Утилизация шпалы пропитанной деревянной. Деревянные железнодорожные шпалы. Способы утилизации отработанных шпал

Утилизация железнодорожных шпал представляет актуальную проблему для нашей страны. Огромное количество старых жд опор нельзя просто складировать на полигоны. Для каждого вида шпал требуются определенные способы их утилизации и переработки.

Важно! Вопрос утилизации железнодорожных опор остро стоит сегодня в России. Отслужившие шпалы нуждаются в захоронении, как промышленные отходы, на специализированных полигонах. Однако отведенные для этого площади уже переполнены. Деревянные опоры, пропитанные креозотом, ацетоном и другими антисептиками, приходится складировать в неположенных местах, что, безусловно, наносит урон всему живому. Также по этой причине предприятиям-владельцам жд шпал выписывают штрафы экологические службы. Поэтому важно прибегать к методам утилизации и переработки разных видов жд опор, решающим проблему их излишнего накопления и являющимся альтернативным способом производства энергии и вторсырья. Утилизацией и переработкой изношенных опор занимаются специальные предприятия с соблюдением правил техники безопасности.

Утилизация деревянных шпал, пропитанных антисептиком

Все деревянные опоры пропитывают антисептиками, которые являются токсинами. Поэтому их относят к 3 классу опасности отходов. Утилизацию деревянных шпал проводят несколькими способами:

  1. Сжигание. Является наиболее распространенным методом. Уничтожение шпал, пропитанных креозотом и другими антисептиками, сжиганием не является безопасным для окружающей среды за счет выделения при сжигании таких опор смеси фенолов, ацетона и других токсинов.
  2. Использование жд опор в качестве строительного материала. Способ не безопасный для здоровья людей.
  3. Газификация. Позволяет значительно повысить уровень обезвреживания деревянных опор.
  4. Пиролиз. Проводится при высоких температурах без доступа кислорода. Для этого способа необходимо создание герметичных условий, что резко снижает уровень вредных выбросов в окружающую среду.
  5. Переработка.

Утилизация бетонных шпал

Утилизация железобетонных шпал в основном заключается в их переработке. Ее суть состоит в разделении бетонных изделий на фракции: щебень и металлическая арматура. Данные полученные материалы уже могут применяться как вторсырье. Так, например, фракция металла подвергается переплавке, а щебень используют как строительный материал.

Утилизация стальных шпал

Использование стальных опор в нашей стране – явление крайне редкое. Главная причина, по которой они должны быть отправлены утилизироваться, — это появление на них большого количества ржавчины. Иногда такие опоры используют как временные пути жд веток заводов. Основным способом ликвидации данного рода отходов является их использование в качестве металлолома.

Переработка шпал — вторая жизнь!

Интересно знать! Утилизация шпал из железобетона и стали заключается главным образом в их переработке, о чем уже было сказано выше. А можно ли «подарить вторую жизнь» деревянным жд опорам?! Да, можно. Например, возможна переработка шпал в древесный уголь. Этот процесс является достаточно сложным, здесь нужна особенная технология, которая предполагает следующие обязательные стадии:

  • посредством химических реакций с специально подобранными реагентами производят нейтрализацию опасных соединений, составляющих креозот;
  • обезвреженное дерево отправляется на последующую переработку в качестве вторсырья – древесины.

Из обработанной древесины и получают пиролизом древесный уголь, который имеет широкое применение (антисептик, поглотитель воды, компонент органического удобрения). Однако, к сожалению, такой способ переработки опор из дерева в России не очень распространен из-за дороговизны самой технологии.

Существует также другой безопасный способ переработки деревянных опор для получения добавки к цементу. Этот процесс также происходит в несколько этапов:

  • сначала удаляют с опор все детали из металла, для этого применяют магнитную сепарацию;
  • далее деревянное изделие измельчают до нужной фракции;
  • измельченное пропитанное дерево соединяют с соединениями, снижающими в дальнейшем токсичность дыма;
  • происходит сжигание данной смеси при повышенных температурах в цементной печи, при этом все опасные соединения уничтожаются.

Такая технология переработки брусьев из дерева, применяемых в строительстве железных дорог, позволяет получить полезную добавку – смесь после сжигания, которая используется в цементном производстве.

Помещение железнодорожных шпал (особенно деревянных) на полигоны является еще одной серьезной причиной загрязнения окружающей среды. Поэтому сегодня важно прибегать к разумным способам утилизации каждого вида опор. А еще лучше их перерабатывать с получением других нужных материалов.

О том, как происходит утилизация и переработка деревянных шпал на одном из современных предприятий России, рассказано в следующем коротком видео:

Ежегодно на структурных подразделениях путевого хозяйства
расположенных в границах дороги, при выполнении различных видов ремонта пути, образуется около 1 000 000 отработанных деревянных шпал, пропитанных антисептическими средствами. Каменноугольное масло является наиболее токсичных из всех септиков, так как на 70 процентов состоит из ароматических углеводородов.
Согласно федеральному классификатору отходов, пропитанные им шпалы относятся к третьему классу опасности.

Строительство из шпал

Из отслуживших шпал строят бытовки, сараи и даже мостики через небольшие ручьи. Однако на эти цели, можно направлять шпалы моложе 7 лет, то есть те которые пропитаны безопасными антисептиками, а не ядовитым креозотом. Им шпалы обрабатывали еще несколько лет назад. Проблема утилизации железнодорожных деревянных шпал , острейшая для транспортной отрасли.
Уточнить: деревянные шпалы цена , общие объемы. Продажа шпал от производителя и с Российского резерва.

Способы утилизации деревянных шпал

  1. Сжигание - наиболее известный способ утилизации деревянных шпал. Поскольку все шпалы пропитаны специальным веществом - креозот, данный метод является отрицательным моментом и влечет за собой выделения большого количества токсичных веществ, таких как ацетон, бутанол, фенолы, фенантрены, которые попадают в окружающую среду. Такого рода вещества способствуют образованию раковых заболеваний.
  2. Строительный материал - шпалы применяются в качестве строительного (вторичное применение) материала. Подобный способ не экологический, вреден для здоровья по причине выделения резкого, неприятного и токсичного запаха, но по той же причине, шпалы не гниют, не разлагаются. Предупреждение : пропитанные деревянные шпалы (пропитка шпал - это вредно для организма, пропитка креозотом - вредное химическое соединение разных веществ) не стоит использовать в строительстве помещений, зданий, дачных домиков…
  3. Газификация - предельный случай диспергации (превращения топлива в пылевидный поток). Известно, что диспергирование топлива уменьшает неполноту сгорания углеводородных соединений, при этом степень обезвреживания увеличивается примерно в тысячу раз по сравнению с обычным сжиганием.
  4. Пиролиз - термическое разложение шпал под большой температурой без доступа воздуха. Возможно применение для старогодних (б?у шпалы) деревянных шпал с дистилляцией каменноугольного масла. Подобный метод был предложен специалистами одного из предприятий Казани. Данный метод проводится в герметичных условия, что способствует уменьшению выбросов токсичных веществ в окружающую среду.
  5. Переработка старогодних шпал - данный метод подразумевает два этапа прохождения. Первый – с помощью химических реагентов нейтрализуются соединения креозота, на втором этапе перерабатывается древесина.

Учитывая важность вопроса, а так же тот факт, что в ВСЖД в большинстве своем находится на особо охраняемой природной территории, на станции Тагул Восточно-Сибирская железная дорога вводится новый цех который призван сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 70 тонн ежегодно.

Утилизация шпал

Производственная площадь занятая цехом составляет 4214 м? на ней расположена участок сбора и подготовки нефтесодержащих отходов, площадка для временного размещения отходов, комплекс подготовки и подачи старогодних шпал на сжигания и здание цеха.

Комплекс подготовки и подачи старогодних шпал на сжигание состоит из ролинга на 15 штук шпал, ленточного транспортера, валковой дробилки, приемных емкостью для накопления щепы.

Основным достоинством нового цеха является огневое обезвреживание отходов на инсинераторной установки ИН-50 он предназначен для экологически чистого, безопасного, высокотемпературного сжигания старых шпал. Инсинератор способен совместно утилизировать твердые и жидкие отходы, отработанных масел мазутных и нефтяных шламов. Этот способ утилизации достаточно экономичен в сравнении с зарубежными аналогами.

Комплекс для термического обезвреживания отходов инсинератор ИН-50 разработан специалистами ЗАО «Турмалин» г.Санкт-Петербург. Установка производительностью 50 кг?час, 12 тонн в сутки или 4000 тонн в год модернизировано для одновременного уничтожения шпал отработавших свой срок и не пригодных для дальнейшего использования и нефтешламовых отходов.

Загрузка отходов в инсинератор производится при помощи приемных емкостей и скипового подъемника. Рабочая температура в камере сгорания 850-900 градусов.
Продукты сгорания проходят ударное дожигание в специальной камере, в течении 2 секунд при прохождении газов через факел в специальной горелки с температурой пламени до 1500°. После этого отходящие газы проходят через установку резкого охлаждения газов до температуры не более 400° и двойную систему механической очистки на циклоне и щелочной на скрепере.

Согласно полученным результатам выброс загрязняющих веществ не превышает предельно допустимых концентраций и соответствует установленным гигиеническим требованиям.

Зольный остаток составляет не более 3% от массы сжигаемых отходов и подлежит захоронению на обычных полигонах твердых бытовых отходов.

Валковая дробилка разработана специалистами научно-производственного предприятия Викмакс (ООО «НПП ВИКМАКС») г.Екатеринбурга, она предназначена для измельчения древесины любых размеров и степени засоренности, включая металлические костыли - в теплоэнергетическую щепу.

Принцип работы (после ремонта старые шпалы сжечь в инсинераторе) заключается в продольной подачи и изломе древесины между двумя волками, имеющие вид шестерен, при чем один волок - приводной, а второй подпружинен и находится в зацеплении с приводным по средством радиально расположенных ножей. Заточка ножей в течении всего срока эксплуатации не требуется. Разер щепы - 100-300 мм.

Установка ИН-50.5М имеет в конструкции теплообменник с площадью нагреваемой поверхности 80 м? единовременный объем воды в теплообменнике 4,2 м? с температурой 95 градусов. По заявленной конструкторской мощности теплообменник способен отдавать 1,2 гикокалорий тепловой энергии в час.

Проектом строительства предусмотрено использовании мощности теплообменника для отопления помещения цеха - утилизации отходов. После отработки ритмичности поставки шпалы избыток тепла будет использоваться для отопления базы ПМС-67. Вывод из эксплуатации угольной котельной позволит ликвидировать затраты на её содержание в размере 3 с лишним миллиона рублей. Снизит расход условного топлива на 419 тонн в год, сократит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в количестве 70 тонн в год.

Стоимость данного инвестиционного проекта 84,3 млн рублей, срок окупаемости всего лишь 4 года. За счет изменения инфраструктуры, ликвидации котельной, сокращения фонда заработной платы.

Чистый экономический эффект составляет 8,8 млн. рублей в год.
Безусловно, одной установкой решить проблему утилизации отходов на железной дороге не возможно, доставка отходов на большие расстояния слишком «затратно».

По проекту предусмотрен сбор отработанных шпал на полигоне Тайшет-Чуна по северному ходу и Тайшет-Тулун по главному ходу. По этому уже сегодня прорабатывается вопрос строительство пилотного комплекса по утилизации отбракованных
деревянных железнодорожных шпал на станции Вихоревка мощностью 470 тысяч шпал в год с привлечением средств дочернего зависимого общества ООО «РЖД», ООО «ЭнергоПромСбыт».

Будем признательны, если вы поставите ссылку на данную страницу на своем сайте.
Код ссылки:
Утилизация шпал - железнодорожные деревянные шпалы, применение после ремонта

При строительстве железнодорожных путей раньше использовались деревянные шпалы, которые необходимо было защитить от быстрого гниения. Для этого использовали специальный антисептик, часто применяли креозот. Данное вещество весьма токсично, потому складирование старых шпал и их хранение станут причиной концентрации большого количества источников токсинов и отравляющих газов, а также повлечет уплату экоплатежей.

Процесс утилизации деревянных шпал, пропитанных антисептиком

Безотходной утилизации подлежат не только старые железнодорожные шпалы, но и прочие древесные материалы, обработанные антисептиками. Просто сжечь отходы невозможно, поскольку дым, выделяемый во время горения, будет содержать высокую концентрацию углеводородов. Применяется метод утилизации в цементных печах, который проходит следующим образом:

    методом магнитной сепарации от шпал отделяются все металлические детали;

    с помощью специальных измельчителей происходит разбивание шпалы до определенной фракции;

    полученный материал смешивается с другими веществами, которые способствуют снижению токсичности дыма;

    сгорание данной смеси проходит в цементных печах при гораздо более высокой температуре, чем при обычном сжигании;

    все без остатка вредные вещества подвергаются уничтожению с помощью высокой температуры.

Полученная в результате горения смесь также имеет полезные свойства и применяется в производстве цемента в качестве добавки. Потому утилизация является безотходной. Шпалы с пропиткой из антисептика относятся к третьему классу токсичности отходов, их хранение на полигоне обойдется компании в круглую сумму денег. Потому лучше заказать утилизацию и не платить экологические сборы.

Заказываем профессиональную утилизацию деревянных шпал

Железнодорожные шпалы относятся к тому виду предметов, утилизация которых представляет большие сложности. Деревянные шпалы, пропитанные разнообразными антисептиками, ацетоном, креозотом, карбоновым маслом практически не поддаются рациональному уничтожению. Казалось бы, что проще – сжечь дерево. Но при его сгорании в данном случае в атмосферу высвободится невероятное количество всех этих вредных веществ.

По этим причинам утилизация шпал представляет собой настоящую проблему современной цивилизации. Особенно остро стоит эта проблема в крупных странах, чьи гигантские (в общем-то, никому не нужные), просторы покрыты железнодорожными путями безумной протяженности. К таким странам относятся Россия, США, Китай, Индия, Канада, Бразилия (в общем, самые крупные страны мира). В Австралии, правда, быстро поняли, что автомобили движутся быстрее, чем поезда и проложили автомобильные трассы, а не железные дороги. Там они, конечно, тоже есть, но не в таком количестве.

Что же делать тем странам, которые из жадности захватили больше территории, чем нужно для жизни? Получается, что все свободное от населенных пунктов и сельхозугодий пространство – это просто излишнее препятствие для сообщения между населенными пунктами.

Учитывая, что каждый год производится ремонт тех или иных участков железнодорожных путей, то с каждым годом становится все больше никому не нужных шпал. Учитывая происходящее, сам собой напрашивается вывод, что и утилизация шпал должна происходить максимально быстро.

Способы уничтожения отработанного материала

Самыми современными и быстрыми способами уничтожения отработавших свое шпал являются газификация шпал и пиролиз. Газификация шпал – это достаточно сложный физико-химический процесс. Причем деревянные шпалы обрабатывают кислородом таким образом, что они превращаются в горючие газы.

Пиролиз шпал – противоположный процесс. Они полностью изолируются от кислорода, попадая, фактически, в вакуумную среду. При помощи очень высоких температур их подвергают термическому разложению. Этот метод идеален для шпал, обработанных карбоном. Также этот способ утилизации хорошо тем, что весь процесс производится в герметичном, закрытом помещении и вредные для окружающей среды вещества успевают нейтрализоваться сначала под действием высоких температур, а затем с помощью специальных фильтров.

Этапы утилизации

Но утилизация шпал – тяжелый процесс, и его временами приходится производить в два этапа, для полной гарантии уничтожения старых шпал:

  1. Первый этап – обработка материала химическими реагентами, в задачу которых входит связывание и нейтрализация креозота;
  2. Второй этап – непосредственное сжигание уже обезвреженной древесины методом пиролиза в герметичном помещении.

Как мы видим, креозот делает процесс утилизации шпал более трудоемким, поэтому имеет смысл обрабатывать их исключительно каменноугольным маслом (карбоном, карбонатом).



Вверх