Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в доу. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционной работе

В данной статье размещен материал о взаимодействии логопеда с воспитателем. В статье говорится о целях, задачах, о разграничениях функций логопеда и воспитателя.

Взаимодействие логопеда и воспитателя

Учитель-логопед : Артемьева К.А.

Воспитатель : Тремасова С.В.

Разграничение функций логопеда и воспитателя

Воспитателю прежде всего приходится иметь дело с естественными для ребека возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя го. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умтсвенному развитию его.
Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.
При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.
Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей.
Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.
На подгрупповых занятиях логопед закрепляет технические умения и изобразительные навыки, сформированные у детей воспитателем. Занятия по изобразительной деятельности, проводимые логопедом, имеют цель в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.
Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляуионных упражнений, предотавлемым логопедом. Воспитатель должен оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом.
Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п., подготовленных логопедом.
Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назанчению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя:
– совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
– отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
– отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
– невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя: совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его); разработка общих рекомендаций для родителей.
Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом:
Функции логопеда:
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Работа по коррекции слоговой структуры слова.
Формирование послогового чтения.
Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
Предупреждение нарушений письма и чтения.
Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
Закрепление навыков чтения и письма.
Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями логопеда.
Нужно напомнить воспитателям о:
правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
необходимости ежедневных занятий
индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.
Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует от воспитателя: глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития; использования этих знаний в своей работе.
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.
Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.
Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.
Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки - ладушки» - для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки - для закрепления звука [л].
Воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены: в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий; в совместной деятельности взрослого с детьми; в свободной самостоятельной деятельности детей.
Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.
Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.
Логопед проводит работу с детьми ежедневно с 9.00 до 13.00. Фронтальные логопедические занятия организуются с 9.00 до 9.20, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия - с 9.30 до 12.30, занятия воспитателя-с 9.30 до 9.50. С 10.10 до 12.30 дети находятся на прогулке. После полдника воспитатель 30 мин занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности.
Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Логопед обсуждает с воспитателем примерный режим дня детей и примерный перечень занятий на неделю. Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; - коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
Требования к организации работы воспитателя: Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники я/сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения; Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей; Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей - логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития; Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание. логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.
Воспитатель логопедической группы не должен: торопить ребёнка с ответом; перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи; заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить; выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.
Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. Так как в настоящее время не существует коррекционной программы для работы логопунктов, то логопед в своей работе должен опираться и владеть современными технологиями. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта. Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.
Воспитатель совместно с логопедом планируют занятия по развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.

«Мама приходит с работы»

Воспитатель предъявляет детям в коробке (или на столе) комнату, составленную из игрушечной мебели и кукол. Дети должны запомнить, где и что расположено. Потом воспитатель с помощью двух кукол разыгрывает сценку о том, как к мальчику в гости пришёл друг. Порядок вещей в комнате, играя, они нарушают. Воспитатель читает стихотворение Успенского «Всё в порядке».

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налёт?

Нет.

К нам заходил бегемот?

Нет.

Может быть дом не наш?

Наш.

Может, не наш этаж?

Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

Воспитатель просит детей сказать, что в комнате изменилось, и навести в комнате порядок. При этом дети не только должны расположить всё как было, но и рассказать, что они делают.

Образец ответа: Покрывала было на кресле, а теперь оно на полу. Я взял перевёрнутый стул и поставил его около стола.

«Чертёжник»

Воспитатель предъявляет детям «чертежи» (картинки) комнаты (спальни, игровой и т.п.) и просит детей определить, где «чертёж» заданной комнаты, а где «чертёж» другой комнаты. При этом дети должны доказать свой ответ.

Образец ответа: Это картинка игровой комнаты, потому что здесь все предметы стоят как надо (шкаф слева от окна, стол справа от окна и т.п.). Также можно доказать, что другая картинка отличается от заданной, потому что, например, на этой картинке стол стоит у окна, а на той – у двери.

«Было – не было»

Воспитатель рассказывает, что расположено в какой-то комнате (можно по картинке, по реальной комнате, например, спальне). А потом называет ряд предметов мебели и спрашивает, были ли они в его рассказе или на картинке.

«Услышь звук»

«Придумай больше»

«Вчера, сегодня»

(по картинкам)

Что делает этот человек? Что он сделал?

«Мастерская»

Воспитатель предлагает детям поиграть в мастерскую мебели. Он показывает детям различную мебель в группе и её части и говорит: Из чего сделан этот стул? Значит, этот стул какой?

Образец ответа: Этот стул сделан из дерева. Этот стул деревянный.

Стол большой – за ним едят. (Дети руками показывают, какой большой стол, как едят)

Стул стоит – на нём сидят. (Приседают)

В шкафу повешу вещи,

Чтобы не измялись. (Поднимают руки вверх и встают на носочки)

В чемодане клещи,

Чтоб не потерялись. (Показывают, что открывают чемодан)

Гвозди, пассатижи,

А в кладовке лыжи.

(Я зимой катаюсь) (Показывают, как катаются на лыжах)

Книги храню я на полке,

Ставлю посуду я в горку. (Показывают руками, поднимая их вверх)

Сплю в кроватке у окна.

Там, где комната моя. (Обе руки под правую щёчку, изображая, что спят).

Лепка, рисование, раскрашивание, аппликация, обводка, вырезание из бумаги, штриховка, рисование по клеточкам, мозаика, конструирование.

Написание слогов: НА, НИ (для старшей группы) и слова сыны (для подготовительной группы).

Татьяна Лахтина
Формы взаимодействия воспитателя и логопеда

Формы взаимодействия воспитателя и логопеда

Введение 3

1. Разграничение функций логопеда и воспитателя 4

2. Функции логопеда и воспитателя 7

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп . Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели .

Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В следствии чего, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь это – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

1. Разграничение функций логопеда и воспитателя

Воспитателю , прежде всего приходится иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя го. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умственному развитию его.

Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия . Основную словарную работу проводит логопед , воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.

Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей.

Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

На подгрупповых занятиях логопед закрепляет технические умения и изобразительные навыки, сформированные у детей воспитателем . Занятия по изобразительной деятельности, проводимые логопедом , имеют цель в дальнейшем формировать такие сложные формы речи , как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.

Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, предоставляемым логопедом . Воспитатель должен оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом .

Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и т. п., подготовленных логопедом .

Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями :

– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда ;

– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей , как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя :

– совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет) ” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;

– отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;

– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СанПиНа;

– отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом ;

– невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач :

логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов ;

воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки .

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя : совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед , так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его ); разработка общих рекомендаций для родителей.

Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом .

2. Функции логопеда и воспитателя

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по коррекции слоговой структуры слова .

Формирование послогового чтения .

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи : развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций, тесно связанных с речью : словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функции воспитателя :

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда .

Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению , уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями логопеда .

Нужно напомнить воспитателям о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики

Необходимости ежедневных занятий

Индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты

Автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов , слов, фраз, заучивание стихотворений)

Контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие : логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общими дидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям , предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия . Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях , воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя . Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях . В такой интерпретации принцип подхода требует от воспитателя : глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития; использования этих знаний в своей работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то , что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач , перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда , делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие .

Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.

Во второй половине дня воспитатель работает , согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей :

Организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

Привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям , создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков . Например, если запланирована тема «Дикие животные» , то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т. д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например : «Ладушки - ладушки» - для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки - для закрепления звука [л].

Воспитатель заранее продумывает , какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены : в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий ; в совместной деятельности взрослого с детьми ; в свободной самостоятельной деятельности детей.

Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения : при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т. д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.

Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) . Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками : специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

Логопед проводит работу с детьми ежедневно с 9.00 до 13.00. Фронтальные логопедические занятия организуются с 9.00 до 9.20, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия - с 9 .30 до 12.30, занятия воспитателя-с 9 .30 до 9.50. С 10.10 до 12.30 дети находятся на прогулке. После полдника воспитатель 30 мин занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок , готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Логопед обсуждает с воспитателем примерный режим дня детей и примерный перечень занятий на неделю. Логопед и воспитатель , каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи : воспитание усидчивости , внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности , длительности выдоха, мягкой голосовой подачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики ; - коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

Требования к организации работы воспитателя : Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники д/сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения; Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей; Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей - логопатов , знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития; Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание. логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.

Воспитатель логопедической группы не должен : торопить ребёнка с ответом; перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи; заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить; выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада . Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. Так как в настоящее время не существует коррекционной программы для работы логопунктов , то логопед в своей работе должен опираться и владеть современными технологиями. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта . Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.

Планируют занятия по развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.

Заключение

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели , задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.

При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия , при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий , развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки .

Список литературы

1. Бейлинсон Л. С. Профессиональная речь логопеда : Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

2. Логопедия/ под ред . Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2003.

3. Логопедия : методические традиции и новаторство / Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого -социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК» , 2003. – 336 с.

4. Основы логопедической работы с детьми : Учебное пособие для логопедов , воспитателей детских садов / Под общей редакцией д. п. н., профессора Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др. ; Под ред Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000.- 200 с.

6. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовей. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.- 256 с.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

8. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2003.

9. Чевелева Н. А. Преодоление заикания у детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп . М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. -128 с.

Работа учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности. В соответствии с программой Н.В. Нищевой.

Взаимодействие логопеда с воспитателями группы является одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы. В перечень обязятельной документации логопеда входит тетрадь взаимодействия с воспитателями. Как правило, эта тетрадь содержит следующие 3 раздела:

Логопедические пятиминутки

Игры и упражнения

Индивидуальная работы с детьми

Логопедические пятиминутки могут использоваться воспитателями на любых занятиях. Они должны быть короткими, разнообразными, интересными и обязательно соответствовать теме недели, способствуя развитию всех компонентов речи и неречевых психических функций у детей. Логопед указывает задачи каждой пятиминутки и дает методические рекомендации к их проведению. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения на закрепление и дифференциацию поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут использоваться воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях или в качестве динамических минуток на прогулках и во второй половине дня. Они необходимы для развития общей и тонкой моторики, координации движений, развития подражательности и творческих способностей. Они должны быть выдержаны в рамках лексической темы. Именно в играх раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Для индивидуальных занятий воспитателя с детьми во второй половине дня отводится от 30 до 40 минут. Ежедневно логопед рекомендует воспитателю занятия с тремя детьми, включающие общую и специальную артикуляционную гимнастики, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, задания по тем разделам программы, которые усваиваются с наибольшим трудом. Их логопед расписывает отдельно каждому ребенку.

Опыт успешной работы воспитателей и логопеда в 2017/2018 учебном году в старшей логопедической группе детского сада № 15 в г. Долгопрудном Московской области. (1 год обучения)

Начиная с первой недели октября 2017 года была заведена отдельная тетрадь, в которую в течение всего года учитель-логопед вносил задания для воспитателей. Воспитатели использовали их для работы с детьми и закрепления пройденного на логопедических занятиях материала. Каждую пятницу учитель-логопед выдавал воспитателям новые задания в соответствии с предстоящей лексической темой и давал устные рекомендации. Многие задания выполнялись утром, начиная с 7 часов утра, когда еще пришло мало детей и была возможность для занятий с ребенком в тихой обстановке. Рано утром дети приходят в детский сад, как правило, отдохнувшие, после ночного сна, они не успели устать от заданий и подвижных игр. Занятия с воспитателем воспринимались детьми хорошо, дети с удовольствием их выполняли по утрам.

Необходимо отметить, что воспитателей необходимо обучать всем техникам по проведению упражнений. Требуется неоднократный показ и контроль воспитателей при выполнении заданий логопеда в течение всего года. Воспитатели иногда неверно понимают задание, привносят в него свои коррективы, не учитывая его специфики и важности выполнения именно определенным образом.

Во второй половине дня во время проведения в детском учреждении платных кружковых занятий, в группе оставалось меньшее, чем днем количество детей. Здесь у воспитателя также появлялась возможность провести небольшое индивидуальное или мини-групповое занятие для детей. Воспитатели располагались в группе за столами, а остальным детям выдавались настольные игры для тихого времяпровождения. Дети, не обучающиеся в логопедической группе, учились вести себя тихо, не мешать товарищам, не требовать к себе постоянного внимания.

Большей частью занятия логопеда выполнялись на улице или были вплетены в другие основные занятия воспитателей – в занятия по математике, развитию речи, и др. Упражнения на развитие моторики или подвижные игры легко вписывались в динамическую паузу на общегрупповом занятии. Часто динамические паузы и логопедические минутки проводились воспитателем перед приемом пищи, когда детей необходимо было собрать всех на ковре и подождать несколько минут, пока младший воспитатель пригласит детей к столу.

Важно отметить оснащенность группы всеми необходимыми дидактическими материалами для проведения занятий. Не по всем лексическим темам были необходимые изображения и картины для пересказа. Это необходимо учитывать при подготовке к началу учебного года в летнее время. Необходимо вовремя закупать и подготавливать необходимые дидактические материалы и игры для занятий как логопеда, так и воспитателей группы.

Когда воспитатели группы научились правильно выполнять задания логопеда, когда они стали находить время на их выполнение и стали стремиться к полноправному участию в коррекционном процессе, речевое развитие многих детей пошло ускоренным темпом.

1 квартал. Октябрь. 1 неделя

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

Отметка воспитателя

Упр. «Что лишнее?» Развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года.

Воспитатель называет 4 признака разных времён года:

Птицы улетают на юг

Расцвели подснежники

Пожелтели листья на деревьях

Идёт уборка урожая

Дети слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

Упр. «Живые буквы». Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Воспитатель прикрепляет на груди у детей карточки с буквами, показывает картинку, дети называют её и выстраиваются так, чтобы получилось название.(Слова: мак, кит, кот, кок, ком ).

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку.

Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже, Сразу мокрым город стал. Дождик кончился. Устал . Упр. «Осенью». (Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.) Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведёт повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги.

Шагают по столу указательным и средним пальцами. Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку.

Встряхивают ладони так, как будто отряхивают с них воду. Кладут ладони на стол.

Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. Прыгают на носочках, руки на поясе. Приседают, руки на поясе. Идут по кругу высоко поднимая колени.

Альбом «Круглый год»

И. Остроухов «Золотая осень»

И. Левитан «Золотая осень»

Ю. Подлянский «Тишина»

Н. Сладков «Осень на пороге»

В. Зотов «Дуб», «Клён» (из книги «Лесная мозаика»)

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Октябрь. 2 неделя

Овощи. Огород

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «Волшебный мешочек» Развитие осязания, связной речи.

В мешочек уложены муляжи разных овощей. Воспитатель вызывает ребёнка, к-й, опустив руку в мешок, находит один из овощей, ощупывает его и составляет о нём рассказ по предложенному ранее воспитателем образцу:

Это овощ. Он растёт а огороде на грядке. Он зелёный, овальный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью.

Упр. «Подними сигнал». Выделение звука [б] из ряда звуков, слогов, слов (начало и середина слова).

Б т к б м н б п т б па бу но му ба бо пу бу булка палка бобы ток мука рыба колобок пума

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. ОХ! И суп овощной оказался неплох ! Упр. «В огороде». Развитие координации движений. В огород пойдем, Хоровод заведем. В хоровод возьмем редиску, С ней присядем низко-низко. В хоровод возьмем морковку И с морковкой спляшем ловко. Вверх потянемся с лучком, Побежим за кабачком. И поскачем по дорожке, Как зеленые горошки.

(Шагают пальчиками по столу.)(Загибают по одному пальцу на обеих руках .) (Хлопок.) (Попеременные удары кулачками и ладонями.) (Загибают пальчики на обеих руках.) (Хлопок.) (Стучат ребром каждой ладони по столу.) (Загибают пальчики.) (Хлопок.) (Ладони складывают крест- накрест на столе.) (Загибают пальчики.) (Хлопок.) (Показывают, как едят суп.)

(дети идут по кругу, держатся за руки) (приседать) (плясать, руки на поясе) (тянутся вверх, поднявшись на носочки) (бегут по кругу друг за другом) (скачут по кругу друг за другом)

Ван Гог «Картофель»

А. Крупин «Натюрморт с кабачками корзиной»

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Октябрь. 3 неделя

Фрукты. Сад.

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3. Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «Яблоки», Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений

Три яблока.

Одно сорвать ручонка так и тянется.

«Ёжик и яблоки».

Три яблока из сада ёжик притащил

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

Упр. «Подумай и отгадай». Отгадывание и толкование загадок о фруктах с опорой на картинки. Развитие мышления, связной речи.

Хороводная игра «Яблоня». Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками.

Пальчиковая гимнастика «В магазине»

У метро стеклянный дом. Покупаем в доме том, помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный, сок, бананы, апельсины, киви, свёклу, мандарины. Это место просто склад, витаминов для ребят.

Идут по кругу, держась за руки. Загибают по одному палцу на левой, затем на правой руке. Вновь идут по кругу.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений»

Ван Гог «Корзина с яблоками»

А.Ляпина «Сбор яблок» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

Л. Толстой «Косточка»

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Октябрь. 4 неделя

Лес. Ягоды. Грибы

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «Разноцветные корзинки» Определение места звука [д] в словах. Развитие навыков фонематических представлений, зрительного внимания.

На наборном полотне перед детьми-коричневая и жёлтая корзинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия к-х начинаются со звука [д], а в жёлтую корзинку- те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки. Воспитатель останавливает игру, чтобы дети помогли ошибившемуся, если допущена ошибка. В заключении воспитатель подчёркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, поэтому не было картинок, названия к-х заканчиваются звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту и другую корзинку. Почему?

Упр. «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания, чувства рифмы

Упр. « По ягоды». Координация речи с движением

Мы шли-шли-шли,

Много клюквы нашли

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы опять идём искать

Боровик

По тропинке шли, боровик нашли! Боровик боровой в мох уткнулся головой. Мы его пройти могли! Хорошо, что тихо шли!

Пальчиковая гимнастика «В лес едем мы погулять» (см. приложение для ср. гр.)

1,2,3,4,5, В лес идём мы погулять. За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём

Маршируют, руки на поясе Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен. Маршируют

Идут по кругу Приседают, опустив голову Качают головой Идут по кругу

Пальчики обеих рук здороваются, начиная с больших.Обе руки идут пальчиками по столу. Загибают пальчики, начиная с большого.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений»

В. Золотов «Брусника», «Земляника», «Малина, «Лисичка», «Мухомор», «Подберёзовик» (из книги «Лесная мозаика»).

«Чудесные ягоды» (из «Книги для чтения»).

Разучивание стихотворения Н.В. Нищевой «Лесные ягоды»

На кустах и на кусточках На больших болотных кочках Ягоды растут в лесу Быстро зреют на весу.

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Ноябрь. 1 неделя

Одежда

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «Слушай и считай»

Алёша на руку надел рукавицу, И пальцы - умельцы попали в темницу.

Спокойно сидели б они взаперти, Да брата большого не могут найти. Живёт он отдельно в своём терему,

И братья не знают дороги к нему. Сколько братьев у большого пальца?

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"

Упр. «Отгадай загадки». (загадки про одежду)

Упр. « Если бы». Координация речи с движением

Ах, если бы слоны носили бы штаны

Какие бы материи были им нужны?

Никак не маркизет и не батист, нет-нет!

Чертова кожа, рогожа и вельвет.

Пальчиковая гимнастика «У Матрёшиной сестрицы»

У Матрешиной сестрицы По деревне небылицы: Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка - в жилете, Петушок - в берете, Коза - в сарафане Заинька - в кафтане А всех их пригоже Корова в рогоже

(Выполняют ритмичные упражнения хлопки ладонями.

Выполняют ритмичные удары кулачками.

Чередуют ритмичные хлопки и удары кулачками)

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони. На каждое название животного загибают пальцы. Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками

Предметные картинки по теме. Н.Носов «Живая шляпа», «Заплатка».Просмотр мультфильма «Штанишки с кармашками» Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану об одежде

Что это?

Какого цвета?

Какие есть части?

Из какого материала изготовлено?

В какое время года носят?

Кто носит: мужчины, женщины, мальчики и др.?

Как ухаживать / что можно делать?

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Ноябрь. 2 неделя

Обувь

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «КРАСНЫЙ - СИНИЙ». Дифференциация звуком [д], [д"]. Развитие фонематического слуха, навыков фонематическою анализа.У каждого ребенка - красный и синий сигналы.Воспит, произносит слова со звуками [д], [д"]. Дети поднимают красный сигнал, если слышат звук [д], синий сигнал - если слышат звук |д"| Слова: дуб, сковорода, дятел, Дюймовочка, вода, удивиться, лебеди. ведро, ведерко, пирамида.

Упр. «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Дифференциация одежды и обуви или обуви по сезонам. Развитие мышления, зрительного внимания, связной речи.

Комплекты картинок: сапоги, кроссовки, плащ, туфли; босоножки, сандалии, шлепанцы; валенки, меховые сапожки, унты, бо соножки; резиновые сапоги, ботинки, сандалии, боты.

Упр. «Ходилочки». Координация речи с движением

Вот коленки все в зелёнке

У сестрёнки у Алёнки.

Чтоб не падать не реветь

Надо под ноги смотреть

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»

Как у нашей кошки на ногах сапожки,

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

Вот так. Вот так. Новые кроссовки.

Ритмично шагают пальчиками обеих рук вперёд.

Ритмично шагают пальчиками обеих рук назад.

(загибать пальчики, начиная с большого)

(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

Предметные картинки по теме.

Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Ноябрь. 3 неделя

Игрушки

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упражнение «У КОГО БОЛЬШЕ?» Развитие фонематических представлений. Подбор слов со звуками [б], [д].

Дети делятся на две команды. Одна подбирает слова со звуком |б|, другая - со звуком [д].

Упражнение «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?» Развитие зрительного вни­мания. Совершенствование грамматического строя речи, употребле­ние существительных в родительном падеже.

На магнитной доске - изображения игрушек: самолет без крыла, машина без колеса, коляска без ручки, мишка без лапы, зайка без уха, столик без ножки.

Воспитатель объясняет детям, что малыши сломали игрушки, и предлагает рассмотреть их и подумать, что без чего ? Когда дети расскажут, что без чего, воспитатель предлагает им «починить» иг­рушки. Дети добавляют недостающие детали.

Упр. «Мячик». Координация речи с движением

Раз, два, прыгай мячик

Раз, два и мы поскачем

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

По два прыжка на носках на каждую строку, руки на поясе

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.) (Загибают поочередно все пальчики.) (Разгибают поочередно пальчики.) Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)

Предметные картинки по теме.

Стихотворение Б.Захадера «Игрушки»

Картина О.Р.Гофман «Дочки матери»

«Про девочку Машу и куклу Наташу» (Т.Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

«Игра» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»),

«Друзья» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

Картина Ю. Кугича «В субботу. Семья»

«Наш детский сад» («Мы играем»)

«Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2» («Штанишки для мишки»).

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Ноябрь. 4 неделя

Посуда

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ». Развитие слухового вни­мания, элементарных математических представлений (см. приложе­ние).

Пять чашек лежало на полке Чаю налили Николке Теперь же сколько чашек там? Подумай и ответишь сам.

У нашего Вовке на блюдце морковка У нашей Акульки Картошка в кастрюльке У нашей Наташке смородина в чашке Ну а у Валерки Грибочки в тарелке А теперь ты не зевай И посуду называй

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Дифференциация посуды (что из какого материала сделано). Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи.

Комплекты картинок: кастрюля, чайник, стакан, поварешка (три предмета металлические, один - стеклянный); чашка, ложечка, блюдце, сахарница (три предмета фарфоровые, один - металлический);

вилка, нож, ложка, деревянная ложка.

Упр. «Чайник». Координация речи с движением

Я чайник ворчун, хлопотун, сумасброд.

Я вам напоказ выставляю живот

Я чай кипячу, клокочу и кричу;

Эй люди я с вами почайпить хочу

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила,

(Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыпляткам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на пояс. Животик надут. Топают обеими ногами. Делают призывные движения правой рукой.

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)
(Загибают по одному пальчику на левой руке.)
(Разжимают кулачок.)

(Сдувают «крошку» с ладошки.)

Предметные картинки по теме.

Стихотворение Е. Благининой «Обедать»

Рассматривание картины «Мы дужурим» и составление рассказа. Чтение с обсуждением: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха Цокотоха».

Составление описательных рассказов о предметах посуды: «Чайник», «Кастрюля» и т.д. Рассказ М. Матвеевой «Синяя чашка».

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ.

Анатация: Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.

Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Цель:

  • выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
  • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
  • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

Функционал учителя-логопеда и воспитателей.

Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  2. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  3. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  5. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства работы нами были разработаны:

  1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
  2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
  3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

В конце учебного года проводятся заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-воспитательной работы, определяются результативность и перспективы деятельности, оценивается динамика развития детей.



Вверх