Почему сыну нельзя нести гроб отца. Мнение церкви по этому вопросу. Приметы на поминках и после них

— Как показывает опыт, существуют сотни различных суеверий, связанных с похоронами. Одни завешивают зеркала в доме, где есть покойник, другие кладут в гроб вещи и деньги, третьи считают, что ближайшему родственнику нельзя нести гроб умершего. Как к этому относиться?

— Пожалуй, в нашей жизни нет ничего более мифологизированного и пропитанного суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения. Это происходит оттого, что люди совершенно не знакомы с православным учением о происхождении человека, его духовной природе, смысле его жизни, его божественном признании. Поверхностное отношение к Церкви, непонимание глубины того, что в ней происходит, породили уродливые похоронные лжетрадиции, которые ничего общего с православием не имеют, но, к сожалению, устойчиво присутствуют в народном сознании.

Тело человека в православии воспринимается как храм души, в котором она пребывает временно. Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догматом о Воскресении . Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (ведь душа человека по определению бессмертна), а в то, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут и соединятся с нашими душами. Вот почему в Церкви существует трепетное отношение к погребению : обмывать тело, одевать в чистое, покрывать белым саваном и хоронить в землю как в постель, где тело «спит», ожидая день Второго Пришествия и Воскресения из мертвых. Иными словами, заботясь о достойном погребении человека, родственники выражают свою веру во всеобщее Воскресенье..

— В православной традиции умершего называют усопшим, т.е. уснувшим. И смерть рассматривается как переход души и сознания человека в потусторонний мир – мир Вечности. Усопший не ушел в небытие, не исчез, а через врата Вечности перешел в другую реальность – мир духовный.

А где нет веры в Бога, там есть жуткий страх перед смертью и стремление вытеснить мысли о ней на периферию сознания. Обратите внимание, в обществе, где боятся смерти, пытаются замаскировать этот страх юмористическими передачами, комедийными, развлекательными фильмами и шоу .

У не верящих в Бога все, связанное со смертью, во все времена сопровождалось страхом. Отсюда, пожалуй, и самое большое количество предрассудков, живущих и в атеистическом, и даже в примитивном церковном внешнем сознании многих людей. Кстати, у так называемых атеистов и агностиков, которые вроде не должны верить в потустороннюю жизнь, присутствует масса страхов и суеверий, связанных с мистическим восприятием души, ее жизни в загробном мире и ее возможностью влиять на живых. Вот на таких примерах видна лживость атеистического восприятия мира!

Смерть для неверующих и полуверующих – это большей частью образ костлявой и страшной старухи с косой, которая пришла за своей добычей, при этом не упускающей случая попугать живых своим ужасным смехом и огнём пустых глазниц. И что им остаётся? Поскорее откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о ней. Вот отсюда и идет совершенно глупое суеверие класть в гроб с покойным деньги или вещи. Отсюда же широкораспростаненная традиция ставить на поминки водку (или воду) «для покойного», накрыв ее хлебом. Это просто отголосок языческой традиции, которая заключалась в ужасе перед душами мертвых. Чтобы они ничего плохого не сделали живым и ушли в свой мир, их надо было «угостить», «откупиться». Когда такое проделывают на современных поминках, их уже нельзя считать христианским поминовением усопшего. Хоть присутствующие и вспоминают умершего, это не мешает им по-язычески «отгонять» его душу.

— Так что же такое «суеверие»?

— Слово суеверие складывается из «суе» и «верие». С верой все понятно, а что означает «суе»? Это суета, безрезультатность, бессмысленность. Соответственно, суеверие — это не имеющая смысла, пустая, напрасная вера, которая наносит колоссальный вред человеку. Казалось бы, что плохого в том, что кто-то завешивает зеркала? А то, что место настоящей веры в душе заняло суеверие, то есть напрасная вера вытеснила подлинную. Вместо того чтобы молиться за душу близкого, человек думает, не забыть бы завесить зеркала или положить любимую вещь покойного в гроб.

Суеверие не приводит к Истине, а посему является крайне вредным. Подлинная вера просвещает человека, а суеверие ослепляет, оставляя его на уровне примитивного поверхностного развития и низводя до фарисейства. Как известно, в иудаизме есть огромное количество внешних, нелепых, а часто и просто бессмысленных предписаний, которые обличал Спаситель: «Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф.23:24). Вот так часто бывает и в наше время: выполняются совершенно глупые, нелепые суеверные правила, ритуалы, а главное при этом не делается.

Разве может увидеть Бога суеверный человек, который занят соблюдением всевозможных глупостей? Суетная вера лишает нас зрелости христианского трезвомыслия, занимая место подлинной Веры и Истины. Именно поэтому суеверия далеко не безобидны.

Посмертная судьба души зависит не от рюмки с хлебом, а от горячей молитвы близких. Только обращаться к Богу нужно с полным осознанием Того, к Кому вы взываете, тогда Господь непременно услышит и поможет.

Суеверие – это особое состояние сознания человека, ослеплённость души, не зависящее от уровня интеллекта и образованности. Повторюсь, но как ни удивительно, одними из самых суеверных являются как раз люди, позиционирующие себя учеными-атеистами. Я знаком с одним профессором, доктором физических наук, который никогда не здоровается через порог, потому что это «плохая примета».

Иллюстрацией глупости, происходящей из-за суеверий, может послужить также случай, произошедший на похоронах известного ученого. Во время поминок один академик (ныне тоже покойный), большой враг религии, стал произносить большую речь об умершем, которую закончил словами:

— А теперь давайте помянем. Не чокаясь.

На это друг усопшего, известный профессор и верующий человек, спросил:

— А почему, собственно, не чокаясь?

Над столом нависла пауза. Академик растерялся. Было видно, как он хочет придумать оправдание тому глупому суеверию, которое только что озвучил. Но попытки объяснить его с точки зрения материализма, поклонником которого он много раз публично себя объявлял, были тщетны. Все с интересом смотрели на краснеющего академика, который был похож на школьника у доски, не выучившего урок.

— Батюшка, так чокаться можно или нет?

— Как хотите, это не имеет значения. Запрет на чоканье не более чем классическое, глупое суеверие, взявшееся неизвестно откуда. Душе умершего от этих чоканий ничего не прибавится и не убавится. Помочь ей могут совсем другие дела. Поэтому не становитесь чокнутыми, выполняя все эти бессмысленные суеверные «правила».

— А как распространяются суеверия ?

Большей частью эти глупости приходят от людей, которые ничего по-настоящему не знают, но хотят себя показать знатоками, умными и во всем сведущими. Чтобы обратить внимание на свою персону, они придумывают или вспоминают какое-либо суеверие, которое бросаются выполнять вроде бы вполне вменяемые люди. Например, такая «знающая» говорит, что обязательно свечу церковную надо поставить к фотографии умершего или что на столе не должно быть солонок и ножей. Другая такая же «всезнайка» из соседнего города вводит обратные глупые порядки. По ее мнению, на столе солонки и ножи быть должны непременно, а вот фотографию со свечой необходимо поставить не дома, а на кладбище.

Это как раз подтверждает природу всех этих нелепостей. Ведь суеверия из разных районов, городов могут прямо противоречить друг другу. В одной области нельзя вилки на поминальный стол класть, в другом — металлические ложки. В третьем нельзя соль, а в четвертом — соль даже нужно, но никак нельзя горчицу. А в пятом можно и соль, и горчицу, но нельзя чтобы солонка была полной.

— Удивительно, как люди не понимают нелепости этих суеверий?

— Ничего удивительного. Это как раз и есть духовное ослепление, за которым следует ослепление разума. Ведь люди не знают, как правильно делать и что, поэтому и слушают «знающих», которые в своем дремучем невежестве распространяют такие «порядки». А не желающие учиться настоящим традициям люди слушают и делают, как им говорят.

Дальше эти суеверия расходятся как эпидемия, поражая глупыми «правилами» целые регионы. Но, несмотря на отсутствие здравого смысла, все это выполняется, потому что «так положено». И бессмысленно спрашивать, кем именно положено. Ответа не будет.

— Но суеверия часто объясняют народными традициями?

— Народные традиции тоже придумываются людьми, причем нередко с их помощью оправдывается много нелепостей. То, что традиция есть, еще совсем не значит, что она достойная и ее следует неукоснительно соблюдать. Например, много «традиций» сложилось в советское безбожное время, следовать многим из них вообще не стоит, наоборот, нужно всячески избавляться от этих лжетрадиций.

— А как относится к более древним языческим традициям?

— А что такое язычество? Это понятие произошло от слова «язык», что со славянского означает «народ» или «общность». «Языческий» в переводе на русский язык значит «народный». Люди не зря говорят «народные верования» или «по народному поверью». Но давайте посмотрим, всегда ли народ прав?

Вспомните, Бог дал Завет Моисею. А народ еврейский при этом скатился до поклонения Золотому Тельцу. Вот вам и народная вера! Или народ, видевший собственными глазами чудеса, поначалу приветствовал Христа, входящего в Иерусалим, а потом… тот же народ кричал «Распни, распни!». Ну и где была в это время хваленая народная мудрость?

А зачем «умный» народ устроил революцию в 1917 году, а потом утонул в крови Гражданской и последующих войн?

А если взять новейшую историю нашей страны. Где был интеллект нашего народа, который сам бросился разваливать (или во всяком случае не мешал разваливать) свою страну, добровольно отдавая приватизаторам десятками лет созидаемую госсобственность, при этом обрекая себя на бедность? А где сейчас разум российского народа, который регулярно ходит голосовать за проходимцев? Почему он не видит опасности? Да потому что народным сознанием манипулируют, попросту говоря, оболванивают так называемые идеологи.

Народ – это много людей. Но куда они пойдут, зависит не столько от мудрости каждого и всех вместе взятых, сколько от лидера.

Нужно ли слушать народ и поступать, как он считает, когда умер человек? Только тогда, когда этот народ ищет Бога, святоотеческой мудрости, идет к высокой цели — помощи душам усопших. А если его ведут примитивные суеверные «всезнайки», то следуя указаниям данной толпы, вы быстро скатитесь до оскорбляющей Божие величие суетной веры.

Скажите, а исполнение суеверных обрядов как-то сказывается на душах умерших?

— Безусловно, нанося ужасный вред. Рассудите здраво, как может помочь душе умершего наличие/отсутствие на поминальном столе вилок или горчицы? Какая связь между душой и столовыми приборами? А вот отсутствие на поминках выпивки очень даже ощутимо для души усопшего. Причем, дело тут не в суеверии, а в том состоянии, в котором пребывают люди за поминальной трапезой. Пьяные не будут молиться, им не до этого.

К сожалению, нередко поминки начинаются с малого: помянут стопочкой покойного, потом еще раз, еще, потом бабушку, дедушку, а под конец – и песни запоют. Как в том анекдоте: «Хоронили тещу, три гармошки порвали». Какая уж тут польза душе отошедшего в мир иной. Идет гулянка!

— Но попробуй не поставить на поминальный стол выпивку, сразу же начнут осуждать: «Как это так, на столе нет водки? Покойнику не налили и хлеба не положили?!» и.т.п.?

— Если вы организуете похороны, то все зависит только от вас. Как захотите, так и будет. Языческие представления о поминках, а также вредные суеверия других людей вас волновать в этом случае не должны. Ведь поминки организуются не ради близких и родственников, а для помощи душе умершего! Но придя к соседям на поминки, приказать им убрать со стола водку, а от фотографии стопку с хлебом вы не можете, так как не вы в доме хозяин.

— Значит, водка на столе тоже дурной обычай?

— Сама по себе водка – не грех, грех то, что люди, выпив, начинают «веселиться», и ни о каком молитвенном поминовении уже речи не идет. Вполне допустимо было бы выпить немного вина, но у нас поминки с алкоголем превращаются в настоящую тризну, где люди напиваются, чтобы снять стресс, забыться от напоминания о смерти.

А ведь по своей сути поминки — это агапе, т.е. трапеза любви, молитвенная трапеза. На поминки должны приходить не стресс снимать, не чтобы встретиться и поболтать с родственниками, и не рассказы рассказывать о покойном. На поминки должны идти те, кто любил и продолжает любить усопшего, выражая свои чувства в общей молитве, ведь именно в ней больше всего нуждается умерший.

Господь дает нам огромный дар: возможность вымолить послабление душе умершего в инобытии. Ведь Бог есть Любовь, и Он не может не откликнуться на нашу просьбу любви, выражаемую в общей поминальной молитве. Если родственники действительно любят усопшего, они будут делать все, чтобы помочь его душе, а не устанавливать дурные суеверные «порядки».

— Батюшка, а как относиться к суевериям, услышанным от бабушек в храме или от соседей?

— Никогда не надо следовать суевериям. Чтобы не попасть под их влияние, для начала следует узнать действительно правильные традиции. И не просто узнать, но и понять их суть и смысл, а также научиться видеть бессмысленность суеверий. Думайте, учитесь, читайте серьезные источники о том, как правильно, живите благочестиво, и тогда истинные традиции откроются вам.

Понимая ложность суеверий, по возможности донесите это до того, кто их разносит. Но делайте это тактично, осторожно, чтобы не обидеть человека. Постепенно внедряйте близким, родственникам, друзьям трезвое понимание, учите их анализировать, думать и узнавать суть. Главное — самому избегать суеверий и мягко объяснять их пагубность другим.

Ни в коем случае нельзя бороться с суевериями других людей демонстративно и напоказ. Это обычно только раздражает, а иногда и приводит к более серьезным последствиям. Тем более бессмысленно переубеждать «знающих» — на них не действует ни логика, ни объяснение настоящих традиций, ни аппелляция к здравому смыслу.

— Вот вы говорите об отсутствии логики в суевериях, о необходимости критичного их восприятия. А можно привести несколько примеров?

— Как-то мне рассказали об одной чудеснице, которая объясняла на поминках, что нельзя желать душе покойного «Царствия Небесного», потому что Бог Сам должен решить, положено оно покойнику или нет, а надо говорить «Земля пухом». Это пример дремучего невежества в сочетании с потрясающей глупостью. Как человек может думать, что пожеланием Царствия Небесного (а именно об этом мы и молимся в молитвах) он лишит Бога возможности произвести Суд? Нормальный человек должен понимать, что Бог принимает нашу молитву, но только Он один определяет место в ином мире.

Следовало бы спросить у этой невежественной женщины, почему, собственно, надо говорить «Земля пухом?». Ведь душа не лежит в гробу. Ей пух не нужен. И почему именно пухом, а не поролоном, ватой, синтепоном, чтобы еще теплее было? Нет ответов на эти вопросы, потому как суеверия бессмысленны.

Еще один пример: якобы кутью на поминках надо есть обязательно руками. Законный вопрос, а как еда руками (или столовыми приборами) может быть связана с душой поминаемого? И почему именно руками, а не одним пальцем? И только кутью, а не все блюда, включая поминальный кисель?

В некоторых местах суеверные товарищи не выпускают из-за стола, пока не выпьешь в обязательном порядке этот поминальный кисель или компот (в самых худших случаях – водку). Но почему его надо непременно пить? Он что, спасет души тех, кто его пьет? Или душу того, кого поминают? Нелепость этих заключений очевидна. Но, к сожалению, не всем. Людям суеверным так не кажется.

А как относится к тому, что ближайшим родственникам усопшего нельзя нести гроб. Считается, что таким образом они выражают радость по случаю его смерти?

— Это полная глупость. Как несение гроба может говорить о «радости?» Скорее, об ответственности, о желании последний раз послужить телу близкого человека. Если пойти дальше, то получается другая нелепость: если гроб несет не близкий родственник, а знакомый, то в соответствии с этим суеверием он тоже радуется? Тогда его надо гнать, а гроб все равно придется нести родственнику?

А как быть, если священник поддерживает суеверия или такие местные народные «традиции»?

— Такое бывает нечасто. Обычно священники относятся к суевериям как к ложной вере. Но иногда прихожане могут неправильно понять слова или объяснения батюшки, интерпретируя их как поддержку суеверий.

К сожалению, многие священники почти не борются с распространением суетной веры, пассивно наблюдая за ее размножением. Они не ведут активную борьбу с этим злом: не говорят проповедей против суеверий на отпевании, не разъясняют о их пагубности, не утверждют истинные знания и веру. Но редко бывают и такие, которые поддерживают суеверия.

В христианской жизни (в том числе и в такие трагические минуты как похороны близкого) мы должны руководствоваться Священным писанием, преданием Церкви, учением святых, соборными решениями Отцов Церкви, а никак не решениями отдельных батюшек, которые сеют суеверия. Не следует слушаться в таком важном деле никаких мнений и «постановлений», «правил» от ветра головы своей. И неважно, священник вводит эти суеверные «правила», соседка-старушка или кто бы то ни было. Все, что нам нужно – изложено в учении Церкви. При желании каждый может ознакомиться, потрудиться и почитать. Это не так сложно, не надо заканчивать духовную Академию, чтобы понять эти основы.

— Но многие воспринимают слова священника как истину, не допуская мысли о том, что он тоже может ошибаться или поддерживать суеверия?

— Скажите, если вы придете на прием к врачу, который имеет диплом и право лечить, а он вам скажет, что мыть руки перед едой вредно. Неужели вы его послушаетесь? Нет, конечно. Вы же знакомы с основными понятиями гигиены и знаете, почему надо мыть руки. Точно такая же гигиена существует и в духовной жизни. И даже если суеверный священник говорит глупости, это нельзя считать руководством к действию. Более того, если человек послушает врача, который велит не мыть руки, то за последствия придется расплачиваться ему самому. Тоже самое и в духовной жизни. Поэтому стремитесь получить важнейшие знания о Боге и не ленитесь жить духовной жизнью. Тогда не станете слушать суеверных, кем бы они не были.

— Иногда родственники усопших заказывают сорок сорокоустов в сорока храмах, или ставят на могиле обязательно сорок свечей и.т.п. Как вы к этому относитесь?

— Как к магии, замаскированной под православие. Почему именно сорок сорокоустов, а не сорок три? А почему монастырей должно быть сорок? Это же вульгарный каббалистический магизм! Вот что страшно. Ведь православие по своей сути прямо противоположно магии!

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Если вам поступают советы от людей «знающих», то к подобной информации, даже если она маскируется под православие, нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода советчиками. Помните, что дьявол есть отец лжи и со своим слугами прилагает все усилия, чтобы человек заблудился, отдалился от Истины, от Церкви и ее истинного учения.

Скажите, батюшка, почему эти внешние суеверия так хорошо распространяются в отличие от бесценных традиций?

— За сорняками тоже ухаживать не надо, они и без того пышно и обильно растут сами по себе. А вот красивые садовые лилии или розы требует постоянно ухода и труда. С суевериями и традициями такая же ситуация. Нет понимания настоящих духовных основ там, где ментальное поле засеяно сорняками суеверий. Их надо полоть, а это нелегкая работа.

Обратите внимание, что всё дурное, глупое и пошлое, например, какие-нибудь стишки, запоминаются легко и сразу. А чтобы выучить хорошие стихи Гумилёва или Пушкина, требуется сила духа и терпение. Почему? Природа человека устроена таким образом, что нам нужно делать над собой усилие, чтобы стяжать что-то хорошее и светлое, а глупость и сама легко входит в сознание и липнет как грязь. Трудно созидать в себе человека, но легко грешить и предаваться страстям. Трудно идти к вершине вверх, но очень легко кубарем катиться вниз.

Но созидая в себе доброе, мы не можем обойтись без Бога, без великой цели, которую дает христианство, а также без мужества, которое необходимо для борьбы с собой.

— Наверное, поэтому так легко следовать пустым суевериям, а вот помолиться о душе умершего, сделать дела милосердия гораздо тяжелее?

— Именно так. Ведь не трудно плясать до упада много часов на танцах (это и называют отдыхом), но нелегко столько же энергии затратить на грядке, занимаясь прополкой (это называют трудом). И читать глянцевый «Космополитен» гораздо легче, чем мудрые книги Достоевского. И часами смотреть телевизор вместо того, чтобы десять минут помолится. И слушать часовую болтовню подруги по телефону гораздо приятнее, чем десятиминутную проповедь в церкви.

Глядя на горюющих, можно увидеть похожую тенденцию. Человек способен сутками рыдать, предаваться безутешной скорби, рисовать ужасные фантазии о будущем, стенать и обвинять. Все это дается ему легко, без понуждения, и время на это находится с избытком.

А вот если этот человек пойдет на пару часов в храм или заставит себя почитать Псалтирь, то он будет чувствовать и быструю утомляемость, и усталость.

Пустые вещи всегда выполняются легко, а нужные душе умершего и нашим душам, зачастую тяжело. Причины этого просты: созидать трудно, а разрушать зачастую даже приятно.

— Давайте подведем итог. Какие суеверия и бессмысленные обычаи не следует исполнять христианам?

— Перечень суеверий столь велик, что назвать их все просто невозможно. К тому же, стараясь следовать этим глупостям, многие люди берут на себя неподъемную задачу. Ведь при всей тщательности их исполнения все равно всего не выполнишь. Вдруг «всезнающая» суеверная тетушка или бабушка забудет о чем-нибудь сказать? Или случайно, забывшись, вы все-таки присядете на «смертоносную» табуретку? Или пройдете между гробом и алтарем на отпевании? Суеверные люди, относясь к этим предрассудкам серьезно, неминуемо обрекают себя на страх, переживания и страдания.

Страх лежит в основе практически всех суеверий. Все они как под копирку строятся по схеме: покойник — что-то нельзя (или наоборот обязательно нужно) — иначе смерть (или будет плохо).

У христианства ответ на эти предрассудки тоже один: жизнь человека в руках Божиих. Только Он решает — жить нам или умереть, сегодня или через много-много лет. По учению Церкви, ни одна смерть не может быть случайной. Каждый из нас уходит тогда (и только тогда!), когда призовет его Господь (кроме самоубийства). Таким образом, все предосторожности, все попытки «обезопасить» себя или своих близких от смерти выполнением (или невыполнением) каких-то ритуалов, примет, суеверий и прочих глупостей являются совершенно бессмысленными. Ни гроб, ни покойник, ни та точка, с которой вы на него посмотрели, ни земля с отпевания, ни рюмки с ножками, ни кисель, ни слова не могут указать Богу — кого забрать, а кто будет жить. И мы никак не можем повлиять на это, разве что доброй жизнью. И конечно, Бог не подчиняется нашим ритуалам. Он ждет от нас любви к ближнему, душе покойного и к Нему, Творцу!

Главное — ориентироваться на то, что ни один из элементов похоронного обряда не должен вызывать страх. Избегайте всякого запугивания — болезнью, смертью и прочими неприятностями, пророчимыми за неисполнение какой-нибудь бытовой мелочи. Все эти суеверия никогда не были связаны с Церковью (а значит, и с установлениями Божиими), сколько бы вас не уверяли в обратном.

Никогда не путайте спокойное и благоговейное уважение к святыне с темными языческими страшилками, оскорбляющими и унижающими само достоинство человека, как чада Божьего.

Чтобы не попадать в суеверные сети надо:

1. Быть человеком верующим, который понимает, что все в этом мире происходит по воле или попущению Божию.

2. Вера должна быть еще и правильной, соответствующей учению Церкви, а не многочисленным «всезнающим» бабушкам, которые хоть и придут первыми на «помощь» растерявшимся от внезапно навалившегося горя людям, но принесут при этом гораздо больше проблем, чем их решений.

3. В любом случае необходимо руководствоваться и собственным разумом, который позволит отвергать подобные «наставления» от какого бы «знатока» они не исходили.

4. Главное — не бойтесь! Ничего. Любой здравомыслящий верующий человек знает о ложности и абсурдности подобных страхов. А те, кто еще сомневаются, просто не прилагают усилий, чтобы разобраться в этих, в общем-то, несложных вопросах. Помните, что количество суеверий, а также тщательность их исполнения – прямой показатель безграмотности и невежества.

Призыв Божий звучит так: «Познайте Истину, и Истина сделает Вас свободными». А суеверия, напротив, закабаляют человека, ведь он вынужден выполнять их во что бы то ни стало, боясь последствий за неисполнение, за свою судьбу, здоровье и так далее. Только истина делает нас свободными, а суеверие – пагубная ложь, которая превращает нас в тупых, ослепленных, придавленных, нелепых и, отчаявшихся. Веря в ложь, мы умножаем ее в тысячу раз. Именно поэтому суеверия – это зло, и не следует относиться к ним как к безобидным вещам. Не будьте суеверны, наполняйтесь настоящей чистой и искренней верой. Да поможет Вам в этом Господь!

Похороны — очень печальное событие и как бы мы ни хотели, каждому надо это пережить. Как вести себя на траурном мероприятии? С трагическими моментами связанно множество суеверий, примет и желательно их придерживаться, чтобы не столкнуться с неприятностями.

С трагическими моментами связанно множество суеверий

Некоторые значимые приметы об усопших

Выполнять приметы на похоронах необходимо, чтобы оградить себя от других проблем.

Если покойник глазом смотрит — путника для себя высматривает. Когда умершему закрывают глаза, важно закрыть их полностью. Для чего это? Если какой-то глаз будет хоть немножко открыт, то тот на кого глаз смотрит, может пойти следом.

Если умирает незамужняя девушка, нужно одеть ее в свадебное платье. Это известный обычай, но мало кто знает для чего это делают. Понятно, что основная миссия женщины — состояться женой, родить ребенка. Молодая, незамужняя девушка, ушедшая из жизни, является невестой Господа. И встретиться невесте с Богом необходимо в свадебном обличии.

Нельзя родственникам нести гроб на кладбище.

Толкуется это так:

  • Чтобы умерший не думал, что обрадовались его смерти.
  • Чтобы не пойти за усопшим следом.

Родная кровинушка притягивает. Кто не является родственником, плохого не предвещается.

Тому, кто несет гроб на кладбище, на время процессии, необходимо повязать руку полотенцем. Так, умерший выражает свое уважение и благодарность несущим.

Если в доме мертвец, закрываются все зеркала материей на период в сорок дней. Для чего это правило необходимо придерживаться? Зеркало являет собой, как бы дверью, разделяющий наш мир и потусторонний. Умершие не сразу оставляют наш мир. Некоторое время они находятся рядом и видят переживания родных, слушают их разговоры.

По истечении сорока дней, душа уходит в небо. И если умерший невзначай взглянет в зеркало, то он будет пленен. Тогда вывести его можно будет только с помощью медиума. Чтобы предотвратить плохое, зная обычаи, нельзя оставлять открытыми зеркала на срок в сорок дней.

Мерку умершего кладут в гроб.

Нельзя оставлять без внимания вещи, которые были уже на умершем. Раньше снимали мерку с умершего человека, чтобы изготовить гроб. И эту мерку оставляли в гробу. У покойника связанные руки и ноги, их развязывают на кладбище. Важно как мерку, так и веревки, которыми были связанные конечности усопшего после развязывания непременно остались в гробу. Для чего?

Такие предметы часто применяются в магических обрядах и есть случаи, когда ведьмы крадут их. Родственники, обеспокоены горем, могут не уследить за этим, поэтому на время похоронной церемонии нужна помощь и наблюдательность друзей, знакомых.

Почему важно придерживаться примет на похоронах

Приметы на похоронах имеют свои объяснения.

После того как вынесли покойника, выбрасывают щепки, оставшиеся от гроба и старый веник. Когда вынесли гроб, последний человек, вышедший из дома, заметает и вымывает полы чистой водой. Важно знать, что начинать убирать надо от порога. После этого, использованные веник и тряпку выбрасывают, во избежания другого покойника.

Нельзя перед траурным шествием переходить дорогу

Расческа, которой расчесывали усопшего, кладут в гроб или бросают в речку. Это связано с нечистой энергетикой данного предмета, и вывести это невозможно. Нельзя бросать такую расческу в озеро, поскольку необходима проточная вода. Раньше, придерживаясь обычая, ее кидали в речку, дабы присутствие смерти, скорее оставило дом и чтобы легче пережить утрату. Очень часто, родные тяжело переносят потерю. Важно, следить, чтобы ребенок не расчесался этой расческой. Нельзя давать такую расческу детям.

На кладбище, если бросить в яму горстку земли - защита от призрака.

После опускания гроба в яму, зная обычаи, кидают землю. Для чего это надо делать? По поверью, если не сделать это на кладбище, то усопший, может пугать ночами.

Во время траурной церемонии, проходящей вдоль окон, нельзя разрешать спать в доме.

Нужно внимательно отнестись к этому поверью. Не разбудив во время спящего человека, умерший может забрать его с собой. Нельзя жалеть малышей, даже если ребенок не хочет просыпаться и плачет.

Нельзя перед траурным шествием переходить дорогу.

Это связанно, что переходящий дорогу, может перенять болезнь покойника на себя. Поэтому если встретить похоронное шествие и очень надо быстрее перейти дорогу, лучше подождать. Потому что можно испортить жизнь не только себе, но и близким.

Во время траурного шествия идет дождь — хороший знак. Дождь предвещает душе покойника мир и покой на небе. Еще дождь оповещает, что усопший прекрасный человек и даже небеса плачут за ним.

Православная церковь не приветствует возлагать в большом количестве искусственные цветы венки на могилу. Через время они имеют довольно неприглядный вид.

На похороны лучше нести живые цветы, которые ветер может разнести после увядания.

Как правильно вести себя на поминках? После засыпания гроба, выпивают за упокой новопреставленного. По примете, души усопших вселяются в птиц и часто посыпают покрошенный хлеб на могиле. Но, если при жизни, умерший любил выпить, то он и как покойник не откажется. Иногда этот обычай уместен.

Покойного можно помянуть, принеся на могилу уголь с ладаном и лампадку. Еще можно на могилу положить освященный рис.

После похорон, придя в дом,потрогай рукой печку. Зачем так делать? В целях защиты от скорого покойника. Данное суеверие связано со стихией Огня. Раньше верили, что придя с кладбища и положив руку за печку – все негативные предсказания сожгутся.

При отсутствии печи, можно зажечь свечу, способствующая сжиганию негативной энергии.

После похорон, ставят стакан воды на подоконник. Это делать надо чтобы покойник в любое время приходил и пил воду. Можно поставить стакан и в другом месте, но желательно там, где любил сидеть умерший и пить чай или кофе. По наблюдениям, постепенно воды становится меньше. Если до сорокового дня стакан будет полупустой, необходимо добавить воды.

Часто люди не знают, как вести себя с одеждой покойного после похорон? Не нужно сжигать, выбрасывать ее, лучше отдать нуждающимся.

Существует мнение, что беременным нельзя находиться на кладбище

Можно ли беременным присутствовать на похоронах

О беременности есть множество примет. Не повлияют ли похороны на рождение ребенка? Существует мнение, что беременным нельзя находиться на кладбище. Это место, где жизнь человека заканчивается. А беременность- это начало рождения новой жизни.

Жизнь и смерть понятия противоположные, что и делает нежелательным моментом нахождения беременных на кладбище. Явления жизни и смерти постоянно меняются. Это еще одна причина, по которой нельзя женщине в положении присутствовать на кладбище. Стараться избегать в период беременности моментов, связанные с энергией смерти. Поэтому, чтобы не переживать за рождение ребенка -лучше остаться дома.

Примет, касающиеся похорон, нужно придерживаться. Если в процессе жизни, можно еще исправить невыполнение поверий, то после смерти, это не получится.

Но Православная церковь учит, что только Бог может распоряжаться жизнью и смертью . А мертвец не может выбирать кто останется живой, а кто умрет. И много известных суеверий о том, что усопший может кого-то забрать за собой, это всего лишь страх и предрассудки.

Сложно найти в жизни человека еще одно событие с которым связано такое большое количество суеверий как с обрядом погребения. Смерть близкого приносит его родственникам безграничное горе и бескрайнее море переживаний. А тут еще надо постараться соблюсти все многочисленные требования, предъявляемые к порядку проведения печального обряда погребения.

При этом огромное число суеверий, относящихся к этому событию никоим образом, не имеют отношения к православию. Люди просто уже привыкли считать так. Так практически каждый вам скажет, что родственникам нельзя нести гроб, в котором лежит родной для них человек. Почему? Давайте попробуем разобраться, окунувшись в разнообразие мнений и трактовок.

Можно ли родственникам нести гроб

Ответ на этот вопрос можно попытаться найти в духовной природе человека и смысле перерождения жизни. Если задать этот вопрос священнослужителю, то он скажет, что это совсем не так. В действительности православной церковью всячески поощряется практика активного участия на всех этапах обряда погребения именно родственников.

Очень хорошо, по мнению церкви, когда очень близкие родные люди производят процедуру омовения тела усопшего. Они же должны проводить его обряжение перед тем, как оно будет уложено в гроб. Им же надлежит покрыть покойного саваном и уложить на лоб венчик, который является символом венца славы, положенный каждому христианину в Царствии Небесном если он вел праведную жизнь.

Когда родственники несут гроб к месту погребения, они таким образом выражают благодарность человеку, покинувшему наш грешный мир за его жизнь, прожитую в нем. Помимо того, что это является выражением любви к умершему человеку, церковь считает этот процесс своеобразным выражением надежды на воскрешение души.

В народе этому утверждению имеются несколько объяснений. Во-первых, считается, что у покойного может сложиться впечатление что факт его смерти вызвал у родственников радость и они стараются поскорее от него избавиться. Во-вторых, бытует мнение, в соответствии с которым если родственники понесут гроб с близким им человеком, то это может спровоцировать в ближайшее время новые смерти.

Даже если гроб выносят не родственники, то каждому из них на руку повязывается полотенце и при этом читается наговор (оберег). После того, как гроб будет опущен в землю и закопан, полотенца развязываются и именно ими, каждый своим, вытираются вымытые руки. Затем они отдаются тому человеку, который сливал воду на руки. Он относит их в поле, выкапывает там яму, складывает в нее полотенца, обливает их горючей жидкостью и сжигает. При этом читаются молитвы «Отче наш» и «Живый в Помощи».

И многие в это безоговорочно верят. Хотя неизвестны такие случаи, когда врачом, священником или этнографом был зафиксирован факт смерти как следствие выноса гроба. Наверно по этой причине в некоторых странах правом выноса гроба на руках из дома обладают только близкие люди.

Так поступают, например, португальцы. И эти же родственники у них должны нести гроб до кладбища. По их мнению, это свидетельство уважения и последнего проявления любви к усопшему. В Португалии такое действо является обязательной нормой погребального обряда.

Мнение церкви по этому вопросу

Православная церковь считает это предрассудками. Все обряды, молитвы и установления Святой Церкви ясно учит каждого христианина тому, каким образом должен провожаться усопший член Церкви. Это прекрасно известно со времен совершения погребального обряда Самого Господа Иисуса Христа.

Господом Богом на Успение Владычицы были чудесно собраны апостолы из разных стран и мест, чтобы у них была возможность участвовать в погребальном обряде Пречистого и святого тела Богородицы. Это отображено в иконах, посвященных Успению Пресвятой Богородицы. Ими самими был вынесен гроб со святым телом Матери Бога нашего, к которому они благоговейно прикасались, а также лобзали его.

После этого Церковь установила обычай, который надлежало выполнять всем христианам. Согласно ему они должны были нести гроб, а также давать последнее целование усопшему. А возникновение черной полосы в жизни объясняется не прикосновением к неживому телу, а ведением греховной жизни, придания неврачеванным страстям, невежеством и маловерием. Проще говоря - духовной мертвостью.

Трактовка архимандрита Августина (Пиданова)

Обряд погребения, как и сама смерть наиболее мифологизированы и пропитаны суевериями. Причина этого кроется в том, что люди мало разбираются в православном учении о том, как произошел человек, в чем его духовная природа, какой смысл вложен в людскую жизнь, и о божественном признании.

На почве поверхностного отношения к Церкви, непонимании глубин всего в ней происходящего и поднялись неприглядные лжетрадиции, связанные с похоронным обрядом. У них нет ничего общего с православием, однако они намертво укоренились в сознании народа.

Православие ассоциирует тело человека с храмом души, в котором ей суждено временно находиться. Благоговейному отношению к телу усопшего учит главное учение христианства - догмат о Воскресении. Каждый христианин верует не в то, что произойдет воскрешение его души, ведь она является бессмертной по определению, а в воскрешение его тела во время Второго Пришествия Спасителя, после чего произойдет его объединение с душой.

Именно по этой причине Церковь столь трепетно относится к каждой детали обряда погребения:

  • Обмыванию тела.
  • Обряжению его в чистые одеяния.
  • Покрытие белым саваном.
  • Опускание в мягкую землю, как в постель, в которой телу предстоит ждать Второго Пришествия и Воскрешения из мертвых.

Производя достойное погребение, родственники тем самым выражают веру что Воскресенье обязательно наступит.

Там, где отсутствует вера в Бога - присутствует ужасный страх перед грядущей смертью, и имеет место стремление загнать саму мысль о ней в самые глухие закоулки сознания. Ведь мы все являемся свидетелями того, как общество людей, с ужасом относящихся к смерти, вуалируют его создавая в огромном количестве развлекательные фильмы, юмористические передачи и комедийные шоу. Кроме того, распускаются разнообразные суеверия.

Ведь что такое суеверие? Это слово можно разбить на два: суе и верие. С верой вопросов нет, а что такое суе? Это производное от суеты, бессмысленности, безрезультативности. А значит можно сказать, что суеверие является не имеющей смысла напрасной верой, которая способна нанести человеку огромный вред.

Возьмем, например, требование завешивать зеркала в доме, где лежит мертвец. На первый взгляд это совершенно безобидное требование. Но ведь это суеверие осело в душе человека, вытеснив из нег какую-то част истинной веры. И у человека, которого должно беспокоить в это время только количество вознесенных молитв об усопшем, голова занята мыслями о том, чем можно завесить зеркала.

Суеверие не может способствовать продвижению к Истине, а значит от него один вред. Просвещение приходит к человеку от подлинной веры, а от суеверия на него находит ослепление, опуская его до примитивного уровня развития и даже до фарисейства.

Разве дано увидеть Бога суеверному человеку, занятому проблемой соблюдения всяких разных глупостей? Суеверие можно назвать определенным состоянием, в котором находится сознание человека с ослепленной душой. И тут не имеет значения ни образованность, ни уровень интеллекта.

Так вот именно таким суеверием и является утверждение, что гроб нельзя нести родственникам. Ведь это вполне объяснимое стремление отдать последнюю дань любимому человеку, проводив его в далекий и нелегкий путь в мир иной.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №2277

Правда ли, что нельзя на похоронах родственников нести гроб, прикасаться к нему и целовать покойного?

Ольга Иванова , Новосибирск, Россия
07/06/2006

Здравствуйте, батюшка!

У меня такой вопрос: правда или предрассудки то, что нельзя на похоронах родственников нести гроб, прикасаться к нему и целовать покойного, иначе ожидают неприятности и проблемы? Пока больше похоже на правду, если это так, можно ли каким-то образом изменить ситуацию в лучшую сторону, а то чёрная полоса в жизни никак не закончится?
Ольга

Ответ отца Олега Моленко:

И ты, Ольга будь здравой во всем.

То, о чем ты спросила и что по-твоему более похоже на правду, – не правда, а предрассудки. Святая Церковь в своих обрядах, молитвах и установлениях ясно научает нас тому, как провожать усопшего члена Церкви. Это хорошо известно из случая погребения Самого Господа Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери Госпожи нашей и Владычицы Марии. На Успение Владычицы Господь Бог чудесно собрал из разных мест и стран всех апостолов, чтобы они приняли участие в погребении Пречистого и святого тела Богородицы. Это наглядно видно в иконах Успения Пресвятой Богородицы. Они сами торжественно несли гроб, благоговейно прикасались и лобзали святое тело Матери Бога нашего. Далее Церковью был установлен обычай для всех христианам нести гроб и давать последнее целование (а именно так оно называется в православном чине панихиды) усопшему брату, сестре или клирику Церкви. Отсюда Церковь установила благоговейное почитание святых мощей – т.е. благодатных останков (как нетленных, так и костей) – с прикосновениями и лобзаниями их.

А черная полоса в жизни происходит не от прикосновения к мертвому телу, а от греховной жизни, неуврачеванных страстей, невежества, немощей и маловерия, т.е. своей духовной мертвости. И благо, что Господь Бог скорбями еще пытается разбудить тебя и обратить к спасительному покаянию.

Прикосновение к телам усопших людей было запрещено иудеям в ВЗ, но и тогда погребение мертвых тел было в очах Божьих большой добродетелью. Это можно увидеть в библейской книге "Товит":

Тов.1:
" 16 Во дни Енемессара я делал много благодеяний братьям моим :
17 алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои и, если кого из племени моего видел умершим и выброшенным за стену Ниневии, погребал его .
18 Тайно погребал я и тех, которых убивал царь Сеннахирим , когда, обращенный в бегство, возвратился из Иудеи. А он многих умертвил в ярости своей. И отыскивал царь трупы, но их не находили.
19 Один из Ниневитян пошел и донес царю, что я погребаю их; тогда я скрылся. Узнав же, что меня ищут убить, от страха убежал из города.
20 И было расхищено все имущество мое, и не осталось у меня ничего, кроме Анны, жены моей, и Товии, сына моего".

Тов.2:
" 3 И пришел он и сказал: отец мой, один из племени нашего, удавленный, брошен на площади.
4 Тогда я, прежде нежели стал есть, поспешно выйдя, убрал его в одно жилье до захождения солнца.
5 Возвратившись, совершил омовение и ел хлеб мой в скорби.
6 И вспомнил я пророчество Амоса, как он сказал: праздники ваши обратятся в скорбь, и все увеселения ваши – в плач.
7 И я плакал. Когда же зашло солнце, я пошел и, выкопав могилу, похоронил его.
8 Соседи насмехались надо мною и говорили: еще не боится он быть убитым за это дело; бегал уже, и вот опять погребает мертвых .
9 В эту самую ночь, возвратившись после погребения и будучи нечистым , я лег спать за стеною двора, и лице мое не было покрыто.
10 И не заметил я, что на стене были воробьи. Когда глаза мои были открыты, воробьи испустили теплое на глаза мои, и сделались на глазах моих бельма. И ходил я к врачам, но они не помогли мне ".

Тов.3:
" 1 Опечалившись, я заплакал и молился со скорбью, говоря:
2 праведен Ты, Господи, и все дела Твои и все пути Твои – милость и истина, и судом истинным и правым судишь Ты вовек!
3 Воспомяни меня и призри на меня: не наказывай меня за грехи мои и заблуждения мои и отцов моих, которыми они согрешили пред Тобою!
4 Ибо они не послушали заповедей Твоих, и Ты предал нас на расхищение и пленение и смерть, и в притчу поношения пред всеми народами, между которыми мы рассеяны.
5 И, поистине, многи и праведны суды Твои – делать со мною по грехам моим и грехам отцов моих, потому что не исполняли заповедей Твоих и не поступали по правде пред Тобою.
6 Итак, твори со мною, что Тебе благоугодно; повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю, ибо мне лучше умереть, нежели жить, так как я слышу лживые упреки и глубока скорбь во мне! Повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную и не отврати лица Твоего от меня.
...
16 И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих:
17 снять бельма у Товита и Сарру, дочь Рагуилову, дать в жену Товии, сыну Товитову , связав Асмодея, злого духа; ибо Товии предназначено наследовать ее".

Тов.12:
" 11 Не скрою от вас ничего; я (т.е. Архангел Рафаил) сказал уже: тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально.
12 Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою .
13 И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня , но я был с тобою".

Тов.14:
" 1 И окончил Товит славословие.
2 Он был восьмидесяти восьми лет, когда потерял зрение, и чрез восемь лет прозрел. И творил милостыни, и продолжал быть благоговейным пред Господом Богом и прославлять Его. ...
8 Итак, сын мой, выйди из Ниневии, ибо непременно исполнится то, что говорил пророк Иона.
9 Ты же соблюдай закон и повеления и будь любомилостив и справедлив, чтобы хорошо было тебе.
10 Похорони меня прилично, и мать твою со мною , и потом не оставайтесь в Ниневии. ...
11 Итак, дети, знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость. – Когда он это сказал, душа его оставила его на ложе; было же ему сто пятьдесят восемь лет, и сын с честью похоронил его .
12 Когда умерла Анна, он похоронил и ее с отцом своим . После того Товия с женою своею и детьми своими отправился в Екбатаны к Рагуилу, тестю своему,
13 и достиг честной старости, и похоронил прилично тестя и тещу своих , и получил в наследство имение их и Товита, отца своего.
14 И умер ста двадцати семи лет в Екбатанах Мидийских".


Похороны человека - не только тяжёлое, но и ответственное дело. Необходимо распорядиться о том, кого пригласить, распределить обязанности, заказать и оплатить поминки. Всё это требует от родственников умершего стойкости. Чтобы справиться со всеми задачами, стоит обратиться к суевериям.

Родители умершего не должны нести гроб с телом

Народная мудрость подскажет, как и когда необходимо проводить траурную церемонию. Так, например, обратившись к приметам, выясняют, можно ли нести гроб с телом родственникам умершего. Ответ на этот вопрос зависит от множества деталей.

Кому можно, а кому нельзя нести гроб умершего

По приметам, некоторым родственникам разрешается нести гроб с телом покойного, другим, напротив, это делать нельзя.

  • Родители умершего не должны нести гроб с телом. Их место - в начале процессии. Если они возложат на свои плечи умершего, то в дальнейшем их будут преследовать неудачи. Начнётся чёрная полоса в жизни, из-за которой не удастся добиться прогресса в профессиональной деятельности.
  • Тёте или дяде покойника не рекомендуется нести гроб. Это может привести к длительному горю о потере родного. Это приведёт к ухудшению уровня жизни и негативным изменениям в мировоззрении. Человек станет думать об отрицательных сторонах жизни больше, после чего ему придётся переубеждать себя.
  • Если гроб с умершим приносит дальний родственник, то его ждёт встреча со старым приятелем. Они хорошо проведут время вместе, однако в конце разговора будет чувствоваться разница в положении собеседников. Это натолкнёт обоих на мысли, которые затем повлияют на поступки.
  • Знакомые, не общавшиеся близко с покойником, могут нести гроб. На них не будет распространяться негативное влияние от траурного обряда, поэтому они могут не опасаться за собственную жизнь.
  • Приятелям также не воспрещается переносить труп к месту захоронения. Подобное действие редко является символом судьбы, однако в некоторых случаях оно указывает на положительные грядущие события. Человек может надеяться на появление верных друзей в кругу общения, благодаря которым будет проще пережить утрату.
  • Коллега может участвовать в траурной процессии, перенося гроб, однако это негативно скажется на его окружении. Многие близкие люди откажутся от общения с человеком. Его статус в обществе значительно снизится.
  • По приметам, ни отцу, ни матери второй половинки нельзя нести гроб с покойником. Подобный поступок приведёт к ухудшению отношений в семье. Между родственниками постоянно будут вспыхивать конфликты, основанные на недопонимании. Они ещё долго не смогут найти компромисс.
  • Если гроб будет перенесён руками жены или мужа умершего, то во время траурной церемонии кому-то из гостей грозит опасность. На похоронах здоровью одного из приглашённых будет нанесён ущерб. Чтобы восстановиться и вновь нормально функционировать, организму потребуется время и дополнительные ресурсы.
  • Брата или сестру второй половинки будут ждать серьёзные беседы о будущем, если они согласятся переносить гроб. Подобные беседы не только выведут человека из себя, но и негативно повлияют на их отношения с членами семьи.
  • Другие родственники со стороны супруга могут переносить тело умершего во время похорон. Это положительно повлияет на их материальное обеспечение. Они найдут способ увеличить собственные доходы.

Почему родственникам нельзя нести гроб

По приметам, объясняющим, почему родственникам нельзя нести гроб, подобный поступок может повлиять на дальнейшую судьбу человеку. Его могут ожидать негативные события, которые выбьют из привычного ритма жизни или негативно скажутся на отношениях с окружающими. Уточнить предзнаменование можно, опираясь на то, кем человек приходился покойному.

Мнение церкви

Как считают священнослужители, всем кровным родственникам нельзя нести гроб. Это усилит духовную связь с умершим, что делает человека более уязвимым для скорби и тоски по прошлому.

Похороны умершего - событие, которое требует от родни внимания, ведь неверный поступок отразится на дальнейшей жизни человека и его семьи.

Только сверяясь с приметами, можно правильно организовать траурную церемонию и при этом не накликать ни на кого беду.



Вверх