Тяжелые танки второй мировой войны. Какой танк был самым лучшим во время Второй мировой

Советский Т-26. Во многих изданиях сейчас можно встретить указания на огромное превосходство советских войск над немецкими в самом начале Великой Отечественной войны и на колоссальное общее число танков в РККА к лету 1941 года – больше 23 тысяч. Однако при этом часто не уточняется, какого рода танки составляли основу этой армады.

Основным боевым танком Красной армии являлся лёгкий танк Т-26. В 1931-1933 гг. он выпускался в варианте с двумя башнями и только лишь пулемётным вооружением, представляя собой слегка улучшенную копию британского лёгкого танка «Виккерс-Армстронг». Всего было выпущено более 1600 единиц этого оружия. С 1933 года Т-26 начал выпускаться с одной башней и пушечно-пулемётным вооружением. Он производился вплоть до 1941 года, когда начавшаяся война показала его полную непригодность. Было выпущено 11218 его единиц. Таким образом, больше половины танков РККА летом 1941 года составляли эти машины.

Однобашенный Т-26 производился в разных модификациях, большинство – со слабой 45-мм пушкой и одним или двумя 7,62-мм пулемётами. Танк был предназначен для огневой поддержки пехоты и не годился для прорывов в составе крупных танковых соединений. Он был тихоходным (максимальная скорость 30 км/ч) и обладал маленьким запасом хода (130 км). Впрочем, практика показала, что для поддержки пехоты он также не годился, ибо имел броню толщиной всего 25 мм в передней части башни и 16 мм во лбу корпуса, а по бортам и того меньше. Он легко пробивался даже из слабых 7,92-мм противотанковых ружей немцев. Все танки Т-26 были потеряны РККА ещё до конца 1941 года.

Немецкий Т-I. Не следует думать, что только у Красной армии было много устаревшего вооружения к началу войны. У вермахта его тоже было предостаточно. Так, на 1 сентября 1939 года основу его танкового парка по-прежнему составляли лёгкие танки Т-I, выпускавшиеся с 1935 по 1938 год – 1445 единиц из 3466. Этот танк был вооружён только двумя 7,92-мм пулемётами. При небольшой массе у него была, однако, не очень высокая скорость движения (максимум 37 км/ч). Броня наибольшей толщиной всего 13 мм спереди башни и корпуса легко прошивалась очередью из крупнокалиберного пулемёта. Недостатки Т-I выявились ещё во время войны в Испании, и его производство прекратилось. Имевшиеся на вооружении Т-I начали переделывать в боевые машины различного назначения, в самоходно-артиллерийские установки и т.д. Тем не менее, к началу операции во Франции в составе вермахта числилось 1276 этих танков, в том числе в действующей армии – 523. Даже войну с Советским Союзом Германия начала, имея на вооружении 877 танков Т-I, из них во вторжении в СССР была задействована 281 машина.

Французский FCM 2C. Однако не только сверхлёгкие танки оказались непригодными для боевых действий Второй мировой войны. Такими же бесполезными оказались и супертяжёлые танки.

Ещё в конце Первой мировой войны французы произвели несколько 70-тонных танков FCM 2C. До 1945 года это были самые тяжёлые танки в мире. Они предназначались для прорыва укреплённой обороны противника, но в Первой мировой войне они не успели принять участие.

Несмотря на внушительную массу и огромный экипаж (12 человек), этот танк имел довольно скромное артиллерийское вооружение – всего одну 75-мм пушку. Ещё у него имелись четыре 8-мм пулемёта – по одному с каждой стороны. Этот танковый бронтозавр мог развить максимальную скорость всего 12 км/ч, то есть представлял собой прекрасную мишень для артиллерии. При этом его бронирование, как показал последующий опыт Второй мировой войны, было совершенно недостаточным, чтобы вести оборонительный бой даже со средними танками противника: 45 мм впереди и 20 мм по бортам.

Танкам FCM 2C не довелось участвовать в бою. В мае 1940 года французское командование отправило шесть сохранившихся этих танков на железнодорожных платформах для усиления своей обороны. Все были разбомблены по пути немецкой авиацией. Если бы они даже доехали до поля боя, их бы там ожидала не менее печальная участь.

Советский Т-35 оказался ещё одним бесполезным «сухопутным дредноутом». Он был вооружён тремя пушками (1 – трёхдюймовая и 2 – 45-мм) и пятью 7,62-мм пулемётами. 50-тонная махина обслуживалась экипажем из 11 человек. Генерал армии С.М. Штеменко писал, что до войны Т-35 считался гордостью советских бронетанковых войск. С 1933 по 1939 год Харьковский завод произвёл 61 такую машину. Все они в 1941 году состояли на вооружении Киевского особого военного округа.

При своей тихоходности (максимальная скорость 30 км/ч) и слабом бронировании (30 мм – лоб башни, 20 мм – лоб корпуса) Т-35 был весьма уязвим на поле боя. Впрочем, только считанные единицы этих танков погибли в бою. Большинство туда не доехало и сломалось ещё на марше. В первые же недели войны все Т-35 были советскими войсками безвозвратно потеряны.

Американский М3 («Грант/Ли»). Имея до Второй мировой войны весьма ограниченный опыт боевых действий, американцы полагали, что чем сильнее они напичкают средний танк всяким оружием, тем будет лучше. Так, весной 1941 года, ещё до вступления США в войну, появился на свет танк М3, который американцы называли, в зависимости от личных предпочтений, в честь лучшего генерала Севера или Юга времён гражданской войны – «Грант» или «Ли». При нормальных характеристиках среднего танка начального периода Второй мировой (масса 27,2 тонны, бронирование 50 мм спереди и 38 мм по бортам, максимальная скорость 40 км/ч, запас хода 230 км) «Грант/Ли» обладал мощным вооружением: одна 75-мм и одна 37-мм пушки, четыре 7,62-мм пулемёта. Для обслуживания такого хозяйства требовался экипаж из семи человек.

Однако конструкторы танка как будто специально сделали всё, чтобы максимально снизить эффективность использования этого вооружения. Так, самая мощная пушка была размещена не в башне, а просто во лбу корпуса и могла обстреливать только то, что находилось непосредственно впереди танка. Аляповато выглядевший танк был больше в высоту, чем в ширину, чем доставлял немалое удовольствие артиллеристам противника: им было очень удобно в него целиться.

«Грант/Ли» поставлялся в больших количествах союзникам США по антифашистской коалиции. В том числе в СССР в 1941-1942 гг. было поставлено 1400 этих машин. Советские танкисты прозвали «Грант/Ли» «братской могилой для семерых».

istpravda.ru

В принципе, всем известна поговорка о том, что лучшее — враг хорошего. Но это только в принципе. Если лучшее призвано заменить хорошее раньше времени, то можно столкнуться лишь с дополнительными трудностями. Именно это и произошло с сильнейшим немецким танком Второй мировой войны — моделью «Тигр II», более известной под названием «Королевский тигр».

Собственно, его предшественник, танк «Тигр I» в 1942 году на Восточном фронте, где его задачей стало противостоять советскому танку Т-34, также был задействован слишком поспешно. И лишь когда в 1943 году удалось справиться с техническими проблемами этой машины и наладить ее серийное производство, она стала по-настоящему грозным оружием, наводившим ужас на врагов.

Когда еще только начались тесты танка «Тигр-I», его производитель — концерн Henschel — получил заказ на разработку новой, более совершенной модели. Аналогичный заказ получило также конструкторское бюро Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). При этом предыдущая разработка Порше оказалась чрезмерно новаторской, и в итоге уже построенные им шасси были переделаны и приспособлены для производства на их базе САУ «Фердинанд».

Компоновка танка "Тигр II"

При разработке «наследника» «Тигра I» также вскоре начался настоящий хаос. Перед конструкторами были поставлены достаточно четкие задачи: в частности, новая модель должна была иметь корпус, непробиваемый ручными гранатами, то есть иметь отвесные стенки, как Т-34, а также среднетяжелый танк «Пантера».

Для сравнения: тяжелый танк "Тигр". Основное отличие - форма корпуса. У "Тигра" нос корпуса тупой - "ступенькой", у "Тигра II" - наклонный.

Кроме того, "Тигры II" были оснащены лучшей пушкой

Новый танк должен был быть оснащен новой длинной пушкой калибра 88 мм под конструкционным номером 43 L/71. Это была самая мощная танковая пушка всей Второй мировой войны. Она была гораздо совершеннее, чем пушка советского танка ИС-2, несмотря на то, что у той был калибр 122 мм.

В третьих, инженерам было поручено разработать, по возможности, простую конструкцию для массового производства. Немецкие оружейники убедились в важности этого фактора на примерах Т-34, а также американского танка М4 «Шерман» (Sherman). В частности, они предполагали использование множества одинаковых запчастей для Тигра-2 и Пантеры-2.

Первые прототипы, разработанные обоими конкурирующими конструкторскими бюро, не соответствовали поставленным задачам. Разработка застопорилась до тех пор, пока в дело не вмешался лично Гитлер и не потребовал в очередной раз усилить фронтальную и боковую броню до 185 миллиметров и не обращать при этом внимания на неизбежно возрастающий вес нового танка.

В конечном итоге после того, как новые разработки были продемонстрированы Гитлеру, в октябре 1943 года заказ на производство танков получила именно фирма Henschel. Для начала требовалось построить 175 машин. Предложение главного конструктора Эрвина Адерса (Erwin Aders) сконцентрировать для начала все мощности на производстве улучшенной промежуточной модели на базе «Тигра I», которая имела бы более толстую фронтальную броню, было отклонено. При этом, однако, можно было бы произвести большее количество танков, у которых было бы меньше проблем с запчастями.

Однако военное ведомство предпочло этому прагматичному варианту наладить производство еще не запущенных в серию «Королевских тигров». В декабре 1943 года цеха завода Henschel в Касселе покинули первые три пробные машины. В январе 1944 года была выпущена первая серия из восьми «Тигров II».

Одновременно с этим Henschel увеличил производство «Тигров I» до 95 машин в месяц. Их число могло бы быть почти вдвое больше, если бы заводу не пришлось приспосабливаться под производство новой модели.

Танковые траки на башне и бортах - неуклюжая попытка создать дополнительную защиту

Весной 1944 года первые «Королевские тигры» были поставлены войскам — сначала элитной танковой учебной дивизии, а затем тяжелым танковым подразделениями, которые действовали на фронте независимо от обычных дивизий. Первые испытания показали, что новая модель имела множество преимуществ перед своей предшественницей, но имела также и серьезные недостатки.

Одним из главных преимуществ была новая пушка, которая могла уничтожить любой танк противника фронтальным попаданием с расстояния двух километров. Кроме того, емкость бензобака у нового танка выросла с 534 до 860 литров, благодаря чему он мог преодолевать расстояния до 140 (вместо 100) километров по ровной и до 90 (вместо 60) километров по пересеченной местности.

Главным недостатком «Королевского тигра» стала его масса, увеличившаяся с 60 до 70 тонн. Она была слишком велика для большинства мостов, которые приходилось преодолевать по пути войскам. Поэтому «Тиграм II» часто приходилось искать объездные пути.

А поскольку новые «Тигры» оснащались теми же моторами, что и старые — 12-цилиндровыми «Майбахами» объемом 24 литра и мощностью около 700 л. с., то их и без того невеликая относительная мощность снизилась с 12,5 до 10 л. с. на тонну. Для сравнения: у немецких Пантер и советских Т-34 относительная мощность составляла 16 л. с. на тонну. И лишь когда мотор был доработан, и его мощность выросла до 800 л. с., его относительная мощность сравнялась с показателями советского тяжелого танка ИС-2.

Однако, пожалуй, самым серьезным недостатком «Тигра II» стало низкое качество его стали. Немецкая горно-рудная промышленность не располагала достаточным количеством молибдена и использовала для легирования стали ванадий. Однако результат оказался иным, нежели рассчитывали инженеры: молибден увеличивал прочность стали, а ванадий — его эластичность. Это привело к тому, что номинально значительно более прочная броня Тигра-2 разрушалась внутри танка, что приводило к гибели экипажа, хотя вражеская граната и не пробивала ее насквозь.

Первые 50 серийных танков получили башни, которые произвел на свой страх и риск Фердинанд Порше. Лишь начиная с июня 1944 года, машины стали оснащать башнями лучшей формы, произведенными Henschel, которые, однако, были еще на 1,2 тонны тяжелее.

Впервые «Королевские тигры» были задействованы 19 марта 1944 года в ходе «Операции Маргарита» танковой учебной дивизии в Венгрии. Но там они не встретили вообще никакого сопротивления.

Американцы захватывали "Королевские тигры" и принимали к себе на службу

Первым же серьезным боем, в котором приняли участие «Тигры II», стало сражение 11 июля 1944 года у французской деревни Коломбель в Нормандии. В течение кратчайшего времени двенадцать «Королевских тигров» уничтожили двенадцать «Шерманов», а также несколько американских противотанковых пушек и полугусеничных машин, не понеся при этом никаких потерь. Однако американцы вызвали подкрепление с воздуха, а также с моря, и «Тиграм II» пришлось отступить.

А еще через неделю последовала тяжелая бомбовая атака на их позиции, и в течение последовавших за ней боев все, кроме одного, «Тигры II» были уничтожены. Большому количественному превосходству противника сверхтяжелые новые танки, которых до мая 1945 года было построено около 500 единиц, не смогли ничего противопоставить, даже несмотря на свои мощнейшие пушки.

"Тигр II" в музее.

Ещё один чисто пропагандистский миф из серии «Россия – родина слонов». Опровергается очень просто. Достаточно задать агитпроповцу-сталинисту очень простой вопрос: «Что конкретно значит лучший?» И какого периода Второй мировой? Если 1941-42, то это одно. Если 1942-44, то другое. Если 1944-45, то третье. Ибо в эти разные периоды танки были тоже очень разные (во многом – даже приципиально разные). Поэтому вышеприведённое утверждение просто принципиально методологически некорректно.

На этом можно было бы и закончить опровержение этого мифа. Однако тема Т-34 и без этой мифологии является достаточно интересной, чтобы обсудить её поподробнее. Начнём с того, что хотя Т-34 и не являлся лучшим танком Второй мировой войны (в силу некорректности самого понятия «лучший» в этом контексте), его дизайн стал, пожалуй, самым влиятельным танковым дизайном в истории не только Второй мировой войны, но и танкостроения вообще.

Почему? Да потому, что Т-34 стал первой действительно массовой и относительно успешной реализацией концепции основного боевого танка, которая стала доминирующей во всём последующем танкостроении. Именно Т-34 стал отправной точкой, образцом и вдохновением для создания целой вереницы серийных танков и Второй мировой («Пантера», «Королевский Тигр», «Першинг») и послевоенных (М48, М60, «Леопард», АМХ-30). Только в 80-е годы в мировом танкостроении произошёл переход на новую концепцию основного боевого танка, более близкую к немецкому танку «Тигр».

Теперь вернёмся к понятию «лучший». Для начала немного статистики. На 22 июня 1941 года в западных приграничных военных округах (Ленинградском, Прибалтийском особом, Западном особом, Киевском особом и Одесском) имелось 967 танков Т-34. Именно так – девятьсот шестьдесят семь. Что совершенно не помешало вермахту полностью уничтожить ВЕСЬ первый стратегический эшелон РККА. И лишь благодаря собственным стратегическим ошибкам Гитлер не одержал победу ещё в октябре (а то и в сентябре). Подробнее об этих ошибках я расскажу в отдельном разделе книги. Иными словами, стратегически немцы Т-34 просто не заметили. Как не заметили более 300 уж совсем монстрообразных тяжёлых КВ-1.

Далее. Общее соотношение потерь танков во Второй мировой войне между РККА и вермахтом составляло примерно 4:1. Львиную долю из этих потерь составляли именно Т-34. Среднее «время жизни» советского танка на поле боя составляло 2-3 танковые атаки. Немецкого – 10-11. В 4-5 раз больше. Согласитесь, что при такой статистике очень сложно обосновать утверждение о том, что Т-34 – действительно лучший танк Второй мировой.

Правильным вопросом должен быть не «Какой танк является лучшим?» а «Какими качествами должен обладать идеальный основной боевой танк?» и «Насколько близок к идеалу тот или иной танк (в частности, Т-34)?»

По состоянию на лето 1941 года, оптимальный средний (основной боевой) танк должен был обладать длинноствольной крупнокалиберной пушкой (в то время – 75/76 мм); 1-2 пулемётами для защиты от пехоты противника; достаточным противоснарядным бронированием для того, чтобы поражать танки и артиллерию противника, оставаясь для них неуязвимым; экипажем в составе 5 человек (командир, водитель, заряжающий, наводчик, радист); удобными средства наблюдения и прицеливания; надёжной радиосвязью; достаточно высокой скоростью (50-60 км/ч по шоссе); высокой проходимостью и маневренностью; надежностью; простотой в эксплуатации и в ремонте; удобством в управлении; возможностью массового производства а также достаточным потенциалом развития, чтобы постоянно быть «на шаг впереди противника».

С пушкой и бронированием у Т-34 было всё более чем в порядке в течение года (до появления в массовых количествах танка PzKpfw IV с длинноствольной 75-мм пушкой 7,5 cm KwK 40). Широкие гусеницы давали танку отличную проходимость и маневренность. Для массового производства танк подходил тоже практически идеально; ремонтопригодность в фронтовых условиях тоже была на высоте.

Во-первых, радиостанций было мало, поэтому их устанавливали далеко не на все танки, а только на танки командиров подразделений. Которые немцы быстро выбивали (50-мм противотанковыми пушками или 88-мм зенитками, или даже 37-мм «колотушками» из засад с малого расстояния)… после чего остальные тыкались как слепые котята и становились лёгкой добычей.

Далее. Как это часто бывало в СССР, конструкторы танка решили сэкономить на числе членов экипажа и повесили на командира танка ещё и функции наводчика орудия. Что и снизило эффективность стрельбы, и сделало танк практически неуправляемым. А также танковый взвод, роту… и так далее.

Приборы наблюдения и прицеливания оставляли желать много лучшего. В результате, когда Т-34 подходил на расстояние, достаточно для того, чтобы увидеть противника… он уже оказывался в зоне пробиваемости 50-мм, короткоствольных 75-мм и даже 37-мм орудий (и 47-мм орудий чехословацких 38(t), которых у немцев было немало). Результат понятен. Да, и в отличие от немецких танков, в которых у каждого члена экипажа был свой люк… в Т-34 люков было два на четверых. Что это означало в условиях боя для экипажа подбитого танка, объяснять не нужно.

Да, кстати, наличие на Т-34 дизельного двигателя никак не влияло на его огнеопасность. Ибо горит и взрывается не топливо, а его пары… поэтому дизельные Т-34 (и КВ) горели ничуть не хуже бензиновых «панцеркампфвагенов».

Как и вообще в СССР, при проектировании Т-34 приоритет отдавался простоте и дешевизне конструкции в ущерб качественным характеристикам конструкции в целом. Так, важным минусом была система приводов управления, идущая через весь танк от места механика-водителя к трансмиссии, что многократно увеличивало усилие на рычагах управления и существенно затрудняло переключение передач.

Точно так же примененная на Т-34 индивидуальная пружинная система подвески с катками большого диаметра, будучи в сравнении с подвеской Pz-IV очень простой и дешевой в изготовлении, оказалась габаритной в размещении и жесткой в движении. Систему подвески Т-34 также унаследовал от танков серии БТ. Простая и технологичная в изготовлении, она из-за большого размера катков, а значит, малого количества опорных точек на гусеницу (пять вместо восьми у Pz-IV), и пружинной амортизации приводила к сильному раскачиванию машины в движении, что делало совершенно невозможной стрельбу с ходу. Кроме того, в сравнении с торсионной подвеской она занимала на 20% больший объем.

Предоставим слово тем, кто имел возможность оценить достоинства и недостатки Т-34 – и на полигоне, и в бою. Вот, например, отчёт командира 10-й танковой дивизии 15-го механизированного корпуса Киевского особого военного округа по итогам боёв июня - июля 1941 года:

«Броня машин и корпуса с дистанции 300-400 м пробивается 37-мм бронебойным снарядом. Отвесные листы бортов пробиваются 20-мм бронебойным снарядом. При преодолении рвов вследствие низкой установки машины зарываются носом, сцепление с грунтом недостаточное из-за относительной гладкости траков. При прямом попадании снаряда проваливается передний люк водителя. Гусеница машины слабая - берёт любой снаряд. Главный и бортовые фрикционы выходят из строя»

А вот выдержки из отчёта об испытаниях Т-34 (заметим – экспортного варианта, обладавшего существенно более высоким качество сборки и отдельных узлов, чем серийный, поэтому речь идёт об именно принципиальных конструкционных недостатках) на Абердинском полигоне в США в 1942 году:

«Первая поломка Т-34 (лопнул трак) произошла приблизительно на 60-м километре, а после преодоления 343 км танк вышел из строя и не мог быть отремонтирован. Поломка произошла из-за плохой работы воздухоочистителя (ещё одна ахиллесова плита танка), в результате чего в двигатель набилось много пыли и произошло разрушение поршней и цилиндров.

Основным недостатком корпуса была признана водопроницаемость как его нижней части при преодолении водных преград, так и верхней во время дождя. В сильный дождь в танк через щели натекало много воды, что могло привести к выходу из строя электрооборудования и даже боеприпасов.

Основной отмеченный недостаток башни и боевого отделения в целом – теснота. Американцы не могли понять, каким образом наши танкисты помешались в танке зимой в полушубках. Отмечался плохой механизм поворота башни, тем более что мотор слаб, перегружен и страшно искрил, в результате чего сгорели сопротивления регулировки скоростей поворота, выкрошились зубья шестеренок.

Недостатком орудия признана недостаточно высокая начальная скорость (около 620 м/с против возможной 850 м/с), что связываюсь с невысоким качеством советского пороха. Что это означало в бою, думаю, объяснять не нужно.

Стальные траки Т-34 были просты по конструкции, широки, но американские (резинометаллические), по их представлениям, были лучше. Недостатком советской гусеничной цепи американцы сочли матую прочность трака на разрыв. Это усугублялось плохим качеством гусеничных пальцев. Подвеска на танке Т-34 признана плохой, ибо от подвески «Кристи» американцы уже безоговорочно отказались как от устаревшей.

Недостатки дизеля В-2 – плохой воздухоочиститель, который: вообще не очищает воздуха, попадающего в мотор; при этом пропускная способность воздухоочистителя мала и не обеспечивает приток необходимого количества воздуха даже при работе мотора вхолостую. В результате этого мотор не развивает полной мощности и попадающая в цилиндры пыль ведет к быстрому срабатыванию их, падает компрессия и мотор теряет мощность. Кроме того, фильтр изготовлен с механической точки зрения очень примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжен, что ведет к вытеканию масла и т. д.

Трансмиссия неудовлетворительная, явно устаревшей конструкции. Во время ее эксплуатации на испытаниях у нее полностью выкрошились зубья на всех шестернях. На обоих моторах плохие стартеры – маломощные и ненадежной конструкции. Сварка броневых плит чрезвычайно грубая и небрежная.»

Вряд ли подобные результаты испытаний совместимы с понятием «лучший танк Второй мировой войны». А к лету 1942 года, после появления усовершенствованных «четвёрок» сошло на нет и преимущество Т-34 в артиллерии и бронировании. Более того, он начал уступать в этих ключевых компонентах своему основному противнику – «четвёрке» (и так и не наверстал это отставание до конца войны). «Пантеры и «тигры» же (как и специализированные САУ – истребители танков) вообще расправлялись с Т-34 легко и непринуждённо. Как и новые противотанковые орудия – 75- и 88-миллиметровые. Не говоря уже о кумулятивных снарядах «панцершреков» и «панцерфаустов».

В общем, не был, конечно, Т-34 лучшим танком Второй мировой. Он был танком в общем и целом приемлемым (хотя с лета 1942 года и уступавшим своим противникам практически во всех ключевых компонентах). Но танков этих было много (всего во время войны было выпущено более 52 000 Т-34). Что и предопределило итог войны, в которой выяснилось, что побеждает не тот, у кого лучшие воины, танки, самолёты, САУ и т.д., а у кого их в разы больше.

В общем, как обычно, завалили трупами и закидали железяками. Так и победили. А русские бабы ещё нарожают.

Читая название статьи, невольно возникает вопрос – зачем нужен такой стальной гигант? Разве вес определяет необходимость создания самого тяжелого танка в мире, чтобы он с отрывом лидировал в рейтингах, восхваляя конструкторов чудо-оружия, страну, способную организовать его производство, вложив в него колоссальные средства, мысли, труд тысяч людей. Конечно, это не так. На самом деле, вес лишь побочный, даже избыточный идеального оружия для сухопутного театра военных действий.

Уже первые бронированные машины, появившиеся на фронтах Первой мировой войны, поражали, даже ужасали своими огромными габаритами, весом. Как следствие, они были неповоротливы, имели малую проходимость, скорость, маневренность, что резко снижало их несомненные преимущества:

  • Защиту от стрелкового оружия, осколков снарядов.
  • Возможность прорвать оборону противника, пройдя через проволочные заграждения, преодолевая окопы, траншеи.
  • Сильное психологическое давление на солдат врага, теряющих самообладание, впадающих в панику при виде рукотворных железных чудовищ.

Большинство из них, исходя из колоссального веса чугуна, стали, пошедших на их изготовление, вполне могут претендовать на звание самого тяжелого танка. Но в силу часто гротескного вида, реальных военно-технических характеристик, неучастия в боевых действиях, несерийного, часто экспериментального производства вряд ли стоит рассматривать их в этом качестве.

Прошли годы, и к началу следующей войны за передел мира и еще более во время боевых действий конструкторы ведущих стран, учтя промахи, накопившийся опыт применения танков, изменили приоритеты для их создания. Теперь ими стали:

Увеличение толщины брони, новые мощные двигатели, бортовое вооружение с немалым боезапасом неизбежно увеличивали вес создаваемых тяжелых танков. Но иметь в войсках такие передвижные бронированные форты, способные буквально взломать оборону противника, открыв дорогу для пехоты, дорогого стоило в прямом и переносном смыслах. Поэтому Германия, СССР и примкнувшие к нему страны антигитлеровской коалиции немало сделали на этом поприще.

Бронированные исполины

Советский Союз, единственный из стран участниц войны, к 1940 году имел на вооружении тяжелый штурмовой танк КВ – «Климент Ворошилов» с боевой массой в 52 т. Это не удивительно, если посмотреть на его характеристики:

Всего было выпущено 204 таких тяжелых танка, почти все они были утеряны в боях 1941 году при сдерживании гитлеровского блицкрига.

Созданный в 1943 году ИС-2 при массе в 46 т, не претендовавший на звание самого тяжелого, стали позднее заслуженно называть «танком Победы». Его длинноствольная 122 мм пушка, надежное бронирование - 90 – 120 мм, высокая маневренность превосходили лучшие образцы германского вооружения, среди которых были:

Создаваемый во Франции сверхтяжелый танк TOG II, весящий 82,3 т, серийно до начала войны так и не начали выпускать. Великобритания тоже внесла свой небольшой вклад в конструирование подобной бронетехники. Лишь в 1944 году был размещен заказ на производство 25 экземпляров танка А-39 с массой, достигавшей 89 тонн, но в результате было изготовлено лишь 5 машин, и те после завершения войны.

Надо сказать, что французские и американские сверхтяжелые танки на самом деле по международной классификации были штурмовыми самоходными артиллерийскими установками – САУ прорыва, так как не имели вращающейся башни.

Самый тяжелый танк в мире, созданный во время Второй мировой войны, – это Pz.Kpfw VIII Maus с массой 188 т. В боях это бронированное чудовище не участвовало, к 1945 году было изготовлено две машины. Собранный из них выставочный экземпляр можно увидеть в Кубинке в Военно-историческом музее бронетехники. Сегодня этот принцип создания танков, как и само понятие ушли в историю. Современный танк берет не весом, а уникальным сочетанием новейших технологических разработок – материалов и систем.

КВ-1 — первый серийный тяж СССР

Однако сила советской армии была не только в тяжелых танках. Очень важную роль в сражениях играли средние танки, которых у СССР тоже было очень много, причем зачастую они превосходили зарубежные аналоги. Совершенно особую роль в войне сыграл , и его модификация Т-34-85. Этот танк был не только самым массовым, но и, по оценкам советских и зарубежных экспертов, самым лучшим танком Второй мировой войны.


Т-34 — главный танк Второй мировой

Было в СССР немало и легких танков, причем как довоенных, так и произведенных и разработанных уже во Вторую мировую. Правда, в этой войне легкие танки уже неспособны были справиться со многими задачами, однако при их грамотном использовании они оказывали серьезную поддержку пехоте. Из советских легких танков особенно выделялся , признанный одним из лучших легких танков того времени. Однако его было выпущено очень мало по многим причинам, и гораздо активнее Красной армией применялись Т-60 и Т-70.


Т-70 — советский легкий танк

Также стоит сказать о Т-37А, Т-38 и Т-40 – единственных во Второй мировой плавающих танках. К сожалению, в основном их применяли просто как легкие танки, хотя известны и случаи их применения по назначению, то есть для форсирования водных преград.


Также стоит отметить, что лишь у СССР и у Германии на вооружении состояли современные САУ.

В целом можно сказать, что во Вторую мировую СССР обладала самым обширным и, без сомнения, самым мощным танковым парком во всем мире. Кроме того, советские конструкторы очень быстро реагировали на усовершенствование вражеской техники, тут же выпуская новые, более прочные танки с увеличенной огневой мощью.

До Второй мировой Япония в основном только закупала и исследовала зарубежные танки. В 20-30-х годах было разработано несколько машин, однако Япония сильно отставала как от СССР и Германии, так и даже от США, да и танков здесь выпускалось совсем немного. Одной из наиболее совершенных машин был танк Чи-Хе и его модификация Чи-Ну. Также была создана САУ на базе Чи-Хе. Активно японцы применяли танки только против американцев, правда, безуспешно.


Танки Италии

Легкие Средние САУ
Carro CV3/33 – танкетка, практически идентичная британской Карден-Лойд; М-11/39; L40 – САУ на базе L6/40;

М-42 – САУ на базе М-13/40.

В начале 30-х годов у Италии не было развитой танковой промышленности и более-менее современных танков, однако такие танки были чрезвычайно нужны. Для их создания у будущих противников закупили танкетку МKVI, модернизировали ее и стали выпускать под именем С-V-29. Затем появились С-V-33 и С-V-35 (L3/35), которые назывались танками, но фактически были танкетками.

В 1939 году в производство запустили М11/39, годом позже — М13/30, а в ходе войны еще две машины — М14 и М15. Последние относили к классу средних танков, хотя фактически они были легкими.

В итоге в начале Второй мировой у итальянцев было около полутора тысяч танков, но их боевая мощность была чрезвычайно низкой. До капитуляции в 1943 итальянская промышленность выпустила 2300 машин, но в бою они были малоэффективны и применялись неумело, так что особой роли в сражениях не сыграли.

Танки других государств

Другие страны также активно участвовали во Второй мировой, однако своих танков у них в то время практически не было. Танки закупались у других стран и активно модернизировались.



Вверх