Программа коррекционно-развивающих занятий "развитие памяти и внимания". Психокоррекционная программа на развитие внимания для старшего дошкольного возраста


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогической технологии

Психокоррекционная программа

на развитие внимания

для старшего дошкольного возраста.

«Юные путешественники»

Подготовила

студентка 4 курса 43 группы

Борюк Я.Ю.

Пояснительная записка

    Занятие № 1 «В гостях у мышки»

    Занятие № 2 «В гостях у белки»

    Занятие № 3 «В гостях у птички»

    Занятие № 4 «В гостях у собачки»

    Занятие № 5 «В гостях у муравьёв»

    Занятие № 6 «В гостях у пчёлки»

    Занятие № 7 «В гостях у мишки»

    Занятие № 8 «В гостях у курочки»

    Занятие № 9 «В гостях у кошки»

    Занятие № 10 «Встречаем мишку»

Список используемой литературы

Пояснительная записка

Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи коррекционной программы:

    Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.

    Формировать концентрацию внимания.

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Продолжительность: время проведения – 25 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.

Этапы проведения коррекционной работы:

    Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

    Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.

    Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:

    Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:

    • Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.

      Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.

      Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.

    Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика ребёнка. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие внимания у дошкольника, что учитывалось при составлении программы. Также в работу включены игры с диагностическим характером для определения динамики развития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.

    Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является повышенная двигательная активность ребёнка, отвлекаемость, невозможность долго сидеть на одном месте. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.

    Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника – игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка.

    Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. В этом возрасте отмечается значительный рост концентрации и устойчивости внимания, расширяется объём внимания. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.

    Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию

    Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками. (После занятий №4, №8, №9).

    Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на наиболее развитые психические процессы. В данном случае у ребёнка хорошо развита пространственная ориентировка, память. В работе сделан упор на их оптимизацию и развитие через них основных свойств внимания.

    Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы: Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней (Занятия №1 и №2). Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения(Занятия №3 - №9). Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы (Занятие №10).

    Принцип усложнения . В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием. Например, на первом занятии дети выполняют простое рисуночное упражнение «Кляксы», а на втором занятии – более сложное упражнение по рисованию – «Раскрась вторую половинку».

    Учёт объёма и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию внимания. А затем, когда ребёнок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал занятий разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.

    Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в программе используются сказочные элементы – путешествия. Также в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия.

Программа состоит из 10 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:

    Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

    Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

    Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.

ЗАНЯТИЕ №1.

«В гостях у мышки»

Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.

Задачи:

    Развивать концентрацию внимания.

    Оптимизировать ориентировку в пространстве.

    Создать положительный эмоциональный фон занятия.

    Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение.

    Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I . Вводная часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. С сегодняшнего дня начинается наше сказочное путешествие. Итак, скажите-ка мне, к кому же мы сегодня отправимся в гости? (Показывает картинку с мышкой). Молодцы! А куда же нам идти? Смотрите, голубь принёс нам весточку, что же там? (Вытаскивает из под лап нарисованного голубя записку и читает):

Мышка серая в норке

Пол метлою метёт,

Завершает уборку

И друзей в гости ждёт.

Так где же живёт мышка? Хорошо! Теперь мы знаем куда идти – в норку к мышке! Давайте построимся паровозиком и отправимся в путь-дорогу.

(Паровозиком проходят и садятся на стулья в круг)

II . Основная часть.

Вот мы и пришли. Давайте внимательно посмотрим на жилище мышки и поиграем в игру «Я вижу…»

1. Я вижу…

Цель : Развивать внимание ребёнка, оптимизировать ориентацию в пространстве.

Ход игры :

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, находящиеся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...». Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Молодцы, ребята! Ну вот мы и осмотрели с вами мышкин дом. А теперь давайте покажем мышке, как много мы о ней знаем.

2. Замри!

Цель: развитие внимание, обучение быстро реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры :

Дети под музыку «ходят как мышки». Внезапно музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Кто не успел – выбывает из игры. Снова звучит музыка, дети продолжают игру. Играют до тех пор, пока не останется один человек – он и становится победителем.

Молодцы, ребята! А теперь, прежде чем уходить, давайте нарисуем мышке на память красивые кляксы. и сопричастности к...

  • ... сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

    Дипломная работа >> Психология

    Ущерба для психического здоровья. В психокоррекционной , развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мнению, следует делать акцент на развитие ...

  • Психокоррекционная программа "Преодоление страха старших дошкольников с нарушением речи"

    Курсовая работа >> Психология

    ... психокоррекционных занятий и игр с детьми старшего дошкольного возраста . ... (для выявления... внимания . Результаты заносятся в таблицу. В рисунках на ... дошкольные годы. М., 1968. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. Вежновец И. Программа "развитие ...

  • Связь уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с эмоциональной стороной детстко-ро

    Дипломная работа >> Педагогика

    Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность... программа по развитию и коррекции эмоционально-мотивационной и познавательной сфер старших ... Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, ...

  • Психокоррекционная программа

    на развитие внимания

    для старшего дошкольного возраста

    Подготовила: педагог-психолог МБДОУ

    «Детский сад №34 «Теремок»

    г.Димитровграда Ульяновской области

    Бегункова А. С.

    Пояснительная записка.

    Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.

    Задачи коррекционной программы:

    1) развивать объем, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания;

    2) формировать концентрацию внимания;

    3) воспитывать самоконтроль у дошкольника.

    Форма организации: индивидуальная.

    Продолжительность: время проведения - 20 минут, 2 раза в неделю.

    Коррекционно-развивающая программа рассчитана на месяц и состоит из 8 специально подготовленных занятий, которые содержат упражнения для развития внимания, его концентрации и переключаемости.

    Занятие № 1

    Приветствие.

    Игра «Я вижу»

    Цель : развитие внимания ребёнка, оптимизация ориентации в пространстве.

    Участники (психолог и ребенок), по очереди называют предметы, находящиеся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...». Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

    Игра «Слушаем и хлопаем»

    Цель: развитие избирательности внимания, мышления.

    Ребенку предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышит среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

    Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

    Кукла, заяц, гриб, машина.

    Виноград, река, лес, белка.

    Лыжи, жираф, самолет, ваза.

    По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

    Игра «Зачеркни кружок с точкой»

    Цель: развитие распределения внимания.

    На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.

    Кляксы.

    Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, создание благоприятного эмоционального фона, налаживание контакта с детьми; развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве и создании образа.

    Оборудование: чистые листы бумаги (А4), краска или гуашь, кисти.

    Ребенку предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который ему хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист следует развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

    Занятие № 2

    Ритуал приветствия.

    Игра «Найди такую же картинку»

    Цель: выявление способности устанавливать тождество, развитие устойчивости внимания

    Перед ребенком выкладывается лист с рисунками. В каждом ряду по 4 картинки. Нужно внимательно посмотреть на первую картинку и найти в ряду точно такую же.

    Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 -3 классы). Введение.

    1. Актуальность проблемы

    У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

    Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

    Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности. В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения, показавших в ходе апробации максимальный развивающий эффект. Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М.Р. отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

    Корекционно-развивающая программа имеет:

    Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
    Задачи:

    1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
    2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
    3. Развить волевую сферу.
    4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
    5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
    6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
    7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

    2. Условия проведения

    Данная программа объёмом 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

    3. Структура занятий

    Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

    В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

    1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

    2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

    3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

    4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

    Рабочая программа по развитию памяти и внимания.

    Составлена педагогом – психологом Сориной Натальей Александровной.

    Предлагаемая программа способствует грамотному проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

    Цель:
    формирование познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление) детей старшего дошкольного возраста, как показатель психологической готовности к обучению в школе.
    Память – основа развития всех психических процессов, и с этим никто не поспорит. Для того, чтобы что-то придумать, проанализировать, воспринять и переработать информацию, ребёнку приходится задействовать память – вспомнить образы, названия, запомнить последовательность или указания взрослого. Чем слабее развита память, тем больше времени и сил уходит у ребёнка на выполнение какого-либо действия, следовательно, и интерес быстро пропадает.
    Тренировка памяти неразрывно связана с развитием внимания. Для того, чтобы что-то запомнить, надо внимательно посмотреть. Поэтому многие игры по развитию памяти, способствуют развитию внимания и наоборот.

    «Картинки» Знакомая всем игра, в ходе которой ребёнку предлагают запомнить ряд картинок. После того, как ребёнок запомнил, картинки убирают и просят назвать, что было нарисовано на картинках (напомним, что нужны предметные картинки). Детям 4–5 лет для запоминания предлагают 5–6 картинок. К школе ребёнок должен по памяти воспроизвести не менее 9. Так мы тренируем операционную, кратковременную память. Для того, чтобы включить механизм отсроченной памяти, попросите ребёнка вспомнить картинки через 15–20 минут.

    "Шепотом".
    Игра на развитие слухового внимания. Дети выбирают водящего с помощью считалки. Водящий отворачивается, а дети договариваются, какое слово они будут произносить шепотом все вместе. Если водящий угадывает это слово, то он меняется.
    "Быстро отвечай".
    Дети становятся в круг. Ведущий называет какой-либо цвет и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто его поймал, должен назвать предмет этого цвета. Главное, называть быстро. Поймавший мяч должен теперь сам назвать цвет и бросить мяч следующему участнику.

    «Повтори узор» Игра способствует развитию умения запоминать расположение предметов на листе. Можно предлагать ребёнку выкладывать узор по образцу, а в дальнейшем попросить запомнить и повторить узор по памяти.

    "Найди отличия".
    Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.
    Игроки становятся в пары. Дайте каждому игроку возможность внимательно рассмотреть своего партнера.Затем оба игрока поворачиваются спиной друг к другу и вносят в свою внешность несколько незначительных изменений: в прическе, в выражении лица, в одежде, в чем-нибудь таком, что можно увидеть.
    Когда все готово, они снова поворачиваются лицом друг к другу и пытаются найти отличия.
    Повторите игру несколько раз, меняя партнеров и увеличивая количество отличий.

    "Волшебное слово".
    Количество играющих: 1 - 6 человек.
    Ведущий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, сядьте, встаньте, поднимитесь на носочки, шагайте на месте» и т. д.
    Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста».
    Кто ошибется, выходит из игры, а потом выполняет какое-либо задание (поет, читает стихи).

    "Три движения".
    Игра для развития внимания. Ведущий показывает детям три движения и просит их запомнить. Первое – руки согнуты в локтях. Второе – руки вытянуты вперед на уровне груди. Третье – руки подняты вверх. Дети повторяют несколько раз эти движения, запоминая при этом их порядковых номер.
    Теперь ведущий показывает одно движение, а номер называет другой, чтобы запутать детей. Если движение не соответствует номеру, дети не должны его показывать. Побеждает самый внимательный.

    Снежный ком
    Количество играющих: 6-10 человек.
    Игроки встают в круг. Первый игрок называет свое слово.
    Игрок, стоящий справа от него, называет слово первого игрока и добавляет к нему свое.
    Игра продолжается от игрока к игроку до тех пор, пока последний участник не перечислит слова всей группы.

    "Будь внимателен".

    Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол.
    Теперь попросите детей идти по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
    Можно расширить набор команд по усмотрению взрослого.

    "Чего не хватает"
    Количество играющих: 1-6 человек.
    Инвентарь: несколько игрушек.Поставьте перед ребенком на одну минуту несколько игрушек, лучше немного, 4-5.
    Попросите его отвернуться и уберите одну игрушку.
    Когда ребенок повернется, спросите его, какой не хватает.

    "Найди игрушку"
    Попросите ребенка найти игрушку по вашему описанию. При этом, описывая предмет, не называйте его. Например: «Принеси мне нечто круглое, резиновое, синего цвета, то, что прыгает, если это ударить рукой» (мяч).

    Коррекционно-развивающая программа

    для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    «Стань внимательным!»

    Коррекционно развивающая программа «Стань внимательным!» разработана для детей с СДВГ и направлена на:

    Коррекцию нарушений внимания, самоконтроля;

    Развитие произвольного внимания, навыков самоконтроля, двигательной и эмоциональной сфер.

    Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

    Усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ.

    Участники программы.

    В программе участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с СДВГ или элементами гиперактивности и нарушениями произвольного внимания.

    Цели и задачи программы.

    Цель: развитие произвольного внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

    Задачи программы:

    Корректировать негативные эмоции и способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей;

    Совершенствовать произвольность и самоконтроль;

    Обучать детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

    Развивать устойчивость внимания, умение произвольно переключать и концентрировать внимание.

    В качестве методологических основ программы выступают общеметодологические принципы - принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода.

    В качестве методической основы взяты методическое пособие Арцишевской И. Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с., программы Богатиковой Л. А., Плотниковой Т.М., Хухлаевой О.В, Хухлаевой О.Е., Первушиной И.М., Князевой О.Л., материалы сайта adalin .ru .

    Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, ростом числа детей с СДВГ в психологической практике.

    Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

    Участие в программе «Стань внимательным!» детей с ярко выраженными органическими нарушениями центральной нервной системы противопоказано.

    Занятия с ребёнком проводятся с письменного согласия родителей.

    Ресурсы, необходимые для реализации программы.

      Специалисты, реализующие программу должны иметь высшее психологическое или педагогическое образование, опыт индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками. Специалистами должны быть знакомы техники психогимнастики и телесно-ориентированной терапии, элементы гештальттерапии и юнгианского подхода.

      Специалисты должны быть обеспечены методической литературой по проблеме СДВГ.

      Материально - техническая оснащенность. Отдельное помещение (кабинет) для индивидуальной консультационной работы, обеспеченный необходимыми пособиями, игрушками, канцелярскими принадлежностями.

      Обеспеченность доступа в Интернет.

    Структура и содержание программы.

    Проведение программы включает в себя три этапа.

    Программа состоит из 10 занятий, которые проводятся с регулярностью один раз в неделю (курс рассчитан на 2,5 – 3 месяца). Занятия проводятся индивидуально или в группе. Длительность каждого занятия 25-40 минут. Каждое занятие включает в себя следующие игры и упражнения:

    1. для развития произвольности;

    2. для развития внимания и памяти;

    3. для развития моторики и координации движений;

    4. для нормализации мышечного тонуса.

    В начале проведения программы (занятие 1), в середине (занятие 6) и по окончании проведения программы (занятие 10) проводится индивидуальная диагностика уровня развития слуховой и зрительной памяти по методу воспроизведения слов и рисунков, а также диагностика продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания с помощью колец Ландольта (см. Приложение 1).

    Сравнение показателей по результатам тестирования, качеству прохождения повторяющихся заданий и результатам наблюдения за ребёнком на различных этапах участия ребёнка в программе является показателем успешности и эффективности данной программы.

    В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

    Учебно-тематический план занятий

    занятия

    Задачи

    Кол-во часов

    Формы работы

    Методическое обеспечение

    Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

    25 мин

    1. Знакомство. Игра «Что изменилось»

    2. Методика “Дифференцировка”.

    3. Игра “Волшебное слово”.

    5. Упражнение “Насос и мяч”.

    6. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально.

    Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”, 5-7 игрушек, 10 рисунков, карточка «10 слов»

    Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений.

    25 мин

    1. Методика “Дифференцировка”.

    2. Игра “Будь внимательным”.

    3. Игра "Маленький жук"

    5. Упражнение “Дерево”.

    Карточка с 16 полями и нарисованным или игрушечным жуком.

    Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

    25 мин

    1. Игра “Съедобное, не съедобное”.

    2. “Внимание – рисуй”.

    3. Игра «Птица - не птица».

    4. Картинки "Найди отличие".

    5. Упражнение на дыхание.

    6. Упражнение “Пальчики”.

    Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.

    Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

    25 мин

    1. Игра “Запретное движение”.

    2. Игра “Волшебное слово”.

    3. Игра «Только об одном»

    4. Методика «Дифференцировка»

    5. Упражнение на дыхание.

    6. Упражнение на расслабление.

    Игрушки.

    Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

    25 мин

    1. Игра "Молчу - шепчу - кричу"
    2. Упражнение на развитие устойчивости и переключения внимания.

    3. Игра «Речка-берег»

    4. Упражнение на дыхание.

    5. Упражнение на расслабление “Снеговик”.

    Игрушки, верёвка или шнур

    Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

    25 мин

    1.Игра “Волшебное слово”.

    2.Игра «Потеряшки».

    3. Дыхание с задержкой на вдохе.

    4. Упражнение “Насос и мяч”.

    5. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально.

    Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”,10 рисунков, карточка «10 слов», игрушки, рисунки, карандаши

    Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения.

    25 мин

    1. Игра "Пуговица".

    2. Игра «Топ-хлоп».

    3. Игра «Запомни и повтори движения».

    4. Дыхательное упражнение.

    5. Упражнение “Пальчики”.

    Две карточки с 12 полями, 2 набора пуговиц

    Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

    25 мин

    1 Игра “Съедобное, не съедобное”.

    2 Игра «Замри»

    3. Упражнение "Раскрась вторую половинку".

    4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

    5. Упражнение на дыхание.

    6. Упражнение “Лодочка”.

    Мяч, рисунки, закрашенные наполовину, карандаши

    Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

    25 мин

    1. Игра “Море волнуется раз”.

    2. Упражнение “Соедини по порядку”.

    3 Игра “Раз-два-три-говори!”.

    4. Упражнение на дыхание.

    5. Упражнение на расслабление “Шалтай-болтай”.

    Бланки с точками – 3–4 шт., картинки или карточки лото 6-7 шт.

    Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

    25 мин

    1.“Дифференцировка”.

    2. Работа с симптомом

    3. Упражнение на дыхание.

    4. Упражнение на расслабление “Снеговик”.

    5. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально

    диагностический набор игрушек, Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”,10 рисунков, карточка «10 слов»

    Психологические методики и технологии, психолого-педагогический

    инструментарий.

    Занятие 1.

      Игра, развивающая внимание «Что изменилось?»

    Поставьте на стол 3-4 игрушки и дайте ребёнку рассмотреть их 1-2

    минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось.
    Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5-7, ставить похожие игрушки (например, 3 игрушки из 5 – немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять 2 из них местами. Еще один вариант – не убирать игрушку, а, наоборот, добавить. И спросить: Кто новый появился?», «Кто пришел?».

    Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди. Для этой игры можно использовать не только игрушки, но и карточки с изображением животных, овощей.

    Источник: (Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994).

    2. Техника «Дифференцировка»

    Предложена Ф. Перлзом в рамках гештальтпсихологии. Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей.

    Психолог задает следующие вопросы, на которые должен ответить клиент:

      Что ты видишь?

      Что ты слышишь?

      Какой вкус ты ощущаешь?

      Какой запах?

      Какие ощущения в руках, ногах, теле?

      Что ты чувствуешь (какое у тебя настроение)?

      Что ты хочешь?

      О чем ты думаешь?

      Что ты будешь делать?

    Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники клиенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог - осознавание является ценным материалом для терапии. В работе с СДВГ важность этой техники содержится ещё и в возможности развивать произвольность внимания, его концентрацию.

    (Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. Психотерапия.Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2009, 496 с.; Семинар по работе с алекситимией ).

    3. Игра “Волшебное слово”.

    Игра для развития внимания у гиперактивных детей.

    Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.

    Спросите у ребенка, какие он знает «волшебные» слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

    Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении того, готов ли ребенок к обучению в школе.

    (http://www.psychologos.ru/articles/view/volshebnoe_slovo._igra).

    4. Дыхание с задержкой на вдохе.

    Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

    6. Упражнение “Насос и мяч”.

    Игра для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) у гиперактивных детей.

    Встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол.

    Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

    (Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.).

    6. «Кольца Ландольта».

    Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).

    Определение продуктивности и устойчивости внимания

    Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания - 5 минут.

    Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».

    Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта», секундомер, протокол, ключ.

    Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

    Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.

    При диагностике слуховой и зрительной памяти ребёнку предъявляются для запоминания соответственно 10 слов и 10 рисунков.

    Занятие 2.

      Техника «Дифференцировка» (см. Занятие 1)

      Игра «Будь внимательным»

    Цель: развитие внимания, общей и мелкой моторики.

    Ход игры: взрослый предлагает поиграть, обращает внимание на руки и говорит: «Наши ручки умеют стучать, как молоточки «тук-тук-тук» (стучит кулаком по столу), затем другой рукой хлопает по столу «хлоп-хлоп-хлоп», ребром ладони и производит другие движения, ребенок повторяет.

    (Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008. – 256 с.).

    3. Игра "Маленький жук"

    Ход работы: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!» Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле). ( ).

    4. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла».

    5. Упражнение “Дерево”.

    Критерии оценки достижения планируемых результатов.

    Повышение уровня развития внимания и памяти (см. приложение 1);

    Повышение объёма дифференцируемой информации по методике «Дифференцировка»;

    Уверенное освоение дыхательных и релаксационных техник.

    Программа была апробирована на базе МБОУ центра диагностики и консультирования города Тамбова со 2 декабря 2013 г. по 28 февраля 2014 г. В работе приняли участие 10 человек, с которыми проводились как групповые, так и индивидуальные занятия.

    Администрация МБОУ центра диагностики и консультирования производила эффективный внутренний контроль за реализацией программы, тщательно отслеживая наличие и качество заполняемой документации, посещая групповые, а также индивидуальные занятия с детьми (фото занятий представлены в Приложении 2).

    Список литературы:

      Арцишевская И. Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

      Афонина А.В., Груздева Н.В. «Пойми меня и действуй правильно!»: Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей - Иваново, 2005.

      Болотовский Г. В., Чутко Л. С., Кропотов Ю. Д. Гиперактивный ребёнок: лечить или наказывать. СПб.: 2004.

      Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Психотерапия, 2008. – 208 с.

      Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. Психотерапия. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2009, 496 с.

      Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой / Гульнара Ломакина., Москва, Центрполиграф, 2009.

      Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

      Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005.

      Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. М.: НИИ семьи,1997.

      Лютова Е.К. Монина Г.Б Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми – М., Генезис – 2000.

      Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008. – 256 с.

      Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.: Знание, 1998.

      Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

      Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб.: Иматон, 1997.

    Приложение 1

    Результативность представлена в виде диаграмм, отражающих

    динамику развития памяти и внимания:

    Игры с детьми в рамках программы «Стань внимательным!»



    Вверх