Туры окаянные или что такое овербукинг. Как российские авиакомпании используют овербукинг, и на что стоит рассчитывать пассажирам

Овербукинг – это ситуация, когда авиакомпания продала больше билетов, чем есть мест в самолете, в расчете на то, что некоторые из пассажиров по разным причинам не полетят. Впервые такую стратегию авиакомпании начали применять в 50-е годы после подсчетов маркетологов о том, что 10% пассажиров не являются на рейс. Обычно расчеты оказываются верными, но иногда, конечно, к вылету могут явиться абсолютно все купившие билеты пассажиры. Овербукинг может произойти и в случае, если самолет заменили на меньший по размеру, и если авиакомпании по каким-то причинам необходимо срочно перевезти других пассажиров (например, своих сотрудников – как в нашумевшем случае с United Airlines).

Снять с рейса пассажира могут принудительно (авиакомпания имеет на это право) или добровольно – пообещав компенсацию для добровольцев. Обычно в этом случае находятся те, кому несколько часов ожидания следующего рейса не принципиальны. В США таким образом снимают с рейсов 6 пассажиров из 10 000 (0,06%).

Как не попасть под овербукинг?

Проще всего заранее онлайн. В этом случае вероятность того, что тебе не достанется места в салоне, минимальна. Если ты по каким-либо причинам предпочитаешь регистрироваться в аэропорту, то тоже приезжай заранее, а не к самому окончанию регистрации. Иногда может помочь твое участие в программах лояльности. Также на всякий случай запиши себе телефон авиакомпании для оперативного решения возникающих вопросов.

Что делать, если тебе не хватило места?

Ты можешь оформить вынужденный возврат билета или улететь другим рейсом, предложенным авикомпанией. Проследи, чтобы на твоем билете поставили отметку об отказе в регистрации на рейс из-за нехватки мест по вине авиакомпании (а если оформляешь возврат билета – что билет принят к возврату без штрафа), сохраняй посадочный талон, новый билет и все чеки за еду и ночевку.

Тебе положен билет на другой рейс до твоего пункта назначения, иногда (если следующий рейс будет еще нескоро) – талоны на еду и ночлег в гостинице. Также компания может предложить тебе бонус в виде денежной компенсации (в Европе и США € 125 – 600) или ваучера на другой полет (если соглашаешься на ваучер, изучи условия и даты его использования). Если следующий рейс будет ниже классом, тебе должны вернуть разницу в стоимости (все подробности о твоих правах ). В России (и Беларуси) обязательной компенсации пассажиру в случае овербукинга еще нет – поправки в законодательство, которые защитят пассажиров, еще не приняты. Пока ситуация овербукинга рассматривается как форс-мажорные обстоятельства.

Есть вариант не соглашаться сойти с рейса добровольно, а если тебя заставят это сделать принудительно, получить компенсацию, которая будет больше, чем та, что авиакомпания предлагает для добровольцев. С помощью онлайн-сервисов ты можешь проверить, попадает ли твой случай под вероятность компенсации, загрузить все документы и отправить заявку (для примера – или Compensair). Можешь довести дело и до суда: гражданин любой страны имеет право на компенсацию, если самолет взлетел или приземлился в аэропорту одной из стран Евросоюза – главное, чтобы издержки были в итоге меньше, чем твоя возможная компенсация.

Овербукинг - когда пассажиров больше, чем билетов

Каждый путешественник должен помнить, что авиакомпании обычно продают билетов больше, чем мест в салонах. Это значит если билет у вас на руках, то все равно можно не улететь своим рейсом. Как бороться с овербукингом и повернуть ситуацию в свою пользу?

Овербукинг часто связан с тем, что некоторые пассажиры, приобретая билет по самому низкому тарифу, иногда попросту не являются на свой рейс по личным причинам. Дешевые билеты сдавать не имеет смысла, поскольку их стоимость не возмещается. А зачастую билет в две стороны оказывается дешевле билета в один конец – это приводит к тому, что один из рейсов оказывается неиспользованным. Многие авиакомпании считают нецелесообразным иметь пустующие места в самолетах, потому и задействуют овербукинг – на всякий случай продают больше билетов, чем имеется мест в самолете.

В результате вы можете оказаться у стойки регистрации в кругу желающих улететь, которых будет больше, нежели мест в готовящемся к вылету самолете. В качестве варианта сотрудники авиакомпании могут попробовать найти добровольцев, которые согласятся дождаться следующего вылета в обмен на разнообразные бонусы. Но если таковых не найдется или их будет недостаточно, то отказ в посадке на рейс получат зарегистрировавшиеся в последнюю очередь.

Если обобщить все случаи избыточных продаж, то можно отметить, что овербукинг случается по двум основным причинам.

Во-первых, это «плановый» овербукинг. Как и всякий бизнес, туризм стремится к максимальной прибыльности и 100-процентной загрузке. Статистика любой авиакомпании убедительно доказывает, что даже если ты распродашься полностью, свободные места все равно в итоге образуются: кто-то из клиентов не явится, кто-то перенесет отдых на другую дату. Менеджеры авиакомпаний не любят об этом распространяться, но, владея статистикой по такому критерию, как «не явился», они почти постоянно продают несколько мест на рейс сверх имеющихся в наличии фактически. Почти все авиаперевозчики не брезгуют такими подходами. Если прямо перед вылетом появится человек, которому нужно лететь «хоть кровь из носу», в то время как рейс полностью распродан, билет ему, скорее всего, продадут - причем, по самому дорогому тарифу. А потом объявят перед стойкой регистрации: те из пассажиров «эконом-класса», которые согласятся лететь следующим рейсом, получат бонус.


Во-вторых, овербукинг бывает «ситуативным». Это когда из-за какой-нибудь поломки авиакомпания ставит на рейс вместо одного самолета с компоновкой на 250 кресел другой, но уже с компоновкой, к примеру, в 210 мест. «Лишние» пассажиры вынуждены остаться за бортом. В таких случаях масштабы неприятностей для пострадавших больше, а уровень неразберихи выше. И пока проблема решается, можно натерпеться отменного лиха, просидев на чемоданах немало часов, обхватив голову руками, - до тех пор, пока соответствующие лица решат, что же с вами делать.

Однако, с несчастливым билетом под названием «овербукинг» можно бороться. В первую очередь необходимо добиться восстановления ваших попранных потребительских прав и, на случай дальнейших разбирательств, задокументировать все факты такого попрания.


Естественно, что перевозчики несут определенную ответственность перед своими клиентами и практика овербукинга далеко не всегда остается безнаказанной. Вполне нормально, что если вы против своей воли не попадаете на борт, то вам положена компенсация. Сумма ее зависит от того, насколько долго вы просидите в аэропорту до следующего рейса, а также от расстояния до места назначения.

Общая информация по этому поводу такова:

    Для всех авиакомпаний, зарегистрированных в ЕС, и для всех остальных, выполняющих рейсы из аэропортов, расположенных на территории ЕС, компенсации следующие: для полетов на расстояние до 1 500 км - 125 евро, если задержка в аэропорту меньше 2 часов, и 250 евро, если больше; 1 500–3 500 км - 200 евро, если задержка меньше 3 часов, и 400 евро, если больше; и наконец, 300 евро для полетов на расстояние более 3 500 км, если задержка меньше 4 часов, и 600 евро в случае более длительного ожидания.

    В случае понижения класса обслуживания в ЕС при полетах до 1 500 км вам обязаны вернуть 25% стоимости билета, 1 500– 3 500 км - 50, более 3 500 км - все 75%.

    В США законодательство более либерально по отношению к авиакомпаниям: если вас держат в аэропорту менее часа, компенсация вообще не полагается, если длится менее 2 часов (для международных полетов - до 4 часов), вам должны выплатить $200, в прочих случаях вы получаете $400.

Разумеется, выплатив компенсацию, авиакомпания не освобождается от обязательств доставить вас ближайшим рейсом, кроме того, вы можете просто потребовать назад деньги за билет или - при рейсе с пересадкой - вернуться к месту начала путешествия. Также требуйте оплату связи, талоны на еду и - при длительной задержке - бесплатный номер в гостинице.

Опытные путешественники отмечают, что ситуацию с овербукингом иногда можно обернуть в свою пользу: добровольно отказавшись от посадки, можно получить даже больше, чем стандартную компенсацию. И если вы озадачены именно такой целью, тогда вам пригодятся следующие советы:

    Выбирайте популярные направления и в самый горячий сезон. Желательно, чтобы в этот день рейсов по данному направлению было несколько, тогда на ваш самолет будут сажать непоместившихся пассажиров с предыдущих рейсов - и вероятность овербукинга каждого последующего вылета будет возрастать. А у вас появится возможность промахнуться мимо нескольких рейсов за один день, получая бонусы за каждый.

    Приходите на регистрацию раньше всех и сразу просите включить вас первым в список добровольцев, отказывающихся от посадки в случае овербукинга.

    Когда придет час расплаты, торгуйтесь. Требуйте, чтобы вам выдали ваучер на премиальный полет, причем на большую сумму, чем компенсация за задержку - компании выгодней расплатиться с вами собственным же билетом, нежели живыми деньгами. Другой приятный бонус - повышение класса обслуживания.

    Заранее договаривайтесь о бесплатном питании, телефонных звонках и гостинице, если она требуется, - в случае вашего добровольного отказа от полета у авиакомпании нет перед вами никаких обязательств.


И все же овербукинг чаще всего доставляет реальные неудобства, нежели материальные выгоды. Потому незаменимая памятка для жертв овербукинга состоит из двух частей под условным названием «туда и обратно».

Когда вам при наличии билета отказывают в вылете, нужно поставить в билет на стойке регистрации отметку, которая удостоверит, что вам отказано в регистрации по причине отсутствия мест на рейсе. Далее возможны варианты. Если рейс регулярный, то авиакомпания должна вернуть стоимость билета или предложить альтернативный вариант вылета. Западные авиакомпании часто готовы еще и выплатить компенсацию за причиненное неудобство.

Если рейс чартерный и авиаперелет входит в состав вашего турпакета, то, скорее всего, сотрудники авиакомпании предложат вам обратиться за решением проблемы в «свою» турфирму. Турфирме все эти овербукинги тоже как кусок мяса на вегетарианском блюде. В принципе, вы можете расторгнуть договор и потребовать возврата денег за всю путевку. Это максимально невыгодный для турбизнесменов вариант, особенно если ваша путевка достаточно дорогая, поэтому турфирма постарается придумать что-нибудь, чтобы все-таки отправить вас в поездку другим рейсом.

Проблемы с авиаперелетом могут возникнуть и при возвращении. Овербукинг может настичь вас в аэропорту уже при вылете домой. При неблагоприятном развитии событий принимающая сторона либо самоустраняется (она ведь уже формально выполнила свои обязательства и привезла вас в аэропорт), либо втягивается в длительные переговоры по телефону с российским партнером, требуя от него гарантий, что тот оплатит новые билеты и ваше проживание в ожидании следующего рейса. В худшем случае вам придется решать все проблемы за счет собственного кармана - опять-таки, по ходу дела собирая бумажки, подтверждающие ваши расходы, чтобы предъявить их потом по возвращении турфирме. Тут плохо то, что подтвердить факт приобретения новых билетов можно не всегда, особенно в странах третьего мира. Вы нервничаете, находите в аэропорту непонятных людей, которые непонятным образом выписывают вам билет или подсаживают на свободные места на ближайший рейс («Чеков мы не выдаем!»)

И вот вы уже на борту по дороге домой. Но доказать потом, сколько вам это стоило, невозможно. А с турфирмы - полюбовно или по суду - пострадавшему от овербукинга гражданину удастся взыскать только те расходы, которые он сможет доказать документально.

Одно из средств от овербукинга, работающих наиболее эффективно, заключается в том, чтобы являться на регистрацию в числе первых пассажиров. И, пожалуй, пока это – единственное гарантированное средство не вытянуть несчастливый билет.

Николай Нечаев

Наказание за овербукинг September 23rd, 2017

Людям, кто далёк от перелётов возможно не понятно, что такое этот овербукинг.

Дословно — перебронирование. Ситуация, когда на рейс пытаются зарегистрироваться больше пассажиров, чем может вместить самолет. Самая популярная причина овербукинга — авиакомпания продает больше билетов, чем было мест на рейсе. Иногда овербукинг возникает, если самолет по каким-то причинам меняют на меньший. В обоих случаях какой-то части пассажиров приходится пропускать рейс.

Что? И это в наше современное время информационных технологий, быстрого интернета и прогресса. Кто-то не может пользоваться статистикой и делать плановые расчёты? Или причина кроется в банальном и очевидном?

Ах да, всё дело в деньгах и прибыли.

Почему авиакомпании продают больше билетов, чем вмещает самолет? Чтобы увеличить прибыль. Едва ли не на каждый рейс несколько человек, купивших билет, не приходят — по разным причинам. Естественно, авиакомпаниям выгоднее, чтобы самолеты летали полными. То есть вашу покупку кому-то еще перепродают. Хорошо, что у самолётов есть своя специфика. При которой трудно брать попутчиков по дороге и получать кеш в обход кассы. Но может вы видели стоячих пассажиров в салоне самолётов? Это тогда прямое доказательство овербукинга и нечестной политики авиаперевозчика.

Почему пассажиры должны страдать из-за алчности авиакомпаний?

Не должны. Именно поэтому авиакомпании, как правило, пытаются минимизировать проблемы пассажира. Во-первых, как можно скорее доставить пострадавшего к месту назначения (ближайшим самолетом, в котором есть места — пусть даже это авиакомпания-конкурент). Во-вторых, возместить все связанные с задержкой затраты (например, на еду и номер в гостинице). В-третьих, как-то дополнительно компенсировать пассажиру потерю времени и нервотрепку — деньгами или бонусом (скажем, ваучером на полет).

Сейчас российские авиакомпании не применяют овербукинг?

Применяют, но не все. Например, в «Трансаэро» запрещена продажа лишних билетов. В законодательстве эта практика четко не прописана. В «Аэрофлоте» говорят, что сейчас законы фактически приравнивают овербукинг к мошенничеству. Эта компания давно применяет овербукинг, именно она и предложила внести поправки в законодательство. Юристы объясняют, что дело о мошенничестве могут возбудить, если компания не предупреждает о перебронировании и не предлагает компенсации.

Иностранные авиакомпании применяют овербукинг?

Да, очень многие. Правила прописаны в документах Международной ассоциации воздушного транспорта, которая объединяет крупнейших перевозчиков. Во многих странах (например, в Евросоюзе и США) это совершенно легальная практика — законы достаточно детально объясняют, на что имеют право пассажиры, пострадавшие от овербукинга.

Как решается, кто не полетит?

По-разному. Например, в США персонал авиакомпании обязан сперва попытаться найти добровольцев, которые согласятся полететь другим рейсом за компенсацию — деньги, ваучер на другой перелет и т. п. Обычно находятся те, кому время вылета не слишком важно. Если добровольцев нет, компания должна сама решить, кого оставить — критерии бывают разные: например, преимущество дают тем, кто купил более дорогой билет или раньше зарегистрировался. В Евросоюзе похожая система, но явно оговорено преимущество людей с ограниченными возможностями и сопровождающих.

Какие компенсации платят в США и Евросоюзе пострадавшим от овербукинга?

Приличные. Пассажиры американских авиакомпаний, которых доставили к месту назначения на час позже запланированного, имеют право на двукратную компенсацию полета в один конец (но не более $650). Если полет совершает международная авиакомпания, дается два часа. При более сильном опоздании компенсации выше. Авиакомпании стран Евросоюза в случае овербукинга должны заплатить пострадавшему пассажиру по меньшей мере 125 евро — даже если сумела отправить его другим рейсом с похожим временем прилета. Выплаты зависят от расстояния — чем дальше перелет, тем больше компенсация. Максимум — 600 евро.

Как защититься от овербукинга?

Регистрируйтесь на рейс как можно раньше. Приезжайте в аэропорт вовремя — в случае опоздания авиакомпания может отказаться компенсировать потери.

Каков шанс стать жертвой овербукинга?

Небольшой. Например, в 2013 году шанс попасть под овербукинг на внутренних рейсах США составил 0,08% (подсчет «Медузы» на основе данных департамента транспорта). Общих данных о российских и европейских авиакомпаниях мы не нашли. Из публикаций СМИ следует, что шанс пострадать от овербукинга редко превышает 1%.

"Справедливая Россия" подготовила проект закона, который обяжет авиакомпанию вернуть пассажиру десятикратную стоимость билета, если он не сможет улететь из-за овербукинга, пишет "Парламентская газета".

"Авиакомпании подсчитали, что примерно 7-10 процентов пассажиров, как правило, опаздывают или отказываются лететь… вот перевозчики и пускаются на ухищрение: продают дополнительные билеты, чтобы заработать побольше денег", — пояснил Ананских, добавив, что многие авиакомпании продают больше билетов, чем мест на борту.

Глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников согласился, что авиакомпании должны нести ответственность за овербукинг, однако сумма штрафа должна быть экономически обоснована, а не "взята с потолка".

В 2015 году Минтранс разработал законопроект, разрешающий овербукинг — продажу большего числа билетов, чем мест в самолете. Планировалось, что документ вступит в силу к лету 2016 года, однако в июне 2017-го глава Минтранса Максим Соколов заявил, что вопроса о законодательном разрешении овербукинга в повестке дня пока нет.

Кто сталкивался с проблемой овербукинга на своём примере?

Источники:

В России обсуждается возможность принятия закона об овербукинге. Если точнее, вероятно, в ближайшем будущем овербукинг будет разделен на добровольный и вынужденный. В настоящее время такая перспектива представляет собой только предложением Минтранса. Однако, если законопроект найдет поддержку, то он будет отражен в Федеральных авиационных правилах.

Что же такое овербукинг?

Для тех, кто хотя бы немного знаком с английским, понятно, что буквально, это сверх-бронирование. То есть, этот термин обозначает ситуацию, когда на одно место продано два или более авиабилетов. Но пугаться не нужно, давайте разберемся во всем более тщательно.

Авиакомпании располагают точной статистикой отказов от перелета по каждому рейсу и направлению. На основании этих данных можно сделать выводы, когда пассажир рискует оказаться на борту лишним, а когда овербукинг вполне допустим. Если сотрудники авиакомпании достаточно профессиональны и опытны, чтобы грамотно управлять рисками, то вынужденные отказы будут сведены к минимуму - один на 10 000 рейсов. Но указанная статистика не включает в себя добровольные отказы, то есть, согласие пассажира подождать следующий авиарейс. А в качестве компенсации за ожидание получить приятный бонус, например, повышение класса обслуживания. Такая практика нашла широкое применение за рубежом, на тех маршрутах, где самолеты отправляются каждые два-три часа.

Минтранс предлагает узаконить овербукинг в России, поскольку до сих пор он не регулируется, но, фактически, существует. То есть, сейчас пассажиры, оказавшиеся «лишними» законодательно никак не защищены. Но при этом, они, разумеется, вправе требовать компенсацию, в том числе, в судебном порядке.

Что касается условий добровольного отказа, Минтранс считает, что размер компенсации должен быть не меньше стоимости самого авиабилета. При этом, авиакомпания не избавляется от других обязательств перед пассажиром, актуальных при отмене или задержке рейса. То есть, компания также будет обязана предоставить питание, трансфер, жилье и т.д.

Кроме того, некоторые категории пассажиров вошли в список, к которым не применим овербукинг. Это беременные женщины, инвалиды и пассажиры с детьми. А также пассажиры, совершающие перелет стыковочным рейсам. Ни тех, ни других авиакомпания не будет иметь права ссадить с рейса с предложением подождать следующего.

На самом деле, права пассажиров прописаны Минтрансом довольно слабо. Есть много моментов, которые придется дорабатывать или менять. Но, пожалуй, законодательно закрепленные нормы все же хоть как-то урегулируют ситуацию. Поскольку, и сейчас российские авиакомпании вполне успешно продают лишние авиабилеты, мотивируя в случае чего сложившуюся ситуацию техническим сбоем. За рубежом, например, многие авиакомпании перед рейсом честно объявляют, что билетов продано больше, чем мест и спрашивают, кто согласен подождать следующего вылета.

Так что, в каких-то случаях, если вы не особенно торопитесь, овербукинг может стать приятным дополнением путешествия, если будет закреплен законодательно. Авиакомпания компенсирует задержку, предоставит отель и питание. Вам останется только погулять по городу, осмотреть достопримечательности, если повезет и будет достаточно времени для следующего рейса. Чтобы, напротив, исключить риск попадания в овербукинг, старайтесь всегда регистрироваться онлайн. Либо, если нет такой возможности, приезжать на регистрацию в числе первых пассажиров.

UPD от 14.01.2016 . Закон об овербукинге будет принят не ранее 2017 года. К такому выводу пришли в результате очередного обсуждения законопроекта в Министерстве Транспорта.

Авиабилеты из Москвы

Куда Дата вылета Дата возвращения Авиакомпания Найти билет

Адлер

Барселона

Бангкок

Дубай

Пхукет

Стамбул

Париж

Улица Гоголя,

Третий подъезд.
- Нет,- отвечают,-
В гостинице мест.

Улица Пестеля,
Первый подъезд.
- Нет,- отвечают,-
В гостинице мест.

Площадь Восстания,
Пятый подъезд.
- Нет,- отвечают,-
В гостинице мест.

С. Я. Маршак

Представьте себе невероятное: этим летом вам подарили путевку в Доминиканскую Республику. И вот вы приземляетесь в Санто-Доминго. Комфортабельный лимузин ждет вас у выхода из аэропорта, а через какие-нибудь два часа вы уже на побережье. Просторный холл отеля, красавицы мулатки за стойкой регистрации. Вы достаете паспорт и мысленно откупориваете бутылку красного вина, погружаясь в прохладную воду ванной. Мулатки зачарованно пожирают вас глазами. Присев на бутоны их собранных в лотосы пальцев, ваш паспорт, подобно бабочке, бережно раскрывает крылья. Вдруг смуглые веки мулаток опускаются, в холле повисает предчувствие беды, а чьи-то сочные, пунцовые губы шепотом произносят незнакомое, и потому страшное слово: «овербукинг».

Овербукинг

Если бы вместо обычных людей в службе бронирования отелей работали роботы, никаких овербукингов не было бы и в помине, потому что главными причинами всех овербукингов мира являются две человеческие слабости: глупость и жадность. Конечно, многие процессы в отелях автоматизированы уже сейчас. К примеру, на сегодняшний день в большинстве гостиниц используются программы для управления номерным фондом и процессом резервации, позволяющие создавать и обновлять брони, предоставлять информацию о наличии номеров, вносить заявки в листы ожидания и выполнять еще сотню важнейших операций. Однако даже умные программы не смогут защитить вашу бронь, если за дело возьмутся «две сестры, два создания нежных»: Жадность и Глупость человека разумного, хорошо считающего деньги.

За исключением редких форс-мажорных ситуаций, в нормальной жизни овербукинг происходит при соблюдении двух единовременно возникших условий: периода повышенного спроса и внезапной неразумности отеля. Стремясь заработать на пиковых датах максимально возможное количество денег, отель подтверждает туроператорам рискованно большое количество заявок (например, даже в спешке сбывая горящие туры). Иногда такие действия могут быть оправданы опытом предыдущих заездов. Иногда, но далеко не всегда.

Как показывает статистика, около пяти процентов подтвержденных отелем заявок всегда аннулируются после даты заселения: люди опаздывают на самолет, жена туриста сбегает с любовником, дети начинают температурить, а босс требует срочно явиться в офис. Тем не менее, цифра «около пяти процентов» каждым отелем может трактоваться по-своему.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Первые шаги

Считается, что непутевое дитя овербукинга родилось на свет и научилось ходить более пятидесяти лет тому назад в США. В то время авиакомпании США в борьбе за клиентуру придумали хитрый маркетинговый ход: любой опоздавший на рейс мог получить все уплаченные за билет деньги назад с точностью до последнего цента. Стоит отметить, что этот трюк действительно увеличил количество продаваемых авиакомпаниями билетов. Тем не менее, подсчитав, сколько денег приходится возвращать тем пассажирам, которые услугой не воспользовались, воротилы воздушного транспорта призадумались. И, после недолгих раздумий, придумали продавать билеты, не обеспеченные местами в самолете. В расчете на то, что на каждый рейс обычно опаздывают не менее десяти процентов купивших билеты пассажиров. Так, с легкой руки владельцев воздушных судов, в туризме началась новая эра: эра принудительного отказа от предоставления услуг по причине непомерной Жадности. А потом за дело взялась еще и Глупость.

Со временем привлекательную стратегию овербукинга освоили не только все авиакомпании мира, но и конторы по прокату автомобилей, компании, продающие речные круизы и, разумеется, отели . Причем по неизвестным причинам именно отели научились овербукингу лучше других, взяв за правило продавать в пиковые даты вдвое больше комнат, чем может им позволить собственный номерной фонд. К сожалению, такие ситуации не редки и сейчас. Происходят они большей частью из-за технической отсталости отеля, когда брони регистрируются не в автоматизированной системе управления номерным фондом, а в толстых бумажных журналах, более похожих на древние амбарные книги. Впрочем, бывает и так, что тяжелейший овербукинг случается по вине конкретного человека. Как правило, в отеле это происходит по вине генерального менеджера, старающегося быть хорошим для всех туроператоров . Такой генеральный менеджер подписывает выделение комнат, не задумываясь. И только потом, за день до заезда, он хватается за голову и телефонную трубку, умоляя туроператора аннулировать половину сделанных ранее бронирований. Но не всегда виноватым оказывается только генеральный менеджер. Иногда овербукинг может спровоцировать запуганный бухгалтерией фронт-офис менеджер, для которого одна свободная комната в пиковые даты страшнее холеры и сотни разъяренных туристов в лобби, потому что в критической ситуации и фронт-офис менеджер, и управляющий отелем могут спокойно отсиживаться в своем кабинете. Еще бы! Ведь из прохладной тиши офиса так удобно наблюдать, как мечутся за стойкой регистрации вспотевшие рядовые сотрудники.

Туры окаянные

К нашему с вами всеобщему несчастью, в России и странах СНГ от ситуации овербукинга пока не застрахован ни один турист. Все дело в том, что европейские туроператоры заставляют отели подписывать свои, составленные собственными ушлыми сотрудниками юридического отдела контракты. В этих контрактах черным по белому прописаны размеры штрафных санкций за любые намеки на ситуацию овербукинга. Российские же туроператоры в большинстве своем подписывают те договоры, которые предлагают им сами отели. При подписании таких контрактов туроператоры уделяют повышенное внимание стоимости комнат, санкциям за аннуляцию броней и количеству выделенных им номеров. Условия же переселения туристов или вопросы денежной компенсации в случае возникновения ситуации овербукинга в таких контрактах обычно не упоминаются всуе. Поэтому при любых овербукинговых раскладах европейские туристы будут той самой священной коровой, резать которую побоится любой, даже самый отпетый отель. Впрочем, справедливости ради я отмечу, что туристы российских туроператоров тоже не будут первыми в очереди на переселение.

Первыми переселять начнут тех, с кем отелю не страшно испортить отношения: прямые брони от туристов, едущих в отель первый раз. Если избавление от таких туристов не принесет желаемого облегчения, следующими в очереди на вылет станут так называемые недобросовестные бронирования: неоплаченные резервации и брони без конкретных имен туристов, сделанные для того, чтобы блокировать комнаты в надежде на будущие продажи. Если и это не поможет, тогда отель начинает в одностороннем порядке аннулировать оплаченные брони тех туроператоров, которых он сам считает второстепенными. Такими туроператорами отели обычно называют компании, не обеспечивающие основную загрузку: фирмы, присылающие менее сотни бронирований за сезон. Однако часто бывает так, что все вышеперечисленные меры не помогают. И тогда начинается страшное.

Я хорошо помню жуткие ситуации, когда отели на юге острова Пхукет , расположенные на популярных пляжах Ката-Яй и Ката-Ной, умудрялись подтвердить вдвое больше номеров, чем было у них в наличии. Разумеется, при таком радикальном овербукинге обычными полумерами спасти положение было невозможно. Поэтому отельные фронт-офис менеджеры хладнокровно делили на два количество ранее подтвержденных и уже оплаченных комнат, цинично заявляя российским туроператорам: «У вас есть оплаченная квота из сорока номеров, двадцать из них мы забираем. Подумайте, кого из туристов вы сможете своими силами поселить в другие отели и пришлите окончательный список подлежащих к заселению туристов с учетом аннуляции части вашей квоты». Да, бывает и такое. А теперь представьте себе кошмар туроператоров, у которых внезапно больше сотни туристов в один момент оказались выброшенными на улицу. Представьте и ужаснитесь.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



Модель для разборки

Самое неприятное в овербукинге то, что в некоторых отелях он зачастую принимает характер хронической болезни с рецидивами каждый сезон. Разумеется, лучшим решением для вас было бы просто не ездить в такие отели, но весь парадокс овербукинга кроется в том, что происходит он в отелях, которые более или менее популярны у туристов. Поэтому, если стопроцентно обезопасить себя от этого бедствия у вас вряд ли получится, можно хотя бы попробовать к нему подготовиться. Сделать это довольно просто: необходимо лишь дочитать до конца эту статью и запомнить перечисленные ниже три основные правила поведения в ситуации овербукинга. И потом следовать этим правилам. Или не следовать.

Правило 1: Давите на жалость

Пусть кажется, что фронт-офис менеджер только вчера слез с пальмы или спилил себе рога и копыта ржавым напильником. Не обращайте на это никакого внимания. Для вас этот человек - первый возможный союзник. Что бы там ни говорили сотрудники гостиницы насчет отсутствия свободных номеров, знайте: номера есть. Просто они записаны на чужие фамилии. И все, что требуется от фронт-офис менеджера - это внести в систему ваши фамилии и удалить из системы чужие, ненужные. Только и всего. Просто так фронт-офис менеджер делать это не станет. Не станет он делать этого и за деньги. Тем не менее, это чудовище, изрыгающее пламя за стойкой регистрации, может поселить вас из обычного чувства сострадания.

Поэтому если вы случайно взяли с собой в дорогу орущих маленьких детей или стареньких бабушек, страдающих гипертонией и диабетом, не стесняйтесь предъявить ваши сокровища у стойки регистрации и в красках описать ужасающие последствия отказа расселить вашу милую семейку. Для верности можете также пожаловаться на близкое к обмороку состояние и попросить вызвать скорую помощь за счет отеля. Уверяю вас, результат не заставит себя ждать: имеющий сердце фронт-офис менеджер да распахнет свои гостеприимные объятия и да примет вас с почтением «в светлые чертоги своя»!

Правило 2: Ищите соратников по несчастью

Впрочем, может так случиться, что в отеле, где вас отказываются поселить, прием «давите на жалость» был уже многократно использован другими, более ранними путешественниками. Что ж, для вас есть иные способы. Если «Правило 1» по каким-то причинам не сработало, немедленно начинайте вербовку соратников по несчастью. Да будет вам известно, что групповые претензии действуют на повинный отель и неповинного туроператора так же, как несанкционированные акции протеста на власти города Москвы. То есть очень раздражающе. И первая мысль, которая одновременно придет в голову и отелю, и туроператору, будет светлая идея на тему «как же нам побыстрее успокоить эту банду распоясавшихся туристов с большой дороги». Ну а вам такие идеи только на руку!

Чтобы серьезность ваших намерений стала понятна с самого начала, вы можете попытаться захватить в отеле стратегически важные объекты: кухню и тот самый фронт-офис. Можно также попробовать блокировать стойку регистрации гостей, ибо кухня, фронт-офис и стойка регистрации есть сердце, печень и легкие любого отеля, без нормальной работы которых любой отель ждет неминуемый коллапс.

Конечно, я должен вас предупредить, что варианты с самовольным захватом стойки регистрации могут окончиться заключением под стражу в совершенно незнакомой вам стране. Могут, но вряд ли закончатся. Скажу вам по секрету: отели до потери сознания боятся скандалов, и потому вызовут полицию только в том случае, если вы начнете громить кухонное оборудование и грабить вновь приезжающих туристов. Во всех остальных случаях менеджмент попытается удовлетворить ваши претензии самым мирным путем.

Правило 3: Собирайте доказательства

Тем не менее, может произойти и такой вопиющий факт, при котором вы окажетесь после долгого перелета у стойки регистрации в одиночестве, без группы поддержки и смешных плачущих деток. В этом случае, получив отказ в заселении по причине овербукинга, вам придется призывать в помощники отправившую вас турфирму и принявшего вас туроператора. Вы удивитесь, узнав, насколько полезными могут быть представители туроператора, не меньше вас заинтересованные в том, чтобы у вас все было в порядке.

Ну а если вдруг и турфирма, и туроператор откажутся вам помогать, начинайте действовать самостоятельно. Скрупулезно собирайте все бумаги, подтверждающие ваше проживание в другом отеле. Фотографируйте обнаруженные недостатки номеров и территории. Подтверждайте фотографии показаниями свидетелей, если таковые найдутся. Готовьтесь к долгому судебному процессу, в результате которого вам, возможно, компенсируют ваши моральные страдания суммой в пять тысяч рублей. Ну и примите мои соболезнования: видимо, раз от вас все отказались, в этот раз вам просто невероятно крупно не повезло. Или же, как вариант, вы очень, очень, очень противный турист, для которого любая поездка станет «окаянным туром». Хотя я искренне верю, что таких туристов на нашей планете уже почти не осталось.



Вверх