Жена Гафта Ольга Остроумова. Валентин Иосифович Гафт: биография, личная жизнь, творчество. Валентин гафт пролил свет на информацию о резком ухудшении самочувствия Гафт живой или нет

Ольга Остроумова, жена Гафта, - это невероятно красивая женщина. В этом году ей исполнится 70 лет, и, глядя на нее, трудно поверить, что когда-то из-за предательства мужчины она пыталась покончить с жизнью самоубийством. Она успешная, знаменитая, уверенная в себе и невероятно счастливая. Ее героини сводили с ума всех советских особ сильного пола. В картине для подростков «Доживем до понедельника» она, как хотела, вертела своими одноклассниками, а в фильме «А зори здесь тихие…» соблазняла неловкого старшину. А в жизни актриса оставалась невероятно наивной и принимала ухаживания парней за обыкновенную вежливость. Знаменитый супруг Остроумовой является не менее популярной личностью. Его знают все зрители, пришедшие в наш век из СССР. И именно об этих двух людях пойдет речь в нашей статье.

Первые мужья

Остроумова (жена Гафта) была замужем трижды. Первым ее супругом был однокурсник, с которым она училась в ГИТИСе. Вторым же избранником стал режиссер московского ТЮЗа. Ольга была настолько наивной молодой девушкой, что когда Михаил пригласил ее на свидание, она решила, что это будет просто встреча делового характера. Поэтому можно представить удивление мужчины, когда во время прогулки по городу она предложила ему зайти к ней в гости и познакомиться с супругом.

Режиссер был в недоумении, но от понравившейся женщины не отказался и решил добиться ее во что бы то ни стало. Как рассказывает сама нынешняя жена Гафта, ее кавалер излучал какой-то невероятный магнетизм. Окончательно ее подкупила самоуверенность парня. Как только Остроумова поняла, что влюбилась в Мишу, она сразу же ушла от мужа. Но Левитин решился покинуть свою супругу ради Ольги лишь через четыре года.

Брак этих людей был идеальным, они даже своих отпрысков назвали Олей и Михаилом. Левитин боготворил супругу. Практически 23 года Остроумова отчаянно любила своего избранника и ни разу его не упрекнула в том, что им приходится жить в основном на те деньги, которые зарабатывает она. Но когда Ольга узнала, что Михаил ей изменяет, ее нервы не выдержали. Она была в таком состоянии, что хотела свести счеты с жизнью. Но спасением стали дети, ради которых она и решила жить дальше. А с Левитиным они развелись.

Встреча с Валентином

Ольга, жена Гафта, после расставания со вторым супругом решила, что больше никогда не выйдет замуж. Но неожиданно для самой себя на одном из корпоративов она встретилась с Валентином. Тогда ему было 60 лет, и он имел за плечами три развода. Артисты пошли на прогулку, во время которой Гафт и признался Оле, что любит ее уже 20 лет. Он влюбился в нее, когда они оба снимались в ленте «Гараж». Он попросил у спутницы номер телефона, но позвонил только через три месяца.

Жена Гафта Ольга Остроумова рассказывает, что мужчина ей очень понравился, но оформлять свои отношения они не стремились. И возможно, не поженились они бы и до сегодняшнего дня, если бы не жилье. Гафт жил в однокомнатной восемнадцатиметровой квартирке, а Остроумова с дочерью и сыном - в «хрущовке», состоящей из трех комнат. Расписавшись же, артисты могли стать обладателями льготных апартаментов. Поэтому они и поженились прямо в больнице, где Валентин лежал после хирургического вмешательства. Пара живет в браке уже больше 15 лет.

Ну а что же Гафт

Валентин Иосифович Гафт в этом году отметит свое 82-летие. Он является невероятно известным артистом, снимающимся в кино и играющим в театре. Актер носит звание Народного артиста и стал ведущим членом труппы московского «Современника». Во время обучения в школе Валик принимал участие в самодеятельности, а так как в те времена в школе были только мальчики, то ему приходилось воплощать женские образы. В 1953 году он окончил школу и сразу же поступил в Школу-студию МХАТ. Он учился на одном курсе с Майей Менглет и Олегом Табаковым.

МХАТ Валентин Иосифович Гафт окончил в 1957 году и работал после этого в Московском драматическом театре, театре сатиры, в Ленкоме и в театре имени Моссовета. В 1967 году в театре сатиры он сыграл одну из своих наилучших ролей. В пьесе «Женитьба Фигаро» он изобразил графа Альмавиву. В этом спектакле он играл вместе с легендарным

Служба в «Современнике»

Биография Валентина Гафта в театре «Современник» начинается в 1969 году. Именно тогда он стал ведущим артистом этого храма Мельпомены. Перечислить все роли, сыгранные здесь актером, очень трудно. Он принимал участие в таких спектаклях, как «Обыкновенная история» (Петр Адуев), «Валентин и Валентина», где был Гусевым, «Генрих IV», где сыграл Генриха IV, и многих других работах.

На протяжении последних лет в «Современнике» Валентином Иосифовичем были сыграны роли Городничего из «Ревизора», Изольда Кукина («Аккомпаниатор»), Лейзера в спектакле «Трудные люди» и многие другие образы. Именно в этом театре Гафт состоялся как писатель и режиссер. Он написал пьесу «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». В постановке Валентин сыграл и одну из основных ролей. А в постановке «Балалайкин и К°» он впервые выступил режиссером. Эту работу он осуществил в тандеме с Александром Назаровым и Игорем Квашой.

В мире кинематографа

Биография Валентина Гафта в кино берет свое начало в 1956 году. Его первой работой на этом поприще стала картина «Убийство на улице Данте». Тут ему досталась совсем маленькая и практически бессловесная роль. В этом же году он засветился и в эпизоде ленты «Поэт». Затем были такие киноработы, как «Первый курьер», «Кентавры», «Фуэте» и прочие. В картинах «Чародеи», «По главной улице с оркестром», «Визит дамы» и «Ночные забавы» он отобразил уже весьма заметные образы.

Роли в картинах прославленного Рязанова стали для Валентина Иосифовича одними из наиболее успешных. Так, в 1979 году в «Гараже» он сыграл председателя Сидорина. В следующем году был фильм «О бедном гусаре замолвите слово…». Также Гафт отметился в таких картинах Рязанова, как «Старые клячи», «Небеса обетованные» и другие.

Гафт в «Гараже»

Валентин Гафт, фильмы которого с удовольствием смотрит не одно поколение людей, по-настоящему знаменитым и популярным стал после выхода фильма «Гараж». В картине ему досталась одна из главных ролей, он сыграл угодливого Сидоркина. На съемках этой картины Рязанова Валентин оказался совершенно случайно. Сидоркина должен был играть Ширвиндт, но в самый последний момент он отказался от предложения. Пригласить Гафта порекомендовала Лия Ахеджакова, но Рязанов согласился на предложение не сразу.

Роль хитрого персонажа стала в судьбе актера знаковой. Благодаря ей он познакомился со своей нынешней супругой и смог занять достойное место в кинематографе.

Фильмы нового века и телевидение

В XXI веке не менее активно снимается в кино Валентин Гафт. Фильмы, в которых он снялся на протяжении 2000-х годов, следующие: «12», «Семейный дом», «Операция ЧеГевара», а также «Утомленные солнцем - 2: Предстояние», «Студия 17» и многие другие. Во всех картинах маэстро были доверены главные роли.

Также Гафт много играл на телевидении. Он принимал участие в сериалах и телевизионных картинах. Так, стоит упомянуть сериалы «Будденброки», «Домби и сын», «Тайна Эдвина Друда» и телеспектакль «Архипелаг Ленуар».

Несколько слов об эпиграммах

Заслуживают внимания и стихи, эпиграммы Валентина Гафта. Они являются, как говорится, отдельной статьей в творчестве актера. Острые эпиграммы Валентина Иосифовича в свое время ходили рукописными списками и регулярно цитировались. «Стих и эпиграмма», «Я постепенно познаю» и «Жизнь - театр» - книги, которые вышли в авторстве Гафта.

Большинство эпиграмм театра и кино. Некоторых актеров в своих стихах он восхваляет, других же беспощадно критикует. Но эти строки уже стали классикой и существенной ступенью в карьере Валентина Гафта.

И еще немного о стихах

Гафт, дети и жены которого стали поводом для сплетен, является невероятно одаренным автором. Очень многое сказано об эпиграммах этого гениального человека. О стихах также многое говорили в свое время. Но последние на протяжении продолжительного времени оставались в тени знаменитых эпиграмм. Благодаря тому что артист способен смотреть всесторонне на мир, его писательский дар такой необыкновенный и необычайный.

Валентин Иосифович - необычайно чуткий писатель, и благодаря такому уму у него рождаются исключительно шедевры. Он издал много книг, которые сразу же стали популярными. Правду говорят, гениальный человек гениален во всем. И именно Гафт может служить этой поговорке ярким подтверждением.

Жены Валентина Гафта

Впервые будущий народный артист женился на манекенщице по имени Алена. Это была невероятно красивая девушка. Она работала на Кузнецком мосту в Доме моделей. Но брак довольно быстро распался из-за обоюдных измен супругов. Вот такой была первая жена Гафта. Инна Елисеева стала его второй избранницей. Инна была балериной с эффектной внешностью и невероятно трудным характером. Женщина родилась в обеспеченной семье, а потому всегда получала то, что хотела. У пары были тяжелые отношения. Нелегкими они были у Гафта и с семьей Елисеевой. Ему было тяжело жить вместе с родителями супруги.

В семье родилась дочь Оля, поэтому Елисеевой пришлось оставить карьеру балерины и посвятить себя ребенку. Это еще больше испортило ее характер, и вскоре Валентин ушел из семьи. После развода артисту долго не везло в личной жизни. Но однажды он познакомился с виолончелисткой Аллой. С ней у Гафта был гражданский брак. Алла постоянно ревновала мужа, несмотря на то что он был ей верен. Но как-то раз он все-таки не выдержал бесконечных сцен и ушел от этой женщины.

А был ли сын

Валентина Гафта в молодости была насыщенной и полной женщин. И именно из-за этих женщин пострадали его дети. Во втором браке у него родилась дочь Ольга. Но после развода с женой Валентин не принимал участия в воспитании ребенка. А Инна относилась к малышке не слишком благосклонно и часто несправедливо. Не выдержав регулярных маминых упреков и скандалов, в возрасте 29 лет девушка покончила жизнь самоубийством. Это событие сильно подорвало здоровье актера. Из тяжелого состояния его вытянула четвертая жена, Ольга Остроумова.

Но ходят слухи, что у Гафта есть еще и внебрачный сын. Одни источники утверждают, что он знал о его существовании, ведь появился малыш тогда, когда актер был женат на балерине. И Валентин Иосифович всячески скрывал появление на свет мальчика. Согласно другим сведениям, сын Вадим родился в Бразилии, и о его существовании маэстро узнал только тогда, когда отпрыску исполнилось 46 лет. Он попал в беду, и его мать, пытаясь ему помочь, связалась с Валентином, который сразу же сделал все, чтобы спасти сына. Какая из этих историй правда - знает лишь сам Гафт.

Народный артист РСФСР (1984)
Лауреат Царскосельской премии (1993)

Детство

До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.

Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова "Особое задание". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.

МХАТ

Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил "прослушать" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на "отлично". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.

Как и все Студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма "Убийство на улице Данте", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".

Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: "Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист". Мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну какой же ты худой!".

Театр

По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.

Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.

Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.

В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.

В "Современник" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.

Среди его лучших ролей: Глумов ("Балалайкин и К"), Лопатин ("Из записок Лопатина"), Горелов ("Спешите делать добро"), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф?"), Рахлин ("Кот домашний средней пушистости").

Трудная дорога в кино

В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.

Сам Валентин Гафт объясняет это так: "Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня".

Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме "Ночь на 14 параллели" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля "Из записок Лопахина" (1975), Брассет в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".

Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин ("На всю оставшуюся жизнь" - 1975), Знаменский ("Повесть о неизвестном актёре" - 1976), попутчик ("Почти смешная история" - 1977), Жорж ("Циркачонок" - 1979).

Сотрудничество с Рязановым

Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.

В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии "Гараж". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.

В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово…". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.

Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.

Наконец в трагикомедии Рязянова "Небеса обетованные" (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке "Президент", для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.

Популярность

Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова "Гонки по вертикали" (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.

Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале "Визит к минотавру" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.

Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии "Чародеи" (1982), трагикомедии "По главной улице с оркестром" (1986), боевике "Воры в законе" (1988), "Визит дамы" (1989), "Ночные забавы" (1991), "Анкор, еще Анкор!" (1992).

В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме "Мастер и Маргарита", который так и не вышел на экраны.

Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, "для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам".

Мастер эпиграмм

Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой, над другими. Он никого не хотел обидеть, обличить или поссорить. Просто хотел таким образом сказать какую-то свою правду.

БИОГРАФИЯ ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Советский актер театра и кино Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Его детские годы прошли на улице Матросская Тишина, на которой располагались самые разные по духу учреждения. Напротив дома семьи Гафтов располагалась психиатрическая лечебница, немного левее - студенческое общежитие и рынок, правее - тюрьма. Как говорил сам Гафт: «Весь мир в миниатюре». Отец Иосиф Рувимович (1907-1969) был адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте. Участник Великой Отечественной войны он был гордым и волевым человеком. Мама, Гита Давыдовна (1908-1993), была домохозяйкой. Именно она привила сыну любовь к порядку и организованность. Роковой день 21 июня 1941 года навсегда остался в памяти Вали. Ведь именно в тот день он с родителями должен был отправиться на Украину, в город Прилуки. Повинуясь стечению обстоятельств, родители поменяли билеты на 22 июня. На следующий день маленький Валя вместе со всей страной услышал выступление Молотова по радио. Началась Великая Отечественная Война. Проводы отца, а следом и двоюродного брата запомнились Валентину на всю жизнь.

Первый раз Гафт посетил детский театр в четвертом классе. Шла пьеса Сергея Михалкова «Особое задание». Первое время он думал, что все происходящее на сцене, это реальность. Желание самому попробовать себя в роли актера пришло немного позже. В школьной самодеятельности ему приходилось играть женщин и девушек, потому что в школе учились одни мальчишки. В связи с тем, что театром Валентин Гафт увлекся еще будучи школьником, после выпускных экзаменов он направился в Школу-студию МХАТ. Поступить с первого раза ему помог Сергей Дмитриевич Столяров. Дело происходило так. За несколько дней до экзамена, Валентин Иосифович направлялся через парк «Сокольники» домой. Внезапно на своем пути он увидел степенно вышагивающего человека. Гафт сразу узнал в нем своего любимого актера - Столярова. Не решаясь упустить такой шанс, он решил попросить совета у известного человека. Осмелившись, он подошел к Столярову и сказал: «Извините меня, пожалуйста, но я поступаю в Школу-студию МХАТ и очень волнуюсь. Не могли бы вы меня послушать?» В первую минуту знаменитый актер оторопел, но потом взял себя в руки и сказал: «Послушать я вас могу. Но только не здесь». «Где же», - осмелился Гафт. «У меня дома. Приходите ко мне завтра, предварительно позвонив», - и Столяров написал на клочке бумаги номер своего домашнего телефона. Советы Сергея Дмитриевича не прошли даром. МХАТ принял его с первой попытки. На курсе вместе с ним учились Олег Табаков, Евгений Урбанский, Игорь Кваша, Майя Менглет, Михаил Козаков. Дебют в кино состоялся в бессловесной роли в фильме «Убийство на улице Данте». Почти в это же время Гафт играл в эпизодической роли в романтической драме «Поэт». Реакция родителей на артистическую деятельность сына была своеобразная. Во время учебы в школе-студии МХАТ отец не раз спрашивал его: «Ну, какой ты артист? Вот, Миша Козаков, - у него и бабочка есть и костюм, а ты что? Вот каким должен быть артист!» Реакция Гиты Давыдовны была поистине материнской. Увидев его в спектакле «Женитьба Фигаро», она сказала: «Валя, ну какой же ты худой!».

В 1957 году Валентин окончил Школу-студию МХАТ. Его долго не брали на работу. Знаменитый чтец Дмитрий Журавлев не смог остаться равнодушным к судьбе молодого артиста и помог ему устроиться в театр имени Моссовета. Гафт проработал там около года и ушел из-за того, что роли, которые предлагали играть, ему не нравились. Некоторое время спустя Эраст Гарин предложил работу в Театре сатиры. И здесь Валентин Гафт не смог долго продержаться, его выгнали, но на этом общая история Театра сатиры и Гафта не закончилась. Несколько лет спустя, он сыграл на этой сцене одну из своих лучших ролей - графа Альмавива в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Эту роль впоследствии играл Александр Ширвиндт. Несколько лет Гафт посвятил работе в театре на Малой Бронной, потом новый виток и переход к А. А. Гончарову в театр на улице Спартаковской. 1964 год стал новой страницей в жизни Валентина Гафта. В этот год он пришел в театр имени Ленинского Комсомола к Анатолию Васильевичу Эфросу. Здесь актер впервые по-настоящему раскрылся, появились интересные творческие работы, лучшие спектакли этого театра стали театральной классикой. В 1969 году Олег Ефремов приглашает его в театр «Современник». Он стал его родным домом. Многими ролями он обязан режиссеру театра Галина Волчек. Здесь он сыграл свои лучшие роли: Лопатин в «Из записок Лопатина», Глумов из «Балалайкин и К», Горелов из «Спешите делать добро», Джордж из «Кто боится Вирджинии Вулф?».

Кино долгие годы не принимало Гафта, ему предлагали лишь эпизодические или маловыразительные роли. До конца 60-х у его не было ярких, запоминающихся ролей на киноэкране. Валентин Гафт осознавал это и говорил, что кино его не баловало. В большей степени он объяснял это своей нерусской внешностью. На тот момент советский киногерой имел немного другой образ. Прошли годы и у Валентина Гафта стали появляться первые серьезные роли. В 70-х годах это была роль Стюарта в политической драме «Ночь на 14 апреля». В 1975 году он отметился в роли Лопатина в телепостановке спектакля «Из записок Лопатина». Незабываемая роль Брассета в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя». Настоящее признание Валентин Гафт получил после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Все роли, сыгранные под руководством этого знаменитого режиссера были лучшими в биографии актера. Председатель гаражно-строительного кооператива Сидоркин, отец-командир, бюрократ и служака из Министерства свободного времени, вожак бомжей по кличке «Президент» - все эти роли были сыграны одним человеком - Валентином Иосифовичем Гафтом.

Валентин Гафт - яркий и неординарный актер, талантливый поэт, родился в Москве 02.09.1935 года.

Детство

Ему повезло появиться на свет в обеспеченной семье. Отец работал прокурором, мать была домохозяйкой. Она не имела хорошего образования, но была женщиной достаточно эрудированной, много читала, очень увлекалась театром, могла поддержать разговор практически на любую тему.

Домашним хозяйством в семья Гафтов занималась приходящая домработница. Мать же все свое внимание могла сосредоточить на сыне и муже. Она считала себя совершенно счастливой женщиной, так как, выросшая в многодетной деревенской семье, она имела свой собственный дом, жила в комфорте и достатке.

Но своих корней мать не стыдилась. Более того, они с маленьким Валей часто ездили погостить в деревню, где дед работал извозчиком. Мальчику там нравилось. Это было словно путешествие в другой мир, где пахло скошенной травой и сеном, а животные доверчиво подставляли спинки и лизали ему руки.

В детстве

Но вот началась война, и добрая сказка сменилась страшной. Отец и двоюродный брат, которому уже исполнилось целых 19, с первых же дней ушли на фронт. А они с матерью остались в Москве. На всю жизнь запомнил Валентин сырой запах бомбоубежища и всепоглощающий страх от ночных налетов.

В 1944 отец, весь израненный, снова оказался в Москве, к величайшей радости жены и сына. Он еще долго лежал в госпитале, потихоньку оправляясь от полученных ран. Война откатывалась все дальше. И вот наконец-то голос Левитана объявил, что все закончилось, и снова наступило мирное время.

Жизнь постепенно налаживалась. Валентин ходил в кино, слушал с друзьями патефонные пластинки и летом гонял во дворе в футбол. Он легко увлекался, но так же быстро остывал. В подростковом возрасте он вдруг захотел стать пианистом. Но, пока они с мамой выбирали подходящий инструмент, Валик успел перегореть этой идеей.

К учебе у него тоже не было особого интереса. А поскольку родители воспитывали единственного сына без особой строгости, в старших классах он нахватал столько плохих оценок, что о поступлении в престижный вуз можно было и не мечтать. Вот тогда у Гафта и появилась впервые идея стать артистом.

Будучи фанатом кино и очень далеким от театрального мира, он представлял себе работу актера самой легкой, какая только может быть. Вышел на сцену, сказал несколько фраз - и все. Но, прослышав от приятелей, что конкурсы в театральные могут доходить до 30 человек на место, он решил перестраховаться и записался в школьную самодеятельность.

Надо отметить, что в те годы мальчиков и девочек учили отдельно. Так что спектакли выглядели порой очень забавно, поскольку парням приходилось играть и женские роли тоже. Например, самому Гафту как-то досталась роль невесты в постановке «Предложение» по Чехову.

Карьера

Вздохнув с огромным облегчением по поводу того, что долгожданный аттестат наконец-то оказался в его руках, Гафт сразу же отнес документы в школу-студию МХАТ. Сам не осознав как, он одолел первый тур конкурса. Но о том, что ему придется в лицах читать басню, Гафт думал просто с ужасом. Он вспоминает, как набрался смелости и попросил о помощи встретившегося ему в коридорах училища Сергея Столярова. И тот не отказался ему помочь. Так Гафт все-таки стал студентом.

С первых же дней он сдружился со старшекурсниками Михаилом Козаковым и Игорем Квашей, которые здорово помогали советами на первых порах. Но какие-то внутренние комплексы долгое время мешали ему полностью раскрыться. Он страшно робел, когда видел рядом с собой живых кумиров. И, впервые попав на съемочную площадку, он так растерялся, что так и не смог произнести нужные слова.

Поначалу театральная карьера Гафта складывалась очень трудно. Попав по распределению в театр Моссовета, он очень быстро вылетел оттуда, не понравившись руководству. Затем была попытка дебютировать на сцене Театра Сатиры. Но и она обернулась полным провалом. Он перепутал актрис, завалил декорации и был одним сплошным недоразумением.

Сменив за несколько лет еще три труппы, Гафт волею судьбы оказался в театре Ленинского Комсомола, куда его принял лично великий режиссер Анатолий Эфрос. Именно он разглядел огромный потенциал молодого актера и помог ему полностью раскрыть свой талант и избавиться от комплексов.

А в 1969 его, уже блестящего и востребованного актера, переманил к себе в Современник Олег Ефремов. Не последнюю роль в этом переходе сыграло и то, что там уже давно работали его друзья-сокурсники Игорь Кваша и , ставшая к тому времени режиссером. Она давала Гафту интересные и яркие роли, еще больше раскрывая его талант.

Карьера в кино, начавшаяся с полного провала, тоже складывалась довольно сложно. Хотя, начиная с 1965 года, его регулярно приглашали сниматься, роли ему доставались обычно совсем незначительные, так что зрители долгое время не могли запомнить его даже в лицо.

Первым ярким выходом на экран стала комедийная роль дворецкого в гениальной ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!». В том же году он дебютировал в главной, сыграв Лопатина в фильме на производственную тематику «Из записок Лопатина». После этого режиссеры начали относиться к артисту по другому, и на него даже обратил внимание гений советской комедии Эльдар Рязанов.

Именно Рязанов оценил многогранность и тонкое чувство юмора Гафта. Их первой совместной работой стал фильм «Гараж», где Валентин сыграл председателя гаражного кооператива. Умело подобранная плеяда звездных актеров сделала фильм с довольно посредственным сценарием классикой советского кинематографа. А Гафта, наконец-то узнали и полюбили зрители.

В 1980 Гафт получает новое предложения от Рязанова, которое принимает с огромным удовольствием. Ему достается роль командира гусарского полка в музыкальной комедии «О бедном гусаре замолчите слово». Таким образом актер постепенно переходит в разряд узнаваемых и востребованных.

Закрепил успех еще один музыкальный фильм «Чародеи», снятый по роману братьев Стругацких, где Гафту достается одна из главных ролей - заместителя директора Сатанеева. Всего же в фильмографии артиста на сегодняшний день уже около сотни больших и маленьких работ.

Личная жизнь

Первой любовью будущего артиста, в которой он тогда так и не признался, стала соседская девочка Дина. Уже тогда, в юные годы, он понял, что состояние влюбленности вдохновляет, окрыляет, рождает желание быть лучшим и совершать подвиги. Возможно, поэтому ему было трудно оставаться долгое время с одной женщиной.

Но первыми серьезными отношениями стал роман с манекенщицей Аленой Изоргиной, которая вскоре стала его женой. Бытовые условия были просто ужасными. Они жили вместе с матерью Алены в тесной полутемной квартирке на первом этаже. Алена безумно любила животных и постоянно тащила их в дом. Поэтому соседями Гафта по квартире были также кошки, собаки, голуби, и, конечно же, клопы и тараканы.

При этом Алена регулярно выезжала за границу, а Гафт все больше времени проводил в театра и на съемках. Оба они периодически имели увлечения на стороне. Брак продержался ровно до тех пор, пока Алена не встретила свою новую любовь - известного киноведа Даля Орлова. Она попросила развод и Гафт не стал мешать ее счастью.

Второй женой Гафта стала очень красивая и обеспеченная женщина Инна Елисеева, дочь сталинского лауреата. Она могла себе позволить вполне роскошно жить на отцовские деньги, нигде не работая, и раскатывала по Москве на собственных «Жигулях». Но тесть с самого начала принял Валентина в штыки, и даже когда у супругов родилась дочь, его отношение не изменилось. Он считал Гафта бездельником, который не может прокормить семью. В один прекрасный день ему это надоело, и он ушел навсегда.

С дочерью Гафт продолжал поддерживать отношения, но она покончила с собой в 2002 году, будучи еще совсем молодой. Смерти девушки предшествовало неудачное поступление в театральное. Она мечтала тоже стать актрисой, но не обладала для этого достаточным талантом. Не помогло даже то, что с ней занимался отец и его новая жена. Последней каплей стала несчастная любовь и постоянная критика со стороны матери.

Семейное счастье Валентин Гафт обрел только в зрелом возрасте, когда его третьей супругой стала Ольга Остроумова. Впервые судьба свела их на съемках комедии Рязанова «Гараж», но тогда артист лишь только отметил для себя ее утонченную красоту и женственность. Ольга была замужем, и сам Гафт тоже не свободен.

С женой Ольгой

Но много лет спустя во время просмотра одной из телепередач, он понял, что Ольга осталась одна. С тех пор он начал искать с ней встреч и даже сам организовал одну из них. Но, будучи оба разочарованы предыдущими отношениями, они с опаской относились к новым. Поэтому расписались только через несколько лет после начала их романа.

Совместных детей у них нет, но у Ольги есть сын и дочь, к которым Валентин очень тепло относится. Под влиянием Ольги он крестился и даже начал периодически ходить в церковь. Сегодня артист говорит, что он совершенно счастлив. Он состоялся в профессии, у него есть любимая жена, прекрасные дети и внуки. В свободное время пишет стихи и эпиграммы.

Книга посвящена чрезвычайно важной, но малоизученной проблеме: каким образом ребенок осваивает пространство окружающего мира и какие традиционные способы создали для этого детская субкультура и народная педагогика. Четвертое издание книги (предыдущие вышли в 1999, 2000, 2004 гг.) дополнено новыми иллюстрациями и главой «Детская субкультура в пространстве и времени». Как колыбельные песни способствуют формированию у ребенка важнейших пространственных представлений? Чего и почему боится ребенок дома и в незнакомом месте? Почему детей привлекает…

Корнюшон и Рылейка в подземном мире Игорь Малышев

Добрая познавательная сказка Игоря Малышева занимательно, в неожиданном ракурсе раскрывает ребенку то, как устроен окружающий мир. Ее герои - маленькие человечки (десятилетний мальчик Корнюшон и его взрослая тетя Рылейка), путешествующие на тополиных пушинках. Сделав привал в старом саду, они гуляют по веткам, рассматривают пчел и кузнечиков. Капля росы может окатить их с головы до ног, а ягоду земляники они режут на дольки, как мы арбуз. Но главные (и опасные) приключения ждут их под землей, в вырытой кротом норе, куда они провалились. Увидеть…

Книга 22. Язык духовных миров (старое издание) Михаэль Лайтман

Управлять мирозданием возможно только при условии, что ты знаешь, как оно устроено, понимаешь законы, по которым оно функционирует и имеешь силы для того, чтобы вмешаться в его управление. Такое знание и возможность его оптимального использования для своего блага должна дать человеку наука о мироздании – Каббала. Каким образом? Мы изначально рождаемся с пятью органами чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Вся получаемая с их помощью информация попадает в мозг и дает нам определенную картину окружающего мира. Но если бы наши органы чувств…

Наука жить Альфред Адлер

«Наука жить»! Как эффектно, уверенно, безапелляционно! Это очень хорошо характеризует стиль изложения А. Адлера: стиль комиссара полиции, рассказывающего преступнику о его преступлении. При этом автор очень разумно разъясняет смысл такого броского названия, опираясь на высказывание своего любимого философа-прагматика Уильяма Джеймса (в России его лучше знают в транскрипции «Джемс»): дескать, лишь наука, по-настоящему связанная с реальной жизнью, может называться наукой. При этом она будет являться наукой о жизни, что для Адлера равнозначно…

Кононов Варвар Михаил Ахманов

Если писатель начинает отождествлять себя со своим литературным героем, это может привести к самым непредсказуемым последствиям. Ким Кононов, создатель очередного продолжения знаменитой саги о похождениях Конана Варвара, постепенно теряет границу между вымыслом и реальностью, начиная смотреть на окружающий мир глазами своего почти тезки и совершая поступки, вполне достойные неистового киммерийца. А уж когда в возбужденный мозг писателя вселяется инопланетянин, галактический странник Трикси, предоставивший Киму в обмен на “жилплощадь”…

Аналитическая психология. Тавистокские лекции Карл Юнг

Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии, создатель одного из направлений психоанализа – аналитической психологии, ученый, чьи открытия в области психологии по масштабу и значимости для мировой культуры в целом можно сопоставить только с масштабом и значимостью открытий Зигмунда Фрейда. Книга «Аналитическая психология. Тавистокские лекции» представляет собой запись курса лекций, прочитанных автором для сотрудников Тавистокской клиники в Лондоне в 1935 году. Книга предназначена…

…Я постепенно познаю… Валентин Гафт

В книгу кроме известных стихов и эпиграмм включены новые и ранее не публиковавшиеся произведения Валентина Гафта, в том числе его воспоминания, написанные специально для этого издания. Глава «Штрихи к портрету» содержит новеллы, эссе и интервью о Гафте, предоставленные издательству такими известными деятелями театра и кино, как Л. Ахеджакова, Р. Быков, Г. Горин, И. Кваша, Э. Рязанов. В главах «Имена», «Театр», «Ты и я», «Отражения», «Угол зрения», «Зоосад» произведения подобраны по тематическому признаку, что позволит читателю легче воспринимать…

Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных… Анна Хвольсон

Знайка и Незнайка, доктор Мазь-Перемазь и другие знакомые всем нам с детства персонажи впервые появились не в книгах Н. Носова. Автор, придумавший их, а заодно и Мурзилку - писательница Анна Борисовна Хвольсон. Её книга «Царство малюток» носит познавательный характер. Здесь рассказывается о приключениях крошечных лесных человечков - эльфов. Они путешествуют по разным странам - Индии, Италии, Швейцарии, Германии, Франции, Голландии, Англии и др. Ненавязчиво А. Б. Хвольсон преподносит детям много новых знаний об окружающем мире. Мурзилка в книге…

Курс начинающего волшебника Владимир Долохов

В книге изложены основы игрового эзотерического психотренинга Симорон. Это оригинальная отечественная чисто практическая система, отвечающая на вопрос: «что и как делать?», когда у нас возникают жизненные проблемы. В системе разработаны простые и эффективные методы изменения обстоятельств жизни, доступные любому человеку. Причем эти методы универсальны, т.е. одни и те же средства применимы и к болезням, и к страхам, и к эмоциональным проблемам, и к неуверенности, и к денежным проблемам и т.д. В книге приведено множество реальных историй из практики…

Сам себе волшебник Владимир Долохов

Во второй книге последователей отечественной психотренинговой системы «СИМОРОН» В.А. Гурангова и В.А. Долохова (название предыдущей книги - «Курс начинающего волшебника») излагаются новые методы изменения обстоятельств жизни, доступные любому человеку. Основу предложенных методов составляют юмор и абсурд, что позволяет весело расставаться с проблемами. В книге приведено множество реальных историй из практики волшебников, побуждающих самостоятельно взяться за преображение своей жизни. Эти рассказы делают обучение практическому волшебству…

Причины для счастья Грег Иган

В интервью для журнала «Gigamesh» писатель отозвался о рассказе «Причины для счастья» как об одном из самых значимых и противоречивых своих произведений: «В последнее время я пишу медленнее, чем раньше. Над этим рассказом я работал три месяца, однако должен признать, что прекрасно провел время и доволен каждым словом в тексте. Конечно, я не могу сказать, что никто не сумел бы сделать лучше, но когда в написанном ничего не хочется изменить, - это чертовски приятное чувство».По сравнению с героем представленного в этой антологии рассказа Теда Чана «Понимание»…

Сибирская жуть-7 Андрей Буровский

Неисчерпаемы тайны и загадки окружающего мира. Встречи с необъяснимым, непознанным подстерегают нас не только в дебрях тайги, в пещерах и на лесных озерах, но даже в обычной городской квартире может поселиться нечто загадочное и пугающее.

Будь по-твоему, Алекс... Карла Кэссиди

Будь по-твоему, Алекс… ведь ты всегда добиваешься своего! Когда агрессивный Александер Доналдсон Третий начал ухаживать за нерешительной Ханной Мартиноф, вдалеке сразу послышался звон свадебных колоколов. Но сначала ему пришлось научиться ценить прелесть окружающего мира у этой истинной дочери природы – женщины-Рака… Чему можно научить мужчин-Овнов в жизни… и в любви?

Отрок. Покоренная сила. Евгений Красницкий

Уцелеть в бою, убить или обратить в бегство противника, конечно, победа, но вовсе не самая трудная. Во много крат труднее победить себя - понять, увидеть грань: между самоуважением и чванством, между гордостью и гордыней, между принципиальностью и упрямством. А увидев и поняв, суметь не переступить ее. Порой для этого нужно иными глазами посмотреть на окружающий мир, отказаться от привычных, устоявшихся за десятилетия взглядов. И совершенно неважно, когда формировались эти взгляды и привычки - в XX веке или в XII, потому что в любые времена справедливы…

Бхагават-Гита как она есть. Свами Бхактиведанта А.Ч.

“Бхагавад-гита” - "Песнь Бога" (Бхагавана). Знаменитая беседа Всевышнего Господа Шри Кришны с Его преданным Арджуной, состоявшаяся перед началом битвы на Курукшетре. В ней раскрывается суть всего духовного знания и бхакти провозглашается высшим совершенством души. Составляет часть шестой книги “Махабхараты”, хотя издается и читается как самостоятельное произведение. Одна из популярнейших рукописей, оказавшая огромное влияние на развитие многих религиозных течений индуизма и буддизма. «Бхагавад-гита» является квинтэссенцией ведической…

Оседлать тигра Юлиус Эвола

Если вы довольны современным миром и продолжаете тешить себя иллюзиями прогресса - эта книга не для вас. Если вы махнули рукой на этот мир, решив покинуть его ради самосовершенствования или спасения души, эта книга вряд ли попадет в ваши руки. Если вы догадываетесь, что окружающий мир далек от того, чтобы быть "лучшим из возможных" и сомневаетесь в том, что человек есть "венец творения", но не находите в себе достаточно сил, чтобы противостоять ему, предпочитая плыть по течению, у вас есть шанс, прочтя эту книгу, изменить свою позицию. Если же, наконец,…

ФАТА-МОРГАНА 6 (Фантастические рассказы) Пол Андерсон

«Фата-Моргана 6» представляет собой сборник фантастических рассказов известных западных авторов. В силу ряда причин многие из этих произведений на русском языке ранее не печатались. Сейчас читатель имеет возможность познакомиться с неординарными взглядами на окружающий мир, на перспективы развития человеческого общества, на отношения полов в будущем. Произведения отличаются стройностью сюжетов, емкостью образов, яркостью языка.

Сипсик Эно Рауд

Сипсик – тряпичная кукла, которую смастерил мальчик Максим в подарок на день рождения младшей сестре Ане. Сипсик, правда, вышел некрасивым, и расстроенный Максим ляпнул: «Это просто сипсик какой-то». После этого кукла ожила. Аня и Максим играют с Сипсиком – залезают на крышу, отправляют его на Луну, путешествуют по морю в надувной лодке, сражаются с осами – и одновременно узнают много нового об окружающем мире. Пересказал с эстонского Геннадий Муравин. Рисунки Г. Огородникова



Вверх