Сергей филиппов актер биография личная. Юрий Филиппов. Отец. Долгое возвращение Очень хороший текст сына Юрия - о прекрасном актёре Сергее Филиппове. Он говорил о смерти

Популярность сыграла не самую лучшую роль в личной жизни актера - он не выдержал испытания славой и большими деньгами, возможно поэтому и распался его первый брак - жена Сергея Филиппова Алевтина Горинович, устав от постоянных застолий мужа, забрав сына, ушла от него. Позже Алевтина Ивановна эмигрировала в США, и на этом закончилось общение актера не только с бывшей женой, но и с сыном, которого он так больше никогда и не увидел.

С Алей Горинович Филиппов познакомился в стенах Ленинградского эстрадно-циркового техникума, они начали встречаться, и вскоре поженились. У них родился сын Юрий, и первые годы из десяти прожитых вместе, супруги жили очень счастливо.

Сергей Николаевич очень любил Алю, а она его безумно ревновала, а еще обижалась на то, что для мужа слава дороже, чем они с сыном.

Когда пришла оглушительная популярность, личная жизнь Сергея Филиппова начала рушиться - в ней появились не только застолья с коллегами и поклонниками, но и другие женщины, с которыми он заводил романы.

Это доходило до Алевтины Ивановны, она мучилась и переживала, а потом ушла от Филиппова. Уехав из России, Горинович больше на родину не возвращалась, и поэтому официально с Филипповым они так и не разошлись.

Второй супругой актера стала детская писательница Антонина Голубева, с которой он познакомился в ресторане гостиницы «Астория», где жил в снятой для него режиссером Театра комедии Акимовым номере.

Это произошло почти сразу после расставания с Алевтиной Ивановной, и Филиппов вскре переселился из гостиницы к Голубевой. Антонина была на тринадцать лет старше Филиппова и ездила за ним повсюду.

Она следила за тем, чтобы он не заводил романов на стороне и пыталась отучить его пить.

А еще она была против общения Сергея Николаевича с сыном, но он все равно продолжал навещать Юру, пока тот с матерью не уехал в Америку. У Антонины Голубевой тоже была дочь от одного из предыдущих браков и внучка, но она с ними не общалась.

Все, кто знал эту пару, удивлялись, что держит их вместе - Антонина всегда была чем-то недовольна, да и сам Филиппов нередко в минуты откровений говорил, что не любит свою вторую жену, да и хозяйкой Голубева была неважной.

Рассказывают, что дома у них всегда был беспорядок, в театр актер часто приходил неопрятно одетым, но он не придавал этому никакого значения.

Вместе они прожили сорок лет, пока Антонина Голубева не умерла. Чтобы ни говорили, а вторая жена актера была его спасительницей - она поддерживала мужа, когда того уволили из театра, выхаживала после сложной операции.

Смерть Антонины стала черным днем в биографии Сергея Филиппова - он оказался никому не нужным и еле сводил концы с концами, живя на мизерную пенсию, у него начались проблемы с психикой. Свою жену актер пережил всего на год и умер в одиночестве в своей квартире в обстановке ужасающей бедности.

Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1974).

Родился в простой рабочей семье.Отец его был слесарем, а мать портнихой. В школе Сергей Филиппов учился неважно, и в старших классах даже прослыл хулиганом. Один из его любимых предметов (таких было всего два - литература и химия) и подвёл его: как-то в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а Сергея Филиппова исключили из школы.
После исключения из школы устроился учеником пекаря в частной пекарне. Но эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. Занятия настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете. В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре.
Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Преподаватели прочили одарённому студенту блестящее будущее и после окончания техникума, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета.
Карьера балетного танцора оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии.
В 1935-1965 годах - артист ленинградского Театра Комедии.
С 1965 года - актёр киностудии "Ленфильм".

Сергей Филиппов умер 19 апреля 1990 года от рака лёгких в Ленинграде. Похоронен актёр на Северном кладбище.

В 2009 году вышла книга сына актёра - Юрия Сергеевича Филиппова - "Сергей филиппов. Есть ли жизнь на Марсе".

Сергею Филлипову посвящены документальные фильмы из цикла «Мой серебряный шар», «Как уходили кумиры», «Чтобы помнили» и др.

театральные работы

В спектаклях Ленинградского театра Комедии:
* "Простая девушка" 1938 год, В.В. Шкваркин, реж. Эраст Гарин, роль управдома Макарова.
* "Страшный суд" 1939 год, В.В. Шкваркин, реж. Николай Акимов и Павел Суханов, роль члена месткома Родионова.
* "Лев Гурыч Синичкин" 1946 год, Д.Т. Ленский, реж. и худ. Николай Акимов, роль содержателя театра Пустославцева.
* "На всякого мудреца довольно простоты", А.Н. Островский, 1946 год, реж. Борис Зон, роль Крутицкого.
* "Ревизор" Н.В. Гоголь, 1958 год, реж. Николай Акимов, роль Осипа.
* "Что скажут завтра", 1958 год, Д.Н. Аль и Л.Л. Раков, реж. Павел Суханов, роль Брускова.

Сегодня Сергею Николаевичу Филиппову исполнилось бы СТО лет !

Его по праву считают легендарным и ярчайшим комическим актером советского театра и кино.
И хотя он почти не играл главных ролей, самые знаменитые артисты страны считали за честь встретиться с ним на сценической или съемочной площадке. Его узнавали сразу. Выступая в основном в небольших отрицательных ролях, Филиппов создавал образы, запоминающиеся на десятилетия. Это Казимир Алмазов в "Укротительнице тигров", лектор в "Карнавальной ночи", Киса Воробьянинов в "Двенадцати стульях", шведский посол в "Иван Васильевич меняет профессию".

В середине XX века к традиционным вопросам "Кто виноват?" и "Что делать?" добавился еще один: "Есть ли жизнь на Марсе?"


Эта фраза стала крылатой с подачи знаменитого комика Сергея Филиппова, сыгравшего лектора в нашумевшей ленте "Карнавальная ночь".

Для актера эта эпизодическая роль стала главной в огромном послужном списке, а слава короля киноэпизода преследовала Филиппова всю жизнь. Ему было достаточно лишь появиться на экране, чтобы вся страна была в восторге от его уникальной, абсолютно антигламурной физиономии.

Но как это часто и бывает у комических актеров, жизнь Филиппова за кадром была драматичной. Сын великого артиста не любит появляться перед камерой, но для этого фильма он сделал исключение. За давностью лет стопроцентно установить некоторые факты уже невозможно, и драматичная судьба артиста в разных версиях излагается неоднозначно, ведь у каждого из многочисленного окружения Сергея Филиппова своя правда об актере.

Из дневника Сергея Филиппова. "Так как мне пришлось в большинстве играть отрицательных персонажей, то особых поисков я и не испытывал. Детство мое протекало в те бурные годы, когда противного было больше, чем хорошего. А актер - он, ведь, как губка, все впитывает в себя".

Сергей Филиппов родился в Саратове в 1912 году. Его отец Николай Георгиевич был слесарем, мама Евдокия Терентьевна - портнихой и кружевницей. Семья жила в первом этаже деревянного дома, жили небогато и родители хотели, чтобы Сережа овладел ремеслом и вырос тружеником. Мальчик подрабатывал то пекарем, то плотником, то грузчиком, пока не увлекся хореографией.

В 1929 году подошло время выбирать свой путь в жизни. 17-летний Сергей, не колеблясь, отправился в Ленинград и поступил в балетное училище. Но знаменитая Ваганова исключила Филиппова из списка студентов, потому что юный танцовщик постоянно с ней спорил. Так уже в юности проявился его характер. Однако, занятия балетом дали артисту точность движений, которыми он удивлял нас в кино.

Сергей поступил в эстрадно-цирковой техникум на Моховой улице. Ему сразу приглянулась красавица-сокурсница Алевтина Горинович, в 1932 году она стала его женой. В 1933 году Филиппов закончил эстрадно-цирковой техникум и поступил на работу в труппу знаменитого Кировского, ныне Мариинского театра. Он дебютировал в спектакле "Красный мак", но уже на четвертом спектакле артисту стало плохо. Врачи нашли у Сергея порок сердца и запретили танцевать. Филиппову пришлось снова искать себя, и он изрядно нервничал. Какое-то время артист выступал на эстраде с пародиями, а в 1934 году познакомился с художником и режиссером Николаем Акимовым. Тот мгновенно оценил внешность и талант Сергея, а возглавив в 1935 году ленинградский Театр комедии, сразу пригласил его в труппу. Филиппов тут же примчался в театр и был удивлен тем, как на его появление отреагировали некоторые артисты: "Что это за артист с лицом убийцы?" Завистников у Сергея Николаевича Филиппова было много, и для зависти были все основания. Сергей сразу стал звездой первой величины. Наконец, в семью молодого артиста пришла стабильность, на Филиппова ходили всем городом. Зрители гадали: в каком амплуа предстанет любимый артист на этот раз? Какими неожиданными эскападами их удивит?

Многочисленные поклонники внушали Филиппову, что самый быстрый путь к признанию народом лежит через собутыльников. Сергей всегда был не прочь выпить. Главный режиссер Театра комедии Николай Акимов многие годы был готов прощать ему все. Он говорил: "Мне один талантливый пьяница дороже сотни трезвых бездарей".

О своеобразном чувстве юмора великого комика до сих пор слагают легенды. Некоторые афоризмы Сергея Филиппова воспринимаются как русские народные поговорки, например, ему принадлежит известное выражение "пирожки с котятами".

В 1938 году Алевтина Горинович родила Сергею сына Юру. О карьере актрисы ей пришлось забыть. Алевтина утешала себя мыслью, что все свободное время Сергей будет проводить с ней и ребенком. Но Сергей вовсе не просиживал ночи напролет у колыбельки маленького Юры. Тогда Филиппов не мог и представить, какими непростыми будут в дальнейшем его отношения с сыном. Артиста опьянял успех, аплодисменты, его постоянно влекло в театр. В те времена он очень нравился женщинам, они были готовы на все, лишь бы получить заветный автограф кумира. Ну а молодые актрисы Театра комедии и вовсе были влюблены в Филиппова.

Звезда артиста Филиппова восходила все стремительнее, но дома этого, казалось, вовсе не ценили. Первая жена артиста Алевтина Горинович с трудом терпела успех Филиппова у многочисленных поклонниц, коим он с удовольствием пользовался. А она любила Сергея. К тому же долгожданный сын Юра родился у Филипповых только через 6 лет после свадьбы. Пристрастие артиста к алкоголю тоже не укрепляло семью. И хотя Сергей любил свою семью, успех был для него на первом месте. Он так и говорил жене: "Если вы будете мне мешать, я не посмотрю ни на тебя, ни на Юрика. Ради славы всем пожертвую, всех брошу".

В конце концов жена выставила Сергея Филиппова из дома - после почти 10 лет совместной жизни. Но извечное русское пристрастие к спиртному постоянно смещало приоритеты Филиппова. Как будто назло самому себе Сергей ушел из квартиры, где оставались его жена и двухлетний сын. Это случилось перед самым началом Великой Отечественной войны.

Первые месяцы блокады Филиппов провел в осажденном Ленинграде. Морозы стояли лютые, а голод был такой страшный, что актеры Театра комедии однажды съели кота. Филиппов успел почувствовать блокаду на себе. И когда он принял участие в одном из самых пронзительных фильмов о войне, который так и назывался "Блокада", играть артисту ничего не пришлось - он просто вспоминал.

Сергей Филиппов расстался с семьей незадолго до начала войны. Но когда Театр комедии собрался в эвакуацию, артист уговорил дирекцию театра вместе с труппой вывезти из Ленинграда его сына, бывшую жену и тещу. Перед трагедией войны все семейные передряги оказались не важны. В декабре 1941 года Театр комедии эвакуировали под Челябинск. После войны Филиппов мог вернуться к жене. Но артист не проявил должного напора.

А в 1946 году Филиппов встретил свою вторую жену, Антонину Голубеву, встретил случайно. После войны, вернувшись в Ленинград из эвакуации, некоторые артисты Театра комедии были расквартированы в гостинице "Астория". Помимо удобных номеров "Астория" славилась своим рестораном. А Филиппов - пристрастием к шумным застольям. Он накрывал стол всевозможными яствами и приглашал всех желающих разделить его трапезу. Однажды вечером разразилась пьяная драка, и Сергея Николаевича Филиппова случайно ранили в руку вилкой. В ресторане появился наряд милиции. Филиппова не задержали, но он оказался в центре скандала. Из неловкой ситуации артиста выручила известная детская писательница Антонина Голубева - она сидела за соседним столиком. Филиппов был очень удивлен, когда наутро очнулся в ее квартире.

Голубева и Филиппов составляли более чем странную пару. Она называла его "Долгоносиком", а он окрестил ее "Барабулькой". У Голубевой был непростой характер. Женщина оказалась ярой коммунисткой. Одна из версий гласит, что она запугивала Филиппова, обещая донести куда следует об антисоветских высказываниях, которые он произносил в пьяном бреду. О том, что Филиппов живет с женщиной старше себя на целых 13 лет, не сплетничал только ленивый. Долгоносик и Барабулька внешне совсем не подходили друг к другу. Она была очень маленькая, он - очень высокий. И видно было, что она много старше него.

Сын артиста Юрий утверждает, что Сергей Николаевич до конца дней любил первую жену и даже не стал выкупать свидетельство о разводе. Но внуки Голубевой предъявили и свидетельство о разводе, и свидетельство о втором браке.

На фоне запутанных перипетий своей бурной личной жизни Филиппов продолжал активно сниматься. Легендарный четвертый павильон киностудии Ленфильм, тут до революции был театр "Аквариум", тут в 1896 году состоялся первый в России киносеанс и именно тут после образования Ленфильма снимались все знаменитые картины, в том числе и те, где играл Сергей Филиппов.

В 1946 году режиссер Надежда Кошеверова пригласила его в свой фильм "Золушка". Филиппов блистательно сыграл роль сказочного капрала, а его партнершами стали Янина Жеймо, Елена Юнгер и Фаина Раневская. В 1947 году, когда "Золушка" вышла на экраны страны, Филиппов поселился в квартире своей второй жены, Барабульки, в знаменитом Писательском доме на канале Грибоедова, 9.

По свидетельствам их знакомых, Голубева относилась к Сергею как к ребенку. О нем заботилась, поправляла его одежду, давала ему платок, относила ему питье. А Филиппов относился к своей Барабульке весьма экстравагантно. Порой их отношения походили на детские игры-дразнилки. Из записок Филиппова Голубевой: "Ее сиятельству графине Барабульянц. Прочитав письмо твое, я не понял ничего. Пишешь ты, едрена курица, как... Ну, просто как писатель. Каша на диване преет и млеет, я пошел по делам и в магазин. Кющай кашу с молоком. Целую дуру крепко. С."

Много лет прохожие видели, как по вечерам, еле передвигая ноги, падая и поднимаясь, Сергей Филиппов, будучи изрядно навеселе, шел домой по Итальянскому мостику. Вредная привычка артиста была наследственной. Его отец Николай Филиппов любил крепко выпить. Это послужило одной из причин развода родителей Филиппова в 1927 году. Если свою маму Евдокию Терентьевну Сергей любил, папа был для него чужим человеком. Несмотря на это, отец Филиппова в 1952 году подал на алиментыЮ и артист был вынужден каждый месяц отправлять ему некоторую сумму денег. А вредная привычка самого Сергея с годами усугублялась. Если бы у второй жены Сергея Филиппова был личный биограф, возможно, он озаглавил бы историю этой женщины следующим образом: "Трудное счастье Антонины Голубевой". Но каким бы сложным характером она ни обладала, Барабулька ценила своего Долгоносика и хотела укрепить семью.

Она даже взяла в 1949 году мальчика из детдома, и они с Филипповым три месяца его кормили-поили, после чего Барабулька сдала ребенка обратно в детдом. Почему так случилось, теперь уже не узнать. Но после этой истории Барабулька разрешила сыну Филиппова приходить к ним в гости.

Жена Сергея Филиппова Антонина Голубева написала несколько книг, но прославилась как автор повести о детстве Сергея Кирова "Мальчик из Уржума". Эта книга была переведена на 96 языков, писательница долгие годы получала огромные авторские. А Филиппов шутил: "Меня всю жизнь кормит мальчик из Уржума". Голубева, естественно, пыталась привить любовь к литературе и юному Юре Филиппову. На этой почве начинались размолвки. Дошло до того, что Голубева стала приходить к Юре в школу и говорить, что ко нему надо применять особо тяжелые методы воспитания. В связи с этим Юрий сменил пять школ. Взаимная неприязнь росла, и в конце концов Юра стал встречаться с отцом в театре.

А собственных отпрысков Голубева на порог не пускала вообще. В 1948 году в Ленинград приехала ее дочь с мужем и крошечной девочкой. Они хотели остановиться у Барабульки. Но не тут-то было. Барабулька прекрасно понимала, что Сергей Николаевич младше ее на 15 лет и надо быть очень внимательной, и ни одна нормальная женщина не могла пересечь порог дома их, а только мужчины. Так Антонина Голубева ограждала своего Сережу от общества молодых женщин. А с пристрастием мужа к выпивке она ничего не могла поделать. Бывало, поджидала супруга у служебного входа в театр, а Филиппов ускользал через главный вход. Тогда женщина выходила на Невский и спрашивала у прохожих, не видели ли они Филиппова.

Из дневников Сергея Филиппова. "Меня спрашивают, почему я играю отрицательных персонажей? А я на это отвечаю так. Вы когда-нибудь видели секретаря обкома с таким лицом как у меня? И спрашивающие стыдливо умолкали".

В 1956 году на экраны страны вышел фильм, в котором Сергей Филиппов сыграл свою, пожалуй, самую звездную роль. Из дневника артиста: "У меня был учитель Владимир Николаевич Соловьев, необыкновенно рассеянный человек. Вот я и взял этого человека за прототип". А это знаменитое "Лю-юди! Ау? Где вы?" родилось в обеденный перерыв. Сидим мы вдвоем, оператор и я, больше никого нет. Вот я и завопил на всю площадку: "Люди! Ау? Где вы?" Оператор сразу заявил: "Ставим". И вставил эту случайную находку".

С годами Филиппов перестал терять голову от льстивых слов поклонниц. На его небольшие шалости Антонина Голубева просто закрывала глаза, поэтому второму браку артиста ничего не угрожало. При внешней несхожести Барабулька и Долгоносик стали со временем очень близки. Однажды Филиппов даже написал жене расписку: "С шести утра 1 января до первого марта 1949 года я не пью водку, ликеры, шампанское и вообще спиртных напитков. Если же я нарушу данное мною слово, то Барабуля умрет. Ежели я не исполню данного мной слова, то пусть я буду проклят во веки веков. Аминь, Филиппов. 20 декабря 1948 года". И Сергей держал слово, даже данное в шутку. Впрочем, до поры, до времени. И он, и его жена знали, что рано или поздно Филиппов, к сожалению, снова сорвется.

В своем дневнике Филиппов шутя писал: "С 1935 года я украшаю своим присутствием подмостки ленинградского Театра комедии. Это мое мнение. Дирекция придерживается обратного". Октябрьским вечером 1963 года в театре шел премьерный спектакль по пьесе Рацера и Константинова "После двенадцати". Сергей в этот вечер в спектакле занят не был. Однако, как только действие началось, в зале почувствовали: сцена застолья пошла явно не по сценарию. Когда актеры подняли рюмки, из-за кулис раздался голос: "Кто так пьет? Я сейчас войду в кадр, я покажу, как надо это делать!" Это был не первый проступок артиста. В 1947 году Сергея уже увольняли из театра за появление на спектакле в нетрезвом виде. Но он был принят обратно в труппу. На этот раз художественный руководитель Театра комедии гениальный художник и режиссер Николай Акимов занял принципиальную позицию. Он вызвал Сергея Николаевича, взял красный карандаш и вычеркнул его фамилию из труппы.

Сын Филиппова от первого брака до сих пор убежден, что именно сложные взаимоотношения со второй женой вылились в его постоянную неудовлетворенность жизнью и довели до проступка, после которого ему пришлось покинуть театр. Если у Сергея Филиппова и были мысли о возвращении в Театр комедии, то после смерти Николая Акимова в 1968 году вопрос был закрыт. Уйдя из театра, артист спасался съемками в кино.

Но театр он по-прежнему любил, и, возможно, эти переживания артиста не прошли бесследно. В 1965 году врачи обнаружили у Сергея Филиппова опухоль мозга и назначили операцию. Опухоль вырезали, потом врачи настаивали на второй операции - поставить пластину, закрывающую отверстие в черепе, но Филиппов отказался. Сергей Николаевич не позволил медикам полностью восстановить свою черепную коробку, прикрывал шрам беретом и шутил "Часть моей головы с возрастом стала мягкой".

В те времена семья Филиппова часто общалась с актером Рудольфом Фурмановым. Когда Фурманов собрался покупать кооперативную квартиру, Филиппов одолжил ему крупную сумму. Артист откладывал эти деньги, чтобы купить своей Барабульке шубу. А еще Филипповы-Голубевы и чета Фурмановых вместе встречали новый, 1969 год и даже сняли об этом любительский кинофильм. Вот только сюжет весьма печален и традиционен для Филиппова - как улизнуть из дома от Барабульки, чтобы в ресторане гостиницы "Европейская" выпить.

В 1971 году режиссер Леонид Гайдай ставит свою версию знаменитых "12 стульев" Ильфа и Петрова, В этом фильме Филиппов играет предводителя уездного дворянства Кису Воробьянинова. Новая волна его успеха грандиозна. А впереди была еще одна ярчайшая роль - острый гротеск, эпизод, но какой. И всего несколько реплик, которые до сих пор у всех на слуху. Великий комедиограф Гайдай включает Филиппова в обойму своих артистов. В 1973 году он выпускает фильм "Иван Васильевич меняет профессию", в котором актер блистательно играет шведского посла.

После триумфа артист воспрял духом. Но судьба уже готовила новые испытания. В середине семидесятых сын и первая жена Филиппова подали документы на эмиграцию из Советского Союза. Оказалось, что помимо прочих формальностей Юре нужно получить согласие отца на выезд из СССР. Однако, артист был категорически против. Еще в начале семидесятых его сын Юра, устав от бесконечных преследований Барабульки, взял фамилию матери Горинович. К тому же он наделся, что с такой фамилией ему легче будет выехать из Страны Советов. В ОВИРе составили официальный запрос на бланке и предложили Юрию при свидетелях вручить его отцу. Отсутствие ответа автоматически считалось бы согласием артиста на выезд сына. Но когда Юра приехал к отцу, дома оказалась Голубева. Она написала за мужа: "К решению моего сына выехать за границу я никакого отношения не имею, знать ничего не знаю. Желательно его сурово наказать, желательно расстрелять. А материальных претензий - не имею".

Первая жена артиста Алевтина Горинович и сын Юрий эмигрировали в США. Их связь с Сергеем Филипповым надолго прервалась. Сергей был очень обижен на сына, даже отказывался читать его письма. Сын артиста до сих пор вспоминает, что даже в эмиграции его мать Алевтина Горинович не могла забыть Сергея, а он никогда не отвечал на письма из Америки. И отец, и сын Филипповы жалели о том, как сложились их отношения. Но вслух об этом не говорили. Да и менять что-либо было уже поздно. Несмотря на актерскую востребованность и успех, многим бросалось в глаза подавленное состояние Филиппова. Видимо, тоска по сыну не отпускала его до самого конца.

Последние годы многие считали гениального комика талантливым, но сошедшим с ума пьяницей, женившимся на женщине старше себя и жившим в захламленной квартире. Отчасти это было правдой. Возможно, эти обстоятельства заставляли его играть еще пронзительнее.

В 1988 году режиссер Владимир Бортко пригласил Филиппова сняться в ленте "Собачье сердце". Это была одна из последних ролей артиста.

В восьмидесятые Филиппов редко появлялся на экране - он неважно себя чувствовал. Барабулька, будучи намного старше, тоже частенько болела. Ее не стало 20 ноября 1989 года. Они были вместе более 40 лет. А Филиппов не смог пережить ее уход. Великий русский комик Сергей Николаевич Филиппов скончался 19 апреля 1990 года. Он умер в больнице. Онкология. Ему было 78 лет.

1990 год. Ленинград. Северное кладбище в Парголово. Спустя несколько недель после установки, с могилы Сергея Филиппова был украден его памятник - бронзовый бюст весом 36 килограммов. Спрятанный в кустах памятник случайно обнаружили коллеги Филиппова и увезли в Гильдию актеров кино. Только через несколько лет, приехав из Америки, Юрий Филиппов поставил на могилу копию бюста, уже из чугуна. А бронзовый оригинал оставил дома.

Писательница Антонина Голубева и артист Сергей Филиппов похоронены почти рядом, на краю кладбища, у дороги. Кто это такие и почему на памятнике странному мужику в берете написано "Народный артист", многие, проходящие мимо люди, теперь уже не знают.

Сергей Филиппов родился в 1912 году в одном из поселений в Саратовской области. Семья с трудом зарабатывала на хлеб, а грянувшая вскоре революция еще сильнее ударила по семейному благосостоянию. Отец покинул дом, и будущего актера воспитывали мать и отчим. В школе он учился плохо, подработка на производствах также совершенно не давалась. Единственное, что хорошо получалось у Сергея – танцы, и он с удовольствием посещал хореографический кружок.

Юноша подумывал пойти в балетное училище, но опоздал на прием. Тогда он поступил в цирковой техникум и, окончив его, все же сумел занять свое место в балетной труппе. Танцевальной карьере помешал неожиданный инфаркт, который начинающий артист перенес прямо на сцене. Тогда в 1935 году он устроился в Ленинградский театр комедии, где проработал без малого 30 лет. В то время горожане часто посещали театральные представления, поэтому Филиппов быстро обрел известность как талантливый актер.

В 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в кино. Это была небольшая роль в фильме «Падение Кимас-озера». Через некоторое время он снялся в лентах «Золушка», «Член правительства», а знаменитая фраза «Масик хочет водочки!» из картины «Девушка без адреса» надолго ушла в народ. Сергей прославился как блистательный комедийный актер, его начали узнавать на улицах и часто просили автограф.

В 40-е года Филиппову посчастливилось сыграть в знаменитой комедии «Карнавальная ночь», а в 1965 году он блистательно исполнил роль Кисы Воробьянинова в экранизации легендарного романа «12 стульев». Оба фильма не обошлись без ставших популярными среди зрителей крылатых фраз. В последующие годы актер уже реже появлялся на экране из-за ухудшения здоровья и запомнился лишь эпизодической ролью в фильме «Собачье сердце».

Личная жизнь

Сергей Филиппов был дважды женат. Свою первую супругу Алевтину Горинович он встретил в училище. В браке родился сын Юрий, однако прочный изначально союз дал слабину и распался через несколько лет. После этого бывшая жена и сын актера иммигрировали в США. Сергей надолго впал в депрессию и все никак не мог простить родных ему людей.

Второй женой Филиппова стала женщина по имени Антонина Голубева, которая оказалась старше его на 13 лет. Они не были идеальной парой и нередко ссорились: Антонина старалась во всем контролировать мужа. Супруга актера скончалась в 1989 году. Это сильно пошатнуло и без того слабое здоровье Сергея. У него начал быстро прогрессировать рак, и уже в 1990 году любимого советского артиста не стало. Его похоронили на Северном кладбище в Санкт-Петербурге.

24 июня 1912 года в Саратове родился Сергей Филиппов.Всю жизнь мечтавший о больших драматических ролях, актёр их так и не дождался - зато навсегда запомнился зрителям десятками эпизодических комедийных ролей...

Сергея Николаевича Филиппова по праву можно считать одним из величайших комиков не только отечественного, но и мирового кинематографа, а легенды, связанные с эпизодами жизни великого актера, рассказываются до сих пор.

Его высокая худощавая фигура и резкие черты лица сочетались с пластикой профессионального танцора, искрометная импровизация и точно выверенная буффонада — с умением точно подмечать и выразительно передавать комическое в окружающей действительности. Филиппову, снявшемуся более чем в ста фильмах, редко доставались главные роли — однако даже малый эпизод, например, прием шведского посольства в «Иване Васильевиче», становился в его исполнении настоящим шедевром.

При этом мечтой любимого актера режиссера Гайдая была роль положительного персонажа, сыграть которую ему так и не пришлось.
Сергей Филиппов появился на свет в 1912 году в семье портнихи и слесаря, и в детстве не высказывал склонностей ни к искусству, ни к науке. Зато за многочисленные проделки Сергея исключили из школы. Суровый отчим-комиссар тщетно пытался научить пасынка хоть какому-то ремеслу, но из мальчика не получилось ни пекаря, ни токаря, ни краснодеревщика. Зато однажды он заглянул в клуб на занятия балетной студии — и, несмотря на высокий рост, большие руки и ступни, в скором времени стал лучшим танцором.

Педагоги советовали Сергею профессионально заняться балетом, и в 1929 году молодой человек направился в Москву. Однако к его приезду прием в балетное училище был уже завершен, та же история повторилась и в Ленинграде. Сергею удалось стать учеником вновь открытого эстрадно-циркового техникума, и даже найти подработку в театре оперетты. Со временем преподаватели техникума, отметившие большой талант Филиппова, способствовали его переводу в Вагановское училище. К сожалению, молодой человек отличался не только хореографическими данными, но и довольно сложным характером и склонностью к комикованию, в том числе и в присутствии самой Агриппины Вагановой, которая не захотела видеть его среди своих учеников.

В 1933 году, завершив учебу в техникуме, Сергей стал танцовщиком ленинградского Театра оперы и балета и женился на бывшей соученице, танцовщице Алевтине Горинович. Первой балетной партией Филиппова должен был стать кочегар в «Красном маке», однако во время репетиций актер однажды потерял сознание. Приговор врачей был суров — балетные нагрузки слишком велики для организма. Филиппов стал работать в Театре эстрады, где выступал не только с танцевальными, но и с комедийными номерами — например, танцевал классическое па-деде на пуантах и в пачке, вызывая гомерический хохот публики. В 1935 году Филиппов перешел на работу в Театр комедии, где с блеском выступал в таких постановках, как «Страшный суд», «Простая девушка», «Лев Гурыч Синичкин» и др.

В 1937 году молодой актер впервые появился на экране — сыграл белофинна в фильме «За советскую Родину». И хотя при съемках ему пришлось несколько раз окунаться в ледяную воду, от последующих приглашений кинорежиссеров Филиппов отказываться не стал. К сожалению, талант эксцентрика, органично присущий Филиппову, оставался почти невостребованным, зато ему в изобилии доставались роли отрицательных персонажей.

На встречах со зрителями Сергей Николаевич говорил: «Меня часто спрашивают, почему я играю только отрицательные роли. Что на это ответить? Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть председателя партийной организации?» .

Впрочем, актер стал очень известным, и это не лучшим образом отразилось на его и так непростом характере.

Несмотря на то, что в 1938 году у Сергея и Аделаиды родился сын Юрий, их брак фактически распался, хотя и не был расторгнут официально.


Сергей Филиппов с сыном

С началом войны Театр комедии эвакуировался в Сталинабад. Филиппов продолжал играть в спектаклях и кинофильмах. Во время войны вышли такие картины с его участием, как «Мы с Урала» (1943), «Новые похождения Швейка» (1943), "Кащей бессмертный«(1944) и др.

Очень успешными стали для актера и послевоенные годы, когда его популярность у зрителей стала просто невероятной. Самой большой ролью этого периода стал Алмазов в «Укротительнице тигров» (1954). Многие эпизодические роли Филиппова вошли не только в историю кинематографа, но и в фольклор — например, лектор в «Карнавальной ночи» (1956).

Рассказывают, что Эльдар Рязанов долго не мог подобрать актера на роль лектора. Съемки были уже в разгаре, а подходящего актера всё не было. И тут, он вспомнил про Филиппова и пригласил его на роль.

Сергей Николаевич приехал на съемки в состоянии сильного подпития. Начинающий тогда режиссер Рязанов этому даже очень обрадовался, решив, что актер пьян, и играть ему тоже пьяного и все получиться очень реалистично. Но когда начали снимать, роль у Филиппова не пошла. Сняли 13 дублей, а результата нет. Рязанов отправил Филиппова в Ленинград и продолжил съемку других эпизодов. Через несколько дней на съемочной площадке вновь появился Сергей Филиппов, но на этот раз абсолютно трезвый. Результат все видели на экране. Роль была исполнена блестяще.

Послевоенный период был связан для актера не только с большими успехами, но и с изменениями в личной жизни. Его неофициальной женой стала Антонина Голубева, малоизвестная писательница. Окружающие настороженно относились к этому союзу: Антонина была старше Сергея на 13 лет, отличалась неприспособленностью к жизни и не ладила с детьми от предыдущего брака, но при этом их отношения продолжались до смерти Голубевой в 1989 году.

Громкая слава отразилась на актере не лучшим образом: его склонность к алкоголю и скандальным выходкам усиливалась, и в 1965 году он был уволен из Театра комедии. Филиппов перешел в штат «Ленфильма» и продолжал активно сниматься, хотя к его проблемам добавилась и опухоль головного мозга, которая требовала сложной операции. Казалось, лучшие роли знаменитого комика уже в прошлом, но в 1970 году он получил приглашение на роль Воробьянинова в «12 стульях».

Успех фильма был невероятным, а сам актер после съемок удачно перенес сложнейшую операцию и спустя десять лет еще раз сыграл «предводителя дворянства» в «Комедии давно минувших дней». Актер продолжал сниматься, преимущественно в комедийных фильмах («Табачный капитан», «Не может быть», «Летучая мышь» и др.).

При этом мало кто знал, что домашняя жизнь Сергея Николаевича стала настоящим адом. После эмиграции в США первой жены и сына, Филиппов разорвал все контакты с ними, не общался практически ни с кем из прежних друзей, а его домашняя обстановка приходила в полное запустение. Последними его ролями стал пациент в «Собачьем сердце» (1988) и пенсионер в «Операции Кооперация» (1989).

Однажды актер Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего куда-то Сергея Филиппова. Он предложил подвести коллегу по актерскому цеху. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Расстроенный Михаил предложил Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выбросил билет, отсчитал деньги и вернувшись в машину отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал:

— Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны.

После смерти жены Сергей Николаевич перестал выходить из дома, неделями голодал. В 1990 году великий комик умер от онкологического заболевания легких в невероятной нищете. Сыну не сразу стало известно о смерти отца, и похороны организовал известный актер Александр Демьяненко.



Вверх