Социальная лестница средневековья. Феодальная лестница кто такие феодалы феодалы. Как была устроена система феодальной лестницы

Феодальная лестница - непременный атрибут функционирования феодального общества.

В данную эпоху система социального неравенства стала сложной и разветвлённой; с другой стороны, в целом исчезли наиболее крайние формы неравенства - рабство и тирания, хотя пережитки и отдельные случаи того и другого продолжали иметь место.

Феодальная лестница характеризовала прежде всего европейское общество средневековья, в том числе русское. В общем виде эта структура выглядела так:

  • Монарх;
  • Родовитое дворянство;
  • Мелкое служилое дворянство.
  • Духовенство. При этом духовенство имело особый статус.

Крестьяне не входили в феодальную лестницу. Верховным феодалом в западноевропейском королевстве считался король, который, в свою очередь, признавался вассалом папы римского. Остальные священники и монахи по статусу приравнивались к крупным, средним и мелким феодалам, в зависимости от сана.

Конечно, права и обязанности духовенства были иные, нежели у дворян, однако оно также могло владеть землями и крепостными. Поддерживали всю эту «пирамиду», разумеется, крестьяне. Они полностью подчинялись феодалам и обычно не имели своих подчинённых, а также собственной земли.

Земля - основа феодального строя

Понятно, что основой феодального общества было владение землёй. Король жаловал земельные участки своим вассалам - герцогам и графам, те в свою очередь выделяли землю баронам, а те - рыцарям. За это вассалы должны были нести воинскую повинность в войске своего сюзерена, защищать его владения, но и сюзерены были обязаны оберегать своих подчинённых от нападений и разграблений.

Вассалы состояли также в совете своего сюзерена. Различались феодалы и по дополнительным правам и возможностям. Графы и герцоги могли независимо от короля вершить суд на своих землях, собирать налоги, а иногда и чеканить собственную монету.

«Вассал моего вассала - не мой вассал»

Данное правило действовало во многих европейских странах. Подчинённые чьего-то вассала не были обязаны подчиняться этому сюзерену. Такая система, однако, приводила к усилению феодальной раздробленности. Поэтому для сохранения централизованной власти применялись специальные меры. К примеру, устанавливалась обязанность рыцарей, то есть самых «мелких» дворян, подчиняться непосредственно королю. Впрочем, правило действовало не везде: в Англии абсолютно все дворяне были обязаны присягать королю и служить непосредственно ему.

что такое феодальная лестница? более правильное определение)) и получил лучший ответ

Ответ от Аника СнЕжИнКо_О[новичек]
Феодальные лестницы (или «феодальная иерархия» , или «феодальная пирамида») - система внутри класса феодалов, основанная на отношениях «сеньор - вассал»

Ответ от Маргоша [гуру]
Иерархия светских феодалов, то есть своеобразная ступенчатая лестница «чинов» . На верхней ступеньке располагался король, считавшийся вассалом Бога, ниже – графы и герцоги, вассалы короля, далее бароны, бывшие вассалами герцогов и графов, а в самом низу были вассалы баронов – простые рыцари, не имевшие своих вассалов.


Ответ от КсЮфффКааа! [новичек]
Такое разделение, когда на верхних ступенях своеобразной лестницы стояли самые крупные феодалы, на нижних-мелкие, в истории называется феодальной иерархией-лестницей.


Ответ от Алия Есенбаева [гуру]
Феодализм (от лат. feudum лен) - экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей - феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница.

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора) . Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала - не мой вассал» , действовавший во многих государствах континентальной Европы) . Крестьяне трудятся на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком.


Ответ от АНЕЧКА [новичек]
Феодализм (от лат. feudum лен) - экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей - феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница. Слово «феодализм» использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.
Слово «феодализм» использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.



Ответ от Алексей Обмачевский [новичек]

В эпоху европейская общественная жизнь строилась по принципу строгой иерархии, то есть, лестницы, на верхней ступеньке которой находились самые знатные и привилегированные: король или император, духовенство, крупные . Вне конкуренции, конечно, были короли и императоры, они занимали высшую ступеньку иерархической лестницы (верховные сеньоры). Все, находящиеся на верхней ступеньке, были владельцами земли. Земельные наделы назывались феодами (или ленами). Те, которые давали феоды, назывались сюзеренами (или сеньорами), а те, которые получали их – вассалами. Но именно короли жаловали земли духовенству, герцогам, графам, но после этого те, хоть и являлись непосредственными вассалами короля, но, при этом, становились обособленными феодалами со своей собственной политикой и независимым хозяйством. Они имели право распоряжаться судьбами своих поданных (например, судить), выпускать собственную монету и даже вести войны. У крупных владельцев феодов (феодалов) были вассалы, тоже знать, но помельче – бароны. У них могли быть очень обширные владения, но власть их распространялась только на тех, кто был еще мельче по рангу и стоял на ступеньку ниже. А ниже были только их рыцари, владельцы небольших поместий. Сначала рыцарями называли воинов на службе у короля. Их целенаправленно обучали военной дисциплине, владению оружием, верховой езде и другим премудростям военного дела. Европейское рыцарство расцвело в период крестовых походов в страны Ближнего Востока. В течение двух веков крестоносцы пытались изгнать мусульман из Святой Земли и заново овладеть христианскими святынями. Но вернемся к феодальной иерархии.

Всем со школьной скамьи знакома фраза, связанная со средневековьем: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Это значит, что вассал подчинялся только своему сюзерену, но никак не тому, кто был сюзереном его сюзерена. Отношения между феодалами строились согласно договорам, которые заключались при передаче земли (феода). Эта передача феода называлась инвеститурой и сопровождалась торжественной церемонией: вассал громко объявлял присутствующим, что отныне он «человек сеньора» и давал присягу на верность своему сюзерену. Служить своему сеньору – было честь, привилегией и главной обязанностью рыцаря как благородного воина. Вассалы охраняли собственными силами земли и имущество своих сеньоров, помогали выкупать их из плена, защищали их интересы. А сеньор, в свою очередь, должен тоже опекать своего вассала, если надо, то оборонять его от врагов, от судебного преследования, а после его смерти именно сеньор должен позаботиться о вдове и детях своего вассала.

Католическая церковь имела свою иерархическую лестницу. Во главе – Папа Римский, обладавший мощной властью над всем духовенством и светской знатью. Его ближайшие служители – кардиналы, епископы, затем – аббаты, настоятели монастырей, за ними – прочие священнослужители. На последней ступеньке были приходские священники. Все представители духовенства являлись землевладельцами и даже иногда – вассалами светских сеньоров. Часто (например, в Германии) католический епископ мог стать светским государем. В десятом – одиннадцатом веках наступает упадок папства, и церковники попадают в зависимость от светских феодалов, вплоть до того, что во время ритуала инвеституры епископ преклонял колени перед своим светским сюзереном, ему давал клятву верности и ему подчинялся. Ситуацию изменили обитатели монастыря Клюни, что в Бургундии. Они во главе со своим лидером Гильдебрандом (1059) провозгласили Папу наместником Бога и единым властителем на земле. В тринадцатом веке папство достигает неограниченной власти и наивысшего могущества. Духовенство становится самым богатым сословием. Крепкой опорой для папской политики были монашеские ордена, в которых состояли рыцари, обученные воевать. Именно они были инициаторами, организаторами и участниками восьми крестовых походов.

Феодализм – строй, который включал в себя 2 класса: феодалов и зависимых крестьян . Появился он в средневековье в Европе. Такая система имела название «вассальная». Смысл отношений между феодалами и их подчинёнными напоминал лестницу со ступеньками.

Вассалитет был образован в период с седьмого по девятый века во Франкском королевстве. Оформился он полностью только тогда, когда Людовик Благочестивый захотел, чтобы все его поданные были чьими-то «людьми». Король в те времена считался вассалом самого римского папы, главы католической церкви.

Основа феодальной лестницы заключалась в том, что вассал раздавал государственные земли во временное пользование своим поданным и приближенным. Вассалами короля были герцоги и графы. Они же, в свою очередь, считали своими вассалами баронов, а те – простых рыцарей. За такую щедрость, как землю, вассал обязан был во всем слушаться своего господина, быть на счету в войске и защищать честь сюзерен. Если господин попадал в плен, вассал обязан был выкупить своего сеньора.

Фактически, вассал должен был делать все во благо хозяину. Господин, в свою очередь, обязан был покрывать и опекать своего вассала.

Как была устроена система феодальной лестницы

Вершину лестницы занимал король. Ниже его были расположены герцоги и графы . Ещё ниже них располагались бароны. Самую низкую ступень занималирыцари, которые не имели титула . Главной особенностью являлось то, что крестьяне никак не могли попасть в эту лестницу и не имели к ней никакого отношения.

Все, кто входил в феодальную лестницу, для крестьян были сеньорами. На них приходилось работать. Для крестьян это было принуждение, так как из-за феодалов не хватало времени на собственные небольшие участки земли. Строгий феодал пытался взять все, что только можно взять от своих подопечных, поэтому возникал крестьянские бунты и восстания. Высшие же слои средневекового общества приняли эту систему и были ей даже довольны.

Графы и герцоги обладали правом чеканить собственные деньги, то есть монеты. Они могли собирать налоги на тех землях, которые принадлежали им. Кроме того они обладали правами вершить суд и принимать некоторые решение без воли короля.

В некоторых европейских странах было такое правило: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Если рассматривать Англию, то в те времена там были немного другие законы. Королю принадлежали все земли государства и не только они. Он принимал присягу на верность от всех феодалов государства. Все феодалы должны были делать то, что желает король и исполнять его прихоти. Отношения между сеньором и вассалом закреплялись тем, что вассал приносил присягу на верность своему сеньору. Он совершал оммажа. Оммажа – это, в своем роде, церемония, которая оформляла зависимость человека от сеньора.

Ответ оставил Гость

Общество распалось на два антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимых крестьян. В наиболее тяжелом положении повсеместно находились крепостные крестьяне. Несколько легче было положение лично свободных крестьян. Своим трудом зависимые крестьяне содержали господствующий класс.
Отношения между отдельными представителями класса феодалов строились по принципу так называемой феодальной иерархии («феодальной лестницы») . На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их «сюзереном» - главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли - нередко целые большие области - непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей. Формально все они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы - обычно тоже весьма крупные землевладельцы, - носившие часто название «баро­нов» , были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях фактической независимостью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы - рыцари, низшие представители господствующего класса, обычно уже не имевшие вассалов. В подчинении у них были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу» если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала держателем которого он сам являлся.
Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала не мой вассал» .
Феодальная иерархия и крестьянство
Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение - феод, или по-немецки «лен» , которое вассал держал от своего сеньора. Феод представлял собой дальнейшее развитие бенефиция. Феод также давался за выполнение военной повинности (был условным держанием) , являлся наследственным земельным владением. таким образом, условной и иерархической структурой феодальной земельной собственности. Но оформлялась она в виде личных дого­ворных отношений покровительства и верности между сеньором и вассалом.
Вследствие запутанности вассальных отношений и частого несоблюдения вассальных обязательств конфликты на этой почве были в IX-XI вв. обычным явлением. Война считалась законным способом решения всех споров между феодалами. От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне, поля которых вытаптывались, деревни сжигались и опустошались при каждом очередном столкновении их сеньора с его многочисленными врагами.
Крестьянство находилось вне феодально-иерархической лестницы, которая давила на него всей тяжестью своих многочисленных ступеней.
Иерархическая организация, несмотря на частые конфликты внутри господствующего класса, связывала и объединяла всех его членов в привилегированный слой, укрепляла его классовое господство, сплачивала его против эксплуатируемого крестьянства.
В условиях политической раздробленности IX-XI вв. и отсутст­вия сильного центрального государственного аппарата только феодальная иерархия могла обеспечить отдельным феодалам возможность усиленной эксплуатации крестьянства и подавления крестьянских выступлений. Перед лицом последних феодалы неизменно действова­ли единодушно, забывая свои распри. Таким образом, «иерархическая структура землевладения и связанная с ней система вооруженных дружин давали дворянству власть над крепостными».



Вверх