Первый эшелон. исход православных общин (от эйфории до…реальности). в.м.киприянов

Эта тема касается всех православных христиан, проживающих сейчас в Германии, как и мы.

Все вы знаете о жизни здесь не понаслышке. Всем вам известны сегодняшние проблемы Германии и жизни православных людей в Германии в частности. В первую очередь это проблема нашей удаленности от Храма Божия, куда приходится добираться порой по несколько часов. Часто бывает так, что службы в доступном нам храме проходят один-два раза в месяц, и как раз в эти дни (как это обычно случается) на нас наваливается много других забот, да так серьезно, что приходится выбирать между заботами и встречей в Храме с Богом. И как это ни горько сознавать, но часто борьба эта внутри нас оканчивается не в Его пользу.

И как хорошо было бы, если бы Храм был рядом с нашим домом, и службы в нем были бы хотя бы два раза в неделю, чтобы не приходилось выбирать между храмом и мiром.

А еще было бы здорово, если бы при храме была воскресная школа для детей и взрослых, чтобы была трапезная, где можно собраться после службы с такими же верующими людьми, как и ты, пообщаться с единомышленниками, попросить помощи или предложить кому-то свою, чтобы священник мог уделить время всем и конкретно вам. Самое главное во всем этом, как мне кажется, это то, что мы могли бы показать пример нашим детям. Чтобы они знали, что кроме того, что они видят в школе и на улице, может существовать и другая жизнь. И что кроме их папы и мамы, возможно несколько «странных» с их точки зрения (не похожих на других людей, их окружающих), существуют рядом и другие такие же «странные» люди, которые живут так же, и жизнь эта светлее, чище, и ярче той, другой жизни в мiру. И что, возможно, странными являются скорее те, другие люди, которые окружают наших детей в школе и на улице, потому что они не хотят жить той жизнью, полной добра и радости, которой живут их родители, а хотят «брать от жизни все», наступая при этом на дружбу, распиная любовь и совесть, пачкая руки и душу во всевозможной грязи. Наши дети чувствуют это подспудно, но не видят примера того, как можно иначе жить в обществе. Ведь семья это еще не все общество. Им очень трудно… Показать такой пример, или даже не пример, а возможность иной жизни, без тесного общения друг с другом, только за 2 часа богослужения достаточно сложно… Общение такое должно быть намного большим по времени. Этот островок нормальной жизни (жизнь в мiре сейчас на мой взгляд является не совсем нормальной) не должен ограничиваться богослужением, он должен оставаться постоянным во времени и желательно… в пространстве. Иначе остальные 166 часов в неделю легко перевесят 2. Очень уж тяжелая пропорция получается – 1 к 83.

Замечали ли вы, как порой после службы не хочется уходить из храма, хочется продлить это краткое время нахождения в православной среде, хотя бы просто посидеть тихо, рядом с людьми, которых ты видишь раз в неделю в лучшем случае. Это потому, что душа наша, по природе христианка, знает ощущение нашего настоящего Дома – Небесного нашего Отечества и тянется сама собой туда, где это ощущение она может получить наиболее полно. Для нас, находящихся здесь, такое ощущение душа может получить только в православном храме и глубоко счастлив тот, душа которого может получить аналогичное ощущение и в семье. Все остальное, что может предложить нам мiр – уводит нас в другую сторону.

Долгое время, преподавая в воскресной школе, я размышлял над этим вопросом. Как же нам объединить наших детей, как показать им пример другой жизни, как отвлечь их от прелестей и приманок этого мiра. Сделать это, живя на западе, очень трудно. И самое главное – как сделать этот пример непрерывным, или хотя бы 50 на 50. Тогда у нас есть шанс.

В свое время я узнал, что в Германии существуют коммуны. Что это такое? Люди объединяются на основе общего интереса к чему либо, приобретают жилье для совместного проживания, землю и помещения для работы, и создают на основе этого общего интереса предприятия. В таких коммунах есть практически все для автономного проживания. Часть людей занимается сельским хозяйством (как правило, оно био-ориентированное) — растениеводством (овощи, фрукты и т.д.) и животноводством. Коммуны имеют свой детский сад, как правило — общую кухню, библиотеку, автопарк, мастерские – те, для которых есть специалисты. Часть произведенного идет на внутреннее потребление, а часть – на продажу за пределами коммуны. Ознакомиться с такой функционирующей с 1986г. коммуной можно на примере Kommune Niederkaufungen (просто наберите это название в поисковой системе).

Что меня смущало в этих объединениях – отсутствие общего мировоззрения, и как следствие — различные негативные моменты в жизни, воспитании детей и т.д. Но сам факт того, что в Европе возможны объединения людей по какому-либо признаку, их совместное проживание и юридическое и экономическое оформление, внушало большой оптимизм.

И вот в какой-то момент возникла такая идея – а что, если объединиться не по признаку любви к био-овощам, а по признаку любви к Богу. Почему мы, православные, разбросанные по всей стране, не можем объединиться на почве единого вероисповедания? Толчок этой идее дал другой проект – строительство русского православного храма для нашего прихода в г. Штраубинг. Сейчас этот проект находится в стадии сбора средств. Как оказалось, поставить сам храм (например, деревянный – в стиле русских старых церквей) – не очень дорогостоящее дело. Гораздо дороже (в разы) – приобретение земли для него. Поэтому в ходе раздумий на эту тему возникла идея строительства храма за городом, где земля намного дешевле. Дальнейший полет мысли привел к тому, что неплохо было бы и поселиться возле этого храма, чтобы было недалеко ходить на службы.

Итак, чтобы не утомлять вас более моими словесными изысканиями, перехожу к основной части письма, которую постараюсь сформулировать кратко, дабы не заинтересовавшиеся не ругали меня за потраченное время, а заинтересовавшимся охотно отвечу лично более подробно. Идею можно озаглавить так:

Православное поселение в Германии.

Для начала осуществления идеи требуется несколько православных семей, согласных с базовыми принципами и имеющих возможность (в том числе и материальную) переехать .

На первом этапе – нахождение единомышленников, знакомство, выработка общего плана и согласование места для покупки базового жилого фонда.

На втором этапе – приобретение старого Bauernhof (или чего-то подобного) с возможностью жилья для 3-5 семей и до 1 га. земли. Такие хозяйства сейчас продаются не очень дорого, т.к. старые байеры уходят, а их дети не хотят работать на земле и продают дома вместе с землей. Возможны также и другие варианты жилья.

Третий этап — строительство деревянной церкви с помещением для воскресной школы и трапезной.

Одновременно с этим — развитие поселения, необходимых производств, с/х участков, мастерских и т.д. (см. ).

Четвертый этап (в мечтах) – православная общеобразовательная школа, паломнический центр, каменный храм …

Идея была представлена на рассмотрение Его Высокопреосвященства Архиепископа Берлинского и Германского Марка и нашла поддержку. Было получено благословение Владыки на организацию такого поселения и начата деятельность по поиску единомышленников, о чем и свидетельствует данное письмо.

Если вас заинтересовал данный проект, и вы хотите принять в нем участие или просто хотите помочь его развитию – просим связываться любыми доступными вам способами, указанными на странице . Просим также показать это письмо в ваших приходах, а также вашим друзьям и знакомым – возможно, кто-то из прихожан проявит интерес к нашему проекту.

Иерей Анатолий Акулиничев

настоятель храма Пресвятой Троицы (Erlangen)
и общины в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Nürnberg)

Приложение 1. Возможные виды деятельности в поселении.

  1. Bio производство – овощи, фрукты и т.д.
  2. Растениеводство (выращивание редких для Германии высокоэффективных растений)
  3. Козы – молоко, сыр, др. молочные продукты (редкость и полезно)
  4. Птица – яйца и т.д.
  5. Детские лагеря на время каникул
  6. Pflegedienst
  7. Пчеловодство
  8. Рыбоводство
  9. Семенной фонд – продажа био-семян овощей, лекарств. растений и др.
  10. Tagespflege
  11. Tagungshaus (Seminare usw)
  12. Детский сад
  13. Мастерские по имеющимся в наличии специальностям
  14. Гостиница
  15. Ресторан (с русской кухней)
  16. Булочная
  17. И т.д. — список зависит от специальностей поселян

Перед въездом в Потеряевку стоит табличка "На территории деревни курить запрещено". Добавлю ещё, что в деревне не только не курят — и не пьют, и не сквернословят. Да и всё дурное, что человека не красит, кажется, осталось там — в затерянном для Потеряевки, почти что виртуальном далёком мире "цивилизации".

Прежде, чем Потеряевке обрестись в её нынешних чертах и облике, она должна была исчезнуть. Исчезала зажиточная деревня долго, с 1930-го года, когда первые семь раскулаченных семей отправили по этапу. Их имущество, скот, амбары с зерном, добротные дома стали общественными. Добило Потеряевку в 71-м году постановление об укрупнении сёл, практически превратившееся в насильственное выселение. Методы известные — закрывают школу, магазин, отключают электричество… В числе последних уезжала многодетная семья Лапкиных. Покидали, чтобы вернуться.

Только спустя 20 лет после изгнания потеряевцев, благодаря братьям Лапкиным пришло время вновь отыскаться Потеряевке на этой земле.

С тех пор, как уехали последние жители Потеряевки, на месте деревни обосновался православный лагерь-стан. Трудным было его существование в советские времена — постоянное преследование привело к нелегальной жизни в подземелье. Мы совершаем своеобразную экскурсию, спускаемся в подвал — раньше сюда был сделан тайный лаз, заваленный землёй, дровами и брёвнами. Каждый год сотрудники КГБ ходили с щупом, пытаясь найти лагерь, но брёвна им сдвигать не хотелось. «Уж больно они ленивые», — смеётся Игнатий Тихонович Лапкин.

Даже сдвинув брёвна, раскидав дрова и землю, найдя лаз, они обнаружили бы самый обыкновенный погреб с картошкой. Но стоило выбрать картошку, как с одной стороны поворачивалась стена, и открывался сводчатый подземный тоннель с деревянным полом и светильниками на стенах. Тоннель заканчивался большим помещением — подземной церковью, где можно было молиться. Всё это делалось верующими по ночам. Землю долбили и вытаскивали наверх вёдрами. Сегодня здесь всё обыденно и похоже на обычное овощехранилище

Другой Лапкин — Иоаким Тихонович, — отслужив срочную службу в армии, в 1978 году после окончания Московской духовной семинарии стал священником. «Никогда не покидало меня желание вернуться в родные края, — рассказывает Иоаким Тихонович. — Приезжал сюда и видел, как земля зарастает бурьяном. Тогда-то мы и решили: пора начинать возрождение посёлка».

Весной 1991 года он приехал на свою малую родину. Началом новой Потеряевки стали две палатки и участок земли, вскопанный под огород. Поселенцы стали готовить простейший строительный материал — саман-кирпич из глины. Заготовили около семи тысяч кирпичей и за две недели сложили стены. Вот где Иоакиму Тихоновичу пригодилась служба в стройбате (там он был каменщиком). До осенних дождей успели поставить крышу, а осенью соорудили баню, скотный двор, выкопали колодец. В тот год первый раз после двух десятилетий в Потеряевке зимовали её жители: братья Иоаким и Павел Лапкины, их мама Мария Егоровна, племянник Ося да ещё живность на скотном дворе.

И хотя стоял только один дом, весть о возрождении посёлка уже пошла по России, стали приходить письма с заявлениями на жительство от близких по духу и вере людей. Прослышали о возрождении Потеряевки даже в Америке. Из Калифорнии приехал потрудиться на благо деревни земляк, Никита Феоктистович Орлов.

Сегодня Потеряевка — настоящая деревня, где появились электричество и телефоны, медпункт, начальная школа, церковь, добротные дома, у многих из которых стоят автомобили, тракторы. Среди живущих в деревне, люди разных специальностей — врач, учитель, священник, агроном, электрик, компьютерщик, механизатор… Но все они живут своим подсобным хозяйством, для всех действует общинный устав. Работают здесь много, до позднего вечера. Отдыхают по воскресеньям и религиозным праздникам.

Среди православных людей давно витает идея создания неких сообществ, объединяющих верующих людей. Это жажда вырваться из асфальтированных пустынь - пыльных городов, на землю в собственный дом, где есть возможность заняться натуральным хозяйством, а самое главное - собственной душой. Православное поселение - это мечта о тихом благословенном месте в деревне, где неподалеку высится златоглавый храм. Спасово - воплощение этой мечты в реальность.

«А здесь мы решили построить поселение, где появление случайных людей просто исключено в принципе. Потому что единственной причиной для покупки дома в Спасово может стать стремление приблизиться к святыням Оптиной пустыни и Шамордининской обители, духовно окормляться монахами Клыковского монастыря, и просто - жить полноценной жизнью среди людей, близких тебе по духу. В этом смысле 250 километров, отделяющие Спасово от Москвы, парадоксальным образом оказываются не преградой, а подспорьем для осуществления задуманного нами. Это расстояние - своего рода фильтр, который сразу же отсеивает тех, кому наши идеи и устремления не близки.

По большому счету, мы хотим создать здесь такое братство единомышленников, где все были бы движимы любовью к Православию и родной земле, общим желанием сделать эту землю богаче и краше, растить на ней своих детей и помогать тем, кто живет рядом».

Православное поселение с инфраструктурой

Кроме непосредственной близости Спаса Нерукотворного пустыни рядом со Спасово еще два монастыря: женская в 4 километрах и - в 12-ти верстах. Из Москвы и других городов и весей России приезжают сюда целыми семьями и покупают в поселке участки и самостоятельно строят дома, либо приобретают уже готовый дом.

Все земли вокруг поселка выкуплены застройщиком или взяты в аренду, что гарантирует его жителям неизменность видовых точек и защиту владельцев домов от "сюрпризов" хаотичной застройки в будущем. Вашими соседями будут культурные, образованные люди, которые так же, как и Вы, ищут покой и уединение. Близость трех монастырей дает свободу выбора духовного наставника.

Добрая треть усадьбы отдана под парки и общественные зоны. Вода в скважине поселения отмечена экологами как чистейшая в Калужской области. Уникальная роза ветров сохраняет девственную чистоту природы. Вокруг поселка - яблоневые сады. Цель проекта - создать вновь ныне утерянный усадебный уклад жизни православного человека и дать жителям поселения возможность жить и работать в благодатном месте, вдали от суеты городов.

Для спасовских семей подготовлены маршруты активного отдыха: охота в 3-х охотхозяйствах, рыбалка в озере и реке, пешие и водные маршруты по Серене и Жиздре. Конные прогулки. Открыта агротуристический ферма для знакомства детей с домашним скотом.

Для детей из Спасово работает православный детский центр в Козельске, где наместник Спасова монастыря отец Михаил (Семенов) является директором. Для детей в центре работают множество секций: английский, компьютерный класс, музыка, пение, театр, кройка и шитье, живопись, лепка, вышивание бисером, гончарное дело. Детский центр выпускает 4 спектакля в год к основным православным праздникам. Более того, в Козельске находится и православная гимназия, где отец Михаил является попечителем. Кроме этого, в городе имеются 4 городских школы и 8 детских садов.

Создаётся православное самоуправляемое поселение.
Обращение к патриотически-мыслящим предпринимателям.

Для удобства обсуждения тема перенесена на наш ФОРУМ:

_________________________

Дорогие коллеги!

Все мы хотим видеть Россию могучей и процветающей державой. Все мы прекрасно понимаем, что наша Родина будет стремительно развиваться только в рамках самобытной мировоззренческой концепции, и станет еще более стремительно деградировать, если по сценарию стран-идеологов нового мирового порядка продолжит послушно исполнять роль сырьевой служанки. Но как реально в условиях глобализации сохранить свою культурную самобытность? Как защитить своих детей от влияния наркотиков, пьянства и сатанинской культуры? Приходится констатировать, что в существующих условиях уберечь не только своих детей, но и самого себя от разлагающего действия глобализации, этого смрадного "духа века сего", достаточно проблематично. Не запирать же дитя в квартире, а самому закрывать глаза и затыкать уши, перемещаясь по московским улицам! Иными словами, перед тем, кто хочет жить по- православному, да и просто жить традиционными ценностями, достаточно остро встает вопрос "о тылах".

Говоря о возможном противоядии духовной агрессии, хотелось бы, в первую очередь, обратить свой взор на наши православные монастыри, но так как речь все же идет о жизни в миру, то, как ни странно, достаточно интересный пример показывают нам США. Вернее, её фермерские хозяйства юга страны, где часть населения живет в условиях некой "культурной автономии", основанной не на лживых постулатах массовой культуры, а на традиционных западно-европейских консервативных христианских ценностях. Фермерские дети- а их, как правило, значительно больше, чем в городских семьях,- обучаются в закрытых частных школах или на дому. Нам видится, что подобное вполне возможно и в нашей стране.

Мы предлагаем создание православной общины-поселения, с традиционным для русского народа укладом жизни и нормами поведения, который позволит, с одной стороны, уберечь наши семьи от удушающего влияния мегаполиса, с другой - даст возможность вести развитое хозяйство и обеспечить достойный уровень жизни и образования каждому жителю поселения. Место для создания православного самоуправляемого поселения (лесной массив на границе Московской и Владимирской областей, недалеко от трассы) подобрано как исходя из соображений необходимой изоляции, так и относительной близости к Москве, что в совокупности с интенсивным экономическим развитием региона позволяет успешно заниматься предпринимательской деятельностью. В настоящее время приобретено либо зарезервировано под приобретение достаточное количество земельных участков.


Интервью с многодетной семьей, переехавшей из города.

Несколько лет назад мои молодые верующие знакомые отважились на переезд всей семьей в сельскую местность. Чем и как они живут, не жалеют ли о своем решении, много ли трудностей испытывают?.. С такими вопросами я подошла к небольшому бревенчатому домику в обыкновенной захолустной деревушке центральной России... Во дворе бегали смеющиеся дети, лохматый сторожевой пес в конуре встретил нежданную гостью суровым лаем, на лавочке блаженствовала кошка с тремя пестрыми котятами, в колясочке под окном мирно спал грудной малыш…

После шумной и суетливой Москвы я словно попала в иной мiр, в совсем другую страну, - ту самую, по которой так тоскует любящее Россию сердце…
- Татьяна, пять лет назад Ваша семья переехала на постоянное жительство из Москвы в деревню. Скажите, Вы не жалеете? Почему Вы приняли такое решение? И трудно ли оно Вам далось?
- Нет, мы не жалеем, хотя трудностей нам пришлось преодолеть много и, конечно, не меньше проблем еще впереди. На переезд нас благословил наш духовный отец; мы поняли, что это - воля Божия. Спустя пять лет, к нам переехали из города и наши друзья - еще четыре семьи с детьми. Переезжать нам было легко, весело и интересно - мы же молодые, так хочется романтики, приключений, чего-то нового. Главное, что нас удерживало, - это наши близкие и родственники, которые не хотели расставаться с детьми и внуками. Но, видя, что детям лучше здесь, в деревне, они нас отпустили.
Самое сложное в деревенской жизни для нас, городских, - это сельскохозяйственный календарь. Вот, например, мы привыкли, что каждый год, начиная с мая и по сентябрь, можно позволить себе выехать к морю, в горы; в общем, в городе этот весенне-летне-осенний период предназначен для отдыха, путешествий и прочих развлечений. В деревне, как вы понимаете, начиная с посева (апрель-май) и до сбора урожая (октябрь-ноябрь) - самые горячие месяцы; всем известна поговорка «летний день год кормит». Тут не то что уехать, а присесть, как говорится, некогда. Хочешь отдохнуть - жди зимы; земля спит под снегом, и человек может позволить себе тоже отдохнуть. По-другому в деревне нельзя.
Еще определенную сложность испытываешь в быту. Конечно, сейчас у некоторых есть возможность построить дом «под ключ», и тогда жизнь в деревне не будет сопровождаться неудобствами, а переезд в бытовом плане станет не столь ощутим. Но в большинстве случаев, решившись на переезд, семья должна некоторое время потерпеть. Мы с мужем, например, переехав из большой трехкомнатной квартиры в дом к нашей маме и бабушке, оказались вчетвером, с двумя малыми, детьми в одной комнате. В доме не было водопровода и канализации. И только когда родилась и подросла наша третья дочка, мы переехали в свой новый дом. Водопровод появился еще через полгода, а канализация - еще через год.
Положительный момент от всего этого - в стяжании терпения и смирения.
- Как изменилась жизнь Вашей семьи после переезда? Изменились ли Вы сами? Как при такой смене обстановки меняются дети?
- Жизнь изменилась сразу и кардинально. Муж стал вести занятия с детьми в военно-патриотическом клубе. Бабушка, мама, я и дети работаем на огороде. Надо сказать, что возможность заработать есть и в деревне. Например, одни наши друзья организовали лесопилку; кто-то занимается оказанием юридических услуг, еще одни знакомые держат корову, коз и кур и продают молочную и мясную продукцию.

Не надо думать, что в деревне - все сплошь темнота, нищета и беднота. Там немало достойных, работящих, умных и талантливых людей. Сейчас в России стали понимать, что наша страна - аграрная, испокон веков русские люди жили именно сельским трудом; и многие образованные, культурные и трудолюбивые горожане теперь переезжают в деревню.
Городские люди живут в суете, постоянной спешке. Толпа, все куда-то бегут, машины, шум... В деревне не так. За окном - тишина, только птицы поют и петухи кричат. Пройдет стадо - слышно, как мычат коровы. Когда попадаешь в такую тишину - сначала теряешься, потом даже и скука появляется. Но за всем этим мирным течением жизни начинаешь видеть мудрость, красоту нашего мiра. В городе только и смотришь, какой марки машина проехала и во что одет тот-то или тот-то. А тут - природа вся перед тобой раскрывается.
Первые, кто перестраивается на деревенский лад, - это, конечно, дети. Им все равно, что в доме нет удобств, а в деревне - выставок и кафе. Тут можно целый день бегать на воздухе, лазать по деревьям, наблюдать за домашними животными, копать, сажать, строить и делать еще кучу других важных и интересных дел. Конечно, такой немаловажный вопрос, как школа, волнует всех. Но и школа в деревне, оказывается, тоже есть. Да, пусть не так оборудована, как столичные, да и по полу зимой дует (проблема отсутствия финансирования - самая главная на селе). Зато в классе - 10-12 человек, учителя работают замечательные, на совесть, отдельно с каждым ребенком занимаются. Дочка наших друзей первый класс закончила в одной из Московских школ. Во второй класс пошла уже здесь. И что вы думаете? Оказалось, что знания у нее хуже, чем у ее новых одноклассников. Почему? Может, из-за того, что когда в классе 30 человек, нет возможности всех проконтролировать? А тетради по математике у них в Москве были такие, что все уже в них написано, только вставляй там, где пропущено, и в результате дети не знают даже, как оформить задачу.
Различные кружки-секции тоже есть в сельской местности. Культурная жизнь деревни идет, тут можно познакомиться с настоящими народными мастерами, освоить многие народные промыслы, мастеров и умельцев, владеющих ими, не сыщешь в городе.
- Давайте поговорим подробнее о материальной стороне. Многие люди боятся переезжать в деревню из-за того, что там трудно найти работу с приличным заработком, чтобы прокормить себя и детей…
- Что касается материальной стороны, то, помимо вышесказанного, надо отметить, что в целом жизнь в деревне дешевле. Во-первых, кормит свой огород и хозяйство (коровы, козы, куры и прочая живность), а также лес (грибы-ягоды в изобилии). Во-вторых, при отсутствии хозяйства, есть возможность покупать настоящее мясо, молоко, яйца, творог, сыр, овощи, фрукты, ягоды непосредственно «у производителей», т.е. соседей-односельчан. В-третьих, расходы на транспорт значительно ниже. Проезд на местном автобусе - 14 рублей (в Москве - 25, кажется); здесь нет пробок, а топливо, как известно, «горит» в пробках в несколько раз быстрее, вот вам и экономия.
Но идеализировать тоже не надо. У нас в районе закрыли роддом по причине аварийного состояния здания, в районном центре нет ни одной детской площадки (а это город с населением почти 20 000 человек), не хватает освещения, нет автостоянок, пять лет назад закрыли баню, недавно в местной больнице перестали брать общий анализ крови по причине отсутствия финансирования на реактивы (через 2 недели, правда, возобновили). Та молодежь, что растет в невоцерковленных семьях, грешит также, как и городская, может, и похуже, из-за отсутствия, по их мнению, всякой перспективы в жизни.
- Все же сегодня значительная часть русской молодежи осознает то губительное - и физически, и духовно - влияние, которое оказывает современная цивилизация на семью. В результате все большую популярность получают так называемые экопоселения, мода на которые пришла к нам с Запада.
Молодые люди объединяются (чаще всего семьями) и переезжают куда-то подальше от цивилизации, чтобы «жить в гармонии с природой». Такие общины стараются существовать за счет натурального хозяйства, минимально влиять на природу, чаще всего ведут здоровый образ жизни, практикуют вегетарианство… Но о Православии речь, как правило, не идет - на первом плане стоят экологические идеи.
Что Вы можете сказать об этой практике? Как ее оцениваете? Есть ли у нее будущее? И чем она отличается от образа жизни православных семей в сельской местности?
- У нас есть несколько знакомых семей, которые как раз живут в таких поселениях. Это, по нашему мнению, обыкновенные секты, спонсируемые кем попало. А кто платит, тот и заказывает музыку. Может, в материальном плане там все очень хорошо, но для души - погибель. Вот и все.
- Что Вы думаете о роли Православия в возрождении русской деревни? Насколько важно наличие православного храма, регулярной церковной жизни, сплоченной верующей общины в этом деле?
- Вот тут мы подошли к самому главному в вопросе деревенской жизни.

Во-первых, нам надо твердо уяснить, что Россию разрушают. Разрушают сознательно, планомерно. И именно в деревне разруху устроили в первую очередь. Зачем? Чтобы люди бросали все: хозяйство, скотину, и уезжали в города. А кто будет обрабатывать землю? Растить хлеб? Получается, что, живя в городах, мы потребляем только то, что нам привозят. Неизвестно откуда. А на наших землях поселяются другие народы. Недавно проезжали мимо одной из заброшенных деревень, в которой никто давно уже не живет. И вдруг видим: большое стадо, голов, наверное, около 80-ти. Что это такое? Подъехали поближе. Муж кричит пастуху: «Эй, это твое стадо?» А он повернулся и отвечает гордо: «Мое!» А мы смотрим, парень-то - то ли азербайджанец, то ли дагестанец.
Нужно понимать, что мы в ответе за нашу землю. И с нас Господь спросит за нее, как мы распорядились ею, возделывали и получали плоды или просто отдали чужим.
Во-вторых, деревенская жизнь, как, впрочем, и городская, должна строиться вокруг храма. Храм - наше спасение не только для души, но и для тела. Вот как мы, например, решаем вопрос с отсутствием в районе врачей-специалистов? Обращаемся к своим. Среди тех, кто переезжает сюда, среди прихожан - местных жителей - есть врачи. Они не только хорошие специалисты, но, что немаловажно, они православные. Конечно, когда нужна бывает специальная медицинская аппаратура, приходится ехать в город. Но, слава Богу, это нечасто случается.
Рядом с нами - один из духовных центров России - знаменитый монастырь. Мощи угодников Божиих почивают там нетленными. И не мы ездим лечиться куда-то, а к нам приезжают за тридевять земель, чтобы поклониться святым и получить врачевство от них. Племянница наших друзей исцелилась от рака, погостив здесь выходные, причастившись, исповедовавшись и приложившись к мощам. Теперь вся семья думает о переезде в наши края.
Тем не менее, отток жителей из деревни продолжается. Я думаю, уезжают в основном неверующие люди, т.к. они не справляются духовно. А среди верующих образовываются общины. Когда все помогают друг другу, сложностей значительно меньше, чем когда живешь в одиночку.
У нас в округе много храмов. И все - практически пустые. А какие пастыри у нас служат! Днем с огнем таких не сыщешь. В храмах - тишина и порядок; верующие приходят на службу как на праздник, во всем самом красивом. Служба неторопливая. Исповедь идет долго, выслушивают внимательно. Скажите, где в городе можно подвести на исповедь четверых детей, чтобы с каждым батюшка поговорил столько, сколько нужно, чтоб никто не торопил, не толкал, не раздражался?
Когда живешь среди природы, весь мусор сразу бросается в глаза. Так и в душе. Когда вокруг тишина, больше начинаешь прислушиваться к своему внутреннему миру, видеть свою греховность.
Деревенская жизнь приучает к трудолюбию, молитве. Просто болтаться без дела нет времени. А праздность - основа любого порока. И без молитвы - никуда, особенно - в деревенской жизни.

Беседовала Серафима Смолина , газета «Православный Крест»



Вверх