Страшное проклятье пьесы «Макбет

Трагедия «Макбет», как и многие драматические произведения Шекспира, создана на основе легенды о короле-тиране, образ которого так мастерски воплотил автор. Однако исследователи творчества Шекспира и историки пришли к выводу о том, что пафос и сюжет произведения противоречит историческим фактам. Во время правления шотландского короля Макбета поэты-барды, принадлежащие к оппозиционным кругам, создали историю о правителе-убийце, которая и послужила источником для написания пьесы.

Произведение создано в классическом постановочном жанре, что достигается нагромождением сцен, развернутой системой образов и динамическим развитием сюжета. Это стало причиной высокой популярностью произведения. Со времен Шекспира и до наших дней трагедия «Макбет» входит в репертуары театров всего мира, известны также многочисленные экранизации произведения.

«Макбет»: краткое содержание пьесы Шекспира

Пьесу открывает разговор трех ведьм. Они назначают следующую встречу, когда один из полководцев победит другого. На пустырь, где состоится сбор ведьм, по их словам, непременно придет Макбет.

С поля боя прибывает сержант, который доносит шотландскому королю Дункану новости о славной победе его родственника и одного из лучших полководцев Макбета над ирландцами. На шотландскую армию нападают норвежские войска, объединившись с бывшим союзником Дункана – Кавдорским таном. И снова блестящий военачальник одолел противника. Король велит казнить перебежчика, а титул Кавдорского тана заслуженно дарует победителю.

На пустыре в грозовую погоду снова встретились три ведьмы. Их замечают движущиеся в резиденцию Дункана полководцы Макбет и Банко. Ведьмы приветствуют Макбета в качестве Гдамисского тана – его законного титула, Кавдорского тана и будущего короля Шотландии. Польщенный Макбет просит их рассказать о будущем Банко. Они видят его не королем, но предком будущих монархов.

Подданные короля поздравляют полководцев с победой, а Макбета еще и с новым титулом. Ему кажется, что пророчества ведьм начали сбываться. В мечтах Тан уже видит себя на троне, но, уважая короля, он не сможет решиться подлый поступок.

Король славит победителей и раздает почести. Чтобы показать Макбету свое почтение, монарх обещает остановиться в его замке. А сына Малькольма объявляет своим наследником. Макбет взбешен эти фактом. Видя в принце своего соперника, он уже готов на все, только бы заполучить трон.

Леди Макбет получает от супруга послание, из которого узнает о предсказаниях. Она считает, что лучшей кандидатуры на трон не найти, но мужу не хватает решительности. Она решает взять инициативу в свои руки. Как только Макбет прибыл, супруга твердо заявила, что нужно уничтожить короля в ту единственную ночь, которую он проведет здесь. Макбет боится совершить преступление и быть наказанным за него. Жена, обвиняя его в трусости, упорно готовит план: опоить зельем королевскую свиту и убить спящего короля их кинжалами, тем самым отведя от себя подозрения.

Дункан прибывает в замок Макбета и одаривает всех подарками. После ужина отправляется в спальню, куда проникает Макбет и убивает своего монаршего родственника. Таном овладевает волнение, он может придти в себя из-за случившегося, поэтому следы преступления приходится заметать супруге.

Неожиданно раздается стук в дверь. К королю пожаловали одни из влиятельнейших людей Шотландии – Макдуф и Ленокс. В ночном убранстве под видом радушного хозяина Макбет провожает гостей к Дункану, где на лицо картина убийства. В порыве мнимой вспышки гнева Макбет убивает слуг, запятнанных кровью, после чего в их вине никто не сомневается, кроме сыновей короля. Они решают бежать: Малькольм в Англию, а Дональбэйн в Ирландию, что наводит Макдуфа на мысль об их виновности в убийстве отца ради престола.

Как и напророчили ведьмы, новым королем становится Макбет. Бездетный новоиспеченный монарх вспоминает слова ведьм и о Банко, у которого есть сын. Он решает противостоять судьбе, уничтожив обоих. Королевская чета дает пир, перед которым Банко должен отлучиться по делу, обещая вернуться к торжеству. В поездке его сопровождает сын. Узнав об этом, Макбет посылает за ними двух убийц. Они напали на Банко, а сын спасается, чтоб отомстить за смерть отца. На пиру Макбету видится окровавленный призрак Банко, сидящий на его месте. Король вне себя, а леди Макбет объясняет это болезнью.

На пир не явился Макдуф, которого Макбет считает изменником на основе доносов своих шпионов. Во дворце собираются шотландские вельможи и, обсуждая побег Макдуфа в Англию, считают власть короля тиранией.

Макбет снова идет к ведьмам. Они вызвали духов, которые сказали остерегаться Макдуфа. Уверили, что его не убьет ни один, рожденный женщиной. И добавили, что король непобедим, пока Бирнамский лес не двинется на его замок. Довольный король спросил, будет ли править Банко, после чего под музыку вышли образы будущих монархов, позади которых шел призрак Банко, гордясь своими правнуками.

Макбет, узнав о бегстве Макдуфа, посылает наемников уничтожить его семью. Леди Макбет от угрызений совести сходит с ума и умирает. Тем временем в Англии Макдуф уговаривает Малькольма вернуться и свергнуть Макбета, им на помощь приходит военачальник Сиварт – дядя принца. К их армии присоединяется восставший шотландский народ. Узнав об убийстве жены и сына, Макдуф хочет личной мести. Перед штурмом, находясь в Бирнамском лесу, Малькольм велит солдатам вырвать по ветке и нести перед собой, чтобы скрыть численность армии.

Веря пророчествам, Макбет даже не переживает. Но узнает: в младенчестве Макдуфа достали из чрева матери, то есть он не был рожден женщиной, а гонец сообщил, что на замок движется Бирнамский лес. Пророчества сбылись: враги бились насмерть, и Макдуф принес голову тирана. Армия Малькольма победила, и законный наследник пригласил всех на церемонию коронации.

Характеристика героев

Создание системы персонажей, как и история написания, имеет биографическую основу. На самом деле, король Макбет не был тираном и убийцей. Он победил Дункана в честном поединке и благополучно правил многие годы, окруженный уважением своего народа. По мнению исследователей, Шекспир создал свою трагедию, чтобы угодить дальнему родственнику того самого Банко – королю Якову, особо почитающему театр и увлекающегося написанием трактатов о ведьмах и колдовстве. Именно поэтому в произведении образ Макбета принимает подчеркнуто негативный оттенок, а Банко – показан истинным рыцарем.

Символизм в пьесе

Особую роль в развитии сюжета и идейного содержания произведения играет синтетическое включение в композицию пьесы сцен с участием ведьм, в которых с особой патетикой показано шествие будущих монархов из рода Банко.

Мастерство автора в создании персонажей трагедии заключается в развитии образов в течение действия пьесы. Смелый полководец и верный подданный Макбет становится убийцей и тираном под воздействием отравляющих мыслей о славе и уговоров жены. После первого убийства он растерян, но позже испачкать руки в крови уже не так страшно для него. Изменчив и образ Малькольма. После убийства отца он сбегает, чтобы спасти свою жизнь, но в конце не боится умереть за благополучие родной страны.

Трагедия Уильяма Шекспира «Макбет» — одна из самых знаменитых пьес величайшего английского драматурга. Тем не менее, с момента первой постановки шекспировским театром «Глобус» в 1611 году, за пьесой укрепилась дурная слава. Количество постановок в ведущих театрах мира было крайне ограниченным, на провинциальной сцене пьеса практически не ставилась.

В России постановка столь знаменитой пьесы до 1860 года была запрещена на официальном уровне. После снятия запрета еще два года пьесу не ставили, и лишь в 1860 году англичанин Олдриж, гастролируя с труппой Малого театра, решился на постановку спектакля на сцене театра Большого.

Довольно часто приходится слышать признания актеров о страстном желании сыграть главного героя другой трагедии Шекспира «Гамлет». Но часто ли приходилось слышать о желании кого-либо исполнить роль Макбета? Мало кто слышал в своей жизни подобное признание. В чем же причина столь странного отношения к всемирно известной пьесе?В кратчайшем изложении пьесы «Гамлет» и «Макбет» — зеркальные близнецы. Они рассказывают о борьбе добра со злом, в ходе которой главные герои убивают действующего короля и погибают в неравной схватке с силами своих противников. Однако в «зеркальности» изображений и кроется отгадка. Гамлет выступает на стороне сил добра, пытаясь восстановить установленный порядок, под которым в первую очередь Шекспир понимает легитимность правящей династии. Макбет же, одержимый жаждой власти и славы, напротив, убивает законного короля, занимает престол и пытается убить бывшего своего боевого товарища, чьи потомки, согласно предсказанию, станут королями.

Обе пьесы насквозь проникнуты мистикой. Здесь и тень отца Гамлета, и три колдуньи-прорицательницы в «Макбете». Отметим для себя, что эта тема отнюдь не христианская. В целом использование мистики входило в литературные традиции позднего средневековья. Советскими учеными обращение к духам и колдовству толковалась как дополнительный художественный способ. Но так ли к этому относился сам Шекспир?

В том, что великий драматург являлся «добрым христианином» — сомневаются многие. Семья его считалась принадлежащей к запрещенному в те времена в Англии католицизму. Дочь драматурга Сюзанна в 1606 году была включена в официальный список не прибывших к Пасхальному причастию, а в те времена люди относились к таким вещам крайне серьезно. Многие исследователи считают, что Шекспир серьезно увлекался оккультизмом, а, возможно, и черной магией. Ходят упорные слухи, что в реплики героев пьесы «Макбет» вставлены реальные колдовские тексты.Известно, что магические тексты при переводе на другие языки частично меняют содержание и направленность. Более того, в магических текстах зачастую важнейшей составляющей является не общедоступный смысл, а мистические сочетания неких символов, возможно даже из разных слов. Именно этой особенностью определяется отказ Католической и Православной Церквей от перехода на современные языки. Видимо, той же причиной объясняется то, что пьеса в театральных кругах других стран, ничем особо не выделяющаяся, получила в Англии статус проклятой.

После первой же постановки «Макбета» мальчик-актер, исполнявший роль жены узурпатора, скончался прямо за кулисами. В 1672 году для пьесы была сочинена музыка. С момента написания пьесы прошло шестьдесят пять лет, однако музыка мистическим образом усилила «проклятие» трагедии. Даже напевать эти мелодии считалось крайне опасным. Трагедии, постоянно случавшиеся с работниками театров, в которых ставили «Макбет», даже не задействованными непосредственно в спектакле, а также ужас зрителей, воспринимающих магические ритуалы на сцене как реальное колдовство, привели к тому, что пьеса сошла со сцены и была забыта практически на сто лет. Обрушившаяся на Лондон ужасная буря 1703 года сопровождала последнюю постановку.

В начале девятнадцатого века пьесу снова начинают ставить различные театры, и долгое время ничего особенно страшного не происходит – так,мелкие неприятности. То у труппы сборы украдут, то ведущий актер упадет в оркестровую яму, то декорация свалится на «леди Макбет». Однако, предпринятая театром «Олд Вик» из Лондона постановка 1937 года всколыхнула новую волну слухов о «проклятой пьесе». И неудивительно.Основательница театра, в самом спектакле участия не принимавшая, скончалась от загадочной болезни. Известнейший актер Лоренс Оливье, бывший в спектакле и режиссером, чудом избежал смерти во время репетиции – тяжелая декорация рухнула в нескольких сантиметрах от него. Актриса, исполнявшая второстепенную роль леди Макдуф, разбилась в автомобиле.

Среди театральных актеров существует стойкое мнение о «нехорошей» пьесе. Никогда актер не назовет пьесу по авторскому варианту – расхожей заменой стало словосочетание «Та пьеса». Никогда в наше время не используется музыка, написанная в 1672 году. Меняются реплики, и даже изменена редакция четвертого акта. Все оборудование, используемое при постановке, проверяется многократно …. Но трагедии продолжаются.

В 2001 году английский медиум и «верховный жрец британского шабаша белых ведьм» Кевин Карлайон обещал снять с пьесы проклятие. Он собирался при помощи двух «белых ведьм» произвести вызов духа реального шотландского короля Макбета, убитого в 1057 году. Процедура должна была проходить в старинном замке «Коундор», в котором король неоднократно бывал.Однако обещание свое Карлайон не выполнил. Владельцы замка категорически отказали ему в допуске, мотивируя свое решение христианским мировоззрением.

Главные герои трагедии «Макбет » занимают высокое положение в иерархии королевства. Макбету и Банко, двум приближенным короля колдуньи предсказывают великое будущее. Поверив в пророчество, Макбет вступает в жестокую борьбу за власть и действительно становится королем. Однако Макбета тревожит вторая половина предсказания, согласно которой трон унаследуют не его дети, а потомки Банко.
Персонажи трагедии заботятся о безопасности для себя и своих близких. К примеру, Макбет сознает, что он должен обезопасить пребывание короля Дункана в собственном замке:
«Под двойной охраной король здесь пребывает. ... Я обязан как родственник и подданный его защитой быть ему и как хозяин», - долг Макбета - защищать своего короля.
Для сравнения, наследник короля Малькольм надеется, что в его стране вновь воцарится безопасность:
«Подходит день, когда мы вновь свой кров обезопасим», - хочет персонаж обезопасить близких ему людей от нападок Макбета.
В королевстве Дункана сложились определенные традиции. Так, среди прочего, установлен порядок престолонаследия:
«Вы все, чье место - рядом с троном, знайте, что призван нам наследовать отныне наш первенец Малькольм», придерживается король существующего порядка передачи короны.
Макбет хочет захватить трон вопреки законному порядку. С этой целью он с помощью своей супруги разрабатывает план покушения на короля:
«Удобный случай ты сам себе хотел создать», - напоминает леди Макбет мужу, что необходимо организовать покушение на Дункана.
Как правило, персонажи пьесы с уважением отзываться друг о друге. Даже сам король подчеркнуто почтительно обращается к своим подданным:
«О доблестный кузен! Вассал достойный», - выказывает Дункан уважение Макбету.
Зная о стремлении придворных занять уважаемое положение при дворе, Макбет решает использовать это в своих целях:
«Держись меня и обретешь почет», - обещает Макбет Банко почетное звание, если тот поможет ему.
Сюжетообразующей линией пьесы является борьба за власть. Действительно, Макбет любой ценой стремится стать королем:
«Ты стремишься к величию, властолюбья ты не чужд», - знает леди Макбет о властолюбии супруга.
Леди Макбет всячески способствует приходу мужа к власти, рассчитывая вместе с ним «наслаждаться властью и венцом».
Тем самым персонажам трагедии присущи потребности организующего типа: в безопасности, порядке, уважении и власти. Между тем герои подвергаются опасности, создают беспорядок, проявляют неуважение, ощущают бессилие. Схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «История села Горю-хина», «Сцена из рыцарских времен», «Сказка о медведихе».
К примеру, персонажи пьесы нередко оказываются в небезопасной для себя ситуации. Так, завладев троном с помощью коварства, Макбет постоянно ощущает угрозу его потери.
«Змею мы разрубили, но не убили, и куски срастутся, чтоб вновь грозить бессильной нашей злобе все тем же зубом. ... Есть я буду с трепетом свой хлеб и ночью спать, дрожа от грез ужасных», - тревожится тиран об устойчивости своего трона.
В финале трагедии Макбет сильно рискует, выходя на бой с Макдуфом:
«Ты меж людей единственный, с кем встречи я избегал», боится герой сразиться со своим противником.
Во время своего правления Макбет стремится установить новые порядки в королевстве, призванные упрочить его положение. Однако организованные Макбетом гонения на своих конкурентов вызывают в государстве лишь беспорядки:
«Ясно всем, что он уж не смирит разброд и смуту уздою власти», -не способен тиран совладать с поднявшейся смутой.
Вассалы Макбета поднимают бунт против узурпатора:
«Уже собрался двинуть старый Сивард свою десятитысячную рать. Мы к ней примкнем, и пусть победа будет за правым делом!» - присоединяется Малькольм к восставшим против тирана.
Макбету удается достичь самых высот и стать королем. Захватив трон, он стал с пренебрежением относиться к людям:
«Пусть дьявол закоптит тебя, бездельник!» - грубо разговаривает тиран со слугой.
При этом Макбета перестала уважать даже его жена:
«Так дрожать и так бледнеть, изображая ужас, пристало только кумушкам зимой у камелька. ... Стыдись!» неуважительно отзывается леди Макбет о муже.
Макбет стал королем, как и предсказывали ведьмы. Однако он бессилен изменить судьбу, сулящую ему утрату трона. Макбет также верит в пророчество, гласящее, что обычный человек, который «женщиной рожден», бессилен убить его:
«Кто рожден был женскою утробой, тот лишь смешит меня бессильной злобой», - уверен властитель, что смертный не может одолеть его.
Между тем Макбет бессилен одолеть Макдуфа, который, как оказалось, «вырезан до срока ножом из чрева матери»:
«Сломлена моя мужская доблесть», - сознает тиран, что он не в состоянии противостоять своему сопернику.
Подобно пушкинским героям персонажей пьесы отличает не только определенный набор стремлений, но и способы достижения своих целей.
Например, после того, как колдуньи предсказали Макбету, что тот достигнет высот власти в королевстве, персонаж уверяется в своем всемогуществе и не останавливается ни перед чем:
«Мы с беззащитным королем поступим как хотим», - убеждает леди Макбет мужа, что жизнь короля находится в их власти.
Между тем прилюдно чета Макбетов всячески демонстрирует свое полное подчинение королю:
«Мы, как ваши слуги себя, свое добро и слуг своих считаем вашим полным достояньем и вам вручаем», выказывает леди Макбет свое послушание Дункану.
Макбет с должным уважением отнесся к пророчествам колдуний, когда они начали сбываться. Герой начинает верить в превосходство ведьм над простыми смертными:
«Знание их превосходит человеческое», признает Макбет превосходство пророчиц.
Играя значимую роль при дворе и грезя о грядущем величии своего рода, Макбеты, тем не менее, в присутствии короля всячески подчеркивают собственную незначительность:
«Услуги наши... ничто в сравненье с той великой честью, которой удостоил нас монарх, войдя в наш дом», - отмечает леди Макбет ничтожность вассалов в сравнении с величием короля.
Испытывая поначалу сомнения в истинности пророчеств и желая основательно во всем разобраться, Макбет намерен установить контроль над правдивостью предсказаний:
«Вещуньи, вы еще не все сказали... Отвечайте. ... Вы ответ дадите, или вас я прокляну навеки!» - рассчитывает Макбет проконтролировать колдуний.
Однако вещуньи, пренебрегая призывами Макбета, исчезают из вида:
«Не стремись узнать об этом», оставляют колдуньи без внимания желание вопрошающего.
Заметим, что ведьмы прикрывают правдивыми предсказаниями свои коварные замыслы:
«Орудья тьмы предсказывают правду и честностью прельщают в пустяках, чтоб обмануть тем легче в важном деле».
Для сравнения, стремясь обезопасить себя от подозрений, Макбет отыгрывается на Банко, перекладывая на того ответственность за свои злодеяния:
«Виноват в былых несчастьях ваших он, а не я», - подставляет тиран своего бывшего друга.
Тем самым проведенный анализ указывает на сходство характеров героев трагедии «Макбет» и персонажей пушкинских произведений «История села Горюхина», «Сцена из рыцарских времен», «Сказка о медведихе». Всем им присущи организующие потребности. Как и персонажи Пушкина, герои Шекспира различаются видами стремлений, а также способами достижения своих целей, сопряженными с чертами характера.
Герои трагедии нередко подвергаются опасности, а потому заботятся о безопасности для себя и своих близких. В том числе, персонажи порой прикрываются чем-либо, а порой отыгрываются на ком-либо другом.
В королевстве сложился определенный порядок престолонаследия. Незаконный захват трона вызвал в государстве беспорядки. Желание узурпатора установить над всем жесткий контроль
привело лишь к тому, что его поданные стали небрежно исполнять данные им поручения.
В произведении немало внимания уделяется вопросам уважения. Как правило, вассалы признают превосходство суверенов над собой, одновременно подчеркивая собственную незначительность. Между тем герои выказывают свое неуважение тем, кто, по их мнению, иного не достоин.
Центральной темой произведения является борьба за власть. Главный герой стремится обрести могущество, желая все подчинить своей воле. Однако в итоге тиран оказывается бессилен противостоять своей судьбе.

Шотландский лорд Макбет и его жена присутствуют на погребальном ритуале, скончался их единственный ребенок. Родители убиты горем.

Три ведьмы обсуждают, когда они сойдутся снова, решают собраться «как только завершится бой победой стороны одной». На пустоши, где должна происходить бойня, ведьмы собираются подкараулить Макбета.

В Шотландии бушует гражданская война. Предатель Макдональд привел армию наемников, чтобы свергнуть короля Дункана. Ряды сторонников короны редеют. Макбет, тан Гламиса, возглавил обессиленное королевское войско. Король отправил ему на подмогу последние резервы. Исход войны решит битва при Эллоне.

Противники готовятся к решающей схватке. Макбет напутствует на бой юного оруженосца. Начинается жестокое кровопролитное сражение. В разгар битвы оруженосцу перерезают горло. Макбет настигает мерзавца Макдональда, вспарывает его мечем, сносит голову, насаживает ее на копье.

В военном лагере близ Форреса король Дункан выслушивает радостные известия: Макбет разгромил войска Макдональда и ирландцев, а его самого убил в единоборстве. Старший сын Дункана принц Малкольм, сообщает королю о том, что шотландская армия подверглась новому нападению – король Норвегии и его союзник, изменивший Дункану Кавдорский тан, двинули против нее свежие силы. Но враг повержен, изменника привезли королю. Дункан приказывает казнить его, а титул Кавдорского тана передать Макбету.

Макбет и предводитель королевского войска Банко после битвы хоронят погибших воинов. В своей беседе они обсуждают одержанную победу, которая досталась столь высокой ценой: «Не помню дня суровей и прекрасней», – говорит Банко. Из тумана появляются ведьмы. Первая восхваляет Макбета как Гламисского тана (его наследственный титул), вторая – как Кавдорского тана, а третья пророчит, что он будет новым королем. Пока Макбет стоит в задумчивости, ведьмы трижды возглашают хвалу Банко – он «королем не будет, зато станет предком целой династии королей». Вещуньи исчезают. Честный Банко нисколько не смущен предсказанием, ведьмы – всего лишь «пузыри земли». Появляются королевские посланцы, они торопят полководцев предстать перед Дунканом и поздравляют Макбета с новым титулом – тана Кавдорского. Предсказания ведьм начинают сбываться. Банко советует Макбету не придавать этому значения: духи зла заманивают людей в свои сети подобием правды.

В Форресе Дункан приветствует своих военачальников, благодарит за верность. Макбет привозит королю голову Макдональда. Чтобы особо отличить Макбета, Дункан собирается остановится на ночь в его замке в Инвернесе. Макбет отправляется вперед, чтобы известить о приезде короля жену.

В замке Макбета его жена читает письмо от мужа. Она испытывает сильное волнение, узнав о предсказанной ему судьбе. Тщеславная женщина призывает на помощь силы тьмы. Ее муж достоин любых почестей, но ему не хватает решительности пойти на преступление ради власти. Он страшится не самого зла, а только необходимости совершить его собственной рукой. Что ж, она готова внушить мужу дерзкую мысль. Опередивший королевский кортеж Макбет появляется в замке, жена тут же объявляет ему: Дункана следует убить в ту единственную ночь, которую он проведет у них в гостях. Когда в замке появится король, муж должен оказать ему радушный прием. А план коварного убийства она придумает сама.

Макбета обуревают навязчивые мечты о троне. На пиру, устроенному в его честь, король дарует своему старшему сыну Малкольму титул принца Кемберлендского и объявляет его престолонаследником. Остальные тоже будут осыпаны почестями. Макбет зол: между ним и троном появилась еще одна преграда – Малкольм. Он все больше склоняется к мысли, что осыпавшего его милостями короля нужно убить. Но сделать это придется под своим кровом. Макбет испытывает отвращение и страх, он стыдится и боится возмездия за столь неслыханное злодеяние, однако жажда власти уже овладела им. Жена упрекает мужа в трусости. Неудачи быть не может: король устал, он быстро уснет, а его оруженосцев она опоит вином. Дункана следует заколоть их кинжалами, это отведет подозрение от истинных виновников.

Ночью перед глазами Макбета вновь встают картины жестокого сражения. Ему кажется, что призрак погибшего в бою юноши протягивает ему окровавленный кинжал. Макбет проникает в королевский шатер и совершает злодейское убийство. Он слишком потрясен, чтобы сразу скрыться. У постели убитого отца Макбета застает Малкольм. Хозяин замка не признает в открытую своей вины, он обращается к наследному принцу с вопросом, в котором сквозит угроза: готов ли он отомстить за отца? Малкольм в слезах бежит прочь, он спешно покидает Инвернес. Макбет сообщает жене, что он исполнил дерзкий план. Та замечает, что муж забыл оставить кинжалы в руках спящих оруженосцев. Заметать следы преступления приходится леди Макбет. Безжалостная женщина считает неуместной чувствительность мужа, когда тот в ужасе смотрит на свои окровавленные руки, тщетно пытаясь их отмыть.

На следующее утро приезжает Макдуф, тан Файфа. Король приказал ему явиться чуть свет, но он припозднился. Макбет уже успел переодеться и с видом любезного хозяина провожает Макдуфа к королевским покоям. Картина, которую тот застает, ужасна – Дункан зарезан, а хмельные слуги перемазаны кровью господина. Якобы в припадке праведного гнева Макбет убивает не успевших прийти в себя оруженосцев. Звучит набат, совершается погребальный обряд над телом Дункана. Приближенные короля обсуждают, кто на самом деле виновен в его убийстве. Мнения разделяются. Подозрения падают в том числе и на Малкольма, который бесследно скрылся той ночью. Новым королем избран Макбет.

Макбет, его жена и вся королевская свита отправляются в Скон, чтобы там новый король Шотландии мог принять венец. Несмотря на этот успех, Макбет размышляет о пророчестве, данном Банко. У Макбета и его жены нет детей, а Банко сопровождает его малолетний сын Флинс. Неужели трон уготован потомкам Банко? Макбет не может смириться с этой мыслью. В королевском замке проходит коронация Макбета. Нового правителя преследуют воспоминания о совершенном ради трона кровавом злодеянии. Ему оказывают почести, все целуют королю руку, и только Банко прикладывает ее к своему лбу. Макбет видит в этом знак неповиновения, он понимает, насколько зыбко его высокое положение. Он начинает бояться Банко. Смелый и в то же время рассудительный военачальник теперь самый опасный для него человек. В разговоре с женой Макбет говорит, что они лишь «ранили змею, а не убили». Если верить ведьмам, предсказания которых до сих пор сбывались, бездетный Макбет запятнал себя гнусным преступлением, из-за которого теперь ненавистен сам себе, чтобы после него царствовали внуки Банко. Ради них он совершил зло, убив доброго и справедливого Дункана и загубив этим свою душу. В его голове зреет новый план.

Вечером королевская чета устраивает торжественный банкет. Макбет приглашает Банко быть на нем почетным гостем. Тот должен уехать по спешному делу, однако успеет вернуться к пиршеству. Как бы невзначай Макбет выясняет, что своего сына Флинса Банко берет с собой. Макбет нанимает убийц. Король объясняет им, что Банко – виновник всех их несчастий, и простаки готовы отомстить, даже если им придется умереть. Макбет требует, чтобы они убили и сына Банко. «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем». В лесу убийцы подстерегают Банко и Флинса. Вдвоем они одолевают полководца, но Банко успевает предупредить сына. Мальчику удается спастись.

За праздничным столом король собирает своих приближенных, вот уже налита круговая чаша. В это время на пир является один из убийц, но его новости не слишком радуют Макбета. «Змея убита, а змееныш жив», – говорит Макбет. Жена зовет его уделить время гостям. Но что это? Макбет видит, как к застолью присоединяется окровавленный Банко. Призрак видим только для Макбета, и гости не понимают, к кому их повелитель обращается с гневными речами. Леди Макбет спешит объяснить странное поведение мужа болезнью. Король гонит призрака прочь. Зал покидают Макдуф и его супруга, у знатного вельможи давно возникли подозрения, что Макбет занял трон незаконно. Остальные гости тоже расходятся.

Наутро Макбет собирается к ведьмам, чтобы снова заглянуть в будущее, но что бы они ни предрекли, он не намерен отступать, для него уже любые средства хороши. Пророчество вещуний таково: «От всех врагов Макбет храним судьбой, пока Бирнамский лес не выйдет в бой на Дунсинанский холм». Призраки погибших в битве при Эллоне бродят в густом тумане, они заклинают Макбета остерегаться Макдуфа. Юноша, который являлся ему и прежде, призывает его быть смелым и дерзким, поскольку «Никто из тех, кто женщиной рожден, не страшен для Макбета».

Макдуф прощается с женой и детьми и уезжает в Англию. О его бегстве сообщают Макбету. Король полон решимости пресечь на корню государственную измену, расправиться с семьей Макдуфа и всеми его приближенными. Жена пытается удержать одержимого жаждой крови супруга, но тот уже не слушает ничьих советов. Макбет убивает всех без исключения в замке Макдуфа, жену изменника и троих его сыновей он сжигает на костре. Перед казнью женщина осыпает проклятьями тирана.

В Англии Макдуф встречается с Малкольмом, тот сообщает ему страшную весть: вся его семья погибла. Макдуф безутешен. Малкольм предлагает отомстить тирану и спасти страдающую под невыносимым гнетом Шотландию. Он сам готов выступить против узурпатора: король Англии дает ему большое войско.

Леди Макбет повредилась рассудком, ее гложет совесть, она пытается смыть воображаемую кровь с кинжала, говорит об ужасных вещах, беседует со своим покойным ребенком. Ей мерещатся ведьмы, от которых она хочет укрыться в кровати. Макбет уже так очерствел душой, что весть о смерти жены вызывает у него лишь досаду – не вовремя! Он готовится к обороне замка – это его последняя твердыня, страна больше не признает тирана, многие из танов его оставили. Малкольм и Макдуф окружают замок Дунсинан. Их воины собирают ветви деревьев для маскировки своего расположения в Бирнамском лесу. Слуга в панике сообщает Макбету, что лес стал двигаться. Второе пророчество исполнилось. Макбет в ярости – он верил в двусмысленные предсказания. Но если ему суждена гибель, он погибнет как воин, в бою. Макбет приказывает трубить сбор войскам. В гуще разыгравшегося сражения Макбет хочет избежать встречи с Макдуфом, впрочем, он не боится его, как и всякого рожденного женщиной. Но схватка непримиримых врагов неизбежна. Макдуф сходится с Макбетом. Во время решающего поединка Макбет узнает, что Макдуф «из чрева матери ножом исторгнут». Макбет наконец понимает смысл последнего пророчества. Исход битвы предрешен, но сдаваться он не собирается. Враги бьются насмерть. Макдуф убивает Макбета. Королевский меч, оставшийся на поле битвы, подбирает Флинс. Мальчик помнит, по чьей вине погиб его отец, и какое будущее уготовано потомкам Банко. А пока королем Шотландии должен стать Малкольм.

В некрологе на смерть Макбета его правление называют «плодородным периодом» (the fertile seasons); эта метафора у древних кельтов означала, что они не голодали.


Целая плеяда английских историков и политиков начала кампанию по реабилитации короля Макбета, утверждая, что его несправедливо очернил гениальный Вильям Шекспир

Через тысячу лет после рождения шотландского короля Макбета (Macbeth), имя которого стало символом несчастий и религиозных предрассудков, высоколобые островитяне предприняли попытку снять с него клеймо убийцы. Группа известных историков - во главе с Джоном Битти (John Beatty) из нью-йоркского City University, который спит и видит, чтобы объявить нынешний год «годом Макбета», - убедила 20 депутатов шотландского парламента начать кампанию за признание его исторических заслуг. Они твердо убеждены, что Шекспир создал неверное представление о нем как об амбициозном и беспощадном тиране, который к тому же находился "под каблуком" своей жены - пресловутой леди Макбет.

Реальный Макбет не был «убийцей-мясником и мужем злокозненной королевы», а был мудрым правителем процветающей объединенной Шотландии XI века. Кстати, он всячески способствовал распространению христианства. Шекспировская интерпретация образа Макбета – чистейшей воды художественный вымысел и не более, пишет Daily Telegraph.

Английские историки считают, что легенда о Макбете, которую использовал Шекспир в своей пьесе, была создана шотландскими бардами. Барды под патронажем клана, соперничающего с кланом Макбета, переврали деяния Макбета для того, чтобы бросить тень на весь его род. Так ли?

Считается, что эту трагедию Шекспир написал в 1606 г. Желая польстить тогдашнему королю Якову (любителю театра), драматург обратился за сюжетом к легендарной истории Шотландии. В трагедии автор сильно возвысил характер безвинно убитого Банко – предка правящего монарха из рода Стюартов. У Холиншеда Банко был одним из соучастников Макбета в цареубийстве. У Шекспира – он идеал человека, который верен долгу и друзьям, так что его высокие нравственные достоинства делали из него жупел для цареубийцы Макбета.

За отсутствием подлинных фактов, Шекспир пользуется полународными, полулитературными преданиями «старины глубокой». Он читает «Хроники» Холиншеда (Raphael Holinshed. Chronicles of England, Scotland and Ireland. 1577). Холиншед в свою очередь основывался на опусе Scotorum Historiae Гектора Боэция (в английском варианте - Бойса), которые были впервые напечатаны в Париже в 1526 году.

Макбет не убивал короля Дункана (King Duncan) во сне, как написано в пьесе. Он мог убить своего конкурента в борьбе за трон, но это произошло в 1040 году, в битве при Питгэвени (Pitgaveny), пишут нынешние разоблачители. В свою очередь Макбет был убит в сражение с сыном Дункана, Малкольмом, в 1057 году. А на самом деле? Хроника хранит молчание, где именно Макбет убил шотландского короля Дункана.

Со своей стороны поэт игнорирует такие факты: после этого Макбет хорошо правил страной долгих 17 лет и никто не попытался захватить его трон, пока Макбет совершал полугодовое паломничество в Рим. Это свидетельство того, что ситуация в его королевстве была стабильной и Макбет пользовался уважением подданных.

В некрологе на смерть Макбета его правление называют «плодородным периодом» (the fertile seasons); эта метафора у древних кельтов означала, что они не голодали. «Макбет довольно успешно правил страной, – говорит Тед Коуэн (Ted Cowan), профессор истории из Glasgo University. – Некоторые из древних шотландских кланов упоминали Макбета как последнего великого кельтского правителя Шотландии». Профессор Джеймс Фрейзер (James Fraser) из Edinburgh University, полагает, что не доказано, что Макбет был тираном, который правил королевством, где его ненавидели, как написано в пьесе.

Стоит ли джентльменам ломать копья? Ведь хорошо известно, писатель волен по своему усмотрению прибегать к «поэтической вольности». Вспомните знаменитый «гвоздь» Дюма-отца, на который он «вешал свои романы». Ришелье «Трех мушкетеров» - это совсем не выдающийся государственный муж Франции, которым он действительно был. Только безумному галлу взбредет в голову документально опровергать папашу Дюму. Впрочем, законодатели мод XIX века ревностно баюкают свой amour к «простой пастушке» из деревни Домреми.

По хронике жестокость Макбета против Макдуффа мотивирована тем, что последний, нарушая свой долг, начал сноситься с врагами короля. В трагедии Макдуфф всего-то отказался явиться на праздник. У Холиншеда Макбет лично идет с войском на непокорного вассала; в пьесе он расправляется с его невинной семьей при помощи киллеров. Шекспир, похоже, и сам запамятовал такое отступление от источника, и в конце IV акта Россе рассказывает Макдуффу о взятии его замка и об истреблении всех его вассалов, что, конечно, было невозможно для наемных убийц.

В заключение несколько слов, а точнее цитат. Август Вильгельм Шлегель в своих «Лекциях о драматическом искусстве и литературе» абсолютно уверен, что Шекспир хотел изобразить честолюбивого, но благородного мужа, который уступает дьявольским искусам; все преступления, на которые его толкает стремление обеспечить за собой плоды своего первого злодеяния, не могут стереть с его образа печати прирожденного героизма.

Ужасно видеть, как прежний смелый воин, прямо смотревший в лицо смерти, теперь, из страха перед загробной жизнью, цепляется за свое земное существование. И все же, несмотря на отвращение, которое нам внушают его злодеяния, мы не можем отказать ему в сочувствии. Шекспир хочет показать в своей драме, что борьба добра и зла в этом мире совершается по воле Провидения.

В 1840 г. в своем разборе комедии Грибоедова великий русский критик Белинский так определяет два главных характера этой трагедии: «Макбет Шекспира – злодей, но злодей с душою глубокою и могучею, отчего он, вместо отвращения, возбуждает участие: вы видите в нём человека, в котором заключалась такая же возможность победы, как и падения, и который, при другом направлении, мог бы быть другим человеком».

И второе: «Макбет» - одно из самых … чудовищных произведений Шекспира, где … отразилось … все варварство века, в котором он жил».

Насколько эти высказывания глубже, чем изыски господ от Истории. Ну что ж, продолжайте переписывать Библию, Шекспира и т. д. Флаг вам в руки!



Вверх