Самый прочный доспех средневековья. Рыцарский шлем: типы, описания. Рыцарские доспехи

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий - идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такое оружие было в нашей армии вплоть до Крымской войны 1955-1956 года, когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков - излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция - начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей - ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток - вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество - доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи - вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя - настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия - родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи - символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая - защита. Вторая - доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи - это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

Изобретенные древние времена, непрерывно совер-шенствовались, идя в ногу с модой н достижениями оружейного дела. Между тем да-леко не каждый вини мот позволить себе лучшее. Дальше рассказ пойдет о том. как средневековые доспехи прошли путь от кольчуги, состоявшей и переплетенных ме-таллических до лат, покрывавших все тело.

Кольчуга

На заре Средневековья большинство рыцарей носило кольчугу , состоявшую из тысяч крохотных стальных ко-лец диаметром 6-12 миллиметров. Этот тип доспехов был известен с древних времен и весил 10-25 килограммов. Из кольчужного полотна делали не только рубашки, но и капю-шоны, называвшиеся койфами, рукавицы и чулки, а также доспехи для коней. Кольчужная рубашка, прочная и гибкая, достаточно хорошо защищала от рубящих ударов мечом . Впрочем, сильный удар булавой мог сломать кости и вызвать внутреннее кровотечение, не пробив кольчуги. Не давала она достаточной защиты и от ударов копьем или попадания стрел . Вначале рыцари пытались повысить свои шансы на выживание, надевая под кольчугу стеганую куртку. Позднее поверх кольчуги стали носить бригантину - кожаный до-спех, на который были наклепаны небольшие стальные пла-стины. В период крестовых походов поверх кольчуги начали надевать особый легкий плащ - сюрко. Он не только защи-щал от непогоды, но и демонстрировал отличительные цве-та или герб рыцаря. Кольчуга оставалась в употреблении вплоть до XVIII века, но начиная с 1200-х годов рыцари ста-ли переходить на более надежные кованые доспехи.

Пластинчатые и чешуйчатые доспехи

Параллельно с кольчугой в Средневековье использовались также другие типы доспехов, которые стоили дешевле, но были при этом достаточно надежными. Например, верхние доспехи франков при Карле Великом и норманнов при Вильгельме Завоевателе были покрыты пластинами, чешуйками и кольцами, которые крепились на кожаное основание следующими способами:

Рыцарь в кольчуге, 1066 год

Этот рыцарь XI века облачен в полный кольчужный доспех, для изготовления которого потребовалось около 30 000 колец. Вес такого доспеха составлял около 14килограммов. Но кольчуга быстро ржавела. Ржавчину счищали пажи, «стирая» доспех в бочке с песком.

1 бармица

2 кольчужная рубашка с длинным рукавом (сменившая рубашку с коротким рукавом в 1100-е годы)

3 обоюдоострый меч

4 спереди и сзади на кольчужной рубашке были разрезы для удобства верховых воинов

а) металлические кольца, сшитые между собой;

б) чешуйчатая броня (чешуйки, сделанные из стали или дубленой кожи, лежали внахлест, как черепица на крыше);

в) легкие пластины (изготовленные из металла или кожи и наклепанные на кожаное основание).

Кольчужная рубашка с коротким рукавом - хауберк, кожаные поножи, конический шлем с наносником, щит (длинный каплевид-ный или круглый)

Хауберк с длинным рукавом, перчатки, бармица, кольчуж-ные шоссы, шлем с плоским верхом, длинный щит с прямым верхом

Хауберк, перчатки, бармица, кожаные наплечники, коль-чужные шоссы, наколенники, сюрко, шлем, щит экю

Хауберк и кольчуж-ные шоссы, соединен-ные со стальными пластинами, поножи, бригантина, сюрко, большой бацинет, бармица, щит экю

Латный доспех с кольчужным полотном на открытых участках, армет, бармица, щит экю

Полный готический латный доспех, изго-товленный в Италии, с кольчужным полот-ном на открытых участках и усиленной защитой плеч и коле-ней вместо щита, шлем салад

Изготовление кольчуги

Изготовление хауберка было не очень сложным, но требовало долгого и кропотливого труда, длившегося несколько недель. Последовательность действий была следующей:

а) нагретая проволока наматывалась вокруг железного прута, а затем разделялась на кольца при помощи холодного режущего инструмента или щипцов;

б) кольца сжимались при помощи струбцины, чтобы свести вместе их концы;

в) концы колец расплющивались, и в каждом из них пробивалось отверстие;

г) каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними и склепывалось - плетение «четыре в одно» было самым популярным, но существовали и другие варианты.

Латный доспех

К XIII веку мода и уровень развития оружейного дела изменились. С появлением остроконечных мечей, которые могли пронзать кольчугу, рыца-ри все чаще крепили на нее пластины из дубле-ной кожи. В XIV веке кожаные пластины смени-лись металлическими, а нагрудник, наручи и поножи стали делать из жестких стальных ли-стов. В следующем веке рыцари уже с ног до го-ловы были облачены в сверкающую сталь, кото-рая отражала удары меча. Так появился полный латный доспех.

В битве при Бувине в 1214 году французский король Филипп II Ав-густ был окружен вражескими пехо-тинцами, но благодаря отменному качеству своих доспехов уцелел - неприятель не смог «вскрыть кон-сервную банку». Монарха, находив-шегося на волосок от гибели, спасла подоспевшая подмога.

Гамбезон, или стеганка

Стеганка была самой дешевой и распространенной защитной одеждой, которую носили саму по себе или в качестве поддоспешника. Она усиливала защиту и позволяла носить доспех с большим удобством.

Около 1420 года пластинчатые латы можно рассматривать как полностью сформировавшиеся, все их последующие изменения являются только частичными усовершенствованиями или причудами моды, которые постепенно оказывали решительное влияние на вооружение. Изменения в форме лат оказываются порой очень рациональными, но часто, уже спустя несколько лет, создают новые разновидности; при этом замечается национальное своеобразие, очень затрудняющее обзор сущности формы.

Готический доспех

Такие доспехи изготавливались в течение всего XV века и достигли своего пика в 1480х годах, когда они считались лучшими в Европе. Их внешний вид нёс в себе черты Готической архитектуры и Готического искусства. Доспехи имели много заострённых форм и изящных линий, кроме того, как правило, данный тип доспеха имел гофрирование и рифление - так называемые рёбра жёсткости, которые повышали прочность доспеха.

В дополнение к стальным пластинам эти доспехи включали кольчужные элементы, крепившиеся к поддоспешнику, для защиты тела на внутренней части суставов и промежности.
Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех - итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты.

Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех - итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты. Аргументом против такого использования терминологии является то, что миланский доспех существовал (с небольшими конструктивными изменениями) и до, и после готического доспеха (готический доспех существовал с середины XV века, и в первые годы XVI века - до появления максимилиановского доспеха, а миланский доспех с конца XIV века и продолжал носиться в начале XVI века).
По стилю готический доспех делится на высокую и низкую готику, а также на позднюю и раннюю. Некоторые ошибочно полагают, что для готического доспеха характерно отсутствие набедренных щитков (tassets), но на самом деле это особенность наиболее известных образцов - существуют менее известные образцы готических доспехов, у которых щитки не утеряны.
Обычно считают, что для высокой готики обязательно обильное рифление, но встречаются образцы высокой готики, имеющие характерный силуэт высокой готики, но не имеющие рифления (в частности такие встречаются как среди выкованных Пруннером, так и среди выкованных Хельмшмидтом, которые были в то время одними из известнейших кузнецов-доспешников).
Поздняя готика и высокая готика - не одно и то же, дешёвые образцы поздней готики порой имеют признаки низкой готики.

Миланский доспех

Итальянский доспех конца XIV - начала XVI века. Это доспех, закрывающий практически всю поверхность тела крупными округлыми гладкими стальными пластинами. Основной отличительной чертой доспехов этого стиля является округлая кираса, передняя и задняя часть которой состоят из двух крупных сегментов; а также широкие наплечники с крупными бортами для отражения копья. Причем левый наплечник особенно массивный и защита предплечья и плеча представляют одну деталь и использование для защиты кистей латных рукавиц (в немецких доспехах применялись преимущественно латные перчатки).

Ниже представлен, ставший хрестоматийным комплект миланской брони, принадлежавший члену семьи фон Матч (Matsch), владельцев замка Хурбург (Schloss Churburg), датированный где-то 1455 годом. Ныне экспонируется Художественном музее-галерее в Глазго.
Этот комплект брони была почти наверняка принадлежащие члену семьи Матш (Matsch) замка Хкрбург в итальянском Тироле, который в средние века был территорией Германии (ныне Австрия). Возрастом этих лат более пяти веков. Еще более впечатляющим является тот факт, что этот комплект доспехов очень близок к оригиналу. Но если правая латная рукавица является подлинной, то левая современного производства. Шлем барбют (Barbuta), по времени производства соответствует остальной части комплекта доспеха, но ему не принадлежит. Но этот шлем прекрасен сам по себе, сохранилась также его ​​оригинальная мягкой подкладка. Кольчуга тоже, скорее всего, относится к доспеху лишь по периоду, потому что в это время редко носили полную кольчужную рубашку под латами. Ограничиваясь лоскутками кольчуги, прошнурованными к поддоспешной куртке.
Некоторые детали также отсутствует. В частности, четыре кожаных ремешка предназначены для свисающих с латной обки пластин налядвеников, для защиты уязвимых мест между юбкой и набедренниками. Кроме того, отломан крюк для фиксации копья. Есть вмятины на латной юбке, наверное от копья или арбалетного болта. Вес доспеха (без новодельной рукавицы и кольчуги) - 25,85 кг.

Максимилиановский доспех

Германский доспех первой трети XVI века (или 1505-1525, если считать обязательным характерное рифление), названный так по имени императора Максимилиана I.

Доспех характеризуется наличием шлема типа армет и закрытым шлемом с гофрированным забралом, мелким веерообразным и параллельным рифлением, часто покрывающим большую часть доспеха (но никогда поножи), гравировкой, сильно выпуклой кирасой.
Характерной особенностью являются сабатоны (латная обувь) «Медвежьи Лапы», соответствующие модной в то время обуви с очень широкими носами, от которой пошло выражение «жить на широкую ногу». Позднее после выхода из моды эти сабатоны и обувь были прозваны «Утиными Лапами».

Сам доспех была разработан для подражания плиссированной одежде, которая была модной в Европе в то время. Создание доспехов, не только обеспечивающих максимальный уровень защиты, но и визуально привлекательных, было тенденцией в Европе в XV-XVI веках. Она объединила итальянский округлый стиль доспехов с немецким рифленым стилем. Максимилиановский доспех действительно несколько схож с итальянскими доспехами в стиле итал. alla tedesca (аля германский), но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех (с поправкой на отличающийся изгиб кирасы), имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха. Обилие рёбер жёсткости (изготовленных методом чеканки), давало более прочную конструкцию, что позволило уменьшить толщину металла, и существенно снизить вес!

При этом доспех, в отличие от готического, подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции. Благодаря чему рыцаря в таком доспехе из тогдашнего ручного огнестрельного оружия можно было гарантированно поразить только стреляя в упор, при том, что нужны очень крепкие нервы, для того чтобы не выстрелить преждевременно в атакующего рыцаря на бронированном коне, который может затоптать и не прибегая к оружию. Также играла роль низкая точность тогдашнего огнестрельного оружия, и то, что стреляло оно с небольшой и, главное, практически непредсказуемой задержкой (порох на затравочной полке загорается и сгорает не мгновенно), отчего выцеливать уязвимые места у движущегося всадника было нереально.
Помимо создания рёбер жёсткости путём гофрирования в максимилиановских доспехах широко применялся ещё один способ создания рёбер жёсткости. Края пластин выгибались наружу и заворачивались в трубочки (по краям доспехов), которым в свою очередь, путём дополнительного гофрирования придавали форму в виде верёвочек, в результате чего пластины получали по краям очень прочные рёбра жёсткости. Интересно, что у итальянских итал. alla tedesca (а ля германский) края крупных пластин тоже выгибались наружу, но не всегда заворачивались. В готических же доспехах вместо выгибания края пластин гофрировались и могли иметь наклёпанную позолоченную окантовку в качестве украшения.

Характерной особенностью максимилиановских доспехов считаются латные рукавицы, способные выдержать удар мечом по пальцам, но с распространением колесцовых пистолетов появились максимилианы с латными перчатками, позволяющими стрелять из пистолетов. При этом латные рукавицы хоть и состояли из крупных пластин, но всё же эти пластины были несколько меньше чем в миланском доспехе, а их число больше, что обеспечивало немного большую гибкость при примерно равной надёжности. Кроме того, защита большого пальца соответствовала по конструкции защите большого пальца у готического доспеха и крепилась на специальном сложном шарнире, обеспечивающем большую подвижность большого пальца.

Парадный доспех

В Средневековой Европе до XV века в качестве парадных доспехов использовали боевые, дополнительно украшенные геральдикой: нашлемными фигурами (из папье-маше, пергамента, ткани, кожи, дерева), наплечными щитками, и гербами на сюрко, намете, конской попоне и бригантине. Некоторые надевали поверх шлема или кольчужного капюшона настоящую корону. Кроме того, кольчуги украшались вплетёнными медными кольцами, отполированными до золотого блеска. Шлемы иногда расписывали раствором золота в ртути, после испарения которой на шлеме оставался золотой рисунок. Дополнительно носился обильно украшенный рыцарский пояс из золотых или позолоченных бляшек (фактически перевязь меча в виде широкого пояса), а в XIV веке появились цепи (для подвешивания оружия и шлема), которые также могли украшаться.
В XV веке, в связи с повсеместным распространением лат, появились отдельно изготовленные парадные доспехи на основе боевых, отличающиеся от них прежде всего тем, что были расписаны золотом. При этом в Германии дорогие доспехи, даже не являвшиеся парадными, имели обильное гофрирование, а латная обувь снабжалась отстёгиваемыми вычурно длинными носами.

А в Италии имели хождение обильно украшенные парадные шлемы с открытым лицом.
В XV-XVI веках некоторые парадные латы обтягивали нарядной тканью украшеной геральдикой и прибитой к металлу фигурными заклёпками. Причём, у некоторых из таких доспехов металлическую основу, скрытую под тканью, для облегечения веса обильно перфорировали, так что такой облегчённый доспех был непригоден для боя, хотя и мог использоваться для турнирных поединков на булавах. Что примечательно, металлические кирасы обтянутые тканью, фактически появились ещё в конце XIV века, являясь тогда разновидностью крупнопластиначтых бригантин (корацин), переходных к от брингатин к латам. В конце XV - начале XVI века, как влияние Эпохи Возрождения, появились парадные доспехи в античном стиле, созданные в подражание римским и древнегреческим доспехам. К тому же итальянцам, любившим доспехи в стиле итал. alia romana (то есть римский), не нужно было далеко ехать, чтобы увидеть, какие доспехи носили римляне.

В том же XVI веке некоторые доспехи расписывали эмалью, рисуя на них настоящие картины в стиле современных им картин Эпохи Возрождения. Естественно, при ударе по доспеху эмаль не выдерживала и рассыпалась, от чего эти доспехи, хоть и держали удар оружия, были предназначены для парада, а не для боя. Тогда же, в дополнение к росписи золотом, получили распространение доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой, а также аппликациями из золотых и серебряных пластин.

Костюмный доспех

Пик моды на подобные доспехи пришёлся на первую четверть XVI века - расцвет эпохи Возрождения, восход ландскнехтов и кирасиров и начало заката рыцарства. Именно последние рыцари, овеянные духом Эпохи Возрождения, были обладателями таких доспехов; именно безумная дороговизна таких доспехов привела к тому, что многие дворяне вместо того, чтобы по традиции пройти посвящение в рыцари в 21 год, предпочитали оставаться сквайрами и служить не в качестве рыцарей, а в качестве кирасиров, жандармов, рейтаров, гусар и т. п., и даже идти офицерами в пехоту, что всего лишь сотню лет назад было немыслимо для многих дворян.

Обладание подобным крайне дорогим доспехом было вопросом престижа для рыцаря, ибо каждый рыцарь, прибывая на турнир или иное торжественное мероприятие, старался впечатлить окружающих. И если в прежние века - во времена кольчуг и бригантин - это обходилось в приемлемую сумму (для этого просто украшали шлемы раскрашенными гербовыми фигурами из папье-маше, дерева или пергамента, а поверх доспеха надевали нарядное сюрко, покрыв также и коня нарядным покрывалом), то в XVI веке попытка впечатлить окружающих была разорительна. К тому же в прежние времена турнирный доспех использовали и в бою, а в XVI веке уже мало кто надевал турнирный доспех в сражение.

Существовали и специальные доспешные гарнитуры, в которых к обычному доспеху прилагались дополнительные части, превращавшие его в турнирный, но такие гарнитуры тоже стоили очень дорого, а выглядели хуже костюмных доспехов. При этом не все костюмные доспехи были пригодны для турниров. Так, очень модные и престижные доспехи, стилизованные под античность, например в стиле итал. alia romana (а ля римский), из-за недостаточной защиты были непригодны для турниров, и при том, что такой доспех стоил намного дороже боевого. Владелец подобного доспеха, хоть и щеголял в нём на турнире, но для поединка всё же надевал другой доспех. Не каждый участник турнира мог позволить себе иметь помимо турнирного доспеха ещё и доспех «под античность», пригодный лишь для парада. Другие типы костюмных доспехов, например в стиле «de fajas espesas», были пригодны и для турнирных боёв, так как обеспечивали хорошую защиту, в связи с чем большой популярностью пользовались доспехи, имеющие вид одежды XVI века. Цена таких доспехов определялась не только обилием украшений из золота и качеством, но и сложностью изготовления: поскольку одежда той эпохи часто имела вычурные элементы (например, огромные пышные рукава), выковать такой доспех мог не всякий кузнец - так что наиболее впечатляющие доспехи были также и самыми дорогими.

Турнирный доспех

Доспех для турнирных поединков. Мог, но не обязательно, одновременно являться парадным доспехом. Классические турнирные доспехи (конца XV и всего XVI веков) в связи со слишком узкой специализацией были непригодны для настоящего боя. Так классический доспех для пешего боя не был пригоден для конного боя, а доспех для копейной сшибки не годился не только для пешего боя, но и для того чтобы рубиться на коне. Кроме узкоспециализированных доспехов, существовали также и доспешные гарнитуры, представлявшие собой настоящий конструктор из латных частей. Из него можно было собрать любой турнирный или боевой доспех, и даже парадный доспех.
Начиная с возникновения турниров, в качестве турнирного и парадного доспехов было принято использовать обычный доспех, отличие было лишь в том, что для турнира надевали дополнительную кольчугу, не считая нарядного плаща.

В XIV веке, с распространением забрал для бацинетов, горшковый шлем постепенно перестали носить в бою, продолжая носить в турнирах, и к концу XIV века он превратился в чисто турнирный шлем. С распространением лат, горшковый шлем превратился в так называемую «Жабью голову», привинчиваемую к кирасе.

Появление «Жабьей головы» привело к тому, что если раньше, при конной сшибке, наклоняли голову прижимая подбородок к груди, то в жабьей голове, привинченной к кирасе - выпрямлялись, чтобы копьё даже случайно не попало в зрительную щель. В шлеме, не привинченном к кирасе попадание копьём в голову на полном скаку было чревато риском свернуть шею.

Доспех для конного копейного поединка (штехцойг) весил до 85 кг. Он закрывал только голову и торс всадника, но имел толшину более сантиметра. Облачали в него рыцаря, посадив на поднятое над землей бревно или специальное «подъёмное» устройство, так как с земли он на коня сесть не мог. Турнирное копьё было очень тяжёлым и имело у рукояти мощный стальной круг для защиты руки и правой стороны груди. Для его удерживания и направления в цель использовалась система крюков и захватов. Конь для турнира также обряжался в особый доспех с толстой мягкой подкладкой. Рыцарь сидел в огромном седле, задняя лука которого подпиралась стальными стержнями, а передняя оковывалась сталью и была настолько широкой и простёртой вниз, что надежно защищала живот, бедра и ноги. Все облачение всадника и лошади покрывалось богатейшими геральдическими мантиями, накидками, попонами, на шлемах крепились геральдические фигуры, копья украшались флажками, лентами или шарфом.
Так как удар копья по правилам шёл под углом вверх-вперёд, то по ногам можно было попасть либо намеренно, либо при несчастном случае. Поэтому ради облегчения веса ноги либо вовсе не защищали, либо их защиту ограничивали набедренными щитками, вместо которых иногда присутствовали набедренники пристёгнутые к кирасе или латной юбке.

Доспех для пешего турнира

Изначально отличался очень длинной латной юбкой колокольчиком, для надёжной защиты половых органов. Но позднее, с развитием доспешного искусства, появились варианты, дававшие надёжную защиту и без длинной латной юбки. Другой характерной особенностью был шлем с опорой на плечи, в котором импульс удара по шлему во избежание сотрясений передавался не голове, а плечам.

При этом для поединков с тупым оружием вроде булавы (т.е. при отсутствии опасности, что остриё оружия случайно попадёт в глаз), вместо забрала использовалась крупная решётка из толстых прутьев, дававшая хороший обзор.

Для защиты пальцев на руках как правило использовались латные рукавицы, хорошо держащие удар по пальцам. Что любопытно, шлем сидящий на плечах, рукавицы и длинная латная юбка делали данный доспех похожим общими очертаниями на кастен-бруст.

Гринвичский доспех

Доспехи XVI века, производившиеся в Гринвиче в Англии, завезёнными туда германскими оружейниками.
Гринвичские мастерские были основаны Генрихом VIII в 1525 году, имели полное название англ. «The Royal „Almain“ Armouries» (буквально - «Королевские „Германские“ Арсеналы», фр. Almain - французское название Германии). Поскольку мастерские были созданы для изготовления именно "германских" доспехов, то производство возглавлялось германскими оружейниками. Первым англичанином, возглавившим производство, стал Уильям Пикеринг (William Pickering) в 1607 году.

Хотя доспехи и должны были, по мысли Генриха VIII, воспроизводить германские, они, тем не менее, несли в себе как германские, так и итальянские черты, в связи с чем Гринвичские Доспехи, хоть и изготовлялись германскими мастерами (при участии английских подмастерьев), выделяются исследователями в отдельный «английский» стиль.
Схема заимствований из различных стилей в Гринвичских Доспехах выглядит следующим образом:
Кираса (включая как форму, так и конструкцию) - в итальянском стиле.
Шлем (примерно до 1610 года) - в германском стиле с «бургундским» горже.
Набедренные щитки и набедренники - в южно-германском и Нюрнбергском стиле.
Защита плеч - в итальянском стиле.
Исполнение других деталей - в Аугсбургском стиле.

Ландскнехтский доспех

Неполный доспех, носившийся ландскнехтами, комплектация и цена доспеха зависела от звания и жалования ландскнехта. Типичный доспех ландскнехта состоял из кирасы с ожерельем и набедренниками, представлявшими собой единственную защиту для ног. Часто составной частью доспехов являлись латные наручи упрощённой конструкции. К ожерелью прикреплялись наплечники, доходившие до локтя. Голову ландскнехта защищал шлем бургиньот.

Рейтарский доспех

Имел ту же конструкцию, что и дешёвые кирасирские и дорогие ландскнехтские доспехи. В XVI веке уже не было особой конструкции доспехов «для ландснехтов», «для кирасиров», «для рейтаров» и так далее. Существовал лишь полный рыцарский доспех, носившийся в то время фактически лишь высшей аристократией и жандармами французского короля, и неполный доспех, носившийся всеми прочими, включая и рейтар. Доспехи и оружие покупались за свой счёт, и потому разница между ландскнехтскими и кирасирскими доспехами проистекала из того, кто какой доспех мог себе позволить. Обычный ландскнехт часто ограничивался открытым шлемом, кирасой с наплечниками и набедренниками. Кирасир, как правило, являвшийся дворянином, мог себе купить закрытый шлем с забралом (армэ либо тяжёлый бургиньот), кирасу, полную защиту рук, длинные набедренники с наколенниками и пару крепких хороших сапог, усиленных стальными пластинами - что и составляло отличие между типичными ландскнехтским или рейтарскими доспехами.

Сходство между ландскнехтским и кирасирским доспехами появлялось, если дворянин был обедневший, а ландскнехт на «двойном» жаловании. Рейтар же в этом отношении был гораздо обеспеченней пехотинца, но так как его основное оружие - колесцовые пистолеты, стоили очень дорого (для сравнения: в пехоте пистолеты были по карману лишь офицерам), то приходилось экономить на доспехах, так как, в отличие от кирасиров, для рейтара было предпочтительней иметь хорошие дорогие пистолеты и недорогой доспех, чем наоборот.
Типичный рейтарский доспех состоял из кирасы с сегментными набедренниками (обычно до колен), латной защиты рук, латного ожерелья и шлема. Латная защита рук в зависимости от кошелька могла быть полной, а могла ограничиваться сегментными наплечниками до локтей и латными перчатками, тоже до локтей. Компромиссный вариант состоял из тех же наплечников до локтей и латных перчаток, дополненных налокотниками. Помимо налокотников, могли иметься и наколенники, которые в случае наличия обычно пристёвались к набедренникам. Что касается шлема, то поначалу был популярен бургиньот с козырьком и нащёчниками, носивший название «штурмового шлема» (нем. Sturmhaube). Обычно лицо было открыто, но при желании, если позволяли средства, можно было купить вариант со складным наподбородником, закрывавшим лицо подобно забралу, но не сверху вниз, а снизу вверх.

Сугубо кирасирский вариант шлема - армэ, не пользовался у рейтар заметной популярностью. Впоследствии (нем. Sturmhaube) уступил у рейтаров, а также аркебузиров, место мориону, а затем и шишаку (капелине), как более удобному для стрельбы. Поскольку рейтар сидел в седле, и, как правило, в бою не спешивался, то пах был хорошо прикрыт седлом и лошадью, от чего гульфик был практически не нужен. Хотя при большом желании носить его в парадных целях, а гульфику в целях подчеркнуть мужественность его обладателя часто придавали гротескно большую форму, он мог быть дополнительно закуплен.
Что касается чёрного цвета доспехов, то этот цвет встречался не только у «Чёрных всадников» и, помимо эстетическо-психологических причин, имелись также и практические причины. С одной стороны рядовой наёмник, не имея личного слуги, следил за состоянием доспеха сам, и потому выкрашенный масляной краской доспех был для него предпочтительней неокрашенного, поскольку был меньше подвержен ржавлению, а с другой - кузнецы, делавшие доспехи, часто сами пользовались покраской, чтобы скрыть имеющиеся дефекты дешёвого доспеха. Как правило, дорогие доспехи шлифовались, а в случае необходимости придания чёрного цвета не красились, а воронились, что ещё лучше защищало доспех от воздействия ржавчины.
Дешёвый доспех обычно весил около 12 кг, в то время как дорогой пуленепробиваемый доспех сер. XVI века мог весить все 30-35 кг, для сравнения: доспех начала того же XVI века весил около 20-25 кг и покрывал всё тело.

Гусарский доспех

Доспех крылатого гусара, состоящий из сегментной кирасы с длинными наплечниками и крыльями, крепившимися за спиной, наручей, а также шлема типа шишак (капалин). Использовался, в основном, в XVII веке.
Ранние гусары Речи Посполитой начала XVI века не имели металлических доспехов, а носили лишь простёганные кафтаны. Вскоре у них появляются кольчуги и капелины, заимствованные у венгров. Всё изменилось в конце XVI века - со Стефаном Баторием. Это была конница кирасирского образца. Поверх доспехов они часто надевали шкуры разнообразных зверей, а также одевали крылья, которые носили сбоку или сзади у луки седла, либо даже на щите. Но сами доспехи, как правило, импортировались из Западной Европы. Классический вид доспехи приобрели только к середине XVII века - во время правления Владислава IV. Но развивалось огнестрельное оружие, в связи с чем гусары в металлических доспехах теряли свою значимость. В XVIII веке гусары постепенно превращаются в парадное войско. И, наконец, в 1776 году обязанности гусар были переданы уланам, вместе с чем перестали использоваться и доспехи.

Кираса ковалась толщиной от 2 до 3,5 мм, при этом давала неплохую защиту от многих типов холодного оружия. Вес был не более 15 кг. Кираса состояла из наспинника и нагрудника, нашейник (ожерелье) и наплечники соединялись с кирасой кожаными ремешками, либо стальными петлями. Для защиты предплечий и локтей надевались наручи, поэтому подвижность была высокой. Все элементы доспеха часто могли украшаться медью или латунью. Качество отделки зависело от цены доспеха. Так, например, доспехи покупавшиеся согласно принятой в Речи Посполитой практике, богатым гусаром для бедного, часто имели топорную отделку, выглядевшую впечатляюще лишь с расстояния. В то время как доспехи пана ротмистра (которым обычно выступал тот или иной магнат) отличались тонкостью и роскошностью отделки.
Классический гусарский доспех имел наручи для защиты рук от запястья до локтя, а более ранний, в зависимости от цены, мог ограничиваться кольчужными рукавами, иногда носившихся с латными перчатками. Что касается защиты ног у бедных шляхтичей, чей доспех (а нередко и боевой конь тоже) принадлежал товарищу (а таких шляхтичей в гусарской роте часто было более двух третей, так как богатый шляхтич становясь гусаром был обязан привести с собой несколько воинов снаряжённых за свой счёт, и естественно, приводил отнюдь не холопов, а просто обедневших шляхтичей), отдельная защита ног отсутствовала. Зато у тех, кому принадлежали доспехи более бедных гусар, часто имелась латная защита ног в кирасирском стиле - из сегментных набедренников, заканчивающихся наколенниками. В раннем же варианте верхняя часть бёдер могла быть прикрыта кольчугой, как при кольчуге одетой под кирасу, так и при доспехе, состоящем из кольчуги и шлема, мог также иметься кольчужный подол, одевающийся с кольчужными руками в дополнение к кирасе.

Изначально, в XVI веке крылом являлся трапециевидный щит, который вначале просто расписывали, рисуя на нём перья, а затем стали украшать настоящими перьями. Во время реформирования гусар Стефаном Баторием щиты королевским указом заменили на кирасу. Но, тем не менее, крыло не исчезло, а превратилось в деревянную рейку с перьями, удерживаемую в руке на манер щита.
Уже к концу XVI века (то есть более чем за полтора десятка лет до «карусели») крыло стали крепить к левой стороне седла, а вскоре появилось и второе крыло, закреплённое справа. А к 1635 году оба крыла переползли за спину, оставаясь прикрёплёнными к седлу. В годы «кровавого потопа», когда из-за затянувшейся войны, по свидетельству очевидцев, лишь каждый десятый гусар был одет в латы, крылья также превратились в редкость. После окончания затяжной войны, когда экономика стала восстанавливаться, гетман, а затем и король - Ян III Собеский приложил все усилия, чтобы снова одеть всех гусар в латы, в это же время возникла мода крепить крылья не к седлу, а к кирасе. Впрочем, литовские гусары (а Литва и Польша составляли - одно государство Речь Посполитую) и тогда продолжали крепить крылья к седлу, а не к кирасе.

К деревянному каркасу или металлической трубке длиной от 110 до 170 см крепились перья - орлиные, соколиные, журавлиные или страусиные, либо латунные пластины вместо перьев.
По разным теориям крыльев приписываются следующие функции:
-защита от аркана, который активно применяли казаки, турки и татары.
-дополнительная защита спины от ударов холодным оружием.
-при езде крылья издавали звук, который мог пугать коней противника.
-в случае падения с седла амортизировали удар о землю.
Эти крылья крепились к наспиннику кирасы на кронштейнах, либо держались на ремнях и в случае необходимости быстро отстёгивались. Но всё же имели и несколько недостатков. Это, прежде всего, аэродинамическое сопротивление и дополнительная масса, которая усложняла движение всадника. Носить что-либо за спиной так же было нельзя. Кроме того, имелись варианты не с двумя, а с одним крылом. Это значительно снижало эффективность и выглядело хуже, но зато уменьшало массу и дороговизну. Ещё крылья могли крепиться не к спине, а к седлу. Это значительно увеличивало подвижность всадника, в случае чего их не приходилось снимать. Но вместе с тем уже не могли защищать при падении с коня. Кроме того, крылья могли быть не только естественного цвета, но, и окрашены в разные цвета. Наиболее широкое распространение крылья получили именно у поляков. Наряду с ними, крылья использовали ещё некоторые сербские, венгерские и турецкие кавалеристы.
Шишак, либо капелина (польск. кapalin),- полусферический шлем с козырьком, наушами, назатыльником и увеличенным наносником, в некоторых вариантах по величине смахивающем на маску или полумаску.

Делался из двух сваренных пластин, к которым приклёпывали козырёк, крепился сегментный назатыльник, науши держались на кожаных ремнях, а наносник проходил сквозь тулью и был подвижным. Этот тип шлема пришёл на Польшу с Венгрии, как модификация русской ерихонки, в свою очередь возникшей на основе восточных шишаков. Сверху польский шлем украшался либо шпилем, либо высоким гребнем, имевшем защитную функцию. Потом из Польши этот тип шлема пришёл в Европу, распространился во Франции как «капелин» (фр. Capeline), в Германии как «паппенхаймер» (нем. Pappenheimer-Helm), и, позднее, на его основе были разработаны другие популярные шлемы. Но многие из них всё равно сохранили транслитерированное название «шишак». Поэтому гусары носили не только шлемы польского производства, но и трофейные, в том числе немецкие и турецкие.

Скорее всего, говоря о средневековых доспехах, воображение большинства из нас рисует рисует нечто тяжелое, грузное и громоздкое. Что-то вроде этого:

И далеко не все знают, что на самом деле все было не совсем так.

Вот так уже лучше:

Этот красиво обработанный кислотным травильным раствором бронекостюм позднего средневековья уже не так похож на тяжеловесный панцирь, однако всё ещё создаёт впечатление громоздкой и неудобной брони. Тем не менее, он был создан специально для ношения и имеет определённые параметры, которые должны подходить под размеры хозяина, поэтому на человеке он будет смотреться намного лучше.

А вот это уже совсем другой разговор!

Знакомьтесь – это доктор Тобиас Кэпвелл, полностью облачённый в самодельные доспехи, созданные по подобию скульптурного изображения, датируемого 1450-ми годами. Эта прекрасно подогнанная “вторая кожа” предназначена для защиты жизни и здоровья своего владельца на турнирных состязаниях или в пешем поединке. Вот теперь видно, насколько устрашающе могут выглядеть правильные доспехи – кажется, будто он и без меча способен обратить в бегство целую армию.

“Средневековая броня стесняла движения и была тяжёлой”

Должным образом созданная броня не ограничивает движения своего носителя. Более того, вышепредставленные доспехи ещё и позволяют человеку увеличить амплитуду движения. Точный вес этого боевого снаряжения неизвестен, однако обычно средневековые воины предпочитали не надевать на себя броню тяжелее 30 килограмм. Хотя эта броня была мастерски создана из современных материалов, её дизайн полностью наследует панцирную защиту, созданную более 500 лет назад.

“Рыцари фактически дубасили друг друга, пока один из них не падал”

Методики исторического фехтования в западных и восточных странах немного разнятся. Вот, к примеру, гравюра 15 века немецкого мастера фехтования Ханса Тальхоффера, на которой демонстрируется приём “Mordschlag” (нем. смертельный удар) и противодействие ему. Конечно, колющие и режущие удары меча малоэффективны против полного комплекта закрытой брони, однако используя его в качестве молота, можно серьёзно оглушить противника рукоятью или гардой.

Вот “Mordschlag” в действии

Здесь показана как возможность этой разрушительной атаки, так и крепость брони – без неё череп человека давно бы лишился целостности. А так носитель брони (предварительно готовый к такому приёму) всего лишь потерял сознание из-за воздействия ударной мощи и не смог продолжать бой. Следует также учитывать, что рыцарей обучали приёмам рукопашной борьбы, работе с одноручными и двуручными орудиями, кинжалами, стилетами, ножами, методам для противодействия и способам противодействия противодействиям.

Вот это, наверное, является апофеозом средневекового искусства исполнения доспехов

Это боевое снаряжение было создано для английского короля Генриха VIII и его участия в пеших рыцарских состязаниях на турнирах. Возможно, кому-то эти доспехи покажутся нелепыми из-за дизайна стального зада, однако стоит лишь хорошо присмотреться, и вы поймёте, что это один из первых защитных бронекостюмов, который полностью скрывает уязвимую человеческую плоть от безжалостного острия оружия. Кстати говоря американское аэрокосмическое ведомство NASA подробнейшим образом изучала эти доспехи при создании первого космического скафандра.

И напоследок пример того, что рыцарю необязательно нужно иметь меч в руке, чтобы поразить противника щитом.

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы.

Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.

X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.

Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.

Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим

XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.

Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.

Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.

Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке

Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.

Бригантина

Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.

Цервельер. XIV в.

Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.

С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.

Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской истории, тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.

Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.

Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.

Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.

К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.

Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.

Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.

По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.

Армэ. Середина XVI в.

Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.

Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.

Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.

Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.

Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.

Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.

Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.

Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.

Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.



Вверх