Простое предложение. Виды простых предложений. Распространённые и нераспространённые предложения

    В первую очередь нужно понять, что же вообще нераспрастраннные предложения. Так вот под такими предложениями подразумеваются те предложения, которые в свом составе вовсе не имеют второстепенных членов, делающих как раз предложение распрастраннным. Иначе говоря нераспрастраннные предложения могут состоятьтолько лишь из главных членов или одного из них. Примеры:

    1) Мальчик упал;

    2) Таня пошла;

    3) Смеркалось;

    4) Солнце взошло.

    Если у вас стоит задание, дать несколько примеров, то на данный момент, их существует масса и очень много.

    Сейчас, я дам несколько очень популярных предложений:

    • Мальчишка упал;
    • Саша кричит;
    • Ветер подул;
    • Мрачно.

    И много других.

    Нераспространенное предложение- это когда предложение состоит из подлежащего и сказуемого, а второстепенные члены отсутствуют.

    Например:

    • Пришла весна
    • Птицы улетели

    Нераспространенное предложение также может состоять из одного сказуемого: Вечерело.

    Нераспространенные предложения не содержат в своем составе второстепенных членов.

    Примеры таких предложений можно привести такие:

    Ветер подул.

    Она улыбалась.

    Вечереет.

    Волна пошла.

    Как мы видим во всех предложениях есть только грамматическая основа. В одних случаях ею являются подлежащее и сказуемое, в других обстоятельство.

    Примеры нераспространенных предложений в русском языке:

    Взошло солнце.

    Птицы запели.

    Посветлело.

    Мать улыбнулась.

    Собака залаяла.

    Как видим из примеров, что я привела выше, такие предложения состоят из главных членов(из одного или двух), т.е. грамматической основы предложения. И все. Предложения не включает других чл. предл.: нет ни определения, ни обстоятельств и т.п. Поэтому и называются они НЕраспространенными.

    Непраспространенные предложения легко превратить в распространенные. Давайте сделаем это с предложениями выше.

    Взошло утреннее солнце.

    Сегодня наши птицы пели весь день.

    После обеда посветлело.

    Мать добро улыбнулась.

    Соседская собака громко залаяла.

    Нераспространенное предложение - это предложение, имеющее в своем составе только главные члены предложения,т.е сказуемое и подлежащее второстепенные члены предложения отсутствуют.Например: Птицы летают,Ручей блестит,Лес потемнел.

    Все предложения в русском языке бывают распространнными и нераспространнными .

    В распространнных предложениях есть второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).

    А вот в нераспространнных предложениях они отсутствуют , и имеют в свом составе только подлежащее и сказуемое .

    Нераспространнные предложения могут включать в себя как оба главных члена, так и всего один из них.

    Если какой-то главный член отсутствует, то нераспространнные предложения называются односоставными .

    Односоставные предложения бывают определнно-личными, неопределнно-личными, безличными (у них нет подлежащего) и назывными (у них нет сказуемого).

    Вот примеры нераспространнных предложений:

    1) Я мечтаю

    2) Очень страшно!

    3) Темнеет.

    4) Заяц убегает.

    5) Идт снег.

    6) Птицы поют.

    8) Брат засмеялся.

    9) Холодно.

    Нераспространенное предложение состоит из грамматической основы без второстепенных членов. Например. Наступила осень. Вечерело. Ах, лето, лето! В свою очередь, грамматическая основа в предложении моет быть полной или неполной. Соответственно, при полной основе предложение будет двусоставным, при наличии одного из них - односоставным (Как в примерах).

  • В предложении можно выделить грамматическую основу (подлежащее, сказуемое) и второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство).

    Если имеется полный набор - то есть можно выделить и грамматическую основу, и хотя бы один второстепенный член, то это уже распространенное предложение.

    Нераспространенное предложение состоит только из грамматической основы . Причем грамматическая основа может быть и неполной - то есть состоять только из подлежащего или только из сказуемого.

    Примеры нераспространенных предложений:

    • Котенок играется.
    • Мама убирает.
    • Светает.
    • Холодно.
    • Сижу, слушаю.
  • Нераспространенными предложениями называются предложения, которые состоят из двух слов, а вернее из основы: глагола и подлежащего или же только из одного слова, того же подлежащего или действия.

    Примеры:

    • Страус убежал.
    • Кобыла легнула.
    • Конюх устал.
    • Зоопарк открыт.
    • Вечерело.
    • Стихало.
    • Он рассмеялся.

    Распространенные предложения - это та основа, но когда в них добавлены прилагательные, местоимения места и времени и так далее.

    Пример:

    • Она быстро бегала.
    • Он внезапно рассмеялся.
    • Конюх устал после смены.

Встречаются гораздо чаще, чем нераспространенных. Это связано тем, что первые предлагают пишущему гораздо больший простор для детализации: разные способы распространить предложение открывают новые грани художественного богатства, позволяют вплетать в текст метафоры и интересные подробности. В этой статье будут рассмотрены примеры распространенных предложений, отличающихся по способу распространения, составу, осложненности и другим критериям.

Предложения, распространенные определениями

Определения - это инструменты исключительно описательные. С их помощью нельзя наполнить предложение какой бы то ни было определенностью или конкретикой, но можно сделать их более красочными. Вот несколько примеров распространенных предложений, в которых используются определения:

Нетрудно заметить, что предложения из второй колонки более яркие, красочные, интересные.

Предложения, распространенные обстоятельствами

Обстоятельства - это своего рода инструменты художника, способные охарактеризовать и украсить действия, добавить им конкретики и полностью изменить тон предложения. Сравните:

Как показывают примеры распространенных предложений, обстоятельства могут значительно изменить, исказить смысл и наполнить его яркими красками.

Предложения, распространенные дополнениями

Этот способ распространения эффективно работает лишь в сочетании с остальными, но в итоге можно получить весьма убедительный результат. Например:

Примеры распространенных предложений и нераспространенных отрывков, из которых они были образованны, доказывают, что дополнения, обстоятельства и определения являются ключевым средством художественной выразительности.

Осложненные предложения

Отдельная группа распространенных предложений - осложненные. Осложнить предложение можно однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами. Вот пример такого предложения:

  • Коллега, я видел заинтересовавшее Вас дело. (Обращение - "коллега", причастный оборот - "заинтересовавшее Вас").

Односоставные предложения

Односоставные предложения тоже могут быть распространенными. Например:

  • Сегодня утром светало медленно, размеренно, постепенно.
  • Шумный, веселый вечер в хорошей компании.

В первом случае в предложении нет подлежащего, во втором - сказуемого, но это все еще полноценные распространенные предложения.

Сложные предложения

Сами по себе сложные предложения не могут заведомо считаться распространенными, но их можно распространить так же, как и простые. Например:

  • Дождь лил с самого утра, прохожие не выпускали из рук зонты, а автомобилисты злились, потому что из-за луж на дорогах невозможно было понять, где именно ямы.

Тема: Распространенные и нераспространенные предложения

Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Задачи:

Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.

Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.

Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: смешанный (комбинированный).

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.

Ход урока:

I. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.

II. Словарная работа.

А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).

Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.

III. Актуализация опорных понятий.

В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.

Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).

Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Что такое словосочетание?

Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).

Что такое подлежащее?

Что такое сказуемое?

Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).

Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).

IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Мы прибыли на следующую станцию.

Прочитайте текст (4-й слайд)

Ответьте на вопросы:

О чём текст?

Какую пользу приносит берёза?

А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).

Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.

(5-й слайд)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

- Устали мы немного, давайте отдохнем!

Физкультминутка

  • Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
  • Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
  • Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
  • Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
  • Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
  • Убежали мышки вон (бег на месте).

V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Следующий этап:

1. «Мозговой штурм» (работа у доски).

Игра «Кто больше?»

Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.

Пример:

Выглянуло солнышко.

Выглянуло желтое солнышко.

Из-за туч выглянуло желтое солнышко.

Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.

2. Выполните синтаксический разбор предложения.

Осенью птицы большими стаями улетают на юг (Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.

(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.

(8-й слайд).

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).

3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.

4. Вдруг (5, обстоят.)

к девочке (4) с голубыми волосами.

А. Толстой

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .

К. Ушинский

VI. Подведение итога урока.

- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.

(9-й слайд)

Что является главным средством выражения мысли? (предложение)

Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)

Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)

Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).

Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.

«Расшифруй запись».

(10-й слайд)

14 16 13 16 5 6 24!

Вы действительно молодцы!

VII. Домашнее задание (11-й слайд ).

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.

VIII. Выставление оценок.

1. Укажи цифрами члены предложения.

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

По В. Гаршину

2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы .

3. В ущелье лежало облако тумана.

4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.

5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.

А. Толстой

3. Укажи цифрами тип предложения.

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .

К. Ушинский


Нераспространенное предложение

Предложение, не содержащее в своем составе второстепенных членов. Прошло сто лет (Пушкин). Она не ответила и отвернулась (Лермонтов). Как хороши, как свежи были розы (Тургенев).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "нераспространенное предложение" в других словарях:

    Односоставное предложение, главный член которого, обозначающий наличие, существование предмета или явления в настоящем или вне времени, выражен именем существительным, личным местоимением, субстантивированной частью речи, имеющими форму… …

    ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… …

    схема синтаксического анализа простого предложения - 1) структурная схема и предикативная основа простого предложения; 2) структурные признаки простого предложения: а) по характеру членимости/нечленимости предложения; б) по составу главных членов (двусоставное/односоставное); если предложение… …

    - (разбор по частям речи). Если объектом разбора является предложение, то выясняется его морфологический состав, с последующей характеристикой отдельных слов, относящихся к той или иной части речи. Вначале указываются постоянные морфологические… … Словарь лингвистических терминов

    однородные члены предложения Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    однородные члены предложения - Члены, входящие в сочетание слов, в котором ни одно из них не является главным. По мнению П.А. Леканта, О.ч.п. может быть осложнено любое простое предложение: 1) распространенное и 2) нераспространенное. О.ч.п. синтаксически равноправны по… … Синтаксис: Словарь-справочник

    ПУНКТУАЦИЯ - @Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка § 76. Вопросительный знак § 77. Восклицательный знак § 78 … Справочник по правописанию и стилистике

Синтаксическая система русского языка достаточно сложная. Все простые предложения в нем делятся на распространенные и нераспространенные. Эта тема изучается на уроке русского языка в 5 классе, и понять ее очень важно.

Распространенные и нераспространенные предложения: что это значит

Такая классификация синтаксических единиц основана на простом принципе: есть в предложении второстепенные члены или нет. Так, нераспространенное предложение – это такое, в котором есть только подлежащее и сказуемое, то есть основа. “Я иду.” – самый простой пример нераспространенного предложения, в котором есть только главные члены.

Если предложение состоит только из одного главного члена – неважно, подлежащего или сказуемого, то оно тоже относится к категории нераспространенных: Дождь. Похолодало. То есть односоставные предложения без второстепенных членов – всегда нераспространенные.

Что касается распространенных предложений, то это такие, в которых кроме главных членов предложения есть и второстепенные (а именно, дополнение, определение и обстоятельство).

Например: В лесу шел сильный дождь.

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного?

Все достаточно несложно. Прежде всего нужно отыскать в предложении грамматическую основу – это может быть и подлежащее, и сказуемое, а может быть только один из главных членов. Если после ее подчеркивания в предложении не осталось других значимых слов (предлоги, союзы и междометия не считаются), то оно точно нераспространенное. Если же другие значимые слова, к которым можно задать вопросы от основы, есть, то рассматриваемая синтаксическая единица относится к категории распространенных предложений.

Проще всего пояснить это на примерах распространенного и нераспространенного предложения.

Так, в синтаксической единице “Лес горел” есть подлежащее “лес” и сказуемое “горел” . Никаких других слов нет, значит, это нераспространенное предложение.

А вот другой пример: “Весенний лес наполнился запахами”. Разобрав его, можно кроме основы “лес наполнился” обнаружить еще определение “весенний” и дополнение “запахами” . Наличие этих членов предложения, которые относятся к категории второстепенных, говорит о том, что синтаксическая единица является распространенной.

Если в предложении, кроме грамматической основы, есть также вводные слова или словосочетания, то оно все равно является нераспространенным. Это простое правило основано на том, что вводные слова (и также словосочетания) не являются каким-либо членами предложения, а значит, и не могут его распространять.

Предложения могут иметь совершенно одинаковую грамматическую основу, но наличие или отсутствие второстепенных членов сразу разносит их по разным категориям.

Что мы узнали?

В русском языке существует классификация предложений в зависимости от того, есть в них второстепенные члены или нет. Нераспространенными называются такие, которые имеют только грамматическую основу (причем она может состоять как из двух главных членов, так и только из одного). Распространенные же, в противоположность им, включают также второстепенные члены – все три, то есть дополнение, обстоятельство и определение, или же только некоторые. Односоставные предложения (такие, в которых в грамматическую основу входит только один главный член) могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены, относящиеся к главному или друг к другу. Предложения с грамматической основой и вводными словами, но без второстепенных членов, являются нераспространенными.



Вверх