги насчитали и описали несколько на волшебной Планете.
(От понятия «среда обитания» учащиеся рисуют стрелки и составляют схему в тетради).
Первое королевство – Водная среда обитания, второе – Почвенная среда обитания, третья – Наземно-воздушная., четвёртая – организм.

Существует 4 среды обитания: вода, наземно-воздушная, почва, организм. Слайд

Первый признак каждого королевства – это наличие света. В какой среде обитания, в каком королевстве света больше, в каком меньше?

Сообщения уч-ся

Земная жизнь зародилась в воде. Всё что сейчас ползает, бегает и растёт на земле, летает над землёй и «роется» под землёй – всё это когда-то вышло из моря. Постепенно рыбы, птицы и звери расселились в разных местах. Они облюбовали себе леса, другие зарылись под землю, третьим понравились живописные луга, горы…

1.Какие же условия характерны для водной среды?

Прежде всего водная среда обладает невысокой прозрачностью, в ней часто не хватает кислорода, мало света, а на больших глубинах - высокое давление. Но зато температура здесь колеблется в меньших интервалах, чем в наземно-воздушной.

2. В наземно-воздушной среде много кислорода, достаточно света. Но очень часто температура колеблется в больших пределах, особенно в районах с холодной зимой, и, кроме того, часто не хватает влаги. Обычно ее мало в пустынях и степях. Конечно, обитатели этой среды приспособились к таким условиям.

3. В почвенной среде мало кислорода, нет света, часто бывает слишком много воды. Зато температура более ровная, чем на поверхности. В скрытом от глаз подземном мире живут самые разнообразные животные - птицы и пчелы, барсуки и дождевые черви, черепахи и жабы. Одни, такие, как кроты, проводят в этом царстве вечной тьмы практически всю жизнь. Другие используют норы только как временные убежища - для самих себя или для своего потомства. Например, роющие осы устраивают в земле норы, в которые откладывают яйца и заготавливают корм для будущих личинок. Всех перечисленных здесь обитателей подземного мира можно увидеть. Однако самые многочисленные организмы, которыми буквально кишит почва, настолько малы, что без микроскопа их не разглядеть.

Закрепление изученного.

Работа в группах.

Вы подбирали материал о животных каждого класса. Сейчас вам нужно будет обобщить собранный материал и попытаться ответить на вопрос, как животные вашего класса приспосабливаются к среде обитания.

Среды жизни и места обитания животных

Среды жизни

Названия животных

Место обитания

Приспособления к окружающей среде

Пруд, река, озеро, море, океан

Наземно-воздушная

Стволы деревьев, леса, степи и др.

Почвенная

Норы, муравейники

Проверка групповой работы.

Социализация. Уч-ся представляют свои проекты.

Рефлексия.

Учитель: Строение животных часто настолько соответствует их местам обитания и поведению, что по внешнему облику животного можно определить, где оно живёт, как передвигается, чем питается и т.п. С чем это связано?

Предполагаемый ответ: С приспособленностью животных к местообитаниям (окраска, форма тела и т.д.)

Какие приспособления имеются у животных?

Приспособления

Для дыхания

Для плавания

Для добывания пищи

Для тепла

Для маскировки

Плавники

Кожа и лёгкие

Перепонки на лапах

Хвост-руль

Перепонки на лапах

Подведение итога.

Вывод: в природе всё взаимосвязано друг с другом, каждый вид животных приспосабливается к условиям окружающей среды.

Мы все снимаем угол у матушки- природы

И крыша нам над головой – суть купол небосвода!

А весь большой и старый дом битком набит жильцами

И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами

Народу разного полно – кто мельче, кто крупнее,

Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее,

Кто любит раньше всех вставать, а кто поздней ложиться,

Умей соседа подобрать, чтоб вовремя ужиться.

Соседство сложное подчас, сообщество – не дружба

Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт

С ним есть, чем поживиться

Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание . Стр. 95-98, пересказ

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

3 класс

ТЕМА УРОКА: Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

ЦЕЛЬ УРОКА : Изучить особенности (общие признаки) каждого класса

Сравнить эти классы животных по внешнему виду, строению скелета, среде обитания, органам дыхания, способу размножения

Организовать наблюдение за аквариумными рыбками

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : Аквариум с рыбами

Индивидуальные карточки для учащихся

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедии

Презентация по данной теме

ХОД УРОКА:

Организовать выставку .

1. орг. момент . Настрой детей на работу ./

На прошлом уроке мы с вами начали изучение большого раздела, большой темы: «Разнообразие животных».

Объясните, что обозначает слово «Фауна»? (мир животных).

Верно, фауна очень разнообразна. В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Больше всего на Земле насекомых, более 1 млн. видов.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (творческая работа)

Дома вы выполняли задание, в котором нужно было нарисовать любое насекомое и от его лица рассказать все о его жизни. (2 человека), рисунки остальных учеников идут на выставку.

Спасибо, молодцы.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Итак, давайте вспомним, на какие группы делятся все животные в зависимости от количества клеток? (одноклеточные и многоклеточные). СЛАЙД 1(по щелчку). Почему животные называются одноклеточными? (организм состоит из одной клетки). Приведите пример одноклеточных животных (амеба). А в чем состоит отличие многоклеточных животных? (организм состоит из множества клеток). Вспомните, как классифицируются многоклеточные животные? (СЛАЙД 1 (по щелчку) (позвоночные и беспозвоночные). Почему животные называются беспозвоночными? (нет позвоночника). Приведите примеры беспозвоночных животных (насекомые, черви, ракообразные, паукообразные). Почему животные называются позвоночными? (есть позвоночник). Приведите примеры позвоночных животных (птицы, рыбы, ------). СЛАЙД 1(по щелчку).

4. Знакомство с новой темой, постановка целей.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с разнообразием животных и будем изучать представителей 3 классов позвоночных животных. СЛАЙД 2 (тема урока). Посмотрите на доску и скажите, с представителями какого класса вы уже знакомы? (рыбы).

Верно, одними из представителей позвоночных животных являются рыбы.

Во втором классе по теме: «Водоем и его обитатели», мы подробно знакомились с рыбами, их строением, приспособлением к водной среде обитания. Как вы думаете, исходя из темы урока, какие цели мы поставим сегодня?

(вспомнить изученный материал о рыбах, познакомиться с представителями других классов позвоночных животных).

5 Организация наблюдений за рыбами.

Работа в группах.

Сейчас вам необходимо вспомнить ранее изученный материал, еще раз понаблюдать за аквариумными рыбками «Гуппи» (аквариум с рыбками). На этом этапе работа ваша будет проходить в группах. У каждой группы будет свое задание. Вы понаблюдаете за рыбами, посовещаетесь, и, 1 группа расскажет нам об органах движения рыб, 2 группа – об органах дыхания рыб, 3 группа – об органах зрения, 4 группа – о покрове тела рыб. А также все группы вспомнят, чем питаются и как размножаются рыбы. В помощь вам дается небольшой словарик. СЛАЙД 3.

Проверка работы в группах.

Итак, проверяем, как каждая группа справилась со своим заданием, дополняем ответы.(1?2?3?4? группы рассказывают о рыбах).

СЛАЙД 4.

1группа – плавники и хвост

2 группа – жабры

3 группа – нет век, окружающая вода увлажняет их и очищает

4 группа – тело покрыто кожей, в которой располагаются чешуйки, тело рыб скользкое, так как в коже много слизистых желез. Молодцы!

Вспомним, чем питаются и как размножаются рыбы? (Самка выметывает икру в воду, из икринок впоследствии появляются мальки. Но есть и живородящие рыбы, например, акула, которая рождает акулят. Питаются рыбы растительным и животным планктоном. Но есть и хищники, которые охотятся на рыб, креветок, червей). Верно.

6. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Обобщение учителем пройденного материала во 2 классе.

Обратим внимание на строение скелета рыбы.

Учитель рассказывает о рыбах (Скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника, парных (грудных, брюшных) и непарных (спинных, хвостовой) плавников).

Обратите внимание на многообразие рыб, это самый многочисленный класс позвоночных животных. Он включает более 20 тысяч видов. СЛАЙД 5.

Итак, давайте вместе сделаем вывод: где обитают рыбы? Из чего состоит скелет? Каков покров тела? С помощью чего дышат рыбы? Как размножаются?

Заполнение таблицы в графе «Рыбы»: СЛАЙД 6 (по щелчку)

    Среда обитания (водная среда)

    Внешний вид (покров тела) (костная чешуя, тело обтекаемой формы, скользкое)

    Строение скелета (череп, позвоночник, парные и непарные плавники)

    Органы дыхания (жабры)

    Способ размножения (мечет икру)

7. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, составление плана работы.

Следующими представителями позвоночных являются земноводные и пресмыкающиеся. Подумайте, какие цели мы поставим на этом этапе урока? (познакомиться с представителями данных классов). Верно. На доске вы видите план, СЛАЙД 7, по которому мы будем работать (среда обитания, внешний вид представителей земноводных и пресмыкающихся, их строение, органы дыхания, способы размножения). В конце урока у нас получится сравнительная таблица, по которой мы сравним классы по общим признакам и найдем отличительные черты каждого класса.

8. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, самостоятельное знакомство с новым материалом.

Сейчас вы откроете учебник на странице 69 ---70

1,2 группа читает статью о земноводных, 3,4 – о пресмыкающихся. После прочтения вам необходимо в группах посовещаться, как образовались названия этих классов?

Проверка:

Итак, проверяем вашу работу, 1,2 группы:

Назовите представителей Земноводных? (__________________). Почему они так называются? (взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде).

Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 9.

3,4 группы:

Назовите представителей пресмыкающихся? Почему они так называются? Может, кто-то догадался из ребят? (при движении касаются телом земли, пресмыкаются). Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 12.

9. Работа со справочными материалами.

РАБОТА В ГРУППАХ:

Продолжаем работу в группах:

1,2 группа – попробуйте составить рассказ о земноводных по данному плану на доске (СЛАЙД 7)

3, 4 – попробуйте тоже составить рассказ о пресмыкающихся по плану.

В помощь вам даны энциклопедии.

ПРОВЕРКА:

1 группа отвечает, 2 - дополняет ответы, 3,4 группы внимательно слушают.

10. Работа над новым материалом, рассказ учителя .

Земноводные (амфибии) - группа наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой. Земноводные по сравнению с рыбами имеют более сложное строение. Познакомимся со строением земноводных на примере лягушки. СЛАЙД 10. Тело лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище, 2 пары конечностей, конечности пятипалые. Кожа голая, покрыта слизью кожных желез. Слизь предохраняет кожу от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль. Глаза крупные, подвижные веки защищают от засорения глаза, слезные железы смачивают глаза и смывают пылинки. Во внешнем строении лягушки сочетаются черты водных и наземных животных. Голая кожа, богатая железами, перепончатые лапы, выпуклые глаза характерны для водных позвоночных. Пятипалые парные конечности, глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки – это черты наземных позвоночных. У головастиков функционируют жабры, взрослые лягушки дышат легкими. Оплодотворение наружное, оплодотворенная икра прикрепляется к водным растениям или плавает в воде. Зиму проводят в оцепенении. Питаются насекомыми, пауками, слизнями. СЛАЙД 8. СЛАЙД 11 (тритон). Это водное животное, зимующее на суше. Самка откладывает икринки на водные растения так, чтобы они были завернуты в листок. А сейчас посмотрите видеоролик о некоторых видах лягушек (лягушка 1, 2).

Релаксация (двигательная) (земля, вода, воздух).

Продолжаем работу и следующим классом позвоночных являются пресмыкающиеся. СЛАЙД 12. О них готовили свой рассказ 3, 4 группы.

3 группа отвечает, 4 - дополняет ответы

Учитель обобщает ответы учащихся:

Пресмыкающиеся – наземные животные. Они передвигаются, опираясь на грунт, дышат атмосферным воздухом, используя легкие, размножаются на суше. Оплодотворение внутреннее. К жизни на суше хорошо приспособлены. Рассмотрим строение пресмыкающихся на примере ящерицы. СЛАЙД 13.Тело разделено на отделы: голову, туловище, хвост, 2 пары конечностей. Только змеи конечностей не имеют. Движутся благодаря мощной мускулатуре тела и многочисленным ребрам, концами которых, проступающими через кожу, цепляются за неровности почвы. Снаружи тело покрывает плотная сухая кожа, в которой развиваются роговые чешуйки. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери влаги в засушливой среде. Чешуя не костная, как у рыб, а роговая, более мягкая. Рост тела сопровождается линькой. Старый покров слезает. Кроме черепах, их тело скрыто под костным панцирем. Веки подвижны, хвост может регенерировать, обламываться и восстанавливаться,2 пары ног, когти. Дыхание легочное. Есть ребра, имеется грудная клетка, которая предохраняет органы от повреждения. Как и земноводные, пресмыкающиеся – хладнокровные животные, температура тела зависит от температуры окружающей среды. Рептилии откладывают яйца на землю или в углубления. Но бывает и детенышей вынашивают в теле матери (гадюка, живородящая ящерица). На зиму впадают в оцепенение. Вот один из представителей пресмыкающихся хамелеон. Обитает в лесах на деревьях, питается насекомыми, которых захватывает длинным языком. Окраска тела меняется в зависимости от окружающей среды. Яйцекладущие, в слое сухих листьев, но есть и живородящие. СЛАЙД 14. Видеоролики о некоторых пресмыкающихся.

Итак, фауна разнообразна. Но, к сожалению, некоторые виды животных по вине человека оказались на грани вымирания. Понимая это, люди стали охранять редкие виды, заботиться о сохранении численности животных. И в 1966 году была издана Международная Красная книга, содержащая список исчезающих животных.

Релаксация (рыбы – тишина, земноводные – 1 хлопок, пресмыкающиеся – 2 хлопка).

11. СРАВНЕНИЕ ДАННЫХ классов позвоночных животных

СЛАЙД 15.

Посмотрите на итоговую таблицу, найдите отличительные черты каждого класса позвоночных животных (дети находят отличия).

Первичное закрепление, создание проблемной ситуации на уроке (работа с рисунками)

Перед вами рисунки представителей этих классов животных.

Внимательно посмотрите на рисунки животных и распределите их на 3 группы: рыбы – 1, земноводные -2, пресмыкающиеся -3

Проверка фронтальная :

Назовите представителей земноводных? пресмыкающихся? рыб? Рядом, с каким животным вы не поставили цифру? (кит). Почему?

(позвоночное животное, но млекопитающее) живорождение, вскармливание детенышей молоком. Верно.

Подведение итогов урока:

Обобщение материала, тестирование по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся.

Итак, все вы внимательно слушали сегодня, и сейчас вам предоставляется возможность поработать самостоятельно и ответить на некоторые вопросы по теме. Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.

    Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.

    У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.

    В процессе развития жабры у головастика заменяются на легкие.

    В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.

    Пресмыкающихся дышат жабрами.

    У земноводных и пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.

ПРОВЕРКА:

Переверните карточку и проверьте себя самостоятельно. Правильные утверждения отмечены цифрами(1, 3, 4, 6).

Итог урока: Какие цели мы ставили на уроке? Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей?

Что нового узнали сегодня на уроке? (познакомились с 3 классами позвоночных, выяснили их отличительные черты).

Рефлексия:

А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Перед вами водоем с кувшинками. Если вы усвоили хорошо материал, то возьмите белый лепесток, если остались вопросы, и вам, что- то непонятно, то возьмите желтый лепесток, если новый материал усвоен вами плохо, то возьмите оранжевый лепесток. Украсим водоем кувшинками. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание : реферат об одном из представителей классов. Урок окончен.

Вопрос непонятный от детей если есть, то им дома найти ответ и на следующий урок нам рассказать.

Живая природа не может существовать без света, так как солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, является практически единственным источником энергии для поддержания теплового баланса планеты, создания органических веществ фототрофными организмами биосферы, что в итоге обеспечивает формирование среды, способной удовлетворить жизненные потребности всех живых существ.

Каждое животное живет в определенной среде обитания: одни - в воде, другие - около воды, одни - на поверхности земли, другие - внедряясь в почву или поселившись в пещерах. Среда обитания включает компоненты неживой и живой природы, которые на жизнь животного влияют по-разному. Одни им необходимы, без них животное не может жить и воспроизводить себе подобных, другие - вредны, третьи - безразличны. Главные компоненты среды обитания, т. е. условия существования, без которых животное не может обойтись и которые всегда оказывают на него влияние в процессе жизни. Это пища, вода, воздух, температура среды, жилище, другие организмы.

Пища дает животному вещества, необходимые для его роста и развития, и энергию для осуществления жизненных процессов в клетках, тканях, органах, в системах органов, во всем теле. Вода - основа внутренней среды организма, в ней происходит обмен веществ. Одновременно вода - среда обитания большого числа видов рыб, млекопитающих, членистоногих, моллюсков, простейших и других животных. Воздух необходим животным для дыхания. При потреблении кислорода вещества, попавшие в тело в виде пищи, окисляются с выделением энергии, а из тела животного удаляется углекислый газ. Водные животные усваивают кислород, растворенный в воде. В то же время воздушную среду многие виды птиц, насекомых и других организмов используют для перемещения в ней, осваивая наземное пространство. С пищей, водой и воздухом животное получает вещества, необходимые для его жизнедеятельности. Температура среды - ее тепловое состояние, которое благоприятствует или не благоприятствует жизни животного, активизируя или нарушая обмен веществ в теле.

Свет нужен для ориентации большинства животных в пространстве. В силу постоянства восходов и заходов солнца, изменчивости светового режима в течение дня, в разное время года и в зависимости от географической зональности свет непременно корректирует ритм жизни животных, влияя на их суточную активность, стимулируя сезонные явления в их жизни.

Жилище - нора, гнездо, логово, дупло, пещера. Эти места животные временно или постоянно используют для отдыха, сна, размножения, укрытия от врагов и непогоды. Жилище - это и территория, которая используется как пространство для обитания. В нем может проходить жизнь одного животного, всей семьи или группы. Это - местообитание, которым может быть многоярусный лес, или открытое поле с выросшими на нем культурными растениями, или ограниченный пруд, или бесконечные глубины океана.

Наконец, к условиям существования относятся другие организмы - животные и растения, которые живут рядом с животным, в контакт с которыми оно непременно вступает, либо просто обживая конкретное пространство, либо через пищевые связи. Воспроизводя себе подобных, каждое животное оказывается живущим в группе своих родственников, особей, с которыми его связывают отношения родительские, половые, родственные. Это, естественно, отражается на взаимодействии с прочими условиями существования, что особенно ощутимо при недостатке пищи, воды, воздуха, территории.

Жизнь животного вне связи со средой невозможна, даже если она протекает в ограниченном пространстве почвы, в пещере, в помещении, искусственно созданном для животного человеком (в террариуме, в аквариуме). Вместе с тем, живя в среде обитания, животные ее изменяют, а следовательно, меняют свои условия существования.

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно- воздушная, водная, почвенная);
  • способствовать развитию речи школьников, их мышления;
  • формировать навык работы в группах;
  • прививать интерес к изучению природы родного края.

Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.

Тип урока: изучение нового.

Форма: коллективная и групповая работа обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент

“Настраиваемся на серьёзную работу”

Перед детьми лежат памятки: “Настраиваемся на серьёзную работу”.

  • Принять удобную позу.
  • Убрать все посторонние предметы.
  • Успокоиться.
  • Смотреть во время рассказа на учителя.
  • Усилием воли отогнать посторонние мысли.
  • Стремиться усвоить материал.
  • Следить за планом.
  • Задавать вопросы при непонимании.

Учитель: Что необходимо вам для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?

(Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем на дальнейшую работы на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).

II. Повторение пройденного.

Учитель: Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.

(Учитель выходит из класса на 30 секунд, затем входит в класс и начинается диалог).

Учитель: Это дикое животное?

Ответ: Нет.

Учитель: Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?

Ответ: Да.

Учитель: Млекопитающее?

Ответ: Да.

Учитель: Это хищник?

Ответ: Да.

Учитель: Это кошка?

(Желательно подготовить картинки с разными животными для этой загадки)

Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?

(Ответы детей сопровождаются материалом слайда 2)

Приложение. Слайд 2

IV. Физкультминутка

(Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).

Этот странный дом без окон,
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна -
Просыпайся, соня-Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна -
Стала бабочкой она!

V. Ввод в новую тему.

Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.

Приложение. Слайд 3

(Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).

Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?

(Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).

Заяц. Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!

Крот. О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!

Щука. Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!

2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?

3. Дети высказывают своё мнение.

Приложение. Слайд 5

(Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)

Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.

VI. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока.

Учитель: Познакомимся со средой обитания животных и её названием.

(До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

1. Наземно-воздушная среда

Учитель: Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь в наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.

Учитель: Какие животные обитают в этой среде?

О: Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.

О: (перечисление животных).

Учитель: Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?

О: Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.

О: Есть, где спрятаться от врагов.

О: Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.

Учитель: Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?

О: Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.

О: У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…

  1. Детям предлагается посмотреть начало фильма “ Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” и определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке мною использовался диск). }

Вверх