Выросших в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью. Семьи с алкогольной зависимостью Психологические особенности взрослых детей из алкогольных семей

Когда в семье появляется пьющий человек, то каждый из ее членов страдает от его действий, об этом не понаслышке знают взрослые дети алкоголиков, в свое время ставшие невольными свидетелями домашнего пьянства. Каждый человек, столкнувшийся с алкоголизмом, знает, что это губительное пристрастие отравляет не только физическое здоровье, но и разрушает личные взаимоотношения с родными людьми.

Семьи, в которых родители имеют пристрастие к выпивке, как правило, нельзя назвать благополучными. В них процветает насилие и нарушение психоэмоциональной атмосферы. Дети, растущие в такой атмосфере, зачастую становятся не только свидетелями алкоголизма родителей, но и жертвами их пьяных выходок и капризов. Многие из таких детей имеют психологические проблемы во взрослой жизни, которые мешают им строить отношения с другими людьми и личностно развиваться.

Книга Джанет Войтиц

В 80-х годах прошлого столетия была выпущена книга Джанет Войтиц, в которой было подробно описано психоэмоциональное состояние повзрослевших детей пьющих родителей, особенности их поведения и склонность к регулярному употреблению спиртных напитков.

Зачастую взрослые дети алкоголиков страдают от психологических травм, перенесенных в детстве на фоне пьянства отца или матери.

В большинстве случаев, от посторонних принято скрывать семейные проблемы, связанные с употреблением спиртных напитков. Такая скрытность имеет под собой несколько оснований:


Детям пьяниц часто приходится самостоятельно заботится о себе с малолетства. Мать и отец не уделяют времени на их воспитание. Если они выпивают вместе, то все их внимание приковано к бутылке. Если же алкозависимостью страдает один из родителей, то второй занят активной борьбой с «зленым змием» и не может уделять достаточное количество времени собственным детям.

Зачастую, подросток, растущий в неблагополучной семье, и сам рано начинает употреблять спиртное. Это связано не с генетической предрасположенностью, а с желанием быть замеченным собственными родителями, погрузившись в алкоголизм вместе с ними.

Кто такие «взрослые дети алкоголиков»?

По мере взросления у людей, выросших с пьющими родителями, формируются определенные особенности характера, которые предопределяют их взрослую жизнь. Даже если они станут приверженцами трезвого образа жизни, детские воспоминания, связанные с алкоголизмом, останутся в памяти.

Федотов И.А.

Кафедра психиатрии

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздравсоцразвития

Около 40 лет назад внимание исследователей стал привлекать проблемный контингент людей, выросших в семьях страдающих алкогольной зависимостью – взрослых детей алкоголиков (ВДА). Выяснилось, что актуальность этой проблемы обусловлена не только грубой социальной дезадаптацией и виктимностью данной когорты, но и значительной распространенностью данного явления. Так в США около 40 % взрослых людей (около 76 млн. человек) имеют в роду больных алкоголизмом. Доля детей и подростков, у которых хотя бы один из родителей страдает алкоголизмом, в США по данным последних исследований составляет от 1:8 до 1:5. Экстраполируя приведенные общемировые пропорции на Россию, с учетом текущего тренда уровня алкоголизации населения, можно говорить о том, что число ВДА составляет от 25 до 50%.

Психопатологические проявления, ассоциированные с воспитанием в семье зависимых от алкоголя. Негативное влияние алкоголизма родителей может проявляться уже и с самого рождения в форме «алкогольного синдрома плода», сочетающего в себе умственную отсталость и полиорганную соматическую патологию. В детском и подростковом возрасте у детей из этой группы риска больше встречаемость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и различных невротических расстройств, которые в дальнейшем могут трансформироваться в очерченное расстройство личности.

Наиболее частой «фасадной», но, к сожалению, далеко не единственной проблемой ВДА является химическая зависимость. Многократно доказано, что риск заболеть алкоголизмом у ВДА выше. Частота алкоголизма по данным различных источников у взрослых сыновей составляет от 17 до 70% , у взрослых дочерей больных алкоголизмом - от 5 до 25%, наркомании – около 6% и 3%, токсикомании – приблизительно 17% и 5% соответственно.

Еще одним возможным путем проявления негативных посылов, полученных при воспитании в семье алкоголиков, может являться развитие психосоматических расстройств. В ряде исследований доказано, что у ВДА выше встречаемость болевого синдрома, тика, насморка, энуреза, бессонницы, мигрени и насморка, аллергии, анемии, простуды, проблем с весом. Помимо того, эти люди имеют на 60% больше повреждений и травм, и во многом это объясняется тем, что уже во время обучения в школе они склонны к агрессивному и рискованному поведению.

В то время как у мужчин из группы ВДА в спектре психопатологических проявлений преобладают наркологические заболевания, то для женщин наиболее типичными являются нозологии невротического и пограничного регистра. Сюда относят посттравматическое и другие связанные со стрессом расстройства, а также расстройства тревожного и депрессивного спектров. Также уже более ста лет психиатрам известно, что наличие алкогольной зависимости у родителей – это значимый фактор риска при развитии эндогенных процессуальных психических заболеваний. К подобным выводам приходят и в современных исследованиях, основанных на принципах доказательной медицины.

Нейрофизиологические и психодинамические теории патогенеза. Вклад генетических факторов в появление алкогольной зависимости у ВДА оценивается в 40-60%. Одним из механизмов реализации наследственной преддиспозиции является нарушение контроля поведения и эмоционального реагирования. При реализации данных функций наибольшее значение имеет функциональный комплекс, состоящий из префронтальной и передней части височной коры, базальных ганглиев и таламуса, при этом на амигдалы и вентральный стриатум приходятся функции по определению знака эмоциональной окраски поведенческого акта. Одним из гипотетических механизмов, обуславливающих преддиспозицию к алкогольной зависимости, является нарушение контроля импульсивного и эмоционального поведения, что отражается в нарушении функционирования соответствующих участков. У ВДА показаны нейрофункциональные изменения в функционировании вышеуказанных участков головного мозга, что встречалось и у их родителей. Причем эта дисфункция не приобретается вследствие злоупотребления алкоголем, а является врожденной и реализует генетическую предрасположенность.

Интересной в этом свете также является гипотеза, что наследование алкогольной зависимости от родителей детьми может реализовываться двумя механизмами. Первый – это преимущественно через генетический путь передачи информации, при котором от рождения у ВДА есть дисфункция во фронто-стриатуме, которая проявляет себя сначала в синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, затем перетекает в антисоциальное личностное расстройство и заканчивает дебютом аддикции.

Второй – преимущественно психодинамический, при котором ребенок берет от родителей зависимость как вариант неадаптивного регрессивного копинг-механизма, при котором алкогольная аддикция – способ уйти от решения жизненных проблем, что, в свою очередь, приводит к еще большей социальной дезадаптации (так называемый «порочный круг вторичного алкоголизма»). Детям из алкогольных семей уже в первые 6 месяцев жизни свойственны негативные паттерны привязанности: низкий эмоциональный ответ, высокий уровень негативного реагирования, редкие позитивные посылы родителям, а в возрасте 18-36 месяцев у них выявляются явные нарушения поведения с эктернализацией и интернализацией конфликта. При этом имеется разница в оказываемом на ребенка влиянии в зависимости от того, кто страдал зависимостью - мать или отец. Алкогольная зависимость у матери, в целом, является более деструктивной, потому что нарушает симбиотические отношения в первые годы жизни, когда закладываются основы личностной адаптации ребенка. В то же время крепкая привязанность к здоровой матери значительно снижает негативное влияние алкоголизма отца. Помимо того, дети в семьях больных алкоголизмом более часто становятся жертвами физического насилия или инцеста, что также является усугубляющим фактором в становлении виктимных личностных особенностей. Доминирующими эмоциональными реакциями у этих детей являются страх и враждебность, которые впоследствии могут становится причиной психосоматических расстройств и химических аддикций.

Алкогольная семья - это семья с контрастными правилами: они либо слишком свободны, либо слишком строги. В такой семье ребенок очень рано начинает понимать, что алкоголизм - это большой секрет семьи, и все плохое, что с ним связано, необходимо скрывать. В действительности, дезорганизацию, вносимую в жизнь алкоголизмом родителей, полностью скрыть никогда не удается. Вся семья, включая детей, пытается играть в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и тем самым защитимся». Ложь пронизывает все внутрисемейные отношения и проникает дальше, захватывая круг друзей, соседей. Дети знают, что люди осуждают пьянство, что пьяницы - плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть «позор» семьи. Они не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами их жизни. Существуют три основных правила или стратегии в семьях с химической зависимостью: «Не говори, не доверяй, не чувствуй».

Феномен положительной брачной ассортативности. Девушки из семей алкоголиков намного чаще выбирают своим мужем также зависимого от алкоголизма мужчину, их число оценивается в 60-70%. Данный феномен называют положительной брачной ассортативностью. Эти женщины выросли в семьях, где игнорирование признаков алкоголизма (отрицание) было привычным, поэтому они не подготовлены к распознаванию соответствующих признаков этой болезни у своих женихов. Их привлекают мужчины, напоминающие им отцов. Модель поведения созависимой матери легко усваивается дочерью. В браке у этих девушек намного больше риск иметь химическую зависимость, или стать созависимыми, крепко вплетаясь в патологическую семейную динамику аддиктивного симбиоза. Под созависмостью при этом следует понимать «психологическую зависимость, подчинение своего Я, своих чувств, ожиданий, убеждений и восприятия реальности состоянию человека, имеющего химическую зависимость». Для подобного функционирования обязательно наличие гиперфункционала и гипофункционала, коммуницирующих по принципу комплиментарности. При этом обычно муж встает на позицию дефектного, слабого, беззащитного человека, а жена – сильная и доминантная. В такой расстановке ролей и происходит одна их самых популярных в таких семьях психологических игр – «Спасатель».

Аутоагрессия у ВДА. Одним из наиболее трагичных финалов подобного рода отношений является суицидальное поведение. Смертность среди лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в 4 раза выше, чем в целом в популяции, причем причиной половины смертей является насильственная смерть, в особенности самоубийство. У ВДА также просматривается подобная тенденция, причем чрезмерная уязвимость этих пациентов к разрывам отношений своими корнями уходит в детство - в то время, когда им часто не хватало поддержки родителей. Пережитые разрывы (в силу смерти, развода родителей или их ухода из семьи), наряду с социальными лишениями, алкоголизмом и нередко психическим заболеванием родителей, вносят свой вклад в возникающий недостаток «хороших» объектов для идентификации. Он препятствует развитию высокой самооценки и адекватных стратегий приспособления к жизни. Проблемы с отношениями во взрослой жизни, чреватые угрозой неминуемого разрыва, часто повторяют усвоенные в детстве модели поведения и актуализируют прежние чувства бессилия, безнадежности и злости. В этой ситуации до точки, когда суицидальное поведение становится единственным выходом. Помимо того, для ВДА характерным является и высокий уровень несуицидальной аутоагрессии: частые травмы, самоповреждения, несчастные случаи и пр.

Заключение. Из всего указанного выше становится понятно, что ВДА являются проблемным контингентом пациентов, у которых достоверно чаще встречается широкий спектр психопатологических проявлений: от уровня психологических проблем до психозов и тяжелых химических зависимостей. Не вызывает сомнения тот факт, что данная ситуация связана с их патологической наследственностью: как с врожденными факторами, так и с особенностями воспитания в семьях больных алкогольной зависимостью. И если на генетический путь передачи мы повлиять пока не можем, то психодинамические аспекты вполне досягаемы для коррекции и лечения.

Все малыши, рожденные в семьях наркоманов и алкоголиков, разные. Но пагубное пристрастие родителей накладывает отпечаток на их дальнейшую жизнь. Их дети имеют как внешние отличительные признаки, так и особенности на психическом уровне. Однако не всегда в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, ребенок рождается с явными признаками уродства. Тем не менее, согласно статистике, таким детям сложно нормально жить и общаться, они склонны к безбрачию, наркомании и, соответственно, алкоголизму.

Врожденные внешние дефекты проявляются в следующем:

  • недостатки твердого, мягкого неба, а также верхней губы;
  • утонченная нижняя губа и маленькая верхняя челюсть;
  • слабовыраженная носогубная складка;
  • зауженные глаза с ярко выраженным верхним веком;
  • нос приплюснутый и широкий.

На фото выше видно, какие дети рождаются у алкоголиков.


Особенности ребенка алкоголиков

Кроме того, у нарко- и алкозависимых, ребенок может родиться глухим, немым или слепым. У него даже могут отсутствовать какие-либо части тела.

Главный признак - отставание в развитии, как в физическом, так и в умственном плане. У алкоголиков крайне редко рождаются здоровые дети.

Психические особенности

Помимо косметических дефектов, они имеют отклонения на уровне психики:

Низкая самооценка

Естественно, ни один ребенок не будет гордиться тем, что его родители алкоголики. Если в семье выпивает, например, только муж, то это не так ужасно. Малыш хоть как-то защищен одним родственником. Но ситуация перерастает в катастрофу, когда спиртным злоупотребляют оба родителя. Мало того что жить в такой семье невыносимо, так еще начинаются пересуды окружающих.

Маленький человек начинает ощущать себя «второсортным», у него существенно падает самооценка. А ждать помощи от алкоголика отца или пьющей матери не имеет смысла.

Скрытность в общении

Редко родители, которые злоупотребляют спиртным выглядят хорошо. Ребенок не может привести в гости друзей, потому что стесняется. К тому же в квартире царит «вечный праздник», редко мать алкоголичка следит за порядком в доме.

Неспособность сказать слово «нет»

Родившиеся в неблагополучных семьях, не могут отказать окружающим людям. Психология объясняет это тем, что пьющий родитель (особенно мужчина) под воздействием «зеленого змея» становится очень агрессивным.

В итоге, дети живут в постоянном страхе, бояться отказать в чем-либо неадекватному родственнику. Это накладывает сильный отпечаток в будущем. Человек становится «марионеткой» для окружающих.

С детьми алкоголиков очень сложно найти общий язык, они склонны к нарушению закона.

Синдром ВДА

Взрослые дети алкоголиков страдают, так называемой патологией «синдром ВДА». Согласно статистическим данным, 40%-ов населения в Москве, имеют такое нарушение.

Человек, который жил в неблагополучной семье, не способен адаптироваться в социальной группе, агрессивен, внушаем. Выросшие дети наркоманов и алкоголиков, живут по заложенному с младенчества сценарию.

  1. Взрослым детям алкоголиков сложно сделать выбор «второй половины». Окружающие пугаются их неблагоприятной наследственности. К тому же, сами люди, имеющие синдром ВДА бояться повторить жизнь пьющих родителей.
  2. Неспособность реализации себя в роли родителя. Это редко встречается у взрослых детей алкоголиков, но все же, имеет место быть. Человек ведет себя со своим потомством точно так же, как и его родители с ним.
  3. Трудности с работой. Если человек пошел по стопам родителей, ни один работодатель не будет держать его в компании. Такие сотрудники никому не нужны.
  4. Сложные отношения с окружающими людьми. Взрослые дети родителей алкоголиков очень часто врут. Они не доверяют окружающим, либо, напротив, зависят от их мнения. Все это создает довольно сложные взаимоотношения с людьми.

Люди, которые злоупотребляют «зеленым змеем» или наркотиками и рожают при этом, не отказываясь от пристрастия, кормят их грудным молоком, должны задуматься: каким вырастет их сын или дочь. Они не смогут создать семью, построить карьеру. Таким личностям нужно подумать об этом, и отказаться от пагубной привычки ради потомства.

Помощь детям алкоголиков

Чтобы младенец из неблагополучной семьи не вырос с синдромом ВДА, ему нужна как психологическая, так и социальная помощь.

Социальная помощь

Социальная поддержка осуществляется следующими способами:

  • Патронаж. Такое попечительство берет на себя помощь, профилактику и социальную защиту;
  • Психологически-педагогический центр. Такой человек самостоятельно может обратиться за помощью в такое учреждение;
  • Индивидуальное обучение. Дети алкоголиков очень часто отстают в развитии от сверстников. Именно поэтому создана такая программа по обучению;
  • Беседы для предотвращения риска алкоголизма. Медицинские и социальные работники проводят агитацию против употребления спиртного.

Психологическая помощь

Психологическая поддержка осуществляется при помощи следующих методик:

  • САН - опросник «самочувствие-активность-настроение»;
  • Корректировка нервно-психических нарушений;
  • Комплексная терапия (совместная помощь логопеда, терапевта, психотерапевта);
  • Предотвращение проблем с учебой;
  • Терапия «сенсорным коктейлем». Приятная атмосфера, спокойная музыка и прочее, благоприятно воздействуют на психологическое состояние маленького пациента.
  • не нужно сравнивать их с другими;
  • в начале общения лучше стать для них учителем. И только через какое-то время другом и помощником;
  • корректное отношение. Не заставлять таких детей чувствовать себя человеком «второго сорта»;
    составить график развития согласно возможностям;
  • применять методику «ситуация успеха». Она довольно хорошо стимулирует детей;
  • разумный контроль. Не потакать детям из неблагополучных семей во всем. Должна быть дисциплина.

При помощи поддержки взрослых людей, малыш из семьи алкоголиков способен сформироваться личностью. Психологическое воздействие может помочь справиться с проблемами и начать вести нормальный образ жизни.

Введение

Алкогольные (дисфункциональные) семьи являются почвой для развития зависимостей и разнообразных проблем, в возникновении которых важны травматические события детства. Поэтому дисфункциональные семьи называют нездоровыми, а функциональные – здоровыми. Сравнение здоровых и нездоровых семей проведено нами ранее . Частным случаем дисфункциональной семьи является семья, в которой один родитель болен алкоголизмом, а второй родитель страдает созависимостью. На примере таких семей рассмотрим особенности эмоционального развития детей.

СИСТЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КООРДИНАТ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ

Расти, взрослеть трудно. Расти в алкогольном доме может быть непереносимо трудно. Миллионы взрослых мужчин и женщин выросли в семьях, где жизнь управлялась алкоголем. Миллионы детей и сейчас живут в таких семьях, если это можно назвать жизнью. Мой опыт работы с детьми больных алкоголизмом заставляет меня согласиться с мнением Cermak T.L., который сравнил психологические травмы детей в этих семьях с травматическим опытом ветеранов войны, известным под названием посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот синдром возникает у ветеранов войны, когда они начинают приспосабливаться к мирной жизни после войны. Дети больных алкоголизмом переносят стресс, сравнимый с потерей близкого человека.

B.E.Robinson сравнивал алкогольную семью с полем психологической битвы. Дети часто вынуждены выбирать, на чьей стороне воевать – на стороне мамы или папы. Иногда линия фронта проходит между родителями и детьми.

Нередко бывает и так, что ребенку легче ладить с пьющим родителем и труднее – с трезво живущим вторым родителем, страдающим созависимостью. Созависимые родители часто бывают раздражены, они устали от этой битвы. Они тревожны, нервозны, испытывают напряжение из-за поведения супруга. Неосознанно эти чувства родители транслируют детям. Малейшей провинности детей достаточно, чтобы созависимый родитель раздражился, расстроился, опечалился.

Некоторые родители пытаются подавлять и прятать свои истинные чувства от детей. Неизбежно это приводит к взрыву отрицательных чувств. Детям не понятны эти проявления эмоций. Восьмилетний Толик с недоумением сообщал: «А у нас мама всегда ругачая».

Созависимые родители отчаянно борются за то, чтобы в семье все было нормально. Они так поглощены приведением в порядок своего дома, что это истощает всю их психическую энергию и одной искорки достаточно, чтобы опять произошел взрыв. Тогда они могут демонстрировать безучастное отношение к детям: «Делай, что хочешь, только оставь меня в покое». Все внимание поглощает больной алкоголизмом, вся жизнь в доме вертится вокруг него, вокруг его проблем. И дети чувствуют себя заброшенными, нежеланными, нелюбимыми.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Низкая самооценка

У ребенка чувство собственного достоинства, своей ценности, одаренности и уникальности развивается только при условии, что родители дают ему столько внимания, сколько требуется ребенку. Внимание, которое получали сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей, было смешано с токсическими эмоциями. Ребенка мало хвалят и много критикуют. Слова и намеки интерпретируются ребенком как негативные представления о себе .

· Я – не очень важный человек.

· Я постоянно путаюсь под ногами.

· Я приношу другим проблемы, трудности.

· Я не привлекательна (ен).

· Я очень шумный или тихий, или неуклюжий (далее что угодно).

· Я не сообразительный, я – тупой.

· Я ничего не могу сделать, как следует.

· Мне нельзя ничего доверять.

· Я – эгоист и требую слишком много.

· Меня не любят.

· Я нежеланный, ненужный.

Даже одного, двух подобных убеждений достаточно, чтобы у ребенка сформировалась низкая самооценка, поскольку эти послания идут от самых значимых лиц – родителей или лиц, их заменяющих.

Ошибки

В здоровых, функциональных семьях, разрешают делать ошибки. Преодоление ошибок помогает росту и развитию. Члены семьи поощряют и взрослых, и детей исследовать незнакомые стороны жизни. Все члены семьи берут на себя ответственность за свои действия.

В здоровых семьях у детей развивается чувство принадлежности семье, поскольку они чувствуют позитивную сплоченность, тесную привязанность членов семьи друг к другу. И в то же время в здоровой семье уважают и ценят индивидуальные различия.

Дети больных алкоголизмом видят себя через мутное стекло родительского взгляда на мир. Ошибки в алкогольной семье просто запрещены. Алкоголь подмывает и растворяет самоуважение человека, всех членов семьи. Дети не знают, есть ли у них почва под ногами. Они не могут твердо стоять на своих ногах, поскольку их корни (родительская семья) больны и слабы.

Неуверенность не только в завтрашнем дне, но и в том, что произойдет сегодня вечером, делает из детей маленьких солдат-часовых. Детям необходимо стоять на посту, чтобы быть готовыми встретить проблему и защитить себя. Они храбро сражаются, чтобы побороть в принципе неодолимую проблему. Непредсказуемость событий в семье – единственная постоянная и предсказуемая характеристика таких семей.

В алкогольных семьях если и наблюдается сплоченность, то это негативная сплоченность, замешанная на критицизме, насилии, непостоянстве, отрицании и чрезмерном стрессе. Выживание там возможно, но какой ценой? Выживание заменяет жизнь, рост и развитие. Выживание это не жизнь. Личностный рост ребенка останавливается. Происходит фиксация на своем чувстве неадекватности, приниженности.

Завершение дел

В здоровых семьях родители постоянно уделяют внимание тому делу, которое ребенок делает и завершает. При этом ожидания родителей реалистичны, похвала и поддержка постоянны. Родители дают ощущение руководства жизнью ребенка и в то же время позволяют ему чувствовать себя самостоятельным человеком.

В алкогольных семьях завершенные дела ребенка получают признание и похвалу в зависимости от настроения родителей и от состояния родителя-алкоголика. Постоянным является критицизм, а не ободрение. Вместе с парами алкоголя в доме висят в воздухе возможные оскорбления, насилие – физическое, эмоциональное, сексуальное. Ожидания определяются уровнем алкоголя в крови больного члена семьи.

Отрицание

Семья игнорирует алкоголизм и считает допустимым именно такое безответственное поведение алкоголика. Отрицание как форма психологической защиты помогает справиться с болью. «Секрет семьи» защищен масками и тщательно подбираемыми словами в разговоре. И хотя это помогает выживать семье, в то же время отрицание поддерживает длительное существование алкоголизма.

Созависимый, т. е. трезво живущий родитель, притворяется перед детьми, что ничего особенного не происходит и настаивает, чтобы дети именно так и воспринимали действительность. «О, твой отец не алкоголик. Он просто много работает и позволяет себе расслабляться».

Родитель отрицает то, что ребенок видит своими глазами. Ребенок в замешательстве, он начинает не доверять реальности. Дети вынуждены подавлять свои подозрения и минимизировать свои чувства в отношении пьющего родителя: «Раз мама так сказала, значит, все не так уж и плохо, как мне казалось». До девятилетнего возраста дети преимущественно воспринимают мир глазами родителей. Они сомневаются и отрицают собственные восприятия. Затем они привыкают врать сверстникам, отрицать то, что происходит в семье.

Внешне, на видимой сцене дети выглядят как будто нормальными. Мальчики и девочки стараются быть теми, кем они должны быть по мысли родителей – вывеской, визитной карточкой несуществующего благополучия семьи. Такие семьи называют фасадными. Снаружи все нормально, а внутри кошмар. Ад кромешный становится привычной ситуацией.

Гнев

Гнев – наиболее распространенная эмоция детей, возникающая как реакция на алкоголизм родителя. Выражение, проявление гнева обычно запрещено детям, хотя взрослые позволяют себе гневаться. Правда, взрослые редко служат здоровой моделью для выражения гнева. И ребенку не у кого научиться этому. Ребенок знает, что сердиться нельзя, это неправильно. Он часто прячет свой гнев под маской напускной улыбки. Позднее это может привести к бедности чувств. Как писал Э.Фромм, «Вначале ребенок отказывается от выражения своих чувств, а в конечном итоге – и от самих чувств» (с.203). .

Гнев у ребенка может возникать по ряду причин. Это - отказ родителей поддержать ребенка во время спора, предательство, двойные послания («Я тебя люблю. Иди отсюда, не путайся под ногами».) Часто родители не выполняют своих обещаний. Если один родитель проявляет жестокость к ребенку, а второй видит это и не защищает, то ребенком ситуация воспринимается как предательство. Пьяный родитель может поломать игрушки или испортить другие дорогие ребенку вещи. На разрушение его собственности ребенок может реагировать гневом и даже яростью. Под этими чувствами лежат боль, печаль, горечь существования.

Подавленность

Дети больных алкоголизмом достоверно чаще описывают свое детстве как несчастливое по сравнению детьми не больных алкоголизмом родителей. В зрелые годы они в два раза чаще болеют депрессиями, чем дети не больных алкоголизмом родителей. Депрессия - это пожизненное наследие, хотя она часто возникает лишь периодически. Хорошая новость состоит в том, что все же не все взрослые дети страдают депрессиями. Явно лучше чувствуют себе дети, чьи родители лечатся от алкоголизма и достигают длительного воздержания от употребления алкоголя.

Страх

Страх, плохие предчувствия становятся тоже привычными чувствами. Непредсказуемость родительских ожиданий и реакций порождает ощутимый страх неизвестного. Придет ли отец сегодня трезвый? Будет ли мама кричать на отца? За что сегодня меня будут ругать?

Страх гнева родителей почти не проходит у детей. Гнев в алкогольных семьях вообще не поддается пониманию, он бессмысленный и постоянный. Все время кто-то на кого-то кричит, и кто-то кого-то обвиняет. Иногда члены семьи бьют друг друга.

Глядя на все это, ребенок учится избегать конфронтаций, чтобы не добавлять ничего в постоянно кипящий котел.

Вина

Дети в алкогольных семьях часто чувствуют себя виноватыми и ответственными за пьянство родителя. Некоторые даже считают, что из-за него, ребенка, родитель и пьет. «Если бы я была хорошей девочкой, папа бы не пил», - говорила пятилетняя Аня. Она думала, что если очень постарается и станет, наконец «хорошей девочкой», тогда придет конец пьянству. Так она питала свою надежду. Это спасало ее от отчаяния. Часто дети думают, что они в состоянии сдержать пьянство родителя.

Став взрослыми, дети продолжают испытывать чувство вины почти постоянно. Это чувство легко возникает в самых разных обстоятельствах. Если же кто-то их обвиняет, то они охотно принимают вину на свой счет. Взрослые дети алкоголиков входят в кабинет врача или начальника с уже готовой фразой на устах «Извините меня».

Некоторые взрослые чувствуют вину за то, что подумали в детстве: «Лучше бы мой отец умер, тогда сразу бы прекратилось все это». Некоторые чувствуют вину за то, что сделали, может быть, ударили родителя. Чувство вины может заменять чувство гнева. А что вина легче гнева?

В хаотическом доме алкоголика мало что может быть надежным, безопасным и контролируемым. Маме и отцу доверять нельзя. Ежедневная жизнь непредсказуема, болезненные чувства вытесняются и подавляются. Дети в алкогольных семьях тратят очень много энергии на то, чтобы просто быть, существовать, выжить.

Смущение и изоляция

Десятилетний Миша часто жаловался школьному психологу, что ребята потешаются над его отцом, когда видят его пьяным. Это очень смущало Мишу. Поэтому он не играл с ребятами, изолировался от сверстников как раз в то время, кода они становились тесной дружной компанией. Возможность заводить себе друзей была ограниченной у Миши. Один только Петя понимал его, потому что у Пети отец тоже был алкоголик.

Обычная история с детьми больных алкоголизмом. Дети прячут пьянство своего отца или матери, избегают приглашать к себе в дом друзей. Отец Наташи однажды пришел в школу пьяный. Он упал на глазах у всего класса. Ребята хихикали и с интересом наблюдали за ним. Наташа очень смутилась, стала такой застенчивой, что говорила шепотом. Она очень стыдилась своего отца. Она замкнулась, ни с кем не дружила.

Многие дети в таких семьях строят невидимые стены вокруг себя, живут больше в мечтах и фантазиях, чем в реальном мире. Они как будто инкапсулируют свои чувства и не открывают эту капсулу до тридцати или сорока лет.

Горе, утрата

Возникает вопрос: «Могут ли дети больных алкоголизмом с таким тяжелым эмоциональным опытом стать полной противоположностью своим родителям? Могут ли они построить функциональную семью?»

Антон Петрович, 34 лет, говорил: «Поскольку я вырос в алкогольной семье, я хотел быть совершенно не похожим на своих родителей. Мне страстно хотелось иметь свою здоровую семью, может быть, потому, что таковой у меня никогда не было. Я никогда не чувствовал себя частью своей семьи. Мне больше всего хотелось именно этого. Если бы я жил в нормальной семье, наверное, это было бы не так важно для меня».

Горе у детей больных алкоголизмом может проявляться на разных уровнях. Отсутствие нормальной семьи у ребенка может давать чувство утраты, горя, потерянного детства. В дальнейшем это чувство может посещать человека время от времени. Помните слова А.П. Чехова: «В детстве у меня не было детства»? Утрата беззаботного, радостного детства может быть причиной горевания - психологического процесса с 5 стадиями, описанного Э. Кублер-Росс.

До наступления пубертатного возраста процесс горевания от утраты родителя, утраты физической или психологической («отец утонул в вине»), ясно не осознается ребенком. Затем это чувство препятствует развитию идентичности у подростка, осознанию себя уникальной личностью с чувством собственного достоинства и ценности. Неразрешенное чувство горя, утраты может омрачать жизнь и мешать построить свою семью.

ЯДОВИТЫЕ ПОСЛАНИЯ ИЗ СТРАНЫ ДЕТСТВА

С какими представлениями о себе дети больных алкоголизмом вступают в зрелый возраст?

Они усвоили, по меньшей мере, четыре ядовитых послания:

1. Я ничего не могу сделать, как следует;

2. Я не могу правильно думать;

3. Я никому не могу доверять, кроме как самому себе;

4. Я не должен что-либо чувствовать или выражать свои чувства.

НАЧАЛО ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Психотерапия взрослых детей больных алкоголизмом родителей может начинаться с обсуждения чувств, которые испытывал человек в детстве и которые испытывает теперь. Ранее им редко удавалось в доверительной, конфиденциальной обстановке высказывать то, что они чувствуют. Взрослым детям больных алкоголизмом родителей можно на одной из начальных терапевтических сессий предложить нижеследующее упражнение. Это только начало. Терапия длительна. Результаты могут быть положительными и значительными.

Упражнение «Пересматриваем прошлый опыт»

Прочитайте нижеприводимый список.

Вы начинаете выздоравливать тогда, когда цените весь свой прошлый опыт. Возможно, в прошлом у вас были эмоциональные лишения – преобладали одни чувства и не давали пробиться другим. Эмоциональные лишения задерживают рост личности.

Расслабьтесь. Приведите себя в комфортное состояние. Читайте ниже приводимый список и спрашивайте себя по каждому пункту: «Переживал ли я страх отвержения?» «Испытывал ли я трудности в достижении близких взаимоотношений?» Отметьте значком те переживания, которые имеют отношение к вашей прошлой жизни. Вы обнаружите, что кое-что из перечисленного имеет к вам отношение, а кое-что – нет. Не надо только испытывать чувство вины. Если какие-то важные для вас чувства, переживания, проблемы не включены в список, просто добавьте их.

Страх отвержения

Трудности в достижении близких взаимоотношений (интимности)

Недоверие

Напряженность

Резкие колебания настроения

Низкая самооценка, недостаток самоуважения

Булимия (переедание) нервная анорексия (отказ от еды)

Алкоголизм у себя или у важных для вас близких людей

Ложь у себя

Пристрастие к переживанию восторга, возбуждения

Зависимость

Случайные сексуальные связи или другие сексуальные нарушения

Проявления насилия со своей стороны либо наблюдение насилия со стороны значимых близких

Чрезмерная ответственность либо чрезмерная безответственность

Чрезмерные реакции на что-то либо чрезмерное равнодушие

Импульсивность

Склонность критиковать, судить других

Невозможность расслабиться

Потребность контролировать других

Потребность получать похвалу и поддержку, одобрение

Компульсивное (почти насильственное) поведение у себя либо у значимых близких (переедание, стремление к сверхдостижениям любой ценой, курение, злоупотребление психоактивными веществами).

Теперь вы яснее осознаете некоторые свои психологические особенности, которые могут создавать проблемы в вашей жизни.

Осознавать свои проблемы – очень важная часть исцеления.

Возможность обсудить некоторые из перечисленных проблем в условиях групповой терапии приносит облегчение и надежду на исцеление.

Список литературы

1. Москаленко В.Д. Взрослые дети больных зависимостями – группа множественного риска // Психическое здоровье. – 2006, № 5(5). – С.61- 67.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. / М.: «Прогресс». – 1990. 271 с.

3. Black C. Children of alcoholics as Youngsters- Adolescents – Adults / New York: Ballantine Books. – 1981. - 203 p.

4 Robinson B.E. Working with Children of Alcoholics. D.C. Health and Company/ Lexington, Massachusetts/ Toronto: Lexington Books. – 1989. – 253 P.

5. Cermak T.L. A primer on adult children of alcoholics. Pompano Beach, Florida: Health Communications. – 1985.

Ваши отзывы

«Дети из алкогольных семей»

психолога СШ № 209 Тихоновой Т.Л.

Введение.

Среди многих факторов, дестабилизирующих семейные отношения, особо разрушительным является злоупотребление алкоголем. Ранее алкоголизм во всем мире рассматривался как проблема индивида, при этом особое внимание уделялось интрапсихическим процессам человека, злоупотребляющего алкоголем, изменению его личности. В настоящее время все больше обращаются к его взаимодействию с ближайшим окружением, прежде всего с семьей.

Результаты зарубежных исследований показали, что у многих людей, близких к ал-коголику, развиваются состояния, напоминающие таковые при алкоголизме.

Многие специалисты считают созависимость хронической болезнью, накладывающей отпечаток на физическое, эмоциональное, психическое и духовное состояние человека, что не позволяет ему быть счастливым в обществе. Поэтому тема алкогольной созависимости является актуальной сегодня и любые исследования в этой области представляют интерес в науке и самой жизни. К сожалению, в нашей стране нет достаточного освещения проблемы алкогольной созависимости, лишь немногие специалисты (психотерапевты, психологи) говорят о сущности алкогольной созависимости и путях её преодоления. Ощущается острая нехватка в информационном просвещении и тем более в оказании помощи людям, живущим с алкоголиком. А ведь рядом с ним страдают по меньшей мере ещё четыре человека. Не имея достаточной информации, человек не может признать себя созависимым, а, следовательно, попросить о помощи.

Семейный психотерапевт М.Битти в своей книге описывает так же шаги выздоровления от алкогольной созависимости. Заслуживают внимания некоторые зарубежных исследования, в которых делается акцент на ущербность детей и внуков алкоголика.Особую ценность имеют публикации специалистов, которые сами имеют алкогольную зависимость или созависимость. Именно они наиболее четко указывают психическое состояние созависимого человека, возможные наиболее приемлемые и действенные пути освобождения. В своих книгах они приводят примеры из собственной жизни, рассказывают о своей практической работе с членами семей, имеющих алкогольную проблему.

Среди отечественных специалистов, работающих с алкогольной проб-лемой можно отметить психотерапевта Кондрашенко, который дает понятие алкогольной созависимости, раскрывая суть аддиктивного поведения.

В. Иванов (4) дает понимание проблемы алкогольной созависимости, её характеристику, раскрывает особенности семей, имеющих эту проблему, и указывает пути её решения.

Ряд психологов предоставляют материалы, раскрывающие психологические особенности и развитие детей, их роли в семьях алкоголиков(Фурманов).

К сожалению, в трудах отечественных специалистов неполностью раскрываются характеристики алкогольно созависимых людей, очень мало разработок по проблеме влияния созависимости на различные стороны жизни (особенно в подростковом возрасте), и почти нет (кроме специальной литературы обществ Ал-Анон) методик, работающих на решение проблемы, оказывающих помощь в оздоровлении. Поскольку, как уже отмечалось, алкогольная созависимость – это проблема людей, живущих рядом с алкоголиком, то правильно было бы предположить, что её наличие может служить фактором на пути становления личности в подростковом возрасте и оказывать влияние на развития личности в любом возрасте.

Откуда берутся алкогольносозависимые дети?

Известно, что жизнь с человеком, злоупотребляющим алкоголем, ложится тяжким бременем на всех членов семьи, которые подвержены стрессам и депривациям, страдают от унижения своего достоинства и нуждаются в помощи. Семья – это нечто большее, чем сумма индивидов. В ней существуют неписаные правила, которые определяют взаимоотношения между членами семьи. Сумма правил и моделей пове-дения, взаимодействия составляют систему семьи. Каждый член этой системы влияет на поведение других членов и испытывает на себе их влияние.

Таким образом, в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, нарушаются все функции семьи: репродуктивная, экономическая, культурная, воспитательная, эмоциональная, психологическая. Если в семьях с нормальными непьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, а поэтому, имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим проявлениям, то трагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит в искажении, словно в кривом зеркале, всей системы человеческих взаимоотношений.

Ущерб, наносимый детям, выросшим в домах алкоголиков, становится всё более очевиден, и привлекает всё большее внимание широкой общественности с помощью средств массовой информации. Вместе с тем наше собственное отрицание проблем приводит к мысли, что негативные последствия являются главным образом результатом совместного проживания с алкоголикам. Взрослые дети алкоголиком, которые сами не стали алкоголиками, являются примерами того, что модели поведения и эмоциональной неуправляемости продолжаются.

В своей книге «Внуки алкоголиков» У.Смит очертил круг главных проблем, с которыми сталкиваются дети алкоголиков:

Трудности во взаимоотношениях

Незнание языка чувств

Низкая самооценка

Большая раздражительность.

Не все дети алкоголиков одинаково оказываются пораженными заболеванием. Как указывает Р.Акерман в своей книге «Дети алкоголиков», это зависит от степени заболевания, типа родителей – алкоголиков и индивидуальной восприимчивости ребёнка. Мы не можем утверждать, что все взрослые дети алкоголиков имеют одни и те же отличительные черты. Но можно высказать предположение, что те, кто вырос в семьях алкоголиков, в своем большинстве воспримут вполне предсказуемые модели и при отсутствии определённого лечения передадут эти модели своим детям в процессе воспитания.

Существует ряд факторов, по которым можно распознать признаки алкогольного неблагополучия в семье, но почти всё, что связано с алкогольной тематикой, имеет тенденцию к мимикрии, т.е. маскируется под что-нибудь другое.

Реакция семьи в процессе её адаптации к факту злоупотребления алкоголем одним из членов могут принимать разные формы. Но в большинстве случаев главный путь адаптации проходит через отрицание членами существующей проблемы. Отрицание – это первейшая и наиболее отличительная особенность семьи, в которой кто-либо злоупотребляет алкоголем. Атмосфера стыда, страха и напряжения царят в ней. В большинстве таких семей есть свои секреты. Главный из них, конечно, сам факт злоупотребления алкоголем. Другими секретами могут быть все негативные проблемы, связанные с этим – драки, издевательства, плохое выполнение родителями своих обязанностей и др. Сокрытие факта злоупотребления алкоголем – вот главный фокус, в котором сходятся все интересы семьи. По мере того как этот факт становится всё более явным, потребность скрывать проблемы всё более возрастает. Тогда семья становится сверхзакрытой системой, сокращая до минимума свои внешние коммуникации, отсекая от себя все источники влияния и помощи извне. Все члены семейного коллектива, включая детей, берут на себя ответственность за поддержание стабильности в нём, изо всех сил стремятся контролировать ситуацию, которая в принципе не может быть контролируемой. Таким образом можно предположить, что утрата самоконтроля приводит впоследствии у сложному переплетению чувства долга и стыда за своё поведение как у человека пьющего так и у его окружения. Психологической защитой от них становиться отрицание проблемы, которое оправдывает продолжение и закрепление вредной привычки и противостоит как возможности помощи извне, так и объективной самооценке.

В семье, в которой один из родителей пьёт, действуют иные правила поведения, чем в обычных семьях. Каких-то универсальных правил поведения не существует: что хорошо, а что плохо определяется от случая к случаю. Всё зависит от физического и эмоционального состояния родителей. Отношения между взрослыми и детьми носят весьма неопределённый характер. Они могут быть то принуждённо открытыми, то авторитарными и приказными.

Жизнь в семье алкоголика непредсказуема. Обещания, данные родителями, часто не выполняются. Сказанное ранее отрицается, у ребёнка может зародиться сомнение в своей памяти. Он приучается никому не доверять, и прежде всего самому себе.

Часто родители не могут сойтись во мнении относительно какого-нибудь решения, сделанного или сказанного. Ссоры, сопутствующие расхождению во мнениях, делают ситуацию ещё хуже. Ребёнок думает, что он является причиной ссоры и боится последствий. Всё это вызывает постоянное чувство неуверенности и страха, от которого некуда скрыться и не у кого найти утешение.

Столь же тягостным, как гнев, может быть родительское безразличие. Успехи ребёнка могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся, его попытки вызвать на этом основании родительское внимание и ласку, стать ближе – отвергаются.

Подобное поведение родителей воспринимается ребёнком как крайне оскорбительное и остаётся в душе надолго. Кроме того, деформируется самооценка. В этом случае, пожалуй, основным способом обратить на себя внимание является плохое поведение, вызывающее родительский гнев. Гнев означает хоть какое-то внимание, а это лучше для депривированного ребёнка, чем ничего.

Алкоголизм поражает всю семью. И те люди, которые живут с алкоголиком, сами становятся созависимыми. Р.Сабби: « Созависимость- эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а так же открытому обсуждению личностных и межличностных проблем». Э Ларен: « Созависимость – это выученный набор поведенческих форм и дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любовных взаимоотношениях».

Таким образом, у детей выросших в алкогольных семьях, формируется и развивается «болезнь», называемая алкогольной созависимостью.

Психологические особенности ребёнка из семьи, имеющей алкогольную

проблему.

Многие дети из семей алкоголиков с трудом адаптируются в обществе. Не сложно определить находится ли тот или иной ребенок в изоляции. Возможно, это происходит потому, что такие дети постоянно и по любому поводу пререкаются с товарищами. И только изредка на их лицах можно заметить удовлетворение и радость. Чаще они сосредоточены на том, чтобы контролировать товарищей, комментировать и критиковать их поведение. Из них могут сформироваться люди, отличающиеся нетерпимостью и агрессивностью, вплоть до криминальных наклонностей. Дети из алкогольных семей могут быть так же невероятными тихонями, отстающими в учёбе, играх, всего боящимися, легко поддающимися влиянию. И, напротив, некоторые из детей отличаются тем, что берут на себя ответственность за всё и вся, являясь своего рода «гарантами справедливости», понимаемой в границах присущих возрасту представлений.

Дети из семей, злоупотребляющих алкоголем, могут фантазировать о своем отце. За этим может скрываться чувство вины и стыда как за недостойное поведение отца, так и за те отрицательные эмоции, которые ребенок испытывает по отношению к пьющему родителю. Фантазирование может со временем перерасти в привычку говорить неправду и стать стратегией выживания для таких детей. Ряд исследователей [ 3, 6,7 ] отмечают, что у них может развиваться невроз, который проявляется в виде трудного засыпания, заикания, энуреза.Эти страдания дети тяжело переживают и стремятся скрыть от сверстников. Всё это глубоко травмирует психику ребёнка.

Если в семьях с нормальными непьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твёрдых жизненных взглядах, а поэтому имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим проявлениям, то трагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит в искажении, словно в кривом зеркале, всей системы человеческих взаимоотношений.

Модели поведения алкогольносозависимых детей описываются следующими характеристиками:

Низкое чувство собственного достоинства

Вытеснение(репрессия)

Контроль действий алкоголика

Отрицание существующих проблем

Легковерие

Обида как способ восприятия реального мира

Агрессивность

Раздражительность, гнев

Состояние гнетущего напряжения, тревожности

Неуверенность в себе

Зависимость

Плохие взаимоотношения

Недостаток доверия

Проблемы секса

Самопожертвование, совершение действий в ущерб себе

Ряд специалистов [ 2,3,7 ] рассматривают типологию ролей, принимаемых на себя детьми, воспитывающимися в алкогольной семье, например «герой семьи», «козёл отпущения», « тихоня», «любимец семьи» (см. таблицу 1).

Мной было проведено исследование по теме влияния алкогольной созависимости на формирование типов межличностных отношений в юношеском возрасте. Привожу результаты.

В основе психологических тенденций поведения у юношей и девушек из алкогольных семей лежат подчинение и альтруизм. Большинство из них склонны к самоуничижению, ставят себя на последнее место, принимают на себя вину, часто не имеют собственное мнение, послушно и честно выполняют свои обязанности.

Педагогам и психологам, ознакомившимся с психологическими особенностями детей из алкогольных семей необходимо учитывать факт наличия алкогольной проблемы в семье ребёнка, применять индивидуальный подход к таким детям, оказывать им эмоционально-психологическую поддержку и необходимую педагогическую и психологическую помощь.

По результатам проведённого мной исследования и анализа литературы можно сделать следующие выводы: детям с алкогольной созависимостью необходима помощь с целью:

1) Разъяснения того факта, что алкоголизм – это болезнь, поражающая всю семью.

2) Освобождения от контроля за родителями и ответственности за их поступки.

3) Научиться обнаруживать, распознавать и выражать свои чувства. Это – выполнение упражнений, задача которых научиться называть и определять возникающие чувства и эмоции.

4) Развития уважения к себе. Работа с детьми алкоголиков в этом направлении основана на психотерапии, опирающейся на искусство. Это так же участие в играх, предназначенных для эмоционального развития.

5) Обретение жизненно-необходимых навыков.

6) Освобождение от чувства страха, вины и стыда.

7) Принятие ответственности за свою жизнь на себя.

8) Обретение веры и надежды, что перемены возможны.

Заключение

Семейные отношения могут оказывать влияние на выбор типов отношений ребёнка с окружающими людьми. Алкогольная созависимость является фактором, влияющим на развитие личности и установление межличностных отношений. С детьми из алкокогольных семей необходима целенаправленная работа со стороны педагогов и пси-хологов по оказанию помощи в преодолении алкогольной созависимости.

Целесообразно так же проводить дальнейшие исследования в этой области, в частности, влияния алкогольной созависимости на формирование структуры личности.

Список использованных источников.

Смит У. Внуки алкоголиков. М.,1991

Войдыло Э. Учиться прщать.АркА,1997.

Спиккард А. Страсть к спиртному.-Минск, 1998

Иванов В. Трезво жить не запретишь.-Минск,1999

Битти М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости.-М.,1997

Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом.-М.,1990.

Фурманов И.А. Аладьин А.А. Психологические особенности детей, лишённых родительского попечительства.- Минск,1999



Вверх