Соединительная о или е. Открытый урок "соединительные о - е в сложных словах"

Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е, о?

    Перечислять всем обычные повседневные слова не интересно, поэтому приведу не просто примеры, а слова, выдуманные, например, поэтом Маяковским. Некоторые из них успешно вошли в наш с Вами язык.

    Итак, соединительная буква О:

    • голоштанный
    • дрыгоножество (поясню - это о Кшесинской, тогда смысл слова сразу станет ясен)
    • задолицая (в контексте со словом полиция, очень удачно, не правда ли?)
    • крикогубый
    • златоустейший

    Соединительная Е:

    • сердцелюдый

    Многие писатели придумывали собственные слова, но большинство таких слов у Маяковского - рождены в муках, выстраданы, они придают эмоциональность и экспрессивность его произведениям.

    Однако не могу не упомянуть еще одно слово. Его придумал Салтыков-Щедрин. Очень подходящее для нашего времени - благоглупость .

    Слово птицЕлов образовано от птица и ловить;

    Слово лесОзаготовка образовано от лес и заготовка;

    Слово морозОстойкий образовано от мороз и стойкий;

    Слово овощЕхранилище образовано от овощ и хранилище;

    Слово листОпад образовано от лист и падать;

    Слово землЕтрясение образовано от земля и трясение;

    Слово дымОход образовано от дым и ходить;

    Слово языкОзнание образовано от язык и знание;

    Слово лесОстепь образовано от лес и степь;

    Слово ледОход образовано от лед и ходить;

    Слово рыбОлов образовано от рыба и ловить;

    Слово птицЕфабрика образовано от птица и фабрика.

    Слова с соединительной гласной -о-:

    латиноамериканский, североморской, западноуральский, тмноволосый, свекловод, коротковолосый, беломраморный, вертолет, газопровод, чугунолитейщик, механосборочный, сернокислый, низкосортный, паровоз, восточнославянский, чернобровый, островерхий, бледнолицый, узкоглазый, лесостепной, водопроводчик, хлеборезка, сенозаготовка, соковыжималка, законодатель, самооценка, газобаллон.

    Слова с соединительной гласной -е-:

    жизнелюбие, кровенаполнение, нефтепровод, землеройка, землечерпалка, дальневосточный, дружелюбный, грязелечебница, пылесборник, кашеварить, овощевод, тысячерублевка, синеглазый, древнерусский, тысячелетие, землетрясение, картофелеуборочный, сталевар, коневод, камнедробилка.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    1. КашЕ вар (каша + варить)
    2. ПтицЕ лов (птица + ловить)
    3. ПешЕ ход (пеший + ходить)
    4. ДождЕ мер (дождь + мерить)
    5. ПылЕ сос (пыль + всасывать)
    6. ПтицЕ лов (птица + ловить)
    7. ПтицЕ фабрика (птица + фабрика)
    8. НефтЕ провод (нефть + проводить)
    9. ОвощЕ хранилище (овощ + хранить)
    10. ПутЕ шествие (путь + шествовать)

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    1. СамО вар (сам + варить)
    2. ВодО пад (вода + падать)
    3. ЛедО кол (лд + колоть)
    4. ЯзыкО вед (язык + ведать)
    5. СнегО пад (снег + падать)
    6. ВертО лт (вертикально + летать)
    7. СтеклО рез (стекло + резать)
    8. БетонО мешалка (бетон + мешать)
    9. ЗверО лов (зверь + ловить)
    10. ДомО сед (дома + сидеть)
  • птицелов

    мясорубка

    хлебопечь

    картофелечистка

    кораблекрушение

    перелесок

    мышеловка

    домохозяйка

    самосвал

    снегопад

    цветовод

    скалолаз

    водоворот

    головокружение

    бетономешалка

    каменоломня

    Солнцестояние, домостроение, садоводческий, ранозаживляющее, болеутоляющее, кораблестроение, человеколюбие, благодарность, краеугольный, пылесос, взаимопонимание, законопослушный, видеоролик, самозабвенный.

    Гласная буква Е соединяет такие сложные слова:

    птицелов,

    цветопередача,

    телепередача,

    телемост,

    птицефабрика,

    вездеход,

    солнцестояние,

    кофеварка,

    землетрясение,

    царедворец.

    А соединительная гласная буква О есть в словах:

    железобетонный,

    железнодорожный,

    пароварка,

    свиноферма,

    книгоноша,

    газосварка,

    сахарозаменитель.

    Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е:

    • мышеловка;
    • мореплаватель;
    • пешеход;
    • грязелечение;
    • пылесос;
    • овощехранилище;
    • сталевар;
    • кораблекрушение;
    • нефтепровод;
    • птицелов;
    • птицефабрика;
    • землемер.

    • свежемороженый;
    • кашевар;
    • птицелов.

    Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными о:

    • скороход;
    • самовар;
    • атомоход;
    • снегоочиститель;
    • самолет
    • кубометр;
    • звездопад;
    • новостройка;
    • короед;
    • трудолюбие;
    • водопровод
    • лесозаготовка;
    • однофамильцы;
    • взаимопомощь;
    • вертолет
    • электрополотер.

    На самом деле слов, которые образуется из двух простых с помощью соединительных гласных очень много. Выбирайте практически любое простое, обозначающее объект и прибавляйте к нему слово, обозначающее действие, и вы получите из него сложное.

  • Слова с двумя корнями с соединительной гласной -е,-о, встречаются в сложных именах существительных. Такие слова пишутся слитно.

    Например- пароход,электросварка, водохранилище.Здесь соединительная гласная -о.

    Она пишется после основ на твердый согласный.Сюда же можно отнести слова

    Соединительная гласная -е.Пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение,земледелие, метеосводка и т. д.)

    Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о.Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер,(хотя даль).Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная Е (примеры слов):

    вездЕход,

    вездЕсущий,

    камнЕломня,

    солнцЕстояние.

    Соединительная гласная О (примеры слов):

    фотОаппарат,

    автОколонна,

    бетонОмешалка,

    светОдиод,

    электрОпила,

    тестОмешалка,

    Соединительные гласные

    Служебные морфемы словообразовательного характера в сложных словах, имеющих в своем составе две или больше непроизводных основ. После основы на парный твердый согласный в качестве соединительного гласного употребляется о, после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц употребляется е. Домоуправление, землеустройство, кашевар, лженаука, птицелов. В ряде слов конечный мягкий согласный первой основы в, и, т произносится твердо и после него пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами существуют и такие, в которых согласно правилу пишется е). Кровожадный - кровеносный, конокрад - коневод, косторезный - костедробильный, зверолов, властолюбие, честолюбие, плотоядный, шерстоткацкий, баснописец, кровообращение и т. п.


    Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

    Смотреть что такое "соединительные гласные" в других словарях:

      Соединительные гласные о и е

      Соединительные гласные о и е - 1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о, после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I. 2. В некоторых… … Справочник по правописанию и стилистике

      § 037. НЕУДАРЯЕМЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ - § 37. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: водопровод, товарооборот, москворецкий, сороконожка, земледелие, жизнеописание, кровеносный, лжесвидетель, кашевар, писчебумажный, овцеводство,… … Правила русского правописания

      ОРФОГРАФИЯ - @Правописание гласных в корне I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3 … Справочник по правописанию и стилистике

      ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике

      Ая, ое. 1. Предназначенный, служащий для соединения или скрепления чего л. Соединительные планки. □ Воздушные магистрали были в плачевном состоянии; изо всех щелей, вентилей и соединительных муфт со свистом зря уходил сжатый воздух. Горбатов,… … Малый академический словарь

      интерфикс в составе слова - (лат. inter – между, fixus – вставленный) 1) Межморфемные прокладки, играющие в структуре слова соединительную функцию; 2) соединительные согласные о, е в составе сложных слов, выполняющие функции, аналогичные функциям суффиксов и приставок 3)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило - «Пуськи бятые» цикл «лингвистических сказок» Людмилы Петрушевской, написанных в разные годы её творчества. Первая из них, с таким же названием, была написана в 1984 году и впервые опубликована тогда же в «Литературной газете». Сказки… … Википедия

    Урок русского языка в 6 классе.

    Учитель: Егорова

    Альбина Всеволодовна,

    Учитель русского языка

    И литературы МБОУ

    «СОШ№24» г. Чебоксары

    Тема: «Соединительные гласные O-Е в сложных словах »

    Цель:

    1. повторить основные способы образования слов;
    2. познакомить со способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных;
    3. научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах;
    4. воспитать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования.

    Ход урока

    1.Повторение уже известных обучающимся способов образования слов

    Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами».

    Ребята, я хочу вам привести высказывание известного детского писателя К.И.Чуковского:

    «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Согласны ли вы с ним? Попробуйте доказать на примерах точку зрения Чуковского.

    Действительно, приставка может до неузнаваемости изменить смысл даже очевидно однокоренных слов. Например: взнос, поднос, перенос, донос, износ, вынос и т.д.

    Образуйте от данных слов новое слово при помощи данных приставок и суффиксов. Запишите слова и разберите их по составу:

    Исходное слово

    Приставка

    суффикс

    Ехать

    Раз-

    Ся

    Закон

    Пара

    На-

    Ник

    Грызть

    Ок

    Граница

    По-

    Ник

    Тайна

    Река

    За-

    2.Постановка цели урока:

    Работа с таблицей:

    Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цели сегодняшнего урока.

    (Учитель обобщает ответы детей)

    3. Объяснение новой темы

    В чем особенность слов, включенных в таблицу? (Все они имеют 2 корня)

    С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной –о и –е?

    Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке? Почему они стоят отдельно?

    Что бы вы записали на первой строчке таблицы?

    Дополните таблицу своими примерами.

    Вывод : Соединительная гласная –О пишется после твердых согласных. Не подчиняются правилу согласные –ж,- ш,-ц , после которых пишется соединительная гласная –е.

    После основы на мягкий согласный, после шипящих и –ц пишется соединительная гласная – е.

    4.Тренировочные упражнения

    Творческий диктант

    Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

    Помогать взаимно (взаимопомощь)

    Любить труд (трудолюбие)

    Люди одной фамилии (однофамильцы)

    Тот, кто ходит пешком (пешеход)

    Тот, кто варит сталь (сталевар)

    Заготовка леса (лесозаготовка)

    Приспособление для ловли мышей (мышеловка)

    Лечение грязями (грязелечение)

    Жук, который ест кору (короед)

    Тот, который плавает в море (мореплаватель)

    5.«Отгадай загадку»

    Ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова вы должны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.

    1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

    2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

    3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль, и сор (пылесос).

    4. У меня который год ежик в комнате живет.

    Если пол намазать воском, он натрет его до лоска (электрополотер).

    5.Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра (самовар).

    6.Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

    7.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит (самолет).

    8. На что ни взглянет этот глаз- все на картинке передаст (фотоаппарат).

    «Найди себе пару»

    - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит листок, на котором написано то или иное слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной .

    (В таблице приведена примерная группа слов, которые раздаются детям)

    Вода

    О

    Падать

    Гром

    Отводить

    Земля

    Мерить

    Корабль

    Крушение

    Край

    Ведать

    Лед

    Колоть

    Лес

    Рубить

    Нефть

    Провод

    Огонь

    Тушить

    Пешком

    Ходить

    Птица

    Ферма

    Рыба

    Ловить

    5.Изобразительные возможности словообразования

    Писатели часто используют известные словообразовательные способы для создания своих, их называют авторскими словами. Например, известный писатель Салтыков-Щедрин, которого вы знаете по его сказкам, создает обличительные слова, необходимые для сатирического изображения современного ему общества: ерундоносная братия, ежоворукавичный смысл, пенкосниматели и т.д.

    Современные писатели активно используют возможности словообразования. Прочитаем стихотворение Матусовского, в котором поэт образует новые слова по типу слова разнотравье (цветущие луга).

    Кто бы мог еще тягаться

    С этой зеленью лесной?

    Лето все свои богатства

    Рассыпает предо мной.

    По достоинству отметить

    Мы покуда не смогли

    Разнотравье, разноцветье,

    Разнолесье всей Земли.

    Никогда нам не наскучит,

    Никогда не надоест

    Разнокрасье, разнозвучье,

    Разногрозье этих мест.

    Молодых берез соседство,

    Одиноких вязов грусть

    Принимаю прямо к сердцу,

    Что-то выронить боюсь.

    Мята, кашка, медуница

    Здесь теснятся на лугу.

    Вот уж нам пора расстаться,

    Да никак я не могу.

    Став старее, что ни год я,

    Ощущаю все сильней

    Разнозлачье, разноплодье,

    Разноптичье летних дней.

    Выпишите из текста сложные слова, распределяя их в две колонки. На какие группы вы их разделите?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания образа летнего дня.

    6.Рефлексия

    С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

    Отчего зависит выбор соединительной гласной?

    7. Объяснение домашнего задания

    Я предлагаю вам заняться словотворчеством. Придумайте свои сложные слова на тему «Зима».


    Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

    Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

    Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

    Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

    Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

    Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

    Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

    Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

    Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

    Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

    (Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

    Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
    Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
    Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
    Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
    Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
    Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

    Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

    Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

    Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    кашЕвар (каша + варить)

    птицЕлов (птица + ловить)

    пешЕход (пеший + ходить)

    дождЕмер (дождь + мерить)

    пылЕсос (пыль + всасывать)

    птицЕфабрика (птица + фабрика)

    нефтЕпровод (нефть + проводить)

    овощЕхранилище (овощ + хранить)

    путЕшествие (путь + шествовать)

    мышЕловка

    морЕплаватель

    грязЕлечение

    сталЕвар

    кораблЕкрушение

    землЕмер

    свежЕмороженый

    вездЕход

    вездЕсущий

    солнцЕстояние

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    самОвар (сам + варить)

    водОпад (вода + падать)

    ледОкол (лёд + колоть)

    языкОвед (язык + ведать)

    снегОпад (снег + падать)

    вертОлёт (вертикально + летать)

    стеклОрез (стекло + резать)

    бетонОмешалка (бетон + мешать)

    зверОлов (зверь + ловить)

    домОсед (дома + сидеть)

    фотОаппарат

    автОколонна

    светОдиод

    электрОпила

    тестОмешалка

    Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя



Вверх