Политические основы идеологии белорусского государства. Идеология белорусского государства – ядро политической культуры современного белорусского общества. Связь идеологии с другими науками

Лекция № 3 (2 часа):

1. Белорусская общность, национальная идея и государственность.

2. Белорусская национальная государственность.

3. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.

Вопрос 1. Белорусская общность, национальная идея и государственность

Концепция белорусской государственности базируется на системе традиционных ценностей народа, проживающего в пределах белорусских земель на протяжении многих веков. Идеология государственности – это систематизированная совокупность идей и представлений данного народа относительно предпосылок становления белорусской этносоциальной общности, особенностей его государственного устройства, перспектив дальнейшего развития.

В истории этнического развития и становления белорусов как социальной общности выделяются следующие этапы:

1) период Киевской Руси (XI– XII вв.) характеризуется образованием межплеменных общностей (кривичей, дреговичей и радимичей), на основе которых складывается белорусская народность, а также общая идея для всех восточнославянских племен культуры;

2) в период Великого княжества Литовского (XIII–XVI вв.) на основе славяно-православной культуры формируется белорусская нация и ее самосознание;

3) период Речи Посполитой (XVII–XVIII вв.) – осознание белорусами своей славяно-православной цивилизованной идентичности, своего национального и культурно-исторического родства с великороссами (русскими) и малороссами (украинцами);

4) период Российской империи (XIX– начало XX вв.) – формирование белорусской национальной идеи, проработка концепции национального самоопределения белорусов;

5) советский период (с 1 января 1919 г. по август 1991 г.) – процесс национального самоопределения, конституирование белорусов в качестве нации – государства, становление институтов белорусской государственности;

6) в постсоветский период (с августа 1991 г. по настоящее время) идет поиск белорусами их адекватной цивилизованной идентичности, соответственно историческому опыту развития государственных форм (социального государства), а также путей его дальнейшего самоутверждения в современном мире.

Проблема формирования белорусской этносоциальной общности непосредственно связана с белорусской национальной идеей .

Национальная идея представляет осознанное и выраженное представление о том, что данная историческая общность людей является особым социальным субъектом: народом, нацией и что в этом качестве она может самостоятельно строить свою внутреннюю жизнедеятельность и свои отношения с другими народами. Национальная идея вызревает в ходе многовекового развития данной общности и выступает как естественное ядро ее самосознания.


Национальная идея белорусов зарождалась и осознавалась на протяжении целых эпох. В начале XX в. она эпически ёмко была сформулирована Янкой Купалой и образно выражена словами: «Мы – беларусы». В стихотворении «А хто там ідзе?» поэт заявил о существовании белорусов как самобытного народа и о его праве на уважительное отношение к себе («А чаго ж, чаго захацелася ім / Пагарджаным век ім, сляпым, глухім? / – Людзьмі звацца») или, как сказано им в другом стихотворении, занять «свой пачэсны пасад між народамі».

Идея «Мы – беларусы» – это отражение самобытности народа, как особой разновидности славяно-русской общности.

Национальная идея – сложное структурное образование. Это и четко выраженный взгляд на общие фундаментальные ценности определенной национальной общности, и распространенные в обществе ценностные ориентации, и образ и качество жизни, и социальный и нравственный идеал, и осознание места и роли страны в мире, и национальная самоидентификация. Элементы национальной идеи это своеобразные кирпичики, из которых складывается фундамент идеологии белорусской государственности, способной объединить большинство граждан Республики Беларусь, соблюсти права и интересы национальных меньшинств, разных конфессий и социальных субъектов.

Значимость государственной идеологии белорусского общества обусловлена объективными причинами современного развития. Так, в 90-е гг. в большинстве стран социалистической системы началась трансформация существовавшего тогда общественно-экономического уклада. Ее теоретики и практики, не учитывая своеобразия национальных особенностей развития, копировали западный путь преобразований. Вскоре стало очевидным, что осуществить данный процесс по западному образцу было невозможно хотя бы в силу системного закона неприводимости динамических систем к исходному состоянию. Предполагаемые коренные преобразования объективно нуждались в адекватной новой идеологии – разработке теорий, моделей, программ и проектов. Однако оказалось, что как в зарубежных, так и в отечественных теориях и практике трансформации фактически не было выдвинуто ни одной новой идеи. В самом деле, можно ли считать новацией невыплату заработной платы как средства борьбы с инфляцией или использование киллеров в борьбе с конкурентами?

По мнению Ральфа Дарендорфа, на повестке дня в бывшем коммунистическом мире стояло всего лишь «восстановление старых идей». В итоге появились теории трансформации. Они оказались «подгримированными» теориями модернизации, созданными в еще 50–60 гг. ХХ в. главным образом для некоторых развивающихся стран. Как показал ход исторического развития, предлагаемые модели не дали положительных результатов.

Таким образом, теории трансформации постсоциалистического мира оказались сильнейшим поражением социальной науки и практики. Разработчики теории трансформации не предложили сколь нибудь убедительного решения назревших проблем.

Сторонники рыночной экономики на все лады восхваляли принципы либерализации. А его противники категорически их отрицали. В этом случае уместно вспомнить характеристику подобных действий, которую дал еще А. Герцен: «Одни хотят насильственно раскрыть дверь будущему, другие насильственно не выпускают прошедшего… Их работа состоит в том, чтобы мешать друг другу, и вот те и другие стоят в болоте». К примеру, известный московский ученый Б.Г. Капустин утверждает, что «рынок, как он видится правильной теорией, в принципе нельзя построить в России. Предписания теории, способы и средства такого строительства дают результаты, обратные ожидаемым (возникновение подневольного труда вместо придания рабочей силе вида товара, демонетаризация в экономике через бартер и иное…)».



Старт так называемых экономических реформ в постсоциалистических странах описал один из известных экономистов нашей эпохи Джон Кеннет Гэлбрэйт в своей нашумевшей статье «Рецепт по имени капитализм» с примечательным подзаголовком: «На крах коммунизма Запад реагирует идеологией вместо помощи». «Прошедшие месяцы ознаменовались крупнейшими изменениями нашей эпохи. Это привело к потоку экономических советов: поскольку, по общему мнению, коммунизм провалился, то триумфирует капитализм, и поэтому высокопоставленные священники капитализма должны дать наставления – или, скорее, отдать приказы, что должны делать страны, которые оказались затронуты переменами».

Можно предположить, что многие рекомендации, которые предлагались и предлагаются центрально- и восточно-европейским государствам, воспроизводят ту «картину» капиталистической экономики, которая мало соотносится с реальностью. Она является идеологическим воображением.

Советы исходят от людей, которые давно осознали необходимость социальных перемен в западной экономической системе: построение социального государства, увеличение помощи бедным, расширение сферы общественных услуг, укрепление сотрудничества с профсоюзами, обеспечение справедливого распределения доходов и повышение ответственности государства за функционирование экономической системы. Подобные «реформы» в собственных странах советники не любят: они находят благодарных слушателей за пределами своих государств.

«Легкомысленные советы» для перехода к рыночной экономике предлагают принять обнищание, безработицу, инфляцию и падение жизненных социальных стандартов. Эти рекомендации – так называемая «терапия»: на основе опыта безработицы и голода формируется будто бы «новая» трудовая этика. И вот результат, о котором профессор католической высшей школы в Кёльне Х. Тайзен, в рамках программы «Трансформ» прочитавший лекции и в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, говорит следующим образом: «Экономика без политики, политика без философии, философия без этики – такая редукция целостной реальности несет с собой разрушительные последствия. Вакуум власти, который возник в государственном порядке после начала реформ, был заменен не самоорганизацией рынка, но финансовыми олигархами и мафиози, которые овладели большей частью экономической и государственной жизни».

Подобные «реформы» в России, по мнению члена-корреспондента Российской Академии наук М.Н. Руткевича, привели к тому, что сложившаяся ситуация «определяется невиданным для мирного времени системным кризисом, который поставил страну перед угрозой катастрофы. Российское общество отброшено назад на десятилетия, что особенно рельефно на фоне быстрого прогресса Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии».

После распада СССР белорусское общество было также на грани хаоса. Народное хозяйство страны становилось неуправляемым, дерегулирование стало фактом, а рыночное саморегулирование отсутствовало. К тому же становилось очевидным, что его одного недостаточно для успешного развития экономики и общества.

Большинство населения Беларуси осознало необходимость смены курса, что отразилось на президентских выборах 10 июля 1994 г. После сложной борьбы с пятью кандидатами, представлявшими весь спектр политических сил страны, кандидат от народа А.Г. Лукашенко, получивший более 80% голосов избирателей, был избран Президентом Республики Беларусь. В условиях нараставшего кризиса, резкого падения уровня жизни большинства, народ под руководством первого Президента страны приступил к последовательному выполнению его предвыборной программы.

«Предстояло не только выработать концепцию преобразований, но и реформировать органы власти, наладить их работу, определить систему обучения подготовки и переподготовки кадров, выстроить все иные атрибуты современного демократического государства – парламент, правительство, судебную систему и прокуратуру, вооруженные силы, внутренние и иностранные дела, а также модернизировать или создать заново важнейшие общественные организации, обеспечивающие связь народа и государства, – ветеранские, профсоюзные, молодежные, женские и т.п. Одновременно шел активный законотворческий процесс – тысячи новых правовых норм должны были отрегулировать все основные потребности суверенного государства.

А.Г. Лукашенко принял предельно ослабленную страну с множеством острейших социально-экономических проблем. В обществе преобладали пессимизм и апатия. Рушилась вековая мораль, распадались семьи, тысячи людей опускались в бездну нищеты и утраты своей индивидуальности.

А.Г. Лукашенко объединил усилия граждан страны по проведению экономической реформы, совершенствованию работы государственных органов, реформе образования и здравоохранения, развитию национальной культуры. Все важнейшие решения принимались им с учетом мнения народа.

Референдумы 1995 и 1996 гг. определили конституционное устройство страны, решили языковые проблемы, утвердили государственные символы, недвусмысленно высказались за союз с Россией.

По инициативе А.Г. Лукашенко был создан мощный демократический институт активизации общественного мнения страны – в октябре 1996 г. впервые было проведено первое Всебелорусское народное собрание, определившее направление развития страны до 2000 г. Второе Всебелорусское народное собрание в мае 2001 г. утвердило программу развития страны на следующие пять лет.

Был дан импульс развитию гражданского общества как системы общественных организаций, способных сплоченно выражать и отстаивать национальные интересы и традиции. В стране прошли съезды Белорусского союза женщин, Белорусского патриотического союза молодежи, учителей, судей, представителей других социальных слоев общества. В рамках повышения уровня работы местных органов власти и с целью ускоренного развития регионов был проведен Съезд депутатов Советов депутатов Республики Беларусь.

Президент сформулировал новые подходы к идеологической и воспитательной работе, положив в ее основу христианские ценности. Много времени и сил он посвятил укреплению и развитию творческих организаций, работе с молодежью, научным и педагогическим корпусом, положению в области здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, межконфессиональных отношений, связям с Православной церковью, объединяющей 80% верующих в стране, а также с белорусской диаспорой за рубежом. Разрабатывая стратегию духовного и экономического возрождения, А.Г. Лукашенко определил приоритеты, позволяющие наиболее эффективно расходовать ресурсы и строить годовые бюджеты: экспорт, жилье, продовольствие; их основой определена инновационная и инвестиционная деятельность при выделении науки и здоровья нации как главных инструментов осуществления высших целей белорусского государства».

В свете теории адаптивного поведения, выдающиеся ученые, Нобелевские лауреаты Р. Акофф и Ф. Эмери отмечают: «Государство также может считаться целеустремленным индивидом». Это значит, что оно стремится, как и физический индивид, улучшить свое жизненное пространство, определить цели, пути и средства жизнедеятельности в рамках своего исторического предназначения: обеспечения безопасности и общего блага граждан. Следовательно, государство, как и индивид, может иметь свою идеологию. История учит: любое общественное возрождение начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения обновленной системы ценностей, новой идеологии общественного обустройства государства. В данном контексте и была поставлена Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко масштабная задача разработки государственной идеологии: «Государственная идеология – это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития».

Политическая воля Главы государства оказалась созвучной тому, что происходило в душах и умах основной массы сограждан, улавливая желания и интересы большинства народа. Все это создавалось страстью, интеллектом, политической волей.

Государственная идеология – это система базовых принципов, установок, определяющих стратегию развития государства на основе общественного выбора и достижения консенсуса по поводу базовых принципов и целей развития.

Государственная идеология социально - политически направлена, так как она раскрывает взаимосвязь и взаимную ответственность гражданина и государства. Основой этой взаимосвязи является личная ответственность гражданина перед государством и государства перед личностью.

Составные компоненты государственной идеологии белорусского общества:

–система ценностей, формирующих основу гражданского согласия в обществе и демократической политической культуры;

– нормы демократического политического участия граждан в общественных процессах;

– система институтов государственной власти;

– важнейшие направления государственной политики.

Основные направления государственной идеологии белорусского общества:

– обоснование белорусской модели развития и определение места Беларуси в современной цивилизации;

– развитие идеи белорусского народа как единой общности в рамках суверенного белорусского государства;

– историческая непрерывность развития общества и определение концептуальных позиций истории Беларуси.

Беларусь все больше интегрируется в мирохозяйственные связи, которые характеризуются такими ведущими тенденциями, как глобализация, гуманизация и экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального (ноосферного) общества, формирование транснациональных корпораций, кластерных структур, региональных интеграционных объединений стран на принципах и правилах Всемирной торговой организации.

Данные закономерности поставили республику перед необходимостью изменения социально-экономической парадигмы развития, где человек становится не только средством, фактором экономического роста, а главной его целью и ценностью, а развитие личности – основой и критерием гармонизации системы «природа – человек – общество».

Реализация новой социально-экономической парадигмы в Беларуси предполагает осуществление кардинальной структурной перестройки экономики, модернизацию и обновление фондов на основе развития разума, воплощаемого в новейших достижениях научно-технического прогресса.

На решение этой проблемы направлены и разрабатываемые концепции и программы по социально-экономическому развитию республики, прогнозы научно-технического прогресса с определением приоритетных направлений научно-технической деятельности в Беларуси, стратегии национальной постиндустриальной (ноосферной) системы инновационного развития республики в контексте международной концепции устойчивого развития, обоснованной в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро).

Главные ориентиры разрабатываемых концепций – это формирование нового по своему качеству трудового потенциала, создание системы стимулов к высококвалифицированному инновационному труду и его эффективному использованию. Решающее экономическое значение приобретает развитие сферы услуг, где занятость трудоспособного населения может и должна составить около 2/3 от всех занятых в сфере общественного производства.

Сферы науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, логистики становятся приоритетными в экономической деятельности. На основе синтеза новых технологий и культуры происходит переориентация структуры экономики на современное наукоемкое производство и образование. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации и управлении производством, приходится до 90% прироста ВВП.

Основой белорусской государственности становится переход к социально ориентированной рыночной инновационной экономике, предполагающей сочетание и гармонизацию механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования социально-экономических, экономико-экологических процессов. За государством остается выполнение таких функций, как создание законодательного поля, что предполагает:

· обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственности и субъекта хозяйствования;

· обеспечение гарантий минимума благ и услуг совместного пользования (наука, образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

· формирование устойчивой макроэкономической системы «природа – человек – общество», включающей эффективное функционирование финансовых и денежно-кредитных подсистем;

· проведение внешнеэкономической и оборонной политики, направленной на развитие интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья в контексте вступления в ВТО;

· четкую инвестиционную политику в социальном обеспечении и развитии инфраструктуры общегосударственного значения;

· поддержку нетрудоспособного населения;

· охрану окружающей среды;

· осуществление активной демографической политики;

· преодоление последствий катастроф (особенно на Чернобыльской АЭС).

В ближайшие 10 лет предстоит решить следующие задачи:

· повысить престиж науки и образования;

· создать систему стимулирования высококвалифицированного, качественного и инновационного труда;

· создать равные условия для функционирования различных форм собственности;

· снизить непроизводительные государственные расходы и уменьшить на этой основе налоговый пресс;

· укрепить национальную финансовую систему;

· создать стимулирующий механизм инвестирования, особенно отечественного, и ценообразования;

· развить институт экспорта отечественного и трансфера зарубежного капитала;

· обеспечить государственную поддержку предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса;

· разработать и ввести механизмы протекционизма, конкуренции и банкротства субъектов хозяйствования всех форм собственности; завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности;

· усовершенствовать механизмы местного управления и самоуправления.

Стратегию устойчивого развития республики (своего рода национальной идеи) должна определять инновационная деятельность. Жизненно важным в ближайшее время (по опыту развитых инновационных стран) является доведение наукоемкости ВВП до 3–4%.

Приоритетным направлением в системе подготовки и переподготовки кадров должно стать повышение наукоемкости образования. Наука и образование сосредоточатся на решении проблем повышения эффективности производства на основе развития его экспортного потенциала, импортозамещения, разумного природопользования, ресурсосбережения.

Особое место должно занять решение проблемы повышения эффективности энергопроизводства и энергопотребления. От ее успешного решения во многом зависит рост конкурентоспособности продукции и увеличение доли заработной платы в структуре стоимости произведенной продукции, работ и услуг.

Не менее важным является необходимость кардинального (кратного) повышения оплаты труда в сфере науки и образования.

Предстоит улучшить информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности путем создания современных технологий и использования компьютерных сетей.

Особое внимание предстоит уделить управлению научно-техническим и инновационным развитием на региональном уровне, для чего важно создать условия для применения научных подходов при решении конкретных проблем использования природных ресурсов и производственного потенциала, замены физически и морально устаревших технологий и оборудования, обеспечения роста объемов инвестиций в сферу производства экспортных товаров (работ и услуг).

В ближайшие 10–15 лет предстоит реализовать около 200 инвестиционных проектов, что позволит снизить степень износа фондов в 2015 г. до 40–55% и расширить выпуск конкурентоспособной продукции.

Значительные изменения планируются в строительном комплексе, особенно в строительстве жилья с высокими потребительскими качествами на основе прогрессивных энергосберегающих материалов, изделий, конструкций.

Структурная перестройка экономики будет происходить на основе изменения производственных отношений путем укрепления и развития государственной собственности наряду с разгосударствлением, приватизацией, демонополизацией, совершенствованием организационно-управленческих структур и институтов различных форм собственности.

Главной целью изменения производственных отношений является повышение эффективности общественного производства, где критерием является не прибыль, а развитие личности и рост ВВП.

В системе реформирования особое место будет занимать решение проблем развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание и развитие рыночной инфраструктуры. Развитие этих процессов будет осуществляться в контексте общемировых тенденций.

Курс на глобализацию предполагает вхождение республики в единый международный рынок финансовых услуг, в транснациональные государственные и негосударственные кластерные образования, а дальнейшая информатизация общества – изменения в системах обработки и хранения финансовой информации, технологии анализа и принятия решений на рынке сбыта товаров и услуг, автоматизации рабочих мест трейдеров, брокеров и операторов ценных бумаг. Все большее значение будут иметь рынки срочных контрактов (форварды, фьючерсы, опционы, инструмент хеджирования и др.). Широкое распространение получит лизинг оборудования, недвижимости, бытовых услуг, электронная торговля и электронное декларирование.

Исходя из особенностей Республики Беларусь как страны с высокой степенью открытости экономики и необходимости ее успешного инновационного развития на основе углубления интеграционных процессов, важнейшим условием является обеспечение устойчивости национальной валюты, а затем переход к общей валюте стран, с которыми республика будет иметь наиболее прочные и развитые внешнеэкономические и внешнеполитические отношения. Речь может идти прежде всего об углублении интеграции Беларуси, России, Казахстана, Украины, Китая и других стран.

Среди актуальнейших проблем в Беларуси особое место занимает проблема преодоления негативной тенденции демографических процессов. Решение этой задачи предполагает осуществление следующих мер:

· укрепление института семьи;

· повышение физической активности населения;

· пропаганду и стимулирование здорового образа жизни;

· охрану материнства и детства, стимулирование деторождаемости;

· защиту окружающей среды;

· повышение уровня жизни населения и обеспечение его потребности в жилье, в организации быта и отдыха.

В решении этих и других проблем велика роль науки, образования, культуры и в первую очередь научной экономической мысли, социологии, политологии и права. Без научного системного политико-экономического и экономико-экологического мышления ни одно государство в мире не способно даже существовать в будущем, не говоря уже про устойчивое обеспечение экономического роста, национальной безопасности, уровня благосостояния.

В республике имеется все необходимое, а главное – кадры ученых-экономистов, социологов, политологов, юристов, психологов, экологов, специалистов других отраслей науки, которые способны выработать необходимые основы, методы и принципы эффективного ведения народного хозяйства Беларуси.

Исходя из сути прогрессивных мировых тенденций и моделей социально-экономического развития, XXI в. предполагает рассматривать экономическую науку не только как социально-экономическую теорию о производстве товара и прибыли в условиях ограниченных ресурсов и оценивать эффективность государства по традиционным технико-экономическим и социально-экономическим показателям и схемам. Экономическая наука, социология, право и политика известные схемы общественного воспроизводства Д-Т-Д или Т-Д-Т будут применять в XXI в. во взаимосвязи с большими макросистемными триадами. С точки зрения основ государственности – это Политика, Экономика и Право. В этой макросистеме экономика будет являться одновременно базисом и критерием ее эффективности.

Алгоритм ее действий может быть таким. Если экономика дает сбой, накапливая различного рода противоречия, то на основе системного анализа будет уточняться степень соответствия экономических действий принятым законодательным актам и политическим установкам в контексте мирового развития. Проведя предварительный системный научный анализ этого взаимодействия, можно приступать к совершенствованию законодательного поля, менять политико-экономические ориентиры и двигать общество вперед.

К сожалению, сегодня такого подхода нет. Законодатели пытаются создавать или совершенствовать правовую систему, как правило, на базе зарубежного опыта и без глубокого изучения национальных экономических проблем во взаимосвязи с международными экономическими процессами. Иначе говоря, все подсистемы названной триады нередко функционируют без взаимодействия друг с другом и даже противоречат друг другу.

С точки зрения содержания модели социально-экономического устойчивого инновационного развития (выбор человека как ценности и самоценности общества) – это природа, человек, общество, которые должны находиться во взаимообусловленной гармонии.

С точки зрения единства и взаимообусловленности материального и нематериального общественного воспроизводства – это:

I C + V + m = М 1 – воспроизводство средств производства;

II С + V + m = M 2 – воспроизводство предметов потребления;

III С + V + m = М 3 – воспроизводство человека как биосоциального и ноосферного продукта (разум, знание, интеллект, наука, образование, здравоохранение, спорт, культура и другие услуги).

При этом важно понять, что с позиции эффективности общественного воспроизводства и накопления первичным, опережающим процессом всегда является нематериальное производство и накопление. Вначале, как правильно трактует религия, идет слово, а потом дело. Прежде чем создать новую технологию, технику или другую потребительную стоимость, стоимость и меновую стоимость, надо иметь приоритетное накопление и развитие в самом человеке, его разуме, интеллекте, духовности, культуре (а следовательно, в обществе в целом).

Если нет опережающего накопления в нематериальной сфере, особенно в самом человеке, его разуме, знаниях, науке, образовании, культуре, то нельзя надеяться на рост валового внутреннего продукта, повышение эффективности в материальном и нематериальном производстве. В этом суть ноосферной экономики и социальной политики, которые делают свои первые шаги, императивно определяя новое содержание белорусской модели социально-экономического устойчивого инновационного развития в XXI в.

В основу теории развития экономики и социальной политики положено системное использование трех основных фундаментальных социально-экономических теорий цивилизационного развития человечества:

· ноосферной теории с ее критерием приоритетного развития разума человека и инновационной деятельности по развитию постиндустриальных производительных сил и совершенствованию производственных отношений, обеспечивающих сохранение природы для будущих поколений;

· неомарксистской теории, рассматривающей развитие науки как главной производительной силы, которая, используя различные формы собственности, обеспечит устойчивый рост ВВП – вновь созданной стоимости на основе структурного принципа «золотого сечения» (34% ВВП, создаваемого в сфере материального производства, и 66% ВВП, создаваемого в нематериальной сфере – сфере услуг), а также государственное регулирование распределительных отношений ВВП между 10% относительно богатых и 10% относительно бедных членов общества в соотношении 5:1.

· неокейнсианской теории с ее представлением о сильной и эффективной роли государства в общественном воспроизводстве системы «природа – человек – общество» с максимальной занятостью трудоспособного населения.

Идеология белорусского государства - юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей, которая отражает цели и особенностям белорусского пути общественного развития.

Базовые принципы и цели развития белорусского государства закреплены в Конституции Республики Беларусь, которая является правовой основой государственной идеологии.

Структурные компоненты идеологии белорусского государства:

  • - политическая модель белорусского государства, основанная на принципах суверенитета, народовластия, свободы мнений, разделения властей и верховенства права;
  • - экономическая модель, основанная на принципах многоукладной рыночной экономики, равенстве форм собственности и социальных гарантиях для населения;
  • - мировоззренческая составляющая, основанная на принципах патриотизма, гражданственности, солидарности.

Среди наиболее значимых приоритетов идеологии белорусского государства можно выделить:

государственный суверенитет Беларуси и международное сотрудничество на взаимовыгодных условиях, интеграция с Российской федерацией и странами Содружества Независимых Государств;

признание человека как высшей общественной ценности и цели государства, обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;

принцип верховенства права;

народовластие;

многоукладный, рыночный, социально ориентированный характер экономики страны;

справедливость, солидарность и партнёрство в отношениях между различными социальными группами;

веротерпимость и свобода совести;

патриотизм и гражданственность.

Фундаментальная цель - сильная демократическая процветающая Беларусь.

Стержневыми ценностями идеологии белорусского государства являются: безопасность, благосостояние граждан, независимость государства.

Политические партии и общественные объединения.

Наибольшими по количеству членов являются партии коммунистического направления - Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Коммунистическая партия Беларуси объявила себя преемницей КПСС и определила свои цели и задачи. Они заключаются в ориентации общества на социалистический путь развития, который ведёт к созданию бесклассового общества социальной справедливости, возрождению на добровольной основе государственного союза советских народов.

Между двумя коммунистическими партиями идут споры по вопросам политического и социально-экономического развития нашей страны. Вместе с тем их сторонники в своём большинстве поддерживают основные направления нынешней государственной политики современной Беларуси, реформы в интересах человека труда, развитие интеграционных процессов с Россией.

Социал-демократическое направление представляют Белорусская социал-демократическая партия (Громада) и др. Эти партии выступают за преодоление кризисных явлений в экономике, социальную защиту интересов различных групп населения.

Либеральное направление составляют Объединенная гражданская партия и др. ОГП выступает за приоритет частных интересов, минимизацию роли государства в экономической жизни общества, широкомасштабную приватизацию государственной собственности, во внешнеполитической сфере ориентируется на Запад.

К национально-демократическому направлению относится партия БНФ. В своей деятельности она придерживается идеи национально-культурного возрождения белорусов. Часть сторонников этой партии отличается антикоммунистической направленностью.

Большинство существующих партий значительного влияния на политическую жизнь страны не имеют. Это в определённой степени объясняется тем, что с момента возникновения многопартийности главные задачи развития страны были связаны с консолидацией общества, обеспечением условий для устойчивого социально-экономического развития, чему межпартийная борьба не способствовала.

Активно участвует в политических кампаниях республиканское общественное объединение «Белая Русь», образованное в 2007 г. Это объединение имеет целью способствовать достижению общественного согласия в деле построения сильной и процветающей Беларуси, а также социально справедливого общества, основанного на патриотических и морально-духовных ценностях белорусского народа.

Граждане нашей страны на добровольной основе для защиты своих трудовых прав и интересов объединяются в профессиональные союзы, которые участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства. Общее количество членов Федерации профсоюзов Беларуси в начале 2007 г. составляло свыше 4 млн. человек.

В 2002 г. был создан Белорусский республиканский союз молодёжи (БРСМ), являющийся преемником лучших традиций комсомола Беларуси и самым крупным объединением молодёжи, поддерживаемым государственной властью Беларуси. Цель БРСМ заключается в создании условий для всестороннего развития молодёжи, раскрытия её творческого потенциала, содействии формированию в Беларуси гражданского общества.

Массовым детским общественным объединением является Белорусская республиканская пионерская организация. Она призвана помочь каждому пионеру стать гражданином и своими делами и поступками приносить пользу себе, семье, Родине. Основные принципы участников организации - дело, добро, Родина, справедливость.

Активно действует одна из самых многочисленных в стране организаций - Белорусское общественное объединение ветеранов, образованное в 1987 г. В марте 2012 г. в его составе насчитывалось 1,9 млн. ветеранов, в т. ч. 1,6 млн. ветеранов труда, 200 тыс. - Вооружённых сил, 30,5 тыс. - Великой Отечественной войны.

Среди многочисленных фондов наиболее известен Белорусский фонд милосердия и здоровья. Он является членом соответствующего международного фонда, а также

Европейского союза общин милосердия, оказывает помощь социально незащищённым слоям населения.

В Республике Беларусь постепенно формируется гражданское общество - такой тип взаимоотношений между государством и обществом, при котором права граждан защищены законом и власть передаёт часть своих функций местным органам самоуправления. Каждому гражданину в нашем государстве согласно Конституции гарантируются свобода взглядов и участие в решении государственных дел. Элементы гражданского общества. Гражданское общество политические партии общественные организации органы местного самоуправления средства массовой информации.

Неотъемлемым элементом национальной модели гражданского общества стали Всебелорусские народные собрания, которые считаются внепарламентской формой народного самоуправления. Всебелорусские собрания соединяют в себе исторический опыт проведения народных вече в Полоцке и Турове и современные тенденции народовластия (демократизма). Всебелорусские собрания являются также формой отчёта власти перед народом и контроля гражданами деятельности государственного руководства.

  • Вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
  • § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
  • § 3. Укрепление белорусской государственности
  • § 4. На пути к союзному государству
  • Литература
  • Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
  • § 2. Основные типы идеологии
  • Литература:
  • Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
  • § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
  • § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
  • § 4. Характеристика основ конституционного строя
  • Демократическое государство
  • Правовое государство
  • Социальное государство
  • Светское государство
  • Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
  • §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
  • §2. Проблемы формирования политической культуры
  • §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
  • §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература:
  • Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
  • §2.Идеологическая функция средств массовой информации
  • §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
  • Литература
  • Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
  • §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
  • §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
  • §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
  • §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
  • §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
  • §7. Социальное партнерство
  • Вопросы для самопроверки:
  • Литература:
  • Глава 9. Идеология избирательных кампаний
  • § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
  • § 2. Виды избирательных систем
  • § 3. Стадии избирательного процесса
  • Вопросы для самопроверки
  • Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
  • Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
  • § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Глава 11. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
  • § 2 Структура и функции Парламента
  • §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
  • Литература
  • Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
  • §2. Идеология экономической политики Правительства
  • §3. Основные приоритеты в работе Правительства
  • Аграрная политика
  • Жилищное строительство
  • §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
  • §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
  • Литература
  • Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
  • §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
  • §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
  • Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
  • §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
  • §2.Экономические платформы современных идеологических течений
  • §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
  • §4.Условия формирования белорусской экономической модели
  • §5.Экономическая политика Республики Беларусь
  • Вопросы для самопроверки:
  • Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
  • §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
  • §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
  • § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
  • § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
  • §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
  • § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
  • §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература
  • Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
  • § 2. Приоритеты в сфере образования.
  • §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
  • § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
  • § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
  • Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • §1. Религия в современной Беларуси
  • §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
  • §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
  • Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
  • § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
  • §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
  • Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
  • § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
  • § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
  • § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
  • Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
  • Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
  • Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
  • Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
  • Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
  • Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
  • Раздел II. Динамика идеологических процессов
  • Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
  • Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
  • Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
  • Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
  • Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
  • Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
  • Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
  • Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
  • Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
  • Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
  • Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов 8
  • Основы идеологии белорусского государства

    Под общей редакцией

    профессора С.Н. Князева и профессора С.В. Решетникова

    кандидат юридических наук, профессор Князев С.Н.,

    доктор политических наук, профессор Решетников С.В.,

    доктор юридических наук, профессор Василевич Г.А.,

    доктор политических наук, профессор Земляков Л.Е.,

    кандидат философских наук, доцент Денисюк Н.П.,

    кандидат политических наук, доцент Антанович Н.А.,

    доктор философских наук, профессор Яскевич Я.С.,

    кандидат философских наук, доцент Старовойтова Л.В.,

    кандидат философских наук, доцент Гречнева.,

    доктор философских наук Криштапович Л.Е.,

    кандидат социологических наук, доцент Дмитриев Е.И.,

    кандидат политических наук Паречина С.Г.,

    кандидат экономических наук, доцент Антонова Н.Б.,

    кандидат исторических наук, доцент Мацель В.М.,

    доктор биологических наук, профессор Чещевик А.Б.,

    доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В.,

    кандидат исторических наук, доцент Соколовский А.А.,

    доктор социологических наук, профессор Котляров И.В.,

    доктор экономических наук, профессор Козик Л.П.,

    доктор философских наук, профессор Адуло Т.И.,

    доктор политических наук, профессор Бущик В.В.,

    кандидат философских наук, доцент Матусевич Е.В.

    доктор исторических наук, профессор Сташкевич Н.С.

    Вартанова Л.В.

    кандидат юридических наук, Петрик И.Л.

    Научные рецензенты: кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка; профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры, доктор социалогических наук Р.В. Гребенников

    Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690с.

    В книге на основе системного подхода раскрывается содержание таких важнейших компонентов идеологии белоруского государства, как теория, история и методология идеологических процессов, динамика идеологических процессов, идеологические аспекты деятельности государственных институтов, государственная политика в идеологической сфере. Содержание учебника соответствует учебной программе спецкурса для высших учебных заведений, утвержденной министерством образования Республики Беларусь.

    Книга предназначается студентам, аспирантам и преподавателям вузов. Адресуется также профессиональным политикам и идеологам, будет полезна всем, кто интересуется идеологическими процессами, происходящими в современном белорусском обществе.

    Предисловие

    Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.

    Когда наступают знаковые периоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.

    На этапе избирательных баталий термин “идеология” можно отождествить с таким многовекторным понятием, как “пропаганда” или “агитация”, включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь победившие, если так можно выразиться, идеологические конструкции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому конституция любого государства, по большому счету, является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства (затем они конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.).

    Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граждан, и руководством страны проводится соответствующая политика во всех сферах, то в политической системе соблюдается определенное равновесие, общественный баланс.

    Идеология государства  это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи “гражданин – государство”, которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь “власть, органы управления – человек”.

    У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

    Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая же платформа пользуется наибольшим доверием избирателей. В целом наши граждане высказали доверие сильной государственной власти и институту Президенства, а также свою приверженность христианским ценностям.

    Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов “государственность”, “идеология”, “национальная идея”, так как их нельзя навязать “сверху”, искусственным путем, а следует “собирать” по крупицам.

    Попытки сформулировать национальную идею в последние годы предпринимались не одиножды. К сожалению, ни одна из них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь создание национальной идеи – не пропагандистская акция, а определение направления и перспектив государственного строительства.

    В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. По мнению авторов книги, этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.

    Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства.

    Структура курса имеет системный характер, она включает 4 раздела, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой “процессуальный уровень” принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования общественного сознания. На политическом уровне правительством страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные и молодежные организации. Поэтому в раздел “Динамика идеологических процессов” мы включили и тему о роли профсоюзов, чтобы рассмотреть, как профсоюзы влияют на формирование идеологии белорусского государства и экономической стабильности.

    В этом же разделе – тема идеологии избирательных кампаний. Мы посчитали, что такой аспект также обязательно должен присутствовать, поскольку разговор идет о выборах руководящих органов государственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от СМИ. Идет формирование общественного мнения, представлений о том, как государственные институты будут выполнять политические, экономические, мировоззренческие, идеологические задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить процесс организации и проведение избирательных кампаний.

    Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: “Государственные институты и идеологические процессы”. Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность. Мы выясняем, каким образом, с учетом каких факторов принимаются решения в управленческой сфере, на самом высоком политическом уровне? Разве это не интересно студентам, всем гражданам?..

    И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: “Государственная политика в идеологической сфере”. Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей: как, какими способами их достигнуть – и какими будут результаты?

    В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый потенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зависит, как этот курс будет воспринят студентами, народом, гражданами. Мы очень на это рассчитываем. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропагандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная разработка курса идеологии, с одной стороны, существенно продвигает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоззренческую задачу: обеспечивает диалог с молодыми людьми в стенах вуза относительно главных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, насколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запросам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересованный диалог власти и населения.

    1. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи.

    2. Государственность на белорусских землях.

    3. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.

    4. Свободолюбие, патриотизм, трудолюбие, гуманистические идеалы, демократизм, солидарность, чувство национального достоинства – важнейшие психологические составляющие самосознания белорусов.

    1. Осмысление исторического опыта народа предполагает глубокое изучение, во-первых, основных этапов формирования белорусского этноса, во-вторых, интеллектуальных и культурных достижений полиэтничного населения белорусской земли, что обусловило формирование белорусской национальной идеи. Эти процессы, в свою очередь, связаны с формированием восточнославянской (древнерусской) народности, наличием такого государственного образования как Киевская Русь. Несмотря на присутствие в каждой древнерусской земле особых культурных и политических традиций, в целом явно доминировали общерусские черты, обеспечившие поразительную культурную монолитность восточнославянского «русского мира» на всей территории от Карпат до Белого моря, несмотря на особенности и уникальность каждого региона. Следовательно, восточнославянская (древнерусская) народность – важный этап в формировании трех братских народов – русского, белорусского и украинского. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в XIV–XVI вв., сначала в условиях Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой, к XVII в. сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусский этнос (народность) с ее основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определенным уровнем самосознания. Естественно, у населения Беларуси в то время выявились не только специфические особенности, но и наиболее существенные черты, характерные для всего историко-этнографического региона, где проживали восточноевропейские народы (русские, украинцы), а в более широком смысле – черты европейской и общечеловеческой культуры.

    Как известно, возникновение любой самостоятельной государственности тесно связано с формированием нации. Современные нации – порождение нового и новейшего времени. Они формировались вместе с развитием рыночных отношений, становлением индустриальной цивилизации. Процесс консолидации белорусов в самостоятельную нацию также был объективным и закономерным явлением. Однако противоречивые социально-экономические и политические факторы, отсутствие реальных политических прав и свобод, наличие крепостнических пережитков в условиях Российской империи сдерживали ее формирование и развитие национального самосознания. Но это не смогло остановить объективный процесс консолидации белорусов в нацию. Белорусская интеллигенция, находившаяся в стадии своего становления, во 2-й пол. XIX – начале ХХ в. возглавила борьбу за национальное Возрождение. Возрожденческая идеология получила свое отражение в творчестве Ф. Богушевича, А. Гуриновича, позднее Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Весомый вклад в ее формирование внесли газета «Наша нива», авторы многих статей, публиковавшихся в этом издании. Таким образом, процесс консолидации белорусского этноса растянулся на столетия. Но начавшийся ХХ в. заметно ускорил процесс пробуждения национального самосознания, что в свою очередь способствовало формированию белорусской нации.

    2. Начать рассмотрение вопроса о государственности на белорусских землях следует с того, что ее элементы присутствовали в Полоцком и других княжествах, существовавших на белорусской территории в ІХ – начале ХІІІ в. Однако только элементы. Называть Полоцкое или Туровское княжества государствами, по всей видимости, все же нельзя. Можно говорить о государстве «Древняя (или Киевская) Русь». Хотя и оно не было государством в современном смысле этого слова. Русь была тем, что тогда именовалось «землей», т. е. территорией, принадлежавшей русскому народу. Следовательно, идея белорусской государственности имеет общерусские исторические корни, восходит к древнерусским содержании и форме государственности. Это полностью относится и к эпохе так называемой феодальной раздробленности, когда все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и стали жить самостоятельной жизнью. Существование отдельных русских княжеств со своими столицами и князьями воспринималось в то время как естественное явление. Тем не менее они составляли одну страну – Русь с единым русским народом.

    Возникшее в XIII в. Великое княжество Литовское, Русское, Жамойское следует рассматривать как полиэтничное государство, федерацию народов, в первую очередь литовского и славянских (русских) народов. Вполне закономерно, что ВКЛ воспринималось его населением, в т. ч. православным, как своя держава. Но считать ВКЛ белорусским государством так же нельзя. Вхождение белорусских земель в состав Речи Посполитой надолго отложило вопрос о белорусской государственности. Непосредственные предпосылки для возникновения белорусской государственности формировались на протяжении XIX – начала ХХ в. Не случайно будущий декабрист Н. Муравьев, проходивший службу в Беларуси, в своем проекте (минский вариант) Конституции (1821 г.) высказал идею создания Западной державы (с центром в Вильно) в качестве составной части России. Однако непосредственно вопросы белорусской государственности стали подниматься белорусскими национальными деятелями на рубеже ХІХ–ХХ вв.

    Идея национального освобождения и провозглашения национальной государственности белорусского народа выдвигались К. Калиновским еще в период восстания 1863–1864 гг. Эта идея была подхвачена и развита белорусскими народниками в 80-е гг. XIX в. в журнале «Гомон». При отсутствии у белорусов своей государственности, самостоятельных форм политической и экономической жизни борьба демократической интеллигенции в этот период за национально-культурное возрождение являлась важнейшим объединительным фактором белорусского народа, способствовала пробуждению его политического самосознания. Именно это обстоятельство и обусловило появление первой национальной партии – Белорусской социалистической громады, которая, влившись в революционный поток борьбы против самодержавия, заявила о необходимости установления в России федеративной демократической республики со свободным самоопределением белорусского и других народов, проживавших в границах Российского государства.

    Обострившиеся противоречия в России в начале ХХ в., вызванные во многом социальными издержками индустриального реформирования при сохранении традиционных укладов в сельском хозяйстве, невысокая степень уровня достигнутого страной прогресса по сравнению с ведущими державами мира настоятельно диктовали необходимость ее модернизации. Ожесточенные споры, вылившиеся в серьезные конфликты, болезненное восприятие массами их невысокого уровня благосостояния в итоге вызвали три революции, в ходе которых выявилось несколько моделей возможного развития – монархической, либеральной, социал-демократической и неонароднической. Но ни одна из них, к сожалению, не могла охватить всю полноту сложнейших проблем, предложить эффективные пути их решения. Подобные тенденции сказались и в общественно-политическом движении в Беларуси. Особое значение стал приобретать вопрос о белорусской государственности. Однако поначалу речь шла об автономии Беларуси в границах Российской федеративной демократической республики.

    В дальнейшем национально-государственное строительство в Беларуси тесно связано с революционными событиями 1917 г., гражданской войной. Тогда проявились две тенденции. Первая отражала потребность скорейшего преодоления социальной и национальной отсталости. Подобную модернизацию «догоняющего» типа мыслилось осуществить на советской основе. Другая тенденция выражала стремление части интеллигенции к самоопределению белорусского народа в виде независимой республики на основе парламентской демократии.

    Провозглашенная умеренными белорусскими социалистами в марте 1918 г. Белорусская Народная Республика (БНР) не была государственным образованием даже в «марионеточной форме». Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она не осуществляла. Несмотря на то, что созданные политические структуры (Рада БНР и Народный секретариат) пытались выступать соответственно в виде законодательной и исполнительной ветвей власти, реальными властными полномочиями они не обладали. Акт самоопределения БНР не поддержало в своей массе и население Беларуси. Не было армии, отсутствовала судебная и финансовая системы, так и не сформировались органы власти на местах. Функции правительства БНР ограничились урезанными полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и решениями некоторых задач в культурно-образовательной сфере, а также в области развития местной промышленности, торговли. Провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекало внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. Перипетии национально-государственного строительства были обусловлены многими объективными и субъективными обстоятельствами, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, логика политической борьбы. Это в какой-то мере и предопределило поражение тех политических сил, которые пытались реализовать идею БНР, ориентируясь на желанный «патронаж» Запада.

    Реальная белорусская государственность началась с 1 января 1919 г., когда была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Создавалась политико-территориальная единица с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя в то время, когда коммунистические лидеры всерьез еще рассчитывали на мировую социалистическую революцию, проблески которой, казалось, давали о себе знать в Германии, Венгрии, других европейских странах. Однако надежды построить Всемирную Советскую Федерацию с каждым днем становились все более призрачными. В то же время опыт гражданской войны, борьбы с иностранной интервенции, переход к мирному строительству свидетельствовали, что выжить по одиночке советские республики не смогут, как не смогут построить новое общество. В этих условиях начался переход к новому этапу государственного строительства – объединению республик в единое государство с общими для всех республик органами управления. Так в декабре 1922 г. возник Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

    Вместе с тем следует подчеркнуть, что БССР в условиях ограниченного суверенитета выполнила государственную, политическую, экономическую, социальную и культурную роли объединения и консолидации белорусской нации. Был создан мощный экономический потенциал, произошли серьезные изменения в социальной сфере, сформировался кадровый состав профессионалов-управленцев. Впервые возник реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая пресса, созданы другие институты суверенного государства. Советская система продемонстрировала огромные мобилизационные возможности. Страна в очередной раз поразила мир, превратившись в одну из сверхдержав, на полвека обеспечившая мировое равновесие именно тогда, когда технический прогресс привел человечество на грань самоуничтожения. Но цена советских свершений оказалась чрезвычайно высокой. Материальные лишения, зачастую голодные годы, тяжелый труд, социальные издержки – все это с избытком выпало на долю советского народа.

    В то же время деформации общественно-политической жизни не могли подорвать высокое чувство патриотизма белорусов, их решимость отстоять свою независимость в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием на мужество и стойкость нашего народа. Великая Отечественная война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать заново. И это был подвиг трудовой – равный подвигу военному. За послевоенные годы наш народ не только поднял страну из руин, но и превратил ее в индустриально развитую республику. Это стало возможным при помощи советских республик, входивших тогда в единую братскую семью народов. Однако обострившиеся противоречия внутри административно-командной системы привели к возникновению кризисных явлений в обществе. Набиравшие силу центробежные процессы привели к развалу СССР. Таким образом, советский период становления и развития белорусской государственности был противоречивым. Он принес как положительные, так и негативные результаты. И этот совокупный исторический опыт необходимо учитывать при формировании современной идеологии белорусского государства.

    3. С провозглашением независимости Республики Беларусь (1991 г.) начался переходный период в истории страны, связанный с формированием новых общественных отношений и многоукладной экономики. При этом следует иметь в виду, что в начале 90-х гг. ХХ в. старые системы управления были разрушены, а новые находились в стадии становления. Это привело к снижению стабильности и ослаблению государственной власти. В 1991–1994 гг. шли поиски направлений и форм, направленных на укрепление белорусской государственности. Важную роль в этом сыграло введение института президентства и реальное разделение полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей. Решение конкретных задач укрепления белорусской государственности выявило ряд особенностей, которые следует учитывать, рассматривая политические процессы в республике, происходившие в то непростое время.

    Первая особенность заключалась в том, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода стало усиление координации в действиях всех ветвей власти, а также повышение эффективности работы исполнительской «вертикали». Президентские выборы 1994 г., последующие годы это убедительно доказали, хотя поначалу была сделана попытка сделать крен на развитие парламентских форм демократии.

    Второй особенностью системы управления государством в условиях переходного периода стало повышенное внимание государственных органов власти к общественно-политической сфере.

    Третья особенность управления государством в условиях переходного периода заключалась в том, что власть и общественное мнение должны быть максимально монолитны для достижения поставленных целей. Монолитны – не значит одинаковы и однообразны. Власть и общественное мнение должны сосуществовать как «сообщающиеся сосуды».

    Четвертой особенностью белорусской системы управления в условиях переходного периода стала ясная внешнеполитическая линия и четкие приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического развития. Внешняя политика Республики Беларусь – многовекторна, основана на добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами. Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на развитие страны. В стране много проблем. И надо приложить немало усилий во всех сферах, чтобы добиться существенного прогресса. Государственная идеология как важнейший ресурс призвана помочь в этом движении вперед.

    4 . Прежде всего, следует уяснить содержание понятия «свобода» , его отличие от понятия «эгоизм», показать, что свободолюбие являлось характерной чертой восточных славян. Необходимо привести исторические факты, свидетельствующие о стремлении белорусов к свободе. Понятие «свобода» тесно связано с другим понятием – «справедливость», представляющим собой важнейший принцип, в соответствии с которым индивиды и социальные группы должны получать то, что они реально заслуживают.

    Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих веков истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осозновать его пространство как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства – свободолюбие, справедливость, патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств – отважность, упорство мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы. Эти чувства являются неотъемлемыми для белорусского народа, о чем свидетельствуют годы Великой Отечественной войны.

    Важнейшей чертой белорусского народа является трудолюбие . Производительный труд был и остается, пожалуй, единственным способом добывания белорусами жизненных благ. Эта трудовая созидательная ориентация обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, генетической предрасположенностью славян к мирным, добрососедским отношениям с другими народами. Ни предки белорусов, ни сами белорусы как самобытный этнос никогда не покушались на чужое добро и не вели завоевательных войн. Во-вторых, сложилось так, что белорусы по большей части своей истории являлись объектом эксплуатации в той или иной мере со стороны представителей других этнических общностей, а значит, они (белорусы) не могли пользоваться трудом других. В-третьих, свои небольшие природные богатства белорусы использовали для собственного потребления и лишь незначительную их часть превращали в предметы обмена. Сегодня же белорусы не располагают такими природными ресурсами, благодаря которым они могли бы, подобно другим народам, обеспечить безбедное существование себе и своим будущим поколениям. Ценностная установка на труд, подготовка новых поколений белорусов к созидательной деятельности – один из важнейших элементов идеологии белорусского государства. Все это является залогом достижения национально-государственного идеала и цели общественного развития Беларуси – становления сильного и эффективного государства.

    Гуманистические и демократические идеалы нашего народа берут свое начало также с глубокой древности. Эти традиции закладывались предками белорусов во времена земель-княжеств XI–XIII вв. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – нравственно-этический принцип, заключавшийся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманистические идеалы пронизывают произведения многих выдающихся деятелей белорусской культуры эпохи Возрождения – Ф. Скорины, Н. Гусовского, Л. Сапеги и др. В произведениях указанных авторов изложена вера в человека деятельного, гармонически развитого, обладающего высокой духовностью и нравственным совершенством.

    Демократические идеалы и традиции занимают особое место в наследии белорусского народа. Для Полоцкого, Туровского и других княжеств, существовавших на белорусских землях, был характерен демократизм их внутренней жизнедеятельности. В Полоцком княжестве в XII–XIII вв. действовали две ветви власти: княжеская и вечевая. Вече – собрание свободных людей, призванное решать наиболее значимые общественные дела. Оно ограничивало княжескую власть, но не подменяло ее полностью. Однако в исключительных случаях по решению вече князь мог быть отстраненным от власти. Конечно, речь идет о демократии не в современном смысле данного понятия, а о конкретно-исторических, ограниченных ее формах. Широкое распространение в XVI – начале ХХ в. в Беларуси получила так называемая «громада» – основное социально-территориальное и социокульурное общинное объединение сельских жителей. Таким образом, гуманизм и демократизм – неотъемлемые идеалы, ценности и ориентиры белорусского народа. Они не привнесены извне, а выработаны историей. За них наши предки боролись, стремились воплощать в реальную жизнь.

    Преобладающей чертой характера белорусов является толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо. Толерантность есть отношение к другому человеку, к представителям другого этноса или религиозной конфессии, к другим социальным общностям как к равным себе партнерам. Толерантность как жизненная установка предполагает настроенность на взаимопонимание с другими людьми, доброжелательные с ними взаимоотношения, на признание и уважения их права на собственную самобытность. Это важное качество белорусов предопределяется особым положением Беларуси в европейском культурно-цивилизационном пространстве.

    Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность . Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности (национальной, территориальной, социокультурной и т. п.) желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки других людей. Белорусы высоко оценивают доброжелательность как важнейший принцип взаимоотношений в семье, с друзьями, на работе.



    Вверх