Торговля и торговые отношения в древней руси

В. К. Калугин

Как торговали в Древней Руси? //
Калугин, Валерий Константинович. Вселенский базар:
Книга о рынках, базарах и ярмарках, их истории и многообразии. - СПб.: КультИнформПресс, 1998. - С. 73 – 84.

ТОРГОВЛЯ русских купцов в XVI – XVII веках испытывала всяческое стеснение. Стеснял ее царь – правом «первой купли», введением монополий и собственной широкой торговой деятельностью. Стесняли ее царские гости , пользовавшиеся своими привилегиями для притеснения рядовых купцов. Стесняли ее, наконец, иностранцы, продававшие и покупавшие товары, перебивая торговлю у русских купцов. Бороться с царем, «первым торговцем», а также с его гостями рядовые купцы, естественно, не могли. Гораздо легче им было потягаться силой с иностранцами, которые являлись в то же время иноверцами. Здесь на стороне «наших» было и общее недоверие к иноплеменникам (неизжитое до сих пор!), и сочувствие со стороны церкви, а если отечественным торговцам удавалось убедить и высшую власть в том, что образ действия иностранцев наносит ущерб казне, сокращая ее доходы, – тогда поддержка была им обеспечена.

Конечно, государственные интересы не позволяли вовсе отказаться от иноземной торговли в России, в опасении, как бы не вышло «оттого с немецкими государствами у московского государства нелюбья». Таким образом, приходилось соблюдать определенный этикет и избегать крутых мер, «чтоб тем иноземцев заморских не отогнать». Даже лишив англичан права беспошлинной торговли в 1649 году, царь Алексей Михайлович поспешил обиженных успокоить: мол, «в тех пошлинах им убытку не будет, потому что они все те пошлины наложат на свои товары и продадут те свои товары русским торговым людям, и пошлины их будут на русских торговых людях, а не на них, англичанах». Но, с другой стороны, московскому правительству было ясно, что даже при значительных ограничениях иноземцы все же извлекают огромную прибыль из торговли с Россией и слишком в ней заинтересованы, чтобы от этой торговли отказаться. На стороне правительства было и старинное гостиное право, за которое ратовали русские купцы.

В результате возник ряд постановлений, которые, с одной стороны, действия иностранцев как-то ограничивали, но, с другой, осуществлялись далеко не полностью. Порой иноземцы бунтовали против «неудобных» указов, а правительство смотрело на это сквозь пальцы или тут же вносило в указы поправки.

О ЧЕМ шел спор? К примеру, русские купцы протестовали против торговли иностранцами в розницу: так было в Полоцком княжестве еще в 1406 году. Затем потребовали от них еще большего: закупку товаров по мелочам тоже не производить, а в деревню со своей куплей-продажей вообще не соваться! То же происходило и в Московском государстве.

Даже англичане, пользовавшиеся особыми привилегиями, добились для себя «розничных» льгот лишь в грамоте 1567 года. Однако позднее, в привилегии 1584 года, говорилось, что они «нарочно своих товаров и врозвес и в аршин на своем дворе не продают, не меняют, а продают и меняют свои товары местным делом (то есть оптом. – В. К): сукна кипами и поставы и камки и бархаты поставцы, а не в аршин, а всякой весчей товар врозвес, в золотники не продают, а продают местным делом, а вино фряжское продают куфами (бочками. – В. К), а в ведра и в стопы, и в чарки врознь не продают». То же почти дословно повторяется в английских привилегиях и в 1586-м, и в 1614-м, и в 1628-м... Там же можно прочитать об обязанности продавать и менять сукна кипами и поставами, камки (шелковые ткани) и бархаты косяками и поставцами, но не аршинами, весчий товар берковцами, вина иностранные бочками большими...

Что же касается поляков, то им, имевшим доступ во все русские города, однажды вдруг запретили ездить в «царствующую Москву». Видно, припомнили власти полякам 1612 год! Вот и указ от 16 октября 1672 года установил торговым людям «коруны Польской и княжества Литовского... торговать на Москве отнюдь давать не велеть, а торговать им в порубежных городех...» Впрочем, скоро Государь Московский смилостивился: «Великий Государь указал и бояре приговорили: буде впредь из-за литовского рубежа купецкие люди с товары, для своих торговых промыслов, учнут приезжать к Москве, и им торговать до его Великого Государя указу, повольною торговлею, кроме заповедных товаров, табаку и вина».

В Новоторговом уставе 1667 года говорится: «От города Архангельского и из Великого Новгорода и Пскова пропущать к Москве и в иные городы тех иноземцев, у которых будут Великого Государя жалованные грамоты о торгах за красной печатью, прочих же иноземцев к Москве и в иные городы не пропущать, торговать им у города Архангельского и во Пскове».

Однако, повторяю, эти постановления чаще всего отменялись или бездействовали, так что иностранцы не в одних лишь «порубежных городах» владели торговыми подворьями. Тут принцип был строг: иноземные купцы обязывались останавливаться в специально устроенных для того казенных гостиных дворах. Это правило было введено еще при Иване III: «А ставятся гости с товаром и иноземцы и из московские земли и из уделов на гостиных дворех» – и распространялось оно не только на иноземцев, но также и на приезжих русских купцов.

В XVI СТОЛЕТИИ во всяком мало-мальски значительном русском городе непременно имелся гостиный двор, а то и не один. Именно здесь должны были останавливаться, складывать свои товары и торговать приезжие торговцы. Для жилья на гостином дворе строили избы, где гости, за определенную плату с человека в неделю, пользовались ночлегом и столом. Размер платы, а иногда также и обязательный ассортимент кушаний, определялись особыми уставными грамотами. Лишь приезжий торговец, привезший малое количество товара, мог останавливаться, где хотел, во всех прочих случаях за складирование товара в любом другом месте помимо гостиного двора ему грозил довольно большой штраф.

Точно так же городским жителям строго запрещалось принимать на свои дворы приезжих с товарами. Так, в Пскове, наряду с лавками, находящимися в рядах, где торговали только псковичи (даже жителей Псковского уезда среди торгующих в рядах почти не было), имелись гостиные дворы для приезжих торговцев. А именно: «Двор гостин московских гостей приезжих с 69 амбарами», в каждом – по две избы, соединенные сенями, и «двор гостин льняной» с 81-м амбаром. С каждого амбара брали по 4 деньги в неделю – «за тепло и за стряпню и за соль и за капусту и за скатерть и за квас и за утиральники». Судя по регулярно поступавшей плате, оба гостиных двора были постоянно заняты, весь год полны товарами. При этом приезжие купцы платили несравнимо больше, чем местные: 280 денег в год, тогда как ни в одном ряду плата не превышала полтины с лавки, а в некоторых составляла всего 20 денег или в десять раз меньше...

Из городов, ближайших к Москве, в древних документах гостиный двор упоминается в Коломне; в Муроме было три гостиных двора; в описании Можайска читаем: «На посаде и у торга два двора гостиных, на одном дворе хором изба, да мыльня, да 6 амбаров, а на другом дворе хором изба да клеть. А ставятся на тех дворах литовские торговые люди и московских городов приезжие люди...» В Казани «по старой Спасской улице двор гостин... на гостине дворе трои ворота... да на гостине ж дворе амбары... и всех 82 амбара». В Свияжске «на посаде двор гостин». И здесь плата за амбары в гостиных дворах очень высока – приезжему было, очевидно, торговать гораздо менее выгодно, чем местному жителю...

Обязанность всех приезжих (как иностранцев, так и иногородних) останавливаться и торговать исключительно в государевых гостиных дворах сохранилась и впоследствии. Относительно Архангельска издали распоряжение «беречь накрепко, чтоб однолично приезжие люди мимо гостиных дворов нигде не ставились и особных дворов и амбаров, опричь аглинских гостей и галанцев, которым по имянным государевым грамотам велено держать свои дворы и амбары, ни у кого не было». Но и это распоряжение выполнялось плохо, ибо спустя два десятка лет правительство само жаловалось, что «приезжие иноземцы в нынешних годех явные неправды в привозе худых товаров и в покраже пошлин и в своевольных продажах и покупках, мимо гостиных дворов у себя на дворех втайне товары держали, також и в порубежных горо-дех мимо гостиных дворов от себя врозь всяким людям продавали... от чего русские люди в разоренье пришли...»

Но, по-видимому, и приезжие купцы из русских городов не всегда подчинялись требованию «становиться» в гостиных дворах. По крайней мере из Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года известно о «приезжих городовых всяких торговых и тяглях людях», у которых «на Москве дворов своих нет». Они – вопреки приказам – «в лавках торгуют в наемных и своих». Уложение определяет: «И тем людем впредь с товары своими приезжати на гостин двор и торговати на гостине дворе, а в рядех лавок не наймовати».

Как отмечалось выше, для «аглинских» гостей делалось исключение – им «велено было держать свои дворы и амбары». Другим же – «иных земель гостем великих государств, турского султана, папы римского, и цесаря, и короля ишпанского, и короля францовского, и короля литовского» – право держать собственные дворы не было предоставлено.

Однако, как ни внушителен приведенный выше перечень торговых представителей разных национальностей, все же среди них преобладали купцы из тех государств, торговля с которыми для Руси не имела большого значения (за исключением разве что Литвы). Поэтому они здесь появлялись редко. Представителям же стран – постоянных торговых партнеров Руси, осуществлявшим выгодный товарообмен с Западом, московское правительство всячески шло навстречу: так, собственные торговые дворы, кроме англичан, здесь имели голландцы, ганзейцы, датчане, и шведы...

Существование таких «вольных» гостиных дворов, пожалованных иностранным гостям, конечно, изолировало их и от «туземного» населения, и друг от друга – на средневековый лад. Да, средневековой эпохе сие было свойственно, и на Руси подобная «стена» – между «своими» и «чужими» – существовала издавна. Прежде чужеземцы всегда жили замкнуто, в особых слободах: в Архангельске, например, – в Немецкой слободе; в Москве – в Иноземной, в Вологде – в Новинках...

В 1649 году вышло распоряжение:
«...А у кого всяких чинов у русских людей дворы на Москве в Китае и в Белом Земляном городе в загородных слободах: и тех дворов и дворовых мест у русских людей немцам и немкам вдовам не покупати и в заклад не имати... А бу-де кто русские люди учнут немцам... дворовые места прода-вати: и им за то от государя быти в опале...»

И сверх того велено немецкие церкви «сломати и впредь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех киркам (кирхам. – В. К.) не быти; а быти им за городом за Земляным от церквей Божиих (православных. – В. К.) в дальных местех».

А спустя три года по царскому указу, «Афанасий Иванов сын Нестеров, да дьяки Федор Иванов да Богдан Арефьев отстроили новую иноземную слободу – за Покровскими воротами, за Земляным городом, подле Яузы-реки, где были наперед сего немецкие дворы, при прежних великих госуда-рех до московского разорения и роздали в той немецкой слободе под дворы земли, размеря против наказу», сообразно социальному положению колонистов, «по чинам и по статьям», в частности, «торговым немцам и вдовам примериваяся к прежним их московским дворам». В эту новую Иноземную слободу и были выселены иностранцы...

Впрочем, вскоре они стали снова селиться в черте города, в самой Москве, а в правление царевны Софьи это обратное движение иностранцев в самую Москву выразилось и в появившихся там снова домах купцов, и в том, что иностранцы владели в городе лавками...

И в Архангельске жители в 1664 году жаловались на «торговых иноземцев, которые живут не в своей иноземческой слободе в ряд с посадскими людьми на тяглых местах», хотя никакого тягла они не несут. «И теми своими дворами, – читаем в челобитне, – они, иноземцы, тех земель (голландцы, гамбургцы и др. – В. К.) нашу ввечную мирскую дорогу заперли... и проходу скотишку нашему нет и прохожий мост они разломали и разбросали». «Да с нами ж, – продолжают посадские, – сироты твоими, поставился в ряд иноземец Яков Романов Снип возле наши мясные лавки двумя амбары, да иноземец Вахрамей Иванов поставил за мясными нашими лавками поварню в речную сторону... и тем они... наши мясные лавки заперли». «И мы, государь, сироты твои бедные людишки, – заключают они, – от тех выставочных дворов и анбаров и погребов и поварен в конец погибли, обнищали и обдолжали великими долги».

Так что торговцы-иноземцы не только обзавелись привилегиями на постройку собственных гостиных дворов и частных домов, но не желали жить изолированно, а селились повсюду вперемешку с местным населением.

РАЗЛИЧИЕ между «своими» и «чужими» не менее наглядно выражено в таможенных пошлинах, то есть в торговых и проезжих сборах; последние взимались не с транспортных средств, а с сопровождающих товар лиц. Среди проезжих сборов имелась и «головщина» – подать с души, с головы; плата за человека на возу, ладье. При этом проводилось различие между местными жителями, иногородними и иноземцами. Так, из новгородской таможенной грамоты 1574 года видно, что с первых брали по полуденьге новгородской за голову, со вторых – по деньге, а «с литвина и всякого иноземца» (идет ли он по земле или следует по воде) – вдвое больше. Даже при обложении жителей одного и того же уезда с ближних «головщины» брали меньше, чем с отдаленных...

При привозе товара в город взимались различные пошлины: «явка» (или «сбор») уплачивалась при предъявлении товара в таможне, «гостиное» – взималось с оценки товаров при помещении их в гостиный двор (однако – сверх платы за помещение), «весчее» и «померное» взыскивались с продажи товаров; первое – с товаров, продаваемых на вес, второе – с товаров, отпускаемых мерами (зерновые, горох, греча и т.д.). Как видим, в одних случаях сбор брался с «головы», в других – с товара, но и тут размер сбора все ж зависел от личности торговца. «Явочной» пошлине подлежали обычно только иногородние русские торговцы и иноземцы, и величина ее определялась расстоянием между местом постоянного жительства купца и местом торга. Так, в Орешке, в 1523 году новгородец (именно житель города) подвергался сбору в деньгу московскую, пригородный житель (то есть, проживавший в каком-либо городе в пределах Новгородской земли) – в деньгу новгородскую, прочие иногородние – в 2 деньги, иноземцы – в алтын (три копейки)... В Новгороде брали с ближних и дальних торговцев – и с ореховцев, и с ладожан, и с москвичей, и с приезжих из прочих мест по 4 московские деньги с головы, но иноземцы – «литва, турчане, армяне, опричь немец» – платили по два алтына с человека...

«Гостиное» также взималось только с иногородних и с иностранцев, поскольку только они были обязаны останавливаться на гостиных дворах, из которых им разрешалось торговать: «А с торговых людей Московской земли, с подгородца, и со псковитянина, и с тверитянина, и с рязанца имати явки гостиного по алтыну с человека»... «Анбар-ное» – то есть плату за наем амбара с местных брали либо в меньшем размере, либо не брали вовсе. По поводу взимания «весчего» в Новгородской уставной грамоте 1134 года говорится: «А у гостя им имати у низовского от двух берковска вощаных по гривне серебра да гривенка перцю, у полоцкого и у смоленского по 2 гривны кун, у ново-торжанина по полуторы гривны, а у новгородца по 6 мордок».

Подобная, говоря современным языком, дискриминация сохранилась и с исчезновением уделов, сохранилась и тогда, когда таможенный сбор стал взиматься не с количества товара, а в виде определенного процента от его стоимости. Так, в XVI веке горожане платили деньгу с рубля, иногородние и иноземцы – по 2 деньги...

И, НАКОНЕЦ, наиболее важный из торговых сборов – «тамга», установленный, как предполагают, татарами на покоренных ими русских землях (слово «тамга» в переводе с тюркского означает знак собственности, печать, клеймо, накладываемое на товар; от него происходит и слово «таможня») и взимавшийся с цены товара при продаже его или при привозе на рынок, обусловливался происхождением торговца. Местные жители платили в разных городах от 1/2 деньги до двух денег, притом обычно лишь с привозных товаров; иногородние – от 3 до 7 денег; иноземцы – от 7 до 10. Для последних была учреждена в XVI веке особая «большая тамга»... По данным Белозерских грамот 1498 и 1551 годов, с горожан взимали 1/2 процента, столько же – с жителей области, с иногородних же – 6 процентов. В том же XVI веке по Дмитровской грамоте Василия III, первые уплачивали 1/2 процента, вторые – 2, иногородние и иностранцы – 4. В Весьегонской грамоте находим (соответственно): 3/4 процента и 1 процент, а с иногородних – 2.

В 1653 году царем Алексеем Михайловичем был подписан указ, положивший начало серьезным изменениям в таможенной политике государства:
«Великий Государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостиной, и суконной, и черных сотен, и слобод, и городовых, всяких чинов торговых людей, указал и бояре приговорили: впредь свою государеву таможенную пошлину имати с весчих и невесчих со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городех с тутошних жилецких и с приезжих, со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по 10 денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет. А которые напредь сего сбирывались на Москве и в городех с весчих и невесчих товаров проезжие, рублевые и. всякие мелкие пошлины и те проезжие и мелкие всякие сборы отставить, и перекупные пошлины с весчих товаров быть по-прежнему».

Таким образом, с установлением рублевой пошлины была отменена лишь часть прежних сборов. Сохранились и действовали те из них, о которых в указе не упоминалось: «мыт», «мостовое», «перевоз»... Последний велено было «имать на больших реках, на Волге и на Оке, в полую воду... с товарные телеги по 10 денег, а с тутошних уездных людей с товарной же телеги... по 6 денег», следовательно, местные жители оплачивали перевоз в пониженном размере. Рублевая пошлина уплачивалась с цены, почему велено было «цены с товаров не убавливать»... и продажную цену «сказывать прямо в правду без всякие хитрости»; в противном случае «товары имати на себя Государя бесповоротно»...

а) рыба, соль, пушнина, кожа, мед, льняное полотно;

б) благовония и пряности, бисер, вино;

в) оружие, кони, драгоценные камни, ткани.

3. Укажите основные виды хозяйственной деятельности славян:

а) садоводство и виноделие;

б) земледелие скотоводство;

в). охота и собирательство.

4. В IX в. восточные славяне были:

а) язычники;

б) христиане;

в) мусульмане.

Как называется теория происхождения русского государства?

а) Варяжская;

б) Норманнская;

в) Индоевропейская.

В каком году Киев стал центром единого древнерусского государства?

Как называлось собрание свободных людей – членов общины у восточных славян?

8. Одной из причин русско-византийской войны 941 – 944 гг. была:

а) невыплата дани Византией;

б) запрет русским князем на торговлю в Византии;

в) отмена льгот для русских торговцев.

Назовите славянской племя, которое не желало платить Киеву дань и постоянно восставало против князя Игоря.

а) поляне;

б) древляне;

в) кривичи.

В каком году княгиня Ольга приняла крещение?

Почему Святослава называют “Александром Македонским” Восточной Европы?

а) Из-за постоянного конфликта с Византией;

б) Из-за его походов и присоединенных земель;

в) Из-за необычной дипломатии Святослава.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял?

а) Строительство форпостов с системой светового оповещения;

б) Создание пограничных дружин;

в) Строительство рвов вокруг русских городов.

Назовите одну из причин, по которой Владимир выбрал христианство для объединения русских земель?

а) Ни к чему не обязывало;

б) Могло очистить душу, дать возможность для возрождения и обновления личности, надежду; на счастливую жизнь в вечности.

Что такое вира?

а) выкуп, даваемый женихами семье невесты;

б) судебный поединок;

в) судебная пошлина за убийство или увечье, нанесенное человеку.

Какое событие XI века показывает рост международного авторитета Руси.

а) Выплата контрибуции Византией;

б) Завоевание русскими Константинополя;

в) Брак Византийской принцессы и сына Ярослава.

Назовите первого монаха Печерского монастыря?

а) Илларион;

б) Антоний;

в) Феодосий.

17. Княжеский домен – это:

а) Земли принадлежащие дружинникам князя;

б) Комплекс земель, населенных людьми, принадлежащих непосредственно главе государства;

в) Церковные земли.

Какие задачи выполняли города в период образования государства, развития Руси?


а) Место сбора войск для отражения врага;

б) Центры торговли и ремесла;

в) Центры объединения земледельцев.

19. Десятина – это:

а) десятая часть княжеских доходов в пользу церкви;

б) название церковных земель;

в) денежная единица на Руси.

Какое решение было принято князьями на любечском съезде в 1097 году?

а) Все русские княжества должны объединяться в единое государство с центром в Киеве;

б) За каждым князем сохраняются земли их отцов;

в) Сильные князья могут завладеть другими княжествами.

Какое событие произошло в 1111 году?

а) Восстание крестьян;

б) Крестовый поход против половцев;

в) Русско-Византийская война.

22. К середине XII века Русь раскололась на:

а) 10 княжеств;

б) 12 княжеств;

в) 15 княжеств.

1. Кому принадлежит следующая характеристика: “Не обладая физической силой, будучи хромым, он был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись в языческой среде, он стал истинным христианином. Показал себя человеком исключительно разносторонним. Остался в истории как крупный градостроитель. В честь побед над врагами он выстроил “Золотые ворота”.

2. Перечислите основные категории населения периода “военной демократии”. Расположите их в порядке убывания богатства и власти.

3. Определите о ком, писал греческий историк: “Правосудие у них было запечатлено в умах, а не в законах…они ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства… превосходные войны… Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водой”.

4. Определите о ком, идет речь: “Сельские усадьбы и городские дворы светской и духовной знати были полны этими людьми, которые исполняли многие работы по дому и в поле. Но все же они отличались от рабов в античном мире. Они имели кое-какие права. Их убийство каралось законом”.

5. Кому предназначено следующее обращение? “Князь! Нет тебе в том греха: они ведь всегда, дав клятву, разоряют землю Русскую и кровь христианскую проливают беспрестанно?”

6. Определите о ком, идет речь: “Во время сбора дани в 945 году воины этого князя творили над древлянами насилие. Собрав дань, князь отправил основную часть дружины и обоза “ восвояси, а сам, оставшись со своей “малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину. Сам обидчик был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем их отпустили”.

7. Чья следующая характеристика? “С первых шагов своего княжения она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть своего мужа. И установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда дань должна была свозиться. Умирая, княжна завещала не справлять на её могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обычаю”.

8. Кому принадлежат следующие слова: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, поволоки (драгоценные камни), вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии – серебро и кони, а из Руси же – мех и воск, мед и рабы”.

Эталон ответов

На тест 1 ВАРИАНТ

1-а; 2-б; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-а; 9-б; 10-в; 11-в; 12-а; 13-в; 14-б; 15-в; 16-в; 17-в; 18-а; 19-б; 20-б; 21-в; 22-б.

На вопросы

Владимир Мономах.

Все – зависимые, несвободные люди.

Ярослав Мудрый.

Ярославу Мудрому.

Договор между Византией и Русью в 911 году.

Все они – городская аристократия.

Эталон ответов

На тест 2 ВАРИАНТ

1-б; 2-а; 3-б; 4-а; 5-б; 6-а; 7-в; 8-в; 9-б; 10-а; 11-б; 12-а; 13-б; 14-в; 15-в; 16-а; 17-б; 19-а; 20-б; 21-б; 22-в.

На вопросы

Ярослав Мудрый.

Князь – дружина – мужи – челядь – слуги – холопы – рабы.

О древних славянах.

Владимиру Мономаху.

Князь Игорь.

Княгиня Ольга.

Показателем сдвига в производительных силах Руси в XI - начале XII в. явилось дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях господства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. Обособились от сельского хозяйства кузнечное и в меньшей мере гончарное ремёсла. Ремесленный характер приобретали также костерезное и плотницкое дело. На Волыни целые селения изготовляли шиферные пряслица для веретён, расходившиеся по всей Руси.

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады. Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства. Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, уровень которого показателен для оценки развития ремесла в целом. Если в деревне доменное дело ещё не отделилось от кузнечного, то в городах в области обработки железа и стали появилось не менее 16 специальностей, обеспечивших значительный выпуск изделий. О техническом уровне металлургического производства свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

Русские ремесленники XI-XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клэщи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения - золотые, серебряные, бронзовые, медные.

В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен мэталла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и, наконец, требующую особенного искусства технику черни (изготовление чёрного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Значительное развитие получили в древнерусских городах такие виды ремесла, как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное, и десятки других. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Продукция немногочисленных деревенских ремесленников распространялась на расстояние примерно 10-30 км. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города. Там имелись рынки, на которых продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия; туда привозили свои товары иноземные купцы. Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны.

Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. В таможенном уставе X в. города Раффельштеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр. Ввозились на Русь предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр.

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Русской правде» более поздней (так называемой «Пространной») редакции XII-начала XIII в. предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич я его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету.

Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси, так как подавляющая часть предметов вывоза (меха и пр.) не производилась в качестве товара, а получалась в виде дани или оброка от смердов; вещи, привозимые из-за границы, служили лишь потребностям богатых феодалов и горожан. В деревню заграничные товары почти не проникали.

С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремесленных посёлков, вокруг которых возводились укрепления. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В то же время и часть городского населения сохраняла связь с земледелием, хотя оно и являлось для горожан подсобным занятием.

Скандинавские источники именовали Русь «страной городов». Под этими городами подразумевались как ремесленно-торговые центры, так и небольшие укреплённые пункты. Русские летописи, сохранив упоминания о городах, верокятно неполные, дают возможность судить об их росте. В летописных известиях IX-X вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в. -89. Расцвет древнерусских городов падает на XI- XII вв.

Древнерусский город состоял из крепости - детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок - торг. Население в таких крупных городах, как Киев, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», или Новгород, в XI-XII вв. исчислялось, по-видимому, десятками тысяч человек. Городское ремесленное население пополнялось беглыми холопами и зависимыми смердами.

Как и в странах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Так, существовали объединения плотников и городников (строителей крепостных сооружений) во главе со старостами, братства кузнецов. Ремесленники делились на мастеров и учеников. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр.. Городскую знать составляло боярство.

Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.

Русские ремесленники сделали большой вклад в развитие культуры Древней Руси . В городах и сельских селениях умельцы достигли в своем производстве высокого мастерства, что оказало влияние на оживление внутренней торговли.

В скандинавских сагах Русь называется страной городов - Гардарикой. Летописи дают сведения о существовании в IX веке, по крайней мере, двадцати трех русских городов. В реальности их было больше: в "Трактате об управлении империей" Константин Багрянородный называет города, которые в русских летописях не упомянуты.

Древнерусские города. Наиболее крупными городами в Древней Руси были Киев, Новгород, Чернигов, Любеч, Смоленск, Полоцк и другие. Сюда стекались иноземные купцы и товары. Здесь шел торг, составлялись караваны с грузами, которые затем шли по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Город был центром окружавшей его волости. В него устремлялись люди различных племен и объединялись по своим занятиям в иные сообщества: становились воинами, ремесленниками, торговцами. Сельские труженики ехали в города, чтобы продать плоды своего труда и купить что-либо необходимое в хозяйстве.

Кузнечное дело. Первыми ремесленниками-специалистами на Руси стали кузнецы, ведавшие сложным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. Сырьем в этом ремесле служила болотная руда - железистые отложения на корневищах болотных растений. "Варка железа" из руды происходила путем ее нагревания в специальных печах-домницах с помощью сыродутных горнов. Полученное железо клали под молот, а уже затем кузнец начинал изготавливать из него различные орудия труда: лемеха, лопаты, топоры, удила, гвозди, косы, серпы, плужные ножи, сковороды и многое другое. Для изготовления прочных железных изделий применяли прием кузнечной сварки. Ножницы, клещи, ключи, лодочные заклепки изготавливались с помощью зубила. Большого искусства требовало производство топоров, замков, молотков и копий. В городах ассортимент железных изделий был значительно шире. Кузнецы изготавливали стремена, шпоры, ларцы для хранения ценностей, заклепки и умбоны для щитов, кольчуги, шлемы, латы, мечи, сабли, дротики и многое другое.

"Кузнецы меди и серебру" . Археологи установили, что древние ювелиры владели искусством изготовления проволоки, из которой делали плетеные браслеты. Популярным техническим приемом являлось литье, формы для которого отличаются большим региональным разнообразием. Археологами литейные формы для крестов, медалевидных подвесок, височных колец. В городах мастера изготавливали украшения с зернью и сканью (напаянными зернами или нитями металла). В их арсенале были ковка и литье серебра, меди и сплавов. Ювелирные изделия украшались чеканкой. Орнаменты не были сложными и наносились резцом или зубчатым колесиком.

Гончарное ремесло на Руси. В славянских землях гончарное дело имело давнюю традицию, уходящую вглубь веков. Но в IX веке оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. На смену древней лепной посуде пришла произведенная на гончарном круге. Если ранее изготовление глиняной утвари было женским делом, то в повсеместно уже работали гончары-мужчины. Типичным и наиболее распространенным мотивом славянской керамики являлся рисунок, состоящий из параллельных горизонтальных или волнообразных линий. Наряду с ним существовал гребенчатый орнамент, когда на изделии видны отпечатки редкого гребня. После формовки и нанесения рисунка посуду сушили, а затем обжигали в печи или гончарном горне. Продукция представляла собой горшки разных размеров и назначения, корчаги для хранения зерна или браги.

Домашнее производство. В Древней Руси господствовало натуральное производство, где практически все необходимое для жизни делалось в каждом отдельном хозяйстве: одежда, обувь, домашняя утварь, земледельческий инвентарь. Плотничьи работы выполнялись одним лишь топором. Для обработки дерева применялось тесло, которым можно было выдолбить корыто, колоду или лодку. В домашнем хозяйстве занимались выделкой кожи и меха, изготовлением тканей, производством ведер, ушатов и бочек.

Русская торговля в IX-X веках. Археологические находки свидетельствуют, что внутренний обмен у восточнославянских племен был издавна развит. В Приднепровье и в Северной Руси обнаружены предметы причерноморского происхождения, серебряные изделия из Средней Азии и Ирана. Размещение кладов с арабскими серебряными монетами, которые служили средством денежного обращения в то время, позволяют определить торговые пути и районы, наиболее затронутые торговлей. К ним надо отнести земли полян, северян, кривичей и словен новгородских. Реже встречаются клады в земле дреговичей и радимичей и совершенно отсутствуют у древлян.

Торговые пути русских купцов. Одним из основных торговых путей руссов была Волга. Купцы следовали в столицу Хазарии Итиль, где платили кагану пошлину с провозимых товаров, немного торговали, а затем плыли далее по Каспийскому морю в арабские земли. Волжским торговым путем пользовались торговые люди из Новгорода, Ростова, Владимира, Рязани и других северных русских земель. Купцам из Киева, Чернигова и Смоленска ехать в Итиль и на Восток приходилось через Византию. Торговля с Византией шла очень оживленно, чему способствовали соглашения 907-го и 911 годов. Добраться до Константинополя из Киева можно было, следуя по Днепру и вдоль Черноморского побережья. Путешествие было опасным, и торговцами часто являлись княжеские дружинники. Торговля с Западом осуществлялась двумя путями: из Киева в Центральную Европу и из Новгорода через Балтийское море в Скандинавию, южную Прибалтику и далее на запад по суше и по воде.


Древние славяне обычно строили свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения хозяйства, а кроме того, реки использовались и как торговые пути. Через древнюю Русь проходил один из старинных торговых путей «из варяг в греки».
Он начинался на реке Неве, по которой корабли входили в Ладожское озеро.

Из Ладожского озера по реке Волхов плыли до озера Ильмень, на берегу которого находился Новгород, один из древнейших русских городов. От Новгорода по большим и малым рекам добирались до Днепра, а дальше плыли до Киева, а оттуда уже было близко до Черного моря.

Удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Киевской Руси с другими государствами Европы и Азии. Ведь по рекам можно было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней Азии.

Плавание по рекам тогда было трудным и опасным. Древнерусским судам - ладьям - приходилось преодолевать и каменистые участки - пороги, и по сухопутным путям волоком добираться от одной реки до другой. Но русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю. Вот почему уже к концу Х века новгородские гости - так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, - освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.

Существовали нечто, реально объединявшее Верхнюю и южную (Низовскую) Русь в единое государство со столицей в Киеве, а именно торговые пути между Востоком и Западом, европейским Севером и Югом, проходившие по землям восточных славян. В.Я. Петрухин пишет:
«По данным археологии, в IX в. основным международным торговым маршрутом Восточной Европы был путь к Черному морю по Дону, а не по Днепру. С рубежа VIII и IX веков и до XI века по этому пути из стран Арабского Халифата в Восточную Европу, Скандинавию и страны Балтики почти непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет - дирхемов. Они оседают в кладах на тех поселениях, где велась торговля и жили купцы. Такие клады IX века известны на Оке, в верховьях Волги..., по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора – «озеро Нево»), но их нет на Днепре. Самое большое торгово-ремесленное поселение на этом пути, существовавшее уже с середины VIII века, - Ладога. С этого времени в Ладоге и ее окрестностях бок о бок жили скандинавы, славяне и финны (последних славяне звали «чудь»)».

Летописец Нестор знал, что путь на Восток, на Каспий и в Хорезм (Хвалисы) шел по Волге, параллельно Днепровскому пути. Более ранний автор, восточный географ Ибн Хордадбех, описавший все известные ему "пути и страны" в 40-е годы IX века, позднее, уже в 80-е годы, добавил к своему труд маршруты купцов-русов, первое упоминание торговых путей Восточной Европы. Эти купцы везли бобровые и чернобурые меха и мечи из «отдаленных славянских земель к морю Румийскому», и там с них брал десятину властитель Рума (Константинополя) - столицы Ромейской (Византийской) империи. Другой маршрут проходил по "реке славян", которую большая часть исследователей считает Доном; оттуда купцы шли к Хамлиджу - столице Хазарии (одно из названий Итиля), где платили десятину правителю хазар. Потом они направлялись на Каспий и далее - караванным путем до Багдада. Там русы называли себя христианами, дабы уменьшить размер пошлины, а переводчиками им служили славянские рабы:
Арабский географ Ибн Хордадбех: «Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных окраин страны славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума Византии взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан Каспийское и высаживаются на любом берегу. Окружность этого моря 500 фарсахов. Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками для них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать».

Начиная с 9 века, сохранилось немало свидетельств восточных авторов о торговле с «русами». Вот еще некоторые:
Арабский путешественник Ибн Фадлан: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились высадились на реке Атиль. И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. С каждым из них имеется секира, и меч, и нож, и он никогда не расстается с тем, о чем мы сейчас упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтя ногтей кого-либо из них русов до его шеи имеется собрание деревьев и изображений вещей, людей? и тому подобного».

Персидский географ Ибн Русте: «...Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян... И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям».

Арабский писатель Ал-Марвази: "Что же касается ар-Руси, то они живут на острове в море. Тот остров занимает пространство в три дня пути в то и другое направление. На острове леса и болота, и окружён он озером. Они, русы, многочисленны и рассматривают меч как средство существования. Если умирает у них человек и оставляет дочерей и сыновей, то всё имущество достается дочерям, сыновьям же дают только меч и говорят: «Отец добывал себе добро мечом, следуй его примеру…»

«И они народ сильный и могучий и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море, нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади, и они были бы наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества».

ВОСТОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Ряд экономических последствий, которыми сопровождалось расселение восточных славян очень важен. Припомнив, как Повесть о начале Русской земли размещает славянские племена по нашей равнине, легко заметить, что масса славянского населения занимала западную её половину. Хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, т. е. к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Чёрного моря; притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой - к бассейнам Волги и Дона, т. е. к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживлённое торговое движение, толчок которому был дан греками.

Северные берега Чёрного моря и восточные Азовского ещё задолго до нашей эры были усеяны греческими колониями, главными из которых были: Ольвия, выведенная из Милета за 6 веков до р. х., в глубине лимана Восточного Буга (против Николаева), Херсонес Таврический на юго-западном берегу Крыма, Феодосия и Пантикапея (ныне Керчь) на юго-восточном его берегу, Фанагория на Таманском полуострове, на азиатской стороне Керченского пролива или древнего Босфора Киммерийского, наконец, Танаис в устье Дона. Благодаря промышленной деятельности этих греческих колоний Днепр ещё задолго до р. х. сделался большой торговой дорогой, о которой знал Геродот и которою греки, между прочим, получали янтарь с берегов Балтийского моря. Наша древняя Повесть о начале Руси также помнит старинное торговое значение Днепра. Как только разместила она восточных славян по равнине, прежде чем приступить к изложению древнейших преданий о Русской земле, она спешит описать эту дорогу по Днепру: шёл «путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень-озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в море Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Поит море, в неже втечеть Днепр река». Сев по Днепру, восточные славяне очутились на самой этой круговой водной дороге, опоясывавшей всю Европу. Этот Днепр с притоками и сделался для восточных славян могучей питательной артерией народного хозяйства, втянув их в сложное торговое движение, которое шло тогда в юго-восточном углу Европы. Своим низовым течением и левыми притоками Днепр потянул славянских поселенцев к черноморским и каспийским рынкам. Это торговое движение вызнало разработку естественных богатств занятой поселенцами страны. Восточные славяне, как мы знаем, заняли преимущественно лесную полосу равнины. Эта лесная полоса своим пушным богатством и лесным пчеловодством (бортничеством) и доставляла славянам обильный материал для внешней торговли. С тех пор меха, мёд, воск стали главными статьями русского вывоза; с тех пор при хлебопашестве для себя или с незначительным вывозом началась усиленная эксплуатация леса, продолжавшаяся целые века и наложившая глубокий отпечаток на хозяйственный и общественный быт и даже национальный характер русского народа. Лесной зверолов и бортник - самый ранний тип, явственно обозначившийся в истории русского народного хозяйства.

Одно внешнее обстоятельство особенно содействовало успехам этой торговли. Случилось так, что около того времени, когда восточные славяне с запада вступили в пределы нашей равнины, расселяясь по её лесам, с противоположной восточной стороны, из-за Волги и Дона, по южнорусским степям распространялась новая азиатская орда, хозары, давно блуждавшие между Чёрным и Каспийским морями. Они начали утверждаться на северные берегах Понта и в степях между Доном и Днепром именно с VII в., когда началось расселение славян по нашей равнине. Хозары - кочевое племя тюркского происхождения; но оно не было похоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южнорусских степях. Хозары скоро стали покидать кочевой быт с его хищничеством и обращаться к мирным промыслам. У них были города, куда они на зиму перебирались с летних степных кочевий. В VIII в. среди них водворились из Закавказья промышленные евреи и арабы. Еврейское влияние здесь было так сильно, что династия хозарских каганов со своим двором, т. е. высшим классом хозарского общества, приняла иудейство. Раскинувшись на привольных степях по берегам Волги и Дона, хозары основали средоточие своего государства в низовьях Волги. Здесь столица их Итиль скоро стала огромным разноязычным торжищем, где рядом жили магометане, евреи, христиане и язычники. Хозары вместе с волжскими болгарами стали посредниками живого торгового обмена, завязавшегося между балтийским Севером и арабским Востоком приблизительно с половины VIII в., около того времени, когда при Аббасидах центр халифата переместился из Дамаска в Багдад. В VIII в. хозары покорили племена восточных славян, жившие близко к степям, полян, северян, вятичей. Древнее киевское предание отметило впечатление, произведённое хозарами на покорённых ими днепровских славян, - впечатление народа невоинственного и нежестокого, мягкого. Повесть временных лет рассказывает, как хозары стали брать дань с полян. Нашли хозары полян, сидящих на горах сих (по высокому правому берегу Днепра), в лесах, и сказали хозары: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали «от дыма» (с каждой избы) по мечу. И понесли эту дань хозары ко князю своему и к старейшинам и сказали им: «Вот мы отыскали новую дань». Те спросили: «Где?» - «В лесу на горах по реке Днепру». - «А что вам дали?» Те показали мечи. И сказали старейшины хозарские: «Не добра эта дань, князь; мы доискались её оружием односторонним, т. е. саблями, а у этих оружие обоюдоострое, т. е. меч; они будут брать дань с нас и с других стран». Так и сбылось: владеют хозарами русские и до нынешнего дня. Ирония, которая звучит в этом сказании, показывает, что хозарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и не страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хозар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хозар по этим рекам и пошла бойкая торговля из Днепровья. Встречаем ряд довольно ранних указаний на успехи этой торговли. Арабский писатель IX в. Хордадбе, современник Рюрика и Аскольда, замечает, что русские купцы возят товары из отдалённых краев своей страны к Чёрному морю в греческие города, где византийский император берёт с них десятину (торговую пошлину); что те же купцы по Дону и Волге спускаются к хозарской столице, где властитель Хозарии берёт с них также десятину, выходят в Каспийское море, проникают на юго-восточные берега его и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада, где их и видал Хордадбе. Это известие тем важнее, что его относят ещё к первой половине IX в., не позднее 846 г., т. е. десятилетия на два раньше предположенного летописцем времени призвания Рюрика с братьями. Сколько поколений нужно было, чтобы проложить такие далёкие и разносторонние торговые пути с берегов Днепра или Волхова! Восточная торговля Днепровья, как её описывает Хордадбе, могла завязаться, по крайней мере, лет за сто до этого арабского географа, т. е. около половины VIII в. Впрочем, есть и более прямое указание на время, когда началась и развивалась эта торговля. В области Днепра найдено множество кладов с древними арабскими монетами, серебряными диргемами. Большая часть их относится к IX и Х вв., ко времени наибольшего развития восточной торговли Руси. Но есть клады, в которых самые поздние монеты не позже начала IX в., а ранние восходят к началу VIII в. изредка попадаются монеты VII в. и то лишь самых последних его лет. Эта нумизматическая летопись наглядно показывает, что именно в VIII в. возникла и упрочилась торговля славян днепровских с хозарским и арабским Востоком. Но этот век был временем утверждения хозар в южнорусских степях: ясно, что хозары и были торговыми посредниками между этим Востоком и русскими славянами.

Хазарское иго лишило восточных славян внешней независимости, но оно доставило им большие экономические выгоды. Исправным плательщикам дани открылись степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Следствием успехов восточной торговли было возникновение в VIII в. древнейших торговых городов на Руси. Появившиеся Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги, стали играть роль восточных форпостов, указывая фланговое направление к Азовскому и Каспийскому морям.

В IX веке юго-восточные славянские племена еще платили дань хазарам. После захвата Киева Олегом в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.
В 943-944 годах отряд русских судов совершил поход на Каспийское море и захватил город Бердаа. В 964-965г. князь Святослав Игоревич в походе на Итиль (Волгу) разгромил хазар и взял г.Саркел. Позднее в 968-969 годах его дружины разрушили города Итиль и Семендер. Хазарский каганат перестал существовать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникновение внешних торговых отношений восточных славян с другими народами уходят в глубь веков. Волга и ее притоки были главной артерией, по которой шла торговля с арабами. Торговля славян с арабами продолжалась примерно до 10 века. В 9 веке усиливается торговля Древней Руси с Византией, Херсоном и Константинополем. Большое значение для внешней торговли, для роста таких городов, как Киев и Новгород, имел знаменитый путь "из варяг в греки". Древняя Русь ввозила шелковые и золотканные ткани, сукно, бархат, оружие, предметы художественного ремесла, церковную утварь, пряности, фрукты и вино, краски, коней, соль, благородные и цветные металлы. Киевская Русь вела относительно широкую внешнюю торговлю. Появление купцов, знаменующее возникновение третьего общественного разделения труда, введение металлических денег, образование частной собственности на землю – важные ступени в развитии товарного производства. В экономике Киевской Руси торговля, в частности внешняя торговля с арабами, греками, Закавказьм, народами Средней Азии и Западной Европы (Чехией, Польшей, Скандинавией и др.), играла значительную роль.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аверьянов Л.А. Хрестоматия по истории – М., 2001
2. «Ибн-Русте об обычиях и образе жизни славян» // История России – М., 2001
3. Зевахин Л. Торговые связи Древней Руси – М., 2004
4. Ключевский В.О. Курс русской истории – М., 2005
5. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки, культурных, торговых, политических отношений IX-XII веков. – М., 2001
6. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IХ в. - 1263 г. – М.: АСТ, 2005



Вверх