"Свидетели Иеговы". Специальный репортаж "Вестей". Для свидетелей иеговы в россии наступил судный день Виктор корецкий свидетель иеговы

В Орле подтвердили законность признания местного отделения - экстремистским. В Карелии Свидетелей Иеговы приговорили к штрафу в 50 000 рублей. В Петербурге арестовали литературу и электронные носители.

Они готовы ставить вопросы и готовы сами отвечать на них. Но не готовы отвечать на поставленные им вопросы. Свидетели Иеговы в Петербурге – организация, закрытая для прессы. О том, что происходит за этими стенами рассказывают только те, кто навсегда покинул их.

"Обычный адепт должен приличное количество часов делать проповеди – то есть хождению по домам, многие из них не могут себе позволить еще работать полный рабочий день. Так же сомнительные практики в плане отказа от переливания крови и привлечение к проповеди несовершеннолетних детей", – рассказывает Виктор Корецкий, который был свидетелем Иеговы 19 лет.

И все же есть в миру люди, перед которыми свидетели не могут закрыть двери. На улице Лужской в организацию постучали оперативники Следственного комитета. За вечерними чтениями они застали 50 человек. Некоторых – задержали.

Оперативники искали материалы экстремистской направленности. Проще говоря, запрещенную литературу. Российские суды за последние годы внесли в федеральный список экстремистских материалов 15 книг иеговистов, несколько номеров журналов "Пробудитесь!" и "Сторожевая башня" и десятка три брошюр.

В Русской же православной церкви предупреждают: внешность обманчива. Иеговистов там называют не иначе, как сектантами. И добавляют: смотреть на проблему надо шире. В том числе предостерегают от увлечения саентологией.

"Руководящие органы этих организаций, как и все тоталитарные секты и деструктивные культы, они преследуют определенные цели. Цели очень просты: власть и деньги", – уверен председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской Епархии протоиерей Георгий Йоффе.

По-своему смотрят и в академической среде на борьбу с сектами. Причем так называть их, подчеркивает профессор Стецкевич, неправильно. В его трактовке – это миноритарные религиозные группы.

"Любая, в том числе и мировые религии, как христианство и ислам, они начинались, если использовать эту терминологию, как секты. Что, собственного говоря, такое община И.Христа? Она начиналась как небольшая религиозная организация, используем этот термин, как секта в рамках иудаизма", – считает доцент СПбГУ Михаил Стецкевич.

"Государство светское очень плохо приспособлено для регулирования вероучительной религиозной жизни. На мой взгляд, существуют основополагающие документы в виде УК, АК и Конституции. И на мой взгляд их вполне достаточно, если какая-то организация выходит за рамки дозволенного, предъявить к ней какие-то санкции",– уверен ведущий сотрудник Международного центра апологетических исследований Дмитрий Розет.

28-я статья конституции среди прочего гласит: "каждому гарантируется свобода вероисповедания". Впрочем, на практике надо выбирать церковь, у которой есть регистрация в Минюсте. Хотя и этого может быть недостаточно.

Печальная история семьи Гришиных активно обсуждалась в российских СМИ в прошлом году. ей были посвящены телепрограммы, сюжеты в новостей, несколько газетных статей. Все началось с того, что 18-летняя Соня Гришина привела в родительский дом жениха Эдуарда Мурадяна. Молодые стали жить вместе Сониной комнате,. Молодой человек стал требовать ребенка и девушка забеременела и ушла из дома. Вернулась через несколько месяцев и заявила.что хочет продать квартиру. которую ей подарили родители на 18-летие. Оказалось что она живет с родственниками мужа, которые постоянно переезжают, так как являются эмигрантами из Армении. Девушка добивается продажи квартиры, отказывается показывать родителям ребенка и те не знают где их дочь и внучка. Странности всей этой истории родители Сони Гришиной объясняют тем, что Эдик Мурадян…. свидетель Иеговы, который хотел завлечь в секту девушку из богатой семьи. Заподозрив, что Мурадян и его семья являются “сектантами” Игорь Гришин обратился за помощью в антикультовую организацию. Центр религиоведческих исследований им. Иринея Лионского, который возглавляет Александр Дворкин. Без сомнения семья Гришиных нуждалась в помощи и поддержке. Как я уже говорил в предыдущей статье антикультовые группы хоть и заявляют своей целью защиту семьи и отдельных граждан от предполагаемых на-рушений законодательства со стороны религиозных меньшинств, но в действительности их целью является борьба с религиозными меньшинствами с использованием любых доступных методов. То что антикультовые группы мало заинтересованы в помощи семьям, очень хорошо видно на случае семьи Гришиных.

В рамках пропагандисткой кампании против религиозных меньшинств про случившиеся с семьей Гришиных было снято две телепрограммы:”Люблю не могу” и “ЖКХ”. В обеих программах “эксперты” и ведущие старались помочь семье Гришиных решить проблему. Компания “экспертов” была подобрана весьма своеобразная. В программе:”Люблю не могу” рассчитанной на домохозяек с очень средним уровнем интеллекта выступали адвокат Корелов, священник иеромонах Дмитрий(Першин) , и сам гуру сектоведения, человек заслуживающий премии им. Геббельса, если бы такая существовала, Александр Леонидович Дворкин. В рассчитанной на домохозяек с просто средним уровнем интеллекта, программе “ЖКХ” экспертами выступали депутат Гос. Думы России, актриса третьего плана пятисортных российских сериалов, адвокат Александр Корелов, священник Олег Стеняев, и временно отпущенный из под надзора коллег, психиатр Кондратьев. и конечно ни одного религиоведа, адекватного психолога на такие программы не приглашают.Ну и конечно. в этих программах не обошлось без бывших свидетелей Иеговы, которые имели хоть зеленое понятие об их взглядах. Создается впечатление, что депутаты, телезвезды, певцы, просто хорошо пропиаренные проходимцы, являются универсальными экспертами на все случаи жизни. Кому может помочь это фрик-шоу непонятно, разве что заказчикам, которым нужно пугать людей сектами. Для того что бы помочь человек решить проблему нужно правильно определить ее причину. В телепрограммах это проигнорировали. “Виноваты свидетели Иеговы” – это утверждение было взято за аксиому. Но изложенные в программах сведения вызывали сомнения в причастности свидетелей Иеговы к этой проблеме.

В программе “Люблю, не могу”, мать Сони Гришиной описывает поведение семьи ее зятя, и утверждает, что потом, она узнала что свидетели Иеговы не празднуют дни рождения, свадьбы, не имеют паспортов, никоим образом не служат государству, девушку лишили общения со внешним миром, свидетелям Иеговы не рекомендуется обращаться за медпомощью, молодой человек стал жить с девушкой, заставлял ее забеременеть. Единственной что из всего этого списка характерно для свидетелей Иеговы – не празднование дней рождения. Все остальное полностью противоречит взглядам свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы не одобряют отношений с людьми не разделяющих их взглядов, не может быть речи ни о каком сожительстве до брака. Скорее всего родители Сони обратились в антикультовую организацию где им рассказали о сектах, посоветовали что-то о них прочитать и уже прочитанное Гришины спроецировали на ситуацию, стараясь объяснить что происходит. Но никто не задался вопросом а на чем основана уверенностью, что девушка стало свидетелем Иеговы? В передаче не предоставлено ни одного доказательства этого. Не было представлено таких доказательств и в программе “ЖКХ” . Вот вам и антикультовая помощь – ваш родственник в секте, в какой для антикультистов в доном случае не имеет значения, но поскольку сейчас боремся со свидетелями Иеговы, убедим клиента что дочь стала их последовательницей, и на этой истории создадим пропагандистский материал. О какой помощи семье тут можно говорить? Через несколько месяцев после этой передачи я переписывался с Александром Кореловым и спросил у него действительно ли Соня Гришина была свидетелем Иеговы? Он ответил что он убежден, что да она попала к свидетелям Иеговы. Но когда я попросил привести доказательства он несколько раз уходил от ответа. То есть все основано на убеждении работника антикультисткого центра, с репутацией предвзятого, и не всегда адекватного человека, известного своейненавистю и нетерпимостью к свидетелям Иеговы и другим религиозным меншинам. Где гарантия что Александр Корелов не страдает от паранойи, что вполне можно заподозрить после его выступлений в СМИ, и что секты, в частности свидетели Иеговы ему не мерещатся на каждом шагу?

Особого внимания заслуживает участие и реакция на эту программу со стороны бывших свидетелей Иеговы, которые активно сотрудничают с антикультовыми центрами. В передаче “Люблю не могу” участвовала Полина Мухина, бывшая свидетельница Иеговы, участвующая в написании книги “Некуда Идти”. Историю Сони Гришиной она услышала на передаче, что подтверждается ее словами в начале ее выступления. Но когда я спросил Мухину, почему она не опровергла недостоверную информацию о свидетелях Иеговы не указала что принадлежность Сони к свидетелям Иеговы сомнительна и где же была ее совесть, она ответила что о Гришиных ничего не знает, совесть – это страх наказания, а в передаче она участвовала по личным мотивам. Какие это были мотивы ясно их ее слов в программе - показать себя, очернить свидетелей Иеговы. А помочь семье Гришиных узнать что происходит с их дочерью? Зачем, Ведь цель стоит более глобальная – дискредитировать свидетелей Иеговы, а история Гришиных, лишь средство и не более того.

По-другому отреагировали на передачу “Люблю не могу” на отступническом форуме Фельдмана. Вот сообщение от пользователя под ником Снусмумрик, за которым скрывается активный отступник Виктор Корецкий:

Остальные завсегдатаи форума так же были согласны, что история странная и вряд ли имеет отношение к свидетелям Иеговы. Но в другой передаче – “ЖКХ” , Виктор Корецкий присутствовал вместе с другим отступником Павлом Зверевым, от них прозвучали совсем другие комментарии, которые никоим образом не ставили под сомнения историю Гришиных и причастность к этой истории свидетелей Иеговы. И Корецкий и Зверев являются воспитанниками Олега Стеняева, который присутствовал на программе в качестве “эксперта”, и который действительно хорошо знает взгляды свидетелей Иеговы, и слыша в программе явную неправду от Игоря Гришина и профессора психиатра Кондратьева, он так же молчал. Когда я задал вопрос Звереву по поводу его участия в сомнительных телепрограммах он ответил, что не несет ответственности за сюжеты и что ему все равно на репутацию каналов и телепрограмм, он за любой пиар. И таким людям, к сожалению доверяют, обращаются как к “экспертам”. Именно к организациям созданных бывшими свидетелями Иеговы советовал обратится Гришиным Олег Стеняев. Но интересует ли такие организации благополучие семей обращающихся к ним людей? Если и интересует то в последнюю очередь, главное для них – пиар, собирание компромата на свидетелей Иеговы, желание отомстить бывшим собратьям по вере, за какие-то личные обиды или неудачи, вызвать ненависть и предубеждение против свидетелей Иеговы в обществе. Слова о помощи семьям пострадавшим от свидетелей Иеговы, всего лишь красивые слова, пиар, обманный прием для привлечения информаторов, кторых используют в своих целях.

Из-за отсутствия надежной информации о семье Гришиных не представляется возможным сделать выводы о том что же в ней происходит. Нет не единого доказательства причастности свидетелей Иеговы к проблемам семьи Гришиных, или что эти проблемы возникли под влиянием убеждений свидетелей Иеговы. Вывод из всего сказанного выше следующий – в результате “помощи” антикультистов семья Гришиных нашла удобное объяснение происходящего, но которое вряд ли соответствует действительному положению вещей. Конечно в таком случае они н могут правильно действовать и все это только усугубляет проблему в этой семье. Попытка журналистов связать данную историю со свидетелями Иеговы, привела к тому что у многих возникло или закрепилось предубеждение к свидетелям Иеговы. Последствием могут быть уже вполне реальные проблемы в семьях будущих и действующих свидетелей Иеговы. Единственный способ как можно противостоять влиянию таких телепрограмм – относится к ним критически. не воспринимать информацию, которую не возможно проверить лично, как руководство к действию,а лучше всего игнорировать просмотр подобных интеллектуально убогих программ. Не будет на них спроса и они исчезнут с телевидения сами.

Впервые о Свидетелях Иеговы я услышал, когда мне было 5 лет.

Я отдыхал в гостях у своих бабушки и прабабушки, живших в Харьковской области на Украине. Меня туда бабушка увезла погостить.

Как раз в это время с моей мамой познакомились Свидетели Иеговы. Об «истине» ей стала рассказывать молодая пионерка Ирина Лёнькина, сидя рядом с ней прямо в вагоне метро.

Вскоре с мамой было начато изучение. На котором моя сестра также стала регулярно присутствовать. Успев изрядно впечатлиться и проникнуться новыми знаниями, они поехали забирать меня. По дороге домой стали рассказывать мне о новоприобретенной вере.

Некоторые мои начальные представления о религии предстояло обновить, а устаревшие забыть. Ведь до этого случая я уже успел пару раз вместе с отцом посетить католический костел!

Впрочем, даже причастие мне там принять не удалось. Священник обходил всех с какой-то позолоченной тарелочкой, и я думал, что все с этой тарелочки что-то берут. Безуспешно повозил я своей рукой в варежке по тарелочке, но она была пуста, и мне ничего не досталось, а священник прошел мимо. Как уже потом мне объяснили, оказывается, надо было открыть рот и терпеливо ждать. А не шарить самому в поисках вкусностей.

По возвращению домой я стал регулярно присутствовать на изучениях Библии, которые проводились по книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле».

Конечно, нас с сестрой увлекала идея оказаться в Новом Мире, где будет много добродушных животных, не причиняющих вреда людям и даже друг другу. Райское будущее стало неотъемлемой частью наших игр и рисунков.

А еще мы каждое воскресенье стали ездить «на поляну». Под этим выражением подразумевалась большая еженедельная встреча Свидетелей Иеговы, которые приезжали сначала на станцию метро «Девяткино» (Ленинград), откуда на электричке ехали в Кузьмолово. И там в лесу, на поляне, проходили собрания. Помню, как толпа Свидетелей, человек 100 или даже 150, шла от станции к месту собрания, на глазах у изумленных дачников.

Стиль проведения, регламент и содержание встреч тогда сильно отличались от мирового западного стандарта. Веселой отсебятины, например, полетов фантазии тогдашнего одиозного старейшины, пожилого Николая Петрова, было гораздо больше, нежели пару лет спустя, когда приехали иностранные специальные пионеры из Финляндии и Польши. Он вообще был забавный дед - когда толпа Свидетелей Иеговы шла от станции к месту встречи, он нередко шел поодаль, по кустам и оврагам, и проверял, нет ли слежки. Он часто носил кожаную куртку или плащ, и сам был немного похож на чекиста.

Существенно реже, несколько раз за лето, проводились более крупные встречи, длившиеся целый день, и в другом месте - в районе речки Каменки. Это было что-то типа однодневного районного конгресса. И как на всех конгрессах, там проводилось крещение.

И в начале лета 1990 года, на одном из таких «конгрессов» крестилась моя мама. В тот же день крестился Георгий Поляков, Валера Помогайкин с супругой, и другие легендарные Свидетели Иеговы тех лет. Крестителями были старейшина и помазанник из Эстонии Евдокимов и другой старейшина, Станислав Живель, оттуда же.

Через месяц мы с мамой, сестрой и семьей Помогайкиных отправились на международный конгресс в Польшу. Из-за наличия маленьких детей (мне 5, моей сестре 8, а дочке Помогайкиных вообще 1,5 года) решили лететь на самолете. Нам запомнился один эпизод из этого полета. В середине пути горящий рвением Помогайкин взял в руки Библию, и отправился проповедовать сидящим рядом пассажирам. Тут стало происходить что-то невообразимое! Сидящие вокруг многочисленные грузины повскакивали со своих мест, и стали нас всех обнимать, целовать, и щипать пальцами за щеки! Оказывается, это были грузинские Свидетели, летящие на тот же самый конгресс, куда летели со всего Союза.

Данная бурная встреча (летели-летели спокойно, и вдруг как давай обниматься!) стала шоком для мирно летящих в Варшаву мирских китайцев и японцев.

Я не так много помню о том конгрессе, помню лишь большое скопление Свидетелей Иеговы, пение многотысячного стадиона, получение новой литературы. Еще помню, что мы все жили в школе, и спали на матрасах. Как рассказывали взрослые, школу эту окружили молодые католические фанатики, которые кидались в окна камнями, и обстановка снаружи была неспокойной. Но один неслабый стрессовый момент я запомнил отчетливо, не столько в плане картинок, сколько в плане ощущений.

Дело в том, что я чуть не расстался с жизнью из-за сильного отравления. Добрые сестры угостили нас копченой колбасой, которая проделала долгий путь в Варшаву из Ленинграда на автобусе, и, судя по всему, приобрела неслабый отравляющий эффект, нечто вроде ботулизма. Очевидцы потом говорили, что у меня было отравление вплоть до пены и судорог, частичная потеря сознания. Скорую вызывать не хотели, видимо, боясь огласки. Спасло меня лишь принесенное кем-то из польских братьев некое средство из народной медицины, которое и спасло мне жизнь. На следующий день отголоски этого происшествия вернулись, когда прямо на стадионе меня скрутил сильный спазм и резь в животе, так что я не мог самостоятельно идти. На стадионе уже была квалифицированная медпомощь, где мне могли дать необходимые медикаменты. В палатку медпункта меня отвезли, посадив в детскую коляску Полины Помогайкиной.

После этого мои приключения со здоровьем благополучно закончились. На самом стадионе мы познакомились с польскими Свидетелями, которые пригласили нас жить у них дома оставшиеся дни до отъезда.

Наверно, потому что в марте 1991 года Свидетели Иеговы в России получили официальную регистрацию, тайные собрания на природе прекратились, и пришло время встреч на квартирах и в первых арендованных залах. Иностранные братья и сестры стали приезжать все чаще, черно-белые журналы постепенно уступили место редким, а потом регулярно поступающим цветным. Книга «Ты можешь жить вечно в раю на земле» стала более доступной широкому кругу Свидетелей Иеговы, а еще каких-то полгода назад была только у старейшин и пионеров.

Тогда же стали частым явлением «миссионерские» поездки в отдаленные города, куда доехать можно было только на электричке или автобусе. Термина «неназначенная территория» тогда еще не было, хотя это как раз она и была. Таким местом регулярных проповеднических вылазок для нашего собрания стал город Выборг. Рано утром, часов в 6-7 утра мы с мамой и сестрой доезжали на метро до Финляндского вокзала, чтобы затем провести 3,5 часа в компании молодых и веселых пионеров, которые вместе с нами ехали заниматься самым важным делом на земле - проповедью выборжанам. До сих пор помню дух романтики и приключений, царивший в этих поездках. Было весело и не скучно. Чаще всего меня отправляли третьим в паре двух пионеров, т. к. полноценной боевой единицей я еще не был. Помню, уже под вечер, у меня по каким-то причинам испортилось настроение, и сестры Оля Вергилес и Ира Гуренчик раскачивали меня за руки и за ноги, и опускали в кучу осенних листьев, чтобы как-то развеселить и переключить на позитив. В этот момент мы находились в центральном парке, где еще установлен памятник лося.

Как-то раз по дороге из Выборга было какое-то происшествие или авария на путях, из-за которого наша электричка простояла на станции «Кирилловское» целых четыре часа! Чтобы скрасить ожидание, играли и развлекались, как могли. Вернулись в город уже очень поздно, и дежурные на станции метро «Удельная» сами пропустили нас на последнюю электричку без пятаков, чтобы мы только успели добежать по эскалатору вниз и уехать.

В этом же году, когда мне исполнилось 6 лет, я с третьей попытки стал некрещенным возвещателем.

Братья, проводившие со мной собеседования, хоть и делали скидку на мой возраст, и схема их вопросов была упрощенной, но все же хотели услышать от меня более вразумительного понимания некоторых учений, и конкретных ответов, поэтому первые пару раз «зарубили» мои попытки.

Помню один эпизод, когда я сопровождал в служении свою маму и еще какую-то сестру. Были на участке рядом неподалеку от нашего дома, а в качестве слушателя нам попался какой-то умный и образованный дядя, кажется, профессор. Мне, как и большинству детей-СИ, часто давали зачитать библейский стих (в 5-6 лет я уже бегло читал). А тут меня, помимо этого, угораздило еще ввернуть какую-то фразу от себя по обсуждаемой теме.

В конце беседы тот дядя сказал взрослым: «Вы только не давайте ему говорить». В контексте его слов это значило, что «все это, конечно, очень мило, и даже если он говорит что-то в тему, но могут встретиться гордые и образованные люди, которых мое участие в разговоре может раздражать». Услышанное меня, конечно, несколько задело. Вскоре мы вернулись домой, и тут мама вспомнила, что осталась еще парочка повторных посещений. На что я с готовностью ей сказал: «А давай еще пойдем!» И мы вернулись на участок еще на полчаса.

Хотя участие в проповеди от двери к двери всегда, всю жизнь, было для меня стрессом, но именно фактор преодоления страха и неуверенности приносил сразу после служения облегчение и радость. Даже в более взрослом возрасте.

В то время были непростые моменты, когда в стране наблюдался дефицит всего, и особенно еды. Я ясно помню, как на прилавках близлежащего магазина были одни консервы «морская капуста».

Организация тогда активно помогала своим соверующим в Питере. Был период, когда приходила гуманитарная помощь из Швеции, Дании и Финляндии. Было такое, что как-то в нашей квартире устроили временный склад такой гуманитарки для всего собрания. Часа в 2 ночи, чтобы не привлекать внимание, добровольцы-братья таскали 12-киллограммовые картонные коробки к нам на этаж и в квартиру. От света и шума от их ходьбы мы с сестрой проснулись, и сквозь стеклянную дверь в нашей комнате, в 4 глаза наблюдали за этим процессом.

В каждой такой коробке было сухое молоко, мюсли, очень вкусный сыр с большими дырками, консервированная тушенка и ветчина, и эти консервы открывались по кругу ключом, прикрепленным к донышку. Братьев и сестер, кто по спискам получал от ответственных братьев по коробке на семью, настоятельно просили не раздербанивать и не выкидывать коробки и скрепляющую их ленту прямо тут, у нашего дома. Конечно, многие об этой просьбе тут же напрочь забыли, и вскоре на помойке у нашего дома валялись эти пустые коробки и лента. И потому некоторые наши соседи еще долгие годы думали, что родители торговали едой «для избранных» в то непростое время.

Как-то меня попросили принять участие в программе конгресса, проходившего в ДК имени Горького. Первый, кстати, крупный конгресс в арендованном помещении в Питере. Пункт программы был у старейшины Сергея Васильева. У нескольких братьев и сестер он планировал взять небольшое интервью, как это обычно принято в таких случаях.

Я должен был что-то рассказать о своих духовных целях. В частности, фразу: «Я хочу креститься, и носить микрофон в Зале Царства». Но случилось так, что на финальной репетиции, минут за 20 до выхода на сцену, меня невольно смутил и напугал один брат, который взахлеб рассказывал другим взрослым ответственным братьям, о том, что только что в подвале ДК обнаружил некоего известного отступника, который сидит там, «весь опутанный проводами», и явно строит какие-то козни. Эта история, наряду с безусловным волнением перед выходом на сцену, во время самого выступления сделала свое черное дело: я поймал полнейший ступор, и не мог вымолвить ни слова. Только после длинных пауз и наводящих вопросов ведущего я с огромным трудом смог вымолвить пару отрепетированных фраз. Спустя уже много лет я неоднократно слышал, что многие, кто тогда видел мое смятение, сильно за меня переживали и болели.

Летом 1991 мы всей семьей были на областном конгрессе «Чистый Язык», проходившем в Таллинне. На том конгрессе крестились мой отец и моя сестра.

Нас разместили в свидетельской семье. И как годом ранее, в Польше, в этой поездке тоже не обошлось без происшествий. Мы с сестрой и с хозяйской дочкой отправились гулять во дворе вокруг местных пятиэтажек, на детскую площадку. Какая-то девочка там качалась на тяжелых железных качелях. А я на что-то засмотрелся, и не контролировал зону, до куда могут долететь эти качели. В итоге качели прилетели мне в голову, со всей силы стукнули, и рассекли бровь в сантиметре от глаза.

Было много крови, и другие дети повели меня обратно, туда, где мы жили. Забавно, что в этот момент моей маме кто-то из взрослых рассказывал о только что произошедшем по соседству несчастном случае, где некому ребенку «снесло полголовы». И тут меня окровавленного приводят. Совпадение, но пугающее. Конечно, у меня все было не так драматично. Помню, как сестра Ольга Квашнина оттирала мне холодной тряпкой кровь и обрабатывала рану. Через пару часов, чтобы как-то взбодрить, меня одного, без мамы, взяли на экскурсию на «Москвиче» по Таллину и окрестностям. В тот день я попробовал знаменитое таллинское мороженое, а на берегу Балтийского моря впервые в жизни увидел водные мотоциклы.

Мой первый грех в качестве некрещенного возвещателя

Моя мама изучала с одной семьей, у которых было две дочери, примерно моего возраста. Мама, как и положено, приглашала кого-то из взрослых братьев, чтобы тот проводил занятие, делая акцент на главу семьи, ну а мама на его жену. Чаще всего я присутствовал в той же комнате и активно участвовал в обсуждении. А иногда, когда велись разборы сложной и замороченной "синей книги" (так называли тогда книгу "Объединены в поклонении единому истинному Богу", которая была обязательна для изучения после "красной книги" - "Жить вечно", и была необходимой, чтобы креститься). Иногда у главы той семьи, не глупого и чуть язвительного мужика, оказывалось слишком много вопросов (кстати, он и их дочки Свидетелями так и не стали, в отличии от их матери). И в такие моменты меня могли отправить играть в комнату к их дочерям.

Одна из них, звали ее Таня, видимо, услышала, что взрослые жарко обсуждали вопрос о переливании крови. И решила провести надо мной эксперимент. Когда мы сидели с ней вдвоем в комнате, - мне 6 лет, а ей 7, - то она предложила мне целый "Гематоген". Я же был твердо научен, что именно эту шоколадку Свидетели Иеговы не едят. Там компоненты крови! На что хитрая девочка сказала: "ну немножечко, маленький кусочек! Я никому не скажу". На что я дрогнул и съел предложенный крошечный кусок шоколадки. Конечно, она не сдержала обещание, и в ту же секунду радостно побежала докладывать взрослым. "А он согласился! А он съел гематоген!" Меня не сильно ругал брат, проходивший занятие, просто мягко укорял. Но у меня от стыда и ощущения предательства горели уши, и я готов был провалиться сквозь землю.

Конгрессы и стройки после 1992 года

В 1992 году в Питере проводился огромный международный конгресс, под названием «Носители света». Туда приехало множество народа со всего бывшего Советского Союза, почти все финские Свидетелей Иеговы, для которых была отведена половина стадиона. Конечно, не обошлось и без членов Руководящего Совета. Для них было предусмотрено посещение Ленинградской публичной библиотеки, где им дали посмотреть, а может даже и подержать в руках, фрагменты «Ленинградского кодекса», древнееврейского свитка части Библии, который здесь хранится.

1992 год, члены Руководящего совета возле публичной библиотеки. Слева направо: жена Ярача, жена Хеншеля, Джон Барр с женой, справа Альберт Шредер с женой

В то же самое время к моему отцу обратился его друг, так и не ставший примерным интересующимся Свидетелем Иеговы, ибо был весьма образованным атеистом. Он сообщил ему о том, что в Курортном районе, в дачном поселке Солнечное, продается участок бывшего пионерского лагеря, и что именно сейчас хороший момент для покупки (все в стране тогда сильно обесценивалось). Мой отец связал этого человека, продавцов участка, и потенциальных покупателей - ответственных братьев. Из немецкого филиала в Зельтерсе приехал координатор Вилли Поль, из Бруклина Сэм (он же Алекс) Йорк, представителем финского филиала был Паули Сивонен. В результате успешных переговоров этот участок был куплен.

Таким образом, непосредственно благодаря участию и содействию моего отца Свидетели Иеговы заполучили это прекрасное место, где и могли успешно жить и находиться на протяжении 26 лет.

Поскольку моя семья плотно общалась со многими строителями, руководством и различными работниками из числа обитателей Солнечного, все мое детство я постоянно там гостил, чаще всего ездил туда с отцом вдвоем, а в период с 1992-го по 1995 год иногда и по нескольку раз в месяц.

Помню, как я проводил время с Майком Полански, который был старше меня на год, он был сыном «серого кардинала» из Бруклина, Альберта Полански. Работникам Вефилей у Свидетелей Иеговы нельзя иметь своих детей, но редчайшим исключением являются те ценные «внештатные» сотрудники, у которых дети уже есть, но родители очень нужны Организации. Жилье им было предоставлено то в отдельно снятом доме в пяти минутах езды от филиала, то прямо на территории филиала.

Вместе с Майком мы могли облазить всю стройку, склады, общались с веселыми и интересными финнами и шведами. Таким образом, это необычное место я знал очень хорошо с момента самого его появления.

1992 год еще запомнился мне тем, что мы с родителями регулярно ездили в Сланцы и в Кингисепп. Цель поездок, была, конечно же, как и всегда - укрепление и внедрение теократии в малочисленных и недавно образованных свидетельских группах. Меня в то время регулярно приглашали на изучения с детьми и молодежью именно как пример «духовного ребенка», который рано решил ставить «духовные цели» и примерно себя вёл. В период 6-10 лет я невольно понимал, что это было потому, что других таких детей вокруг попросту не было, кто являлся бы некрещенным возвещателем, либо был уже крещен. Поэтому за нехваткой других «особо духовных» детей эта роль доставалась мне.

В своем раннем детстве, на основании всего, что я знал из свидетельской литературы, я понимал, что крещение - это очень зрелый и ответственный шаг. На вопрос, хочу ли я креститься, я отвечал, что наверно, лет в 16 или в 20...

К тому же, я никогда не слышал от своих родителей призыв или побуждение к крещению, в духе «не крестишься - не спасешься» или «посмотри на этого, он вот крестился, а ты еще нет». Но несмотря на это, все же пример окружающих не мог на меня не влиять.

Подумал, ну раз основные учения и множество различных деталей поведения в Организации я уже знаю, почему бы не попробовать? Поэтому я изъявил желание креститься. Моих родителей некоторые зрелые Свидетели немного отговаривали от этого, но те считали, что почему бы и нет.

В итоге, со мной провели полноценные собеседования, по трем частям вопросов для крещения из книги «Организованы проводить наше служение». Каждую из частей проводил один старейшина - два польских специальных пионера, Кшиштоф Хапуник, Артур Бауэр, и местный старейшина Кирилл Виноградов. По итогам собеседования никаких препятствий к моему крещению не возникло. Поэтому успешно его пройдя, я крестился 27 июля 1993 года на конгрессе «Божье обучение», на стадионе «Локомотив» в Москве (на фото я иду к бассейну).

Специально для этого конгресса был издан сокращенный вариант сборника песен, переведенных на русский язык, светло-зеленого цвета. (В нем публиковалось не более 50 песен из тех 225, которые были в ходу у остального свидетельского сообщества за рубежом). Этот песенник года на полтора стал «знаменитым» - очень странным и смешным сопровождением собраний. Конечно же, из-за «трудностей перевода».

«Люди чтут божков своих, истинный Бог мертв для них»; «Слуги Иеговы беспечно не живут. И миру, властителям угождать не прут» - вот немногие из цитат оттуда.

Ну, к слову сказать, потом он был переиздан, а следующий за ним, коричневый песенник в твердой обложке, «как за границей», был переведен не намного качественнее. Его, по рассказу очевидцев, в немецком филиале в Зельтерсе переводили на русский язык выходцы с Украины. Предварительный результат их трудов увидел знаменитый Анатолий Тимура, и, по его словам, что успел исправить, то исправил.

1993-1995 годы стали очень насыщенными с точки зрения впечатлений для меня и моих близких, во многом потому, что в эти годы в Санкт-Петербург стали приезжать самые первые финские, а затем и польские, специальные пионеры. Вокруг меня тогда плотно создался имидж «серьезного мальчика с книжкой», неулыбчивого и погруженного.

Конечно, в семье я был обычным ребенком. Но в свидетельском социуме я естественным образом входил в тот образ правильного внешнего поведения, к которому был приучен с 5 лет. И поэтому мы с сестрой были признательны и благодарны тем нескольким полякам, которые сумели разглядеть в нас простых детей, и уделяли нам много личного свободного времени, просто гуляя с нами, приглашая нас в гости и всячески «раскрепощая» наш свидетельский внешний зажим.

Мое крещение, я иду из бассейна и типа случайно оказываюсь рядом с Ярачем

Особенно нам запомнилась молодая польская специальная пионерка, Анна Смок, которая несколько лет до того, как стать Свидетелем Иеговы, успела побыть католической монахиней. Большинство специальных пионеров учили в Питере русский язык, а затем холостые братья или супружеские пары уезжали вглубь страны в качестве районных надзирателей, а менее крутые братья и одинокие сестры уезжали просто специальными пионерами. Анна Смок вместе с напарницей Талитой в 1996-м уехала служить в Ульяновск. Оттуда она писала нам много писем. В частности, о том, какой культурный шок у них произошёл от местных Свидетелей, их традиций и привычек в быту. Вплоть до того, что тамошние члены собраний питались практически одной картошкой, жили очень бедно. И не имели особой привычки к чистоплотности, например могли мыться раз в две недели. А от иностранок, имевших обыкновение принимать душ дважды в день, были в шоке, и считали их «принцессами».

Те в свою очередь сообщили о тамошних «заморочках» районному-надзирателю, поляку. И в свой следующий визит в собрания той местности, он в своей речи особое внимание обращал на чистоту в быту, и безапелляционно заявил, что «половые органы надо мыть каждый день!»

В период с 1991 по 1996-й годы нашу семью постоянно привлекали к участию в программах многотысячных конгрессов. То интервью, то участие в обучающей сценке или в библейской костюмированной драме. В 1995 году, в драме про пророка Илию и поклонников Ваала, я сидел на сцене в массовке, в толпе «израильтян». Годом позже я принимал участие в записи озвучивания драмы про судью Гедеона, где играл роль 12-летнего мальчика, пытающегося бросить курить и побороть давление сверстников. Голоса моих «родителей» в этой постановке записывали Анатолий Тимура и Наталья Топоркова. Отца Гедеона, вставшего на защиту сына, озвучивал Юрий Топорков, знаменитый на весь Питер своими театральными докладами. И за нехваткой ресурсов он же озвучивал одного из нескольких злодеев из толпы, желавших Гедеону смерти за то, что тот разрушил жертвенник Ваалу и срубил священное дерево, произнеся измененным голосом: «Дааа, убьем его!»

Поскольку других «особо духовных» крещенных детей, Свидетелей Иеговы, было крайне мало, меня привлекли и к игре на сцене той же самой роли, для которой я записывал озвучку.

Ну а потом была школа пионеров, юношеские размышления, "любовь во время чумы" с сестрой, которая была старше меня на много лет. Но обо всём этом вы узнаете в следующий раз из «Ежегодника 2019».

Религиозная организация "Свидетели Иеговы", которую требует запретить, пытается спасти свою недвижимость в Петербурге. Как выяснил "ДП", иеговистам есть что терять: в Петербурге в собственности российских юрлиц религиозной организации находятся земли и здания стоимостью до 1,5 млрд рублей.

При этом в распоряжение "ДП" попало письмо российского управленческого центра иеговистов, направленное старейшинам всех общин. Судя по всему, они планируют перевод всех земель и зданий в собственность иностранных юрлиц. В многостраничной инструкции старейшинам рассказывают, как оперировать недвижимостью после ее передачи зарубежным юрлицам. По такой схеме иеговисты могут продолжить работу в России, уйдя "в подполье".

Есть что терять

Иеговистам, вероятно, потребуется переводить все здания и земли в собственность зарубежных владельцев, поскольку Минюст попросил обратить взыскание на всю их недвижимость и земли в России. Об этом на прошлой неделе сообщил судья Верховного суда Юрий Иваненко, ссылаясь на материалы дела.

Интересно, что юристы религиозной организации сразу же заявили, что изъятие объектов невозможно, поскольку ими владеют иностранные организации из Испании, Швеции, Норвегии и Австрии.

Однако только в Петербурге, по данным , в собственности российских юрлиц - иеговистов находятся как минимум 9,1 га земли и несколько зданий общей площадью около 3,5 тыс. м2 (выписки из Росреестра есть в распоряжении "ДП").

Все эти активы принадлежат организациям "Управленческий центр свидетелей Иеговы в России" и "Свидетели Иеговы Санкт-Петербурга". Первой владеют объединения иеговистов городов Тутаев, Сальск и Ейск, второй - 15 собственников, по данным на 2003 год (более свежих данных организации не предоставляли).

Рыночная стоимость этих активов составляет не менее 1 млрд рублей, а при детальной оценке может достичь и 1,5 млрд рублей, отмечает заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей .

Недвижимость "Свидетелей Иеговы" в Петербурге и других нетрадиционных религиозных организаций


"Зал конгрессов" на Коломяжском проспекте

Для больших праздников и лекций "Свидетели Иеговы" используют "Зал конгрессов" на Коломяжском проспекте, 21. Непосредственно в собственности российских иеговистов, по данным Росреестра, там находится участок 9,9 тыс. м2 и здание 6 тыс. м2.

"Вефиль" в Солнечном

Элита "Свидетелей Иеговы" обитает в "вефиле", он же - "дом Бога", который расположен в поселке Солнечный Курортного района, на Средней улице, 6, на площади более 7 га. До 1992 года там находился детский лагерь. Религиозная организация купила эти земли и здания на них на аукционе. Вся земля и основное здание под литерой В на этом участке, в отличие от всей прочей недвижимости, принадлежат организации под названием "Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов Пенсильвании", по данным .

"Залы царств"

Кроме того, иеговисты собираются в "залах царств". Это типовые здания для регулярных встреч около 2 раз в неделю, которые вмещают около 200 человек. По словам самих иеговистов, в Петербурге у них 15 "залов царств". В собственности российских юрлиц иеговистов в Петербурге "ДП" обнаружил три таких "зала царств" и несколько участков земли под ними: на Лужской улице, Съезжинской улице и улице Черняховского.

КОММЕНТАРИЙ

Вице–президент Becar Asset Management Group

Любой объект имеет коммерческую привлекательность. Когда объект отнимают, то затрат на его приобретение нет и при определенном дисконте от теоретической рыночной цены его всегда можно продать. Если что–то отнимают, оно сразу же становится перспективным. Самые интересные активы - земля на Коломяжском проспекте и в Солнечном. Участок на Коломяжском очень привлекателен для жилого строительства. Активы в Солнечном однозначно будут востребованны: в Курортном районе с каждым годом становится все меньше свободной земли.

От Иеговы на восток

По заявлению представителя иеговистов, помимо "вефеля" в Солнечном (штаб петербургской общины с лагерем на территории площадью более 7 га), у религиозной организации имеется 15 "залов царств" (места проведения собраний), однако их адреса не раскрываются.

Впрочем, от некоторых активов "иеговисты" успели вовремя избавиться. Например, несколько лет назад, когда кампания против них только начиналась, религиозная организация продала здание на улице Фучика, где как раз располагался один из "залов царств", Эльдару Беглову, сыну бывшего топ-менеджера "ЛУКОЙЛ-Бункера" . Сегодня управляет предприятиями, работающими под брендом " ", стоимость его активов составляет более 1 млрд рублей.

В здании на улице Фучика вместо "зала царств" бизнесмен открыл частную школу "Восточная гимназия", где, помимо общей школьной программы, теперь проходят уроки арабского и татарского языка и культуры. Управляет гимназией Наиль Тугушев, который ранее руководил в Петербурге местными религиозными организациями мусульман "Единство" и "Слово". Стоимость объекта могла составлять до 170 млн рублей, оценивают в . В прошлом году назначение здание изменили с "культового" на "административное" (по данным Росреестра).

Этот участок, как и многие другие, достался "Свидетелям Иеговы" еще в 90-е, когда российские власти были к ним достаточно лояльны. Землю на Фучика иеговистам передавал в бессрочное пользование тогдашний губернатор Владимир Яковлев, а в 2010-х годах они смогли выкупить ее вместе со зданием, поскольку были давними и добросовестными арендаторами.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Международная религиозная организация "Свидетели Иеговы" до 1931 года называлась "Исследователи Библии". Главный религиозно–административный центр организации находится в штате Нью–Йорк.


Построил - отдай

В письме, которое, судя по всему, пару месяцев назад получили все общины "Свидетелей Иеговы" в России, подробно описывается, как оперировать недвижимостью, если она принадлежит иностранным собственникам. Видимо, все свои активы иеговисты собираются вывести за рубеж в ближайшее время.

Письмо, к слову, озаглавлено фразой "Конфиденциально (нельзя распечатывать или сохранять)". Тем не менее в рядах иеговистов нашлись те, кто не последовал этому указанию. В конфиденциальном письме сообщается, что общинам следует выбрать одного из местных верующих и по договору безвозмездного пользования передать ему здание и земли после того, как они будут переведены в собственность иностранных юрлиц. Это доверенное лицо должно быть старше 25 лет и "обладать необходимыми духовными качествами".

При этом община будет пользоваться этой недвижимостью на основании устной договоренности с верующим, говорится в письме. Нести юридическую ответственность, заключать договоры с монополистами, общаться с местными властями и т. д. предстоит именно верующему.

Также в письме описывается работа проектно-строительного комитета и комитета по эксплуатации религиозной организации. Они следят за недвижимостью каждой общины. По такой схеме иеговисты вполне могут продолжить работу в России, даже если им придется уйти в подполье.

Надо сказать, в сообществе религиоведов к гонениям "Свидетелей Иеговы" относятся в основном критически. Религиоведы, с которыми пообщался "ДП", отмечали, что вслед за этой религиозной организацией под запрет могут попасть и многие другие, разрешенные во всех демократических странах. "Все ли равны перед законом или не все? Если правоприменение равное для всех, то оно же должно применяться ко всем религиям, в том числе и к представителям самой традиционной конфессии", - отметил один из собеседников "ДП".

Более 10 миллионов брошюр религиозного содержания были задержаны на пропускном пункте «Светогорск» Ленинградской области с начала этого года. Отправитель груза - запрещенное в России религиозное общество «Свидетелей Иеговы». Напечатанные в Германии книги адепты готовы передать российским единомышленникам в дар, для бесплатного распространения. Что это за секта, с какой миссией проникает в нашу страну и для чего вербует детей?

На площади Белорусского вокзала посменно несут вахту адепты секты «Свидетели Иеговы». Буклетами заинтересовались студенты православного Свято-Тихоновского университета, но вовремя разобрались. «На нашем курсе читалась лекция сектоведния, поэтому мы в курсе - кто что из себя представляет», - пояснили они.

Виктор - уже не сектант, хотя про «Свидетелей Иеговы» знает больше, чем кто-либо. Знает, откуда появляются женщины-проповедницы на наших лестничных площадках перед квартирой с предложением поговорить о Боге.

"Всем «Свидетелям Иеговы» советуется жертвовать все силы на то, чтобы заниматься самым важным делом на Земле, - рассказывает бывший адепт секты Виктор Корецкий. - Для них это проповедь «от дома к дому», как они приходят по утрам ко всем нам. Они приравнивают это к спасателям тонущего «Титаника». Это для них «дело номер один». И молодежь, молодые женщины говорят - «Я пойду замуж только в Новом Мире», то есть в некоем «раю».

Можно ли поверить, что шестимиллиардное население планеты нечестиво и будет уничтожено? Что останутся лишь те, кто уверовал в Царство Божье, которое вот-вот настанет? И спасти себя можно, только вступив в братство «Свидетелей Иеговы»? Многие верят, вступая в огромную армию, презирающую любой государственный строй, называя этот мир «блудливым и лживым Вавилоном великим». И с этой мыслью они собираются на стадионах, в залах, конгресс-центрах.

Слет на ипподроме в Барнауле. Другие «Свидетели Иеговы» заполонили целый поселок в Ивановской области. Презирая законы, они ищут законные способы набрать к себе новых членов. «Наше мероприятие подпадает под юридический закон „О богослужении“, - говорит адепт секты Алексей Царьков. - И эта ежегодная практика подтверждена различными инстанциями».

"Свидетели Иеговы" запрещены в Таганроге. Тысячи экземпляров журналов были арестованы на Северо-Западной таможне. Их международный сайт - неясно почему, но работает, хотя Минюст четко определяет: сайт «Свидетелей Иеговы» экстремистский.

На вологодской акции люди выступили против сектантов, заполонивших город. На асфальте - таблички с именами членов секты или их детей, которые умерли из-за того, что в секте по всему миру стоит запрет на переливание крови. И, наконец, секта вербует детей.

Гигантская международная корпорация «Свидетели Иеговы» разрастается. Миф о «зачистке Земли» ради блага одной секты работает. Обычно это происходит возле квартиры. Брошюры отпечатаны в Германии. Но большая часть, как говорят иеговисты «библейской просветительной деятельности», печатается в США, на родине секты, в Бруклине.

"Есть громадная международная корпорация, которая действует как издательский комплекс, который издает тиражами в десятки миллионов экземпляров всю эту макулатуру, - рассказывает профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сектовед Александр Дворкин. - И все члены обязаны эту макулатуру приобретать".

Семеро американских старцев - руководящий совет «Свидетелей Иеговы» - имеют власть, какой нет даже у Папы римского. Миллионы адептов по всему миру, по сути, фанатично готовы на все. Но пока они просто подходят к вам с безобидным вопросом: «Вы читали Библию?».



Вверх