Понятие международного органа. Международные организации: понятие, классификация, юридическая природа, роль и значение. Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций Классификация международных организаций

Как мы ранее отмечали , в международно-правовой доктрине существует достаточно распространенное мнение о том, что одним из критериев наднациональной организации является то, что государства соглашаются соблюдать нормы права, установленные наднациональной организацией.

Указанное является причиной дискуссии в юридической доктрине касательно того, означает ли это передачу наднациональной организации государственного суверенитета.

В частности, существует особенно радикальная позиция американского ученого Н.Маккормика, который считает, что в результате создания наднациональной организации (ЕС) ни один член ЕС более не является суверенным государством. Основная причина кроется в том, что суверенитет более не проистекает «изнутри государства» (от народа), а зависит от внешних факторов - международной организации 2 .

Существует «пограничная» позиция, при которой возможно «совместное осуществление суверенитета». Как указывает Б.Де Витте, «суверенитет продолжает находиться в руках народа и осуществляется, главным образом, органами государства. Осуществление суверенных полномочий может распределяться горизонтально, между центральными органами государства, однако не существует концептуального препятствия для ее вертикального распределения» органам ЕС. Деятельность ЕС, таким образом, является «другим способом выражением суверенитета, более не через автономное право принятие решений, а через совместное» 3 .

Представляется, что позиция М.Ляхса является наиболее взвешенной по вопросу трансформации суверенитета при создании или вступлении в наднациональную организацию. В частности, М. Ляхс считает, что государства отдают часть своей компетенции, а не суверенитет. Более того, указанный польский ученый связывает наднациональность ЕС со структурой его внутренних органов - учитывая, что наличие Европейской комиссии, Европейского парламента, Совета Министров и Суда свидетельствует, по его мнению, о создании новой организации наднационального типа. Свой вывод он подтверждает тем, что у каждого из органов есть определенная компетенция, некогда присущая исключительно государственным органам (регулирование рынка - Европейской комиссии, заключение международных договоров - Совету министров, толкование договоров - Суду) .

В связи с неоднородностью позиций юристов по вопросу о соотношении суверенитета и компетенции наднациональной организации следует проследить развитие доктринальных идей и правового регулирования по указанному вопросу.

Суверенитет как правовой институт является результатом правовой и политической теорий, обе из которых сформировались в результате развития системы независимых национальных государств (вестфальская модель). Можно отметить, что обобщенно названная модель основывалась на том, что главными участниками международных отношений являлись суверенные государства.

Наиболее ранняя теория о суверенитете, выдвинутая Ж.Боденом, предполагала философское осмысление проблемы внутреннего и внешнего суверенитета. Внутренний аспект при этом касался вопроса взаимоотношений короля как суверена со своими подданными, а внешний - вопросов сосуществования его и папского престола. Особенно важно, что суверенитет в то время концентрировался на его единоличном носителе - короле .

С момента смерти данного выдающегося философа носитель суверенитета поменялся с единоличного в британской и континентальной конституционных традициях на коллективного. Если изначально суверенитет в Британии делился между королем и парламентом, то впоследствии данный атрибут стал характерен исключительно парламенту, который стал играть главенствующую роль в отношении монарха .

Европейская и американская традиции, начиная с XVIII века, пошли по иному пути. Так, американские юристы, вдохновленные революцией и освобождением от колониального гнета со стороны британского парламента

(суверена), провозгласили доктрину национального суверенитета. В свою очередь, кульминацией французской революции стало закрепление в статье 3 Конституции Франции фразы о том, что «национальный суверенитет принадлежит народу». Подобные подходы быстро распространились на европейском континенте в XIX-XX веках .

В настоящее время практически все государства Европы в начальных статьях своих конституций содержат подобные положения . То же самое касается и государств-участников ЕАЭС - статья 3 Конституции Беларуси, пункт 3 статьи 1 Конституции России, а также пункт 3 статьи 1 Конституции Казахстана, включают в себя подобные положения. Данные факты следует оценить как прочное закрепление принципа национального суверенитета в национальном конституционном праве государств.

Представляется, что в настоящее время является общепризнанным, что национальный суверенитет реализуется народом через избираемые им внутригосударственные органы (парламенты, правительства, президенты - в зависимости от формы правления). Однако возникает вопрос о том, как суверенитет может реализовываться при создании наднациональной организации, такой как ЕС или ЕАЭС, в которой есть свои законодательные, исполнительные и судебные органы.

В ходе создания ЕС ответы на данный вопрос были даны в национальных конституциях европейских государств. В частности, в Конституции Бельгии появилась статья 34, согласно которой «исполнение определенных полномочий может быть возложено международным договором или законом на институты публичного международного права». Включение данного положения в бельгийскую конституцию считалось исследователями того времени атрибутом суверенитета . В пункте 1 статьи 24 Германского основного закона указано, что «Федерация путем закона может передать суверенные полномочия межгосударственным институтам» .

Исходя из формулировок вышеуказанных конституций, исследователи того времени пришли к выводу о том, что передача полномочий не означает частичного отказа от суверенитета; она означает лишь передачу функций наднациональному органу, что предполагает возможность «возврата» данных полномочий после прекращения договора или в связи с наступлением определенного события в будущем.

Впрочем, иная точка зрения исследователей заключалась в другом - в ограничении суверенитета путем конституционного положения касательно вступления в подобные организации. Так, Италия также включила норму в свою Конституцию, в статью 11, согласно которой «Италия может согласиться на равных условиях на ограничение суверенитета, необходимого для установления порядка, гарантирующего мир и равенство среди народов, и будет содействовать международным организациям, продвигающим данную ценность» . После вступления в ЕС государства принимали подобные поправки в свои национальные конституции .

В связи с созданием ЕС Суд ЕС сталкивался с проблемой соотношения суверенитета и наднациональной организации. Так, деле Costa v. Enel 1964 года Суд указал следующее:

«Путем создания Сообщества неограниченной продолжительности, имеющего свою юридическую личность, правосубъектность, а также имеющем возможность действовать на международной арене и, в частности, настоящие полномочия, проистекающие из ограничения суверенитета или передачи полномочий от государств Сообществам, государства ограничили свои суверенные права и, таким образом, создали свод правил, который обязывает

как их граждан, так и их самих» .

В заключение Суд продолжил:

«Передача государствами из их национальных правовых систем в правовую систему Сообщества прав и обязанностей, возникающих согласно договору, несет с собой постоянное ограничение их суверенных прав, против которого последующий односторонний акт в нарушение идеи Сообщества не может превалировать» .

Следовательно, в настоящее время существует три подхода касательно соотношения суверенитета и создания наднациональной организации - (1) суверенитет остается у государств-членов наднациональной организации, а наднациональная организация получает соответствующую компетенцию в силу международного договора; (2) государства передают суверенные права наднациональной организации; (3) государства лишаются суверенитета.

Представляется, что первая точка зрения является наиболее оправданной.

В обоснование нашей позиции можно привести три аргумента.

Во-первых, у наднациональной организации, например, у ЕС, существует достаточно обширная, но не всеобъемлющая компетенция - внешние экономические связи, таможенный союз, некоторые части антимонопольного регулирования, консервация рыбных ресурсов, валютное регулирование, иностранные инвестиции . В то же время, суверенитет включает верховенство права над соответствующей территорией и населением во всех областях общественных отношений.

В контексте ЕАЭС можно отметить, что применительно к Российской

Федерации согласно пункту ж) статьи 71 Конституции установлено, что к ведению Российской Федерации относится установление правовых основ единого рынка; таможенное регулирование. Однако международным Договором о ЕАЭС функции федерации части установления правовых основ переданы на наднациональный уровень - в частности, вопросы таможенного регулирования (статья 25 Договора о ЕАЭС), внешней торговли (статья 32 Договора о ЕАЭС) и иные. По нашему мнению, прийти к выводу об отказе Россией от суверенитета возможно исключительно в случае, если бы в ее Конституции содержалась формулировка о том, что суверенитет передан на наднациональный уровень. Кроме того, Российская Федерация не лишена права наделить компетенцией иной орган при изменении своего статуса в ЕАЭС.

Во-вторых, наднациональная организация не является носителем суверенитета, поскольку обладает лишь переданной ей компетенцией. Союз не вправе сам по своему усмотрению изменять (путем расширения или сужения) свою компетенцию. В частности, несмотря на то, что, например, в Договоре о

ЕС установлена т.н. «гибкая оговорка» о том, что Европейский совет вправе принимать меры, которые не были напрямую предусмотрены в Договоре, Суд ЕС указал, что данное правило не может использоваться для того, чтобы фактически изменять положения международного договора .

Согласно Договору о ЕАЭС у данной наднациональной организации также отсутствует право действовать самостоятельно в ходе установления компетенции, расширяя ее по собственному усмотрению (статья 5).

Кроме того, согласно пункту 42 Статута Суда ЕАЭС данный орган не обладает правом на «наделение органов Союза дополнительной компетенцией помимо той, которая прямо предусмотрена Договором и (или) международными договорами в рамках Союза». Представляется, что данное положение является свидетельством отсутствия возможности расширения компетенции для Союза по его усмотрению.

В то же время в практике Суда ЕС существует устоявшаяся правовая позиция о «подразумеваемых полномочиях» союза в той или иной сфере. Доктрина «подразумеваемых полномочий» предполагает, что для целей наилучшей реализации норм учредительного Договора у наднациональных органов существуют подразумеваемые, т.е. не указанные напрямую в Договоре полномочия, но которые вытекают из целей создания самого Союза 2 .

По нашему мнению, однако, указанное не может считаться доказательством наличия права у наднациональной организации определять свою компетенцию самостоятельно, поскольку доктрина подразумеваемых полномочий является скорее реализацией толкования международного договора исходя из его цели (телеологический метод толкования).

Более того, в пользу позиции о том, что государства не теряют своего суверенитета говорит и то, что в большинстве случаев компетенция государств

ЕС и ЕАЭС является совместной (shared competence ), означающей, что государства-члены вправе регулировать соответствующие общественные отношения с учетом положений международных договоров касательно надлежащего сотрудничества - до тех пор, пока Союз не начал свою деятельность. При этом наднациональное регулирование имеет большую юридическую силу, чем национальное, и государствам не разрешается вступать в международные обязательства, которые могут противоречить наднациональным правилам.

В-третьих, государства-члены наднациональной организации вправе прекратить свое участие в наднациональной организации, тем самым реализуя свой суверенитет, и «возвращая» в национальную юрисдикцию ранее переданные на наднациональный уровень функции. Разумно предположить, что если бы суверенитет передавался на наднациональный уровень, была бы необходимость получать согласие у нового носителя суверенитета на подобный возврат.

Так, согласно статье 50 Договора о функционировании Европейского союза «любое государство-член вправе решить о выходе из Союза в соответствии со своими конституционными положениями» .

В ЕАЭС в силу пункта 1 статьи 118 Договора о ЕАЭС «любое государство-член вправе выйти из настоящего Договора, направив депозитарию настоящего Договора по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении выйти из настоящего Договора».

В пользу нашей позиции следует упомянуть позицию Суда ЕврАзЭС, где рассматривались вопросы соотношения суверенитета государств и создания наднациональной организации.

В частности, в совместном особом мнении судей Суда ЕврАзЭС Т.Н. Нешатаевой и К.Л. Чайки указывалось, что данное явление «неизбежно предполагает передачу суверенных функций общим органам управления и необходимость следования указания этих органов в национальных законах» .

Представляется, однако, несмотря на то, что идея о том, что государства- члены не лишаются суверенитета, а передают на уровень наднациональной организации свои функции, является наиболее предпочтительной, тем не менее, полагаем, что создание наднациональной организации - это явление, создающее двухаспектную полисистему - институциональную и правовую. В результате наднациональная организация опосредует свою компетенцию путем создания собственного права.

Методологической основой исследования тезиса о «полисистемности» ЕАЭС как наднациональной организации следует признать философское разделение правовых систем на моносистемы и полисистемы. По мнению Т.Н. Нешатаевой, моносистема - это явление, в котором существует «однородность системообразующих факторов, достаточно строгая структурна основа, весьма четкая интеграция элементов» .

В то же время, по мнению Т.Н. Нешатаевой, определение «полисистемы» в настоящее время не устоялось. В частности, существует позиция В.П. Кузьмина, который считает, что полисистема (полисистемный комплекс) - это «связь и взаимодействие систем» . Не соглашаясь с указанным определением, Т.Н. Нешатаева полагает, что более логичным является скорее определение, согласно которому «полисистема, также как и моносистема, - целостная общность, объединение частей в целое, причем каждая из частей сама является системой» .

По нашему мнению, полисистемность в институциональном плане в ходе создания ЕАЭС заключается в том, что государственные органы (система национальных органов) создают новые независимые наднациональные органы (систему наднациональных органов), функционирующие согласно

международному праву. В результате создается институциональная

полисистема, в которой наднациональные органы имеют право обязывать государства на совершение определенных действий, то есть оказывать в рамках своей компетенции воздействие на деятельность другой системы органов - национальных. Как следствие, две системы наднациональных и национальных органов, формально независимых друг от друга, выстраиваются в единую институциональную полисистему, в которой наднациональные органы стоят выше в иерархии.

В то же время, представляется, что полисистемность в правовом контексте (в вопросе соотношения права наднациональной организации и национального права государств-участников наднациональной организации) следует начать обосновывать с классических теорий о соотношении норм международного и национального права: дуализма и монизма. Указанные теории были детально исследованы в российской и зарубежной доктрине .

Согласно дуалистической теории, международное право регулирует отношения между государствами, существует опосредованно по отношению к национальному праву и не может поставить под сомнение законность или

незаконность национального права.

Монистическая теория, в то же время, исходит из другого: международное и национальное право являются единой правовой системой .

Представляется, что наднациональные организации поставили под сомнение указанные теории и провозгласили новые, отвечающие реалиям современной жизни: теории верховенства права и прямого действия норм наднациональной организации .

Верховенство права наднациональной организации является

основополагающим принципом функционирования данного субъекта

международного права. Данный принцип не был закреплен в договорах, согласно которым проводилась европейская интеграция, и был сформулирован Судом ЕС в рассматриваемых делах.

В одном из первых дел в практике Суда ЕС было указано, что верховенство права наднациональной организации проистекает из постулата об обязательности международных договоров и добросовестности их исполнения - принцип pacta sunt servanda .

Впоследствии Суд ЕС в деле Van Gend en Loos указал, что правопорядок ЕС следует отличать от традиционного международного права. Так, Суд ЕС указал, что учредительный Договор о ЕС «имеет новые черты в международном правопорядке», а также имеет прямое действие в

национальных системах государств (принцип прямого действия) .

Впоследствии Суд ЕС вынес важнейшее решение в контексте верховенства права наднациональной организации в деле Costa v. Enel, в котором подчеркнул оригинальность, ни на что не похожую природу права наднациональной организации, из чего вывел два характеристики: право Сообществ можно проверить на соответствие исключительно праву сообщества, что является компетенцией наднационального суда; конституции национальных государств не могут ставить под сомнение право наднациональной организации (принцип верховенства права) .

Верховенство права также следует из необходимости установления эффективности его применения. В развитие этого признака Суд ЕС в деле Walt Wilhelm указывал, что Договор о ЕС создал свою собственную правовую систему, интегрированную в правовую систему государств-членов, и что «будет противоречить природе такой системы предоставление возможности государствам вводить или позволять действовать государственным мерам, способным нанести вред практической эффективности Договора» . Также в деле Simmenthal SpA Суд ЕС указал, что в соответствии с принципом верховенства права нормы национального права, которые не соответствуют нормам права наднациональной организации, должны оставаться не применимыми судами в конкретных делах. В противном случае это может привести к «отказу в эффективности обязательств, взятых безусловно и безотзывно государствами согласно Договору и, таким образом, подорвет основы Сообщества» .

Из указанного следует, что государства, по мнению Суда ЕС, обязаны: 1) не допускать возможность для национальных правительств оспаривать действие наднациональных актов по своему усмотрению; 2) не применять национальные акты, которые противоречат наднациональному регулированию; 3) не принимать законы, которые противоречат наднациональному регулированию; 4) отменить законы, которые противоречат праву Европейского союза.

Таким образом, из этих решений вытекает, что Суд ЕС допускает существование комплекса наднациональных и национальных актов - полисистемы в правовом смысле, в которой национальные акты сосуществуют с наднациональными и не должны им противоречить.

Важно отметить, что, по мнению Т.Н. Нешатаевой, в правовом контексте под полисистемой следует понимать «комплекс норм, входящих в разные системы права, но объединенных тем, что они направлены на регулирование одной категории международных общественных отношений» .

Впервые в российской науке тезис о полисистемности был выдвинут в контексте международного частного права в работах юриста первой половины XX века А.Н. Макарова. Данный ученый полагал, что международное частное право в полной мере не может быть ни частью международного публичного, ни внутригосударственного права. «Для меня лично, - пишет он, - теорией, отвечающей современному уровню международного права, является теория раздельности двух правопорядков - международного и государственного. Логически неизбежным выводом этой основной теоретической предпосылки является признание раздельности и коллизионного международного и государственного права» .

В дальнейшем многие ученые рассматривали международное частное право как правовую полисистему. Так, Г.И. Тункин полагал, что «международное частное право - это комплекс правовых норм, относящихся частично к национальным правовым системам различных государств, частично

к международному публичному праву (международные договоры)» . Н.Ю. Ерпылева полагает, что «абсолютно очевиден комплексный характер природы МЧП, невозможность втиснуть МЧП ни в рамки национального, ни в рамки международного публичного права. МЧП - совершенно самостоятельная правовая система» .

Важно также упомянуть позицию Р.А. Мюллерсона, который полагал, что международное частное право возникает на стыке частей международного публичного права и национального права, которые способны регулировать общественные отношения невластного характера. «Однако эти части, образующиеся в результате такого взаимодействия полисистемный комплекс, не исключаются из соответствующих национально-правовых систем или международного публичного права. Специфика МЧП заключается в том, что оно призвано регулировать «особую группу общественных отношений, обладающих двойственным характером, и не имеющих своей «собственной» системы права» .

Т.Н. Нешатаева рассматривала наиболее подробным образом феномен полисистемности международного публичного, международного частного права и права международных организаций, а также выражала мнение о том, что «взгляд на современные международно-правовые отношения с позиций системного подхода позволяет выделить в них, помимо моносистемы - международного публичного права, многомерные правовые полисистемы - международное частное право и право международных организаций... международное частное право по своей природе дуалистично и представляет собой явление многомерное, характеризующееся усложненными связями и взаимовлиянием элементов. Иначе говоря, можно сделать вывод о том, что международное частное право не умещается в рамках одной моносистемы.» .

Наиболее емко позицию Т.Н. Нешатаевой можно свести к следующему: полисистема - «сложный правовой комплекс - система норм, направленная на правовое регулирование международных отношений, содержащихся как во внутригосударственных (национальных), так и в международных источниках

О предпосылках появления новой полисистемы - права ЕАЭС в широком смысле также указывалось Т.Н. Нешатаевой в особом мнении по делу по запросу Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, где было отмечено, что за нарушение норм права Таможенного союза в действительности наступает ответственность согласно национальному законодательству государств-членов Таможенного союза .

Следует отметить, что аналогичная проблема существует и в практике Суда ЕС, который задавался вопросом о возможности применения национальных норм об ответственности за нарушение права ЕС. В результате

Суд ЕС выработал устоявшуюся практику (settled case-law) по данному вопросу, указывая, «что в отсутствие гармонизированного коммунитарного права в данной сфере, государства-члены вправе избирать меры наказания, которые они сочтут подходящими. Они должны, однако, пользоваться данным правом в соответствии с коммунитарным правом и их общими принципами и,

соответственно, в соответствии с принципом пропорциональности» .

По нашему мнению, из этого следует, что происходит трансформация институтов международно-правовой и национально правовой ответственности. По общему правилу, международно-правовая ответственность наступает согласно международному праву и влечет наложение международно-правовых санкций, а национально-правовая ответственность наступает, соответственно, за нарушение норм национального права и влечет наложение национально - правовых санкций. Однако в том случае, когда существует наднациональная организация, за нарушение норм права, установленной данной

наднациональной организацией (например, нарушение физическими и юридическими лицами норм права, установленных ЕЭК) наступает ответственность согласно нормам административного или уголовного права соответствующей страны, в которой произошло нарушение.

Таким образом, в настоящее время существует своего рода составная норма права, в которой гипотеза всегда закреплена в международном праве, диспозиция может быть закреплена в международном и национальном праве (например, в отношении Российской Федерации, в Таможенном кодексе Таможенного союза или Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), а санкции всегда находятся в национальном праве, при этом, количество данных санкций равно количеству государств, участвующих в соответствующей наднациональной организации (в ЕАЭС их, соответственно, 5, а в ЕС - 28).

Следует, однако, отметить, что существование такой «составной нормы» следует скорее оценивать негативно, поскольку субъекты предпринимательской деятельности, которые, как провозглашается Договором о ЕАЭС, должны иметь равные права, в результате подвержены наступлению различных негативных правовых последствий в случае нарушения единых норм права только из-за того, что деяние было совершено в том или ином государстве согласно межународно-правовому принципу территориальной юрисдикции.

Таким образом, создание наднациональной организации - это создание двухаспектного полисистемного комплекса, в котором независимые наднациональные органы воздействуют на национальные, и в котором международное и наднациональное право взаимодействуют как два элемента единой правовой полисистемы.

Supranational - международная организация или союз, в которых государства-члены превосходят национальные границы или интересы, чтобы участвовать в принятии решений и голосовать по вопросам, относящимся к более широкой группировке.

Европейский союз и Всемирная торговая организация являются наднациональными. В Европейском Союзе каждый член Комитета голосует за политику, которая затронет каждого государства-члена. Преимущества этой конструкции - синергия, вытекающая из социальной и экономической политики, а также более сильное присутствие на международной арене.

РАЗРЕШЕНИЕ «Наднациональный»

чтобы организация была наднациональной, она должна действовать во многих странах. Хотя это применимо к многонациональным предприятиям, этот термин чаще используется в отношении субъектов государственного образца, поскольку они часто имеют регулирующие обязанности в рамках своей стандартной деятельности. Это может включать в себя создание международных договоров и стандартов международной торговли.

Несмотря на то, что наднациональная организация может принимать активное участие в установлении бизнес-стандартов и регулирования, она не обязательно имеет каких-либо органов исполнительной власти. Вместо этого принуждение распространяется на отдельные правительства с участвующими предприятиями.

В то время как основной задачей большинства наднациональных организаций является упрощение торговли между государствами-членами, она может также иметь политические последствия или требования. Например, может потребоваться, чтобы все государства-члены участвовали в определенных политических мероприятиях, таких как публичные выборы для руководства.

Другие области беспокойства

Помимо основной торговли наднациональные организации могут участвовать в других мероприятиях, направленных на продвижение и международный стандарт. Сюда могут входить предметы, связанные с производством продовольствия, такие как сельское хозяйство и рыболовство, а также лица, занимающиеся проблемами окружающей среды или производства энергии. Также включены организации, занимающиеся вопросами образования, а также те, которые направлены на предоставление различных форм помощи или помощи странам или районам, нуждающимся в определенных товарах или услугах.

Некоторые организации участвуют в областях, имеющих значительные политические последствия для стран-членов. Это касается вопросов, связанных с оружием, включая приемлемое обращение с военнопленными, а также развитие ядерной энергетики и других ядерных возможностей.

Организация Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций - это хорошо известная организация, которая носит наднациональный характер. Он и его дочерние компании состоят из групп стран-членов и предназначены для облегчения и стандартизации определенных видов деятельности через международные границы.

Олимпиада

Примером наднациональной организации, которая в меньшей степени занимается регулированием международной деятельности, являются летняя и зимняя Олимпиада, контролируемые их ассоциированными комитетами.Эти организации создают стандарты, касающиеся того, какие события включены в конкурс, а также стандарты оценки для различных событий. Выбор принимающего города производится международными членами комитета.

Несмотря на то, что имеются значительные различия в практике влияния общественных организаций на национальном уровне, в европейских странах существуют единые подходы по участию общественных организаций, отраслевых, профессиональных ассоциаций и объединений работодателей в формировании и прогнозировании рынка труда, поскольку совершенствование системы профессионального образования и обучения координируется в рамках ЕС. В своих инициативах Европарламент, в частности в рамках инициативы 2014/2235(INI) и в отчете об итогах ее выполнения, в разделе, посвященном определению стратегии в области предвидения будущих потребностей рынка труда в навыках отмечается, что все заинтересованные стороны на рынке труда, в том числе работодатели, образовательные организации, провайдеры образовательных услуг в области профессионального обучения, должны принимать активное участие на всех уровнях, в частности, в разработке, осуществлении и оценке программ профессиональной квалификации, которые обеспечивают эффективный переход от формального образования к работе на основе накопленного опыта.

Кроме того, даже страны, не являющиеся членами ЕС, также ведут совместную работу по реформированию национальных систем профессионального обучения и образования (ПОО) под эгидой ETF и Cedefop. Cedefop является одним из децентрализованных агентств ЕС.

ш) Report European Parliament // URL: http://www.europarl.europa.eu/

sides/getDoc.do?type=REPORT&reference=A8-2015-0222&format= XML&language= EN#title2 (дата обращения - 05 июня 2017 г.)

Агентство основано в 1975 году и базируется в Греции с 1995 года. Cedefop поддерживает развитие европейского профессионального образования, участвует в разработке соответствующей политики, а также и способствует ее реализации. Агентство помогает Европейской Комиссии, государствам-члены ЕС и социальных партнеров разработать правильную политику в области европейского профессионального образования , в частности в рамках Туринского процесса . Значительный интерес в этой связи, наряду с опытом Европейских стран, представляет опыт таких различных в уровне и особенностях социально- экономического развития стран как Китай, США и Турции.

Социальное партнерство и социальный диалог - это инструменты, с помощью которых тенденции рынка труда могут найти свое воплощение в программе реформ на рынке труда. Социальным партнерами являются работодатели, а также организации работодателей, профессиональные ассоциации и профсоюзы, представляющие интересы работников. В ключевых документах европейских организаций отмечается, что сфера ПОО является сферой, за которую национальные правительства, социальные партнеры, провайдеры образования, преподаватели, тренеры и учащиеся несут солидарную ответственность . Партнерство способствует повышению соответствия обучения потребностям рынка труда в квалифицированной рабочей силе. Во многих странах такое партнерство принимает форму «Профессиональных советов», которые занимаются вопросами мониторинга рынка труда, разработкой параметров профессиональных навыков, учебных программ и вопросами сертификации.

Среди крупнейших объединений работодателей на глобальном уровне следует отметить Международную организацию работодателей (International Organisation of Employers (ЮЕ) - крупнейшую в мире сеть представителей частного бизнеса, которая представляет интересы работодателей в социально-трудовых вопросах на международном уровне.

Данная организация исследует ситуацию на рынке труда, используя информацию из СМИ, из организаций, на национальном, региональном и международном уровнях; в рамках научных кругов и аналитических центров; и заинтересованными лицами по всему миру.

В декабре 2015 г. ЮЕ начала реализацию проекта «Task force on the future of work», цель которого заключается в выявлении потенциальных проблем и возможностей для предприятий и организаций работодателей. Подводить итоги этого проекта преждевременно, так, как только в июле 2016 г. были приняты основные направления данной программы.

Несмотря на разнообразие изменений в экономике, на рынке труда и в демографической сфере в странах-партнерах ETF, могут быть выявлены некоторые общие проблемные аспекты в их усилиях по улучшению баланса между спросом на профессиональные умения и их предложением, которые представлены в приложении В. Именно поэтому в ETF были разработаны рекомендации по оказанию помощи странам-партнерам для повышения их потенциала в решении проблемы обеспечения соответствия между спросом и предложением на рынке труда. К ним относятся различные методологии повышения регулярности, надежности и репрезентативности сбора данных и их оценки наряду с разработкой структурированного подхода к прогнозированию и согласованию навыков 127 . Области взаимодействия с социальными партнерами постоянно переосмысливаются, с тем, чтобы более четко ориентироваться на поставленные в 2010 г. стратегические цели программы «Европа-2020» (The Bruges Communique 2010 г., Riga conclusions, июнь 2015 г.). В частности, в настоящее время важнейшим направлением взаимодействия ETF с правительствами, социальными партнерами, образовательными организациями является развитие системы ученичества, что с одной стороны, позволит образовательным программам лучше ориентироваться на потребности рынка труда, а с

другой стороны поспособствует сокращению уровня безработицы сре- ди молодежи.

Партнерство между работодателями и различными формами их объединений и профсоюзами зависит от природы партнерства в каждой

|27) Highlights 2015 Briefing Note. 2016 // [Электронный ресурс]

http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/Highlights_2015_briefing (дата обращения - 15 марта 2017 г.)

I2S) European commission. High-performance apprenticeships & work-based learning: 20 guiding principles // [Электронный ресурс] URL:

Переговорные инициативы охватывают весь сектор на национальном уровне. Диалог и, особенно, партнерство в европейский странах и США, как показал анализ, проходят также на местном уровне или на уровне предприятия.

Основным участником всех форм социального партнерства и социального диалога на всех уровнях, представляющим интересы, в первую очередь квалифицированного работника, является профсоюз, что обуславливает необходимость подробного рассмотрения особенностей профсоюзного движения разных стран и механизмов его влияние на формирование рынка труда. Для последующего анализа деятельности профсоюзов разных стран в сфере формирования рынка труда представляется целесообразным выделить основные черты деятельности объединений работников в профессионально-квалификационном разрезе.

Обобщенной задачей деятельности профсоюзов, как представителей работников на всех уровнях социального партнерства, является повышение зарплаты своих членов и улучшение условий работы, а также получение дополнительных преференций (выплат и льгот) от работодателя. Как правило, на рынке труда профсоюзы действуют по двум направлениям:

  • - содействуют растущему спросу на труд соответствующей квалификации;
  • - стремятся к ограниченному предложению квалифицированного труда.

Важнейшим направлением деятельности профсоюзов является борьба за усиление государственного регулирования трудовых отношений, в том числе и в профессионально-квалификационном разрезе. Очевидной составной частью такого нормирования является законодательство о минимальной заработной плате. Его целью является установление минимального уровня зарплаты, превышающий равновесный. Одновременно с этим повышаются средние уровни зарплат на фоне сокращения численности нанимаемых работников. В отдельных случаях профсоюзы становятся монополистами на рынке труда, через заключение соглашений, которыми обязывают работодателей принимать на работу только членов профсоюзов. В таблице 9 представлены различные формы проявления деятельности профсоюзных организаций при различных моделях формирования рынка труда квалифицированной рабочей силы.

Таблица 9

Формы проявление деятельности профсоюзных организаций при различных моделях формирования рынка труда квалифицированной

рабочей силы

Преобладающая форма проявления деятельности профсоюзных организаций

Модель стимулирования спроса на труд

  • - повышение спроса на готовую продукцию
  • - рост производительности труда
  • - автоматизация производств

Модель сокращения предложения труда

  • - контроль за предложением высококвалифицированного труда (членство, лицензирование и т.д.)
  • - высокие вступительные взносы (СРО, ассоциации и т.д.)
  • - длительные сроки обучения
  • - льготный уход на пенсию
  • - ограничение иммиграции

Модель прямого воздействия

  • - прямое давление на работодателя (профсоюз)
  • - ограничение карьерного роста не членам профсоюза

Занятость населения в зарубежных странах, по нашему мнению, во многом зависит от модели трудовых отношений или сложившихся отношений на рынке труда квалифицированной рабочей силы. Эта зависимость тесно связана и с разными формами государственного устройства различных стран. При всей схожести развития экономики и социальной сферы стран с рыночной экономикой политика занятости в каждой из этих стран, взятых отдельно, привела к формированию разных моделей рынка труда.

Деятельность общественных организаций в различных странах, направлена на корректировку рынка труда квалифицированной рабочей силы, и в значительной степени разнится по формам, методам и степени активности и влияния. Основываясь на изложенном выше обобщенном подходе к анализу деятельности общественных организаций, можно выделить наиболее существенные характеристики солидарной позиции работников и работодателей разных стран по отношению к изменениям спроса и предложения профессиональных умений на рынке труда, а также особенности срабатывания механизмов обратного взаимовлияния на прогнозирование потребностей экономик различных стран в квалифицированных кадрах.

Проведенный анализ показывает, что деятельность общественных организаций различных стран весьма разнится. Наиболее отчетливо влияние общественных организаций на формирование рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе проявляется на примере ЕС, где помимо «механизма обратной связи» в каждой из стран имеет место и наднациональный европейский социальный диалог.

Сторонами переговоров являются европейские ассоциации, представляющими работодателей и профсоюзы. Группы участников переговоров частично назначаются аффилированными национальными организациями, таким образом, переговоры ведутся не только на уровне ЕС.

Лица, принимающие решения в этих организациях, те, которые одобряют окончательные результаты или соглашения, являются представителями национальных партнеров. Это означает, что европейский социальный диалог не проходит в строгой изоляции от социального диалога в государствах-членах, где каждая из стран имеет свой механизм обратной связи между общественными организациями и регулирующими бюрократическими и законодательными органами. Деятельность на европейском уровне предоставляет возможности социальным партнерам поучиться друг у друга и создать доверительные отношения, которые являются ключевым фактором в социальном партнерстве. Эффективность социального диалога на европейском и национальном уровне взаимосвязаны между собой 129 .

И в отчетах по Туринскому процессу, и в исследовании, посвященном вопросам сотрудничества образования с бизнесом, отмечается, что социальное партнерство зачастую тормозится либо из-за централизованного подхода, либо из-за отсутствия потенциала у социальных партнеров (таблица 10).

Таблица 10

Факторы, препятствующие налаживанию эффективного социального

партнерства и формы их проявления

  • 129) Lempinen Р. How social partnership works in practice The European Union. ETF Yearbook. 2011.
  • 130) Составлено по материалам: ETF Position Paper. Social Partners in VET. European Training

Foundation, Turin, 2012 // [Электронный ресурс] URL:

http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf70/E6E40173EABB473CC1257B0F00550A2F/ $file/Social%20partners%20in%20VET_RU.pdf (дата обращения - 5 августа 2017 г.)

Фактор, препятствующий эффективному социальному партнерству

Формы проявления

резко контрастирует с большим диапазоном обязанностей, которые были переданы этим партнерам в соответствии с законодательством.

Общественные организации и ассоциации работодателей и работников зачастую не проявляют большого интереса к участию в решении вопросов профессионального обучения и образования и более общих вопросов развития человеческого капитала

Эти вопросы либо не считаются стратегически важными, либо отсутствует уверенность в том, что государственная система в состоянии должным образом удовлетворить потребности общественных организаций и ассоциаций.

Многие учреждения социальных партнеров не имеют достаточного потенциала и ресурсов для решения программных вопросов.

Социальные партнеры не подготовлены (или не желают) заниматься вопросами, в которых они не разбираются достаточно хорошо.

Большинство ассоциаций работодателей в бывших социалистических странах были созданы недавно и еще не достигли должного уровня развития.

Общественные организации были созданы за последние два десятилетия. В социалистических странах профсоюзы были тесно связаны с правящим режимом и играли совсем иную роль, чем та, которую они играют сегодня.

Поэтому на конференции ETF июне 2016 г. обсуждались вопросы об изменении формы взаимодействия между ETF, правительствами стран и социальными партнерами, что нашло отражение в названии конференции - «От диалога к партнерству» .

Социальные партнеры - это профсоюзы и объединения работодателей или представляющие их организации, которые участвуют в социальном диалоге. Это определение используется и Европейской Комиссией, и Международной организацией труда (МОТ). В европейском законодательстве, если речь идет о представителях работников и работодателей, используется также английский термин «менеджмент и труд». В американском варианте английского языка организации рабочих называют профессиональными союзами. В литературе, организации работодателей и профсоюзы называют также «обеими сторонами промышленности».

Одна из характеристик социальных партнеров - это то, что они могут вести переговоры и заключать соглашения от имени своих членов. Все независимые организации социальных партнеров получают свою легитимность и мандат от своих членов, которые, будучи работодателями и отдельными работниками, в конечном итоге представляют собой индивидуальные предприятия. Эти организации могут быть легитимными даже в том случае, если правительство или органы государственной власти не желают вступать с ними в переговоры или вести с ними диалог.

Организации работодателей были созданы для продвижения коллективных интересов работодателей. Эти интересы включают такие вопросы, как условия труда и социальная защита в отношении трудоустройства, включая трудовое законодательство. В настоящее время большинство организаций работодателей также представляют бизнес интересы своих аффилированных предприятий. Как правило, они объединены в различные ассоциации, объединения, торговые палаты и т.д.

В международной терминологии делается различие между организациями работодателей и другими организациями, представляющими предприятия и компании. Основной задачей организаций работодателей является решение социальных вопросов, связанных с условиями работы и с трудовыми кадрами в широком смысле. В принципе это не включает в себя деятельность по созданию более благоприятной бизнес-среды, такую как работа над нормативно-правовой базой, инфраструктурой или научно-исследовательская работа. Тем не менее, на практике самые современные организации работодателей охватывают также и эту сторону работы с предприятиями.

Самыми распространенными организациями по работе с предприятиями являются торгово-промышленные палаты или ремесленные палаты, которые существуют во всем мире. Палаты - это организации, которые работают с целью продвижения интересов предприятий. Представители государственных органов зачастую консультируются с ними, когда речь идет о подготовке нового законодательства или разработке политики, связанной с промышленностью или торговлей.

Во многих странах торговые палаты предполагают обязательное членство предприятий. Они являются государственными органами, работающими на условиях хозрасчета, и зачастую работают под надзором государства. Эти палаты выполняют функции, переданные им органами государственной власти. Их обязанности могут быть связаны с региональным развитием, регистрацией предприятий, продвижением внешней торговли или с профессиональным обучением. Такие палаты существуют в Германии, Испании и Японии, а также в странах партнерах ЕФО. Существуют также палаты, работающие на условиях добровольного членства, которые действуют в целях продвижения общих интересов и налаживания связей между предприятиями.

Другие бизнес-ассоциации представляют интересы различных отраслевых предприятий. Их цель обычно состоит в том, чтобы защищать отраслевые интересы на национальном или даже международном уровне.

В ЕС четыре организации признаны Европейской Комиссией в качестве репрезентативных социальных партнеров (таблица 11).

Организации - репрезентативные социальные партнеры Европейской Комиссии

Таблица 11

Все эти организации, «ETUC», «Business Europe», «UEAPME» и «СЕЕР», работают на уровне ЕС. Они имеют возможность вести постоянный диалог с Европейской Комиссией, которая также поддерживает и содействует проведению двустороннего социального диалога на уровне ЕС.

Наднациональный уровень диалога может быть представлен на таких примерах как Международная организация работодателей ЮЕ (International Organisation of Employers, ЮЕ) и Международная конфедерация профессиональных союзов (International Trade Union Confederation, ITUC) представляющих собой глобальные организации, членами которых является большинство независимых национальных организаций социальных партнеров.

И ЮЕ, и ITUC работают в прямом взаимодействии с Международной организацией труда (International Labour Organization, ILO). ЮЕ представляет 150 национальных объединений работодателей из 143 стран. Как правило, в составе членов ЮЕ имеется по одной организации из каждого государства-члена ILO. Основной задачей ЮЕ является продвижение и защита интересов работодателей на международных форумах, особенно на тех, которые проводит ILO. Миссия ЮЕ направлена на то, чтобы международная трудовая и социальная политика были направлены на обеспечение жизнеспособности предприятий и налаживание благоприятной среды для развития предприятий и создания рабочих мест.

Международная конфедерация профессиональных союзов (International Trade Union Confederation, ITUC) представляет 301 членскую организацию из 155 стран мира. Миссия ITUC - продвижение и защита прав и интересов работников путем международного сотрудничества между профсоюзами, проведение глобальных мероприятий и кампаний по защите своих интересов в рамках крупных глобальных учреждений. В рамках ITUC действует несколько региональных и международных профсоюзных структур.

На рисунке 23 представлена принципиальная блок - схема взаимодействия различных форм общественных организаций на различных уровнях социального партнерства.

Рис. 23.

Независимые организации работодателей и профсоюзы обычно работают по принципу «вертикальной восходящей трансляции сигналов рынка труда». Основой организации является уровень предприятий или рабочих мест, где рабочие объединены в базовый профсоюз, чтобы вести переговоры или диалог со своими работодателями и с отдельными предприятиями.

Второй и обычно самый важный уровень организации - это отраслевой уровень, который иногда дополняется региональными организациями. Предприятия объединяются в отраслевые федерации, представляющие интересы работодателей в рамках конкретной экономической отрасли. Их партнерами являются профсоюзы, представляющие рабочих из той же самой отрасли. Отраслевые организации могут быть аффилированы с межотраслевыми.

На следующем уровне находятся национальные конфедерации, имеющие аффилированные союзы или организации, представляющие все или несколько отраслей. Во многих странах имеется несколько конфедераций или центральных организаций, которые конкурируют между собой. Это означает, что в рамках одной отрасли может существовать несколько профсоюзов или организаций работодателей. Организационная структура и принципы работы таких организаций в разных странах разные.

Социальное партнерство означает совместную работу и разделение обязанностей между разными действующими лицами. На практике это означает привлечение социальных партнеров к разработке, реализации и оценке политик в сотрудничестве с государственными органами и учебными заведениями. На этой основе представляется возможным построить модель механизма обратной связи общественных организаций с рынком труда в квалификационном разрезе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, визуализированную на рисунке 24.


Рис. 24.

Трехсторонний подход - это такая форма сотрудничества между организациями работающих, организациями работодателей и государственными организациями, целью которых является определение и выполнение социально-значимых задач.

Конкретизируем уровни взаимодействия:

Уровень А. На основе двухстороннего диалога между представителями работников (профсоюзы) и руководством организации осуществляется диалог по конкретному вопросу, актуальность которого носит неустойчивых характер (ослабление/усиление). Формализация процесса: локальные нормативные акты, дополнение к коллективным договорам и т.д.

Уровень Б. При наличии неоднократно повторяющихся конфликтных ситуаций (поводов) на различных предприятиях, или при невозможности достигнуть соглашения на локальном уровне диалог перемещается на этот уровень (Б) и приобретает территориальный или отраслевой характер. Формализация процесса: территориальные или отраслевые соглашения.

Уровень В. При дальнейшей эскалации переговорного процесса, или невозможности прийти к договорному соглашению диалог перемещается на уровень нормативного государственного регулирования. Формализация процесса: принятие закона или иного нормативного правового акта.

Уровень Г. При принятии национальных законов и иных законодательных актов необходимо учитывать результаты (ограничения) наднационального диалога и нормы международного права. Формализация процесса: учет в законотворческой деятельности принятых и согласованных надлежащим образом норм международного права.

После принятия законодательного акта с указанными ограничениями цикл может неоднократно повторяться, по мере совершенствования законодательной базы и правоприменительной практики.

На примере стран ЕС показано, что социальный диалог способствует участию работников в обучении. Работники тех организаций, где есть профессиональные союзы, имеют больше возможностей для обучения и повышения квалификации. При этом, чем крупнее предприятие, тем больше там соглашений по непрерывному профессио- нальному обучению.

ш) EU Policy Environment. // [Электронный ресурс] URL: http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/EU_policy_environment_ EN (дата обращения - 16 июля 2017 г.)

Помимо участия в процессе разработки политики, социальные партнеры играют сугубо практическую роль в разработке обучающих программ и проведении обучения. В принципе практические действия социальных партнеров в рамках профессионального образования и обучения на протяжении всей жизни можно разделить на следующие направления:

  • 1. Участие в развитии системы непрерывного образования и содействие мобильности трудовых ресурсов.
  • 2. Повышения качества и эффективности систем образования и подготовки профессиональных кадров.
  • 3. Совершенствование профессиональных и образовательных стандартов, квалификаций и квалификационных рамок на основе информации о ситуации на рынке труда.
  • 4. Проведение обучения в своих собственных учебных центрах или в форме ученичества и обучения по месту работы.
  • 5. Сертификация обучения, легализация и признание неофициального и неформального обучения.
  • 6. Услуги ориентации для членов, включая повышение уровня осведомленности (профессиональная ориентация и консультирование).

Европейский Союз уделяет большое внимание улучшению сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, реализуя стратегию «ЕС-2020» и, в частности, программу «Новые профессиональные умения для новых рабочих мест». С целью формирования квалифицированных кадров с «правильным сочетанием профессиональных умений» в соответствии с потребностями рынка труда обеспечивается широкая поддержка новых подходов (методов) прогнозирования и сбалансирования спроса и предложения на рабочую силу с тем, чтобы обеспечивать качество работы и возможности обучения в течение всей жизни. Инициатива ЕС «Панорама квалификаций», запущенная в 2011 году, объединила различные инициативы, нацеленные на прогнозирование и сбалансирование спроса и предложения на рабочую силу.

Прогнозирование и сбалансирование зависят от результатов трех основных функций знаний: сбора и анализа информации, основанной на фактических данных и прогнозировании; передачи и распространения информации; использования информации, реализация политики.

ш) Feiler L., Fetsi A., Kuusela T., Platon G. Anticipating and matching demand and supply of skills in ETF partner countries. ETF Position Paper. 2013 // [Электронный ресурс]

URL:http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/FBEF620E5BFEB105C1257DEA004E333F/$file/ETF %20Position%20Paper%20on%20Matching.pdf (дата обращения 15 августа 2017 г.)

Практика влияния общественных организаций на формирование рынка труда в квалификационном разрезе может значительно отличаться в зависимости от сроков рассмотрения задач и их перспективности. В таблице 12 представлена характеристика структуры классификации подходов к прогнозированию и сбалансированию показателей рынка труда. Эта матрица имеет два измерения: уровень прогнозирования и временной горизонт. Категория «уровень» означает диапазон либо степень применения методологии, начиная от отдельных опросов с индивидуумами или предприятиями (микроуровень), до обследований целых отраслей экономики или регионами (мезо-уровень) и до воздействия на национальную экономику и национальные системы (наднациональный/макроуровень). Параметры сроков охватывают периоды, которые делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Таблица 12

Уровни прогнозирования (субъекты прогнозирования)

Краткосрочный (до 1 года)

Среднесрочный (1 -5 лет)

Долгосрочный (более 5 лет)

Микро - уровень (индивидуумы, предприятия) Профсоюзы; работодатели,

Оценка потребностей в работниках определенной квалификации - уровень компании. Опросы о продвижении работников на рынке труда

Мезо - уровень (отрасли, регионы)

Опросы работодателей, мониторинг вакансий

Анализ потребностей в профессиональных умениях в определенных отраслях.

Макро - уровень (макроэкономический, национальный уровень)

Количественные отраслевые прогнозы

Национальные или региональные качественные прогнозы

Методы прогнозирования спроса на профессиональные умения и их предложения также можно классифицировать на основе применен- нои методологии:

  • - количественные, формальные, основанные на моделях прогнозы (в основном, на основе исследований на макроуровне с долгосрочными или среднесрочными временными горизонтами);
  • - специализированные по отраслям, профессиям или местоположению исследований (как правило, сочетая количественные и качественные методы);
  • - опросы работодателей или групп работников (в основном относится к микроуровню и предполагает действия в краткосрочной перспективе).

Исследование влияния общественных организаций с использованием алгоритма механизма обратной связи общественных организаций с рынком труда в квалификационном разрезе (рисунок 24) позволяют произвести сопоставимую качественную оценку такого влияния для разных стран (таблица 13).

Основные формы влияния общественных организаций в рамках основных моделей рынка труда

Таблица 13

Название модели

Формы и степень влияния

Американская

  • - средняя/низкая степень развитости общественных организаций
  • - средняя/низкая степень вовлеченности трудящихся
  • - низкая степень вовлеченности трудящихся
  • - высокая степень влияния на рынок труда соответствие требованиям МОТ

Немецкая модель

  • - высокая степень развитости общественных организаций
  • - высокая степень влияния ОО на трудовые процессы (социальное партнерство) соответствие требованиям МОТ
  • 134) Wilson R., May-Gillings М., Pirie J., Beaven R. Working Futures 2014-2024; The skill needed in the 21th century. 2015. // [Электронный ресурс] URL: http://widgets.weforum.org/nve-
  • 2015/chapterl.html (дата обращения - 15 августа 2017 г.)

Название модели

Формы и степень влияния

Шведская модель

  • - высокая степень развитости общественных организаций
  • - высокая степень вовлеченности трудящихся
  • - высокая степень влияния 00 на трудовые процессы (социальное партнерство) соответствие требованиям МОТ

Китайская модель

  • - средняя степень вовлеченности трудящихся
  • - ограниченное влияние на решение трудовых проблем;

ограниченное соответствие требованиям МОТ.

Турецкая модель

  • - низкое влияние общественных организаций
  • http://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/key-documents (дата обращения - 25февраля 2017 г.)
  • m) Government And Social Partner Cooperation In VET. From Dialogue To Partnership. // [Электронный ресурс] URL:http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages /EV_2016_Government_and_social_partner_cooperation_in_VET._From dialogue_to_partnership?opendocument (дата обращения - 16 июля 2017 г.)

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции. Обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов. Имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия, если решение принято большинством голосов. ВТО, Всемирный Банк и МВФ относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.

Особенности наднациональных организаций

· Право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции

· В целях регулирования этих вопросов полномочия на создание правил, обязательных для государств-членов и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами

· Право обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов

· Возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, ᴛ.ᴇ. международных служащих

· Европейский Союз – пример международной организации наднационального типа

· Главные органы ЕС: Европейский совет, Европейский парламент, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд

Региональные интеграционные объединœения. По данным Всемирного Банка в мире насчитывается более 100 региональных группировок и инициатив.

Интеграционные объединœения характеризуются:

· Территориальной близостью

· Схожестью экономического и социального развития

· Наличием общих культурно-исторических традиций, типов обществ, общих политических целœей и задач.

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определœении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три базовых вида функций международной организации : регулирующие, контрольные, оперативные.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целœей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.

1. Учитывая зависимость откруга членов различают организации всœеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всœех государств, хотя даже сегодня в ООН некоторые страны по разным причинам не принимают участие.

К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.

Организации ограниченного состава бывают региональными, ᴛ.ᴇ. открытыми только для государств определœенного географического района, к примеру, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития принимают участие только промышленно развитые страны. Членами Организации стран - экспортеров нефти являются страны, для которых основным источником доходов является экспорт нефти.

2. Учитывая зависимость отхарактера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией . В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определœенных случаях может принимать юридически обязательные решения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации, различают:

¾ межправительственные организации, выполняющие координационные функции , в которых перераспределœенная компетенция остается совместной для государства и организации;

¾ международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции , обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

¾ наднациональные организации , созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделœены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

¾ международные экономические организации системы ООН;

¾ международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

¾ региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:

¾ международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединœенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

¾ международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителœей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

¾ международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

¾ международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТИК и др.);

¾ международные неправительственные организации и объединœения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателœей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства , а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не бывают членами международной организации части государства. Все члены равноправно принимают участие в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Οʜᴎ делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. К примеру, в финансировании ООН на долю США приходится 25% всœех расходов, Японии - 19,9%, Германии - 9,8%, Франции - 6,5%, Италии - 5,4%, Великобритании - 5,1%, Испании - 2,6%. На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заемного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли экономически более развитыми членами организации менее развитым.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, не были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство . От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя . Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателœей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателœей в органы ООН. Οʜᴎ обладают правом присутствовать на базовых заседаниях и получать документы.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус , который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство-продолжатель СССР.

Международная организация – это объединение государств или их субъектов, учрежденное межгосударственным договором (соглашением) на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью (способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры, владеть и распоряжаться имуществом) и действующее для достижения общих целей.

Первые МО появились в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874)

На сегодняшний день эксперты насчитывают более 8 000 международных организаций разного масштаба и функционального назначения. Упорядочить их многообразия позволит классификация.

1) по характеру членства выделяют:

Международная межправительственная (межгосударственная) организация - объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора (ООН, ВТО, ЕС, СНГ)

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации (МНПО) - это структуры, которые состоят из ряда субъектов разных государств (общественных организаций, отдельных граждан), действующие в специфических областях. К ним относят:

Профессиональные организации, например, Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов;

Демографические организации, такие как Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация молодежи;

Религиозные организации (Всемирный совет церквей, Всемирный исламский конгресс);

Правовые организации, например, Международная Амнистия (защищающая права и свободу человека);

Экологические организации (Гринпис и др.);

Гуманитарные организации, например, Международный Красный Крест;

Спортивные организации, например, Международный Олимпийский комитет, Международная федерация футбола.

Организации солидарности и защиты мира: Организация солидарности народов стран Азии и Африки, Всемирный Совет мира, Пагоушское движение (такие организации выступают за разоружение, против конфликтов, расизма, фашизма и т.д.)

2) по кругу участников:

а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, ВТО) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. В ООН в настоящее время входит 193 государства (из независимых государств не входят только:: Палестина, Святой престол (Ватикан),

из частично признанных САДР (Саха́рская Ара́бская Демократи́ческая респу́блика) , Китайская Республика (Тайвань), Абхазия, Южная Осетия, Республика Косово, Северный Кипр) признаны ООН, потенциальные члены .

Структура ООН:

а) Генеральная Ассамблея - занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа.

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи, избираемого каждую сессию (или одного из его 21 заместителя)

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности. На начало 2014 года было созвано 28 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

б) Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.

в) Секретариат ООН

Это - орган, обслуживающий другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит 44 тысячи сотрудников - международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

г) Международный Суд ООН

Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

д) Экономический и Социальный Совет. Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества.

е) Почтовая администрация ООН

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей, являющиеся по своей сути международными организациями. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Международный Валютный фонд, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ЮНЕСКО (наука и знания).

ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года.

В ВТО входят 159 членов. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 года. 16 декабря 2011 года - в Женеве подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к ВТО»

б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (ЕС, СНГ);

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году

Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Суд Европейского союза, Европейский совет, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами Союза.

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года. Государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, например Туркмения) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов СНГ).

Официальными юридическими членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

Согласно п. 1 и 3 ст. 104 конституции РСФСР ратификация данного соглашения находилась в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, Съезд до момента своего роспуска 4 октября 1993 года отказался ратифицировать данное соглашение. В связи с этим, комитет Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связи с соотечественниками 5 марта 2003 года пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом СНГ. Упоминания о конституции и законах СССР оставались в российской конституции вплоть до принятия новой в декабре 1993 года.

Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия по решению совета глав государств была принята в содружество, а 9 декабря 1993 года присоединилась к уставу СНГ. 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации.

Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому юридически она не являлась государством-членом СНГ. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ

в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

3) По характеру полномочий:

Межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников (большинство м.о. ООН, ВТО, СНГ)

Надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов. (ЕС, Таможенный союз ЕАЭС);

4) Классификация по компетенции (сфере деятельности)

а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН, ЕС, Организация Американских Государств);

б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью, при этом такие организации могут подразделяться на военные, политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные; (Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, НАТО)

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами - членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В НАТО входит 28 государств: Албания, США, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Голландия, Хорватия, Исландия, Италия, Канада, Греция, Литва, Люксембург, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Великобритания, Дания, Чехия, Турция, Венгрия.

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью «укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе». «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности». Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от неё.

В целом блок создавался для «отражения советской угрозы». По словам первого генерального секретаря Исмэя Гастингса, цель создания НАТО: «…удерживать русских в стороне, американцев внутри, а немцев под»

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё сотрудничество, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор.

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существование и начал расширяться на восток.

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы:

Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.

5 сентября 2014 года на встрече руководителей стран НАТО в Ньюпорте было принято решение о создании сил быстрого реагирования. Силы в составе примерно 4000 человек предназначены для быстрой реакции, в случае нападения России на какую-либо из стран НАТО. Основная база и командный центр сил планируются размещением в Великобритании. Планируемый срок переброски и развертывания частей в странах, граничащих с Россией (Польша, Прибалтика), не превышает 48 часов.

5) Классификация по порядку приёма новых членов[править | править вики-текст]

Открытые (любой субъект может стать членом по своему усмотрению, ООН, Гринпис, членом ЮНЕСКО, МВФ может стать любой член ООН)

Закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей, ЕС, НАТО и т.д.)



Вверх