Законы организации восприятия. Восприятие формы и перцептивная организация Исследованием закономерностей перцептивной организации занимался

Объект, который мы воспринимаем, имеет определенную форму и его проекция создает ретинальное изображение той же формы. Нейронная активность вызванная этим изображением передается в мозг и приводит к восприятию соответствующих объекту очертаний. Одно и тоже ретинальное изображение может вести к различный возможный результатам восприятия. Прежде чем ретинальное изображение приведет ретинальному восприятию оно должно определенным образом организованно. В самом общем виде, ретинальное изображение - мозаика, меняющая свою яркость, цвет и т.д. Перцептивная группировка.

Группировка - это объединение в единое целое определенных частей изображения. Законы группировки были выделены И. Вертгеймером.

1. Хорошее продолжение.

Когда прямая или кривая продолжается из любой точки не меняя значи­тельно своей кривизны, то можно сказать, что она имеет плавное продолжение. Существует предпочтение воспринимать отрезки линий с плавным продолжением друг друга как одну линию или форму.

2. Близость.

При прочих равных условиях элементы, находящиеся ближе друг к другу будут восприниматься как части единого целого.

3. Сходство. Объединяются элементы, сходные по цвету, форме, величине.

4. Замкнутость.

При прочих равных условиях элементы образующие замкнутую фигуру с большей готовностью будут организовываться вместе в отдельные образы и именно так восприниматься.

5. Единая судьба.

Элементы, движущиеся в одном направлении и с одинаковой скоростью стремятся организоваться в группу.

6. Установка.

Соответствующий опыт, который предшествует предъявлению стимульной конфигурации создает ожидание того, какой эта конфигурация будет.

7. Влияние прошлого опыта.

1) Когда принципы организации способствуют определенному восприятию, то прошлый опыт не приводит к другой перцептивной организации.

2) Когда стимульное изображение неоднозначно, то прошлый опыт влияет на его организацию.

З) Когда предъявляемое стимульное изображение узнается, то прошлый опыт, приводящий к узнаванию будет влиять на последующее восприятие, причем стимульное изображение будет организовываться так, чтобы подтвердить его.

Таким образом кроме объективных стимульных (периферических) факторов, определяющих перцептивную организацию, существуют и центральные факторы: установка, прошлый опыт, смысл.

ФИГУРА И ФОН.

Форма - один из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие же форм требует выделения предмета из фона (фигуры из фона), что в свою очередь требует выделения контура. Эдгар Рубин установил тот факт, что любая из двух прилегающих частей может восприниматься и как фигура и как фон.


Феноменальные характеристики, различающие фигуру и фон:

1. Фигура подобна вещи.

2. Фигура кажется находящейся над или перед фоном. Фон, в свою очередь воспринимается аморфно и как бы продолжается под или за фигурой.

3. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону.

Выводы Рубина получили подтверждение и развитие в работах Уивера:

4. Фигура имеет определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности. Фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки.

Принципы организации фигуры и фона:

1. Принцип окруженности. Внутренняя или окруженная область воспринимается как фигура.

2. Принцип специфического цвета. Может восприниматься -либо светлая, либо темная область как фигура, однако есть слабое предпочтение темной, потому что мы привыкли видеть рисунки темного цвета. То есть при прочих равных условиях а качестве фигуры воспринимается привычная нам часть фигуры.

3. Принцип ориентации. При прочих равных условиях в качестве фигуры мы предпочитаем части, имеющие вертикальную и горизонтальную направленность.

4. Принцип размера. При прочих равных условиях в качестве фигуры воспринимается меньшая часть

5. Принцип симметрии. В качестве фигур предпочитаются симметричные.

Транспозиция фигуры.

Для вычленения из ретинального изображения объекта информация об очертаниях перцептивного образа должна сосредоточится на геометрических соотношениях между частями изображения фигуры. Когда происходят различного рода изменения в предъявлении той или иной фигуры, узнавание не нарушается: фигура может быть представлена в другом цвете, размере, другом ретинальном положении и всё же будет восприниматься как та же самая фигура.

Прегнантность.

Принцип прегнантности является ведущим в перцептивной организации. Наши восприятия стремятся быть "хорошими", "простыми", "стабильными", "внутренне не противоречивыми", "симметричными". Прегнантность также используется для обозначения отличительного признака переменного стамульного фактора: из всех углов - прямой отличителен, из всех кривых - прямая отличительна. Присутствиеили отсутствие отличительных свойств важно для внешнего вида фигуры. Слегка искривленная линия будет восприниматься как прямая, не совсем перпендикулярные линии будут восприниматься как образующие прямой угол.

Эти эффекты не имеют прямой связи с группировкой, но М. Вертгеймер приводит пример, где эта связь есть:

. . . . . . . .

Расстояние между 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 точками чуть меньше, чем расстояние между точками 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7. Наблюдатель либо будет видеть все точки на одинаковом расстоянии, либо будет стремиться усилить различие и воспринимать пары точек. Равномерное распределение точек отличительно, но если наблюдатель группирует точки на основе, близости, то лучшая группировка наблюдается если он усилит различие в расстоянии в своем восприятии. И то и другое может быть название прегнантностью.

Маскировка.

Маскируют фигуру те направления, которые продолжают фигуру в прежних направлениях. Замкнутость фигуры - способ маскировки смыслообразующих частей.

Изменчивость перцептивной организации.

Возможна различная перцептивная организация одного и того же ретинального изображения. В каждом случае могут существовать различные факторы, нарушающие равновесие восприятия фигуры в ту или иную сторону. Лежащий в основе восприятия фигуры нейрофизиологический процесс подвержен самонасыщению. Обращение же фигур основано на процессе физиологического утомления, который, в свою очередь, приводит к изменению уровней активностей в различных долях коры. Возбуждение одной ассоциации нейронов приводит к одному восприятию, другой к другому. Если удерживать одно из двух возможных вариантов неоднозначного изобра­жения, то это облегчит обращение. Большинство испытуемых увидят в этом альтернативный вариант, который будет восприниматься более продолжительное время чем то, что воспринималось при предварительном обращении. Таким образом существует конфликт прошлого опыта, способствовавшего организации, которая только что воспринималась и насыщения, которая способствует новой организации. Обращению фигур так же способствует фактор знания о неоднозначности фигуры. Как только наблюдатель осознает возможность двух или более организаций, обращение становится неизбежным, то есть действует сознательная установка на обращение. Когда каждая из организаций одинаково хороша и правдоподобна происходит сознательное обращение.

В том случае, когда достигается организация с высокой вероятностью верного решения происходит стабилизация. Стабилизация так же происходит если в неоднозначной фигуре мы находим организацию знакомую или значимую для нас. Стабилизация означает предпочтение одной, более правдоподобной, более узнаваемой или значимой для нас организации.

Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Перцептивные силы.

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ). Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими её представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения её задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального (ʼʼфи ʼʼ) движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась выработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и должна быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение˸ целое всегда больше суммы своих частей . Такой подход можно проиллюстрировать на примере так называемого ʼʼ гештальтистского треугольникаʼʼ . Несмотря на то что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне . 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа ˸ когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален˸ роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства . М. Вертгеймер ˸ при прочих равных условиях, в случае если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными . 4)Закон замкнутости˸ при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы) . Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть ʼʼхорошей ʼʼ, ʼʼпростой ʼʼ, ʼʼстабильной ʼʼ, ʼʼвнутренне непротиворечивой ʼʼ, ʼʼсимметричной ʼʼ, ʼʼпрегнантной ʼʼ. Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. К. Коффка ˸ фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. В. Келер˸ принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие - не процесс.

1. Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. Фигурой может восприниматься или ваза, или два профиля. И, соответственно, фоном черный или белый цвет изображения. Другими словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

2.Закон близости: те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

3.Закон сходства. Согласно М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция видеть данную форму так, что сходные элементы объединяются в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой.

4. Закон замкнутости. Под замкнутостью понимается то, что, при прочих равных условиях, элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры дополняться.

5. Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

6.Закон прегнатности (хорошей формы). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной», или используя немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной». Прегнантность означает значимость, содержательность; передающее суть чего-то. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка: из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и устойчивой формой. Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида.

Теории восприятия.

Структурализм . В. Вундт, разрабатывая основы экспериментальной психологии, опирался на методологию естественных наук, известную как структурализм. Особое внимание это направление уделяло изучению базовых элементов материи, например, атомов и молекул.Программу исследования восприятия в рамках этого направления предложил американский психолог Э. Титченер. Наблюдатель-испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образа предъявленного объекта на максимально простые составляющие. Близкие идеи развивал В. Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности.Исследовательскую программу структурализма хорошо демонстрирует так называемый «структуралистский треугольник». Каждый элемент в образованной точками линии, вызывает одиночное элементарное ощущение, а восприятие треугольника обусловлено их суммацией.

Функционализм. Этот подход рассматривает восприятие не с точки зрения результирующего образа и составляющих его компонентов, а со стороны самого перцептивного процесса. Идеи функционализма были развиты в теории бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца (1866). Он исходил из положения, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать объекты. В качестве определяющего принципа функционирования перцептивной системы он принимал жизненный опыт, накапливающийся в процессе практической, главным образом двигательной активности и фиксирующийся в форме представлений. Согласно И.М. Сеченову, операции обнаружения, сравнения и т.п. есть не что иное, как проявление скрытых, свернутых форм двигательной активности.

Гештальттеория восприятия . Гештальтпсихология как направление возникло из признания первичности сознательных или феноменальных объектов (Брентано, Гуссерль) и резкого неприятия положений элементаризма. Научная школа сложилась в Германии в 1920-40 гг. Важным вкладом гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение, что целое больше его частей. Такой подход можно проиллюстрировать так называемым «гештальтистским треугольником». Восприятие треугольника является скорее результата взаимного расположения трех точек, нежели суммой их сенсорных эффектов.

Сенсорно-тоническая теория поля была предложена американскими исследователями Уопнером и Вернером (1952) для интерпретации большого количества фактов и феноменов пространственного восприятия как результата интеграции всей совокупной сенсорной информации, исходящей, как от объекта, так и от самого субъекта.

Теория фиксированной установки грузинского психолога Д.Н. Узнадзе объясняет организующую роль предшествующего опыта в форме потребностных или предметных ожиданий, преднастроек, большей частью неосознанных по отношению к актуальным (ситуационным) сенсорным данным.

Теория перцептивной готовности американского психолога Дж. Брунера (1957) рассматривает восприятие как процесс категоризации.

Моторная теория восприятия. Роль моторной активности в восприятии, особенно в зрении и гаптике (активном осязании), признавалась многими исследователями.

Праксеологический подход. Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1961) предложил рассматривать развитие восприятия как определенного рода деятельность, организующую и обогащающую взаимосвязи между элементами в сенсорном поле.

Информационный подход. Одна из наиболее влиятельных теорий зрительного восприятия и распознания предметов в частности была предложена Д. Марром в 1982 г.

Восприятие как действие.

Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни один сенсорный импульс не может определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действий уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту (А.Н.Леонтьев). Например, когда вы рассматриваете какой-либо предмет, то ваш взор как бы повторяет формы этого предмета.

Наиболее хорошо изучены движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа. Они делятся на два больших класса:

1. Поисковые, установочные и корректирующие , с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции.

2. Движения, участвующие в построении образа , в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют:

Функция собственно перцептивных действий - это построение образа предмета. Данные действия легче всего исследовать на примере ощупывающего движения руки. Движения глаза, как и движения руки, так же определяются предметом: они обегают контур предмета, и посредством этих движений осуществляется более или менее последовательный осмотр всего предмета различие между операциями обнаружениями различения, которые входят в состав собственно перцептивных действий, состоит, по всей видимости, в том, что наблюдатель, обнаруживая свойства предмета (цвет, величину, форму и т.д.), начинает выделять од по или несколько свойств в качестве наиболее информативных. Функция опознавательных действии состоит в опознании предмета. В процессе идентификации происходит сличение актуального образа с образами-эталонами, которые хранятся в памяти. В процессе опознания мы называем предмет, то есть, относим его к какому-то классу объектов. По своей структуре перцептивные и опознавательные действия различны. Перцептивные действия развернуты и последовательны-это не случайно, ведь их функция исследование предмета и построение его образа. Напротив. Опознавательные действия свернуты и совершаются мгновенно.

Восприятие пространства.

Восприятие пространства – это отражение формы, величины (протяженности), глубины и удаленности предметов.

Восприятие формы и очертаний – это отражение фигуры и общей конфигурации посредством анализа признаков воспринимаемого стимула. Восприятие глубины, или дифференциальное восприятие расстояния, является результатом работы зрительных и слуховых анализаторов. Что касается зрения, то восприятие глубины основано на монокулярных и бинокулярных признаках. Монокулярными являются признаки, которые могут восприниматься не только двумя, но и одним глазом. Бинокулярные признаки опираются на совместную деятельность обоих глаз.Большинство монокулярных пространственных признаков статичны, то есть они воспринимаются, когда и наблюдатель, и наблюдаемый объекты неподвижны.К монокулярным признакам относят: окклюзию, знакомость размера, параллакс движения, линейную перспективу, текстуру и затенения.

Окклюзия, или интерпозиция , это признак, который обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет частично закрывает другой.

Знакомость размера , то есть присутствие в перцептивном опыте человека представлений о размере объекта позволяет использовать информацию о его ретинальном размере для того, что бы понять насколько он удален о наблюдателя.

Параллакс движения (от греч. – перемена, изменения) – это монокулярный источник информации о глубине и взаимном расположении объектов, возникающий в результате перемещения наблюдателя или наблюдаемых объектов.

Линейная перспектива – планомерное уменьшение величины удаленных предметов и расстояний между ними, создающее впечатление глубины при восприятии плоскостных изображений.

Градиент текстуры – монокулярный признак восприятия глубины, при наличии которого по мере удаления от нас фрагментов текстурированной поверхности, образующей ее элементы начинают казаться более мелкими и уплотненными.

Затенения – монокулярный признак глубины, возникающий за счет уменьшения освещенности предметов по мере их удаленности от наблюдателя или источника света и чередование света и тени.

Конвергенция – это тенденция глаз к сближению при восприятии объектов, расположенных вблизи от наблюдателя.

Бинокулярная диспаратность – это разница между двумя ретинальными изображениями.

Реверберация (с лат. – отражать) – это процесс постепенного затухания звука в помещении после прекращения действия источника звука, обусловленное повторным отражениями звуковых волн от различных поверхностей.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов

Физиолог основа: Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

Основные свойства восприятия: Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Целостность образа предмета (обобщение инфы об отдельнсв-вах и кач-вах). Структурность -доводит до нашего сознания структуру предмета или явления Константность -постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни (опыта). Осмысленность - попытки установить сходство,поиск наилучшего толкования данных. Стабильность видимого мира (сво-во зрит восприят) - изображение постоянно остается на одном и том же месте, даже если наблюдатель перемещается.

Виды восприятия***Классификации:1. В зависимости от анализатора выделяют: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и возникают сложные виды восприятия. 2. В зависимости от формы существования материи выделяют: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служитьваза Рубина . В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства . Согласно М. Вертгеймеру , при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными .

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло . Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа ». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое ».

Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход » использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение» . Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности (хорошей формы) . Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей », «простой », «стабильной », «внутренне непротиворечивой », «симметричной » или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной ».



Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка .

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ). Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими ее представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения ее задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального («фи ») движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и может быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение: целое всегда больше суммы своих частей . Такой подход можно проиллюстрировать на примере так называемого « гештальтистского треугольника» . Несмотря на то что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне . 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа : когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства . М. Вертгеймер : при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными . 4)Закон замкнутости: при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы) . Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть «хорошей », «простой », «стабильной », «внутренне непротиворечивой », «симметричной », «прегнантной ». Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. К. Коффка : фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. В. Келер: принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие - не процесс.



Вверх