Рождественская катя о своих детях. Екатерина рождественская о поколении шестидесятников и силе родительской любви. Фильмография Екатерины Рождественской

Екатерина Робертовна Рождественская – дочь известного советского поэта . Талантливая, интеллигентная, образованная женщина, русская по национальности, с польскими корнями, унаследованными от отца. Переводчица, фотограф, журналист, писательница, редактор журнала «7 дней», известна публике по фотопортретам серии «Частная коллекция», опубликованным в журнале «Караван историй».

Детство и юность

Екатерина Робертовна Рождественская родилась в Москве 17 июля 1957 года в семье известного советского поэта Роберта Рождественского и Аллы Киреевой, литературного критика. Катя была старшей дочерью, ее младшую сестру зовут Ксения. С юных лет девочка впитывала культурную атмосферу семьи: к Рождественским постоянно приходили интересные люди, устраивались литературные вечера.

Екатерина посещала детский садик Литфонда, с первого класса начала изучать английский язык. Подростком мечтала стать доктором, но к выпускному году передумала и поступила в МГИМО. На факультете «международные отношения» освоила французский язык. Окончила в 1979 году.

Карьера и творчество

В молодости Катя работала на телевидении переводчиком иностранных программ на русский язык. Потом занялась литературными переводами с английского и французского. Она работала над произведениями Джона Ле Карре, и других, перевела больше десятка книг.


В 1985 году Комитет Гостелерадио СССР отправил Рождественскую в командировку в Индию. На берегах Ганга Екатерина делала репортажи для передач «Международная панорама» и «Время». Потом наступил перерыв в работе, посвященный воспитанию детей.

Поворотным для биографии Рождественской стал 1998 год: она, не будучи профессионалом, занялась фотографией. На вручении премии «ТЭФИ» зоркий глаз женщины заметил, что знаменитости в роскошных нарядах похожи на героев картин художников прошлого. Возникла идея воссоздать эти полотна с помощью фотоаппарата. Так появился проект «Частная коллекция», который автор назвала «игрой на основе искусства». Фото этой серии начал в 2000 году и сейчас продолжает публиковать журнал «Караван историй».


Кроме «Частной коллекции», Рождественская создала такие фотопроекты, как «Родня», «Сказки», «Винтаж», «Ассоциации», «Классика», «Натюрморты» и другие. В съемках женщина задействовала более 3000 моделей: актеров, певцов, спортсменов, общественных и политических деятелей, журналистов, телеведущих.

В 2001 году газета «Семь дней» начала публикацию серии «Самые красивые люди мира». Екатерина участвовала в этом проекте.


Выставка работ из серии «Частная коллекция» впервые прошла в 2002 году в Московском доме фотографии. Персональные выставки работ Рождественской посещают галереи городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Накануне 50-летия, в 2006 году, Екатерину Робертовну наградили премией «Олимпия» в категории «Арт-стиль» за оригинальную авторскую манеру в искусстве. В 2009 году Рождественскую избрали почётным членом Российской академии художеств.


В 2011-м Екатерина стала модным дизайнером. Ее линия фотоодежды «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya», названная в честь отца, была экспериментом, однако стала популярной. Платья и туники с авторским принтом (фотографиями из личного архива автора) впервые были продемонстрированы в 2011 году.

Коллекция «Одежда по настроению» привлекла внимание на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве в 2012 году. В настоящее время «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya» представлена в ЦУМе. Наряду с одеждой бренд представляет домашний текстиль и линейку платков.


В 2012-м Рождественская заняла пост главного редактора журнала «7 дней». 28 июля 2012 года президент Путин В. В. наградил Екатерину орденом Дружбы «за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

С 2006 года Рождественская участвовала в нескольких фильмах: 2006-й – «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» (эпизод), 2008-2009 – «Корона Российской империи, или Снова Неуловимые» (документальный), 2012-й – «Тайны советского кино. Неуловимые мстители» (документальный).

С 2015 года начали издаваться книги Рождественской:

  • «Жили-были, ели-пили. Семейные истории» (2015) – кулинарная энциклопедия о традиционных и старинных семейных рецептах, меню дней рождения, об известных гостях ( , и другие), также содержит зарисовки из жизни.
  • «Мои случайные страны. О путешествиях и происшествиях!» (2016) – о жизни автора в Индии, Франции, Испании, Финляндии. На презентации книги автор появилась в платье в восточном стиле с собственноручно приготовленными индийскими лепешками.

  • «Взрослые игры» (2016 год) – в произведении автор открыла тайны, связанные с работой со звездами над проектом «Частная коллекция».
  • «Двор на Поварской» (2016) – книга о доме детства писательницы на ул. Воровского, 52, о его жизни и удивительных обитателях.
  • «Зеркало» (2017), «Девочка с Патриарших» (2018) – воспоминания о детстве и семье.
  • «Частная коллекция. Как создавался фотопроект» (2018) – произведение о работе над главным фотопроектом.

Личная жизнь

Екатерина Рождественская, мать троих детей, была замужем за Дмитрием Бирюковым, журналистом, президентом издательского дома «Семь Дней». Молодые познакомились в Юрмале, им было по 17 лет. Через год сыграли свадьбу. Их отношения со стороны невесты засвидетельствовал Иосиф Кобзон. Сейчас супруги в разводе.


Огромное место в личной жизни занимают дети. Старший ребенок, Алексей, родился в 1986 году в Индии. Он экономист по образованию и творческий человек по натуре: музыкант (группа «FPS»), чемпион России по киберспорту. Средний сын, Дмитрий (1989 г.р.), увлекается картингом. Младший Данила появился на свет в 2001 году, когда Рождественской было 44 года.

В одном интервью Екатерина сказала, что очень хотела девочку, но рождение мальчика было «огромным счастьем». Дети носят фамилию отца.


Екатерина Робертовна – заядлая путешественница. Она против популярных туристических маршрутов, любит исследовать глубинку. Фотограф посетила Кубу в компании телепутешественника . Всегда мечтала побывать на Алтае, родине отца.

В 2004 году Рождественская представила свою квартиру-студию в программе «Где живут знаменитости» на сайте «Недвижимость» и «РИА видео». Помещение в офисном здании фотограф обустроила сама без помощи дизайнеров.


Фотограф любит собак. Она стала помощницей своей подруги в приюте для бездомных животных. У нее есть четвероногий друг – бигль по кличке Басе, фото которого Екатерина часто публикует в Instagram .

Екатерина Рождественская сейчас

В 2017 году Екатерина участвовала в передаче «Наедине со всеми». Она призналась, что главной ее заслугой является то, что «она дочь выдающегося поэта Роберта Рождественского». После эфира пошли слухи о том, что Рождественская сделала пластику лица, так как в 60 лет выглядит на 40.

Екатерина Рождественская в программе «Наедине со всеми»

Екатерина организует литературные вечера. На одном из них, посвященном 85-летнему юбилею Роберта Рождественского в книжном магазине «Москва», ведущим был .

Фотопроекты

  • «Частная коллекция»
  • «Мужчина и женщина»
  • «Вожди»
  • «Полководцы»
  • «Фотопробы»
  • «Карты»
  • «Натюрморты»
  • «Рождественские открытки»
  • «12 месяцев»
  • «Чёрно-белое»

Книги

  • 2015 – «Жили-были, ели-пили. Семейные истории»
  • 2016 – «Взрослые игры»
  • 2016 – «Мои случайные страны. О путешествиях и происшествиях!»
  • 2016 – «Двор на Поварской»
  • 2017 – «Зеркало»
  • 2018 – «Частная коллекция. Как создавался фотопроект»

Почему Екатерина Рождественская развелась с мужем? Стала известна причина разрыва, положившая конец столь долгим и романтичным отношениям.

«Труд – это терпение…у меня его не хватило…у меня уже нет семьи, я развелась. Терпение важно именно в работе над собой. Нельзя переделывать человека, с которым ты живешь, под себя. Надо перестраиваться самому. Это серьезная работа, она многим не нравится, и это очень сложно».

Екатерина Рождественская – одна из самых талантливых и порядочных женщин современности. Она была сильным фотографом в 90-х, не менее одаренным художником и модельером в 2000-х, а сегодня она пишет воспоминания и книги, очень светлые и достойные.

Не так давно стало известно, что Екатерина Рождественская пережила развод со своим мужем медиамагнатом Дмитрием Бирюковым. Учитывая, что семья вместе прожила более 40 лет, для всех друзей, поклонников и фанатов известие о расставании стало настоящим шоком. Тем более, что у них выросло три замечательных сына.

В своих интервью Екатерина Рождественская всегда говорила, что «женщина в браке не должна быть главной», а мужчину нельзя «ломать», под него нужно «подстраиваться». Она всегда вела себя удивительно мудро и тонко, приводила в пример всепоглощающую любовь своих родителей – поэта Роберта Рождественского и художницы Аллы Киреевой, которые всю жизнь были трогательно верны друг другу.

Причина развода

Как интеллигентный человек Екатерина Рождественская не стала называть причину развода с Дмитрием Бирюковым. Однако, учитывая, что их не могла поссорить даже работа (когда Екатерина работала вместе с Дмитрием, она называла это «кошмаром») и сложные времена безденежья 90-х, то дело тут явно не во взаимных отношениях.

По слухам, Дмитрий Бирюков нашел себе молодую любовницу. Это непроверенная информация, но об этом говорят. Какой будет вторая жена Дмитрия Бирюкова, и станет ли он с ней расписываться, либо предпочтет скрывать отношения – покажет время.

Что касается Екатерина Рождественской, то расставание с Бирюковым даже пошло ей на пользу. Она похудела, похорошела, стала интенсивно заниматься творчеством, выпуская книгу за книгой. Хотя, конечно, воспоминания время от времени сжимают сердце.

Впрочем, про любовницу Бирюкова – могут быть просто злые домыслы. Вполне вероятно, что два человека жили долгие годы вместе, стараясь сохранить семью ради детей. А когда дети выросли (средний сын Дима уже женился), то они внезапно поняли, что их пути разошлись. Тем более, что у каждого есть свои амбиции и собственные творческие взгляды на развитие.

Екатерина Робертовна Рождественская родилась 17 июля 1957 года в Москве в семье литературного критика Аллы Киреевой и поистине народного советского поэта Роберта Рождественского

Закончила МГИМО. Профессиональный переводчик художественной литературы с английского и французского языков. Переводила романы Джона Стейнбека, Сомерсета Моэма, Джона Ле Каре, Сиднея Шелдона. В 1999 занялась фотографией. На сегодняшний день фотохудожник Екатерина Рождественская - автор и исполнитель 30 уникальных фото-проектов, которые публикуются на регулярной основе в ежемесячных журналах «Караван историй» и «Караван историй. Коллекция». Замужем за Дмитрием Бирюковым, издателем холдинга «7 дней». имеет троих детей.

Впервые работы Екатерины были опубликованы в журнале «Караван историй» в марте 2000г. С тех пор ею создано более 3000 фоторабот для таких проектов, как «Частная коллекция». «Мужчина и женщина». «Винтаж». «Классика». «Сказки». «Родня». «Натюрморты», «Ассоциации», «12 месяцев», «Черное-белое» и многие другие. «Визитная карточка» Екатерины - самый первый и наиболее объемый проект «Частная коллекция» всегда основан на картинах великих художников прошлого. Известные россияне - звезды театра, кино, ТВ, науки и спорта становятся героями работ фото художницы, которая с помощью грима, костюмов, декораций по-новому заставляет звучать старинные полотна.

Все идет из детства

«Семья у меня была уникальная, я даже в детстве понимала, что повторить такое невозможно. Между родителями были удивительные отношения. Отношения мамы и папы строились на большой любви, на взаимном уважении, на терпении и т. д. но все это было настолько ненарочито, плавно, естественно и трепетно… Они прожили вместе сорок лет. Это не был праздник каждый день, но большой ежедневный труд».

«К нам приходили интересные люди, у нас всегда были открыты двери. Любимым делом были поэтические вечера. Мы с родителями читали стихи, обсуждали фильмы… Я в этом варилась, воспитывалась, впитывала эту культуру…»

Знаменитая фамилия помогает в жизни или мешает?

«…никогда не стеснялась того, что я дочь Роберта Рождественского - я считаю, это счастье и гордость, не знаю, как этого можно стесняться. Но и комплексовала я очень сильно. Если в школе по литературе я отвечала на «четверку». То сразу же слышала «ты же дочь Рождественского, как ты можешь, не выучила наизусть девятую главу «Евгения Онегина»?!…»

«…все ждали от меня того же, что и от отца. Все время спрашивали, пишу ли я стихи, просили что-нибудь почитать… И, конечно, труднее пробиваться, когда за плечами такая ноша, в хорошем смысле, естественно. Я чувствовала, что нужно все время оправдывать свою фамилию, а как это сделать не всегда понимала…»

«Всегда надо держать марку и сохранять честь. Я ответственна за фамилию».

Как случилось, что профессиональная переводчица, закончившая престижнейший московский институт, занялась фотографией?

«…наверное из-за стресса. В 1998 году у нас сгорел дом. Исчезло все подчистую - архивы отца, семейные фотографии, документы. Дом был деревянный и горел очень быстро, невозможно было ничего спасти. Да и сами-то чудом спаслись. И тут я вдруг очень четко поняла, для меня самое важное в жизни - дети и муж. Я даже испытала какое-то очищение, когда это ощутила… захотелось начать новую жизнь, заняться чем-то новым. И первое, что попалось под руку, был фотоаппарат. Если б что-нибудь другое попалось, может, я что-то другое стала бы делать…»

«…главное - идея. У всех дома семейные альбомы, и каждый может считать себя фотографом. Поэтому нужна идея, замысел. Необходимо еще упорство, желание работать и заниматься именно этим. Потому, что фотографов много, а фотографов…мало». «Но тут еще все удачно совпало. Мой муж Дмитрий Бирюков возглавляет издательство «Семь дней». куда входит журнал «Караван историй». То есть я работаю у мужа».

Игра или искусство?

«Это игра, основанная на искусстве. И люди так хорошо в это вписываются. Ввязываются, играют вместе со мной. Ну и получают от этого большое удовольствие, как и я».

«Частная коллекция» основана на искусстве. В основном, я беру картины старых мастеров и работаю в соавторстве с ними, что очень весело и приятно». «Картин очень много, и все время появляются новые знаменитости. Картины не кончаются, и люди не кончаются».

Любитель или профессионал?

«Конечно любитель. Я ничему специально не училась, ничего не заканчивала, не слишком разбираюсь в технике… Фотоаппарат разберу и соберу легко, но потом останется много лишнего. После этого работать он точно не будет. Вот этого у меня нет, да я считаю, это и не нужно. Главное - увидеть». «Фото - профессиональное хобби. Но если я им давно деньги зарабатываю, значит это уже профессия».

Секреты мастерства

«Особых тайн и секретов нет. Тайна - это хорошая команда. И еще качественная цифровая камера. Желание, терпение. Уверенность в себе. Самокритичность, конечно. Мастерство - штука тонкая, приходит с опытом, но далеко не всегда».

Приятное и трудное в работе

«Это общение с людьми. Не всегда удается найти общий язык с моделью. Здесь нужно быть психологом. Чтобы результат оправдал ожидания».

Рецепт счастья

«Чтобы стать счастливой, для этого нужно что-то делать. Помню, в период развитого социализма продавали духи - сначала «Клима», потом «Мажи Нуар», и «Же озе». Когда я стала учить французский, оказалось «Же озе» - «Я осмелилась». Что мне очень понравилось. Очень верное название для нашей жизни. Нужно не сидеть - бухтеть, я ничего не могу, муж-алкоголик-дурак, толку от него никакого, ничего не может, денег не принесет… Надо самой пытаться что-то сделать, и тогда все получится, если не фотоаппаратом - так лобзиком, не кистью - так поварешкой!».

Рецепт семейного счастья

«Вышла замуж в 17 лет. Мы прожили с мужем 35 лет. То, что мы вместе столько лет, тоже идет из моей семьи, из моего детства. Не терплю беготни туда-сюда».

«Когда человек успешен в делах, он счастлив и в семье».

«Не мешать друг другу. Выслушивать. Я очень долго была такой отдушиной, «ямкой», куда скидывается весь информационный негатив по принципу - не знаю, что делать. Вот такая проблема… выслушивала, прикидывала, и вместе что-то придумывали и как-то выходили из ситуации…»

Старший, средний, младший

«Последний ребенок - это был более, чем осознанный шаг. Это была попытка родить девочку. Но то, что родился мальчик, который лучше всех - огромное счастье!». «У меня все дети - самые любимые».

«Большая семья отвлекая, помогает и, помогая, отвлекает».

Не люблю фотографов

«Меня, конечно же пытались снимать мои коллеги! Ужас какой-то получался! Если честно, я не люблю фотографов. Не люблю, когда меня снимают. Мне все всегда не нравится. И даже для своей «Частной коллекции» я бы не стала делать исключений. Не могу представить себя ни в одном образе. Потому, что, действительно, мое место за кадром. Чувствую себя комфортнее за объективом, а не перед ним».

в семье литературного критика Аллы Киреевой и поистине народного советского поэта Роберта Рождественского.

Закончила МГИМО.

Профессиональный переводчик художественной литературы с английского и французского языков.

Переводила романы Джона Стейнбека, Сомерсета Моэма, Джона Ле Каре, Сиднея Шелдона.

В 1999 занялась фотографией.

На сегодняшний день фотохудожник Екатерина Рождественская - автор и исполнитель 30 уникальных фото-проектов,

которые публикуются на регулярной основе в ежемесячных журналах

«Караван историй» и «Караван историй. Коллекция».

Замужем за Дмитрием Бирюковым, издателем холдинга «7 дней», имеет троих детей.

С тех пор ею создано более 3000 фоторабот для таких проектов, как «Частная коллекция», «Мужчина и женщина»,

«Винтаж», «Классика», «Сказки», «Родня», «Натюрморты», «Ассоциации», «12 месяцев»,

«Черное-белое» и многие другие.

«Визитная карточка» Екатерины - самый первый и наиболее объемый проект «Частная коллекция»

всегда основан на картинах великих художников прошлого.

Известные россияне - звезды театра, кино, ТВ, науки и спорта становятся героями работ фото художницы,

которая с помощью грима, костюмов, декораций по-новому заставляет звучать старинные полотна.

Все идет из детства

«Семья у меня была уникальная, я даже в детстве понимала, что повторить такое невозможно.

Между родителями были удивительные отношения.

Отношения мамы и папы строились на большой любви, на взаимном уважении, на терпении и т.д.,

но все это было настолько ненарочито, плавно, естественно и трепетно…

Они прожили вместе сорок лет.

Это не был праздник каждый день, но большой ежедневный труд».

«К нам приходили интересные люди, у нас всегда были открыты двери.

Любимым делом были поэтические вечера.

Мы с родителями читали стихи, обсуждали фильмы…

Я в этом варилась, воспитывалась, впитывала эту культуру…»

Знаменитая фамилия помогает в жизни или мешает?

«…никогда не стеснялась того, что я дочь Роберта Рождественского - я считаю, это счастье и гордость,

не знаю, как этого можно стесняться.

Но и комплексовала я очень сильно.

Если в школе по литературе я отвечала на «четверку», то сразу же слышала

«ты же дочь Рождественского, как ты можешь, не выучила наизусть девятую главу «Евгения Онегина»?!…»

«…все ждали от меня того же, что и от отца.

Все время спрашивали, пишу ли я стихи, просили что-нибудь почитать…

И, конечно, труднее пробиваться, когда за плечами такая ноша, в хорошем смысле, естественно.

Я чувствовала, что нужно все время оправдывать свою фамилию, а как это сделать не всегда понимала…»

«Всегда надо держать марку и сохранять честь. Я ответственна за фамилию».

Как случилось, что профессиональная переводчица,

закончившая престижнейший московский институт, занялась фотографией?

«…наверное из-за стресса.

В 1998 году у нас сгорел дом. Исчезло все подчистую - архивы отца, семейные фотографии, документы.

Дом был деревянный и горел очень быстро, невозможно было ничего спасти.

Да и сами-то чудом спаслись.

И тут я вдруг очень четко поняла, для меня самое важное в жизни - дети и муж.

Я даже испытала какое-то очищение, когда это ощутила… захотелось начать новую жизнь, заняться чем-то новым.

И первое, что попалось под руку, был фотоаппарат.

Если б что-нибудь другое попалось, может, я что-то другое стала бы делать…» «…главное - идея.

У всех дома семейные альбомы, и каждый может считать себя фотографом.

Поэтому нужна идея, замысел.

Необходимо еще упорство, желание работать и заниматься именно этим.

Потому, что фотографов много, а фотографов…мало».

«Но тут еще все удачно совпало. Мой муж Дмитрий Бирюков возглавляет издательство «Семь дней»,

куда входит журнал «Караван историй». То есть я работаю у мужа».

Игра или искусство?

«Это игра, основанная на искусстве.

И люди так хорошо в это вписываются. Ввязываются, играют вместе со мной.

Ну и получают от этого большое удовольствие, как и я».

«Частная коллекция» основана на искусстве.

В основном, я беру картины старых мастеров и работаю в соавторстве с ними, что очень весело и приятно».

«Картин очень много, и все время появляются новые знаменитости.

Картины не кончаются, и люди не кончаются».

Любитель или профессионал?

«Конечно любитель.

Я ничему специально не училась, ничего не заканчивала, не слишком разбираюсь в технике…

Фотоаппарат разберу и соберу легко, но потом останется много лишнего.

После этого работать он точно не будет. Вот этого у меня нет, да я считаю, это и не нужно.

Главное - увидеть».

«Фото - профессиональное хобби. Но если я им давно деньги зарабатываю, значит это уже профессия».

Секреты мастерства

«Особых тайн и секретов нет.

Тайна - это хорошая команда.

И еще качественная цифровая камера.

Желание, терпение.

Уверенность в себе.

Самокритичность, конечно.

Мастерство - штука тонкая, приходит с опытом, но далеко не всегда».

Приятное и трудное в работе

«Это общение с людьми.

Не всегда удается найти общий язык с моделью. Здесь нужно быть психологом.

Чтобы результат оправдал ожидания».

Рецепт счастья

«Чтобы стать счастливой, для этого нужно что-то делать.

Помню, в период развитого социализма продавали духи - сначала «Клима», потом «Мажи Нуар», и «Же озе».

Когда я стала учить французский, оказалось «Же озе» - «Я осмелилась».

Что мне очень понравилось.

Очень верное название для нашей жизни.

Нужно не сидеть - бухтеть, я ничего не могу, муж-алкоголик-дурак, толку от него никакого, ничего не может,

денег не принесет…

Надо самой пытаться что-то сделать, и тогда все получится, если не фотоаппаратом - так лобзиком,

не кистью - так поварешкой!».

Рецепт семейного счастья

«Вышла замуж в 17 лет. Мы прожили с мужем 35 лет.

То, что мы вместе столько лет, тоже идет из моей семьи, из моего детства.

Не терплю беготни туда-сюда».

«Когда человек успешен в делах, он счастлив и в семье».

«Не мешать друг другу. Выслушивать.

Я очень долго была такой отдушиной, «ямкой», куда скидывается весь информационный негатив по принципу -

не знаю, что делать.

Вот такая проблема… выслушивала, прикидывала, и вместе что-то придумывали и как-то выходили из ситуации…»

Четверо мужчин Екатерины Рождественской

Старший,средний, младший

«Последний ребенок - это был более, чем осознанный шаг. Это была попытка родить девочку.

Но то, что родился мальчик, который лучше всех - огромное счастье!».

«У меня все дети - самые любимые».

«Большая семья отвлекая, помогает и, помогая, отвлекает».

Не люблю фотографов

«Меня, конечно же пытались снимать мои коллеги! Ужас какой-то получался!

Если честно, я не люблю фотографов. Не люблю, когда меня снимают. Мне все всегда не нравится.

И даже для своей «Частной коллекции» я бы не стала делать исключений.

Не могу представить себя ни в одном образе.

Потому, что, действительно, мое место за кадром.

Чувствую себя комфортнее за объективом, а не перед ним».

Екатерина Рождественская в ток-шоу "Жена"

Доброкачественная, размером с куриное яйцо. Она, вероятно, пережимала сосуды, отчего отец и терял сознание. «Она могла расти лет двадцать, - сказал нам врач. - Просто сейчас она выросла и стала давить на мозг». У отца изменился взгляд. Он стал какой-то вопросительный. В любое время суток он был одинаково вопросительный. Глубокий и странный. Отец перестал есть. Сильно похудел. Из Парижа наш друг Алекс Москович прислал специальные питательные коктейли с разными вкусовыми добавками - шоколадной, ванильной, апельсиновой. На завтрак - один, на обед - другой, на ужин - третий. По 200 граммов. И все. Москович предложил нам найти в Париже лучшего нейрохирурга, чтобы прооперировать отца. И пообещал оплатить эту операцию.

Мы все так обрадовались, как будто полдела было уже сделано! Срочно начали готовить документы. Это «срочно» растянулось на довольно долгий срок. А отцу становилось все хуже. Мы положили его в ЦКБ. Его мучили чудовищные головные боли, начался какой-то непонятный кашель. И никто никак не мог установить его причину. Он был истощен, лежал в реанимации, не мог встать, часто впадал в беспамятство. Рядом каждый день умирали люди. Эта палата была прямым путем на кладбище. Тяжелые диагнозы, тяжелый запах. Почти все без сознания. Никакого будущего. Я была уверена: чем быстрее мы заберем отсюда отца, тем дольше он проживет.

Наконец все документы были готовы, визы получены, билеты куплены. Отца одели в вязаную кепку и пальто, погрузили в машину. На выезде из больницы «Скорая» остановилась, его вынесли на воздух - к нему приехала прощаться вся наша семья.

Все хватали его за руки (руки были очень холодными), обливались слезами. Мы не верили, что еще раз увидим его.

Мы втроем - мама, папа и я - отправлялись в наш самый грустный Париж. Из аэропорта «Шарль де Голль» нас сразу привезли в госпиталь. В течение нескольких часов Робу прокрутили на всех возможных аппаратах. Операция откладывалась из-за аспирационной пневмонии. Задолго до отъезда он подавился манной кашей. Эта каша застряла у него в легких и вызвала воспаление. Из-за этого он и кашлял. Его начали лечить. Помню, как я носила его, исхудавшего, на руках - ноги уже абсолютно не держали его. При росте отца 185 см я запросто поднимала его и несла - на рентген, с рентгена... В день операции нас просили не приезжать в больницу.


Но мы конечно же поехали, сели у лифта рядом с операционной. На исходе шестого часа ожидания мама уже не могла смотреть на свои любимые сигареты, а меня уже тошнило от автоматного кофе. Но вот вышел наш знакомый врач и сказал одно-единственное слово: «OK». Что это значит? А подробности? «Не волнуйтесь, рефлексы сохранились, завтра вечером приходите, посмотрим».

В реанимации около Робы сидели две медсестры в зеленом. Они бросились к нам с мамой, как к родным. «Хорошо, что вы пришли! Надо проверить, как он выполняет команды! Попросите его сжать вашу руку». Мы обступили кровать с двух сторон. «Роба, ты нас слышишь?» Он сразу сжал наши руки… После первой операции прошло несколько месяцев, мы вернулись в Москву. Но ни о какой быстрой поправке, на которую мы так рассчитывали, речи не было.



Вверх