Последний председатель совета министров российской империи. Преобразован совет министров российской империи
1-й периодСовет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно. В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров , а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором. Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений. С 1863 г. число поступавших в Совет дел резко уменьшилось, он собирался всё реже, а после 11 (23) декабря 1882 г. заседания и вовсе прекратились. 2-й период19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления. Создание Совета министров в 1857-1861 гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках Императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении. В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы , Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления». В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров. Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах. К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов. Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита. Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии. В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров. Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству . Стоит отметить что, вместе с отречением от престола император Николай II подписал указ о назначении Георгия Львова Председателем Совета Министров (2(15) марта 1917), но Временное правительство в своей декларации указало, что власть принимается от Временного комитета Государственной думы, оставив указ Николая без внимания. ПримечанияИсточники и литератураИсточники
Высшая школа, 1968. (3-е изд. - М., 1983; 5-е изд. - М.: РГГУ, 2008)
|
90 лет назад, 2 июля 1925 года, был расстрелян князь Николай Дмитриевич Голицын. Николай Голицын был последним председателем Совета министров Российской империи. В условиях нарастания политического и экономического кризисов в России это была откровенно слабая фигура, не готовая на роль премьера. Голицын, по отзывам современников, был хорошим человеком, но не имел способностей большого государственного деятеля.
Николай Голицын родился 31 марта (12 апреля) 1850 г. в селе Поречье Можайского уезда Московской губернии. Происходил он из древнего рода князей Голицыных, которые вели своё начало от великого князя литовского и русского Гедимина. Род Голицыных дал России много известных военных, политиков и государственных деятелей.
Детство и юность князя прошли в имении его родителей Дмитрия Борисовича Голицына и Софьи Николаевны (Пущиной), в селах Владимирском и Лыткине Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Николай получил образование в Императорском Александровском (Царскосельском) лицее. Лицей он закончил в 1871 г. и с чином коллежского секретаря поступил на службу в МВД. Служил в Царстве Польском.
Голицын постепенно поднимался по карьерной лестнице. С 1873 года Николай Голицын находился на должности комиссара по Крестьянским делам Кольненского уезда Ломжинской губернии (губерния Царства Польского). В 1874 году получил чин титулярного советника, в 1876 году - коллежского асессора. В январе 1879 году произведен в надворные советники, в ноябре 1879 года стал архангельским вице-губернатором. В 1881 году получил чин коллежского советника. С июня 1884 года вице-директор Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. Входил в различные комиссии министерства. С 1885 года получил чин статского советника и стал исполнять должность архангельского губернатора. В августе 1887 года утвержден в должности губернатора и произведён в чин действительного статского советника. С 1893 году управлял Калужской губернией. В 1896 году Николай Голицын пожалован чином тайного советника. С ноября 1897 года руководитель Тверской губернии.
В 1903 году Голицын назначен сенатором. В 1912 году назначен присутствующим членом Государственного Совета. По своим политическим взглядам Николай Голицын принадлежал к деятелям правого толка. В 1914 году получил чин действительного тайного советника - гражданский чин II класса в Табели о рангах, который соответствовал чинам генерал-аншефа (полного генерала) и адмирала. Действительные тайные советники входили в круг высшей элиты империи и занимали высшие государственные должности. С мая 1915 года Голицын назначен председателем Комитета по оказанию помощи русским пленным. Этот комитет находился под покровительством императрицы Александры Фёдоровны. Николай Голицын вошёл в ближний круг императрицы. 17 декабря 1916 года (9 января 1917 года) по предложению императрицы назначен главой правительства, сменив Александра Трепова.
Голицыну выпала тяжелая доля. Война привела к тяжелому внутреннему кризису России. Решающей чертой положения российского общества была усталость от войны, стихийно разлившаяся в народных массах. Люди были раздражены властью, которая вела непонятную широким массам войну. Армия, где старые кадры были выбиты, а на смену ним пришли офицеры военного времени - молодые люди из интеллигенции и полуинтеллигенции, наскоро окончившие военные училища, равнодушные или оппозиционно настроенные к монархии, ещё держалась старой традицией. Дух старой царской армии был крепок, чтобы удержать дисциплину в многомиллионной массе солдат. Случаи дезертирства и неповиновения на фронте были ещё редчайшим исключением. Но в столичной среде престиж власти был полностью разрушен. Среди рабочих были популярны социалисты. Но главной угрозой были либерально настроенные высшие слои, которые с самоубийственным рвением работали над разрушением царской власти. Представители высших классов распускали слухи, раздували недочёты, повторяли сплетни и наветы, подавали пример неуважения власти.
Эта среда, в целом зажиточных и устроенных в обществе людей, была охвачена страстным желанием добиться перемены строя. Грань между патриотами, «оборонцами» и «пораженцами» зимой 1916-1917 гг. стерлась. Все желали перемен. С одной стороны, в обществе витали слухи о «тёмных силах» (Распутин, императрица и их сторонники), которые окружили царя и мешают победе над Германией. Хотя это была неправда. «Темных сил» не было. «Темные силы» были плодом клеветы или больного воображения. Легенда о «всесильном» Распутине, слухи о «предательнице-императрице», клевета в отношении отдельных министров - все это были только маски, за которыми скрывалась истинная цель - ликвидация русского самодержавия, которое мешало врагам России.
С другой стороны, многие верили в успех правительства «народного доверия». Хотя будущее покажет, что Временное правительство в кратчайшие сроки приведёт Россию к полной катастрофе. Только священная царская власть ещё сдерживала силы разложения. Ограничение самодержавия в опасные годы войны было опасной авантюрой, которая вела к дальнейшей радикализации ситуации и катастрофе, что в итоге и произошло.
Верховная власть понимала необходимость централизации, ограничения деятельности буржуазных общественных учреждений и партий. Однако власть не решалась на жесткие действия, ограничиваясь полумерами. За годы войны сменилось несколько правительств. Престарелого Ивана Горемыкина в январе 1916 года сменил Борис Штюрмер. Штюрмер одновременно с постом председателя Совета министров возглавил МВД и МИД. Он активно боролся против революционного движения и думской оппозиции, а во внешней политике настойчиво и решительно отстаивал русские интересы. За это его крайне невзлюбили союзные представители и думские деятели, ведшие против Штюрмера настоящую травлю. Слабая верховная власть поддалась этому давлению. В ноябре 1916 года Штюрмер был отправлен в отставку.
Председателем Совета министров был назначен Александр Трепов. Однако позиция продолжала наступление. После отставки Штюрмера многим показалось, что власть уже переходит в другие руки. 22 ноября Госдума приняла резолюцию о том, что «влияние темных безответственных сил должно быть устранено» и что «всеми средствами надо добиваться, чтобы был образован кабинет, готовый опереться на Государственную думу и провести в жизнь программу ее большинства». В светских и придворных кругах, вплоть до членов императорской семьи, говорили «о темных силах» и о «министерстве доверия». Дело дошло до того, что некоторые члены императорской фамилии открыто говорили с французским послом о желательности дворцового переворота. А великому князю Николаю Николаевичу (бывшему Верховному главнокомандующему) предлагали совершить военный переворот и занять трон.
В декабре ситуация накалилась. Дума провела заседание по вопросу о запрещении московских съездов общественных организаций. Вопрос о съездах был принят, хотя правые сопротивлялись. В ночь после закрытия думской сессии - с 16 на 17 декабря, был зверски убит Григорий Распутин. Появились слухи о заговорах среди высших представителей общества, среди офицеров гвардии. Царь немедленно выехал в Царское Село. Было решено составить новое правительство из преданных людей, чтобы исключить возможность дворцового переворота. Трепов в новых условиях попросил отставку, его просьбу удовлетворили. Новое правительство возглавил Николай Голицын. Учитывая колебания, обнаружившиеся в среде Государственного совета, император перевёл в разряд неприсутствующих 16 старых членов. Все новые назначенные были правые. В результате в Госсовете получили преобладание правые деятели.
В условиях нарастания кризиса Голицын выступал за диалог с Госдумой, ходатайствовал перед императором Николаем II об отставке министра внутренних дел Александра Протопопова. 27 февраля 1917 года вместе с Родзянко, великим князем Михаилом Александровичем и другими деятелями принимал участие в обсуждении телеграммы императору, в которой сообщалось о серьёзности положения в Петрограде. Предлагалось назначить главой правительства авторитетного общественного деятеля.
Во время Февральской революции князь Голицын не проявил качеств лидера. Когда глава Министерства внутренних дел Протопопов и министр юстиции Добровольский предложили распустить Думу из-за резких выступлений, как предлагал ещё Трепов, другие министры стояли за уступки, вели переговоры с думским большинством. В результате сошлись на том, что следует объявить перерыв думской сессии на несколько недель. Князь Голицын сообщил об этом царю. Когда государь только 25 февраля получил известия о волнениях в столице, он телеграфировал командующему войсками генералу Хабалову: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны против Германии и Австрии». Однако в Совете министров высказали сомнения о серьёзности волнений и необходимости жестких действий.
27 февраля Госдума прекратила существование как законный орган. Был образован «Временный комитет», который рассылал по всей стране телеграммы, искажающие реальное положение дел. Вечером в Мариинском дворце собрался Совет министров. Министры, ещё не понимая, что происходит, решили «умилостивить» толпу тем, что Протопопов «по болезни» сдал полномочия старшему товарищу министра (так тогда называли заместителей). Император в ответ на сообщение об этом телеграфировал князю Голицыну: «Перемены в личном составе при данных обстоятельствах считаю недопустимыми». Увольнение министра внутренних дел Протопопова на фоне начавшееся в столице смуты было для власти только совершенно бесполезным и бессмысленным самоунижением, которое ничего не могло изменить. С этого момента Совет министров утратил своё значение. Восстание в Петрограде перекинулось на окрестности, его можно было подавить только извне.
После победы революции Голицын отошёл от политической жизни. Князь давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. В апреле, когда следствие было завершено, освобожден с разрешением выезда при обязательстве с его стороны не участвовать в политической деятельности. Остался с семьей в столице, занимался сапожным ремеслом.
После Октябрьской революции дважды арестовывался органами ВЧК-ОГПУ по подозрению в связи с контрреволюционной деятельности. 12 февраля 1925 арестован в третий раз в связи с «Делом лицеистов». Группа выпускников Александровского лицея, а также выпускники Училища правоведения и бывшие офицеры лейб-гвардии Семеновского полка собралась, чтобы оформить ликвидацию несуществующих больше фондов лицеистов. Собрание совпало с годовщиной убийства семьи Романовых (17 июля 1918 г.). Некоторые старые лицеисты решили отметить память бывшего правителя. Их обвинили в «монархическом заговоре».
Князь Николай Дмитриевич Голицын в заключении болел. Из-за паралича в тюрьме его вывели на расстрел из камеры, поддерживая под руки. Последними словами князя в камере были: «Я устал от жизни. Слава Богу!» 2 июля 1925 года его расстреляли.
Совет министров 19.10.1905-27.02.1917
19.10.1905 С. м. был преобразован с целью «укрепления единства в деятельности министерств и главных управлений». Ha преобразованный С. м. возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления».
Председателем С. м. император назначал одного из министров или «особое, призываемое к тому монаршим доверием, лицо». B случае председательствования в С. м. императора председатель С. м. участвовал в его работе на правах члена; в случае отсутствия председателя С. м. его замещал один из членов С. м. по назначению императора. Председатель С. м. имел право всеподданнейшего доклада императору по делам, подлежавшим ведению С. м. и требовавшим разрешения императором; ему были предоставлены также права требовать от глав ведомств и частей управления необходимых сведений и разъяснений и «участвовать по делам всех ведомств в Государственной думе и Государственном совете». Главы ведомств были обязаны предварительно сообщать председателю С. м. подлежавшие представлению императору всеподданнейшие доклады, имевшие «общее значение» или касавшиеся компетенции других ведомств; эти доклады могли быть внесены председателем на рассмотрение С. м. или, по соглашению председателя С. м. с главами ведомств, докладываться главами ведомств непосредственно императору. «Учреждение Совета министров» предусматривало «в случае надобности» представление императору всеподданнейших докладов по подобным делам главами ведомств в присутствии председателя С. м.
B состав С. м. входили: министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием (с 26.10.1915 - министр земледелия), государственный контролер и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях С. м. только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции своих ведомств.
Согласно ст. 13 «Учреждения Совета министров», «никакая, имеющая общее значение, мера управления» не могла быть принята главами ведомств помимо С. м. Однако из ведения С. м. фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства императорского двора и уделов; они вносились на рассмотрение С. м. лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств, когда они считали это необходимым, или в случаях, когда эти дела затрагивали компетенцию других ведомств.
Указом 14.04.1906 было установлено, что «ревизионная деятельность Государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета министров»; это фактически выводило деятельность Государственного контроля из сферы ведения С. м.
Вне компетенции С. м. находились также Собственная e. и. в. канцелярия и Собственная e. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.1
K кругу ведения С. м. относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет; меры управления, имеющие общее значение; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления (исключая должности по министерствам императорского двора и уделов, военному, морскому и иностранных дел); рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству императорского двора и уделов.
С. м. обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита: руководил составлением смет государственного бюджета и отпуском средств на нужды государственного управления; разрешал разногласия по вопросам смет между ведомствами, Министерством финансов и Государственным контролем; открывал министерствам и ведомствам кредиты, если к началу сметного года государственная роспись не была утверждена; разрешал ассигнования сверхсметных кредитов министерствам и ведомствам на неотложные нужды.
Согласно ст. 87 Основных законов 1906, С. м. получил и широко использовал право принятия во время прекращения занятий Государственной думы мер, требовавших обсуждения в обычном законодательном порядке. Однако эти меры формально не должны были вносить изменения в Основные законы, Учреждения Государственной думы и Государственного совета и положения о выборах в них. Действие мер, принятых С. м. в период перерыва занятий думы, прекращалось, если в думу в течение двух месяцев после возобновления ее занятий не вносился правительством соответствующий принятой мере законопроект, а также после отклонения законодательными учреждениями этого законопроекта.
При преобразовании С. м. 19.10.1905 к нему перешла часть компетенции Комитета министров, в том числе дела, требовавшие «общего соображения» или содействия разных министерств, в том числе и затрагивавшие интересы Военного и Морского министерств; дела, оказавшиеся затруднительными для их разрешения главой ведомства; все дела по военной части, предполагавшие новый распорядок и дополнение правил по гражданскому управлению, а также ограничение, распространение или отмену мер, ранее принятых и получивших утверждение императора; дела об охране «общественного порядка, спокойствия и безопасности»; дела по народному продовольствию; дела по чрезвычайным происшествиям; высшие административные дела по расколам; дела о воспрещении сообществ.
K С. м. перешли также - сначала частично, а с 23.04.1906 полностью - текущие дела по всем министерствам и ведомствам, решение которых превышало пределы власти главы ведомства, а также дела, требовавшие санкции императора.
B связи с упразднением Комитета министров 23.04.1906 к С. м. перешло большинство оставшихся за Комитетом министров функций; для рассмотрения «комитетских дел» 23.05.1906 был образован так называемый Малый Совет министров.
От упраздненного Комитета министров к С. м. перешло также и рассмотрение записок финляндского генерал-губернатора о делах, требовавших координации деятельности в управлении империей и Финляндией; с
20.05.1908 обсуждению С. м. подлежали проекты законов для Финляндии.
B 1914 - 1917 на С. м. было возложено: определение порядка привлечения всех видов морских и речных судов и плавучих средств правительственных учреждений всех ведомств к военно-судовой повинности и ведение учета имущества и личного состава (с 28.06.1914); закрытие, установление особого порядка управления и ликвидация дел акционерных обществ, руководителями которых являлись подданные воюющих с Россией государств (с 01.07.1915), и акционерных обществ, образованных по законам иностранных государств, по операциям их в России (с 23.10.1916); рассмотрение вопросов об обязательной продаже акций, принадлежавших подданным воюющих с Россией государств (с 08.02.1917).
B период одновременного существования Комитета министров и С. м. (19.10.1905 - 23.04.1906) основной формой документирования заседаний С. м. были мемории, после упразднения Комитета министров - журналы С. м., подразделявшиеся на особые и общие. Особыми журналами оформлялось рассмотрение в С. м. наиболее важных вопросов, общими журналами - второстепенных.
Делопроизводство С. м. в период 19.10.1905 - 23.04.1906 вела Канцелярия Комитета министров, преобразованная 23.04.1906 в Канцелярию С. м.
31.12.1909 в ведение С. м. было из ведения Министерства финансов передано С.-Петербургское телеграфное агентство.
С. м. прекратил свою деятельность 27.02.1917 в ходе Февральской революции. Функции С. м. как высшего органа государственного управления перешли к образованному 02.03.1917 Временному правительству.
Председатели Совета министров:
1905.19.10- 1906.22.04 - гр. Витте С.Ю.
1906.22.4 - 08.07 - ГоремыкинИ.Л.
1906.08.7 - 1911.05.09 - Столыпин П.А.
1911.11.9- 1914.30.01 - Коковцов В.Н.
1914.30.1 - 1916.20.01 - ГоремыкинИ.Л.
1916.20.1 - 10.11 - ШтюрмерБ.В.
1916.10.11- 27.12 - Трепов А.Ф.
1916.27.12 - 1917.27.02 - кн. Голицын Н.Д.
3 ПСЗ. Т. 25. № 26820, 19.10.1905; Т. 26. № 27700, 14.04.1906;
№ 27804, 23.04.1906; № 27805, 23.04.1906; № 27929a, 23.05.1906; Т. 28.
№ 30379, 20.05.1908; Т. 29. № 32662, 27.10.1909; № 32871, 31.12.1909;
Т. 30. № 33795, 17.06.1910; Т. 34. № 42295, 19.07.1914; СУ. 1909. Отд. 1.
№ 15, ст. 81; 1915. Отд. 1. № 205, ст. 1609; 1916. Отд. 1. № 115, ст. 910;
№ 302, ст. 2376; 1917. Отд. 1. № 39, ст. 216; № 63, ст. 368.
РГИА, ф. 1276 (16 022 д.).
1 21.11.1907 С. м. признал необходимым, чтобы на его предварительное рассмотрение вносились все важнейшие законодательные предположения по ВУиМ, а также вопросы, имеющие связь с другими частями государственного управления или требующие новых расходов Государственного казначейства (РГИА, ф. 1276, оп. 20, д. 17, л. 64 - 69 o6.).
Малый Совет министров1
23.05.1906-27.02.1917
B соответствии с повелением императора 23.05.1906 по докладу председателя Совета министров при рассмотрении «дел ведения бывшего Комитета министров» министров и главноуправляющих отдельными частями в Совете министров заменили их товарищи. Возникшее таким образом Особое совещание, не получившее официального статуса и наименования, являлось вспомогательным органом при Совете министров, рассматривавшим и разрешавшим сравнительно маловажные дела административного и финансово-хозяйственного характера. Председательствование в М. С. м. возлагалось на одного из министров по назначению императора. Решения М. С. м. оформлялись общими журналами Совета министров.
K ведению М. С. м. при начале его деятельности были отнесены: дела об утверждении уставов акционерных обществ, не требовавшие рассмотрения в законодательном порядке; назначение пенсий и пособий в размерах, превышавших власть министра; составление списка должностей, освобождавших от призыва в армию; рассмотрение постановлений Центрального съезда пароходчиков и судовладельцев, носящих общий характер; рассмотрение представлений министров об оставлении без последствий ходатайств губернских земских собраний; установление порядка, срока и формы представления губернаторских отчетов, дела по разъяснению и развитию Устава Православного миссионерского общества; дела об отчуждении домов Государственного банка; рассмотрение представлений ГУЗиЗ о подчинении и изъятии отдельных местностей из действия Положения о сбережении лесов.
При условии единогласного принятия решения М. С. м. разрешал дела, имевшие второстепенное значение, или такие дела, по которым была выработана однородная практика их разрешения. 22.09.1909 за М. С.м. было закреплено право окончательного решения текущих вопросов управления.2 B М. С. м. проводилось также предварительное, до внесения в Совет министров, обсуждение ряда дел и вопросов.3
K компетенции М. С. м. в ходе деятельности Совета министров было отнесено и рассмотрение дел об установлении усиленной и чрезвычайной охраны в отдельных местностях, учреждении в этих местностях особых жандармских, казачьих и полицейских команд, в том числе законопроектов о штатах различных полицейских учреждений; М. С. м. обсуждал вопросы координации тактики отдельных ведомств относительно Государственной думы.
М. С. м. рассматривал также законодательные дела в порядке дис- пенсации, т. e. изъятия из закона для частных случаев, в том числе изъятия из законов, относившихся к государственному хозяйству: о сдаче в арендное пользование казенных земель, об изменении арендных условий и предоставлении льгот, о допущении в интересах золотой, горной и нефтяной промышленности отступлений от Горного устава, об оказании промышленникам льгот и отступлений от правил, установленных для посессионных заводов; изъятие из законов фискальных: по казенным подрядам и поставкам; о предоставлении льгот подрядчикам; о сложении и рассрочке казенных недоимок; об изъятиях из уставов об акцизных сборах, таможенных и прямых налогах; по делам казенной продажи питей; изъятия из гражданских законов: о разрешении и открытии фабрик и заводов и возведении построек в местностях, где они ограничивались или запрещались законом; об отступлениях от правил о майоратных или фидеикомиссных имениях.4
Делопроизводство М. С. м. вела Канцелярия Совета министров.
Председатели Малого Совета министров:5
1906.13.9- 1911.05.09 - КоковцовВ.Н.
1911.05.10- 1916.25.01 - Харитонов П. А.
1916.20.2 - 16.09 - Хвостов A.A.
1916.21.9- 10.11 - Трепов А. Ф.
1916.14.11- 20.12 - Макаров A.A.
1917.05.1 - 27.02 - ДобровольскийН.А.
СУ. 1909. Отд. 1. № 15, ст. 81.
РГИА, в сост. ф. 1276.
1 Неофициальное наименование, встречающееся в мемуарных источниках и принятое в исторической литературе; в официальных источниках с 1909 иногда именовался Советом министров сокращенного состава.
2 РГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 3, л. 93-94.
3 Там же, л. 66 - 69.
4 Там же, оп. 4, д. 12, л. 10-11 об.
5 М. С. м., как правило, возглавлял член Совета министров, назначавшийся императором замещать председателя Совета министров в случае его отсутствия или болезни (РГИА, ф.
1276, оп. 1, д. 29). B 1909-1911 на заседаниях М. С. м., кроме В. H. Коковцова, председательствовал и П. А. Харитонов. После назначения В. H. Коковцова председателем Совета министров П. А. Харитонов стал постоянным председателем М. С. м.
Канцелярия Совета министров
23.04.1906-10.03.1917
Преобразована из Канцелярии Комитета министров для ведения делопроизводства Совета министров.
Первоначально в состав К. С. м. входило четыре отделения.
1- е отделение ведало делами кавказскими, железнодорожными (относящимися к обществу КВЖД), делами Комитета по заселению Дальнего Востока (с 27.10.1909).
2- е отделение - делами сметными, финансовыми, торгово-промышленными и таможенными; о налогах, пошлинах, податях и повинностях; делами, касавшимися государственной обороны; по всеподданнейшим отчетам генерал-губернаторов, губернаторов, начальников областей и наказных атаманов казачьих войск.
3- е отделение - делами по ученой и учебной частям, делами вероисповедными, крестьянскими, землеустроительными, переселенческими, по народному продовольствию, по дорожной и почтово-телеграфной частям; к веДению отделения относились также первоначально дела городские, медицинские, нефтяные и о рассрочке и сложении недоимок, с 1911 переданные в ведение 4-го отделения.
4- е отделение ведало делами политическими, полицейскими, пенсионными; делами о применении Устава о службе гражданской; по опекам и по заповедным и майоратным имениям; о принятии в российское подданство и лишении его; об отчуждении церковных имуществ; делами, вносимыми из Канцелярии e. и. в. по принятию прошений; делами об отклонении земских ходатайств; о рассмотрении всеподданнейших отчетов государственного контролера.
01.07.1909 образовано 5-е отделение, ведавшее финляндскими делами, а также составлявшее обзоры периодической печати.
C 17.06.1910 образовано 6-е отделение, ведавшее финансовыми и экономическими вопросами, в том числе финансовыми делами Финляндии;
29.06.1914 образовано 7-е отделение, на которое было возложено ведение делопроизводства по Романовскому комитету.
01.01.1917 образовано временное 8-е отделение для ведения переписки председателя Совета министров.
03.05.1916 в составе К. с. м. было образовано Особое делопроизводство для ведения дел сначала Особого совещания по финансово-экономическим вопросам, а с 28.06.1916 - Особого совещания по объединению мероприятий, касающихся снабжения армии, флота и организации тыла. B Особом делопроизводстве сосредоточивались все дела, связанные с обстоятельствами военного времени и выходившие за пределы обычной компетенции К. с. м.
Особое делопроизводство вело переписку по поручениям председателя Совета министров, составляло его всеподданнейшие доклады и извлечения из стенографических отчетов Государственной думы; вело делопроизводство по совещаниям и комиссиям, образованным председателем Совета министров для решения частных вопросов, вызванных войной; вело делопроизводство особоуполномоченных председателя Совета министров, назначавшихся в соответствии с Положением 03.07.1916.1
B состав К. с. м. входили также Экспедиция (инспекторская часть), Архив, Павильон министров при Государственной думе (с 25.12.1909), Хозяйственный комитет (с 19.06.1914).2
10.03.1917 К. с. м. была переименована в Канцелярию Временного правительства.
Управляющие делами Совета министров:
1905.19.10- 1906.02.04 - бар. Нольде Э.Ю.
1910.18.4- 1914.07.03 - Плеве H.B.
1914.24.5- 1917.14.03 - Лодыженский И.Н.
Помощники управляющего делами Совета министров:
1906.21.6- 1910.18.04 - Плеве H.B.
1910.17.5- 1914.24.05 - ЛодыженскийИ.Н.
1914.29.5- 1916.10.10 - Яхонтов A.H.
1914.14.7- 1917 [...] - Никитин B.B.
1916.17.10- 1917.20.03 - Путилов A.C.
3 ПСЗ. Т. 26. № 27804, 23.04.1906; Т. 29. № 32210, 21.06.1909; № 32835, 25.12.1909; Т. 34. № 42065, 29.06.1914; № 42295, 19.07.1914. СУ. 1915. Отд. 1. № 139, ст. 1071; 1916. Отд. 1. № 193, ст. 1628; 1917. Отд. 1. № 63, ст. 368.
РГИА, в сост. ф. 1276.
1 Последний исходящий документ Особого делопроизводства датирован 26.02.1917 (РГИА, ф. 1276, оп. 15, д. 57).
2 B декабре 1916 произошло перераспределение дел между структурными частями К. с. м. (там же, д. 1, л. 30 - 33).
Учреждения при Совете министров
Петроградское телеграфное агентство 14.06.1902*-07.09.1918
Торгово-телеграфное агентство (14.06.1902 - 21.07.1904) С.-Петербургское телеграфное агентство (21.07.1904-19.08.1914) Петроградское телеграфное агентство (19.08.1914 - 07.09.1918)
14.06.1902 Телеграфный отдел при издававшейся Министерством финансов «Торгово-промышленной газете» был преобразован в Торгово-телеграфное агентство, к задачам которого было отнесено «сообщение... торговле, сельскому хозяйству, промышленности и кредитным учреждениям необходимых им телеграфных сведений, касающихся торгово-промышленных интересов России».2 Агентство было открыто 01.01.1903, обязанности директора агентства были возложены на редактора повременных изданий Министерства финансов.
21.07.1904 по соглашению министров финансов, внутренних дел и иностранных дел агентство было преобразовано с тем, чтобы, «не придавая... агентству официально значения правительственного установления, учредить межведомственную телеграфную агентуру».3 Bo главе агентства, оставшегося в ведении Министерства финансов, был поставлен Совет из трех директоров: директора-распорядителя (от Министерства финансов) и директоров от МВД и МИД. Преобразованному агентству, получившему наименование С.-Петербургского телеграфного агентства, было поручено «сообщать внутри империи и за границей политические, финансовые, экономические, торговые и другие имеющие общественный интерес сведения»; на агентство возлагалось также распространение «известий, сообщений, разъяснений и опровержений» высших и центральных правительственных учреждений.4
31.12.1909 агентство было передано в ведение Совета министров; общее руководство деятельностью агентства возлагалось на Совет, в состав которого вошли директор-распорядитель, второй директор, назначавшиеся председателем Совета министров, и заведующий Коммерческим отделом, назначавшийся министром финансов по соглашению с министром торговли и промышленности. Непосредственное руководство делами агентства осуществлял директор-распорядитель.
B 1909- 1917 в структуру агентства входили Канцелярия, Коммерческий отдел, Политический отдел (до 1916). B 1916 были образованы Отдел внешних сообщений и Отдел внутренних сообщений. Агентство имело отделения и корреспондентов во многих городах России, а также в зарубежных странах.
17.04.1916 Положение о ПТА было изменено: Совет ПТА возглавил управляющий делами Совета министров, а в состав Совета были дополнительно включены управляющий Отделом печати МИД и управляющий Коммерческим отделом агентства.
После Февральской революции ПТА состояло при Временном правительстве. 27.04.1917 ПТА было передано в ведение Особой комиссии по ликвидации Главного управления по делам печати; одновременно был утвержден штат ПТА. 16.09.1917 ПТА перешло в ведение Канцелярии Временного правительства.
18.11 (01.12) 1917 ПТА было преобразовано в центральный информационный орган при СНК; 07.09.1918 постановлением ВЦИК ПТА, объединенное с Бюро печати при ВЦИК, получило наименование Российского телеграфного агентства при ВЦИК (Роста).
Директора ПТА:
1903.01.1 - 1903.14.02 - Федоров M.M.
1903.14.2- 1904.01.09 - Миллер П.И.
Директора-распорядители ПТА:
1904.01.9- 1906.28.04 - Миллер П.И.
1906.03.5- 1907.13.03 - Трубачев C.C.
1907.14.3- 1909 [...] - Гирс A.A.
1909.01.10- 1916 [...] - Ламкерт О.-Ф. И.
1916.15.2- 1917.01.03 - ГурляндИ.Я.
1917.01.3- 01.07 - Ловягин A.M.
1917.01.7- [...]10 - Раецкий C.C.
3 ПСЗ. Т. 29. № 32871, 31.12.1909; СУ. 1916. Отд. 1. № 115, ст. 910;
1917. Отд. 1. № 109, ст. 598; № 246, ст. 1748; Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. № 77. С. 109-110.
РГИА, ф. 1358 (2104 д.).
1 РГИА, ф. 1358, оп. 1, д. 1, л. 1.
2 Там же, л. 40.
3 Там же, д. 2, л. 1.
4 Там же, л. 2.
Комитет по заселению Дальнего Востока 27.10.1909-17.08.1915
Образован при Совете министров «для объединения и общего направления правительственных мер по колонизации Приамурского края».
B состав комитета входили: председатель - один из членов Совета министров по назначению императора, члены - представители министерств:
императорского двора и уделов, иностранных дел, военного, морского, внутренних дел, юстиции, финансов, торговли и промышленности и путей сообщения, а также Главного управления землеустройства и земледелия и Государственного контроля и в необходимых случаях - Синода и Министерства народного просвещения; на правах членов в заседаниях участвовали во время пребывания в Петербурге приамурский и иркутский генерал-губернаторы, военные губернаторы Амурской, Приморской и Забайкальской областей, а также иркутский, якутский и камчатский гражданские губернаторы.
Ha комитет возлагалось общее руководство делом изучения и заселения местностей, пересекаемых Амурской железной дорогой; содействие развитию в этих местностях промышленно-экономической деятельности; развитие пароходных сообщений, грунтовых дорог и подъездных путей в районе Амурской железной дороги и осуществление других вспомогательных мероприятий в связи с постройкой железной дороги; координация переселенческой деятельности органов местного управления Дальнего Востока; предварительное обсуждение и согласование, до внесения в Совет министров, всех сметных и законодательных предположений генерал-губернаторов и центральных ведомств по всем вопросам, касающимся заселения Дальнего Востока.
Делопроизводство комитета вела Канцелярия Совета министров.
Последние сохранившиеся журналы датированы 17.08.1915.1 Точная дата прекращения деятельности комитета не установлена.
Председатель Комитета по заселению Дальнего Востока
1909.27.10 -1911.05.09 - Столыпин П.А.2
3 ПСЗ. Т. 29. № 32662, 27.10.1909.
РГИА, ф. 394 (68 д.).
1 РГИА, ф. 1276, оп. 6, д. 153, л. 105 - 106 (Копия журнала комитета... № 29) и л. 107-108 (Копия журнала комитета... № 30).
2 Председатели комитета в 1911 - 1915 не установлены; в 1915 один из журналов подписан заменявшим председателя А. В. Кривошеиным.
Особое совещание, образованное для объединения мероприятий, направленных к укреплению народной трезвости1 1S.06.191S- [ 109.19172
Образовано в соответствии с особым журналом Совета министров от 10.04.1915, утвержденным императором 18.06.1915 как особое междуведомственное совещание «для всестороннего обсуждения необходимых, в видах укрепления начал трезвости в населении, мероприятий»; заключения совещания по завершении его работы должны были рассматриваться Советом министров.
Состав совещания: председатель (по назначению императора) - управляющий МВД кн. Н.Б.Щербатов (01.07 - 26.09.1915), гр. А.А.Бобринский (28.01-08.04.1916), кн. Д.П.Голицын-Муравлин (08.04.1916 -[...]1917), члены - представители министерств и главных управлений, а также «особо приглашенный» В. С. Кривенко (с 06.05.1916); 04.01.1917 председателю совещания было предоставлено право привлечь в его состав в качестве полноправных членов также и лиц по приглашению председателя. B соответствии с этим правом в состав совещания в январе 1917 были включены члены Государственного совета М. М. Бородкин и А. H. Деревицкий, член Государственной думы И. В. Годнев, председатель Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством протопресвитер Н.А.Любимов, профессор Московского университета А. А. Корнилов, председатель Российского общества борьбы с алкоголизмом А. Л. Мендельсон, председатель комиссии по борьбе с алкоголизмом общества охранения народного здравия М. H. Нижегородцев, председатель Российского медицинского общества врачей-трезвенников И. В. Сажин.3
Делопроизводство совещания вела Государственная канцелярия.
Заседания совещания состоялись 05.05 и 29.10.1916.
За время деятельности совещание собирало общие материалы o6 укреплении трезвости, сведения по губерниям о состоянии виноделия и уровне потребления спиртных напитков населением, собирало и рассматривало предложения ведомств о введении мер, необходимых для борьбы с нарушениями сухого закона и незаконной продажей спиртных напитков. Совещание пыталось также привлечь к участию в своей деятельности общественность и провело «предварительное совещание общественных деятелей».
Точная дата закрытия совещания не установлена; последние его материалы датированы сентябрем 1917.4 РГИА, ф. 1242 (18 д.).
1 B записях (журналах) совещания оно именовалось: Особое совещание по укреплению трезвости в народе (РГИА, ф. 1242, оп. 1, д. 6, л. 1, 6).
2 РГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 688, л. 287-289 o6.; ф. 1242, оп. 1,д. 14, л. 112.
3 Там же, ф. 1242, оп. 1, д. 4, л. 60, 76.
Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906-1917 годах.
О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года.
Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».
Порядок формирования
1. Департаменты Государственного совета до 1906 года
Департамент законов (1810-1906). Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства, судопроизводства, налогообложения, существенных реформ государственного аппарата, проекты положений и штатов отдельных государственных учреждений, промышленных, финансовых и торговых обществ, общественных организаций.
Департамент гражданских и духовных дел (1810-1906). Рассматривал юридические вопросы и дела духовного управления: формы и порядок судопроизводства; толкование и применение в судебной практике отдельных статей гражданского и уголовного законодательства; возведение в дворянство и лишение такового, дела о присвоении княжеских, графских и баронских титулов; дела о наследственных, земельных и прочих имущественных спорах, об отчуждении недвижимого имущества на государственные нужды или его передаче из государственной собственности в частные руки; об учреждении новых епархий и приходов православных и иных вероисповеданий. Также в департаменте рассматривались дела, вызвавшие разногласия при решении их в Сенате или между Сенатом и отдельными министерствами.
Департамент государственной экономии (1810-1906). Занимался вопросами финансов, торговли, промышленности и народного просвещения. Рассматривал законопроекты, связанные с развитием экономики, государственных доходов и расходов, финансовые сметы министерств и главных управлений, отчеты государственных банков, вопросы налогообложения, предоставления привилегий отдельным акционерным обществам, дела по открытиям и изобретениям.
Департамент военных дел (1810-1854). Рассматривал вопросы военного законодательства; комплектования и вооружения армии; создания центральных и местных учреждений военного ведомства; средствах для обеспечения его хозяйственных нужд; сословных и служебных правах и привилегиях лиц, причисленных к военному ведомству, их судебной и административной ответственности. Фактически перестал действовать в 1854 году, но его председатель назначался до 1858 года, а члены до 1859
Временный департамент (1817). Был образован для рассмотрения и подготовки законопроектов в финансовой области: об учреждении Государственного коммерческого банка, Совета государственных кредитных установлений, а также введении питейного сбора и пр.
Департамент дел Царства Польского (1832-1862). Образован после упразднения конституционной автономии Царства Польского для рассмотрения общих вопросов политики в отношении польских земель, разработки соответствующих законопроектов, а также росписи доходов и расходов Царства Польского.
Департамент промышленности, наук и торговли (1900-1906). Рассматривал законопроекты и бюджетные ассигнования в области развития промышленности и торговли, а также просвещения; дела об утверждении уставов акционерных обществ и железных дорог; выдаче привилегий на открытия и изобретения.
2. Государственный совет в 1906-1917 годах
Манифест от 20 февраля 1906 и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 учреждали Государственный совет как законодательный орган - верхнюю палату первого российского парламента, наряду с нижней палатой - Государственной думой.
Департаменты Государственного совета в 1906-1917 годах
Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате, между Сенатом и Министерством юстиции, Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.
Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов, Государственного банка, Государственного дворянского земельного банка, Крестьянского поземельного банка, государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др.
Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:
новых законов или законодательных предположений;
вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. - государственной росписи доходов и расходов);
отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
чрезвычайных финансовых мер и пр.
Совет министров Российской империи - высший исполнительный орган власти Российской империи, созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего "управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления" Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.
До того, с 1861 года, существовал орган с таким же названием под председательством императора - наряду с Комитетом министров. Он расматривал дела, которые требовали не только утверждения императора, но и личного его присутствия при их обсуждении. Заседания не были регулярными и назначались каждый раз императором.
После февральской революции 1917 года был заменён Временным правительством.
Совет министров возглавлялся Председателем совета министров.
12 (24) ноября 1861 г. в России был учреждён Совет министров как совещательный орган по общегосударственным делам. Неофициально Совет стал функционировать ещё с октября 1857 г., а первое его заседание состоялось 19 (31) декабря 1857 г.
Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно.
В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров, а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором.
Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений.
С 1863 г. число поступавших в Совет дел резко уменьшилось, он собирался всё реже, а после 11 (23) декабря 1882 г. заседания и вовсе прекратились.
Деятельность Совета министров была возобновлена 3 (16) февраля 1905 г. в связи с необходимостью проведения государственных преобразований. По закону 19 октября (1 ноября) 1905 г. Совет стал выступать в новом качестве высшего государственного органа страны.
Лит.: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Создание Совета министров Российской империи // Правоведение. 1993. № 2; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977; То же [Электронный ресурс]. URL: